Как составить аранжировку

Работа над аранжировкой — не менее важный процесс, чем написание самой музыки. Правильное наполнение песни элементами способно превратить обычные музыкальные зарисовки в настоящие хиты, в то время как плохие аранжировки могут убить даже самые лучшие идеи. SAMESOUND.RU дает несколько советов о работе над аранжировкой, которые помогут принять правильные решения, разнообразить текущие проекты и попросту заставят задуматься.


1 Учись у профессионалов

советы по аранжировке, аранжировка советы

Боб Рок

Послушайте свои любимые треки и подумайте, что придает их аранжировке тот самый шарм. Когда список фаворитов кончится, послушайте что-нибудь совершенно другое. Главное здесь не загонять себя в рамки одного стиля. Чем больше разной музыки вы слушаете, тем легче работать с аранжировкой: в любой момент времени этот багаж знаний подскажет, что можно добавить в текущий проект.

2 Будь самокритичен

советы по аранжировке, аранжировка советы

Бывают случаи, когда мы добавляем в аранжировку какой-то новый элемент и испытываем невероятный эмоциональный подъем от этого, представляя как все удивляются нашей гениальности. В такие моменты полезно сделать пару шагов назад и проанализировать уже проделанную работу. Скорее всего новшества портят аранжировку.

Когда нам кажется, что какой-то элемент обязательно нужен треку, важна трезвость ума и отсутствие самолюбия. Реально оцените пользу от последних изменений и без зазрений совести выбросьте все лишнее. Да, идея была крутая, но не для этой песни.

При работе с аранжировкой иногда лучше не усердствовать с необычными ходами, а сделать что-то предсказуемое. Пусть в куплет играет только бас и ударные, а в припеве вступают все инструменты — люди ждут такого развития событий. Порой разочарование от неоправданных ожиданий может сильно испортить впечатление от песни, какой бы классной она не была. Применяя нестандартные решения, нужно быть уверенным, что они найдут отклик у слушателя.

3 Изучай музыкальную теорию

советы по аранжировке, аранжировка советы

Несмотря на то, что SAMESOUND.RU ориентирован, в первую очередь, на музыкантов-любителей, наличие хотя бы базовых знаний музыкальной теории не повредит. С их помощью работа над аранжировкой станет проще: вы будете быстрее находить все лишнее и принимать правильные композиторские решения.

Знание музыкальной теории еще никому не навредило. К слову, с ней неплохо знакомы Джеймс Хэтфилд и Фли, но от этих знаний музыка Metallica и Red Hot Chili Peppers точно не стала хуже.

4 Дай вокалу больше самостоятельности

советы по аранжировке, аранжировка советы

Вокал — это очень важная часть всего трека. Почему бы не сконцентрировать на нем больше внимания? Попробуйте начать или закончить песню только с помощью вокала. Создайте вокальные островки, в которых все инструменты затихают, оставляя пространство голосу. Зачастую такие ходы производят очень мощный эффект на слушателя, поэтому вокалу стоит давать больше самостоятельности.

5 Используй пространство с умом

советы по аранжировке, аранжировка советы

Панограмма, демонстрирующая использование пространства в миксе трека Эми Уайнхаус «You Know I’m No Good»

Оставьте больше свободного пространства в аранжировке, особенно в куплетах. Нагружать аранжировку нет никакого смысла — слушатели быстро устанут и потеряют интерес к треку, если он свалит на них сразу все инструменты. Послушайте коммерческие записи и посмотрите, как к наполнению куплетов и припевов подходят профессионалы.

В куплетах лучше оставить ударные, бас и вокал. Когда после куплетного затишья в припеве в аранжировку включатся все инструменты, то это произведет на слушателя намного больший эффект, чем постоянный и не изменяющийся пласт звука.

Каждый инструмент должен занять свое место в аранжировке. Не допускайте, чтобы мелодия сталкивалась с аккомпанементом — музыка должна оставаться музыкой, а не превращаться в какофонию.

Постарайся не допустить, чтобы мелодия столкнулась лбом с аккомпанементом, ведь в таком случае все твои задумки превратятся в прах, а музыка станет нагромождением звуков. У тебя есть мелодия и вокальная партия — дай им свое место в композиции. Гитара или синтезатор, играющий похожую мелодию — это хорошо, но пусть и они останутся на своих местах.

6 Удели особое внимание вступлению

Жестокая правда современной музыки: большинство слушателей оценивает песни именно по вступлению. Если в первые пять-десять секунд песня не зацепила человека, то скорее всего он не станет слушать песню до конца.

Создание аранжировки подразумевает работу над всеми ее частями, но особое внимание нужно уделить вступлению. Интро — это не просто бит или какой-то рифф, это важная часть, которая должна зацепить слушателя и заставить его послушать песню до конца.

Проблема в том, что здесь нет и не может быть каких-то рецептов успеха. Ищите нестандартные варианты, слушайте разную музыку (мы советовали это в самом начале), ищите подходящие своим песням ходы. Интро может быть коротким или длинным, насыщенным или минималистичным, но главное — цепляющим.

