Как составить аоп в детском саду

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Заместитель заведующего

МАДОУ д/с №46 Ю.Г.Белобородова

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»…

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации».

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно.

Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.

Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор. 

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы…

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу. 

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

 Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Так что всё ещё впереди.

Сегодня мы рассмотрим подробнее на примере действующей программы МАДОУ д/с №46  адаптированную образовательную программу на одного из детей, обучающихся по программе обучения для детей с интеллектуальными нарушениями.

 МАДОУ д/с №46 посещают дети с разными программами обучения, рекомендуемыми им центральным ПМПК:

— программа обучения для детей с задержкой психического развития;

— программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями;

— программа обучения для детей с общим недоразвитием речи.

            Для каждого контингента воспитанников с ОВЗ разработана своя АООП. Так как в группах с ЗПР, находятся дети только с ЗПР, то и АООП одна для всей группы. Однако, дети с ЗПР нередко имеют множественные диагнозы, например, расстройство аутистического спектра и другие особенности. Поэтому в нашем МАДОУ для каждого ребенка разработана своя АОП (адаптированная образовательная программа), учитывающая индивидуальные особенности, возможности ребенка и предполагающая результаты освоения.

Алгоритм написания адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации для педагогов)

  1. Пояснительная записка Сведения о ребёнке (характеристика)
  2. Особые образовательные потребности
  3. Ожидания родителей
  4. Содержание программы
  5. Образовательный компонент
  6. Учебный план на 2016-2017 уч. год
  7. Критерии оценивания достижений по разным областям
  8. Коррекционный компонент
  9. Воспитательный компонент:

Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

— Условия взаимодействия ДОУ и родители

Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка

  1. Заключение и рекомендации специалистов

Надеюсь, что эта статья поможет Вам разобраться и без трудностей написать адаптированную образовательную программу для ваших детей.

Особенности
написания адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в ДОО

Адаптированная образовательная
программа может быть разработана в отношении воспитанников  с конкретными
видами ограничений здоровья :

—  (нарушения
слуха: глухие, слабослышащие;

—  нарушения
зрения: слепые, слабовидящие;

—  нарушения
опорно-двигательного аппарата;

—  нарушения
интеллекта;

—  тяжелые
нарушения речи; и пр.

Нормативно-правовые основания
разработки АОП для ребенка с  ОВЗ ДОО

1)   
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации».  Статья 2 содержит определение понятия
«адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц»  гл. 1, ст. 2, п. 16: дано определение понятия
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий»

2)   
Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования (п. 2.5)

3)   
Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по ООП ДО (п.13)

4)   
Приказ Министерства образования и науки
РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам дошкольного образования
» от 30 августа 2013 г. № 1014говориттся  :
«…содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п.16)»

Требования
к структуре и содержательному наполнению разделов АОП ДО
отражены 
в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», где образовательная
программа – это комплекс «основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий»,
представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а
также оценочных и методических материалов» [10; гл. 1, ст. 2, п. 9].

Очень часто педагоги путают такие
понятия, как «Адаптированная образовательная программа» 
и 
«Адаптированная основная образовательная программа».

Здесь
важно понять следующее, что это две разные программы:

АОП- это образовательная программа, адаптированная
для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на
основе основной образовательной программы ДОО, с учетом АООП ит в соответствии
с психофизическими потребностями категории лиц с ОВЗ (ст.2.ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29.12.2012 г. № 273)

Другими словами, если
в группе один ребёнок с ОВЗ  (или с каким-либо одним
ограничением здоровья), то ДОО работает по основной образовательной
программе ДОО
, а для этого ребёнка пишется адаптированная
образовательная программа.
Или если группа имеет комбинированную
направленность,
то есть наряду с обычными воспитанниками  находятся и дети
с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально и для каждого
писать адаптированную образовательную программу

АООП – это образовательная программ,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностейих психофизического
развития, индивидуальных возможнстей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

(из ФЗ «Закон об образовании в РФ»
от 29.12.2012 г № 273).

