Как составить анкету вопросник

Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты

Как правило, анкета,
или вопросник, состоит из трех основных
частей.

Вступление, или
легенда

Здесь обычно
коротко говорится о том, какова тема и
задачи исследования (иногда она несколько
модифицируется, чтобы быть доступной
и понятной аудитории), кто проводит
исследование, какова техника заполнения
анкеты, гарантируется анонимность
информации. Если это анкета, сообщается,
куда ее переслать. Во вступлении очень
важно замотивировать опрашиваемого,
чтобы он отвечал на вопросы с интересом,
не пропускал их, старался отвечать полно
и объективно, был бы благожелательно
настроен.

Итак, основные
компоненты вступления
:

1) исследовательская
организация,

2) тема и цель
исследования,

3) мотивирование
опрашиваемого,

4) информация о
технике заполнения вопросника,

5) гарантирование
анонимности ответов,

6) адреса для
возврата опросника или контактов,

7) благодарность
за участие в исследовании.

Основная часть

Здесь даются в
соответствии с программой исследования
вопросы, поставленные в определенной
последовательности и отвечающие
социологическим критериям построения
вопросника. Сгруппированные вопросы с
примерами отражены в табл. 6.

Таблица 6

Типы вопросов

Основания
для деления вопросов

Виды
вопросов

Примеры

По
структуре

закрытые
(с вариантами ответов)

Каким
образом Вы ознакомились с этим номером?

1.
Подписываюсь на журнал

2.
Купил

3.
Взял у родственников, знакомых

4.
Прочитал в библиотеке

открытые
(без вариантов ответов)

Какие
проблемы и трудности в организации
работы редакции Вы хотели бы отметить?

полузакрытые

О
каких видах туризма Вам было бы
интересно прочитать в нашем журнале?

1.
Организованный

2.
Любительский

3.
Автотуризм

4.
Спортивный

5.
Экстремальный

6.
Другие (назовите)

По
функциям

основные

Нравится
ли Вам наш журнал?

контрольные

Если
бы у Вас не было финансовых затруднений,
подписались ли бы Вы на наш журнал в
будущем году?

фильтрующие
(отсеивающие часть аудитории)

1.
Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»?

Да. Нет

Внимание!
На вопросы 2–5 отвечают только те, кто
читает «Комсомольскую правду»
.

ловушки

Читали
ли Вы книгу писателя Ивана Якимова?

(Несуществующий писатель.)

По
содержанию

вопросы
о событиях, фактах

Какие
издания вы выписываете?

вопросы
о мотивах, мнениях, оценках

Выскажите
свое мнение по поводу оформления
«МК».

По
форме

прямые

Нравится
ли Вам профессия журналиста?

косвенные

Посоветовали
ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?

прожективные,
предлагающие

Если
бы редактором были Вы, то что бы
изменили в газете?

По
характеру

альтернативные

Нравится
ли Вам журнал?

1.
Да, очень

2.
В основном нравится

3.
Скорее нет

4.
Затрудняюсь ответить

неальтернативные
(меню)

Если
Вы поклонник нашего журнала, чем он
Вас привлекает?

1.
Интересен по содержанию

2.
Нравится оформление

3.
С доверием отношусь к авторам журнала

4.
Привлекает полезная информация,
реклама

5.
Нравится тон, стиль журнала

6.
Другое

По
виду

экзистенциальные*

(о сущности явления)

Существует
ли данное явление?

дефинитивные
(определительные)

Что
явление собой представляет?

оценочные

Хорошо
явление или плохо?

аналитические

Почему
явление таково?

обосновывающие

Почему
мнение о явлении таково?

конструктивные

Как
с явлением следует поступить?

При структурировании
основной части следует не забывать о
некоторых правилах
составления анкеты:

1. Никогда не нужно
начинать со сложных или по психологическим
мотивам трудных для опрашиваемого
вопросов. Начинать следует с простых
контактных вопросов, которые заставят
человека втянуться в процесс анкетирования
или интервью. Затем сложность вопросов
нарастает к середине исследования. К
концу, когда человек обычно устает,
ставятся тоже более простые вопросы.
Внутри анкеты можно перемежать трудные
вопросы с простыми.

