Как составить аннотацию к стихотворению

Шамаева Ольга Радионовна

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«КАК СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ

К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».

АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания или текста…

  1. Ф.И.О. автора, название произведения.
  2. Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
  3. Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
  4. Герои произведения, какие они?
  5. Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
  6. В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит произведение?
  7. Подходящая пословица к произведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Практикум для прозаиков и поэтов. Пишем аннотацию к книге.

Практикум для прозаиков и поэтов. Пишем аннотацию к книге.

Итак, книга написана, название (см. предыдущий Практикум) придумано, и вы собираетесь отправить рукопись в издательство или разместить её на портале типа Ридеро.

Вам понадобится Аннотациякороткий пересказ книги, публикуемый на второй или третьей странице вместе с выходными данными (иногда тот же текст помещают и на задней обложке) или на странице вашей книги в интернет-магазине. Фактически это своеобразное рекламное предложение, в котором автор убеждает читателя, почему книгу стоит купить. Для этого необходимо не только коротко пересказать содержание, но и зацепить читателя какой-то интригой.

Сегодня практически все издательства требуют от автора самостоятельно написать такую аннотацию (вместе с синопсисом, о котором мы поговорим на следующих Практикумах).
И мы с вами попробуем подготовить её для своей книги (вы можете выбрать уже написанную и даже изданную или новую, которую только собираетесь явить миру).

Для начала – несколько советов о том, как писать аннотацию.

  • 1.Что должно быть в аннотации
    1.1. Место и время, в которых развивается действие, и указание на жанр произведения.
    Например, так начинается аннотация к книге «Путь Эрто» Э.Шифмана: «Остров, населенный эльфами, драконами и козлоногими — не место для прогулок». И сразу понятно, что история в духе фэнтези происходит на сказочном острове.
    1.2. Главный герой.
    «Михаил Александрович Божесов — прокурор, карьерист, юморист, циничный философ и просто привлекательный мужчина — обустраивает свою жизнь, не жалея о людях, с которыми, по долгу профессии, сталкивается. Его жизнь — это череда неожиданных обстоятельств, которые Божесов с лёгкостью обращает в свою пользу…» — так пишет о герое романа «Скульптор жизни» его автор М.Байков.
    1.3. Конфликт, проблема и интрига произведения. «Вожделенная американская мечта, обернувшаяся подлинной трагедией», — цитата из аннотации к «Ночь нежна» Фицджеральда.
    1.4. Цели, задачи и мотивы главного героя при решении главной проблемы, препятствия, с которыми он сталкивается. «И хотя положение Лале как татуировщика относительно лучше, чем остальных заключенных, но не защищает от жестокости эсэсовцев. Снова и снова рискует он жизнью, чтобы помочь своим товарищам по несчастью и в особенности Гите и ее подругам», — рассказывает нам аннотация к роману Х.Моррис «Татуировщик из Освенцима».
    1.5. Интрига — сумеет или не сумеет герой решить проблему? «И если Гвен-Джина не хочет, чтобы ее дети стали очередной жертвой кровавого монстра, ей придется научиться бороться со злом…» — завлекает нас аннотация к бестселлеру «Мёртвое озеро» Р. Кейн.
  • Необязательно соблюдать именно такую последовательность. Текст вашей аннотации может начаться и с главного героя, и с финальной интриги.
    «Поволжье, 1920-1930-е годы. Якоб Бах — российский немец, учитель в колонии Гнаденталь. Он давно отвернулся от мира, растит единственную дочь Анче на уединенном хуторе и пишет волшебные сказки, которые чудесным и трагическим образом воплощаются в реальность», — так коротко и вместе с тем объёмно звучит аннотация к роману Гузель Яхиной «Дети мои».

    2. Что необходимо учесть при написании аннотации:

    2.1. Целевую аудиторию вашей книги. Так, в аннотации к детской книге нужно учитывать возраст, на который она рассчитана. Если это сказки для малышей (от 2 до 5 лет), то описание к ним, скорее всего, прочтут родители. Аннотации к книгам, предназначенным для детей, которые ходят в школу, должны быть ориентированы на них и написаны доступно и привлекательно.

