Как составить анкеты для подростков

Составление анкеты по изучению интересов и
потребностей детей и подростков

Анкетирование — средство получения
информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических,
экономических, демографических исследованиях.

Вопросы анкет бывают открытые (дается свободный ответ) и
закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете
утверждений), а также объективны и субъективные. Это наиболее распространенный 
вид опроса.

   
        Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор
вопросов, каждый из которых связан с разнообразными задачами исследования. Это
инструмент сбора информации, которая фиксируется в виде письменных ответов.

   
        Анкетирование используется для получения информации о таких явлениях и
процессах в коллективе или в психологии отдельного ученика, родителей, которые
недоступны прямому наблюдению. Например: информация о мотивах, интересах,
предпочтениях , трудностей общения, о жизненных планах и пр.

   
        Достоинства анкетирования:


широта тематики исследования ( о любых сферах жизнедеятельности и
взаимоотношений);


возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об
отношении к ним людей;


относительно малые затраты времени и экономичность;


получение максимально формализованной информации, пригодной для систематизации
с последующим сравнительным анализом;

-возможность
повторения опросов с определенной периодичностью.

На
представленных образцах анкет приведены задачи, для которых они были
составлены.

№1.  Для родителей. Данная анкета является
необходимой для выбора методов работы в период адаптации первоклассников.
Даётся на родительском собрании после первого месяца обучения.                               

Цель: выявить детей, особо нуждающихся в
поддержке на первом этапе, особое внимание обращаю на трудности детей не только
непосредственно в учебном процессе, но и в самоорганизации, общении и т. д.

№2.  После первого полугодия дети уже становятся
непосредственно «респондентами». Эта анкета содержит в себе вопросы отвлекающие
и вопросы главные. Помогает выявить круг общения, интересов, даёт возможность
для малышей попытаться понять и оценить самого себя.    

Цель: продолжить работу по изучению
межличностных отношений в классе и сформировать умения детей заниматься
самоанализом, заглянуть в свой внутренний мир.

№3.  Для младших школьников анкеты бывают не
только в виде печатного текста, но и в форме рисунка. Ответы могут быть
представлены  письменным ответом,  графическим изображением в виде рисунка или
комбинированно, естественно право выбора за
учеником.                                                             

Цель: знакомство с внутренним миром
ребёнка, продолжить работу по воспитанию и развитию морально –этических норм ,
используя  данные  анкет. Как правило, итогом таких анкет  является
общеклассная газета «Мечты нашего класса».

№4.  Анкета для детей и родителей. Интересна
тем, что я даю одновременно детям и взрослым в день родительского собрания.
Утром –дети, вечером – родители. Проводится
анонимно!                                                                         

 Цель:
использование данных в работе  для коррекции своей работы, анализ данных анкеты
на следующем родительском собрании с обсуждением положительных и негативных
моментов воспитания. 

№5. Анкета –
выбор.                                                                                                        

Цель: продолжить наблюдение за формированием
у детей внутреннего мировоззрения.  Обсуждается на родительском собрании,  с
установкой на взаимопонимание в вопросах работы по выравниванию понятий:
ребёнок-семья-школа.

№6. Эта анкета даётся перед классным часом: «
Вещи, которые нас окружают».                                                                                                                   
Цель: выявить знания каждого ученика о полезности вещей, об
опасности, которую несут некоторые из них.  На основе этих данных выпускается
газета о безопасном, дозированном обращении с электронными носителями,
готовится доклад учениками о пользе и возможностях современных и традиционных
игр и правильной организации досуга.

№7. Анкета о мамах. Проводится накануне
праздника мам.                           

Цель: продолжить работу над формированием
умения анализировать себя, своё отношение к близким, дает наглядную картину
взаимоотношения в семье. Часто дети затрудняются в ответах –не задумывались о
том, что мама может иметь свой внутренний мир, свои увлечения. На основе данных
анкеты выпускается газета «Наши мамы», где в рубриках содержатся обобщённые
сведения из анкет.