7 Разнообразь припев

советы по аранжировке, аранжировка советы

Даже если у вас есть отличный приставучий хук или стопроцентно цепляющий какими-то элементами припев, не надо использовать их постоянно. У каждого трека должна быть своя фишка, но ее постоянное повторение быстро наскучит слушателю.

Создание аранжировки подразумевает разнообразие, но речь не о том, чтобы сделать куплет в стиле диско, а припев в духе акустического техно. Меняйте партии, экспериментируйте с динамикой звука, перетасовывайте текст в рамках одной части песни. Аранжировка — это способ провести слушателя через рассказываемую песней историю, поэтому сделайте все, чтобы это путешествие было максимально интересным и необычным.

8 Используй необычные инструменты

Если вы чувствуете усталость от однотипных звуков в своей музыке, попробуйте разнообразить аранжировки необычными звуками. Если вы играете метал, добавьте в свои треки аккордеон. Пишете легкий поп? Задумайтесь о духовых инструментах.

Искать в своем городе владельцев необычных музыкальных инструментов не нужно. Воспользуйтесь электронными музыкальными инструментами, скачайте какие-нибудь виртуальные библиотеки, познакомьтесь с сэмплами. Если звучание существующих инструментов не понравится, создайте собственные звуки — именно так поступили музыканты «Океан Ельзи» при написании аранжировки песни «Я так хочу», в которой привычный бит дополнен схожим ритмом, сыгранным с помощью ударов CD-дисков.

9 Слои

советы по аранжировке, аранжировка советы

Простейший способ сделать свои миксы жирнее и толще — это использовать несколько разных инструментов, играющих одну и ту же партию с различными интересными вариациями.

Пространственные подложки с невероятным сустейном не привлекают внимания слушателей, но обогащают музыку ощущением атмосферы. Если ваши треки звучат слишком сухо, добавьте пэды и поместите их вглубь микса.

Создание аранжировки подразумевает наличие в музыке идеального баланса между инструментальным наполнением и ясностью самого микса.

Тем не менее всегда помните, в каких регистрах звучат инструменты. Если все участники аранжировки сойдутся в одном регистре, то музыка будет звучать ужасно. Следите за тем, кто и в каком регистре живет и разделяйте партии между собой: если фортепиано играет очень высоко, то партию гитары нужно опустить ниже — инструменты не должны мешать друг другу.

То же касается и тембра. Нет смысла нагружать аранжировку 10 фортепиано и 6 гитарами. Даже если они будут играть разные партии, их тембральная близость приведет к образованию каши, которую не вычистить эквалайзером. Ограничьтесь 2 гитарами, синтезатором и фортепиано, определитесь, какие партии они играют и грамотно расположите инструменты на панораме. Руководствуйтесь правилом «меньше — лучше».

10 Повнимательнее с ритмом

советы по аранжировке, аранжировка советы

Работа с ритмом требует вдумчивого подхода. Иногда инструменты стоит свести к одному ритмическому рисунку, иногда, наоборот, дать им волю играть в разных ритмах. Главное, что нужно помнить: разные или одинаковые ритмы не должны портить общей картины аранжировки.

Одинаковый ритм может сделать песню скучной. При работе с разными ритмами можно слишком усложнить восприятие музыки слушателем. Ищите баланс, но не заостряйте особое внимание на этом моменте: ритм должен лишь дополнять общую картину, но не перетягивать одеяло целиком на себя.

Руководитель студии звукозаписи «Acoustic Records»
13 лет опыта в области звукозаписи, сведения и мастеринга.

Создание и написание аранжировки

В этой статье мы рассмотрим основы процесса создания и сочинения аранжировки, ее правила и приемы, а так же дадим 7 советов по написанию коммерческой музыки. В предыдущей статье мы рассказали, что такое аранжировка с примерами до и после.

Если вы ищете аранжировщика, то команда нашей студии звукозаписи поможет создать для вас профессиональную и современную музыку во всех музыкальных жанрах. Мы следим за тенденциями музыкального рынка и имеем штат профессиональных музыкантов. Переходите на страницу аранжировка песни на заказ и мы изготовим для вас бесплатное демо.

В конце этой статьи вы узнаете итоги нашего эксперимента (мы дали заказ разным аранжировщикам и сравнили результаты)

Какие бывают проблемы при создании аранжировки?

Частые ошибки при создании музыки, это не знание и не соблюдение основ написания аранжировки. Ниже рассмотрим частые проблемы, которые допускают аранжировщики.

  • Не выдержанность музыкального жанра.
    Часто, авторы добавляют в свою композицию инструменты и звуки, которые не соответствуют стилю музыки.  Например: в POP музыку добавляют бочку из стиля EDM или бас из Future bass, это делает звучание не профессионального уровня.
  • Не современная форма песни.
    Структура песни и ее тренды меняются каждый год. Важно следить за этими тенденциями, так как песни с вступлением больше 15 секунд, уже не воспринимаются слушателем.
  • Инструменты подобраны не по частотным характеристикам.
    Многие аранжировщики допускают эту ошибку считая, что это решается на этапе сведения, но это не так. Рассмотрим пример на ошибке пересечения частот Хай-хета и шейкера.

