Как составить аннотацию к сказке 3 класс литературное чтение

Шамаева Ольга Радионовна

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«КАК СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ

К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».

АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания или текста…

  1. Ф.И.О. автора, название произведения.
  2. Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
  3. Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
  4. Герои произведения, какие они?
  5. Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
  6. В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит произведение?
  7. Подходящая пословица к произведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

ПАМЯТКА

«КАК
СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ

К
ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».

АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания
или текста…

1.  
Ф.И.О. автора, название произведения.

2.  
Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о
Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).

3.  
Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).

4.  
Герои произведения, какие они?

5.  
Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.

6.  
В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит
произведение?

7.  
Подходящая пословица к произведению.

8.  

Аннотация — это небольшое вступление, которое предваряет прочтение сказки. Оно должно быть кратким и давать общие представления о сюжете сказки, но не раскрывать деталей. Цель любой аннотации заинтересовать читателя, заставить его обратить внимание на данное литературное произведение и прочитать его.

Составим краткую аннотацию к сказке «Аленький цветочек».

Известный русский классик не раз обращался к сказочным сюжетам в своих произведениях. Но вершиной его творчества справедливо считается сказка «Аленький цветочек».

Молодая красивая девушка отправляется на встречу со страшным монстром, чтобы спасти собственного отца. Страшные испытания ожидают героиню, на ее пути встают предрассудки и зависть. Но доброе сердце и верность своему слову творят чудеса.

Что ожидает юную красавицу в конце сказки, любовь или смерть? Вы найдете ответ на этот вопрос прочитав сказку «Аленький цветочек.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

I.                  
Организационный этап.

II.               
Подготовительный этап.

Целеполагание.

— Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего
урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать
только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а
среди слов будут  словарные слова и слова, в которых вторая буква будет
известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных  букв 
получится  понятие, которое мы  будем сегодня анализировать.

Картина, юнга, иней,
молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной.

— Прочитайте слово, которое у Вас
получилось?

            (аннотация)

— Какая тема нашего урока? Запишите тему к
себе в тетрадь.

            (аннотация)

— Попробуйте сами сформулировать цели урока.

            1.
Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для

                чего
она нужна.

            2.
Научиться анализировать аннотацию и составлять      

                её
самостоятельно.

III.            
Работа по теме урока.

1)     
Мотивация необходимости знаний по
данной теме.

— Знания, полученные сегодня на уроке, Вам
обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы
станете грамотными читателями.

2)     
Подготовка к восприятию нового
материала.

— Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку,
перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы
ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

— Правильно, Вы читаете фамилию автора,
заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один
помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.
Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите
это определение и запишите его в тетрадь.

                (Толковый
словарь)

3)     
Знакомство с понятием «аннотация».

— Прочитайте определение, которое Вы нашли.

            (
Аннотация – краткое изложение содержания книги.)

— Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о
…..?

Обычно аннотация находится в начале или в
конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести.
Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу,
которая тебе интересна.

4)     
Аналитическое чтение аннотации.

— Давайте прочитаем аннотации на знакомые
Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это
произведение, кто его автор?

                                                 
№1

         В этой сказке
рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому
что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень
страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось
хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.

— Вы догадались, к какой книге написана эта
аннотация?

            «Серая
шейка»

— Кто автор этого произведения?

             Дмитрий
Наркисович Мамин — Сибиряк

— Аннотации бывают разными, сейчас мы
познакомимся с её видами.

5)     
Сопоставительный анализ аннотаций.

— Давайте сравним две аннотации на одно и то
же произведение и найдём их отличие.

                                                  №2

  А.     В
книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,

           которые
отправились из Москвы в тайгу, где работал

           их отец.

  Б.     Позавидуешь
этим проказникам Чуку и Геку. Они

           отправились
из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к

          Синим горам,
где работал их отец. Какой интересной

          была эта
поездка!

— О каком произведении идёт речь в этих
аннотациях?

                          («Чук и Гек»)

— Кто автор этого произведения?

                          ( Аркадий Петрович Гайдар)

— Подумайте над тем, в какой из аннотаций
автор постарался заинтересовать читателя?

— Как он это сделал?

                       (Включил в аннотацию собственную оценку

                       
произведения)

6)     
Изучение статьи об аннотации (
самостоятельная работа учащихся в группах).