    2.2. Аннотация должна быть краткой и ёмкой. Рекомендуемый объем аннотации – 500 букв. Это оптимальное количество символов, которое позволяет кратко изложить содержание книги, но при этом оставить в секрете развязку сюжета. В идеальном варианте библиографическая аннотация должна вместиться в один – два абзаца, состоящих максимально из 10 строк.

    2.3. Не стоит использовать в качестве аннотации обширные отрывки из романа, повторение известных фактов и рассказывать о развязке сюжета.

    2.4. При написании аннотации к сборнику рассказов опишите один из них и укажите, что речь идёт о сборнике.
    Для примера – так рассказывается о сборнике «Куриный бульон для души»:
    « В детстве, когда вы болели, ваша бабушка давала вам куриный бульон. Сегодня питание и забота нужны вашей душе. Маленькие истории из «Куриного бульона» — исцелят душевные раны и укрепят дух, дадут вашим мечтам новые крылья и откроют секрет самого большого счастья — счастья делиться и любить.

  • Маленький мальчик из простой семьи знакомится с тремя президентами. Мать-одиночка заводит Книгу Желаний — и все ее мечты исполняются. Неудавшаяся актриса обретает истинное счастье, узнав что у нее… рак. Самая красивая девушка города влюбляется в горбуна после двух фраз. Учительница устраивает похороны вместо урока. 13-летняя девочка продает 45 526 коробки печенья, чтобы осуществить мамину мечту. И другие 95 поразительных историй, от которых вы не сможете оторваться».

    2.5. Сложнее всего авторам поэтических сборников, особенно если они ещё не известны широкой публике, как, например, Вера Пролозкова, о которой пишет Озон: «Осточерчение» — третья долгожданная книга стихов популярной современной поэтессы Веры Полозковой. Искусный синтез точных мыслей и виртуозного слога, собранных в 12 циклах стихотворного сборника молодой поэтессы — отражение деятельной натуры автора и острого ума».
    Поэтому автору надо либо рассказать о том, почему у сборника именно такое название, как оно объединяет стихи, собранные под одной обложкой, или преподнести читателю концепцию своей поэтической философии.
    Мне понравилась аннотация к книге стихов молодой поэтессы Мелиссы Шварц «Меланхолин»: «Меланхолин… Такого слова нет в энциклопедиях. Я придумала его сама. Созвучного меланхолика словарь иностранных слов описывает как человека с глубокими и длительными эмоциями. Холин — это полезный витамин. Состояние меланхолии — это грусть. Но что получается вместе? Глубокие, порой печальные, эмоциональные, а иногда — витаминизированные юмором стихи. Стихи с разными начинками. Стихи с сюжетом. Стихи о любви, о городе, о предметах быта, о жизни, о людях, о природе. Стихи, которых раньше не было».

  • Думаю, теории пока хватит, нюансы написания аннотаций будем разбирать по ходу выполнения задания сегодняшнего Практикума – написать аннотацию к любой своей книге.
    Так как задание требует времени, то выполнять его можно в течение нескольких дней, выкладывая результаты в комментариях. Будем обсуждать их по мере поступления.
    Поехали!

Стихи

Никогда не думала, что на стихи надо писать аннотации. Но в заявке это указано, так что попробую разобраться. Только все написанное может касаться и названия тоже, ибо стихи зачастую слишком коротки, чтобы писать на них длинную аннотацию, а короткая может и в название уместиться.
Пролистав представленные на фикбуке стихи, можно заметить несколько стандартных ходов. Аннотация:

1. … полностью либо почти полностью копирует название.
Сюда же можно отнести «…», «***» и прочие заменители текста, ибо они тоже не несут новой информации. Здесь все целиком зависит от удачности названия. Если оно скупое-банальное-неудачное, такая аннотация окончательно испортит впечатление. Если же оно говорящее, яркое, цепляющее — то плевать на аннотацию, лезем смотреть, что же там за стих скрывается.

2. … состоит из первых двух или последних двух строчек стихотворения.

