Как составить аннотация к учебнику

   Аннотацией называется краткая характеристика учебного материала с точки зрения содержания, целевого назначения, формы и других его особенностей. Средний объем аннотации – 500 печатных знаков. Аннотация в научной и учебной литературе должна быть объективно описательной, исключать какую-либо оценку содержания произведения.

   Сначала напишите  в каком году издан, где издан. После этого охарактеризуйте учебник по всем параметрам: сколько глав, параграфов в них, какие темы или подтемы, цель этого учебника. Дайте оценку, например, напишите о том, что авторы учебника не совсем доходчиво излагают материал, или наоборот

     Вот пара примеров аннотаций на научную литературу:

1. «Пособие дополняет курс лекций, читаемый студентам 4-го курса физического факультета, специализирующихся в области физики низких температур и физики конденсированного состояния. Оно отражает основные аспекты проблемы физических основ материаловедения электропроводящих функциональных материалов на 2011 г. и состоит из предисловия, пяти глав и заключения. Во введении излагается история возникновения и развития физики функциональных материалов как самостоятельного направления в физике конденсированного состояния. Первая глава посвящена рассмотрению методов контроля структуры функциональных материалов; во второй главе рассматриваются две основные модели построения энергетического спектра электронов проводимости; в третьей главе излагаются модели описания электронного транспорта в металлах и их основные свойства с точки зрения практического использования; в четвертой главе рассматриваются основные свойства полупроводников; в пятой главе приводятся основные характеристики сверхпроводников. В заключении подводится итог рассмотрения основных свойств электропроводящих функциональных материалов по состоянию на 2011 г. Предназначено для студентов 4-го курса ФФ.»

2″ Учебник написан в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования и программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

    В учебнике изложены теоретические основы охраны природы, ее современные проблемы как глобального, так и регионального масштаба. Рассмотрены общие свойства экосистем, условия их устойчивости, проблемы деградации почв и вод, загрязнения среды, борьбы с вредителями, энергообеспечения и сохранения биологического потенциала нашей планеты.

   Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванные обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привели к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук. Понимание этой сложности и многогранности очень важно для успешного решения экологических проблем.

    Предназначается для студентов колледжей и техникумов и всех интересующихся проблемами экологии и охраны окружающей среды.

    Учебник написан в доступной форме, снабжен словарем терминов и определений.»

оформление аннотации_Монтажная область 1.png

Часто начинающие авторы и студенты испытывают определенные затруднения при составлении аннотации к своим работам и публикациям. Почему так происходит? В большинстве случаев причины всего две: недостаточное понимание назначения аннотации и незнание правил ее написания. А ведь грамотно составленная аннотация играет в публикации важную роль. Она знакомит читателя с содержанием основного текста, помогает определить, отвечает ли информационное содержимое текста поисковому запросу.

Что обозначает термин – «аннотация»

Аннотация

Сжатое, обобщенное описание основного текста. Главная особенность аннотации заключается в том, что в ней обозначаются затронутые в публикации проблемы, вопросы, темы. При этом само содержание не раскрывается. Правильно составленная аннотация будет отвечать на вопрос: «О чем говорится в тексте?»

Посмотрите наше видео, чтобы оформить аннотацию быстро и без ошибок.

Какие бывают аннотации

Существует несколько видов аннотаций, различных по структуре, содержанию, объему. Выбор каждого из перечисленных выше параметров, определяется спецификой и целями публикации. При этом обязательно сохраняется главное требование – лаконичность.

Виды аннотаций по содержанию

  • Справочная или описательная (второе название) аннотация – выдерживается в нейтральных тонах. Структура текста состоит из описания главной темы основного текста, а также жанра и особенностей изложения. Иногда в справочной аннотации отражается минимальная информация о самом авторе.
    1111.jpg

  • Рекомендательная аннотация – акцентируется на наиболее интересных деталях и нюансах публикации, которые смогут побудить к прочтению текста. Зацепить при помощи эмоций или вызвать профессиональное любопытство.
    2222.jpg

  • Общая аннотация – в основе ее структуры лежит обобщенное описание сразу нескольких источников. Акцент на главной идее и пути реализации ее в публикации. Общие аннотации составляются к предназначенным для широкой аудитории текстам.