№8. Анкета
–настроение.                                                                                          

Цель: определить в каких условиях у
конкретного ребёнка наибольший психологический комфорт , что нужно для каждого
ученика для формирования положительной мотивации учения и поведения.

Расскажите о своём ребёнке.

1. 
Фамилия , имя, отчество ребёнка_____________________________________________________

2. 
Как ребёнок относится к школе? Бывают ли ситуации, когда ребёнок отказывается
идти в школу?

С
чем это
связано?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. 
После того, как ребёнок стал посещать школу, какие вы заметили изменения в
самочувствии,
поведении?____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. 
Как чувствует себя ребёнок после
школы?______________________________________________

5. 
Появилась ли потребность в дневном
сне?_____________________________________________

6. 
Во сколько он ложится спать?_________________________________________________________

7. 
Какой у ребёнка сон?
_______________________________________________________________

8. 
Готовит ли уроки
дома?______________________________________________________________

9. 
Делает уроки самостоятельно или с вашей
помощью?____________________________________

10. 
Какие предметы даются труднее всего? Как вы думаете
почему?__________________________

_____________________________________________________________________________

11. 
Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора или
компьютера?___________________

12. 
Сколько времени гуляет в день? Гуляет самостоятельно или под вашим наблюдением?

_____________________________________________________________________________

13. 
Какие дополнительные кружки и секции посещает ваш
ребёнок?_________________________

_____________________________________________________________________________

14. 
Появились  ли у вашего ребёнка в школе новые друзья? Вы с ними общались, или
знаете о них только со слов вашего ребёнка?________________________________________________________

15. 
Собираясь в школу, ваш ребёнок самостоятельно собирает портфель, с вашей
помощью или это исключительно ваша
забота?_______________________________________________________

16. 
Вы интересуетесь в первую очередь успехами в учёбе, или событиями,
происходящими в
школе?_______________________________________________________________________

17. 
Как вы думаете, какое общественное поручение понравится вашему
ребёнку?____________

_____________________________________________________________________________

1.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________

________________________________________________________________

2.
Какой предмет в школе самый любимый?  Почему?__________________

________________________________________________________________

3.
Твой любимый кинофильм или мультфильм?_______________________

________________________________________________________________

4.
Любимое время года? Почему?___________________________________

________________________________________________________________

5. 
Какое блюдо ты готов есть всегда?_______________________________

6.
Твой любимый цвет?___________________________________________

7.
С кем ты дружишь?____________________________________________

8.
Какую одежду ты предпочитаешь?_______________________________

9.
Любимая игра (не электронная!!!)?_______________________________

10.
Чем ты можешь быть интересен для других?______________________

_______________________________________________________________

11.
Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?______________________

_______________________________________________________________

12.
Твой любимый герой книг, кинофильма?_________________________

13.
Любимый вид спорта?_________________________________________

14.
Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?_________

_______________________________________________________________

15.
Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или
группа?_________________________________________________________

16.
Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________

17.
За что ты уважаешь других людей?______________________________

18.
Чего ты боишься больше всего?_________________________________

19.
Когда ты бываешь счастлив?________________________________ ___

_______________________________________________________________  

Анкета для детей и их родителей.

1.
Во сколько ты ложишься спать?_____________

2.
Делаешь ли ты уроки самостоятельно?____________

3.
Читаешь ли ты книжки?____________

4.
Когда последний раз были с родителями в музее или театре?

_______________________________________________________

5.
Проверяет ли мама твои тетрадки?________________

6.
Сколько в день часов или минут ты общаешься с мамой?

