Как составить анкету для социологического исследования

Автор статьи

Марина Викторовна Моргун

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Составные части анкеты

Замечание 1

Анкета состоит из нескольких основных частей:

  • вводная часть,
  • основная часть,
  • паспорт анкеты.

Очень большая роль в результативности проведенного опроса отведена вступительной части, так как она должна сформировать у респондента определенное отношение к процедуре анкетированного опроса, его настрой как психологический, так и социальный.

Основа назначения вступительной части состоит именно в том, чтобы пробудить желание респондента к данной процедуре опроса. Чаще всего вводная часть расположена на титульном листе предполагаемой анкеты. Ее содержание должно быть структурировано и лаконично. В нем отмечаются цели и задачи исследования категориальный аппарат исследования, организация проводящая данное исследование. Особенно необходимо отмечать анонимность ответов в процессе обработки анкеты, что способствует психологическому комфорту респондента.

Основная часть анкеты

Основная часть анкеты — это наиболее информативная часть инструментария, так как именно она предоставляет смысловую информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулирования тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие:

  • Сначала формулируются так называемые контактные вопросы: их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты. Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому.
  • Вторую группу вопросов составляют основные — наиболее сложные вопросы. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию по исследуемой проблеме. Если необходимо решить несколько задач, то сначала формулируются группы вопросов к каждой задаче, но в анкету они могут помещаться или блочно, или перемешиваться с вопросами других блоков, однако должны располагаться обязательно только в середине основной части.
  • Окончание основной части анкеты происходит при помощи заключительных вопросов.

«Основные правила составления анкеты в социологии» 👇

Замечание 2

Вопросы необходимо размещать по трем уровням сложности, так как все вопросы логично взаимосвязанны. Следует постепенно подводить респондента «от легкого к сложному».

«Паспорт» анкеты

И, наконец, паспорт анкеты, который содержит вопросы следующего типа:

  • профессиональный статус,
  • образование,
  • возраст,
  • пол,
  • социальное происхождение,
  • семейное положение,
  • места жительства,
  • и т.п.

Количество и характер информации зависит, в первую очередь, от целей и задач, поставленных перед составителем анкеты. Составить паспорт анкеты — это довольной кропотливый процесс.

Данная информация имеет очень важное значение для интервьюера в процессе обработки данных. Информация, которая содержится в паспортичке, имеет наиболее важное значение при определении определенных закономерностей, тенденций и взаимосвязей между ответами и, например, социальным статусом. Именно поэтому составление паспорта анкеты должно содержать четко продуманные вопросы.

Пример 1

Например, при выявлении интересов и планов на дальнейшее обучения учащихся разных возрастов можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет. Предварительно нужно выяснить, какова цель стоит перед этим распределением, какие аспекты интересуют аналитиков, что должно быть проанализировано, обнаружено (связь между которыми факторами). Если выбрать 15 лет — это предел возраста, когда ребенок заканчивает 9 классов, то есть основную школу, может переходить к обучению в профессионально-технические учебные заведения, колледжи или продолжать учиться в заведениях. Если же выбрать 14 лет, то он будет предоставлять информацию о своих достаточно отдаленных планах; если же выбрать 16 лет, в таком случае, ученик уже совершил свой первый выбор и речь пойдет об обучении в дальнейшем — после окончания школы.

Специалисты, изучаюзие проблемы составления анкеты, так и не пришли к мнению о том, в какой части анкеты необходимо ставить паспорт анкеты – в начале или в конце листа анкеты. Однако наиболее часто паспорт анкеты размещают в конце, чтобы респондент был психологически спокоен.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Как составить анкету?

Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.

В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.

Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некоррект­но, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования «решаемых проблем» и «исследуемых проблем».

Решаемая проблема Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам Определить уровень (степень)  проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе

Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.

Структура и правила составления анкеты для опроса

1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации.
  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Классификация вопросов

Типы вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал
  2. Купил
  3. Взял у родственников, знакомых
  4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный
  2. Любительский
  3. Автотуризм
  4. Спортивный 
  5. Экстремальный
  6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»?

  1. Да
  2. Нет

Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду».

ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК».
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень
  2. В основном нравится
  3. Скорее нет
  4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (несколько вариантов ответа) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию
  2. Нравится оформление
  3. С доверием отношусь к авторам журнала
  4. Привлекает полезная информация, реклама
  5. Нравится тон, стиль журнала
  6. Другое
По виду экзистенциальные (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле «другое» для свободного ответа.
  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные.
  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

4. Слова благодарности респонденту

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!

Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru

Наши услуги

  • Маркетинговые исследования
  • Социологические исследования
  • Стратегическое маркетинговое планирование
  • Фокус-группа
  • Тайный покупатель
  • Call-центр
  • Внештатный маркетолог
  • Бизнес-планирование
  • Продвижение в социальных сетях
  • Готовые маркетинговые исследования

Участие в опросах

Работа у нас

Копилка маркетолога

Новости

29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству

Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.

20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!

По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.

30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!

По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.

Как составить анкету для соц. опроса — предназначение, правила, классификация

Содержание статьи:

  • > Значение социологических опросов
  • > Подготовительный этап
  • > Правила составления анкеты
  • > Разновидности вопросов
  • > Этапы проведения анкетного опроса
  • > Нюансы обработки
  • > Классификация вопросов
  • > Типичные ошибки при составлении

Проведение многочисленных исследований социологического характера позволяет точнее определить интересы людей в самых разных областях. Чтобы опрос был максимально результативным — требуется уделить особое внимание составлению анкеты. Существуют определенные правила, позволяющие получить нужный результат, если решено не использовать шаблоны. Подготовленная без ошибок анкета заметно облегчит опрос. Удастся выполнить поставленную цель в намеченные сроки.

Значение социологических опросов

Интерес к социологическим опросам вырастает в геометрической прогрессии. Анкета должна помочь собрать конкретные данные, не содержащие ложной информации. Составитель анкеты выступает в роли интервьюера. Респондент сумеет ответить на вопросы максимально правдиво, особенно при сохранении полной анонимности.

Метод лэддеринга предусматривает отказ от анкеты, поскольку подобный опрос предполагает проведение доверительной беседы. В качестве заказчиков выступают компании и маркетологи, желающие путем опроса выявить предпочтения потребителей. Анализ покажет сложившиеся мнения о новом товаре или услуге.

Второй способ связан с подготовкой анкеты, когда прямой контакт не предусмотрен. Проведенный опрос даст возможность:

  • включить в анкету нужные вопросы;
  • привлечь большое число респондентов;
  • получить исчерпывающие ответы из-за условий анонимности.

Анкетный метод выглядит предпочтительней живого опроса. Респонденты не всегда готовы говорить правду, могут выдавать желаемое за действительное. Правильно сформулированные вопросы в анкете облегчат поиск ответа из предложенных вариантов.

Подготовительный этап

Перед подготовкой анкеты следует написать техническое задание, которое поможет прояснить ситуацию и определить порядок действий. Первоначально задают основной вопрос, связанный с актуальностью темы для опроса.

Нужно показать убедительные причины, позволяющие проводить исследования в конкретный период. Определяют целевую аудиторию и способ связи. При опросе в режиме реального времени проще узнать мнения представителей молодого поколения. Люди среднего и старшего возраста в меньшей степени увлечены интернетом.

Формулировка главной темы не помешает затрагивать в анкете сопутствующие вопросы для проверки нескольких гипотез. Узнать приблизительное число респондентов помогает рассылка приглашений (на электронную почту) с просьбой принять участие в опросе.

Анкетирование умеет выдавать количественную информацию при правильной постановке вопросов. Готовые интересные варианты ответов позволят сделать выбор или поставить оценку. Остается выбрать инструмент для проведения опроса и приступить к составлению анкеты.

Правила составления анкеты

Предварить опрос должна небольшая преамбула, особенно при выборе режима онлайн. Короткий текст сумеет пояснить цель мероприятия, указать время заполнения и анонимность ответов.

