Как составить анализ учебника

Учебники
для анализа, предоставленные библиотекой факультета:

·        
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1992.

·        
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение,
2000.

·        
Сухова В.Б. Учись считать: Приложение к учебнику
«Математика. Подготовительный класс специального (коррекционного)
образовательного учреждения
I вида». – М.: Просвещение,
2000.

Оценка: от 5 до 15 баллов.

Схема
анализа учебника (учебного пособия) по математике для начальных классов.

1.     
Название учебника (учебного пособия). Авторы,
издание.

2.     
Соответствие учебного материала в учебнике
(пособии) действующей программе. Для какого класса школы
I
(
II) вида соответствует учебник (учебное пособие)?

3.     
Соответствие содержания учебника (учебного пособия)
целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного
развития математической науки.

4.     
Каким образом представлена теоретическая часть
материала (четкость, доступность, простота материала)?

5.     
Каким образом построена структура практического
материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового
материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для
самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития
внимательности и сообразительности.

6.     
Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития
творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий
эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?

7.     
Возможности учебного материала для проведения
коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности,
общению детей друг с другом, с учителем.

8.     
Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения,
таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько
оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию? 

9.     
Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для
самостоятельной работы учащихся?

10. 
Насколько обеспечена вариативность учебных заданий,
возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний,
умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?

11. 
Как учебник (пособие) обеспечивает
заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к
выполнению заданий?

12. 
Как реализуется связь учебного материала с
интересами учащихся, повышается их мотивацию к изучению предмета?

13. 
Как в учебнике (пособии) реализуются связи с
другими учебными предметами?

14. 
Каково воспитательное значение учебного материала.

Выводы:

·        
Соответствие учебника (пособия) учебному плану и
учебной программе школам
I (II) вида
(какому классу?)

·        
Соответствие учебника (пособия) задачам (обучающим,
развивающим, воспитывающим, коррекционным) специального обучения.

·        
Соответствие учебника (пособия) общим и
специфическим дидактическим принципам обучения математике детей с нарушениями
слуха.

Как выполнить анализ учебника

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Алгоритм проведения анализа учебника

Определение 1

Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.

Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.

Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:

  1. Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
  2. Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
  3. Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
  4. Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
  5. Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
  6. Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
  7. Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
  8. Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
  9. Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
  10. Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
  11. Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
  12. Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
  13. Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.

По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.

Составление плана анализа учебника

Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:

  1. Общая характеристика учебника или учебного пособия. Она связано с определением программы, на основе которой он разработан, его объеме, формате изложения материала, разработчиках, элементах оформления, структуре.
  2. Характеристика информации, представленной в учебнике. Здесь, анализируются текстовые данные учебника, их видовая принадлежность. Также, оцениваются теоретические материалы и практические задания: их объем, последовательность изложения, логичность, связь.
  3. Сложность теоретической учебной информации. На примере отдельных параграфов учебника демонстрируется сложность восприятия учащимися данной информации.
  4. Практическая ориентированность. Рассматриваются практические упражнения, задания, которые представлены в учебнике и оценивается их связь с реальной жизнью т.е. способствуют ли они развитию навыков практической деятельности в той или иной области научного знания и социальной жизнедеятельности.
  5. Методическая роль учебной информации. Вся информация учебника должна быть ориентирована на решение методических задач, на организацию педагогом своей профессиональной деятельности. Необходимо запланировать вопросы, задаваемые педагогом в ходе анализа учебника, касающиеся его методической значимости: наличие дополнительных текстов, их актуальность для раскрытия конкретной темы или курса, воспитательный потенциал информации и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 24.04.2023

  • Соответствие программе: Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утверждённому Министерством образования и науки Российской Федерации федеральному перечню учебников.

  • Доступность и научность: Учебник доступен и научно начальным классом, поскольку благодаря ему ученики научиться пользоваться практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; отвечать на вопросы учителя и ученика, придумывать свои собственные вопросы; создавать небольшое высказывание (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

  • Краток и лаконичен: Учебник краток, сжат, присутствует чёткость и темы расписаны на одном листе.

  • Комплектность : Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях.

  • Сезонность: Предусматривает две части. Первая часть на первый сезон до Нового года, вторая часть на второй сезон после Нового года.

  • Популярность, увлекательность, проблемность: Формат учебника красочный, много иллюстрации, задания систематической последовательности, так как предназначен для учебников начальной школы, логически построен.

  • Ведущая роль теоретических положений: Выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремлённость на раскрытие внутренних взаимосвязей, между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала.

  • Удачный подбор фактов, положений, примеров: Факты являются достоверными, которые предоставляют возможность знакомства с методами научного познания материала.

  • Хорошее оформление: Оформление учебника является приемлемым, радует глаз и вызывает желание работать с ним.

  • Связь учебного материала в жизни: Материал необходим для расширения кругозора, умения просчитывать ту или иную меру величины, уметь отличать их. Математика необходима для расчёта площади, количества и других жизненных аспектах.

  • Организует самостоятельную деятельность школьников: Организует детей путём решения поставленных задач и самостоятельного ответа на поставленные вопросы.

  • Развивает самостоятельный практический интерес: Учитывает индивидуальные возрастные особенности каждого ученика.

  • Отражает логику самой науки: Одна из функций математики заключается в передаче знаний, умений и навыков, собранных предшествующими поколениями.

  • Удобный формат: Формат данных учебных пособий очень удобен в изучении материала как в классе, так и в вне учебных занятий.

  • Теория подтверждается практикой и дозировкой занятий: Учебник определяет дозировку упражнений на одно занятие, т.е. в конце каждой темы составляются вопросы для закрепления и изучения пройденного во время занятия материала.