Виды аннотаций по объему

  • Краткая аннотация – составляется в виде предельно сжатого, лаконичного резюме или описания пары аспектов публикации. Может указывать на уровень понимания автором затронутой им темы, а также на глубину ее проработки.

333333.jpg

  • Развернутая аннотация – составляется из описания общей тематики публикации и отдельных разделов, рубрик, глав или частей. Чаще всего развернутые аннотации пишутся к учебной литературе, научным работам, а также монографиям.

44444.jpg

Структура аннотации

Если внимательно присмотреться, можно заметить, что структура любой аннотации состоит из 2-х частей. Первая содержит библиографическое описание. Вторая – сжатое описание главной темы или идеи произведения. В конце нее может находиться указание на адресата (на какую аудиторию рассчитана публикация).

Структура аннотации:

  1. Заголовок и данные автора.
  2. Указание звания автора или принадлежности его к какой-либо школе.
  3. Форма произведения (что это – рассказ, повесть, научная работа или курсовая).
  4. Основная тема произведения.
  5. Короткое описание важных характеристик (сюда относится указание места событий, время, сами события и пр.).
  6. Нюансы текста, задающие его уникальность (это могут быть нестандартные способы решения поднятых в публикации проблем или вопросов, рекомендации, новейшие методики и пр.).
  7. Адресат (обозначение аудитории, которой данный текст может быть полезен).

Правильно составленная аннотация всегда будет содержать собственную логику и целостную, законченную структуру.

Как оформляется аннотация

Рассмотрим подробно правила оформления аннотации.

  • В аннотацию не вставляются таблицы, цитаты, списки и прочие, подобные структурные элементы текста. В предложениях используются глагольные и причастные конструкции.
  • Рекомендуемый объем обычной, не развернутой аннотации – около 500-600 знаков. Обычно это 5-6 предложений. Указанные параметры носят рекомендательный характер, могут быть увеличены или уменьшены.

555555.jpg

  • Для печати: выравнивание текста по ширине, автоматический перенос не используется, шрифт идентичен публикации, абзацных отступов нет.

О ключевых словах

Почему так важно использовать в тексте аннотации ключевые слова? Они являются ответом на поисковой запрос. С их помощью определяется тематика произведения и создается его высокоуровневое описание. Ключом может выступать одно слово или словосочетание. Для аннотации, достаточно подобрать 6-8 ключевых слов.

66666.png

Использование языковых клише

При составлении аннотации допустимо использование языковых клише, которые прекрасно отражают смысловые блоки текста: описание содержания, цель публикации, призывы к прочтению.

777777.jpg

Языковые клише в аннотации способствуют структуризации текста. Делают его более простым и доступным для восприятия читателя.

88888.jpg

Как правильно составить аннотацию

Прежде чем приступить к составлению аннотации, важно внимательно прочесть все произведение. Выделить основную нить повествования, уловить главную мысль.

Сжать ее до размеров 2-3 предложений.

  • Определить значимость произведения, дать ему оценку. Коснуться поднятых в произведении проблем и вопросов. Ввести в тело аннотации 2-3 оценочных словосочетания (примеры – «важная тема», «убедительно доказывает» и пр.).

99999.jpg

  • Не дублировать информацию из заголовка произведения. Исключить субъективизм, эмоционально-окрашенные, оценочные суждения. Просто и понятно описать категорию людей, которым данное произведение может быть интересно.

  • По возможности, использовать известные широкой аудитории термины. Избегать понятий, значение которых может быть знакомо ограниченному кругу специалистов.

1010.jpg

  • Аннотация составляется от третьего лица. Даже в тех случаях, когда ее написанием занимается сам автор произведения.

Частые ошибки при составлении аннотации

Начинающие авторы, как правило, допускают схожие ошибки при составлении аннотации. Среди наиболее часто встречающихся, можно выделить нецелесообразное превышение объема. Как было сказано выше, в некоторых случаях развернутая аннотация имеет смысл. Однако, важно понимать, что если она не будет заполнена полезной и нужной информацией, читатель потеряет всякий интерес не только к аннотации, но и к произведению.

Также грубейшей ошибкой считается искажение смысла публикации в аннотации. Ложная информация введет читателей в заблуждение относительно содержания публикации и оттолкнет от чтения.

