Как составить анализ урока по русскому языку

Анализ
урока по русскому языку, проведенного во 2 «А» классе

Дата:

Класс:
2 «А»

Учитель:

Предмет:
русский язык

Оборудование:
тетрадь, карточки со словами, карточка с проверочной работой по вариантам.

                На
начало урока класс был полностью подготовлен, помещение проветрено, выдан
раздаточный материал.  Наталья Васильевна мобилизовала внимание детей, рабочая
обстановка была создана.

Тема:
Закрепление умений писать слова с безударной гласной и парной согласной.

Цель:
закреплять умение писать слова с безударной гласной и парной согласной.

Предметные:

1.      
умеют видеть изучаемые орфограммы в слове;

2.      
знают правила правописания слов с
безударной гласной и парной согласной;

3.      
умеют подбирать проверочные слова для слов
с безударной гласной и парной согласной;

4.      
умеют писать слова с безударной гласной и
прарной согласной

Метапредметные:

1.      
знают отличие живой и неживой природы из
курса «Окружающий мир»;

2.      
знают отличительные признаки животных и
растений из курса «Окружающий мир».

Универсальные:

1.      
формировать умение работать в паре;

2.      
формирование умений слышать и слушать
своего товарища;

3.      
формирование грамотной научной речи у
учащихся;

4.      
воспитание бережного отношения к
окружающему миру.

Тип
урока
: урок закрепления знаний.

Структура
урока:

1.      
Организационный момент

2.      
Постановка целей урока

3.      
Актуализация знаний

4.      
Закрепление знаний

5.      
Подведение итогов

В организационном моменте дети были настроены на
работу учителем. Ученики поприветствовали педагога и гостей. Дети были посажены
по очереди: сначала девочки, а затем мальчики. Наталья Васильевна с первых минут
урока следила за правильной посадкой учащихся и их осанкой.

Так как 2 «А» класс обучается по ФГОС, то тема и цели
урока были сформулированы учениками.

На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили
правила по написанию слов с безударной гласной в корне и парной согласной.

На следующем этапе Наталья Васильевна предлагала детям
различные задания, направленные  на закрепление ранее изученного материала.

Итоги урока также были подведены самими учениками.

Содержание урока:

Урок интегрированный. На протяжении всей работы по
русскому языку по закреплению умений писать слова с безударной гласной и парной
согласной параллельно велась работа по окружающему миру, в которой закреплялись
знания по теме «Живая и неживая природа». Также проявлялись межпредметные связи
с математикой во время проведения физминутки (был повторен устный счет в
пределах 20), с чтением на этапе подведения итогов (ученики рассказывали стихи
о бережном отношении к природе). Соблюдались и предметные связи.

Материал для урока учителем был подобран правильно и
соответствовал гигиеническим требованиям. Содержания урока соответствовал
требованиям программы. На данном уроке дети продемонстрировали очень хорошие
знания по предметам.

На протяжении всего урока Наталья Васильевна вела
работу по развитию универсальных навыков. А именно работе в парах. При работе в
парах учителем была выдержана методика.

В ходе работы большое внимание уделялось формированию
умения у детей слышать и слушать своих товарищей (дети рассказывали ранее
изученный материал другу), воспитанию бережного отношения к природе.

Методика проведения урока:

                Наглядный
материал использовался на всех этапах урока и соответствовал гигиеническим
требованиям.  Разнообразные задания (вспомнили окружающий мир, разделили
природу на группы, вставили пропущенные буквы, составили и записали
предложения, отгадали загадки).

                Все
задания были четко озвучены учителем и проверялись на каждом этапе.

Психологические основы урока:

На уроке развивалось и поддерживалось внимание, шла
работа по развитию памяти, внимания, воображения.

Работа и поведение учащихся на уроке:

На уроке наблюдалась высокая активность детей. Наталья
Васильевна полностью контролировала дисциплину на уроке, пресекала попытки
детей выкрикивать с места и разговаривать друг с другом.

                Поведение
учителя на уроке:

                Учитель
на протяжении всего урока вела себя сдержано, была собрана, отлично
ориентировалась в материале, была доброжелательна с учениками, была позитивно
настроена.