Частотный конфликт в аранжировке

Решение частотного конфликта в аранжировке

Частотный конфликт в аранжировке

Может показаться, что это не так важно, но если допустить такие ошибки на всех инструментах, например: бочка звучит на чистоте баса или пианино играет в одной октаве с гитарой, то у вас получится «музыкальная каша». Если правильно подобрать звучание инструментов по частотным характеристикам, то у Вас получится чистое и сбалансированное звучание аранжировки, которое приятно на слух.

  • Черновой баланс инструментов.
    Часто аранжировщики отправляют материал на сведение звукорежиссеру, без чернового микширования. Эта ошибка не критическая, но имеет важное значение, если вы сводите песню не сами. Аранжировщики считают, что это должен делать звукорежиссер на сведении трека, но это не так. Микс-инженер должен понимать художественную задумку автора и лишь подчеркнуть его идею на обработке песни. Если вы этого не сделаете, то звукорежиссер может свести композицию на свое усмотрение, вывести при этом на передний план не те инструменты.

7 ОСНОВНЫХ правил, которые помогут сделать хорошую аранжировку


  1. Определите стиль.

    Перед тем как писать аранжировку для музыкального произведения, сначала определите стиль в котором вы будите работать. Если этого не сделать сразу, то процесс будет долгим и вы не придете к конкретному жанру перебирая лишь мелодии и звуки разных инструментов. Если вы только начинаете путь аранжировщика, то правильным решением перед созданием музыки, будет определить и проанализировать референсные треки (песни в которых аранжировка похожа на то, что вы хотите получить в итоге).

  2. Самое главное — вокал.

    Вокал это тоже инструмент, по этому выстраивайте другие партии так, что бы они дополняли ритм вокала и звучали как аккомпанемент, а не солирующие инструменты. К сожалению, это частая ошибка начинающих аранжировщиков, когда партии конфликтуют между собой за передний план.

  3. Определите фундамент.

    Правильно определите фундамент аранжировки. Например: в рок музыке это будут барабаны, бас и ритм гитары. В современной танцевальной музыке, это качающая ритм секция, партия и звучание баса. Другими словами, ваша задача подчеркнуть ритмику и мелодию вокала, так как именно фундамент аранжировки делает песню единым целым с музыкой.

    Правильная основа песни, поможет слушателю обратить внимание на самое главное в музыке. Как определить фундамент песни? Грубо говоря, если убрать главный инструмент, то композиция потеряет свой замысел и идею.

    Например: если в композиции Benny benassi — Satisfaction убрать бас или заменить его на другой, вся идея песни полностью потеряется.

    Benny benassi — Satisfaction

    Только после определения фундамента трека, добавляйте второстепенные инструменты и эффекты. Эти звуки и партии должны только дополнять основную идею песни и находится на втором плане.

  4. Не усложняйте.

    Как писал немецкий композитор Иоганнес Брамс — «Сочинять не так уж трудно; зачеркивать лишние ноты – вот что труднее всего».

    Все гениальное просто! Не забывайте об этом при создании аранжировки. Музыка и основные мелодии должны легко запоминаться с первых нот и оставаться в памяти слушателя.

  5. Используйте современные библиотеки семплов и звуки.

    На 2021 год есть готовые семпл-паки для разных жанров музыки, где звуки уже обработаны и отсортированы по стилям. Такие библиотеки используют в своих миксах даже самые именитые саунд-продюсеры. Найти такие семплы можно на сайте:

    https://www.loopmasters.com/
    https://www.producerloops.com/
    https://primeloops.com/

  6. Обработка.

    Применяйте обработку инструментов при работе над композицией, так как некоторые эффекты определяет именно аранжировщик на этапе создания, а не звукорежиссер на сведении.

  7. Форма трека.

    Используйте современную форму композиции, так как на 2021 год, структура имеет решающий фактор при создании музыки. Несмотря на то, что песня может быть потенциальных хитом, важно зацепить внимание слушателя на первых секундах, по этому уделяйте вступлению большое значение.Самая популярная форма в 2021 году:
    Вступление | Куплет | Припев | Куплет | Припев | Бридж | Припев | Припев.
    По другому эта форма может обозначаться так: A-B-A-B-C-B-B. Подробнее о выборе формы, мы писали в этой статье — как написать хитовую песню.Пример формы аранжировки

Эксперимент.

Мы разослали акапеллу аранжировщикам разных студий, для создания аранжировки. Ниже рассмотрим пример хорошей версии и где аранжировщики допустили описанные нами ошибки.

Техническое задание было таким: сделать аранжировку в РОК стиле, используя классические инструменты музыкальных групп (акустические барабаны, тяжелые гитары, бас, клавиши)

Правильная аранжировка.

В этой версии, аранжировщик соблюдает все правила создания и написания аранжировки. Музыка дополняет и ведет вокал, все гармонично и сбалансированно. Вокал и музыка звучат как единое целое!

Пример 1.

В этой версии, аранжировщик нарушил все правила, без комментариев 🙂

Пример 2.