Название «Поэт», аннотация «Я этим никому не помогаю И жизнь ничью не делаю светлей.» Здесь даны последние строки стихотворения, и я считаю это удачным ходом. Иногда это не цитата стиха, а просто аннотация в стихотворной форме: «Не надо надо мной смеяться, я до звезды смогу подняться. В Японии тоже Золушки есть, сказок таких нам не перечесть.» В чем плюс данной аннотации: она позволяет приблизительно определить уровень автора. Поэтому сюда стоит помещать пару не лучших, но сильных строк. Почему не лучших? Ну надо оставить что-то в качестве награды тому, кто соблазнится и прочтет-таки стих.

3. … описывает, при каких обстоятельствах был написан стих
Это то, что в прозе обычно идет в графу «комментарии автора», некоторые еще пихают «посвящения». «Навеяно долгим вечерним сидением у окна…» — не шедеврально, но и не плохо. Акцент на настроении, настраивает на задумчивый лад. «Нет смысла, просто родилась очередная банальщина.» — надеюсь, всем ясно, что с такой аннотацией рассчитывать на большое количество просмотров не стоит?
Обычно не самый удачный ход. Здесь плохо смотрится простой тон типа «Стих моей подруге) когда она поссорилась с парнем, она сильно переживала и ради неё я написала)», как будто ты рассказываешь о стихе в чате. Если этот способ и уместен, то в ситуации, когда важна именно атмосфера стиха, на которую вы хотите читателя настроить. И тогда нужно суметь ее передать.

4. … описывает идею или сюжет стиха.
Самая частая и уместная аннотация для длинных стихов, или сборника, объединенного общей идеей. Здесь все зависит не столько от того, как вы о сюжетеидее расскажете, сколько от того, насколько она читателю интересна. Например: «Как бы звучали песни той или иной страны,республики, столицы, города», «За каждым фанфом стоит фикрайтер, и я хочу показать этого персонажа», «Протокол допроса ведьмы» — честно, на последнем я восторженно ахнула, потому что протокол в стихах был на 68 страниц! Преклоняюсь перед автором. «И только небеса помнят о том, что было прежде. Лишь они помнят о сверженных королях, войнах и землях, что давно уже стёрлись из людской памяти…» — аннотация для стихотворного сказания. Показалась мне не очень удачной, ибо слишком расплывчата. Но однозначно сказать, что «плохо» не могу. «Прощание Зеврана с Сураной. Она уходит на последний бой, но с собой его не берет». Просто информация, констатация факта, которая не цепляет. Почему же «протокол допроса ведьмы» хорош, а это нет? Потому что «прощание» подразумевает чувства, эмоции прощающихся. А аннотация бесчувственная и без эмоциональная. И сразу сомнения «может и в стихах автор не смог эти чувства подать? Стоит ли читать?»
Еще удачный пример, но только вместе с названием: «Слезы куклы. Слезы кукловода», и аннотация «связующие нити имеют два конца». Объясняет, раскрывает, настраивает.

5. … передает атмосферу. С этой категорией возникло больше всего трудностей, хотя я ее для себя представляю, как самую удачную для коротких стихов. Можно сказать, что это тот случай, когда мысль не помещается в название. Единственное, что я нашла подходящего, пролистав 6 страниц стихов, это «Охота», аннотация: «Волки — звери загадочные, красивые и притягательные… Пока не встретишь их лично». Может, я просто люблю волков, но есть в этом противопоставлении что-то притягательное.