а) Цель

— Ваша задача – прочитать статью №3 об
аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после
самостоятельного чтения пообщаться друг с другом.

б) Работа в группах.

                                          №3

        В аннотации
могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации
называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания,
иногда незаконченный.

в) Обсуждение ответов.

— Что входит в аннотацию?

г) Вывод

 — В аннотацию включены:

        1. Сведения об авторе.

        2. Тема книги.

        3. Сжатый пересказ.

        4. Оценка произведения.

— Запишите в тетрадь этот план.

д) 
— Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем
встретить сведения об авторе и оценку произведения.

7)     
 Анализ
структуры аннотации.

— А теперь обратимся к аннотации №4.
Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит?

                                            №4

             Автор
этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о
жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи
Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром
Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие
ребята!

— Найдите:

а)  предложение, в котором говорится об
авторе книги;

б) предложение, в котором определяется тема
книги;

в) часть, в которой содержится её краткий
пересказ;

г) часть, в которой даётся оценка
произведения.

IV.            
Физкультминутка.

Слайд 5

 

1)     
Слайд 6Встать.
Руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз. (постепенно убыстряем
темп)

2)     
Моргаем глазами, пишем слово «аннотация».

8)      
Работа над интонацией текста.

— Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться
аннотации между собой.

— Прочитайте оба текста №5.

    (сначала
дети читают самостоятельно, а затем вслух )

                                         
№5

А.  Это рассказ В. Драгунского о том, как два
друга, Денис и

      Мишка, выступали
на школьном концерте. Выступление

      получилось не
очень удачным, потому что Мишка очень

      волновался.
После этого концерта Дениска решил

      больше никогда
не выступать с пением юмористических

      куплетов.

Б.  Это удивительно смешной рассказ! Дело в том,
что два

      друга, Дениска и
Мишка, решили выступить с пением

      юмористических
куплетов. Но во время пения с Мишкой

      случилось такое!
Что произошло, почему в зале «падали

      от смеха», вы
узнаете из рассказа В. Драгунского «Где

      это видано, где
это слыхано?»

— Чем первая аннотация отличается от второй?

      (В первой
передано содержание книги, во второй, это же

       содержание
передано так, чтобы заинтересовать

      читателя, т.е.
оно передано ярко и эмоционально.)

— Следовательно, аннотации могут отличаться
эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства.

9)     
Составление аннотации по книгам
(групповая работа). Риторическая игра «В библиотеке».

а) Цель.

— Ваша задача составить аннотацию на книгу и
разыграть сценку «В библиотеке».

— Один из Вас будет – библиотекарь, а другой
– читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен
рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

— В помощь Вам несколько предложений,
который могут входить в Вашу аннотацию:

  1. Слайд 7Писатель….. рассказывает о ……..
  2. Удивительные события
    происходят в книге………
  3. Если вы прочтёте………,
    вы обязательно полюбите главного героя.
  4. Ты хочешь узнать
    о…….? Тогда прочитай………

— Я специально выбрала те произведения,
которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках
литературного чтения.

1 группа:  Пьеса Самуила Яковлевича Маршака
«Про Козла»

2 группа: Повесть Николая Носова «Витя
Малеев в школе и дома»

3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный
цветок»

б) Работа в группах.

в) Прослушивание диалогов.

— Не забудьте  о правилах этикета.

V.               
Вывод по теме урока.

— Итак, с чем мы сегодня познакомились?

         
аннотацией)

— Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему.

— Ваша задача, отметить в тесте номера правильных
ответов.

Слайд 8                                        ТЕСТ

  1. Аннотация – это
    ………..

              у) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

  1. Какие сведения может
    содержать аннотация?

              р) сведения об авторе;

              т) иллюстрации к произведению;

              а) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              !) тема книги.

— Назовите буквы
правильных ответов.

      (должно получиться слово: УРА!)

VI.            
Рефлексия.

Слайд 9

 

Что Вам
понравилось на уроке?

— Что оказалось трудным?

VII.         
Домашнее задание.

Дома Вы должны будете составить и записать в
тетрадь аннотацию к своей любимой книге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой домен на хостинге
  • Как найти фольгу в снегу
  • Как составить минимальный объем продаж
  • Как составить план дополнительного занятия
  • Как исправить молнию если она разошлась