Если в ДОО  есть группа со
схожими нарушениями
 (например, это группа компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи, зрения и др.), то для целой
группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

АООП – это образовательная
программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развити, т.е. образовательная программа специальных
коррекционных образовательных учреждений или имеющих коррекционные группы 1-8
видов

         
В настоящее время проблем с написанием Адаптированных  ОСНОВНЫХ общеразвивающих
программ нет, т.е. существует Реестр примерных основных общеобразовательных
программ Министерства образования и науки РФ, с разработанными программами  в
отношении воспитанников  с конкретными видами ограничений здоровья: нарушения
слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата;  нарушения интеллекта;  речи;
и пр
., которые   одобрены
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7
декабря 2017 года.

Все
программы  очень удобно скачиваются как  в вордовском   файле, так и в ПДФ.

Таким
образом, программы разные,  разделы у обеих программ одинаковые, а вот  содержание
самих разделов отличается

В МА ДОУ № 32 наряду с группами
общеразвивающей направленности есть группа слабовидящих детей, детей с
амблиопией и косоглазием, т.е.
 группа со
схожими нарушениями
  и  для этой группы написана адаптированная
основная образовательная программа для детей с нарушением зрения.

Я хочу остановиться на алгоритме
проектирования адаптированной образовательной программы

Алгоритм
проектирования АОП

Предварительный
этап

Администрация
при наличии рекомендаций ПМПк опренделяет в группу, которую ппосещает ребенок,
специалистов  психолого-педагогического сопровождения. Предусматриваются
возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов к сотрудничеству

Диагностический
этап

Организация
диагностичесмкой работы воспитателя  специалистов психолого-педагогического
сопровождения  в режиме взаимодействия.

Основная задача
комплексной диагностики в данном случае определить какие образовательные
потребности есть у ребенка. На какие его возможености можно опереться в
перваую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя  и
специалистов являются самыми актуальными.

Этап разработки

Проектирование
содержания разделов АОП: деятельность воспитателя и специалитстов в рамках 
ПМПк. При необходимости — привлечение специалистов  ПМПк и других
организаций, с которыми заключен Договор или Соглашение о сотрудничестве.

Срок реализации

1 год – в
соответствии с рекомендациями ПМПк  о создании специальных образовательных
условий

Разработка и утверждение

Разработка и
утверждение АОП  относится к компетенции ДОО  и осуществляется в соответствии
с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной ДОО

(«Положение о
порядке разработки и утверждении адаптированной образовательной программы для
детей с ограниченными возможностями здоровья в МА ДОУ № 32)

Утверждается заведующим 
ДОО, подписывается родителями ребенка см ОВЗ

Этап реализации

Организация
обучения с учетом особых образовательных потребностей ребенка

Менханиз
реализации

Взаимодействие
в мини-команде; взаимодействие с родителями ребенка; «гибкая»  система
«ведения» ребенка  в зависимости от актуальных задач

Направления
коррекционной денятельности


диагностическое,

-коррекционно-развивающее,


профилактическое.

— другие в
зависимости от особенностей пситхофизического развития, индивидуальных
возможностей ребенка с ОВЗ

Планируемые
результаты уоррекционной работы

Положительная
диенамика развития ребенка, освоение ООП на доступноим уровне, положительное
эмоциональное смостояние ребенка, удовлетворенность родителей ребенка.

Этап анализа и
коррекции

Анализ динамики
развития ребенка с целью внесения корректив в АОП, изменение при
необходимости образовательного маршрута

Структура
АОП:

ЦЕЛЕВОЙ раздел: формальные
данные; психолого-педагогическая характеристика ребенка, где
указывается  оценка адаптации ребенка в группе; статус семьи и условия
воспитания в семье; общее развитие ребенка, особенности деятельности;
коммуникативные умения; моторная сфера, ведущая рука; навыки самообслуживания;
хозяйственно-бытовой труд; особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы; состояние психофизических процессов; цели и задачи; рекомендации ПМПК; планируемые
 результаты.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
раздел
состоит из 2-х блоков: образовательный
и  коррекционный.