Отдельно рассмотрю сборники стихов. Самый банальный вариант:
«Мои стихи» — ну стихи и стихи. Если автора знаю — прочту, не знаю — пройду мимо.
«Данный сборник стихотворений — способ сохранения моих мыслей. Попросту надоело искать все свои рифмованные строчки по вырванным листкам бумаги. :з Я вложила в это творение все свои переживания, описала некоторые жизненные ситуации, мое отношение к некоторым вещам» — это для примечания автора, а не для аннотации. «Решила собрать сюда всё то, что называю «нестихотворство». Поэт из меня никакущий, но мне нравится, как обнажаются в такой форме чувства.» — аналогично.
«сборник стишков для души. Грусть, печаль, тоска, смерть…» — скучно, зато честно. Ну для души, так для души, пойдем дальше, такого добра хватает.
«Сборник стихов на разные темы. В основном о смерти… » Вроде то же самое, но! Здесь название «Для того, кто умел верить», что меня слегка заинтересовало. А в предыдущем «Рагнарёк», и я прошла мимо. Имха имхастая, конечно, но на всякий случай упомяну.
«Сборник моих недавних стихов. Удачных и не очень. Депрессивных и пафосных, весёлых и тихих.» Нормальный вариант, не плохо, но и не пять баллов.
Лучшую шапку для сборника я встретила здесь http://ficbook.net/readfic/138113, да простят мне прямое цитирование. Все разделы заполнены актуальной информацией, в описании — пример стихотворения, чтобы оценить уровень автора сборника.

На этом, пожалуй, все по стихам. Надеюсь, моя классификация и разбор примеров будут полезны юным поэтам. Аннотации к прозе (от драббла до макси) — в следующих частях. Если кто захочет быть подопытным кроликом (чтобы я рассмотрела его аннотации в качестве примера) — милости прошу в комментарии или личку.

Источник

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Виды аннотаций: краткая, развернутая, общая, справочная, рекомендательная, обзорнаяАннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

Классификация аннотаций

Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям – по  назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.

1. По содержанию и целевому назначению

По этому критерию выделяют следующие аннотации:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце – о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Рекомендательная аннотация2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Пример рекомендательной аннотации:

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию

По этому критерию аннотации бывают:

1) Общими – они характеризуют книгу в целом.

Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Пример аналитической рекомендательной аннотации:

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему

По объему выделяют следующие аннотации:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.

Обзорная аннотация4. По количеству охваченных произведений

Этот тип – обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Марданова Е.У.

учитель начальных классов

МАОУ – лицея №2 г. Альметьевска

УМК «Перспективная начальная школа»

Урок русского языка. 4 класс

Учимся писать аннотацию

Цель: ознакомление с видами аннотаций, формирование навыков работы в паре, отработка следующих навыков: работа со словарём, систематизация аннотаций по виду, развитие речи – составление предложений, взаимопроверка, взаимопомощь, построение логического рассуждения, самооценка своей работы.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся:

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Дидактические материалы:

  • Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

  • аудиофайл «Музыка для разминки»

  • Распечатанные карточки (3 набора по 6 экземпляров)

Оборудование:

  • Компьютер, интерактивная доска, колонки

hello_html_mf87794f.png

Ход урока

Лhello_html_4adcf4de.pngюди перестают мыслить, когда они перестают читать. Дени Дидро

Дени Дидро (17131784) французский писатель, философпросветитель и драматург, иностранный почётный член Петербургской академии наук) родился более 300 лет назад.

Записать предложение.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Дени Дидро

Дать характеристику (сложное предложение, невосклицательное, повествовательное)

Найти и подчеркнуть основы предложения.

Причинно-следственная связь. Можно ли поменять основы местами? (нет, иначе изменится смысл.)

hello_html_7d85ab13.png

II.

Чтобы не перестать мыслить, необходимо читать.

Где можно найти книги? (интернет, магазин, библиотека)

hello_html_79baa0c0.png

Как определить при таком множестве книг, какая именно книга тебе нужна?

  • Автор

  • Жанр

  • Оформление

hello_html_13cf4d86.png

III. Что поможет узнать, о чём именно выбранная книга?

Аннотация. Это тема нашего урока.

Что такое аннотация?

Работа с этимологическим словарём (Русский язык. Часть 2. стр. 158).

Аннотация — короткая характеристика кни­ги \ от латинского слова нота — «знак, заметка, замечание» □ дальние родственни­ки — нота (знак музыкального звука, напри­мер нота «до»), блокнот (соединённые листы для заметок), нотариус (специалист, под­тверждающий подлинность подписей на доку­ментах), нотация (нравоучение, часто состоя­щее из замечаний).

Запись определения.

Аннотация — короткая характеристика кни­ги \ от латинского слова нота — «знак, заметка, замечание».