  • План анализа учебника

    ФИО: Рогачева Лидия Николаевна

    Место работы: МОУ «СОШ 101» Ленинского района г. Саратова

    __________________________________________________________________

    I.Общая характеристика учебника

    Для какого класса предназначается

    данный учебник?

    По какой программе создан учебник

    (базового уровня, углублённого

    обучения, для гуманитарных

    классов).

    Кто является авторами данной

    программы?

    Кто является авторами

    анализируемого учебника?

    Каков общий объём учебника?

    Отметьте элементы оформления

    учебника и их наличие (переплёт,

    красочность, наличие рисунков,

    схем, таблиц и т. п.).

    Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую

    обложку, выполненную в синезелёных тонах. На

    первом форзаце учебника имеется цветная таблица

    «Периодическая система химических элементов

    Д.И.Менделеева», на последнем форзаце цветная

    таблица растворимости солей, кислот и оснований»,

    а так же электрохимический ряд напряжений

    металлов и ряд электроотрицательности неметаллов.

    В содержании учебника так же имеются таблицы,

    рисунки, схемы.

    II. Характеристика текстов учебника

    Определите виды текстов,

    используемых в учебнике.

    В учебнике имеются различные виды текстов:

    печатный, курсив, жирный, подчёркнутый, петит.

    Укажите, где используются

    теоретикопознавательные и

    инструментально практические

    тексты.

    Теоретико познавательные тексты содержатся в

    материалах параграфов, а инструментально

    практические в текстах практических работ,

    расположенных в разделах «Практикум»,

    упражнений и задач, расположенных после

    содержания параграфа.

    На примере конкретного параграфа

    охарактеризуйте сложность и

    предполагаемую трудность для

    учащихся теоретико

    познавательного текста.

    Текст параграфа «Кислоты, их классификация и

    свойства» перегружен материалом, раскрывающим

    классификацию кислот по различным параметрам. В

    этом же параграфе отмечаются и особые свойства

    азотной и концентрированной серной кислот.

    На примере конкретного

    практического занятия

    охарактеризуйте полноту

    инструментальнопрактического

    текста. Способствует ли данный

    текст формированию у учащихся

    приёмов безопасной работы с

    Практическая работа 1 «Приёмы обращения с

    лабораторным оборудованием».Текст практической

    работы доступен для понимания, полно описывает

    приёмы работы с предложенным оборудованием и

    вырабатывает у учащихся навыки и приёмы

    безопасной работы и правильного поведения при

    работе в лабораториицелом тексты практических

    работ открывают возможность формировать у

    веществами и оборудованием?

    учащихся специальные предметные умения работать

    с веществами, выполнять простые химические

    опыты, учат школьников безопасному и

    экологически грамотному обращению с веществами

    в быту и на производстве.

    Много ли в учебнике

    дополнительных текстов?

    Охарактеризуйте методическую

    роль предлагаемых в учебнике

    текстов.

    В качестве дополнительных текстов в учебнике

    используются биографии великих химиков, их роль

    показать историю развития химии, великих

    открытий, имеющих применение в практической

    жизни, совершивших переворот в науке, раскрыть

    познаваемость мира, формировать чувство

    патриотизма и гордости за отечественную науку,

    показать связь теории с практикой, с жизнью.В

    учебнике достаточно много дополнительных

    текстов: есть и стихи, и химические сказки,

    интересные факты, информация о действии,

    применении и нахождении веществ в природе.

    Методическая роль предлагаемых в учебнике

    текстов:формирование мотивации, интереса к

    предмету, накопление и формирование

    функциональной предметной грамотности, умения

    ориентироваться во внешней среде по действию и

    использованию химических веществ, наглядности,

    эмоциональности восприятия материала,

    Имеются ли в учебнике

    пояснительные тексты?

    Охарактеризуйте методическую

    роль пояснительных текстов

    учебника.

    в учебнике имеется очень незначительное

    количество пояснительных текстов, т.к. форма

    изложения, тип научной литературы и возраст

    учащихся предполагает точное изложение в

    содержании параграфа. Методическая роль

    пояснительных текстов учебника заключается в

    точном толковании предметов, явлений или свойств.

    III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

    Насколько полно и рационально

    иллюстрирован учебник?

    Охарактеризуйте методическую

    роль рисунков, схем, диаграмм,

    таблиц. Помогает ли

    иллюстрированный материал в

    освоении теоретического

    материала? Формирует ли

    иллюстрированный материал

    умения учащихся работать с

    таблицами, графиками, схемами?

    Учебник имеет достаточное количество

    иллюстраций. Рисунки имеют большое значение,

    помогают разобраться в постановке некоторых

    исторических опытов, отражающих становление

    фундаментальных понятий в химии. Материал

    таблиц, схем и графиков помогает усвоению

    теоретического материала, структурируя его,

    помогает выделить главное и лучше запомнить

    важное.

    Какие элементы учебника

    составляют аппарат организации

    усвоения? Охарактеризуйте

    методическую роль вопросов и

    заданий, помещённых в конце

    параграфов. Отметьте, имеются ли

    вопросы и задания в начале

    параграфов и в основном тексте.

    Какова методическая роль таких

    вопросов и заданий?

    Организация усвоения знаний в учебнике Химия 8

    О.С.Габриеляна осуществляется с помощью

    вопросов, упражнений и задач, помещенных после

    параграфа. Вопросы 13 как правило носят

    репродуктивный характер, т.к. нацелены на то,

    чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее

    важные теоретические знания из материала

    параграфа. Вопросы 47 предполагают преломление,

    переосмысление знаний и перенос их на новый

    объект. Последние вопросы обычно задачи,

    помогающие развитию аналитико синтетических

    операций. Не в каждом параграфе, но довольно

    часто в начале автором ставиться проблемный

    вопрос, затем ( в иных местах) предлагается иногда

    даже несколько рабочих гипотез, а потом

    постепенно излагается современная точка

    зрения.Методическая роль таких вопросов и

    заданий погружение обучающегося в проблему,

    активизация его познавательного интереса,

    побуждение к мыслительному процессу.