Если у вас есть проблемы с оформлением работы, вы можете заказать оформление аннотации у экспертов Студворк!

Лицо человека на странице с текстом
Фото: Pixabay

Чтобы презентовать научную или художественную работу, необходимо кратко и емко передать ее суть. Грамотно составленная аннотация — залог того, что вашу статью, книгу, курсовую, дипломную обязательно прочтут.

Аннотация: что это, виды

С этим понятием сталкиваются студенты, которые пишут курсовые и дипломные работы, а также люди, чья профессия связана с написанием статей, книг. Когда с кратким тезисным пересказом впервые сталкиваются, то сразу возникает вопрос, что такое аннотация и как ее написать.

Впервые появилось это понятие в 1800-х годах в Лондоне. В то время Королевское общество начало использовать тезисные конспекты докладов, произнесенных на заседаниях. Такой способ передачи научных знаний был удобен.

Спустя три десятилетия Королевское общество решило опубликовать все аннотации в журнале Philosophical Transactions. С тех пор такая практика закрепилась, этому примеру последовали другие журналы.

История появления такой конспективной формы дает понять, что аннотация — это краткое содержание рукописных и печатных работ. В эру цифровых технологий, интернета и бесконечного потока данных небольшие тезисы помогают людям ориентироваться в информации. При помощи аннотаций человек определит наиболее подходящий материал для своего обучения или профессионального роста.

Аннотация к книге или научному труду формирует общее представление о содержании источника. Так можно сэкономить время, не тратить часы на то, что либо не понравится, либо не подойдет по теме.

Как правило, аннотацию размещают на обложках книг или первых страниц печатных изданий. В тезисном пересказе автор подчеркивает основные моменты, а также указывает на приемы, которые позволили ему раскрыть тему. Если брать художественную литературу или кино, то аннотация намекнет на поворот событий или особенности персонажей, заинтриговав, но не раскрыв сюжет.

Таким образом, основные сведения об источнике информации дает именно аннотация. Что это за форма изложения, в чем ее практическое значение? Аннотация — анонс, который в лаконичной форме описывает тему, отличительные черты и все то, что позволяет привлечь потенциальных зрителей или читателей.

Краткое изложение материала очень важно в современном мире. Такой инструмент, как аннотация, подталкивает потенциальных читателей к ознакомлению с контентом — научным, научно-популярным или художественным материалом.

Читающий человечек

Аннотация — это краткое содержание рукописных и печатных работ: Pixabay

В каждой аннотации информация излагается лаконично, без дополнительных объяснений, без детализации. Структура и особенности изложения таких описаний зависят от специфики первоисточника, целей изложения. Аннотации различают:

По содержанию и задачам

Краткие тезисные характеристики в зависимости от задач и содержания бывают:

  1. Справочные. Они нейтрально в общих чертах описывают тему произведения, жанр и особенности повествования, иногда содержат краткие сведения об авторе.
  2. Рекомендательные. В таких описаниях указываются детали и подробности, которые могут заинтересовать целевую аудиторию. Приводятся аргументы, которые апеллируют к эмоциям читателя (интригуют его) или возбуждают профессиональный интерес.

По объему материала

Аннотация — это не всегда краткое изложение сути в пределах нескольких сотен символов. Бывают следующие разновидности:

  1. Краткие. Описывают максимально коротко суть произведения и глубину проработки материала.
  2. Развернутые. Их встретите в книгах, учебниках, монографиях и научных работах. Как правило, они занимают 2–3 страницы.
  3. Обзорные. Аннотации, которые описывают сразу несколько работ, объединенных родственной тематикой или близким подходом к изложению материала и рассмотрения темы. Как правило, их пишут для сборников, которые затрагивают определенные проблемы социума, науки, духовности, культуры и т. д.

Человек каждый день видит аннотации, хотя и не подозревает, что имеет дело именно с ними. Такой инструмент привлечения внимания встретите на обложках журналов, на сайтах в интернете, в буклетах, на кино- и книгопорталах.

Однако одно дело читать аннотации, а другое — писать самостоятельно. Как построить такие тексты, какую информацию выбирать для составления тезисов?