Дhello_html_2aa95f3c.pngругие словари определяют аннотацию так:

Словарь русского языка

Аннотация (от лат. annotatio – замечаю) – краткая характеристика книг, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Юному книголюбу. Словарь-справочник

Аннотация – краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или последней странице книг, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно прокомментировать книгу. Задача аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя.

Где может находиться аннотация?

На обороте титульного листа, перед задним форзацем, на обложке книги.

Ihello_html_m68881d99.pngV. Какая по объёму может быть аннотация?

  1. Краткая.

  2. Расширенная.

  3. Расширенная и дополненная сведениями об авторе.

На карточках с аннотациями подпишите слева номера по объёму.

Определите жанр аннотированной книги.

hello_html_m61071416.png

1 ряд – Сын полка. Катаев Валентин Петрович – повесть

2

Это очень трогательное, реальное и замечательное произведение о мальчике. Судьба этого Вани Солнцева очень сложная. Во время войны он лишился всех своих родных и близких, своего дома и детства. Вскоре Ваня обретает новую семью – солдаты артиллерийского полка. Но снова вмешивается война.

1

Повесть о мальчике, осиротевшем в годы Великой Отечественной войны и ставшем сыном полка.

3

Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Повесть вернет тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет. Ты узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдешь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. И, прочитав повесть, ты, конечно, поймешь, что подвиг — это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине. Повесть «Сын полка» – это правдивая, увлекательная и яркая книга.

Произведения Валентина Петровича Катаева знают и любят миллионы читателей. Наверное, и ты знаешь его книги «Белеет парус одинокий», «Я – сын трудового народа», «Хуторок в степи», «За власть Советов»… А если и не знаешь, то обязательно встретишься с ними — это будет хорошая и радостная встреча. Книги В. Катаева расскажут тебе о славных революционных делах нашего народа, о героической юности твоих отцов и матерей, научат еще больше любить

нашу прекрасную Родину.

*

Это очень трогательное, реальное и замечательное произведение о мальчике. Судьба этого Вани Солнцева очень сложная. Во время войны он лишился всех своих родных и близких, своего дома и детства. Вскоре Ваня обретает новую семью – солдаты артиллерийского полка, которые искренне полюбили его и помогли ему стать настоящим разведчиком. Но снова вмешивается война. И мальчик снова теряет приёмного отца, друзей… История заканчивается тем, что Ваню отправляют в Суворовское училище.

2hello_html_62bdf352.png ряд – Заветная лира. Стихотворения. Николай Михайлович Рубцов – поэзия, природная лирика

3

Стихотворения поэта Николая Рубцова (1936-1971) — избранное из четырех сборников, составленных самим поэтом, опубликованных при жизни. И стихи, не включавшиеся в прижизненные сборники поэта. Вологодская «малая родина» и Русский Север дали ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй священной!», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в самиздате, вторая книга стихов «Лирика» вышла в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум». Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта. После смерти были опубликованы и сборники «Последний пароход», «Избранная лирика», «Подорожники», «Стихотворения».

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

1

В сборник включены стихи Николая Рубцова о природе родного края.

2

В сборник включены стихи Николая Рубцова, опубликованные при жизни поэта, а также те, что он сам не успел увидеть в печати. Стихи эти полны жизненной энергии и необыкновенной любви к своей Родине, к природе, к людям.

3hello_html_2352c541.png ряд – Конёк-горбунок. Пётр Павлович Ершов – поэзия, сказка

2

Конёк-горбунок – волшебный говорящий конь, обладающий многими способностями, надёжный друг и помощник простому Иванушке со светлой душой. Но царь-самодур и завистники не дают покоя Ивану. Смогут ли герои сказки преодолеть препятствия на своём пути к счастью?

*

Конёк-горбунок – волшебный говорящий конь, обладающий многими способностями, надёжный друг и помощник простому Иванушке со светлой душой. Но царь-самодур и завистники не дают покоя Ивану. В итоге герои всё преодолеют. Иван превратиться в красавца-молодца, женится на прекрасной дочери Солнца и станет править всем царством.