    Выделяются ли в основном тексте

    определения основных понятий,

    главные положения параграфа?

    Какова методическая роль такого

    приёма?

    В основном тексте в рамках, с маркировкой

    жирной стрелкой, жирным курсивом всегда

    выделяются определения основных понятий.

    Главные положения параграфа выделены жирным

    курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти

    легко ориентируясь в тексте.

    Используются ли иллюстрации

    (рисунки, таблицы, схемы и т.п.)

    для организации самостоятельной

    познавательной деятельности

    учащихся?

    Иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.)

    используются для организации самостоятельной

    познавательной деятельности учащихся. Например

    при изучении темы «Растворение. Растворимость

    веществ в воде» рассматривая график наглядно

    можно проследить зависимость растворимости от

    температуры. Схемы диссоциации веществ с

    различным типом связи, позволяют не

    толькоувидеть как происходит диссоциация, но и на

    какие ионы диссоциируют соли и кислоты.

    Проведена ли систематизация

    сведений в конце параграфа

    (главы)?

    В конце каждого параграфа проведена

    систематизация сведений, здесь приведены

    основные понятия и узловые моменты теории.

    Реализована ли в учебнике система

    обобщений формируемых знаний?

    Охарактеризуйте элементы этой

    системы и уровень обобщений на

    каждом из них.

    В учебнике реализована система обобщений

    формируемых знаний: темы сгруппированы в блоки,

    которые завершаются решением задач, контролем

    знаний, химическими практикумами, что

    способствуетсистематизации и обобщению

    знаний, являются средствами закрепления умений

    и навыков, контроля за качеством их

    сформированности.

    Насколько развит в учебнике

    аппарат ориентировки?

    Перечислите имеющиеся в

    учебнике элементы аппарата

    ориентировки.

    В учебнике развит аппарат ориентировки это

    различные виды текста, рамки, маркировка текста,

    нумерация, разделение на абзацы, пропуски. Всё это

    помогает работе зрительной памяти и быстрого

    ориентирования по тексту.

    IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

    Что называют логической

    структурой курса? Перечислите

    основные подсистемы понятий,

    развиваемые в курсе химии.

    Перечислите теоретические уровни,

    на которых осуществляется

    развитие подсистем понятий.

    Укажите последовательность этих

    теоретических уровней в

    логической структуре курса. Какова

    методическая особенность

    логической структуры курса как

    модели содержания?

    Логическую структуру курса составляют его

    содержание и объем. Основополагающее понятие

    курса «химический элемент» и формы его

    существования в атомах, изотопах, ионах, простых

    веществах и важнейших соединениях элемента

    (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах,

    основаниях и солях), о строении вещества

    (типологии химических связей и видах

    кристаллических решеток), некоторых

    закономерностях протекания реакций и их

    классификации.Значительное место в содержании

    курса отводится химическому эксперименту. Он

    открывает возможность формировать у учащихся

    специальные предметные умения работать с

    веществами, выполнять простые химические опыты,

    учит школьников безопасному и экологически

    грамотному обращению с веществами в быту и на

    производстве. Теоретический материал курса химии

    для основной школы рассматривается в основном в 8

    классе, что позволяет глубоко изучить фактический

    материал химию элементов и их соединений в 9

    классе на богатом фактическом материале химии

    элементов. По объему программа освобождена от

    избытка конкретного материала.

    Близка ли последовательность

    изложения материала логической

    структуре курса? Какие трудности

    могут возникать у учащихся при

    изучении курса, логическая

    структура которого далека от

    модели?

    Последовательность изложения материала близка

    логической структуре курса. При нарушении

    логической структуры курса может возникнуть

    трудности в построении причинноследственных

    связей между составом, строением, свойствами и

    применением веществ; в формировании базовых

    понятий, терминологии, в формировании понятий о

    материальном единстве веществ природы.

    Достаточен ли данный учебник для

    организации полноценного учебно

    воспитательного процесса?

    Данный учебник достаточен для организации

    полноценного учебновоспитательного процесса.

    Отметьте положительные качества

    анализируемого учебника.

    Положительными качествами анализируемого

    учебника являются системность и доступность

    изложения, наглядность обеспечиваютрисунки,

    таблицы, схемы, несущие смысловую нагрузку,

    упражнения, задачи и цепочки превращений

    позволяют не только закрепить новые знания, но и

    применить их, перенося на новый объект.

    Какие стороны учебника можно

    было бы усовершенствовать? Как?

    Тексты практических работ не всегда

    соответствуют набору реактивов, допущенных к

    хранению в школьной лаборатории. Необходимо

    привести их в соответствие. Тексты некоторых

    практических работ слишком пространные, следует

    сделать из них пощаговые инструкции.

    Выбрали бы Вы этот учебник для

    своей практической работы в

    школе.

    Учебник хороший, но в данном формате для

    осуществления стандартов второго поколения этот

    учебник не подойдёт.

    Общая схема анализа учебника

    1. Внешнее оформление учебника, качество
    форзацев

    2. Наличие и качество иллюстраций,
    рисунков в учебнике.

    3. Информационная функция

    — соответствие содержания учебного
    материала современным требованиям;

    — новизна учебного и художественного
    материала;

    — качество теоретического материала,
    его познавательное значение.