  • 1.Структура анкеты разбивается на несколько блоков, способствующих раскрытию темы. Должна прослеживаться последовательность и логика. Отвлекаться на посторонние тематики нерационально, поскольку это внесет путаницу.
  • 2.Постепенно происходит переход от простых вопросов к более сложным с последующим чередованием. В конце обязательно остается блок с некоторыми персональными сведениями. Респондент может проинформировать о возрасте, поле, образовании, месте работы.
  • 3.Логичный порядок размещения вопросов помогает сосредоточится, не затрачивать много сил и времени. Основные важные вопросы следует включить в первые блоки, сделать обязательными. Не всегда есть уверенность, что клиент прочтет до конца и даст все ответы.
  • 4.Короткая анкета займет не более страницы. Большой опрос разбивают на части, раскрывающие стороны выбранной тематики. Нужно обойтись без длинных предложений, искать краткие формулировки.
  • 5.Уместно добавить дополнительные вопросы с необязательным заполнением. Они обычно затрагивают заинтересованных респондентов, выставляющих слишком высокие или низкие баллы.
  • 6.Присутствие подсказок скорее сбивает с толку. Объективную картину легче получить при помощи открытых вопросов, требующих самостоятельного ответа.

Выражение благодарности будет приветствоваться. Сообщают о месте просмотра результатов опроса или возможном вознаграждении. Следует ожидать удовлетворительных результатов при правильном подборе вопросов.

Разновидности вопросов

Создавать вопросы следует с учетом видов. Простые формулировки без бюрократических штампов будут понятны после первого прочтения. Глаголы превалируют над прилагательными и междометиями.

  • 1.Закрытые вопросы в анкете имеют до 5 вариаций ответа (да, нет, затрудняюсь ответить). Уровень важности подскажет проставление оценок (1-10 баллов).
  • 2.Объем открытых вопросов будет достаточно скромным. Ответы нуждаются в комментариях, затягивается заполнение и обработка.
  • 3.Полуоткрытый тип затрагивает пункт «другое» и шкалу Ликерта. Средние значения позволяют встать на нейтральную позицию, без необходимости высказываться положительно или отрицательно.

До 10 вариантов ответа приводят к использованию переключателей (радиокнопок). При увеличении числа пунктов пригодится выпадающий список. Подбирают картинки, добавляют рейтинги.

Этапы проведения анкетного опроса

Готовую анкету внимательно просматривают , стараясь убрать недочеты. Нельзя допускать опечаток, орфографических и логических ошибок. Для тестирования обращаются к коллегам или знакомым, готовым стать добровольными участниками опроса. Проведение разделяется на несколько этапов.

  • 1.Потребуется доказать актуальность вопроса для выяснения мнений.
  • 2.Создается анкета с разбивкой на блоки. На одной странице присутствуют 3-4 коротких вопроса.
  • 3.В кратком приветствии объясняется задача проведения опроса.
  • 4.Небольшая инструкция пояснит порядок действий.
  • 5.Размер поля адаптируется в соответствии с типом вопроса.
  • 6.Проводится работа над визуальным оформлением. Интуитивный дизайн, подборка цвета, контрастность и четкая структура привлекают респондентов.
  • 7.При длинном опросе важно показать прогресс заполнения (по количеству страниц, в процентах).
  • 8.В конце опроса выражается благодарность за участие. Предлагаются бонусы и скидки.

Анонимный статус вполне устраивает участников, готовых высказать собственное мнение без давления. Необходимость конкретизировать респондентов добавляет пункт «Регистрация», расположенный чуть ниже приветствия.

Нюансы обработки

Обработка материалов пройдет после окончания опроса. При наличии свыше 100 анкет расчеты делают в процентах с точностью до десятых. Предварительно изучают ответы на вопросы закрытого типа.

При уменьшении (до 100 анкет) указывают число респондентов. При выборе одного варианта общая сумма достигает 100 %. Более одного — учитывают число ответов (более 100 процентов), не зависящих от количества участников.

Составляют таблицы и добавляют рисунки для демонстрации итогов опроса. В готовый отчет включают преамбулу с описанием тематики. Ниже следует развернутое описание опроса. Анкета будет включена в приложения. Выводы и рекомендации делают в заключении отчета.