                Выводы
и предложения:

                По
мнению присутствующих урок достиг целей и задач, был проведен на высоком
методическом уровне.

Загайнова
А.С.     учитель начальных классов

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Полуднева Виктория Геннадьевна

2

Дата посещения урока

16/11/2015

3

Предмет

Русский язык

4

Класс

5

5

Учащихся по списку

30

6

Учащихся по факту

28

7

Цель посещения урока

Контроль соответствия ФГОС.

8

Своевременность явки учителя на урок

Вовремя.

9

Готовность учителя к началу урока

Готовность в полном объеме.

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

В полном объеме.
Приветствие учеников, проверка готовности.

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика.

  • учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженская

ПК, мультимедийная презентация.

мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

  • .

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим Проветривание Освещение

 Санитарное состояние соответствует требованиям. Температура воздуха 23 градуса. Проветривание осуществляется. Освещение работает.

13

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта у учителя  имеется.

14

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно — тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений

 2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

  • : изучение нового материала
  • Цели: 1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

             3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

              4)воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Результативность урока:

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока:

Самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания: полнота и глубина проверки;  методика повторения, дифференциация заданий;  охват учащихся проверкой, занятость класса; объективность оценки, аргументация отметки.

 Домашнее задание проверяют традиционно: Учитель проводит опрос и останавливает внимание на возможных проблемных местах. Выводы и обобщение.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

 Класс очень сильный, учащиеся работали быстро и организованно, объём работы соответствовал потенциалу класса, уровень работы достаточно высок, но учитель опирался на   возрастные особенности учащихся.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объем воспроизводящей деятельности- 15мин,

Самостоятельной деятельности – 15мин

Творческой деятельности – 15 мин

3

Совершенствование навыка использования полученных  знаний

Преобладает   самостоятельное применение теоретических сведений на практике.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Не на каждом этапе  урока  контролировалось  качество усвоения материала, но смайлики в руках учителя показывали  ученикам об их успешной работе, или, наоборот, об ошибках своей деятельности.

В ходе самоконтроля ученики во взаимодействии друг с другом оценивали свою и чужую  деятельность на основе самоанализа.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся соответствует нормам

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. Вопрос-ответ:

Сколько слов в русском языке?  (Много)

— А конкретнее?

(Нельзя сказать)

— Почему же?Думают,размышляют,отвечают.

.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

 — Сколько здесь слов?

 — Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

 — Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7)

8

Учет обученности, учебных и воспитательных возможностей учащихся

 Озвучены оценки.

9

Выполнение санитарных норм:  предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание,  письмо, практика). Своевременное и качественное проведение физминуток. Соблюдение правильной рабочей позы.

Виды урока меняли друг друга плавно, физкультминутка была уместной и забавной, активная работа класса сопровождалась доброжелательным отношением учителя к детям, переутомления у учащихся не наблюдалось. Рабочая пауза позволила улыбнуться и поделиться положительными эмоциями. Учащиеся чувствовали себя комфортно и уверенно.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения присутствует не  в полном объеме

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (проблемные; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность методов

 Сочетаются  фронтальная, индивидуальная, групповая формы работ. Отведено время для самостоятельной деятельности.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Групповые формы деятельности учащихся присутствуют.

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

 На  уроке   практически все учащиеся активны и внимательны, но наблюдаются несколько ребят, которые отвлекались во время групповой работы, были рассеяны.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

 Не прослеживается.

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений

Для актуализации в памяти изученного ранее материала использовались: игра, работа со словарями, с презентацией по слайдам.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

самостоятельность мышления учащихся

Составление эпиграфа к уроку.

Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

     / — эту информацию я знаю;

     + — это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

— Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

— Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Учащиеся самостоятельно: Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы осуществлялось учителем.

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Структура урока предполагает связь с художественной литературой. Работа со словарями.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, — Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

— Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

постарайтесь определить…

сравните полученные ответы…

оцените…

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

 Практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения присутствует в полном объеме.