2. Вопросы должны
быть сформулированы ясно, доступно,
адекватно языку и восприятию данной
аудитории.

3. Вопросы нужно
составить таким образом, чтобы отвечающий
на них хотел дать достоверные и искренние
ответы.

4. Вопросы не должны
задевать чести и достоинства опрашиваемых.

5. Нельзя в одном
вопросе формулировать два вопроса
(«Читаете ли
вы еженедельник “АиФ”? Нравится ли он
Вам?»)
. Как
правило, человек отвечает только на
один вопрос. Но если он даже ответит на
два, вам все равно придется их расчленять
при обсчете и анализе информации.

6. Ни в коем случае
нельзя наталкивать формулировкой
вопросов на определенный ответ («Не
правда ли, “Коммерсантъ” объективное
издание?»).

7.
В
вопросе должны быть необходимые
пояснения: сколько вариантов ответов
можно выбрать в вопросе-меню, каким
образом заполнить таблицы, каким значком
обозначить выбранный ответ (кружком,
галочкой, подчеркнуть и т. п.).

8. Если это анкетный
опрос, то предпочтительнее, чтобы
основная часть вопросов была закрыта,
то есть имела варианты ответов – тогда
ее легче обрабатывать, хотя, конечно,
все зависит от целей исследования. Если
опрос разведочный, имеющий целью получить
как можно более разнообразную и новую
информацию, анкета может включать
достаточно большое количество открытых
вопросов.

Но все-таки обычно
открытых вопросов больше в интервью,
особенно глубинных интервью, экспертных,
когда важно получить мнения (даже редко
встречающиеся, но ценные с точки зрения
исследователей). Например, когда социологи
факультета журналистики МГУ проводили
интервью с экспертами по проблемам
перспектив развития прессы, вопросы
были в основном открытые. Однако нужно
помнить, что их трудно обрабатывать,
придется проводить частотный анализ и
кодировку ответов на открытые вопросы.

9. Если нужно
проверить объективность ответов, то
наряду с основными вопросами
предусматриваются контрольные.

10. Не стоит ставить
их сразу после основного вопроса, лучше
через несколько вопросов, чтобы
опрашиваемый не заметил, что проверяют
объективность его ответов.

11.
В альтернативных вопросах ответы должны
быть взаимоисключающими.

12. В вопросе-меню
необходимо представить основные значения
ответов, иначе можно получить искаженную
информацию. Например, на вопрос: «Почему
вы подписались на газету “Известия”?»
в перечне
можно пропустить ответ «по
традиции, наша семья всегда ее выписывала»
и вы
потеряете очень важный показатель
причин подписки.

13. При составлении
вопроса-меню важно соблюдать пропорцию
между положительными и отрицательными
ответами.

14. Варианты ответов
должны формироваться по единому
логическому основанию. Например, если
вы сравниваете, какие темы интересуют
читателя в прессе, нельзя наряду с темами
политика,
экономика, спорт

и т. п. в варианты ответов записывать
жанр – «репортаж».

15. Количество
вопросов в основной части должно быть
необходимым и достаточным: для массовой
аудитории обычно не более 30, для школьников
– не более 20. Хотя, например, журналистам,
специалистам, вообще высокообразованной
и заинтересованной в опросе аудитории,
можно предложить и гораздо более длинный
перечень вопросов.

16. Очень хорошо
воспринимаются в анкете карикатуры или
юмористические рисунки, которые поднимают
настроение, заставляют критически
мыслить, одновременно выполняя функцию
релаксации, отдыха в нелегком деле
заполнения вопросника.