_______________________________________________________

7.
Что в школе тебе нравится ? ____________________________

_______________________________________________________

8.
Что не нравится? ______________________________________

_______________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ?

Юлия Александровна Иванова,

методист учебно-методического отдела

«Дома детских общественных объединений», г. Москва

Светлана Николаевна Майорова-^^еглова,

профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, доктор социологических наук

• апробированные методы • ориентации воспитанников • социологические исследования • гендерные особенности • мотивация • адаптация

О

рганизуя смену для детей, администрации лагеря важно получить информацию о подростках: о самих детях, их настроении и ожиданиях от смены, оценки происходящих событий и мероприятий в детском центре.

Анкетирование даёт возможность собрать актуальные данные о каких-либо событиях, мероприятиях, мнениях и оценках, но самое главное — скорректировать программу смены в зависимости от полученных результатов и получить в конце смены оценку эффективности совместной деятельности детей и взрослых.

Какой должна быть анкета? Она включает в себя некий набор вопросов (не более 20), сформулированных взрослыми и связанных между собой, её объём зависит от тех задач, которые вы хотите решить в ходе проведения исследования. Анкету надо построить так, чтобы она была понятной всем. Вопросы не должны быть сложными — ведь большинство детей впервые будут отвечать на вопросы анкеты, а значит, нужно доходчиво объяснить им, как правильно это сделать. Кроме того, на её заполнение обычно отводится не более 20 минут.

Лучше всего проводить анкетирование в два этапа: входящий опрос детей перед тем, как они заедут на смену или даже непосредственно во время поездки в детский центр на автобусе, поезде или самолёте, и исходящий опрос — в предпоследний день смены.

Входящий опрос (см. приложение 1) может включать в себя социально-демографические характеристика ребёнка — пол и возраст — данные, которые дадут исследователю возможность понять гендерные особенности восприятия и поведения подростков. Полезным может быть информация о семье (полная/неполная). Следует также выяснить, участвует ли ребёнок в деятельности детского общественного объединения или организации, таким образом мы можем выявить социально активных подростков, которые могли бы стать помощниками вожатых при организации различных мероприятий.

Руководству лагеря и вожатым прежде всего важно знать о мотивации ребёнка: отдых от учёбы, возможность самостоятельной жизни, знакомство с новыми людьми, а также желание получить новые знания, навыки и умения, проявить

себя. Проанализировав эти данные, можно сделать предположения об активном/ пассивном участии детей в различных мероприятиях, а также попытаться найти пути стимуляции детей для участия в лагерной жизни. Так например, при анкетировании выяснилось, что лишь треть опрошенных хотела бы принять участие в социально значимых делах, главный настрой детей — на отдых от учёбы и общение. А значит, требуется целенаправленная информационная работа, непростой подготовительный период, чтобы увлечь ребят какими-то социальными акциями (помощь ветеранам, экологический патруль и т.д.).

Для понимания тематики мероприятий, которая была бы интересна детям, организаторам смены надо выяснить направления деятельности современных общественных объединений и организаций, в которых состоят подростки. Также для более эффективного использования времени на смене исследователь может задать несколько вопросов о том, о чём участникам смены хочется узнать и чему научиться. Опрошенные нами подростки 10—15 лет отметили, что им хотелось бы узнать о детских организациях (66%), о дружбе, любви, отношениях между полами (38%), о жизни людей в нашей стране (32%), о спорте (22%) и об истории (21%), С учётом этих мнений организаторы могут скорректировать программу мероприятий, уделив особое внимание именно тем сферам и потребностям подростков, которые вызывают наибольший интерес.

На смене важно сохранять комфортный психологический климат, понимать социальное настроение ребёнка. Исследователь может сделать некоторые предположения о возможном поведении и психологическом состоянии ребёнка в первые дни поездки, узнав в анкете о том, бывал ли опрашиваемый участник смены ранее в выездных центрах, лагерях, а значит, правильно организовать адаптационный период для детей.