Классификация вопросов

Подготовка вопросов превращается в значимое событие, отражающееся на итогах опроса. Потребуется использовать классификацию по форме.

  • 1.Увеличить объем закрытых вопросов для привлечения внимания, возможности отвечать после выбора одного из вариантов.
  • 2.Добавить 1-2 открытых вопроса, помогающих узнать личную точку зрения участника.
  • 3.Применять комбинирование вариантов (полузакрытый тип) с готовыми и собственными ответами.
  • 4.Сочетать прямые и косвенные вопросы.

Опрос по форме призван выяснить оценку явления людьми разного возраста и увлечений. Классификация по содержанию затрагивает респондентов и факторы:

  • сознания (личное мнение, планы);
  • поведения (настрой, поступки);
  • личности (пол, возраст, специальность).

Проводится разговор на простом языке. Неплохо добавить пример заполнения или перемешивать варианты ответов, если не установлен определенный порядок.

Типичные ошибки при составлении

Начинающие интервьюеры нередко допускают ошибки, относящиеся к категории типичных. Нужно рассмотреть несколько очевидных промахов.

  • 1.Нагромождение вопросов приводит к отсутствию логики или неверным суждениям. Возникают явные противоречия, не предоставляющие возможности анализировать информацию.
  • 2.Попытка смешать в одну кучу несколько тем приведет к фиаско. Лучше разбить один длинный вопрос на два коротких. Четко установить главный вопрос, добавляя второстепенные в рамках темы.
  • 3.Представленные варианты ответов сужают возможности выбора. Участнику важно не зацикливаться на диаметральных позициях, высказать нейтральное мнение.
  • 4.Злоупотребление специфическими терминами сократит число участников. Искать расшифровку непонятных слов может не каждый респондент.
  • 5.Сложно-построенное предложение с деепричастными оборотами нелегко прочитать и понять. Краткий текст сумеет быстрее донести информацию, сократит время заполнения.

Участник опроса должен почувствовать свободу при рассмотрении анкеты. Четко структурированный текст разбит на части, дополняющие друг друга. Прочтение пунктов не вызывает затруднений с ответом, смысл предельно ясен.

Дизайнерское оформление, картинки и таблицы помогают заполнять поля с удовольствием. Выражение благодарности воспринимается благожелательно, особенно вместе с сообщениями о положенных бонусах. Сотрудничество приносит моральную и материальную выгоду.


При использовании информации ссылка на Лабораторию маркетинговых исследований MarketingLab обязательна.

Отправляйте заявку по форме ниже, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Анкета
− упорядоченный по последовательности,
содержанию и форме набор вопросительных
суждений, воплощенный в виде опросного
листа. Вопросы могут быть открытыми,
когда от респондента требуется в
свободной форме выразить свое мнение,
и закрытыми, если нужно выбрать один из
предложенных альтернативных ответов.

Каждое
конкретное социологическое исследование
требует создания особой анкеты, но все
они имеют общую структуру. Любая
анкета вкл в себя три основные части:

  • вводную

  • содержательную
    (основную) часть

  • заключительную
    часть (паспортичку)

Во
введении указывается, кто проводит
исследование, его цель и задачи, способ
заполнения анкеты, подчеркивается
анонимный характер ее заполнения, а
также выражается благодарность за
участие в анкетировании. К вводной части
примыкает и инструкция по заполнению
анкеты.

Паспортичка
(демографическая часть) содержит в себе
сведения о респондентах с целью проверки
надежности информации. Это вопросы,
касающиеся пола, возраста, образования,
места жительства, социального положения
и происхождения, стажа работы респондента
и др.

Особое
значение имеет составление основной
части анкеты, т.к. от этого во многом
зависит успех проводимого исследования.

Содержание
анкеты ( характер и виды задаваемых
вопросов, порядок их размещения,
формализация предполагаемых ответов)
определяется стремлением получить
наиболее достоверную информацию об
изучаемом объекте. Для этого необходимо
хорошо ориентироваться в той системе
вопросов, на базе которых формируется
содержательная часть анкеты. Формулировка
вопросов – самый сложный этап составления
анкеты.