1

Это сказка о приключениях Иванушки и его волшебного друга Конька-горбунка.

3

Автор сказки «Конёк-горбунок» Пётр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов — царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» — веселую сказку о смелом Иванушке — крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме «Конька-горбунка», он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А «Конёк-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

hello_html_m7c107b87.png

Почему не все «аннотации» вы определили по объёму?

Это не аннотации, а пересказ содержания (*).

V. Физминутка

Vhello_html_48a085e.pngI. Определите, какого вида по объёму аннотации в ваших книгах. Можно ли по аннотации определить жанр вашей книги?

Зачитывают примеры.

Есть ли в ваших книгах аннотация расширенная и дополненная сведениями об авторе?

hello_html_m1c04c6ba.png

VII. Русский язык. Часть 2. стр. 92.

Упражнение 37. Прочитай аннотацию.

«Борис Степанович Житков (1882—1938) один из самых популярных детских писателей XX столетия. Моряк, рыбак, путешественник, необыкновенный человек. Он написал книги “Морские истории”, “Рассказы о животных”, “Что я видел” и многие другие.

В сборник вошли известные рассказы писате­ля: “Как я ловил человечков”, “Белый домик». “Пудя” и другие.

Книга предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста».

Работа по вопросам

Чем интересна эта аннотация?

Можно ли неё узнать, когда родился и сколько лет прожил писатель?

Какими видами деятельности он занимался?

Автором каких произведений он является?

Для кого писал свои книги?

Как ты думаешь, откуда можно узнать о жизни и творчестве писателей?

Тебе помо­гут советы Кости Погодина.

Советы Кости Погодина

1. Иногда сведения о писателе содержатся во вступительной статье к книге.

2. Сведения о писателях также помещаются в специальных словарях. Например, в слова­ре «Русские детские писатели XX века» или в словаре «Русские писатели (XIX — начало XX века)».

3. Информацию о писателях можно найти и в Интернете. Например, на сайте www.lib.ru.

Обращение к разделу «Сведения о писателях» (Русский язык. Часть 2. стр. 116)

Найди в учебнике раздел «Сведения о писа­телях». Прочитай в нём статью о Борисе Житкове. А теперь снова вернись к анно­тации к сборнику рассказов этого писателя. Прочитай её ещё раз. Можно ли сказать, что все главные и самые интересные све­дения о писателе вошли в эту аннотацию? Обрати внимание, насколько коротко и чёт­ко изложены эти сведения.

Чтение о Борисе Степановиче Житкове.

Житков Борис Степанович (1882—1938)

Родился в Новгороде. С детства очень много чи­тал. Любил книги о путешествиях и приключениях, интересовался жизнью животных. Окончил Новорос­сийский университет, где изучал биологию, и Пе­тербургский политехнический институт, где изучал кораблестроение. Свободно владел английским, не­мецким и французским языками. В своей жизни освоил самые разные профессии: был плотником, охотником, ихтиологом, морским офицером, капитаном исследовательского судна, преподавателем фи­зики и черчения. Много путешествовал и участвовал в научных экспедициях, а затем стал писателем.

Борис Житков — автор книг «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что я видел», а также нескольких научно-популярных книг, например «Исто­рии кораблевождения».

Его книги интересны людям разного возраста, по­скольку автор очень многое повидал в своей жизни и многому научился.

Один из лучших сборников рассказов Житко­ва — «Рассказы о животных». В него вошли рас­сказы «Про слона», «Мангуста», «Про обезьянку», «Волк» и другие. Главные герои этих рассказов — животные.

Героями других известных произведений Бориса Житкова являются дети. Писатель очень любил детей и всегда умел находить с ними общий язык. Детям посвящены рассказы «Как я ловил человечков», «Бе­лый домик», «Пудя».

Сравнение со сведениями в аннотации в упражнении 37.

VIII. Оцените свою работу на уроке – поставьте на карточках напротив своей фамилии оценку.

IX. Домашнее задание – упражнение 38.

Разбор задания.