Аннотация: как написать, пример

Девушка думает, что написать

Как написать аннотацию: Pixabay

С написанием аннотаций иногда возникают трудности, связанные с выработкой структуры и отбором фактов для изложения. Чтобы разобраться в этом, приведем несколько примеров и расскажем, как писать аннотацию.

Встречаются такие типы кратких описаний источников информации:

Аннотация к книге: схема и пример

Чтобы привлечь внимание потенциального читателя, в начале книги указывают такие сведения:

  • библиографические данные;
  • сведение об авторе;
  • жанр и форму произведения;
  • тему произведения или научной работы;
  • краткое содержание;
  • причины издания или переиздания (при необходимости).

Если пишете тезисную характеристику к монографии и учебным книгам, то акцентируйте внимание читателя на особенностях содержания и том, как информация имеет практическое применение.

Как пишется такая аннотация? Пример к книге поможет понять, как правильно ее написать:

Уильям Шекспир. Трагическая история Гамлета, принца Датского. — М., 2019. — 268 с.

Жанр: трагедия.

Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гамлет становится одержим местью, но вынужден таиться и прикидываться безумцем до тех пор, пока не настанет подходящий момент…

Знаменитая трагедия Шекспира основана на истории средневекового скандинавского героя Амлоди, по всей видимости, почерпнутой автором из летописи Саксона Грамматика «Деяния данов» XIII века.

Книжечка

Аннотация к книге: Pixabay

Художественное произведение не всегда нуждается в подробном анализе. Важно создать интригу для читателя, чтобы ему стало интересно узнать сюжетное повествование. Вот наглядный пример:

Джоан Кэтлин Роулинг. Гарри Поттер и Философский Камень. — Росмэн, 2006. — 400 с.

Жанр: фэнтези.

«Гарри Поттер и Философский Камень» — первая книга из цикла работ Джоан Роулинг о приключениях 11-летнего мальчика, ученика школы магии Хогвартс. Это произведение принесло автору мировую славу.

Это история об обычном мальчике, который узнает о своих волшебных способностях. В детстве из-за него исчез злобный волшебник, который желает возродиться и отомстить. Но теперь он хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать больше о своих способностях и научиться управлять ими, мальчик отправляется в школу волшебства, где знакомится с новыми друзьями.

Аннотация к статье: требования и пример

Аннотация к научной статье строго регламентирована. Обычно ее объем не превышает 500 печатных знаков. Необходимо изложить суть статьи, подтвердить ее актуальность, описать цели, которые желаете достичь, кратко изложить результат работы, дать характеристику предмету.

Рассмотрим пример, как писать аннотацию к статье:

Григорьев А.В. Методы использования системного анализа в правовой сфере. — Вестник МГЮА имени О.Е.Кутарина. — 2009. — №3. — С.24–26.

В статье представлены методы системного анализа и способы их применения в правовой сфере. Рассмотрены методы, которые использовались в компьютерных технологиях, бизнесе и нескольких похожих сфер деятельности человека. В ходе выполненных действий получили ожидаемый результат. Аналитическая методика принесла свои плоды, а также оказала благоприятное воздействие на деятельность в юриспруденции.

Аннотация к диплому: структура и пример

Аннотация к диплому — важная часть дипломной работы студента, исходя из содержания которой экзаменационная комиссия делает выводы об изложенном материале и выбранной теме работы, а также оценивает структуру повествования и достигнутые цели во время исследований. В описании укажите сведения в таком порядке:

  1. Информация об авторе.
  2. Общие сведения о работе: тема, желаемые и достигнутые цели, актуальность материала на сегодняшний день, объект исследования, теоретическое и практическое значение.
  3. Паспорт работы: количество страниц основного текста, приложений, позиции списка литературы.
  4. Краткое содержание глав.

Как пишется такая аннотация? Пример приведен ниже:

Аннотация на дипломную работу студента Красильникова О.К. на тему: «Анализ ликвидности и платежеспособности баланса предприятия и их пути повышения»

Работа включает: 94 страницы, 10 таблиц, 6 рисунков, список использованных источников (45 позиций), 13 приложений.

Предмет исследования — теоретические и практические проблемы анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.

Цель работы состоит в разработке научно-методологических подходов и практических рекомендаций по повышению ликвидности и платежеспособности предприятия посредством разработки конкретных рекомендаций.