Паспортичка, или
объективка
(социально-демографические
данные опрошенных)

Это очень важная
часть вопросника, потому что объективные
данные о человеке (пол, возраст, образование
и т. п.) обычно являются группообразующими
признаками. При обсчете информации
важно не только получить так называемое
«среднее по массиву», то есть суммированные
мнения всех опрошенных, но и мнения
различных групп населения. Вот поэтому
очень важно, чтобы паспортичка была
целиком заполнена, иначе анкету придется
выбраковывать, она будет непригодна
для счета по разным группам.

Итак, паспортичка
обычно включает в себя вопросы, призванные
выяснить пол,
возраст, тип и уровень образования,
место жительства, профессию и должность,
тип предприятия на котором человек
работает, семейное положение, наличие
и количество детей, уровень дохода на
члена семьи
.
Иногда выясняется национальность
и вероисповедание, партийная принадлежность
и т. п. Короче,
«объективка» включает те
социально-демографические характеристики,
которые нужны в связи с программой,
задачами исследования.

Но наиболее часто
в сегодняшней социологии группообразующими
признаками являются пол, возраст,
образование, род занятий, место жительства
и уровень дохода. При этом разные
исследовательские фирмы дают разные
варианты ответов (закрытых) на вопросы
о социально-демографических данных
(естественно, кроме пола, где нет
разночтений).

Возраст.
В книге В. А. Ядова «Стратегия
социологического исследования»
приводится дробная периодизация
возраста, принятая в государственной
статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24,
25–29, 30–34, 35–39, 40–44,
45–49, 50–59, 60–69,
70–79, 80 и старше. Но в социологических
исследованиях обычно практикуется
более крупное деление: 16–24, 25–29, 30–39,
40–49,
50–59, 60 лет и старше. Или еще более
крупно: до 26, 27–55, 56 лет и старше. Все
зависит от объекта и целей исследования.

Образование,
если оно членится подробно, может
содержать следующие варианты ответов:

Начальное
(ниже 7 классов)

Неполное
среднее (7 классов до 1961 г., после – 8-9
классов)

Общее
среднее (10, 11 классов)

ПТУ
без среднего образования

ПТУ
со средним образованием

Среднее
специальное образование

Незаконченное
высшее (три курса и больше)

Полное
высшее образование

Кандидат,
доктор наук

Часто эти шкалы
укрупнены и предлагается перечень:

Неполное
среднее

Среднее

Незаконченное
высшее

Высшее

Род занятий

В социологических
исследованиях, проводившихся в советское
время, было принято такое деление:

Рабочий

Инженерно-техническая
интеллигенция

Интеллигенция,
не занятая на производстве

Служащий

Учащийся

Пенсионер

Домохозяйка

В современных
исследованиях появились другие
классификации.

Семейное
положение

Несемейный

Семейный

Разведенный

Вдова
(вдовец)

И здесь современные
реалии заставляют иногда предусматривать
вариант «живу
в свободном браке»
.

Уровень дохода
семьи

Выше
среднего

Средний

Ниже
среднего

Могут быть и другие
варианты. Иногда просят указать в анкете
средний доход на одного члена семьи,
хотя на такие вопросы люди отвечают
неохотно. Поэтому в вопросе о доходах
нужно обязательно предусмотреть ответ
«Не готов
ответить на этот вопрос»
.

Здесь прокомментирую
структуру анкеты или вопросника на
примере прессовой анкеты, поскольку
этим методом анкетирования редакции
пользуются чаще всего. Сделаю это на
примере прессовой анкеты, которую я
составила в 1997 г. по просьбе А. А. Полещука,
редактора журнала «Вокруг света»
(нынешний журнал от прежнего имеет
только название, присвоенное, купленное
новым владельцем).

Напомню, что журнал,
созданный 140 лет назад, в советские
времена был очень популярным и имел
почти миллионный тираж. Но после
перестройки, когда его постоянный
читатель обнищал и уже не мог выписывать
подорожавший журнал, который в связи с
рыночными условиями, перешел на цвет
глянцевую бумагу и стал печататься в
Финляндии, тираж журнала упал до 50 тысяч,
и редакция не знала, как исправить
ситуацию. Возникло решение провести
исследование, узнать, что случилось с
читателем, не разочаровался ли он в
журнале, каким образом реанимировать
издание. Довольно долго я изучала сам
журнал, аналогичные журналы на этом
рынке («Туризм и отдых» и др.), чтобы
составить анкету.