Упражнение 38. Вернись к разделу «Сведения о писа­телях». Выясни, имена каких писателей в него включены. Все ли они тебе знакомы? К сборнику произведений какого из этих писателей тебе хотелось бы составить пол­ную аннотацию? Воспользуйся планом и письменно составь такую аннотацию.

План составления аннотации к книге

  1. Указать имя, отчество, фамилию и даты жизни писателя.

  2. Коротко упомянуть, где он учился, как стал писателем.

  3. Назвать самые известные его произведения.

  4. Перечислить произведения, которые вошли в данный сборник.

Xhello_html_m39584bf7.png. Подарок от учителя.

Княжнин Яков Борисович (1740-1791) — русский писатель-драматург, поэт, родился 275 лет назад, выразился так:

«Читается трояким образом: первое, читать и не пони­мать; вто­рое, читать и понимать; третье, читать и пони­мать даже то, что не написано»

Предлагаю послушать рассказ, погрузиться в его историю и понять даже то, что не написано.

Рассказ Михаила Самарского «Сирота»

Ванька Брызгалов пришёл к нам в третьем классе. Это был первый детдомовец, которого мы увидели живьём. Мне он почему-то сразу не понравился. Тихоня. Вечно хмурый, чем-то недовольный. А тут ещё эта дурёха, Катька Белоногова, в него втрескалась. Бегает за ним будто хвостик: «Ваня, Ваня, Ванечка!» Действительно, дурная. Нашла себе женишка. Он же круглый сирота. У него ни матери, ни отца. Почему он и оказался в детдоме. А к нам он попал из-за того, что его усыновила одна семейка. Такая странная парочка. Я их знаю: тоже с головой не дружат. Они раньше по вечерам гуляли у нашего дома. Умора! Идут, как в старинном фильме, под ручку, что-то друг дружке нашёптывают, хихикают, остановятся и целуются. Ну, не дурные ли? Давно я их не видел. Как Ваньку усыновили, перестали прогуливаться. «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают, не до прогулок.

Баба Зина из третьего подъезда сказала нам с Серёгой по секрету, что Ванька даже не сын этой парочке, а пасынок. Так называют усыновлённых сирот. Какие некрасивые слова: «сирота», «пасынок», «детдомовец»… Бр-р! Какие-то холодные и склизкие. Интересно, а почему у него нет родителей? Пьяницы, наверное, были. У всех нормальных детей кто-то, но есть. Хотя бы или мама, или папа. А если нет ни мамы, ни папы, то тут уже что-то не то. У нас в классе есть и пацаны, и девчонки, у которых только мама. Нормальные люди. А Ваня… Да ладно, что-то много я о нём говорю. Лучше расскажу, какой сегодня прикол случился.

Мой приятель Антоха из 5-го «б» говорит мне:

— Костик, давай приколемся над вашим «пасынком», — теперь у Ваньки такое прозвище.

— Что ты ещё придумал? – спрашиваю я, ведь Антоха юморист ещё тот.

— Давай на стенде «Лучшие ученики» маркером на фотке Ваняхи напишем «Лучшая сирота школы». И усы какие-нибудь, как у кота, пририсуем. Прикольно?

— Можно, — согласился я.

Мы задержались после уроков и разрисовали портрет «пасынка». Получилось очень смешно.

Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом воздух.

— Ба, ты чего? – вскочил я с кровати. – Что случилось?

— Вот, — она протянула мне трубку телефона. – СМС…

Бабушка упала на пол. Я метнулся к городскому телефону, вызвал неотложку. Мне пообещали, что скоро будут.

Я поднял с пола телефон и прочитал сообщение: «Мама, держись. Косте пока не говори. Варя и Олег погибли в Египте в автокатастрофе». Я не сразу понял, что речь идёт о моих родителях. Врач со «скорой» сказал, что к бабушке они опоздали.

А больше у меня никого нет…

hello_html_m39671c57.png

XI. Конец урока

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти свой авто по телефону как
  • Как исправить ошибку в посте в вк после 24 часов
  • Как найти массу зная силу ампера
  • Мельникова а димин сон или как исправить двойку по сольфеджио музыкальная сказка
  • Как можно составить расписание утра