В этой версии, аранжировщик допустил самую грубую ошибку, он не определил где припев. Нарушено правило №2 из нашего списка (гитары играют почти солирующую партию, что отвлекает от прослушивания вокала) 

Вывод:

Простой, но самый дельный совет — слушайте больше музыки в разных стилях, особенно в том, в котором вы работаете над аранжировкой. Это формирует вкус и определяет ваш будущий фирменный стиль.

Читайте так же

Читайте так же

Наши услуги

ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ

Под минусовку

АРАНЖИРОВКА ПЕСНИ НА ЗАКАЗ

Все музыкальные жанры

ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ

На все услуги студии

СВЕДЕНИЕ И МАСТЕРИНГ

Радио формат

КУПИТЬ ГОТОВУЮ ПЕСНЮ

Хит радио формата

СНЯТЬ КЛИП В СТУДИИ

Фото и видео на память

Читайте так же

Гострайтер

Кто такой гострайтер? Примеры гострайтинга | Вакансия

Парень с девушкой на записи песни

Сведение и обработка вокала с минусовкой

Аранжировка песни на пианино

Что такое аранжировка песни в музыке? Расскажем простыми словами

Мастеринг студия Acoustic Records

Плагины и программы для мастеринга

Записать рэп в студи

Как записать рэп в домашних условиях

Что такое аранжировка? В чем суть аранжировки? Первое с чего стоит начать это определение базовых навыков музыканта для занятий аранжировкой. Чтобы понять, какие знания вам необходимы попробуем провести простую аналогию на примере живописи. Можно представить, что аранжировка в живописи это процесс превращения наброска картины в полноценное полотно.

Для этого художник должен понимать, как работают законы перспективы, сочетания цветов, как управлять светом и тенью, как смешивать краски и многое другое.

Очевидно, что если вы не умеете рисовать, то сделать этого не получится. Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с музыкантами, которые не зная теории, гармонии, основ композиции пытаются освоить аранжировку и естественно не получают никакой пользы.

Поэтому минимальным условием для занятий аранжировкой является наличие твердой теоретической базы на уровне музыкальной школы. Такой уровень знаний можно вполне получить за 3-6 месяцев и использовать их всю жизнь.

Кроме этого у вас должны быть навыки работы в DAW и работы c VST плагинами, это можно сравнить с технической оснащенностью художника – краски, кисти, карандаши, тушь, бумага для рисования аналоги программ и плагинов для создания музыки.

И только после этого вы уже можете переходить к постижению основ аранжировки. Согласитесь никому не придет в голову учиться рисовать без карандашей, бумаги и понимания элементарных законов живописи.

2 пункта которые должны быть освоены:

  1. Теория музыки
  2. Технические навыки работы с DAW на базовом уровне

Теперь можем перейти к аранжировке.

Начнем с определения:

Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает “приводить в порядок”. А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)

Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.

В чем разница?

Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый музыкант, даже далекий от творчества. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул и наличие элементарного музыкального чутья и вкуса.

Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича.

Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств. Именно композиторы изобретают новые стили и жанры, новый гармонический и мелодический язык.

Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:

По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком виде не может быть использована для исполнения.

Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.

Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, следуя законам аранжировки, инструментовки и композиции.

Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.

От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.

Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.

Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете послушать аранжировку в любой момент.

Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.

Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами?

Для начал прочитайте статью о необходимости знать теорию .

Бесплатный видеокурс по аранжировке http://study-music.ru/arranging

Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментов. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.

Нотная запись дает возможность видеть партии всех инструментов одновременно, работать над голосоведением и гармонией, формировать партитурный слух. Любые ошибки легко мониторятся через нотный текст плюс формируется правильное, музыкальное мышление.

Естественно, что над некоторыми элементами аранжировки технически удобнее работать в Piano Roll: например, писать партии ударных, рисовать огибающие для midi и т.д

Также советую по этой теме прочитать статью http://study-music.ru/uchite-noti/

Роль аранжировки в современной музыке сложно переоценить, существует невообразимое количество стилей и приемов аранжировки . Есть целые направления музыки, в которых отсутствие аранжировки невозможно, т.е. аранжировка в такой музыке первична и, как правило, может появиться раньше музыки и слов (например, хард-рок, trash, EDMи т.п.).

Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки.

Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя базовыми элементами.

  1. Создание ритмической основы (работа с ритм секцией)
  2. Выстраивание линии баса
  3. Работа с мелодией
  4. Работа с гармонией

В рамках этого курса данные направления будут приоритетными.

Создание ритмической основы

Грув ударных или ударных и перкуссии. Задача аранжировщика разработать индивидуальный, интересный по звучанию грув, который будет склеивать акцентные сетки инструментов. Если рассматривать грув с теоретической позиции, то его задача показывать метр и акценты ритма.

Линия баса

Линия баса опирается на гармонию композиции, а также взаимодействует по законам контрапункта с мелодией. Отличная линия баса может быть основной аранжировки. Например, такие басовые риффы как Seven Nation Army или Satisfaction являются яркими примерами индивидуальной линии баса, которая также обозначает гармонию

Мелодия

Работа с мелодией в аранжировке это выбор инструментов для ее изложения, выбор регистра, сочинение контрапунктов.