Вожатый — это не только один из руководителей, но и воспитатель, который выполняет различные функции, в том числе под-

держивает психологический комфорт в своём отряде. По мнению детей, вожатый должен быть общительным, творческим, справедливым и отзывчивым человеком, советчиком, помощником в решении проблем. Лишь 11% респондентов считают, что вожатый должен быть заменой родителей. Дети боятся опекающего, строгого стиля, надеются на установление дружеских отношений с вожатыми.

Для оценки прошедшей смены можно провести анкетирование второй волны (см. приложение 2) после окончания всех её мероприятий.

По результатам одного из вопросов анкеты исследователь может составить рейтинг мероприятий: самое запоминающееся, самое смешное, самое интересное и т.д. Впоследствии, проанализировав полученные данные, можно понять, почему удалось или не удалось провести то или иное мероприятие, следует ли сделать что-то традицией, от чего надо отказаться.

Мы предлагаем включить в анкету вопрос о том, что не понравилось ребёнку во время смены (от бытовых условий до конкретных мероприятий). Это может быть прямой вопрос (как в приложении) или его вариация в косвенной форме:

«Если бы тебе было предложено стать директором летнего центра, то что бы ты изменил(а) здесь в первую очередь?

• сделал(а) бы центр чище, красивее и уютнее;

• попробовал(а) бы улучшить взаимоотношения между взрослыми педагогами

и ребятами;

• улучшил(а) бы работу столовой;

• организовал(а) бы новые кружки и секции;

• попытался(ась) бы объединить и подружить всех отдыхающих детей;

• проследил(а) бы за тем, чтобы все мероприятия были интересными;

• пригласил(а) бы для работы в центр новых вожатых;

1ЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

• приобрёл(а) бы новые оборудование, мебель, приборы, технику;

• ужесточил(а) бы дисциплину;

• и что-то ещё (напиши)_

Участники смены, где мы проводили опрос, планировали рассказать своим близким о новых знакомствах (47%) и об условиях проживания в лагере (38%). Примечательно, что почти половина опрошенных мальчиков (больше чем девочки) особое значение придают бытовым условиям и запомнившимся мероприятиях. И кроме того, они обычно недовольны тем, что уделяется мало времени для спорта, игр, а также большим количеством мероприятий.

Ещё выявить оценку смены ребёнком можно, зафиксировав мнение подростка о возможной повторной поездке в детский центр. Если ребёнок согласится повторить поездку в лагерь, то корректно предположить, что ему понравился отдых, если же, напротив, не согласится, то нужно анализировать причины, по которым подростку не понравилась смена. Наш опыт показывает, что если у более 60% респондентов осталось позитивное впечатление от лагеря, т.е. они посоветовали бы своим друзьям поехать с ними в лагерь снова, то можно считать работу удовлетворительной, а вот показатели более 80% свидетельствуют о том, что программа, условия, воспитательная среда — успешные. Важно соотнести ожидания подростков в первой анкете и реальные оценки того, что им удалось сделать, узнать, совершить за время летней смены.

Надеемся, что предложенные методики будут активно использоваться вами уже этим летом, изучение общественного мнения детей и подростков будет способствовать развитию идеи защиты прав детей в обществе и семье.

Приложение 1 Пример входящей анкеты

Входящая анкета участника лагерной смены

Мы благодарим тебя за то, что ты согласился принять участие в нашем опросе. Нам очень важно знать твоё мнение!

Вначале давай познакомимся с тобой:

1. Ты:

1. Мальчик.

2. Девочка.

2. Сколько тебе лет?

1. 9-11.

2. 12-13.

3. 14-15.

4. 16 и старше.

3. Состоишь ли ты в детском общественном объединении, организации?

1. Да (перейди к вопросу 4).

2. Нет (перейди к вопросу 5).

4. Укажи название своего объединения

5. Бывал (а) ли ты в выездном центре, лагере ранее?

1. Да.

2. Нет.

6. Бывал (а) ли ты в лагере раньше?

1. Да, был (а) на смене. Напиши где

и когда_____

2. Нет, я в первый раз.