У этой анкеты было
несколько особенностей. Во-первых, мы
старались привлечь читателей к тому,
чтобы они серьезно отнеслись к анкете,
не называя это анкетированием, а призывая
читателей войти в клуб читателей газеты
и вместе подумать, как развиваться
журналу дальше. Анкету напечатали под
рубрикой «Клуб читателей газеты» и во
введении (легенде) написали следующее
(см.: Вокруг света. – 1997. – № 4):

Читательский
клуб

Будем
делать журнал сообща!

Уважаемый
читатель! В преддверии второго полугодия
нам, сотрудникам редакции, хотелось бы
вместе с вами поразмышлять о путях-дорогах
нашего журнала. Как сохранить высокое
просветительское предназначение «Вокруг
света», подтвержденное его 135 летней
историей, и в то же время сделать журнал
современным, то есть конкурентоспособным
среди разнообразных изданий, представленных
сегодня на рынке печатной продукции? С
таким вопросом мы решили обратиться к
вам, уважаемые читатели. Надеемся, что
вы найдете полчаса, чтобы заполнить эту
анкету, высказав свои оценки, мнения,
пожелания и советы. Результаты
анкетирования будут использованы при
составлении редакционных планов и
опубликованы в газете.

(Далее
следует адрес редакции).

Ждем
ваших ответов до 20 июня, после чего
начнем обработку анкет.

Анкеты,
в которых содержатся ответы на все
вопросы, смогут участвовать в лотерее.
Разыгрывается 5 призов (бесплатная
подписка на журнал, книги, фирменные
сувениры), а также одна бесплатная
туристская путевка в европейскую страну.

Наша
анкета – первый шаг по пути создания
постоянно действующего клуба читателей
журнала «Вокруг света». Поэтому мы
установили еще пять призов для авторов
самых интересных и реально осуществимых
предложений по работе журнала и
организации читательского клуба «Вокруг
света».

Благодарим
за сотрудничество и желаем успехов!

Итак, введение
предусматривало:

— мотивацию включения
читателя в совместный поиск улучшения
журнала,

— обозначение цели
исследования,

— ограничение срока
возврата анкет,

— адрес возврата,

— возможность
выигрыша призов или путевки в зарубежную
страну,

— благодарность
за участие в исследовании.

К
слову сказать, в некоторых редакциях
посулы о призах так и остаются
нереализованными. В редакции журнала
«Вокруг света» к этому отнеслись серьезно
и из 200 анкет, в которых люди указали
свои координаты, было выбрано 9 анкет
из Москвы и Подмосковья, авторы которых
приехали в редакцию. Для них проведена
экскурсия, встреча с редактором и были
разыграны призы. Путевку во Францию
получил инженер из Санкт-Петербурга,
который впоследствии должен был
рассказать об этой поездке.

Основная часть
анкеты
состояла из 5 блоков, причем они были
выделены графически – взяты в рамку и
таким образом отделены друг от друга.
Перечислю эти разделы, потому что они
являются, пожалуй, основными для опроса
аудитории специализированного издания.

1 блок – «Я и
журнал “Вокруг света”».

Вопросы о потреблении журнала: Как
давно Вы читаете журнал «Вокруг света»?
Каким образом оказался у Вас этот номер?
Нравится ли Вам журнал?

Далее следовали вопросы о том, почему
нравится и что вызывает неприятие, для
чего читает, как оценивает отдельные
рубрики журнала, собирается ли подписаться
на будущий год.

Несколько вопросов
с журналом в руках
.
Какие
публикации этого номера Вам больше
всего понравились, а какие показались
неинтересными? Перечислите номера
страниц, оформление которых вам
понравилось / не понравилось
.
Была также просьба высказать мнение об
оформлении журнала в целом и первой
страницы в частности. Кстати, эти
конкретные вопросы дали очень многое
для понимания интересов аудитории,
распределенных по разным группам.