Гармония

Основные виды изложения гармонии в аранжировке это подклады, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация и смешанная фактура.

Фактура

Слово малознакомое любителям быстрого клепания треков в FL Studio, которое обозначает невероятно большой пласт элементов музыки. По сути, без фактуры не существует музыки и одно из определений аранжировки может выглядит так:

Аранжировка это создание фактуры для определенного состава инструментов. В задачи данной статьи не входит описание фактуры вы можете подробнее узнать о ней по ссылке http://study-music.ru/facture/

Нам же важно знать, что первая задача которая стоит перед аранжировщиком это определиться с плотностью фактуры и типами фактуры для партии инструментов. Не нужно путать тип фактуры и состав инструментов для аранжировки.

Например, 3 инструмента могут быть аранжированы в насыщенной, плотной фактуры где каждый будет исполнять самостоятельную партию с элементами скрытой полифонии. А 10 инструментов могут быть аранжированы в прозрачной, минималистичной фактуре.

Выбор фактуры определяется несколькими условиями:

  1. Стилистикой
  2. Составом инструментов
  3. Исходным материалом (какая гармония, мелодика, ритмика)

Например, если мы имеем дело с простой гармонией и мелодикой, то основная задача аранжировки дополнить это звучание, сделать его интереснее и свободы для выбора фактуры много. Если же композитор написал сложную, синкопированную мелодику с джазовой гармонией, то в первую очередь мы должны подчеркнуть особенности заложенные композитором и только потом работать над дополнением материала.

Музыкальной чутьё

Не существует музыкантов, которые могут сделать аранжировку музыки в любом стиле. По одной простой причине – опыт и вкусовые предпочтения. Любая музыкальная идея уже содержит в себе определенные образы для воплощения в аранжировке.

Если аранжировщик слышит то, что хочет, а не то, что нужно, то он просто убьет песню. Самый простой пример: представьте звучание какой-нибудь поп песни в стиле Black Metal или наоборот представьте как песню Metallice поёт Надежда Кадышева – это очевидно своеобразное музыкальное извращение, в лучшем случае шутка, но никак не руководство к действию.

Мой личный опыт показывает, что любая песня имеет внутри себя определенные эманации, чувства, образы, которые направляют аранжировщика. Умение слышать это внутреннее наполнение один из признаков наличия таланта аранжировщика.

Посмотрите хороший фильм “Хоть раз в жизни” https://www.kinopoisk.ru/film/596208/, в нем очень ярко показывается различие в мышлении автора песен и аранжировщика. В моей практике не раз бывало такое: сыгранная автором под гитару или фортепиано песня сразу же представлялась в готовом варианте, который исходил из песни. И такие аранжировки получались максимально эффективными. Когда же вместо заложенных в песне идей я пытался навязать своё видение песня звучала интересно, но теряла связь со своей первоначальной идеей.

Итак, что вам нужно для занятий аранжировкой:

  1. Базовые теоретический знания
  2. Технический навыки
  3. Развитый музыкальный вкус и музыкальное чутье
  4. Широкий музыкальный кругозор и слуховой опыт в тех стилях музыки, которые вы будете использовать в ваших аранжировках.

Аранжировка – стадия, как правило, следующая сразу за сочинением музыкального произведения, то есть за созданием нот. На этом этапе необходимо определить стилистику музыкального произведения (какого музыкального жанра стоит придерживаться в дальнейшем). Подобрать музыкальные виртуальные инструменты, которые вы будете использовать при создании трека, и в итоге записать ноты, на нотных станах программ для создания музыки, экспортировать уже готовые MIDI дорожки, если таковые имеются, и добавить отдельных сэмплов в случае надобности. Звучать готовые партии инструментов должны так, чтобы “голос” каждого инструмента был различим. Если это не инструментальный трек, то так же необходимо не забыть и о голосе, вокалиста который будет присутствовать в произведении. Сделать музыкальную аранжировку – это так же важно, как и написать музыкальное произведение. Качественная, профессиональная, интересная музыкальная аранжировка часто имеет решающее значение, станет ли, например, песня, популярной.

От качества выбранных виртуальных инструментов, а также от того, насколько хорошее оборудование используется, зависит и качество аранжировки. Но также значение имеет, и насколько профессионален тот, кто выполняет аранжировку.

Ведь чтобы определить стилистику музыкального произведения – нужно знать отличительные признаки этих стилистик. Чтобы определить состав музыкальных инструментов – нужно хорошо разбираться в каждом из используемых инструментов, в их сочетании. А если не разбираться в специализированных музыкальных программах, то можно испортить конечный результат.