7. Как ты узнал(а), что едешь в лагерь?

1. Сказали учителя в школе.

2. Рассказали родители.

3. Сообщили в детском объединении, руководитель, вожатые.

4. Сказали в кружке, клубе, где ты занимаешься после уроков.

5. Сообщили знакомые.

6. Позвали друзья, друг, подруга.

8. О чём бы тебе хотелось узнать на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. О жизни людей в нашей стране.

2. О политике.

3. О детских организациях.

4. Об истории.

5. Об экологии.

6. О дружбе, любви, отношениях между мальчиками и девочками.

7. О современной технике.

8. О здоровье.

9. О достижениях в науке.

10. О спорте.

11. О чём ещё, напиши

9. Чему тебе хотелось бы научиться на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. Обращаться с техникой.

2. Общаться со сверстниками, взрослыми.

3. Играть на музыкальных инструментах.

4. Повысить свои спортивные навыки.

5. Научиться обращаться с оружием.

6. Рукоделию, узнать о домашнем хозяйстве.

7. Рисовать, танцевать, петь и т.д.

8. Чему ещё, напиши___

10. Ты едешь в лагерь, чтобы (выбери не более 3-х вариантов):

1. Отдохнуть от учёбы.

2. Получить новые знания, навыки, умения.

3. Побыть без родителей.

4. Познакомиться с новыми ребятами.

5. Узнать о детских общественных организациях.

6. Заняться спортом.

7. Показать себя, свои умения.

8. Делать совместные полезные для других людей дела.

11. Каким, по твоему мнению, должен быть вожатый? (выбери не более 3-х вариантов):

1. Замена родителей.

2. Друг, подруга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Красивый.

4. Справедливый.

5. Отзывчивый.

6. Строгий.

7. Общительный.

8. Творческий.

9. Много знающий и умеющий рассказывать.

10. Советчик, помощник в решении проблем.

11. Молодой, чуть постарше меня по возрасту.

12. Более старший по возрасту.

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2 Пример исходящей анкеты

Исходящая анкета участника лагерной смены

Вот и закончилась смена. Мы хотели бы, чтобы ты поделился с нами своими впечатлениями о ней. Нам очень важно знать твоё мнение!

Вначале давай познакомимся с тобой:

1. Ты:

1. Мальчик.

2. Девочка.

2. Сколько тебе лет?

1. 9-11.

2. 12-13.

3. 14-15.

4. 16 и старше.

3. Какое мероприятие тебе больше всего запомнилось?

4. О чём ты расскажешь своим родителям и друзьям, когда вернёшься домой?

1. О запомнившихся мероприятиях.

2. О бытовых условиях.

3. О новых знакомствах.

4. О полученных знаниях и навыках.

5. О чём ещё, напиши___

6. Ни о чём, мне ничего не запомнилось.

5. Что тебе НЕ понравилось на смене?

1. Распорядок дня.

2. Большое количество мероприятий, мало свободного времени.

3. Строгие вожатые.

4. Условия проживания, быт.

5. Мало интересных мероприятий.

6. Не получил новых знаний.

7. Не смог (ла) проявить своих личных качеств.

8. Хотел (а) узнать о детских организациях, но не получил такой информации.

9. Что-то ещё____

ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

6. Если тебе представилась такая возможность, ты бы поехал (а) ещё раз на смену?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

7. Посоветуешь ли ты поехать на смену своим друзьям?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

8. Самое главное, что ты смог (ла) получить на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. Отдохнуть от учёбы.

2. Получить новые знания, навыки, умения.

3. Побыть без родителей.

4. Познакомиться с новыми ребятами.

5. Узнать о детских общественных организациях.

6. Заняться спортом.

7. Показать себя, свои умения.