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

 Исправление неправильных ответов

Учащиеся размышляют:Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)Защита мини-проектов

12

Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

13

Планирование задания на дом: объем, характер материала, его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания. своевременность окончания урока.

Домашнее задание соответствует требованиям допустимого  объема.  Учитель комментирует задание.

 Урок  своевременно завершен.

  Подведены  итоги  урока.

 Прокомментированы оценки и выставлены отметки.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Положительная психологическая обстановка урока взаимопонимание между учителем и учениками, доверие и уважение друг к другу.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок интересный,рекомендуется проводить подобные.

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены.

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

 На уроке присутствует полное взаимопонимание.Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду.

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

На уроке осуществлялась смена видов деятельности, прослеживалась их сочетаемость.

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель напоминает о соблюдении единого орфографического режима.

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

 Работает весь класс,так как учитель правильно подобрал виды работ для всех учащихся и стремится  обеспечить   активность  каждого ученика в учебной работе  через  вовлечение их в различные виды деятельности.

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

 Самообладание, педагогический такт, корректность,  улыбчивость, доброжелательность по отношению к  детям .

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

На протяжении всего урока учитель умело поддерживал учебную деятельность детей и дисциплину.

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

 Дикция  учителя  внятная,   речь грамотная, выразительна, уверенная, спокойная, выразительная, совсем немного присутствует  излишняя жестикуляция. Учитель  уместно использует артистические умения  для возбуждения интереса учащихся к уроку.

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

технических средств)

Учителем   рационально используются  средства обучения (учебников, пособий,

технических средств)

12

Результаты урока: ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; подведение итога урока; выполнение намеченного плана урока; достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; качество знаний, умений, навыков учащихся достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Учащиеся в конце урока оценивают свою работу и делают  выводы  по теме урока. Умеют самостоятельно оценить уровень одноклассников.

Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Цели  урока достигнуты  учителем.

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

 Самоанализ урока и его результативности – представлен.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ.   Учитель Полуднева В.Г.знает систему требований ФГОС к уроку русского языка,использует основные приемы , методы, легко владеет ИКТ, уместно вводит разные виды работ на уроке, чтобы решить все поставленные задачи и цели. Выводы:  учитель компетентен  в вопросах преподавания русского языка по ФГОС, это и было показано результатами проведенного урока.

Подпись посетившего урок: Подпись учителя

Анализ урока

русского языка в 4 классе МОУ «Лобановская школа»

Учитель : Копаенко Оксана Михайловна

Предмет: Русский язык

Тема: «Развитие речи. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода».

Цели:

а) Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»;

б) развитие мыслительных операций (анализ, аналогии, сравнение); совершенствование пунктуационных навыков;

в) развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

г) развивать устную и письменную речь. Умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;

д)предупреждать речевые и грамматические ошибки в сочинениях учащихся;

е) воспитывать любовь к природе и искусству, патриотические чувства, любовь к родному краю.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Всего в классе:19 ;

Присутствовало:19

Анализируемый урок соответствует календарно-тематическому планированию учителя О.М.Копаенко и является продолжением тематического блока «Имя прилагательное». На данном уроке учитель закрепляет полученные накануне знания.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу.

На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий), использование фрагментов из публицистических текстов.

В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и лексико-грамматическая работа с толкованием слов. Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. Интересно и живо прошел этап «Робота по опроснику».

За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой. Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем, в парах, группах и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.

Руководитель ШМО: Ф.И.О

Директор МОУ «Лобановская школа»: Ф.И.О.

Анализ урока

Класс:2

Учитель: Койшибаева Г.Т.

Дата проведения: 22.09.2015г

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Составление предложения»

Гульнар Тулешовна обучает учащихся целеполаганию. Все этапы урока продуманы, логически связаны, дозированы по времени: постановка учебной цели, актуализация знаний, проблемный диалог по теме; составление предложений; самостоятельная творческая работа учеников — составление текста по картинке в букваре и обведение по контуру, штриховка; рефлексия и самооценивание.

Проблемно-диалогический урокспособствует возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации.