Есть такое выражение – «Лучшее сведение — это аранжировка». И в этом есть большая доля правды, никогда не стоит откладывать исправления звука на следующий этап, с аранжировки на сведение, со сведения на мастеринг. На каждом этапе старайтесь максимально проработать каждый звук и параметр, каждую деталь. Правильно подобранные инструменты, вкупе с их верно прописанными нотными партиями намного облегчают обработку звука при сведении. Используйте и комбинируйте связку из художественных и технических приёмов. Например, известно, что частотные конфликты (это когда частоты инструментов близкие по значение перекрывают друг друга, тем самым ухудшая звучание) возникают в ситуациях, когда инструменты одного частотного диапазона звучат одновременно в одном направлении по стереопанораме и один громче другого. Например, стоит задуматься над тем что – «а возможно не стоит (скорее всего, так и есть) в начале такта звучать одновременно низким по звучанию нотам бас гитары, ритм гитары и бас барабану ударной установки». Изучайте возможности ваших виртуальных инструментов, разберитесь досконально в настройках, звучанию в различных ситуациях, удобства в использовании. Хорошо сочиненное с правильно прописанными нотами и подобранными инструментами произведение уже звучит не грандиозно, но достаточно хорошо для того, чтобы даже подвергнуться публичному показу и не быть забракованным.

Не нужно покупать/скачивать гигабайты сэмпл паков, десятки инструментов, и делать это постоянно. Выберите, по крайней мере, для начала, по одному два плагина на каждый тип инструмента. Протестируйте их звучание, поэкспериментируйте с настройками, в том числе с эффектами для обработки звука (например, как гитара реагирует на тот или иной эквалайзер), и остановитесь на тех инструментах, которые лучше всего по звучанию нравятся вам, удобны и более всего подходят под тот жанр музыки, в котором вы будете создавать музыку.

Для электро-гитар достаточно два инструмента – одна как соло/лид другая как ритм. Для акустической гитары – вполне хватит одного инструмента. Ударные – остановите ваш выбор на одной универсальной студии ударных инструментов. Бас гитара – так же вполне хватит одного инструмента. Прочие, например, духовые, клавишные так же довольно будет по одному. Синтезаторы, ромплеры, секвенсоры – два, три различных инструмента, либо один универсальный с большим количеством настроек и банком звуков. В дополнение к этому можно скачать пакет с разным набором всевозможных готовых звуков.

Есть одно общее требование, предъявляемое ко всем виртуальным инструментам за исключением электронных (синтезаторы) – звуки, воспроизводимые инструментом должный являться сэмплами записанными с настоящего аналогичного инструмента. Вы же хотите создать звучание максимально приближенное к реальному, не так ли?!

После того как вы подобрали инструменты, написали ноты, прослушали и звучание вам понравилось, и вы готовы создавать песни с таким же качеством и в том же стиле – сохраните настройки всех инструментов, они вам еще понадобятся.

В конце этапа аранжировки ваш проект должен состоять из нотных партий инструментов ( и записанного вокала если это не инструментальное произведение), в которых настроен тембр звучания, громкость, высота тона, строй, художественных эффектов для инструментов (и вокала), их автоматизаций, то есть автоматического изменения параметров или активации. На гитарах, например, должна быть автоматизирована смена техники игры, если это конечно требуется, так же для бас/лид/ритм гитары должно быть применено усиление, всевозможные эффекты, такие как Distortion например, опять же если это необходимо. Частотные коррекции, динамическая и пространственная обработка, если они не связаны с настройкой необходимого звучания инструмента в художественных целях, не применяются на данном этапе, а уже в следующем – сведении. Там эти манипуляции уже являются техническими с целью максимально улучшить звучание музыкального произведения. На стадии аранжировки, как правило, регулировка, например, частоты инструмента происходит внутренними средствами плагина, либо внутри смежного оборудования (такого как гитарный усилитель), обычно для этого предусмотрены внутренние регуляторы. Вовремя же сведения обработка происходит уже за счет внешних специализированных плагинов. Так же каждый инструмент (и вокал если он присутствует) необходимо направить в отдельный канал, чтобы в дальнейшем сохранить в отдельный файл, и на стадии сведения обрабатывать независимо. В ударных, каждый компонент считается отдельным инструментом!

И после того как вы готовы и выполнили все вышеперечисленные манипуляции, сохраните проект вашего произведения, и завершите этап аранжировки экспортом партий каждого инструмента в несжатый формат звука, такой как, например, «.wav». Тем самым если перевести из виртуальной плоскости в реальную, вы выполнили аранжировку и звукозапись вашей музыкальной группы.

Как видите аранжировка – это сложный трудоемкий процесс, не менее важный для музыкального произведения, чем само его написание, поэтому предъявляемые к написанию качественной аранжировки требования так высоки.

Skip to content

Как сделать качественную аранжировку

Как сделать качественную аранжировку

Я сделал более 500 песен, сейчас основная работа над аранжировкой занимает у меня 2 часа. Здесь расскажу основные моменты, которые с огромной вероятностью увеличат качество песни, аранжировки и скорость работы над ней.

С чего начинается аранжировка

С вокала. Многим это кажется необычным, ведь чистый вокал пишут в конце. Но песня так или иначе строится вокруг артиста и его голоса. Артист всегда в центре во всех смыслах – на сцене, в продвижении, его голос в середине частотного диапазона и в центре панорамы. Если начать писать аранжировку без голоса, инструменты, мелодии, тембры 100% невольно вылезут на то место, где планировался голос. 