При
составлении основного вопросника важно
учитывать прежде всего его функциональную
роль как средства получения информации
об объекте исследования, наиболее
подходящие для достижения этой цели
вопросы, их тип и форму, последовательность.
Вопросы анкеты должны быть понятны
респондентам, быть достаточно простыми
в грамматическом и лексическом отношениях,
учитывать уровень их общего развития,
особенности культуры и степень
осведомленности в той области, которая
относится к предмету исследования.
Вопросы не должны быть завуалированной
формой утверждений, навязывать позиции
социолога и содействовать формированию
мнения о тех предметах и явлениях,
которые стремится узнать социолог. Так
же как в интервью, вопросы анкеты могут
формулироваться как в открытой, так и
в закрытой формах. Поэтому сначала важно
решить, какому типу вопросов — открытым
или закрытым — отдать предпочтение.
Критерии предпочтения здесь аналогичны
тем, которые используются при
формализованном интервью. Одно из
основных требований к формулированию
ответов в закрытых вопросах — недопущение
логических ошибок: пересечения объемов
понятий, ряда положений определений,
характеризующих разные аспекты
анализируемого явления, и др

Вопросы
также могут быть прямыми
(«Удовлетворены
ли Вы своей работой?») и косвенными
(«При каких
условиях Вы перешли бы на другое место
работы?»). Прямой вопрос рассчитан на
ответ, смысл которого заведомо одинаков
для социолога и респондента. Ответ на
косвенный вопрос предполагает расшифровку
в ином, скрытом от респондента смысле,
поэтому такого рода вопросы включаются
в анкету, если затрагивается чувствительная
для респондента тема. Вопросы, особенно
те, которые направлены на выявление
оценок и мнений опрашиваемых, могут
задаваться также в личной и безличной
формах. Безличная
форма
используется
тогда, когда нужно выявить мнение, не
совпадающее с общепринятым. Стандартные
слова, с которых начинаются безличные
вопросы: «Существует точка зрения,
что…», или «Некоторые считают, что…».
Заканчивается безличный вопрос просьбой
к респонденту указать наиболее приемлемую
из приводимых в вопросе точек зрения.
Все вопросы анкеты с точки зрения их
связи с решением главной задачи
исследования делятся на основные
(программные) и «технологические»
(тестовые). Назначение тестовых вопросов
— содействовать решению главной задачи
исследования. К их числу относятся
контрольные вопросы, вопросы-фильтры,
а также вопросы-ловушки. Первые включаются
в анкету для уточнения или подтверждения
ответов на другие вопросы, вторые — для
того, чтобы при обработке массива ответов
исключить ответы некомпетентных или
неосведомленных людей. Третьи — помогают
отделить ответы недобросовестных
респондентов. В качестве контрольных
вопросов используются проективные
вопросы, касающиеся воображаемой
ситуации. Так, например, прямой вопрос
об удовлетворенности работой может
быть дополнен вопросом об условиях, при
которых респондент мог бы покинуть
данную работу. Контроль компетентности
опрашиваемых необходим, когда речь идет
о получении информации о событиях и
продуктах деятельности. Если предметом
изучения является оценка событий или
продуктов деятельности, то контрольные
вопросы и вопросы-фильтры должны быть
направлены на проверку знакомства
респондента с предметами оценки —
событиями или продуктами деятельности.
Например, проводя опрос с целью оценки
стиля работы менеджеров среднего звена,
следует включить в анкету вопрос, ответ
на который покажет, в какой мере респондент
владеет информацией, позволяющей ему
дать компетентную оценку данного вида
трудовой деятельности. Программные
вопросы — это вопросы, непосредственно
нацеленные на получение запрограммированной
информации об объекте и предмете
исследования. Их не следует смешивать
с индикаторными вопросами, которые
являются результатом процедуры
операционализации понятий и предназначены
непосредственно респонденту. Из
нескольких ответов на этого рода вопросы
и складывается один ответ, являющийся
ответом на программный вопрос. В
формулировке вопросов, относящихся к
событиям, не должно содержаться оценочных
терминов («много» — «мало», «хорошо» —
«плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.),
поскольку за каждой из таких оценок
стоит исключительно субъективное
восприятие соответствующих свойств
оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся
к давно происходившим событиям, желательно
дополнять контрольными вопросами,
которые позволят оценить, насколько
детально респондент помнит события
того времени. Эти вопросы должны выяснить:
был ли опрашиваемый непосредственным
участником событий, может ли он указать
место и время события, благоприятные и
неблагоприятные обстоятельства, ему
сопутствующие, активных участников и
их роли, динамику развития события.