    4. Мотивационная функция:

    — наличие материала, способствующего
    развитию интереса у учащихся;

    — соответствие учебного материала
    возрастным возможностям школьников;

    — наличие средств эмоционального
    воздействия;

    — увлекательность формы изложения
    материала;

    — наличие материала, опирающегося на
    жизненный опыт учащихся.

    5. Функция обучения школьника
    самостоятельной работе с книгой:

    — наличие материала или указаний в
    учебнике, помогающих ученику работать
    с книгой;

    — наличие образцов правильного
    выполнения заданий;

    — наличие заданий, помогающих осуществить
    самоконтроль знаний и умений.

    6. Развивающая функция учебника:

    — изложение учебного материала как
    системы, способствующей развитию
    разносторонних способностей учащихся;

    — наличие в учебном материале, в
    методическом аппарате проблемных
    вопросов и заданий;

    — наличие материала и заданий,
    способствующих познавательной активности,
    самостоятельности учащихся.

    7. Функция управления деятельностью
    учителя:

    — последовательность и целесообразность
    учебного материала;

    — наличие внутрипредметных и межпредметных
    связей;

    — отражение специфики учебника в
    национальной школе;

    — научная обоснованность содержания
    и структуры учебника;

    — согласованность с реальными
    возможностями учебного процесса.

    Литература

    1. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.:
    ВЛАДОС,2004

    2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
    Педагогический словарь.- М.: «Академия»,2000

    3. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,
    2002

    4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические
    теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,
    1999

    Практическое занятие №10

    Решение педагогических задач по теме
    « Закономерности и принципы целостного
    педагогического процесса»

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, цели, задач урока.
    Сообщение преемственности и перспективности
    изучаемой темы; привлечение внимания
    студентов к использованию теоретического
    материала в практической деятельности

    1. Актуализация знаний

    • Что понимается под «закономерностью»
      педагогического процесса?

    • Чем обусловлено возникновение принципов
      педагогического процесса?

    • Какова взаимосвязь между закономерностями
      и принципами образования?

    1. Решение задач (при решении задач см.
      приложение №1)

    Задача А. В 9-м классе идет урок
    химии на тему «Свойства азотной кислоты».

    Четверо учащихся отвечают у доски. Для
    внесения

    поправок и дополнений к
    ответам привлекаются все ос-­

    тальные
    ученики.

    Рассказывая о свойствах изученных
    кислот, учащиеся называли общие
    закономерности, характерные для
    пред­ставителей данного класса
    веществ, объясняли различие в
    поведении кислородных и бескислородных
    кислот, раз­бавленной и
    концентрированной серной кислоты.

    После опроса учительница перешла к
    объяснению но­вой темы.

    — Сегодня мы
    познакомимся со свойствами азотной

    кислоты,—
    сказала она и поставила перед учащимися
    ряд

    вопросов: Каков ее состав? К
    разряду каких кислот она

    относится?
    Что означает понятие «сильная кислота»?
    Ка­кие же свойства характерны для
    азотной кислоты?

    Учащиеся задумываются над ответами.

    Одна из учениц говорит, что азотная
    кислота, как и многие
    уже известные кислоты, будет реагировать
    с ме­таллами. Другие ученики
    добавляют: с основными окис­лами, с
    основаниями, с солями.

    • Что происходит при взаимодействии
      растворов кислот с некоторыми металлами?
      — спрашивает далее учительница.

    • Образуются соли и
      выделяется водород,— отвечают учащиеся.

    • А как это доказать? — обращается
      учительница к классу.

    В ход урока включается
    эксперимент. Преподаватель­ница
    вызывает к демонстрационному столу
    ученика и предлагает ему поставить
    опыт. В трех пробирках нахо­дится
    цинк. В одну из них ученик вливает раствор
    соляной, ii другую — серной
    и в третью — азотной кислоты. Затем он
    подносит горящую лучинку к первой
    пробирке, Раздается хлопок.

    — Это выделяется водород,— говорит
    ученик. То же происходит и в другой
    пробирке. Но вот в тре­тьей, несмотря
    на бурное течение реакции, водород не
    об­наруживается.

    Учащиеся озадачены. Взаимодействие уже
    нзвестиых им кислот с металлами приводило
    к образованию водоро­да. Почему же
    этого не случилось с азотной кислотой?
    Вопрос пока остается открытым.

    Ставятся другие опыты, подтверждающие
    кислотные свойства азотной кислоты,
    затем учительница кратко за­ключает:

    — Итак, мы убедились, что азотная кислота
    и похо­жа на другие кислоты и
    отличается от них.

    Учащиеся сами называют черты сходства
    с другими кислотами, подчеркивают и то
    отличие, которое они толь­ко что
    установили опытным путем: при действии
    азотной кислоты на металлы водород
    не выделяется.

    — Как же мы объясним этот факт? —
    спрашивает

    учительница.

    И тут же она ставит опыт по обесцвечиванию
    краси­теля азотной кислотой.

    • А какие уже известные вам вещества
      также обес­цвечивают красители?

    • Это характерно для хлора,— вспоминают
      уча­щиеся.

    Опять ставится опыт. Тлеющая лучинка
    вспыхивает в пробирке, в которой
    нагревается концентрированная азотная
    кислота. Ученики приходят к выводу, что
    азот­ная кислота является сильным
    окислителем.

    — Как же теперь объяснить результат
    опыта с цин­ком? — спрашивает далее
    учительница.

    Снова на помощь приходит эксперимент.
    Ставится опыт взаимодействия азотной
    кислоты с медью, и уча­щиеся видят,
    что в результате получается соль меди
    и выделяется бурый газ—двуокись
    азота.