Чистовая версия вокала на этом этапе совсем не нужна. Вполне достаточно демки на диктофон – можно выстраивать инструменты вокруг такой записи. Обычно, мне присылают набросок на диктофон, а чистовой вокал артист едет писать, когда аранжировка готова на 80%.

Вот небольшой чек-лист как сделать черновой вокал для аранжировки:

  • подготовь диктофон. Лучше всего пишут смартфоны и планшеты. В ноутах качество не очень.
  • если хочешь использовать наушники, подключи обычные проводные –  в них наилучшее качество. Беспроводные всегда записывают плохо, потому что микрофон находится около уха, а не рта, и там есть задержка из-за bluetooth
  • включи метроном. Так вокал будет записан ровно под нужный темп. Без него приходится долго нарезать. Метроном можно скачать обычным приложением или включить в любой звукозаписывающей программе
  • запиши все, что нужно, большими кусками – куплет, припев, бридж
  • вотсап, телега и другие мессенджеры пишут в формате ogg и похожих. Такие файлы приходится конвертировать в wav. Это можно сделать через онлайн-конверторы
  • заливай файл в программу, синхронизируй с темпом и можно работать дальше

Первый инструмент в аранжировке

Барабаны. Потому что они больше других влияют на стиль. Для быстрого теста можно использовать лупы – уже записанные петли, которые остается просто перетащить на дорожку. Петли можно качать целыми библиотеками бесплатно, покупать, создавать самому или пользоваться встроенными – например, в Logic большая библиотека. Работа с лупами позволяет быстро примерить несколько вариантов и определиться со стилем. Ключевой момент – быстро. Потом можно сколько угодно дорабатывать звук и, обычно, это заканчивается заменой первой петли на новую, добавлением новых звуков, иногда даже записью живых барабанов. Сейчас пока делаем черновой вариант. Сразу следует выставлять правильный темп в проекте. Тогда луп будет подстраиваться под нужный темп, такая опция есть в большинстве программ.

Второй инструмент в аранжировке

Подбираем аккорды или семпл. Аккорды можно быстро подобрать, параллельно прицеливаясь к звуку инструмента. Это может быть пианино, электропианино, синтезатор. Иногда потрясающий результат дает всего один звук, сыгранный на миди-клавиатуре или полученный в результате семплирования, найденный в библиотеке. Семплы также можно вырезать из других песен. Сейчас мы попробуем подобрать аккорды или семпл для припева.

Припев – это эпицентр счастья для слушателя, он отвечает за запоминаемость, хитовость. В зависимости от того, как покреативить в припеве, песня полетит или нет. Скоро мы увидим, что куплеты после хорошего припева сделать очень просто, ведь куплеты – это история, которая подводит к припеву.

Когда вокал, барабаны и 1 инструмент / семпл заиграли вместе, вырисовывается «рыба».

Третий инструмент в аранжировке: бас

Создаем бас-партию для припева. Сейчас должна получиться красота, но если это не так, смело начинаем менять уже записанные дорожки:

  • Вокал. Вокал уже содержит мелодию голоса, слова и хук. Но вместе с инструментами иногда слушаешь – не работает. Слава богу, на набросок было потрачено 5 минут, и сейчас мы потратим еще 5 на новую версию, которая будет ближе к результату. Задача – оптимизировать ритмику, мелодию, слова в припеве, чтобы стало хорошо с другими инструментами.
  • Барабаны. Так как мы использовали луп, стало очевидно, что можно попробовать и другой. Луп может напрочь поменять стиль. Удивительно, как барабаны могут влиять на восприятие песни, рекомендую попробовать разные варианты.
  • Аккорды или семпл. Здесь огромный простор как по нотам, так и по звукам. Иногда одна странная нота или звук делает из песни хит. Находим рабочую связку, и добиваемся, чтобы результат был следующим: все это легко запоминается. Пусть аккорды помогают голосу, а семпл становится запоминаемым хуком.
  • Крутим, вертим бас. Бас с барабанами задает ритмику. Ритмика также либо помогает голосу, либо нет (выбери правильный вариант).

Итог – набросок звучит целостно, круто, его легко запомнить и хочется переслушивать. Если это не так, стоит доработать слова, мелодии, попробовать поменять тональность, изменить тембр или даже выбрать другой набросок. Бывает, что песня так себе и ей ничего не поможет. А бывает, три слова запоминаются с первого раза.

Тестируем песню еще до выпуска

Уже в таком виде многие отправляют в соц. сети, чтобы собрать фидбек с подписчиков. Не обязательно делать песню, у которой припев так себе. Зато большой кайф дописать песню, которая понравилась людям. Набросок, который у нас получился, уже подходит для формата коротких видео, можно потестить там или отправить друзьям. Я на этом этапе отправляю клиенту. Перед этим немного свожу, делаю легкий мастеринг, чтобы пристреляться на будущее. Если не ок, мы не расстраиваемся, а также быстро делаем еще несколько вариантов. Обычно, все получается с 1-3 раза, но бывают и исключения: недавно перебрали 8 разных форматов, пока не нашли очень качественное и необычное звучание. 

Если набросок все проверки прошел, можно создавать куплеты и оставшиеся части песни.