2 блок – «Мои
путешествия» –
связан
со специальной проблематикой. Здесь
выяснялось, в каких странах читатель
бывал, где хотел бы побывать, что ему
мешает осуществить свои намерения
(недостаток
времени, средств, семейные обстоятельства)
,
о каких континентах и регионах хотел
бы почитать в журнале и что его интересует
в жизни зарубежных стран (история
страны, облик городов, архитектура,
достопримечательности, народ, его
национальные особенности, традиции и
обычаи, религия, мифы, легенды, туристские
маршруты, географические, археологические,
этнографические исследования, заповедники,
парки, знаменитые люди, политическая
жизнь, экономика страны, ее сырьевой
потенциал, культура, искусство, система
образования, животный и растительный
мир, структура потребления, сведения о
товарах и услугах, другое)
.
Были заданы также вопросы, касающиеся
видов туризма, о которых было бы интересно
прочесть в журнале, и о том, куда бы
стоило поехать корреспонденту журнала.

3 блок – «Читаю,
смотрю, слушаю» –
выяснял
круг читательских интересов аудитории,
ее кругозор, чтение литературы, газет,
журналов, передач телевидения и
радиовещания. Короче, здесь выяснялась
информационная среда, в которой обретается
аудитория, и место журнала «Вокруг
света» в этой среде.

4 блок – «Кое-что
о рекламе» –
был
посвящен отношению читателей к рекламе
в журнале, товарам и услугам, о которых
они готовы читать в журнале, выяснялось,
использовали ли читатели эту рекламу,
приобрели ли какие то товары и услуги,
прочитав об этом в «ВС» и какие крупные
покупки или вложения читатели сделали
за текущий год.

5
блок – «Мои пожелания журналу»
.
Здесь вопросы были сформулированы как
прогностические, прожективные:
Если бы редактором был я, то какие
изменения я ввел бы в содержание журнала,
оформление, состав авторов и т. п.

6 блок, «Немного
о себе»,–
паспортичка
с характеристиками возраста (до
18 лет, 18–24, 25–34, 35–44, 45–54, 55–60, старше
60)
, пола,
образования, специальности, профессии,
должности, уровня дохода (семья
с высоким уровнем дохода, со средним
достатком, с невысоким доходом)
,
места жительства, количества членов
семьи, в том числе читающих журнал
«Вокруг света», количества родственников
и знакомых, которые читают выписываемый
журнал, типа предприятия, на котором
работает.

7 блок – «Тест».
Несколько
тестовых заданий, нацеленных на получение
личностно-психологических характеристик
читателей. Они, кстати дали очень
интересную информацию и с большим
интересом были прочитаны в публикации
об итогах исследования в журнале.

Было
получено около 900 анкет, которые обработаны
на компьютере по трем десяткам групп.
Читатель очень высоко оценил и содержание,
и оформление журнала – в 4,8 балла по
пятибалльной системе.

В трех номерах
журнала были напечатаны публикации об
основных результатах, с широким
использованием выразительных цветных
диаграмм, рисунков и т. п.

В результате
выяснилось, что, во-первых, несмотря на
маленький тираж, читателями журнала
является 1 200 человек (что совпало с
медиаметрическими данными фирмы
«Комкон-2»). Это было выяснено при помощи
вопросов, введенных в паспортичку:
Сколько
человек в вашей семье читают журнал?
Если журнал читают еще ваши соседи и
родственники, то сколько примерно
человек?
В
результате оказалось, что каждый номер
читает около 20 человек. Плюс те, кто
берет его в библиотеках. Таким образом,
читатель остался верен своему журналу,
но, к сожалению, не имел денег выписывать
журнал сам и тем поддерживать его
финансово. Казалось бы, миллионная
аудитория – это очень большая аудитория
для рекламодателя. Но читатели «Вокруг
света» принадлежали к низко- или
среднеоплачиваемому классу. Это в
основном учителя и другая интеллигентная
любознательная публика, работающая,
как правило, в системе государственных
учреждений.