8. Что-то ещё, напиши__

Спасибо за участие! НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

Лагерь будущего

Раиса Пепровна Гуцалюк, доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, кандидат педагогических наук

Ольга Григорьевна Панченко, профессор, кандидат философских наук

При поддержке Министерства образования и науки РФ на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработана программа повышения квалификации «Воспитательные и оздоровительные системы современного учреждения отдыха и оздоровления детей и молодёжи», адресованная специалистам этой сферы. Специфика программы в том, что её практическая часть предусматривает разработку проектов, направленных на развитие детской одарённости, позитивной социальной и лидерской активности, владения интернет-технологиями, иностранными языками, культурой стран, здоровья. Кроме того, программа предусматривает моделирование и анализ управленческих ситуаций, описание опыта — нашего и коллег по определённым критериям. Все эти направления входят в модель «Лагерь будущего».

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 30.01.2023 19:56

Горностаева Елена Юрьевна

учитель английского языка

43 года

рейтинг16 592
место1 189

Местоположение

Россия, Иркутская область

Анкета » Увлечения и интересы современных подростков »

23.11.2017 15:58

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Анкета » Увлечения и интересы современных подростков «»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

АНКЕТА «Мир твоих интересов»
(рассчитана на подростка в возрасте от 13­18 лет)
Пояснение к анкете: можно отмечать несколько вариантов ответов
Как Вас зовут и сколько вам лет____________________________
1. Как вы проводите свое свободное время? 
а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки
б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером 
в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п.
г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно 
д) Да я б пошла (пошел) гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома 
е) ____________________________________________
2. Посещаете ли вы какие­либо секции или студии? 
а) Да 
какую (­ие) _________________________________________________________________
б) Нет 
3. Если вы не ходите ни в какие кружки, секции то почему? 
а) Мне это не нравится
б) Нет времени 
в) Да кому это надо 
4. Как ваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время? 
а) Не знаю 
б) Не в восторге, но не запрещают
в) Они против
г) Они против, но кто их слушать будет?
д) Хорошо относятся
5. Что вы можете сказать о своих сверстниках? 
а) Не знаю, люди, как люди 
б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти
в) В основном их вообще ничего не интересует
г) другое __________________________ __________________________________________
6. Чему Вы и Ваши друзья отдают предпочтение на досуге? 
а) Пиво, сигареты 
б) Дискотеки 
в) Очень люблю читать
г) Компьютер, телевизор
д) У меня вообще нет свободного времени 
е) другое ____________________________________________________________________
7. Как часто вы посещаете музеи, театры, выставки?
а) не более 1 раза в год
б) 2­3 раза в год в) я там не разу не был
г) это пустая трата времени
д) нет, но мне очень хотелось бы
8. Как ваша семья проводит свободное время? 
а) походы
б) пикники
в) спортивные игры
г) культурные мероприятия
д ) _____________________________________________
9. Какие традиции существуют в вашей семье? _________________________
____________________________________________________________________
  социально­воспитательной,
  10. Знаете ли Вы что в Центре детского творчества «Гном»   ведется организация
досуговой,
  физкультурно­   оздоровительной   и
спортивной  работы с подростками?
а) Да
б) Нет  
11.  ­ Если да, то в каких мероприятиях вы принимали участие ______________
____________________________________________________________________
     ­ Если нет, то почему _______________________________________________
12. В каких, из ниже перечисленных мероприятий Вы бы приняли участие:
а) дискотеки
б) фотовыставки
в) экскурсии
г) выставка и конкурс творческих работ
д) праздничная программа
е) турниры по настольному теннису
ж) соревнования по шахматам
з) соревнования по шашкам
и) мама, папа, я – спортивная семья
к) соревнования по футболу
л) мастер­классы
м) квесты
13.   В   целях   совершенствования   работы   по   организации   досуговых,   социально­
воспитательных, физкультурно­оздоровительных и спортивных мероприятиях, нам
очень важны Ваши предложения о кружках и секциях в нашем Центре,  в которые
Вы бы  ходили и мероприятиях, в которых  Вы хотели бы принять участие 
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ за Ваши ответы и  участие в социологическом опросе!
СПАСИБО

У совсем маленьких детей уже появляются личные гаджеты, а младшие школьники самостоятельно совершают покупки на карманные деньги. Это значит, что дети тоже могут быть объектом маркетингового исследования и предоставлять интересные данные. Мы пообщались с экспертами и узнали об особенностях проведения исследований с несовершеннолетними респондентами. Подробности читайте в статье.