Развитие речи осуществляется через обогащение и усложнение её словарного состава, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи. Развитие мышления — путём формирования умения осуществлять все необходимые мыслительные операции. Гульнар Тулешовна организует учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

На уроке использованы технологии: игровая, исследовательская, проблемный диалог, здоровьесберегающие, работа в парах, технология оценивания и самооценивания.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Знакомясь с предложением, дети: усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). В ходе лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. 

С целью развития познавательной активности и самостоятельности учитель опирается на жизненный опыт учеников: «Чем вы занимаетесь летом в деревне?»

Учитель тщательно продумала методику проведения урока: привлекает к объяснению нового материала с помощью проблемных вопросов «Разве в ледяном доме может быть тепло?», «Где может находиться современный многоэтажный дом?», «Где происходят события, изображенные на рисунке: в городе или деревне?» и т.п.Преобладающими являются задания поисковой деятельности по теме: «Кто в каких домах живет?». Задания носят поисковый характер («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»). Ученикам предложено индивидуальное творческое задание «Составь рассказ по картинке в букваре «Чем заняты люди летом в деревне», организована работа в группах: «Обсуди с соседом по парте». Самостоятельная работа творческого характера: «Обсуди с соседом по парте все, что видишь на картинке».

Объем и характер самостоятельной работы (обведение по контуру, штриховка) соответствуют возрасту. Ученики самостоятельно выполняют задания в прописях : бледные рисунки (бабочки, груши, яблоки, ягоды) обвести по контуру; яркие – раскрасить цветными карандашами. Большинство учащихся успешно справились с 1-м заданием, но учитель обращает внимание учеников: «Все ли «правдиво» раскрасили предметы?», т.к. 3 учеников использовали синие, зеленые, красные карандаши для раскраски груш.

Урок отличается сочетанием фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

В психологическом аспектеурок направлен на реализацию развивающей функции обучения: на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи учащихся. Четко соблюдается разнообразие видов учебной деятельности. Проведены 2 физкультминутки, связанные с темой урока.

Гульнара Тулешовна умело создает на урок доброжелательную и раскрепощенную атмосферу, поддерживает одобрительной оценкой, дети непосредственны, свободны в выражении своих мыслей.

Результативность урока: Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

Выводы и рекомендации:

Цель урока учителем достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

Обратить внимание на недостаточность наглядного материала (используются только картинки в букваре и прописях) для учащихся.

При актуализации приобретенных ранее знаний использовать: а) постановки вопросов по выявлению существенных признаков и свойств объектов, которые выступают в качестве опорных знаний для восприятия нового; б) выполнения практических заданий, помогающих восстановить в памяти ранее изученное.

Заместитель директора по УР Матус Н.Н.

Анализ

открытого урока русского языка в 10А классе

МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказа

Дата проведения: 25 февраля 2015 г.

Класс: 10А.

Учитель:

Тема урока: «Урокисследование одного слова».

Тип урока: урокисследование.

Форма урока: «Лингвистическая лаборатория»

Цели:

дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;

развивать умение «думать о словах»;

способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:

Организационный момент.

Подводящий момент.

Исследование.

Актуализация знаний.

Подведение итогов.

Домашнее задание на выбор.

На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы

проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с

информацией; на уроке была успешно организована поэтапная

самостоятельная учебная, интеллектуальнопознавательная и

рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для

применения знаний и умений в практической деятельности.

Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой

психологической атмосфере.

На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный

материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего,

ценностносмыслового характера; элементов развивающего характера;

вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной

возможности, чтобы организовать учебное исследование;

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

=================================================

Анализ семинарского занятия,

«Истоки настоящего в прошлом» (2 часа)

Дата: ___________ 2015 г.

Учитель:

Класс –;

Всего в классе – ___уч. Присутствовали – ___ уч;

Общая тема семинара – «Истоки настоящего в прошлом», где:

1-й час – тема: Древнерусская литература. «Повесть временных лет»;

2-й час – тема: «Истоки настоящего в прошлом» (М.Горький).

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: семинарское занятие.