Как сделать куплеты и бриджи в аранжировке:

Если предыдущие шаги выполнены хорошо, создать куплеты проще простого: мы берем те же инструменты и упрощаем их партии. Куплет всегда слабее припева, в нем меньше нот, меньше амплитуда, аккорды, мелодии, звуки – все проще. 

Есть еще такая часть, как бридж. Бридж соединяет куплет с припевом, и тут два варианта:

  • сделать бридж слабее куплета и припева. Эдакий провал, затишье. Часто нет барабанов, а бас играет самые длинные ноты из возможных. Все замирает.
  • сделать бридж сильнее куплета, но слабее припева. Выбираем что-то между. Руководствуемся здравым смыслом и законом композиции. Припев должен стать кульминацией, которая запоминается. Если бридж получился сильнее припева, то это кода. Кода – это часть, которую иногда вставляют ближе к концу песни, она отличается от всего предыдущего. Используется не так часто, как бридж.

Что с проигрышами?

Я люблю делать проигрыши сразу после припева, оставаясь на той же мощности. Я часто использую те же аккорды, но добавляю туда инструментальные хуки. Вокал тут не обязателен, но я люблю взять несколько фраз из припева и обыграть их. Если песня оказывается слишком длинной, можно отказаться от подобных проигрышей. 

Вступление и концовка трека. Создаются из проигрыша довольно просто: отключаем громкие инструменты, оставляем мелодии, делаем небольшой разгон или наоборот, затишье.

Чтобы оценить структуру и звучание трека, звукорежиссеры пользуются двумя простыми способами: 1. Отдыхают, а потом прослушивают что получилось. 2. Слушают из соседней комнаты. Я тоже думал не работает, но попробуйте включить колонки и уйти в другую комнату.

Какие инструменты пишем дальше?

Сейчас есть структура, которую все еще легко поменять. Легко, потому что мы еще не записали стопятьсот инструментов. Обращаю внимание на важность этого принципа: от простого к сложному. Теперь я буду украшать трек, как новогоднюю елку. Критерий такой: трек уже интересный, но можно лучше, объемнее. Я добавлю тамбурин, сыграю пады, добавлю синтезаторы, скрипки и прочее. Только после этого запишу гитары и все, что в живую. Лучше это сделать один раз и хорошо. Живье рекомендуется писать, когда все стало ясно со стилем, аранжировкой и тональностью. Мой знакомый прописывает гитары в миди, а потом вживую. Барабанщики сначала составляют партию в миди, а потом прописывают живьем. Удочка, на которую все попадаются – артисту в последний момент не подошла тональность. Если все сыгранное на миди можно поднять на полтона за 10 секунд, живые инструменты могут пострадать и потеряют в качестве, придется переписывать. Так что, живье – ближе к концу и поверх аранжировки.

Теперь чистовой вокал

Самое время поехать в студию, чтобы записать вокал + беки. Не каждый артист исполняет беки нормально, поэтому обычная практика – нанимать бек-вокалистов. Беки дополнительно соединяют аранжировку с вокалом, а иногда делают из вокала бренд. Если не получается, можно прописать хотя бы пару дорожек шёпотом и сделать легкие интервалы в октаву.

Но работа над аранжировкой еще не закончилась. Когда вокал готов, можно еще покрутить инструменты. Я на этом этапе начинаю сводить и смотрю, чего не хватает. Иногда появляются легкие новые элементы, которые без вокала как-то не придумывались. А иногда наоборот, важно что-нибудь убрать, чтобы заиграло как следует.

Что делаем после аранжировки

Сведение оказывает влияние на тембры инструментов, вследствие чего аранжировка немного меняется. Особенно часто приходится доделывать звуки барабанов и баса. Иногда приходится залезать в аранжировку и на мастеринге, например менять настройки синтезаторов. В связи с этим я стараюсь сводить и мастерить в том же проекте, либо делаю так, чтобы проект с аранжировкой был под рукой. После аранжировки сохраняем проект – он может понадобится через несколько лет, чтобы сделать ремикс или получить минусовку. Но есть еще одна хитрость, которой пользуются опытные продюсеры.

Хитрость в том, чтобы использовать ранее  настроенные звуки снова и снова в новых проектах. Когда я начинаю новый трек, я не сижу по полчаса над звуком гитары – я импортирую настройки из уже созданных ранее проектов. Я вообще все инструменты так загружаю. Лучшие решения можно использовать много раз, это экономит часы работы. В тех песнях, которые я делал, есть решения, которые мы искали неделями. Сейчас мне нужно всего 5 минут, чтобы загрузить такие настройки. Также в программах есть опция save as template – сохранить как шаблон. Например, можно создать шаблон рок-песни и ему следовать, постепенно улучшать. Оптимизировать звук гораздо проще, чем накручивать его заново.

Поделиться ссылкой, выберите способ!

Похожие записи

Заголовок

Page load link

Go to Top

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конденсат на бачке унитаза как исправить
  • Как найти должность в квалификационном справочнике
  • Как найти дифференциал дуги
  • Как найти количество классов в выборке
  • Как найти тест поинт на плате