Сама
же последовательность вопросов может
быть сформирована либо методом воронки
(компоновка вопросов от наиболее простых
к наиболее сложным), либо определена
методом постадийного развертывания
вопросов (пятимерный план Гэллапа). При
этом необходимо помнить, что в любом
случае количество вопросов в анкете
лимитировано. Практика показывает, что
анкета, требующая для заполнения более
45 минут, несет в себе больше случайной
или недостаточной информации. Поэтому
оптимальным считается время заполнения
анкеты в течение 35-45 минут (чему
соответствует 25-30 вопросов по теме
исследования).

Составление
анкеты предполагает ее проверку,
апробацию, уточнение. Для оценки качества
анкеты проводится пилотажное исследование.
В ходе его осуществляется проверка
содержания анкеты, формулировок и
последовательности вопросов, вариантов
ответов и т.п. Пилотаж проводится на
микровыборке (до 100 человек) опытным
социологом в форме интервью с фиксацией
ответов респондента, его реакций на
содержание вопросов, их понимание и
восприятие, а также с обязательной
фиксацией времени, затраченного на
опрос. Все это позволяет выявить
недостатки инструментария, откорректировать
их и адаптировать анкету к массовой
работе.

После
сбора анкет начинается их обработка и
анализ данных.

Из
проведенного анализа следует, что метод
анкетного опроса является наиболее
важным методом сбора первичной информации
в соц-ом исследовании.

Качество
анкеты определяется степенью соблюдения
двух основных условий:

1)
формулировка вопросов должна
соответствовать исследовательской
задаче, то есть обеспечивать получение
информации именно об изучаемом признаке;

2)
формулировка должна соответствовать
возможностям респондента как источника
информации, то есть вопросы не должны
предъявлять непосильных требований к
респонденту, к его памяти, аналитическим
возможностям, к его представлениям о
чувстве собственного достоинства.

Общие
принципы построения анкеты

1.
Программная логика вопросов анкеты не
должна смешиваться с логикой построения
вопросов анкеты. Опросный лист в целом
строится с учетом психологии восприятия
опрашиваемого. Это ведущий принцип,
определяющий остальные. 2. Необходимо
учитывать особенности культуры и
практического опыта опрашиваемой
аудитории. Например, в массовом опросе
нет смысла объяснять его научные цели.
Целесообразней подчеркнуть практическую
ценность. Однако при опросе экспертов
следует отметить и то, и другое.

3.
Частные вопросы следует размещать перед
вопросами общего характера. Если вопрос
общего характера поставить первым, то
ответ на него, данный респондентом,
неизбежно, в силу психологического
стремления оправдать общую оценку и
так называемого эффекта «эха», повлияет
на последующие ответы респондента на
частные вопросы.

4.
Вопросы следует располагать в зависимости
от их трудности и содержания. По характеру
динамики сложности вопросов весь
вопросник разбивается на четыре стадии.
На первой стадии сложность вопросов
растет, начиная с наиболее простых,
вступительных. Вступительные вопросы
выполняют две «технологические» функции:
заинтересовать респондента и максимально
облегчить ему включение в работу по
заполнению анкеты. Поэтому они не должны
вызывать беспокойства. Затем следуют
более сложные и желательно событийные,
а не оценочные вопросы, далее еще более
сложные. Потом — на второй стадии —
сложность вопросов временно уменьшается.
На третьей — резко возрастает до самых
сложных. На четвертой стадии сложность
вопросов резко уменьшается и заключительные
вопросы должны быть относительно
нетрудными, поскольку по мере заполнения
анкеты люди утомляются. Именно по этой
причине паспортная часть помещается в
конце анкеты, так как вопросы
демографического и статусного характера
вызывают у многих людей тревогу.