Цели:

а) довести до учащихся мысль о самобытности и высоком идейном уровне

культуры Древней Руси (на примере «Повести временных лет»);

б) развитие монологической речи учащихся; обучение анализу

публицистического текста.

в) продолжить формирование ценностного фонда личности.

***

Оргмомент настроил ребят на работу: приветствие участников семинара,

постановка задач, объяснение хода семинара.

Содержание учебного материала соответствует целям семинара, отличается

достаточной насыщенностью и в определенных моментах умеренной

сложностью.

Цели были поставлены реальные. Обстановка на обоих уроках

деятельностная, приближенная к научностуденческой, и это нравилось

ребятам.

Форма семинара: традиционно семинарская, с элементами урока

исследования. В ходе семинара учитель создавал ситуации, при которых

учащиеся делали самостоятельные выводы.

Содержание и структура семинара: изучение нового материала с

соответствующей структурой. Структура обоих занятий соответствует теме

и целям семинара. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их

продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось

выполнить все намеченное. По окончании были подведены итоги,

предложено несколько вопросов на контроль изученного.

Тема семинара соответствует плану учебной программы. Важно, что новый

материал был частично подготовлен самими учащимися Особое внимание

уделялось монологической речи обучающихся.

Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как

позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и

плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов – групповая

работа, которая была слаженной и результативной.

Домашнее задание и в перой части, и во второй части носило творческий и

исследовательский характер, соответствовало темам и заинтересовало

учащихся.

Методы и приемы обучения. На семинаре использовалась

индивидуальная и групповая формы работы. Все методы отвечают

содержанию учебного материала и целям. Эффективно использованы

разные формы организации занятия, рассчитанного на 2 академических

часа: фронтальная еседа по наводящим вопросам и при закреплении

материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения

знаний был осуществлен в форме беседы.

Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические

требования.

Выводы:

1. Триединая дидактическая цель семинара достигнута. Поставленные в

начале уроков цели были приняты всеми учащимися.

2. Реальные результаты – активная работа учащихся.

3. Семинар достиг поставленных целей.

4. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под

содержание дидактической цели.

5. Применение индивидуальных и дифференцированного подхода при

применении групповых форм работы с классом способствовали его

эффективности.

6. На занятии ярко прослеживалась интегрирование в такие предметы,

как история, русский язык, осетинская литература.

7. В качестве удачного момента следует отметить реализацию задач

национальнорегионально компонента.

8. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, а

на определенных этапах применены надпрограммные, расширяющие

кругозор учащихся, требования.

9. Для домашней работы были предложены задания, которые требуют

творческого подхода.

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

Анализ урока русского языка

в 9классе МБОУ ВСОШ № 2

Учитель :

Тема: «Сложноподчиненное предложение».

Цели:

а) закрепление знаний о сложноподчиненном предложении (его

строение, роль в речи);

б) развитие навыков употребления предложений данного типа в

речи; совершенствование пунктуационных навыков;

в) формирование ценностного фонда учащихся.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Всего в классе: ___ ;

Присутствовало:____

Анализируемый урок соответствует календарнотематическому

планированию учителя Л.В. Койбаевой и является продолжением

большого тематического блока «Сложножноподчиненное

предложение». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с

особенностями СПП, на данном уроке учитель закрепляет

полученные накануне знания о сложноподчиненном предложении.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку

готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В

начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей

мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока

мобилизовать класс и настроить на работу.

На уроке использовались разные формы работы. Была и

письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально,

методы обучения словесный, наглядный, игровой

(соревновательный). Особое внимание было уделено

самостоятельной работе.

Учителем использовались следующие приемы активизации

познавательной деятельности это постановка проблемных

вопросов, использование интеграционного подхода (связь с

литературой при отборе письменных заданий), использование

фрагментов из публицистических текстов, использование

национальнорегионального компонента.

В ходе урока осуществлялась словарноорфографическая и

лексикограмматическая работа с толкованием слов.

Важно, что учитель использовал разнообразные виды

деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело

был использован индивидуальный подход: пока весь класс

работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание,

выполняли дополнительные задания учителя по карточкам.