1.     Образовательный
блок
состоит из описания образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в
5 образовательных областях. При проектировании этого блока учитывается то, что
адаптации подлежат только те образовательные области, в которых ребенок
испытывает реальные затруднения. Определяя направления педагогической
поддержки, объекты адаптации и модификации, воспитатель опирался на знание
возможностей ребенка, его сильных сторон, при этом учитывая имеющиеся
особенности затруднения. Содержание образовательных областей меняется за счет
описания  индивидуализации образовательной деятельности за счет приемов,
методов, средств и форм.

Здесь же в жтом блоке прописывается и воспитательый
компонет
, где прописываются условия взаимодействия воспитателя и
специалистов с ребенком с ОВЗ, а так же с родителями в процессе
психолого-педагогического сопровождения.

2.     В
коррекционном  блоке
описываются
индивидуальные ориентированные программы психолого-педагогической поддержки
ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПк. Данный блок включает направления
специалистов так называемых  «помогающих профессий»: педагога-психолога,
учителя-логопеда,индивидуальные занятия коррекционно-педагогической и психологической
направленности в соответствии со специфическими психофизическитми особенностями
и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфичных
направлений, необходимых для компенсации нарушений таких, как
«социально-бытовая ориентировка», «пространственная ориентировка», «развитие
зрительного восприятия».

В
этом же разделе приписываются рекомендации
 
— 
обоснование внесения корректитв по
результатам промежуточной диагностики  и дается заключение о реализации
индивидуальной программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
раздел:
определяет общие рамки организации
образовательно-коррекционного процесса, а так же механизмы реализации АОП и
включаеит в себя: индивидуальный учебный план, включающий  и систему
специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС ДО,
который может варьироваться путем училения отдельных тем и разделов; путем
перепланировки количества часов; последовательноситью изучения тем;
увенличинием объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы и
др..

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Титульный лист

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

http://fgosreestr.ru/

● Содержание программы.

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

  1. Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

  2. Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

  3. Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

  1. В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

  2. Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

  3. Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

  4. Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

  5. Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

  6. Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

  7. Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

  1. Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

  2. Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

  3. Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

  4. Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

  5. Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

  6. Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

  • Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева

  • Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко

  • О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой

Больше интересных материалов:

  • Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
  • Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники
  • Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
  • Инклюзивное образование детей-аутистов
  • Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело; 

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

#ADVERTISING_INSERT#

Выступление 09.11.2016

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»…

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации».

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно.

Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.

Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор. 

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы…

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу. 

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

 Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Так что всё ещё впереди.

Сегодня мы рассмотрим подробнее на примере действующей программы МАДОУ д/с №46 адаптированную образовательную программу на одного из детей, обучающихся по программе обучения для детей с интеллектуальными нарушениями.

МАДОУ д/с №46 посещают дети с разными программами обучения, рекомендуемыми им центральным ПМПК:

— программа обучения для детей с задержкой психического развития;

— программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями;

— программа обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Для каждого контингента воспитанников с ОВЗ разработана своя АООП. Так как в группах с ЗПР, находятся дети только с ЗПР, то и АООП одна для всей группы. Однако, дети с ЗПР нередко имеют сочетанные диагнозы, например, расстройство аутистического спектра и другие особенности. Поэтому в нашем МАДОУ для каждого ребенка разработана своя АОП (адаптированная образовательная программа), учитывающая индивидуальные особенности, возможности ребенка и предполагающая результаты освоения.

Алгоритм написания адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации для педагогов)

    1. Пояснительная записка Сведения о ребёнке (характеристика)

    2. Особые образовательные потребности

    3. Ожидания родителей

    4. Содержание программы

    5. Образовательный компонент

    6. Учебный план на 2016-2017 уч. год

    7. Критерии оценивания достижений по разным областям

    8. Коррекционный компонент

    9. Воспитательный компонент:

Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

— Условия взаимодействия ДОУ и родители

Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка

    1. Заключение и рекомендации специалистов.

Зам.заведующего Ю.Г.Белобородова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти машину проданную давно
  • Как найти прошивку на телевизор samsung
  • Как найти частное python
  • Как найти радужную ракушку в stardew valley
  • Как найти сигнал на телевизоре с пульта