    К доске вызывается ученик для записи
    уравнения ре­акции, а учительница тем
    временем изменяет условия опыта,
    добавляет в пробирку воды. Реакция по
    приоста­навливается, но результат ее
    уже иной. В растворе так­же образуется
    соль меди, но выделения бурого газа
    незаметно. Новый газообразный продукт
    собирается в ци­линдре под водой и
    затем демонстрируется классу.

    — Это окись азота,— говорят ученики.—
    На воздухе она превращается в двуокись.

    И учащиеся самостоятельно приходят к
    выводу, что степень восстановления
    азотной кислоты зависит от ее концентрации.

    Теперь осталось объяснить, что же
    происходило при реакции раствора азотной
    кислоты с цинком.

    Под руководством учителя ученики
    приходят к за­ключению, что цинк, как
    более активный по сравнению с медью
    металл, осуществил более глубокое
    восстановле­ние азотной кислоты.
    Следовательно, степень восстанов­ления
    азотной кислоты зависит также от
    активности ме­талла.

    1. Проследите реализацию всех
    принципов дидакти­ки и укажите на их
    взаимодействие.

    1. Какова роль наглядности в проведении
      данного урока?

    2. В чем состоит образовательная и
      воспитательная ценность урока?

    Задача Б. Пятиклассники занимают
    места в кабинете биоло­гии. Предстоит
    урок ботаники на тему «Подготовка се­мян
    к посеву». Па столе перед каждым учеником
    лежит ‘ закрытый пакетик.

    • От чего зависит урожай? — спрашивает
      учитель­ница.

    • От удобрений,— отвечает один ученик.

    • От почвы,— дополняет другой.

    Постепенно дети подводятся к выводу,
    что для полу­чения высокого урожая
    важны и структура почвы, и удобрения, и
    многое-многое другое. К тому же требу­ется,
    чтобы высеянные семена отличались
    высоким ка­чеством.

    Перед классом поставлена новая задача:
    определить, какое значение имеет
    очистка семян.

    — Если посеять неочищенные семена,—
    говорит уче-­

    ник,— то рядом с
    культурными растениями вырастут

    сорные.
    Они будут отнимать у почвы воду и
    питательные

    вещества, заглушать
    культурные растения.- Правильно,—
    говорит учительница и предлагает
    выполнить практическую работу: раскрыть
    пакетики с зернами ячменя и очистить
    эти зерна от сора.

    Содержимое каждого пакетика раскладывается
    на три кучки: в одной — живой сор, т. е.
    семена сорных рас­тений, в другой —
    мертвый сор (камешки, земля, солома и
    т. п.), в третьей — ячмень.

    Учительница тут же поясняет, что в
    сельском хозяйстве очистка посевного
    материала ведется, конечно, не вручную,
    а на специальных зерноочистительных
    маши­нах.

    1. Проанализируйте ход объяснения нового
      материа­ла и укажите, какие принципы
      обучения и как бы­ли реализованы
      учительницей.

    2. Оцените использование учительницей
      раздаточно­го материала.

    3. В чем проявилась на уроке связь теории
      с практи­кой?

    Задача В. На столах стоят
    микроскопы: пятиклассники изу­чают
    клеточное строение листа. Преподавательница
    гово­рит учащимся: «Обратите внимание
    на кожицу листа. Как там расположены
    клетки? Посмотрите на клетки мя­коти.
    Как они прилегают друг к другу?»

    В другом 5-м классе учительница сама
    сообщила све­дения о клеточном строении
    листа. Она рассказала, что кожица листа
    состоит из клеток, плотно прилегающих
    друг к другу. Клетки, из которых состоит
    мякоть листа, расположены в несколько
    рядов, притом рыхло: между ними имеются
    межклеточные пространства. После этого
    строение листа учащиеся рассматривали
    под микро­скопом.

    1. Чем отличаются способы использования
    средств наглядности в одном и другом
    классе?

    Литература

    1. Коджаспирова Г.М. Педагогика .- М.:
    ВЛАДОС, 2004.

    2. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: Академия,
    2002

    3. Смирнов С.А. Педагогические теории,
    системы, технологии.- М.: 2000.

    4. Хуторской А.В. Современная дидактика.-
    М.: 2002.

    Практическое занятие №11

    Решение педагогических задач по теме
    «Методы, приемы и средства обучения»

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, цели, задач урока.
    Сообщение преемственности и перспективности
    изучаемой темы; привлечение внимания
    студентов к использованию теоретического
    материала в практической деятельности

    2. Актуализация знаний

    Повторение, закрепление основных
    понятий, установление причинно-следственных
    связей, расширение терминологии

    • Что такое метод обучения?

    • Какие составные части выделяются в
      структуре метода?

    • Какие общие функции выполняют все
      методы обучения?

    • Как осуществляется выбор оптимальных
      методов обучения?

    1. Решение задач (при решении задач см.
      приложение №1)

    Задача А. Урок химии на тему
    «Стекло и его производство» в
    9-м классе. Учительница быстро опросила
    учеников и приступила к новой теме.
    На столах образцы стекла и тех
    материалов, из которых оно изготовляется.
    Рассмат­риваются образцы стекла,
    описываются их свойства. Преподаватель
    знакомит класс с составом стекла,
    характеризует области его применения.
    — Посмотрите материалы, которые лежат
    перед ва­ми,— говорит учительница.—
    Из них производится стек­ло. То стекло,
    которое вы видите на своих столах. Как
    же получается оно?

    Учительница знакомит с исходными
    материалами, разъясняет сущность реакций
    получения стекла.

    Предстоит демонстрация
    кинофильма. Учительница, обращаясь
    к классу, говорит:

    — Когда будете смотреть фильм, постарайтесь
    выяс­нить такие
    вопросы: Из чего состоит стекло и каковы
    его свойства? Какова технология
    изготовления стекла?