 

Демографы сегодня выделяют два основных тренда: женщины позже рожают первого ребенка и заводят меньше детей. Появляются понятия «семейное планирование» и «подготовка к беременности». Дети становятся желанными и ведут себя как «маленькие короли», чьи прихоти немедленно исполняют. 

Младшие школьники уже сами покупают снэки, шоколадки и газировку на карманные деньги; выступают инициаторами и активными участниками процесса принятия решения о более крупных покупках. Поэтому бренды детских товаров начинают всерьез рассматривать их как отдельный сегмент аудитории и изучать их особенности и предпочтения. 

У детей от 3 лет появляются личные гаджеты. А большинство мам сами предлагают детям мобильные игры или мультфильмы, чтобы сделать домашние дела или занять ребенка в очереди или транспорте. Что делает детей объектом внимания создателей цифрового контента и разработчиков мобильных игр. 

Основная особенность изучения детей состоит в том, что их можно привлекать к участию в опросах только через родителей или опекунов. По российскому законодательству дети до 5 лет могут участвовать в исследованиях только в присутствии своего представителя, от 6 до 14 лет – с его письменного согласия. 

В онлайн-панелях механизм поиска респондентов до 14 лет осуществляется следующим образом. Сначала по всей панели запускается скрининговая анкета с основным вопросом-фильтром «Есть ли у вас дети в возрасте от Х до У лет?». После чего тем, кто ответил утвердительно, рассказывают об исследовании, берут согласие на участие и просят позвать к экрану компьютера ребенка. 

Другая сложность заключается в том, что дети очень быстро растут и учатся новому. Дети с разницей в несколько лет могут иметь существенные различия в способностях излагать мысли, читать, считать, называть причинно-следственные связи, оперировать абстрактными понятиями. Поэтому исследователю нужно индивидуально настраивать инструментарий под каждую возрастную группу. 

Дети до 4 лет

В этом возрасте мышление и речь у детей еще недостаточно развиты, чтобы внятно отвечать на вопросы анкеты. Для этой аудитории единственный доступный метод сбора данных – анкетирование мам малышей. Исследователь может предлагать мамам ответить на вопросы анкеты или заполнить протокол наблюдения после предъявления различных стимулов (изображений мультперсонажей, фрагментов мультфильмов, мобильных игр).

Дети 4-8 лет

Для этой возрастной категории характерны существенные различия в уровне развития мышления и речи. Чтобы получить внятный и интерпретируемый результат, к участию в исследовании подключают родителей, чтобы они помогли ребенку адаптироваться к новой для него ситуации исследования и понять, чего от него ждут.

Детсадовцы уже могут распознавать и обосновывать различия объектов, а также давать воспроизводимые ответы о том, что им нравится и не нравится. При этом они легко путают порядок причин и пункты шкал.

Роман Шалимов, директор по исследованиям и CEO агентства «Точка Роста»

«Мы регулярно приглашаем в лабораторию детей для проведения сенсорных тестов детских продуктов питания. Детям сначала предлагают попробовать продукт, а затем ответить на вопросы анкеты. 

Младшие школьники справляются с оценкой одного (максимум двух) продуктов по 2-3 параметрам. Для сравнения – взрослым мы предлагаем оценить до 5 объектов по 10 параметрам. 

Общее время исследования не должно превышать 10-15 минут, иначе есть шанс, что дети затеют игру в догонялки и будут отвлекать других участников. Для сравнения – взрослые могут находиться в лаборатории от получаса до двух часов.