Интересно и живо прошел этап «Кто быстрее?».

За счет постоянной смены видов деятельности дети не

устали, хотя плотность урока была высокой.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям

урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход

от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали

совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что

умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были

активны в течение всего урока; показали умение продуктивно

работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и

обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие

навыков самоконтроля.

Валеологический подход учителем соблюдается.

Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей

достиг.

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

———————————————-——

Анализ урока

по творчеству Г. Газданова

в 12В классе МБОУ ВСОШ № 2

Дата: ___________ 2015 г.

Учитель: ;

Класс – 12В;

Всего в классе –26 уч. Присутствовали – 20 уч;

Тема урока: «Гайто Газданов. Возвращение».

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма урока: урок – открытие.

Цели урока:

Обучающие: Пробудив у учащихся интерес к творчеству Г.

Газданова, «открыть» для них имя – «Гайто Газданов»;

познакомить с отдельными произведениями Г. Газданова;

показать глубину его произведений.

Развивающая: Продолжить работу над развитием навыков

связной речи, выразительного чтения и творческих способностей

учащихся; развивать устную речь учащихся, работать над

обогащением словарного запаса,

Воспитательная: Вызвать в воспитанниках чувство

уважения и гордости знаменитым писателемземляком;

воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету,

способствовать духовному росту учащихся.

Оргмомент настроил ребят на работу: взаимное

приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности

учеников к уроку, постановка задач.

Само содержание учебного материала соответствует целям урока,

отличается доступностью.

Цели были поставлены реальные. Морально психологическая

обстановка была демократичной.

Форма урока: урокоткрытие, где превалировала форма беседы с

элементами рассуждения. В беседе учитель создавал ситуации,

при которых учащиеся делали самостоятельные выводы,

«открывали» для себя личность писателя, особенности его

творчества. В этом – открытие .

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с

соответствующей структурой. Структура соответствует теме и

целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана

их продолжительность. Время на уроке было распределено

экономно, удалось выполнить все намеченное. В конце урока были

подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль

изученного. Домашнее задание объявлено своевременно, за 2

минуты до звонка.

Содержание урока. Тема урока соответствует плану

учебной программы. Новый материал был подготовлен и

преподнесен учителем и учащимися полно, достоверно, доступно

и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи

обучающихся.

Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало

как позитивному эмоциональному восприятию материала урока,

так и плодотворной работе учащихся. В числе ярких моментов

урока инсценировка отрывка из романа Г. Газданова «Вечер у

Клер».

Домашнее задание носит творческий характер и органично

вписано в содержание урока: «Написать сочинениерекомендацию

«Я советую прочитать Газданова…»

Методы и приемы обучения. На уроке использовалась

индивидуальная и коллективная формы работы.

Методы: наглядный, репродуктивный, частично

поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию

учебного материала, целям урока. Также были использованы

разные формы организации урока: фронтальная (беседа по

наводящим вопросам при исследовании творчества Г. Газданова и

при закреплении материала); индивидуальная (выступление

учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме

беседы. Материал, подобранный учителем, подчинен цели урока:

познакомить учащихся с творчеством Г. Газданова.

Соблюдены главные воспитательные, дидактические,

психологические и санитарно гигиенические требования к уроку.

Выводы:

1. Учителю удалось «открыть» детям имя Г. Газданова.

2. Триединая дидактическая цель урока достигнута.

Поставленные в начале урока цели были приняты всеми

учащимися.

3. Реальные результаты – активная работа учащихся на уроке.

Намеченное выполнено.

4. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны

под содержание дидактической цели.

5. Применение на уроке фронтальных и индивидуальных

форм работы с классом способствовали его эффективности.

6. Материал изложен в соответствии с программными

требованиями, соответствует возрастным особенностям

выпускников.

7. Чередование словесных методов, театрализации,

музыкального сопровождения и форм организации

познавательной деятельности способствовали

предупреждению перегрузки учащихся а процессе урока.

8. Для домашней работы было предложено задание, которое

требует творческого подхода.