Download Article


Download Article

When a company, non-profit group, or politician needs to find out how their stakeholders or constituents feel, they often create and implement a questionnaire. The results can lead to re-branding, decision-making, and policy changes if the feedback is sound. Making a questionnaire can seem very straightforward, but unless it is designed properly, the results can be skewed and unreliable.

  1. Image titled Make a Questionnaire Step 1

    1

    Decide what you want to learn from administering your questionnaire.[1]
    Ask yourself what data you require and how you will use it. This will help you come up with useful questions, as well as the order in which you will ask them.

    Tip: Ideally, the questionnaire will be short, so decide which of your goals are essential and which might be unnecessary.

  2. Image titled Make a Questionnaire Step 2

    2

    Plan questions that will help you get the information you need. Begin with a broad span of questions, then narrow them down until each one relates to your goals in some way. Keep questions and answers simple, using as few words as possible. You may want to rely on open-ended questions, closed-ended questions, or a mix of the two.

    Advertisement

  3. Image titled Make a Questionnaire Step 3

    3

    Use closed-ended questions to gather specific answers. Closed-ended questions have a specific range of options respondents can choose from. [2]
    These questions may be yes-or-no questions, true-or-false questions, or questions that ask the respondent to agree or disagree with a statement. Closed-ended questions may look like open-ended questions, but will have only a few options respondents can use to answer. Closed-ended questions might look like these:

    • «Have you shopped here before?»
    • «If so, how often do you shop here?» (This question would have a few explicit answers from which respondents could choose—«once a week» to «once a month,» for instance)
    • «How satisfied were you with your experience today?» (Likewise, this question would have limited responses—«very satisfied» to «very dissatisfied»)
    • «Would you recommend this store to a friend?»
  4. Image titled Make a Questionnaire Step 4

    4

    Use open-ended questions to solicit feedback. Open-ended questions solicit answers that you may not anticipate, and do not have a specific range of answers to choose from. Open-ended questions are a chance for respondents to communicate their specific experience or expectations. Such questions might look like these:

    • «How will you use your purchase?»
    • «Where else do you normally shop?»
    • «Who referred you to this store?»
    • Open-ended questions are good for clarifying a previous answer—«Why do you feel this way?»
  5. Image titled Make a Questionnaire Step 5

    5

    Ask questions in such a way as to avoid confusion and bias. Avoid leading questions especially; Leading questions indicate that the asker is looking for a certain answer and will limit what answers your responders are comfortable supplying. Either tailor possible answers or change the wording of your question so as to avoid leading your respondents to answer in a particular way.

    • Questions should be worded so as to maximize clarity. Confused respondents will skew your data, so questions should be as understandable as possible. Avoid double negatives, unnecessary clauses, or unclear subject-object relationships.

    Note: You may consider asking the same question in different ways, which may reduce overall respondent bias and give you a better chance of finding the person’s true opinion on a given topic.[3]

  6. Advertisement

  1. Image titled Make a Questionnaire Step 6

    1

    Think about how you will deliver your questionnaire. There are many options open to you. You may use an online service to design your questionnaire. You can then send links to your questionnaire over e-mail. You may use a phone or mail campaign to cold-call respondents. Or you can execute a campaign in-person, using professionals or volunteers to lead surveys.

  2. Image titled Make a Questionnaire Step 7

    2

    Design your questionnaire according to your delivery method. There are advantages and disadvantages to each method, and each method has limits on what you can do. Ask yourself which delivery method best suits the subject matter of your questionnaire, as well as the data you want to receive. For instance:

    • Surveys delivered on the computer, by phone, and by mail can reach a broad range of people, whereas surveys administered in-person are time-intensive and limits who can participate (which may be useful).
    • Surveys delivered on the computer, in person, and by mail can utilize pictures, whereas phone interviews cannot.
    • Respondents may be too shy to answer certain questions in person or by phone. Decide if you want to give clarifications to your questions if the respondent doesn’t understand something; only interviews given by a live person can deliver clarifications.
    • A computer survey will require the respondent to have access to a computer. If your questionnaire concerns private issues, a computer survey may work best. [4]
  3. Image titled Make a Questionnaire Step 8

    3

    Consider the order of your questions. The form of your questionnaire matters just as much as its content. You should aim to order questions so that they follow each other logically or mark clear shifts from section to section. Other kinds of questions may impact how a respondent fills out the questionnaire.