    После фильма девятиклассники безошибочно
    ответи­ли на эти вопросы.

    1. Какими методами
      пользовалась учительница при
      объяснении новой темы?

    2. Какую роль в ходе урока сыграл
      кинофильм?

    3. Как сочетается слово учителя с
      демонстрацией ки­нофильма?

    Задача Б.
    Урок русского языка в 3-м классе.
    Учительница предлагает ребятам вспомнить
    правило о правописании безударных
    гласных в корне слова. Учащиеся отвечают
    четко, примеры каждый раз новые, не из
    учебника: «ок
    но
    — окна», «кленовый — клен»… Затем
    работают со словами, где безударные
    гласные нельзя поставить под

    ударение.

    • Составим «Словарь
      огородника»,— говорит учи­тельница.—
      Три’ минуты.

    • Капуста, картофель, огурец, помидор,
      арбуз, мор­ковь, горох, фасоль, бобы,—
      читает свой словарь Лена.

    Ребята поднимают руки:

    — Лена оговорилась: слово «бобы» можно
    прове­рить — «боб»!

    На парте у каждого ученика лежат карточки
    с глас­ными. Их рисовали сами ребята.
    Учительница показыва­ет классу слово
    «С.нтябрь». Взлетают руки с буквой «е».
    Темп убыстряется: «…ктябрь» — «о»;
    «ос.нь» — «е».

    — Быстрее, быстрее,— торопит учительница
    и под­нимает вверх все новые и новые
    слова.

    Наконец, она кладет
    на стол последнюю карточку и отодвигает
    занавес у доски. На доске таблички с
    буквами-ребусами. Ребята с удовольствием
    выполняют новое за­дание. — А теперь
    пишем сочинение-малютку на тему «Осень».
    Обязательно используйте слова: «сентябрь»,
    «октябрь», «ноябрь»,
    «деревья», «дожди». Помните:
    сочинение-малютка, ничего лишнего.
    Должно быть коротко и хорошо.

    Пока ребята пишут
    в тетрадях, учительница пишет на доске:
    «Вянет, травка, и, ж…лтеет, лугах, на,
    з…ленеет, на,
    оз…мь, только, п…лях, солнце, туча,
    кроет, не бл…стит, небо, вет…р, поле,
    в, воет, моросит, дождик».

    — Если мы хорошо подумаем,— говорит
    учительни­ца,—
    и расставим все слова по местам, то
    прочитаем сти­хотворение
    Федора Ивановича Тютчева. Будете работать
    самостоятельно. Помните, как пишутся
    стихотворные строки, не забывайте о
    безударных гласных.

    В класе тишина. Все
    пишут быстро. Проверяют сочи­нение-малютку,
    а затем выразительно читают стихотворе­ние.
    К доске идет ученик и цветным мелком
    вписывает пропущенные буквы.

    В заключение урока проводится небольшой
    выбороч­ный диктант и разбор предложения.

    1. Проанализируйте урок, определите
    методы и прие­мы обучения и дайте им
    оценку.

    1. С какой целью учительница увеличивала
      темп ра­боты учащихся?

    2. Как решалась задача развития учащихся
      в ходе урока?

    Задача В. Урок рисования по
    впечатлениям и наблюдениям детей на
    тему «Мое лето».

    Прежде чем разрешить
    рисовать, учитель проводит вступительную
    беседу. Он говорит, что лето было одно,
    но каждый провел его по-своему, и
    предлагает детям из всех
    событий вспомнить самое-самое интересное
    и изоб­разить на своих рисунках.

    В классе оживление. Дети стараются
    детально вос­становить
    в памяти то, что им понравилось. Они
    охотно рассказывают о своих
    впечатлениях. Учитель выслуши­вает
    их, уточняет, какая была в то время
    погода, какое время дня, в каком месте
    происходило действие, какие краски им
    запомнились.

    По окончании урока
    учитель тщательно проверяет ра­боты,
    подробно отмечает достоинства и
    недостатки в ре­шении темы, в
    рисунке, в цвете, а затем анализирует
    их вместе с классом, дает оценку каждому
    рисунку.

    1. Дайте оценку
      такой организации урока рисования.
      Раскройте
      дидактическое значение вступительной
      беседы.

    2. О чем могут свидетельствовать рисунки
      детей?

    3. Какие выводы
      может сделать учитель на основании
      рисунков?

    Задача Г. Студент-практикант,
    наблюдая за уроком учитель­ницы, ловил
    каждое ее слово, каждый прием, каждое
    движение. А поучиться
    здесь было чему: урок проходил необыкновенно
    талантливо, темпераментно.

    На перемене практикант радостно сообщил
    своему товарищу:

    — Знаешь, все будет в порядке, я полностью
    записалее урок.

    На своем зачетном
    уроке практикант усиленно копиро­вал
    учительницу. Он использовал ее примеры,
    шутки. Он старался передать даже
    интонацию ее голоса… и урок провалил.


    — Весь
    ход урока назубок выучил,— уныло говорил
    он. — И вот, на тебе, провалил.

    Как вы полагаете, почему не получился
    у практикан­та хороший урок? Чем
    объяснить эту неудачу?

    Задача Д. Открытый
    урок русского языка в 6-м классе. Тема
    «Деепричастие».
    После фронтального опроса учитель
    вы­звал к доске хорошего ученика,
    тот обобщил разрознен­ные ответы
    товарищей, привел много примеров.

    Затем, обращаясь к классу, учитель
    говорит:

    — Сейчас, ребята,
    прослушайте песню и выделите предложения
    с деепричастным оборотом.