9. Урок достиг целей, представляет собой целостную систему.

Связь между дидактическими задачами, содержанием

учебного материала, методами формами обучения

обеспечили оптимальное функционирование всей системы

урока.

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

———————————————-——————

Анализ урока литературы

по теме «Лирический роман С. Есенина».

«___» ________ 2015 г.

9-Г класс

Учитель:

Тип урока: урок исследование

Проведенный урок литературы в 9Г классе посвящён лирике С.А.

Есенина. Данный урок проводился по плану в соответствии с

тематическим планированием. В календарнотематическом

планировании это 2й урок раздела «Творчество С. Есенина».

На уроке учителем достигались следующие цели:

Обучающие: Вдумчиво и внимательно прочитать лирический

роман, написанный великим поэтом; понять, что его волновало и

беспокоило, радовало и тревожило, чем он жил и дышал.

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения

анализировать текст; развивать наблюдательность,

внимательность к поэтическому слову; развивать умение

высказывать свою точку зрения и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать нравственные устои.

Для достижения целей и успешного решения поставленных задач

учителем была выбрана структура урока, которая включала

следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы урока.

IV. Постановка цели урока.

V. Исследование творчества поэта ( аналитическое чтение; лекция

учителя с элементами беседы, выразительное чтение наизусть).

VI. Групповая работа

VII. Закрепление в вопросноответной форме.

VIII. Заключительное слово учителя.

IX. Домашнее задание.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано

рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все

этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного

этапа к другому. Креативным является сам замысел урока:

творчество С. Есенина как лирический роман, который будет

прочитан на уроке.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися

темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких приемов и

методов, как:

поисковоисследовательский;

групповой;

наглядноиллюстративный метод (использование ИКТ,

демонстрация слайдов работа с интерактивной доской);

коммуникативноориентированный;

репродуктивный метод (чтение наизусть, активное восприятие

и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);

словесный метод (рассказ, элементы беседы);

методы стимулирования учения (создание ситуации

эмоционального переживания, ситуации занимательности);

метод формирования познавательного интереса

(художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная,

групповая, индивидуальная.Применялись разные виды речевой

деятельности: говорение, чтение наизусть. Учащимся было

предложено подготовить развёрнутые сообщения и

выразительное чтение стихотворений С.Есенина. Работа

проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял

учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую

активность. Содержание материала урока личностно

ориентировано, доступно.

В качестве эффективного средств обучения на уроке успешно

использовалась интерактивная доска. Мультимедийная

презентация со зрительной и речевой опорой позволила не только

эффективно и полезно использовать время на уроке, но и вызвать

интерес к теме, к предмету.

В своих комментариях учитель использовал исторические и

биографические факты из жизни великого поэта. На основе

фактического материала учащиеся сопоставляли разрозненные

явления, сравнивали, анализировать; учились делать обобщения

и выводы. Подобранный материал урока всецело способствовал

заинтересованного отношения учащихся к личности поэта и его

творчеству.

В работе учителя на уроке прослеживается логичность,

последовательность и доступность в изложении материала.

Использование на уроке разнообразных методов и приёмов

позволило оценить работу каждого ученика, дать возможность

дебатировать и анализировать активно на уроке. Чередование и

смена видов деятельности обеспечивали поддержание

работоспособности и активности учащихся на уроке.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет

использования ИКтехнологий, а также за счет создания учителем

на уроке благоприятной психологической атмосферы.

Психологическая атмосфера на уроке: активность учащихся, их

расположенность к творческой деятельности, желание познания .

Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать

мнения высказывающихся.

Важно, что, ориентируясь на уровень подготовки и речевых

способностей учащихся, учитель применял дифференцированный

подход.Контроль усвоения полученных осуществлялся в

вопросно – ответной форме деятельности. Подборка интересного

насыщенного материала урока имела теоретическую,

практическую и познавательную значимость.

Отклонений от плана урока не было. Результативность урока

хорошая. Перегрузки детей не было.