    • «Qualifiers» are questions that screen certain respondents out, preventing them from completing other questions. Position these at the beginning of your questionnaire.
    • If demographics are of major concern, ask demographic questions up front.
    • Save personal or complicated questions for the end of the questionnaire. Respondents will not feel as overwhelmed by these questions and may be more likely to be open and honest.

    Note: You may want to order the questions so that if a person says yes or no to a certain question, they bypass any questions that don’t apply to them. This will help keep the questionnaire focused and take less time to complete.

  4. Image titled Make a Questionnaire Step 9

    4

    Decide if you will offer incentives for completing the questionnaire. It’s often easier to attract respondents if you offer something in return for their time. Online, mail, or phone questionnaires could offer a coupon after questionnaire completion. In-person questionnaires could offer merchandise in exchange for participation. Questionnaires are also a good way to attract attention to mailing lists or membership offers, which may otherwise go unnoticed by respondents.

  5. Image titled Make a Questionnaire Step 10

    5

    Test your questionnaire before you begin surveying people. Friends, employees and family members can be good testers. You may have them try your questionnaire while it’s still in development, or you may have them test a finished draft.

    • Ask your testers for feedback. They may alert you to sections that confused them or felt out of place. User impressions about the questionnaire are just as important as the actual questionnaire.
    • After you test, do some number crunching to ensure you are collecting the data you need. If you are not getting the information you want, adjust the questionnaire. You may need to reword some things, add introductions, or rearrange, add, or delete questions so your questionnaire leads you toward your goals.
  6. Advertisement

  1. Image titled Make a Questionnaire Step 11

    1

    Review your data to understand what your questionnaire was really asking. Remember that a questionnaire is often part of a larger campaign. They can be altered and reused multiple times in order to target different demographics, ask different questions, or better align with your goals. After reviewing your results, you may find that, though your questions make sense, they aren’t quite the right ones you need to achieve your goals.

    • For instance, you may find that a question such as «How often do you shop here?» limits your demographic to those who shop at a brick-and-mortar store. If you want to see how people purchase a specific product, you may want to broaden your question to include online shopping.
    • Your implementation method may also be limiting your data. For instance, surveys administered online may be answered largely by respondents with higher-than-average computer knowledge.
  2. Image titled Make a Questionnaire Step 12

    2

    Further revise your questions. Some of your questions may work during testing, but may not work as well out in the field. Your questions must make sense to the specific demographic you are targeting. Ask yourself if your respondents are truly understanding what is being asked, or if your survey is so standard that respondents are not responding thoughtfully.

    • For instance, a question such as, «Why do you shop here?» may be too broad a question, which could mislead your respondents. If you want to know if the store’s decor has an impact on shopping habits, you could instead ask respondents to describe how they feel about the store’s decor, branding, etc.
  3. Image titled Make a Questionnaire Step 13

    3

    Review your open-ended questions. See if your open-ended questions are working the way you need them to work. They may be too open, in which case respondents may ramble. They may not be open enough, in which case the data you received won’t be as valuable. Ask yourself what role your open-ended questions are playing in your questionnaire and tailor them as needed.

    • As above, broad questions such as, «How do you feel while shopping here?» may not give your respondents enough direction. You could instead ask, «Would you recommend this store to your friends? Why or why not?»
  4. Image titled Make a Questionnaire Step 14

    4

    Decide how you will respond to missing data. Not all respondents will answer all questions, which may or may not be a problem for you. [5]
    Ask yourself which questions are being skipped or answered incompletely, if at all. This may be due to the order of the questions, the wording of the questions, or the subject matter of the questions. If missing data is important, consider rewording skipped questions to make them more or less specific.