5.
В анкете должно быть предусмотрено
право не отвечать на вопрос. Перед
проведением опроса любая анкета, так
же как и любой другой новый инструмент,
проходит апробацию. Эта стадия прикладного
социологического исследования носит
название пилотажной или пилотажного
исследования. Суть пилотажного
исследования заключается в проверке
соответствия анкеты тем требованиям,
которые изложены выше, и ее корректировки
в случае, если выявятся их нарушения.

Паспортная
часть анкеты включает вопросы, ответы
на которые дают основные, статусные
сведения о респондентах, пол, возраст,
образование, стаж работы, семейное
положение, основной род занятий, источник
и размер дохода. Такого рода вопросы
лучше формулировать в закрытой форме,
разбив континуумы (последовательности
количественных значений) названных
признаков на интервалы. Это значительно
ускоряет заполнение анкеты и ее обработку.
Закрытые вопросы, касающиеся статуса,
следует формулировать в терминах,
исключающих двусмысленное толкование.
Также в закрытом вопросе желательно
избегать терминов, которые могли бы
принизить статус респондента. Например,
перечисляя группы работников, отличающиеся
уровнем квалификации, следует использовать
конкретные названия профессий. Паспортная
часть размещается в конце анкеты.

Анкетные
опросы различаются целями, адресатами,
содержанием и конструкцией задаваемых
вопросов. С точки зрения целей и содержания
анкетные опросы могут быть направлены
на получение информации о событиях,
фактах поведения, имевших место в прошлом
и настоящем, о продуктах деятельности,
а также о мотивах деятельности, поступков,
оценках и мнениях.

Как
метод сбора социологической информации
анкетный опрос применяется в трех
случаях:

а)
когда необходимо получить большой объем
информации;

б)
если объект исследования — общественное
мнение, представления людей;

в)
при наличии условий достаточно быстрого
распространения и доставки анкет
респондентам, а также уверенности в
достаточно большом количестве возвращения
анкет.

При
проведении опросов необходимо учитывать,
что с их помощью выявляются субъективные
мнения и оценки, которые подвержены
колебаниям, сильно зависят от
непосредственных и конкретных условий
опроса и множества других факторов, в
частности, от обмена мнениями о предмете
опроса между респондентами. Поэтому
любой опрос желательно проводить как
можно в более сжатые сроки. Любая анкета
должна состоять из трех частей: обращения
к респонденту (введения), собственно
вопросника и так называемой паспортной
части. Назначение обращения к респонденту
— разъяснить ему цель исследования,
его замысел. Обращение должно быть
кратким, понятным, избегать панибратского,
заискивающего или ложно доверительного
тона, бюрократического стиля, академизма,
пафоса и т.п. В целом стиль изложения и
тон обращения должны учитывать возможность
опрашиваемого правильно ответить на
поставленный вопрос, его компетентность
в данной области. Желательно также
указать организацию, проводящую опрос,
и подчеркнуть в случае необходимости
гарантии анонимности. Не следует
озаглавливать анкету, чтобы избежать
давления на респондентов стереотипов
массового сознания. Надежность информации,
получаемой как с помощью интервью, так
и анкетного и других форм опроса, зависит
не только от свойств самой информации,
но и от того, какие вопросы формулируются
и какова лексика (язык) анкеты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

  • Преамбула

    Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

  • Структура анкеты

    Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

    Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

  • Типы вопросов

    • закрытые (к ним даются варианты ответов);
    • полузакрытые (и вариант «другое»);
    • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

    Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

    1. Покупали ли вы телевизор?
    2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

    Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

  • Закрытые вопросы

    Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

    • полностью согласен (согласен);
    • скорее, да, чем нет;
    • скорее нет, чем да;
    • не согласен;
    • затрудняюсь ответить.

    Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

    Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

    Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

  • Несколько важных замечаний

    Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

  • Анкета составлена, что дальше?

    Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти большую склянку в аватарии
  • Как по выручке найти себестоимость продаж
  • Схема как найти модуль числа
  • Как найти поставщика товара в интернете
  • Как найти значение результирующего вектора