Цели урока достигнуты. Учителю удалось расширить и углубить

представления учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина,

иными словами, «лирический роман Есенина» был прочитан с

пользой и интересом.

В ходе комментариев учителя было много полезных

воспитательных моментов, поэтому анализируемый урок можно

считать не только источником литературных познаний, но и

уроком нравственного воспитания. Домашнее задание духовно

нравственного плана очень органично и логично вписалось в

контекст урока.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование

структуры урока, использование различных форм обучения,

тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного

материала.

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоев

====================================================================

Анализ урока литературы в 9 классе.

Дата: ___________ 2015 г.

Учитель: ;

Класс – ;

Всего в классе – уч. Присутствовали – уч;

Тема урока: «А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ

художественного текста».

Тип урока: урок изложения нового материала.

Цель урока: определить основной конфликт поэмы, который поэт

вскрывает в результате этого конфликта.

Функции урока и их задачи:

1. Познавательная: сообщение о замысле поэмы, об истории

создания; романтизм и романтический герой.

2. Обучающая: обучение аналитическому чтению и приемам

анализа художественного произведения.

2. Развивающая: выразительное чтение учащимися отрывков,

разрешение проблемных вопросов и ситуаций.

3. Воспитывающая: прийти к пониманию антигуманности

индивидуалистического эгоизма героя, отсутствия цельности

характера, подлинного и глубокого чувства.

***

Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы

урока удачно взаимосвязаны.

Основные этапы урока:

1. Вступительное слово учителя. Постановка задач и разъяснение

пути их реализации.

2. Знакомство с замыслом поэмы; с художественно

изобразительными средствами, с отзывами критиков о характере

героя.

Выступление учащихся.

3. Аналитическое чтение ключевых глав поэмы в вопросно

ответной форме. Обучение анализу лирического произведения.

4. Закрепление пройденного – этап, где учащиеся отвечают на

вопросы, записанные на доске.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание. Словесное рисование одного из героев

поэмы.

Организация начала урока (вступительное слово учителя)

дала позитивный настрой, поставлена цель урока.

Подготовка к основному этапу (сообщение учителя о поэме

А.С. Пушкина «Кавказский пленник», индивидуальные

тематические сообщения учеников отразили историю и

своеобразие поэмы Пушкина), заинтересовала учащихся, дала

установку на творческий поиск.

Непосредственно основной этап (аналитическое чтение

поэмы с комментариями учителя и учащихся) прошел

динамично, живо; ответы учеников были содержательными;

выводы учителя – емкими и плавно переходящими от одного

вывода к следующему.

Логично было выстроено закрепление пройденного на уроке

(эмпирическая беседа, в результате которой были выделены

особенности поэмы «Кавказский пленник», найдены ответы на

заранее объявленные и записанные на доске вопросы.

В ходе подведения итогов работы учитель дал оценку

каждому ученику. Качество знаний учащихся в результате

проведённой работы: «5»— 3, «4» — 7, «3» — 4.

Время, отведённое на каждый этап, скорректировано верно.

На уроке применялись следующие методы работы:

объяснительно иллюстративный, проблемный; словесные

(беседа, тематические сообщения), наглядные (наглядные

пособия, опыт), практические (наблюдение, поиск ответов на

поставленные вопросы, анализ поэтического текста).

Использовались фронтальная и индивидуальная формы

работы и такой приём работы, как постановка проблемных

вопросов и поиск ответов на них. Показательно требование

учителя давать развернутый ответ на вопрос.

Домашнее задание соответствует одной из задач урока

обучение анализу художественного произведения и носит

творческий характер.

.Выводы:

Формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам,

соответствующим изучаемому материалу и способам

организации деятельности учеников.

Задачи и цели урока достигнуты.

Содержание учебного материала отличалось научностью,

доступностью и практической направленностью.

Гигиенические требования (воздушный, температурный и

световой режим) на уроке соблюдались.

Председатель ШМО

учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти серу в сатисфактори
  • Как составить документы на уничтожение архива
  • Как найти телефон дома без звука андроид
  • Люфт в главной паре катушки как исправить
  • Как найти usb cfg