  5. Image titled Make a Questionnaire Step 15

    5

    Review what sort of feedback you are receiving. See if you have unusual trends in your data and decide if this reflects reality or if this is due to a flaw in your questionnaire. For instance, your closed-question answers will limit the sort of information your respondents can give you. Your answers may be so limited as to make strong opinions look the same as weak opinions, or may not provide for a full range of reasonable answers.

    • For instance, if you are asking respondents to rate an experience, you should provide them with the option to respond with «very dissatisfied» as well as «very satisfied,» and many options in between.
  6. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I make a questionnaire for a community on a topic about music in culture and music as a culture?

    Community Answer

    Use free survey sites such as Survey Monkey to customize a survey to suit your needs.

  • Question

    How do I make a questionnaire on the topic of food habits among children?

    Community Answer

    Research what sells well and what is popular then make a list of appropriate questions.

  • Question

    How can I make a questionnaire for a group of officers?

    Community Answer

    You can make an account on survey monkey or a similar website, and then e-mail it to whomever you’d like.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • You may choose to add an «I don’t know» response to questions that respondents may not have an honest opinion about. This may help you avoid collecting inaccurate answers.

  • Be strategic about selecting your respondents. No matter how well your questionnaire is designed, your results will be less useful if your sample is biased in some way. For example, giving a survey over the Internet about respondents’ computer usage could result in drastically different data than when you give the same survey over the phone, since your sample may be more familiar with computers.

  • If possible, offer something in return for the completion of the questionnaire, or let the respondents know how their answers will be used. Such incentives can be motivating for respondents.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To make a questionnaire, write short, simply-worded questions. Use closed-ended questions, like those that require a yes-no or true-false answer, when you want responses that fall into a specified range. You could ask, for example, “Do you shop at this store?” When you want feedback on people’s experiences, write open-ended questions, such as “Why do you shop at this store?” Use a combination of these types of questions to get the information you want from your questionnaire. For more suggestions on making a questionnaire, including how to test and revise it, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 591,240 times.

Reader Success Stories

  • John Wilt

    «At first I was clueless about how to prepare a questionnaire. Your material gives me a really good starting point…» more

Did this article help you?

Как составить анкету?

Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.

В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.

Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некоррект­но, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования «решаемых проблем» и «исследуемых проблем».

Решаемая проблема Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам Определить уровень (степень)  проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе

Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.

Структура и правила составления анкеты для опроса

1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации.
  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Классификация вопросов

Типы вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал
  2. Купил
  3. Взял у родственников, знакомых
  4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный
  2. Любительский
  3. Автотуризм
  4. Спортивный 
  5. Экстремальный
  6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»?

  1. Да
  2. Нет

Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду».

ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК».
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень
  2. В основном нравится
  3. Скорее нет
  4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (несколько вариантов ответа) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию
  2. Нравится оформление
  3. С доверием отношусь к авторам журнала
  4. Привлекает полезная информация, реклама
  5. Нравится тон, стиль журнала
  6. Другое
По виду экзистенциальные (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле «другое» для свободного ответа.
  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные.
  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

4. Слова благодарности респонденту

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!

Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru

Наши услуги

  • Маркетинговые исследования
  • Социологические исследования
  • Стратегическое маркетинговое планирование
  • Фокус-группа
  • Тайный покупатель
  • Call-центр
  • Внештатный маркетолог
  • Бизнес-планирование
  • Продвижение в социальных сетях
  • Готовые маркетинговые исследования

Участие в опросах

Работа у нас

Копилка маркетолога

Новости

29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству

Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.

20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!

По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.

30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!

По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как с помощью фотографии можно найти человека
  • Как найти отношение суммы чисел
  • Как найти погибших во время великой отечественной
  • Как найти дорогих клиентов
  • Как найти техподдержку фейсбука