По результатам исследования предложена модель обеспечения необходимым приростом собственного капитала на основе анализа коэффициентов, представляющая собой целенаправленную последовательность операций и функций.

Полученные результаты помогут улучшить ликвидность, а также выстроить грамотное ведение финансов на предприятии.

Необходимость краткой письменной характеристики для многих кудесников пера попросту непонятна. Обесценивание краткого тезиса часто приводит к тому, что увлекательный сюжет, интересные мысли и грамотная подача материала не будут оценены читателями. Следуйте представленным инструкциям и быстро овладеете искусством составления аннотаций.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1825820-annotacia-cto-eto-takoe-i-kak-ee-napisat/

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Виды аннотаций: краткая, развернутая, общая, справочная, рекомендательная, обзорнаяАннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

Классификация аннотаций

Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям – по  назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.

1. По содержанию и целевому назначению

По этому критерию выделяют следующие аннотации:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце – о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Рекомендательная аннотация2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Пример рекомендательной аннотации:

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию

По этому критерию аннотации бывают:

1) Общими – они характеризуют книгу в целом.

Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Пример аналитической рекомендательной аннотации:

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему

По объему выделяют следующие аннотации:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.

Обзорная аннотация4. По количеству охваченных произведений

Этот тип – обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Урок русского языка (развития речи) в
4 в классе

УМК
«Перспективная начальная школа»

Учебник
«Русский язык», 2 часть, 4 класс, /М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова, Т.А. Байкова.

Тип
урока: 
изучение
нового материала.

Тема: Учимся составлять
аннотации.

Цель
урока
:   продолжить
знакомство с новым  видом   текста – аннотацией; 

формировать
умение составлять аннотацию к книге.

Задачи:

Образовательные:

·        
Познакомить
учащихся со структурой аннотации;

·        
Формировать
 умение  анализировать аннотацию по совместно составленному плану;

·        
Совершенствовать
навыки работы с  текстом и информацией, работая с аннотациями в книгах,  по учебнику,
по статье «Сведения о писателях».

Развивающие:

·        
Развивать 
речь учащихся, обогащая словарный запас;

·        
Развивать
умение строить монологический ответ;

·        
Совершенствовать
умение сотрудничать, работая в парах и группах;

Воспитательные:

·        
Воспитывать
интерес к чтению, любознательность, творческую активность.

 Задачи,
направленные на формирование  универсальных учебных действий:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Общеучебные умения:

-умение работать с тестом-аннотацией,
учебником;

— умение работать с тестом; 

—  соотносить слово с  его значением;

Логические умения:

-построение логической цепи рассуждений при
анализе готовых аннотаций;

-развивать умение расширять аннотацию;

-строить предположения и выводы.

-принимать и сохранять учебную задачу;

— умение определять тему и цели урока;

-составлять план решения учебной задачи
совместно с учителем;

-выдвижение предположений о построении
аннотации.

— умение сотрудничать, работая в группах и
парах;

— умение слушать собеседника;

-вступать в диалог с учителем и сверстниками

— формирование навыка самооценки деятельности
на уроке;

-формирование положительной мотивации
обучения;

Оборудование:

-художественные
книги с аннотациями;

-презентация
к уроку;

-карточки
для работы в парах и группах;

-учебник
«Русский язык», 2 часть.

                                           
   Ход урока:

I) Мотивационный этап 

а)
Актуализация знаний.

-Как
вы думаете, о чём идёт речь в этом мудром высказывании? (слайд)


Это книги.

— А
как вы догадались?

-Ребята,
о чём вы любите читать? 


все это дарят нам книги!  Нас окружает их огромное количество,  и современный
человек должен обязательно уметь ориентироваться в мире книг! (слайд)

б) Постановка
учебной цели.

-Давайте
вспомним, как устроена книга. Возьмите карточку и предположите, что надо
сделать . (Надо соединить слово с его значением, а в пустой прямоугольник 
записать нужное слово)

Проверка
работы: дети читают получившиеся предложения, исправляют ошибки.

-Какое
слово вписали в пустой прямоугольник?  (аннотация)  В чём особенность написания
этого слова?  (удвоенная буква «н»)

-Проверьте
написание этого слова по слайду.