    В классе тишина,
    звучит мелодия популярной песни.
    Грустная, задушевная, она захватила
    и учеников и при­сутствовавших
    на уроке учителей. Когда учитель оборвал
    песню на середине, в классе послышался
    легкий гул воз­мущения.

    • Заметили вы
      предложения с деепричастными обо­ротами
      в песне? Вот ты, Лена, например.

    • Нет,— ответила девочка.— Я песню
      слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста,
      только до конца.

    Урок пришлось заканчивать учителю…
    без техниче­ских средств обучения.

    Чем объяснить эту неудачу на уроке?

    Задача Е. На
    уроке географии в 5-м классе изучение
    темы «Наша равнина и ее строение» прошло
    несколько не­ обычно. Была поставлена
    цель — ознакомиться с фор­

    мами
    рельефа окружающей местности и изучить
    строе­ние равнины по обнажениям.

    Маршрут был избран такой: вначале вышли
    на мест­ность
    почти ровную, затем шли по направлению
    ее пони­жения, встречая иногда
    небольшие возвышения. Учи­тельница
    объяснила, что такая местность называется
    рав­ниной.

    Далее учительница повела учащихся на
    обрывистый берег
    реки, где ясно были видны пласты породы,
    и пред­ложила
    рассмотреть их, после чего обратилась
    к детям с вопросами: Ясно ли видны
    пласты? Из каких пород они состоят? Как
    располагаются? Какова толщина пластов?

    Учащиеся зарисовали
    обрыв, начертили схему распо­ложения
    пластов и цифрами указали их толщину.
    Затем собрали образцы пород, из которых
    сложено обнажение.

    В качестве домашнего
    задания учащимся было пред­ложено
    написать отчет о том, что они видели во
    время урока-экскурсии.

    1. Что обеспечило непосредственное
      восприятие новой темы? Проанализируйте
      ход урока и дайте оценку методам и
      приемам работы учителя.

    2. Какова роль и значение данного урока
      в углубле­нии знаний учащихся и
      осуществлении связи тео­рии с
      практикой?

    Задача Ж. На уроке ботаники
    изучается строение цветка.

    Ассистенты раздают живые цветки, после
    чего учи­тель приступает к объяснению
    новой темы. Он поднима­ет вверх один
    цветок и говорит:

    • Снаружи цветок имеет чашечку, которая
      состоит из зеленых листочков —
      чашелистиков. Видите ее? — Видим! — хором
      отвечает класс.

    • Дальше следует
      венчик. Он состоит из розовых ле­пестков.
      Вы видите их?

    • Видим!

    Иногда учащиеся, даже не глядя на цветок,
    отвечали «видим», «понимаем».

    Так прошло объяснение нового материала.

    Другой учитель изучение этой темы
    организовал по-иному.

    Сначала он провел предварительную
    беседу о строе­нии цветка, использовав
    в качестве наглядного пособия его
    модель. На модели учащиеся увидели
    пестик и тычин­ки, рассмотрели их
    строение, усвоили символические
    обозначения формулы цветка.

    После этой беседы учитель раздал классу
    живые цветки и предложил:

    а) найти
    в цветке тычинки и пестик, выделить их,
    за­рисовать,
    в подписях обозначить их строение,
    подсчитать количество и цифры
    поставить в формулу цветка;

    б) ознакомиться
    со строением околоцветника, устано­вить,
    какими двумя органами он представлен,
    цифровые данные поместить в формулу.

    1. Как был использован раздаточный
      материал каж­дым учителем?

    Определите роль и значение раздаточного
    материала.

    Литература

    1. Коджаспирова Г.М. Педагогика .- М.:
    ВЛАДОС, 2004.

    2. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: Академия,
    2002

    3. Смирнов С.А. Педагогические теории,
    системы, технологии.- М.: 2000.

    4. Хуторской А.В. Современная дидактика.-
    М.: 2002.

    Практическое занятие №12

    Планирование воспитательной работы
    в учебной деятельности учителем начальных
    классов. Разработка внеклассного
    воспитательного мероприятия

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, цели, задач урока.
    Сообщение преемственности и перспективности
    изучаемой темы; привлечение внимания
    студентов к использованию теоретического
    материала в практической деятельности

      1. Актуализация знаний

    • Как планируется воспитательная
      деятельность учителя –классного
      руководителя?

    • Какие направления воспитательной
      работы можно выделить в работе учителя
      начальных классов?

    Дополнительный материал

    Во внеклассной работе много простора
    для творчества учителя в выборе
    содержания, форм и методов занятий.
    Однако в методике их осуществления
    должны быть некоторые общие моменты:
    прежде всего необходимо, чтобы
    прослеживались основные этапы реализации
    воспитательного мероприятия. Это
    изучение и постановка воспитательных
    задач, подготовка и моделирование
    предстоящего внеклассного мероприятия,
    практическая реализация модели и анализ
    проведенной работы.

    1. Изучение и постановка воспитательных
    задач. Данный этап направлен на изучение
    особенностей каждого учащегося и
    коллектива класса в целом и определение
    наиболее актуальных задач для осуществления
    эффективного воспитательного воздействия.
    Цель этапа – объективная оценка
    педагогической реальности, заключающаяся
    в определении ее положительных аспектов
    (лучшее в ребенке, коллективе), и того,
    что нуждается в корректировке, формировании
    и выборе наиболее важных задач.

    Изучение осуществляется с помощью
    известных методов педагогического
    исследования, ведущим среди которых на
    данном этапе является наблюдение. С
    помощью наблюдения педагог собирает
    информацию об учащихся и коллективе.
    Информативным методом является беседа,
    причем не только с учащимися, но и с
    родителями, учителями, работающими в
    классе.