Основное правило, которым нужно руководствоваться при составлении анкеты, – чем больше шрифт и меньше текста, тем лучше результат.

Вопросы и подсказки к ним формулируют предельно прямо и просто, используя слова из детского лексикона (например, «Какой твой любимый герой мультфильма?»). В анкету также можно включать оценочные вопросы с дихотомическими («да», «нет») или 3-балльными шкалами («позитивный», «нейтральный», «негативный»). При этом текстовое описание пунктов шкалы заменяют на черно-белые смайлики (гедонические шкалы). Это упрощает восприятие и нивелирует влияние цвета смайлика на оценку объекта.

Анкета должна сопровождаться изображениями, так как детям в этом возрасте недостаточно только словесного описания».

 

Младшим дошкольникам трудно долго концентрироваться на одном объекте. Поэтому чем длиннее анкета, тем выше шансы получить некачественные данные.
Кроме того, важно учитывать, что дети до 8 лет все еще очень зависимы от мнения взрослых и сверстников. Поэтому они могут отвечать не так, как они думают, а так (как им кажется) как значимые другие хотят, чтобы они думали.

Дети 8-12 лет

Василий Жаворонков, руководитель отдела исследований сервиса онлайн-опросов «Анкетолог»:

«В этом возрасте речь и навыки чтения развиты уже достаточно хорошо, чтобы ребенок мог справиться с анкетой на самозаполнение. Дети старше 8 лет уже отличают свою точку зрения от чужих взглядов и начинают формировать самоидентичность. Это дает исследователю возможность задавать более сложные вопросы (оценка нескольких объектов по 3-5-7-балльным шкалам, вопросы о мотивах, выборе в условиях гипотетической ситуации) с поправкой на особенности детей этого возраста. 

Вопросы по-прежнему должны быть максимально простыми, прямыми и недвусмысленными. Старайтесь формулировать вопрос на языке детей и избегать назидательного тона, чтобы ребёнок понимал, что задание ему по силам, и чувствовал себя свободно. Здесь также хорошо работают изображения (в том числе иконки как иллюстрации к вариантам ответов), аудио и видео, игровые методики (дрэг-энд-дроп, клик-тест)».

 

Дети 12-16 лет

У подростков речь, чтение, письмо, логика и формальное мышление развиты уже достаточно хорошо, чтобы они могли участвовать в опросах наравне со взрослыми. 

Но есть один нюанс: мнение подростков может сильно зависеть от мнения друзей, сверстников, братьев, сестёр и даже родителей. Что может оказаться критичным при проведении фокус-группы, но не столь существенно для анкеты на самозаполнение.

Несмотря на то, что подростки уже могут обрабатывать информацию как взрослые, исследователю по-прежнему нужно уделять внимание чистоте формулировок и созданию интересных и вовлекающих анкет, чтобы респонденты не теряли мотивацию в процессе опроса.

Вознаграждение за участие в опросе

Независимо от возраста респондента, хорошим тоном будет предложить вознаграждение за участие в опросе. Главное, проверить, чтобы бонус был актуален для соответствующего возраста и дети без труда могли его получить. 

Стоит также подумать о том, чтобы поблагодарить родителей маленьких респондентов. Поскольку опросы детей становятся возможными только с их помощью: они заполняют скрининговую анкету, дают письменное согласие и сопровождают ребенка на протяжении всего опроса. 

Опрос детей – не самый надёжный, но единственный доступный метод изучения аудитории брендов детских товаров и услуг. А при правильном подходе к разработке инструментария и сбора данных он может стать источником неожиданных открытий, поскольку (честно признаться) взрослые серьёзные исследователи уже давно забыли, каково это – быть детьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить перспективный план по самообразованию
  • Как исправить штору если обрезала короче чем нужно
  • Как найти напряжение на зажимах батареи
  • Как найти громкость микрофона
  • Как найти iphone если у тебя украли