Итог
этой части урока:

-Для
чего мы сегодня вспомнили о частях книги? ( Мы сегодня будем работать с
книгами, и эти слова нам пригодятся)

-Предположите,
какие нас ждут задания, связанные с аннотацией? ( Будем читать их в книгах, 
будем учиться их составлять).  Это и есть цель  нашего урока!  (слайд)

II. Этап учебных действий

а)Анализ
аннотации с последующим составлением плана состава аннотации.

-Давайте
поближе познакомимся с аннотацией к одной известной вам книге, понаблюдаем,
какую информацию может содержать аннотация (у каждого ученика –карточка с
текстом).

Автор этой книги – известный английский
писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша,
о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой,
о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно
понравится вам, дорогие ребята!

 
Узнали произведение? («Маугли») (На слайде – 2 разных издания этой книги)


чём мы узнали из аннотации? ( об авторе) . Прочитайте это предложение. (На
доску вывешиваем карточку  «сведения об авторе»)

-Ещё
что узнали? (о чём книга, т.е. тему). Зачитайте предложение. ( На доске
карточка со словом «тема»).

Аналогично
работаем над остальными предложениями, и на доске появляются карточки со
словами «жанр», «герои  и их качества», «оценка произведения (впечатления)».

Обобщение
этой работы:

-Итак,
что у нас получилось? ( план).

P81116-153618.jpg

-Как
вы думаете, почему его пункты не обозначены цифрами? Да, действительно, порядок
в этом плане нестрогий: иногда части могут меняться местами или вовсе
отсутствовать.

б)  Практическая
работа с книгой.


Сейчас вы группой поработаете с готовыми аннотациями. Ваша задача:

1)
Внимательно прочитайте аннотацию;

2) 
Попробуйте проанализировать их с точки зрения нашего составленного плана:

какая
информация  есть в данной аннотации.

(ученики
работают, затем каждая группа рассказывает о проделанной работе)

Итог
этой работы (вывод) вместе с небольшой физкультминуткой:

-Встаньте,
у кого в аннотации сообщалось о героях? Об авторе? О теме? Дана оценка
произведения? Указан жанр?


Заметили ли вы, какой пункт плана есть почти во всех аннотациях? (во всех есть
тема и во многих указаны  герои)

-Обратили
ли вы внимание, каковы аннотации  по размеру? (небольшие, короткие)

-Кому
предназначена аннотация? ( читателям в библиотеке или покупателям в книжном
магазине)

в) Работа
по расширению аннотации к рассказам В. Драгунского

1) -Какой
бы вы хотели видеть аннотацию к книге, чтобы вам  захотелось её прочитать?

(
интересной, более подробной).


вот такая аннотация смогла бы вас заинтересовать? Откроем учебник на с.73 и
выполняем задания упр.27.

-Прочитай
аннотацию к книге В. Драгунского «Денискины рассказы»:

«В
книгу вошли весёлые рассказы для детей».

Это
пример очень короткой аннотации.


чём  здесь только сообщается? ( указан жанр )

-Что
ещё можно добавить?  ( Дети предполагают).

-Прочитайте,
что советуют нам авторы учебника.  ( Можно внести  в аннотацию уточнения:
перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена героев и указать,
что они – школьники) .

-Откуда
мы сможем взять сведения о писателе и его рассказах? ( В конце нашего учебника
в статье «Сведения о писателях»).

2)
–Сейчас вы попробуете себя в роли соавторов, и вашей задачей будет расширение
аннотации. Сделайте её более интересной!  (Работа в группах).

Проверка: зачитайте получившиеся
аннотации.

-Как
вы думаете, ребята, удалось ли такой аннотацией заинтересовать читателей?

III. Этап контроля и оценка
учебной деятельности.

а)
Оценка качества результата. 

-Проверить
полученные знания нам поможет небольшой тест (слайд) .Выбери правильный ответ и
впиши нужные буквы в квадрат.

Аннотация
– это :

У)
краткий пересказ содержания

Б)
подробное изложение текста

Какие
сведения может содержать аннотация?