    В индивидуальной работе большое
    значение имеет изучение продуктов
    деятельности ребенка: рисунков, поделок,
    стихотворений, рассказов и т.д. В изучении
    коллектива информативным является
    метод социометрии, с помощью которого
    педагог узнает о наиболее популярных
    и непопулярных учащихся, наличии малых
    групп, характере взаимоотношений между
    ними.

    2. Подготовка и моделирование предстоящей
    внеклассной воспитательной работы
    заключается в построении педагогом
    модели определенной формы деятельности.
    Даже у талантливого педагога успех
    внеклассных занятий зависит во многом
    от предшествующей подготовки к ним.
    Поэтому каждое мероприятие следует,
    прежде всего, методически разработать,
    смоделировать его проведение.

    План составляет учитель с привлечением
    учащихся. В старших классах эту работу
    они могут делать и сами под руководством
    учителя. Умение планировать воспитательное
    мероприятие является одним из элементов
    научной организации труда учителя и
    учащихся в области внеклассной
    деятельности.

    Результаты моделирования отражаются
    в плане внеклассного занятия, который
    имеет следующую структуру:

    1. Название.

    2. Цель, задачи.

    3. Материалы и оборудование.

    4. Форма проведения.

    5. Место проведения.

    6. План проведения.

    В названии отражается тема внеклассного
    занятия. Оно должно не только точно
    отражать содержание, но и быть лаконичным,
    привлекательным по форме.

    Подготовку целесообразно начать с
    определения воспитательных и
    образовательных целей и задач мероприятия,
    подбора отвечающих им форм и методов
    проведения, а также назначения и места
    в системе работы с данным коллективом.
    В этом, прежде всего, проявляется
    комплексный подход к воспитанию. Поэтому
    важно заранее как можно полнее выявить
    воспитательные возможности намеченного
    дела, установить связь между данным
    мероприятием и другими, составляющими
    в совокупности систему учебно-воспитательной
    работы. При подготовке мероприятия
    полезно учесть предшествующую
    воспитательную деятельность в этом
    коллективе учащихся и ее результаты.

    Цель внеклассного занятия должна
    отражать развивающую, корректирующую,
    формирующую, воспитательную функции,
    при этом обучающая функция может
    выступать в качестве одной из задач.
    Очевидно, что только сообщение новых
    знаний не может быть целью внеклассного
    занятия. Задачи должны быть очень
    конкретными и отражать данное содержание.
    Они не должны носить универсального
    характера. Чем конкретнее и диагностичнее
    будут сформулированы цель и задачи
    внеклассного занятия, тем определеннее
    будут представления педагога о желаемых
    результатах.

    В соответствии с целью, задачами,
    приоритетными функциями внеклассной
    работы и результатами изучения уточняется
    содержание, подбираются конкретные
    формы, методы, средства.

    К оборудованию внеклассного занятия
    относятся различные средства: пособия,
    игрушки, видеофильмы, диапозитивы,
    программные средства, литература,
    информационные ресурсы, музыкальное
    оформление и пр. Важно вовремя приготовить
    столы и стулья для жюри и команд; ватман,
    бумагу, карандаши и ручки; доски для
    выполнения заданий, мелки и тряпки и
    т.д.

    Центральное место в подготовке
    воспитательного мероприятия занимает
    отбор материала. В зависимости от
    характера работы для этого необходимо
    разное время. Так, много времени требуется,
    чтобы подобрать материал для диспута,
    вечера, смотра: оно используется педагогом
    и учащимися для чтения литературы,
    выполнения учениками различных заданий
    и проектов, сбора фактов, подготовки
    докладов, выступлений и т.п. Эта
    предварительная работа с учащимися
    порой оказывается наиболее значимой в
    воспитательном и образовательном
    отношении. Но даже если для подбора
    материала длительного времени не
    требуется (экскурсия на вычислительный
    центр или поход в кино), педагогу
    необходимо заранее ознакомиться с
    объектом посещения.

    Формой проведения внеклассного
    занятия может быть экскурсия, викторина,
    конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае
    в плане форму проведения занятия
    объединяют с названием, например:
    «Викторина по ПДД», «Турнир юных
    инспекторов дорожного движения»,
    «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».

    Место проведения определяется
    количеством участников, формой
    мероприятия, требованиями к материальной
    базе и т.п. (кабинет информатики, актовый
    зал, спортзал и т.п.).

    План проведения занятия включает в
    себя описание содержания, методов
    воспитания и может представлять собой
    как подробное, последовательное изложение
    сценария, так и тезисный план. При
    моделировании хода занятия нужно
    учитывать его продолжительность и
    структуру. Внеклассное занятие может
    быть от 15-20 мин для младших классов до
    1-2 ч для учащихся среднего и старшего
    возраста.

    Следует отметить и такой важный
    элемент подготовки мероприятия, как
    организационная работа. Преподаватель
    руководит ею, привлекая учащихся. Он
    следит за распределением поручений,
    помогает их выполнить, контролирует.
    Ответственные задания могут быть даны
    классам, группам учащихся. Для организации
    крупных мероприятий целесообразно
    создавать оргкомитеты, проводить
    соревнование на лучшую подготовку.
    Опираясь при этом на инициативу учащихся,
    учитель способствуют формированию у
    них организаторских навыков и умений,
    приучает к самостоятельности и
    ответственности.

    Должны быть подготовлены и вовремя
    вывешены объявления о проведении
    мероприятия, а за день до его проведения
    – плакаты с напоминаниями: «А ты придешь
    на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН».
    В условиях рыночной экономики важно
    найти спонсоров и приготовить призы
    победителям.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти контрасты в тексте
  • Как составить тренировочное занятие в таблице
  • Как составить код окпо
  • Как найти сайт на котором был недавно
  • Есть норма амортизации как найти стоимость амортизации