Т)
иллюстрации

Р)
жанр произведения

Аннотация
помогает:

А)
ориентироваться в мире книг

М)
научиться хорошо читать

-Какое
слово у вас получилось? (УРА)


Это слово мы всегда произносим эмоционально, с чувством.  Что необходимо
добавить? (восклицательный знак) (слово на слайде)

— Так
мы говорим, когда у нас что-то получилось, удалось! А чего сегодня нам удалось
добиться?  ( Мы научились составлять аннотации).

IV. Этап фиксации результатов
урока

1)-
Раскрасьте красным цветом квадрат со словом, если работали с интересом, активно
и у вас всё получилось, а зелёным – если вы работали старательно, но были
небольшие трудности.

 — Предлагаю
сегодня самостоятельно оценить свою работу, поставьте себе оценку за урок и
запишите на карточке.

 –
Закончить наш урок хочется совместным прочтением  стихотворения С.В. Михалкова.
(слайд)

 —
Какие  строчки можно использовать в жизни как  девиз? ( Читайте всю жизнь,
набирайтесь ума!)

2)Домашнее
задание ( по выбору) :

·        
Попробуйте
составить аннотацию к книге, которую читаешь.

·        
с. 74 №28
или №29

Самоанализ урока русского языка
(развития речи) в 4 классе.

В
классе 26 человек, есть группа (12 человек) способных и творческих ребят, но
есть и слабые дети (6 человек), которые при выполнении заданий испытывают
трудности.  Это достаточно дружный коллектив. Большинство детей
доброжелательны, оказывают учебную помощь друг другу. Дети ответственно
относятся к учебе и выполнению домашних заданий.

Тема
урока: Учимся составлять аннотацию.

Цель
урока: Продолжить знакомство с новым видом текста – аннотацией; формировать
умение составлять аннотацию к книге.

Содержание
учебного материала соответствовало программным требованиям развития речи в 4
классе по УМК «Перспективная начальная школа».  На тему «Как устроена книга» и
«Учимся составлять аннотацию» отводится 3 часа, данный урок был вторым, и
главной целью этого урока было составление  аннотации к книге, расширяя её
содержание.

 Так
как системно –деятельностный подход, на котором основан ФГОС начального
образования, должен обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность
учащихся, то основная роль на уроке отводилась детям. Я заняла позицию
организатора творческого процесса по анализу и составления аннотаций,  а
учащиеся играли роль активных участников и соавторов.

Для
достижения цели урока я ориентировалась на формирование УУД. Возьмём познавательные
УУД: учащиеся, заполнив карточку, где нужно было соединить слово с его
значением, догадались о теме урока и назвали его задачи. Работая с аннотацией
на карточке, строили логические цепи рассуждений, в результате чего на доске
выстроился план содержания аннотации. Ученики анализировали аннотации в книгах
и делали выводы, какие пункты плана есть в них. В результате дети
самостоятельно изменили короткую аннотацию к предложенной книге, добавив в неё
материал об авторе, героях, оценке произведения.

 Регулятивные
УУД включали в себя умение сохранять учебную задачу в течение всего урока,
осуществлять контроль своей деятельности, умение видеть и исправлять свои
ошибки при работе в парах на карточках. Ученики планировали свою работу по
написанию аннотации и самостоятельно выбирали для этого команду, пару или
индивидуальную работу. 

После
каждого этапа урока подводились итоги работы и делались выводы.

 Коммуникативные
УУД проявлялись в умении сотрудничать в группе, где ответы учеников
распределялись между собой, сильные ученики помогали слабым отвечать, и каждый
высказывал свои мысли или предположения. Дети внимательно слушали сообщения
других групп, оценивали их работу доброжелательными комментариями.

В
конце урока была проведена рефлексия в виде теста, в котором получилось слово
«Ура!», и каждый ученик раскрасил это слово в соответствии с  оценкой своей
работы на уроке, а затем ученики в группах поставили себе оценку. В основном,
это были  пятёрки и несколько четвёрок – это значит, каждый ученик мотивирован
на успех. Так развиваются личностные УУД.

Я
считаю, что данный урок цели достиг. Активная работа, результаты рефлексии
позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы.  На уроке была
доброжелательная комфортная обстановка. Все поставленные задачи урока удалось
реализовать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в электронном билете ржд в фамилии как исправить
  • Как найти дружные числа
  • Как составить характеристику на опекуна
  • Как найти на компьютере программу блокнот
  • Как найти документ презентация на компьютере