Как составить баланс земельных угодий

После того как завершена инвентаризация, необходимо составить земельный баланс области или района. Для того, чтобы его сформировать необходимо сделать выборку из площадей всех угодий и одновременно распределенных территорий по всем категориям. Сумма площадей всегда должна быть равна количеству земель по виду угодий. Только так можно понять, что баланс составлен верно.земельный баланс

Понятие и назначение земельного баланса территории

Земельный баланс — это система документов, которая описывает весь земельный фонд на одной административно-территориальной единице. На данный момент баланс просчитывают сельские, поселковые и городские советы. Они же занимаются рассмотрением и утверждением. Они представляют в специальные сроки все данные для проведения учета баланса определенной района или области, а также страны. Основной задачей баланса является попытка выявить действительное состояние земельного фонда в субъектах Российской Федерации и в стране в целом, а также то, насколько используется данная территория.

При составлении земельного баланса указываются характеристики фонда по категориям. Выделяются землепользователи и собственники, а также проводится оценка состояния территории. Все это указывается за определенный (отчетный) период. Главное, чтобы абсолютно все показатели были максимально достоверными. Документы следует официально оформить и обосновать все изменения, если меняется землевладение или состав угодий. Если меняются площади или же качества, то это необходимо отразить в балансе.земельный баланс района

Формирование баланса

Следует формировать земельный баланс в соответствии с особенными указаниями. Необходимо обратить внимание на принципы ведения учета, то есть, на комплексность, автоматизацию и другие характеристики, чтобы документы соответствовали правилам оформления Российской Федерации.

Балансом угодий можно назвать данные и их список, которые полностью определяют наличие изменений земельных угодий. Происходит разбивка по виду земель и угодий.

Баланс территории городского типа следует назвать распределением территории в границах города в зависимости от ее использования и строения. Следует отметить, что городская территория разделяется на несколько частей: имеются городские угодья и спецназначенные площади.земельный баланс пример

Порядок составления земельного баланса территории

Составляя земельный баланс области или района, его формируют на основе информации, которая накоплена в специальном кадастре. Туда данные помещаются в результате доработок и внесения сведений о том, в каком состоянии находятся земельные участки, какова их площадь, местоположение и другие характеристики.

Если речь идет о составлении отчета о наличии земель субъекта, то необходимо его после составления предоставить в Федеральное агентство кадастра. Для того чтобы составить его, необходимо использовать формы собственности, категории и угодья. Все это прописано в федеральном законе. Отчет должен подтвердить и подписать руководитель соответствующего органа.

Вместе с отчетом следует предоставить еще и решение от высокопоставленных лиц о том, что он был представлен и рассмотрен. Описываемый баланс следует составлять один раз в год. Для этого необходимо взять во внимание все изменения, которые были произведены и закреплены юридически. За счет такой периодичности можно отследить все изменения, которые произошли с земельным фондом за 12 месяцев. Также благодаря этому можно заметить максимальную эффективность всех принятых мер и решить, продолжать ли существующую политику.

Принципы

Главным принципом составления земельного баланса района является показатель принципа. Вся структура должна быть максимально взаимосвязанной и изменение одного показателя повлечет за собой изменение другого. Равенство итогов должно быть строгим, что показывает связь между всеми показателями.

Составить баланс можно в нескольких формах. Речь идет о сокращенной и детальной. Второй вид заключается в отображении всех вариантов движения определенного участка. Такой баланс может напомнить шахматную таблицу.

В сокращенном же варианте детализация смены видов любого угодья не учитывается. Как правило, данный вид баланса составляют каждый год. В полной форме следует составлять документацию раз в 5 лет. В таком случае следует дополнять все документы данными о загрязнении и рекультивации.земельный баланс области

Нюансы составления

При составлении баланса следует выписать земли всех видов, которые имеются в наличии. Дальше необходимо прибавить все виды поступления земель и отнять все типы выбытия. Данное число равно наличию этой площади земли, которая осталась на конец года. Все заполненные формы отчета земельного баланса района или города представляют собой свод характеристик более мелких административных структур. Далее его необходимо отправить на рассмотрение в вышестоящую инстанцию.

При составлении баланса необходимо обязательно учитывать все важные показатели. Нужно указать перечень всех земель, классифицируя их по видам. Далее нужно записать размер площади каждой из них на начало года. После следует указать габариты территорий за весь период. Далее нужно написать виды и размер всех земель, которые выбыли за описываемое время.

Если составляется перечень участков, которые находятся в распоряжении у юридических и физических лиц, то они называются аппликацией. Для того чтобы составить земельный баланс, используют информацию, подаваемую предприятиями, учреждениями и гражданами. Необходимо предоставить справку о состоянии территории и землепользования. Далее следует составить перечень, в которых нужно указать изменения, которые произошли в составе участков. Далее нужно приложить обновления картографических документов. Нередко используют информацию из земельно-кадастровых книг.

Следует позаботиться об учете баланса предыдущего года. Также следует обозначать состояние почвы, указать экологическую и экономическую оценку, данные от госконтроля, касаемые правильного использования земли. Если были какие-то участки изъяты, то приложить документы, которые это подтверждают. Если земля передана в собственность, то также необходимо иметь бумаги, которые будут это юридически подтверждать.

На этом перечень не заканчивается, однако, мы перечислили наиболее масштабные и необходимые для баланса показатели. Как правило, все документы баланса имеют единую форму оформления для каждой административной единицы Российской Федерации. Когда составляются подобные документы, используется информации, которая актуальна только в пределах определенного населенного пункта. Далее указываются жилищно-эксплуатационные организации, различные предприятия, которые имеет в подчинении земельные участки. Данный перечень может быть довольно большой, в зависимости от размера административного структурной единицы. составление земельного баланса района

Регулирование земельно-имущественных отношений территории

На данный момент существует мнение, что без вмешательства в рыночную силу со стороны государства, особенно, если речь идет о земельных отношениях, нельзя обойтись. На данный момент сфера полностью регулируется Президентом Российской Федерации, в том случае, если его слова не противоречат действующему законодательству.

Правительство государства способно принимать решения, которые позволяют прийти к максимальному экономическому равенство. Участниками земельных отношений следует назвать граждан, юридических лиц и так далее. Земля является объектом в отношении которого имеется определенный правовой режим. Именно из-за этого она может быть объектом права и правоотношений.постановка земельных участков на баланс

Экономическая оценка земель

Для того чтобы составить земельный баланс, необходимо знать, как происходит экономическая оценка земель. Она характеризует ценность территории как средства производственного цикла. Соответственно, она также позволяет узнать, насколько является эффективными и качественными определенные угодья.

Объектом экономической оценки, как правило, выступают не почва, а сама земля и ее площадь. В нее входит описание природных факторов, которые влияют на процесс производства. Если говорить о совокупности всех факторов, то в принципе они и учет конкретных экономических условий определяют использование угодий в дальнейшем.

Когда проводятся земельно-оценочные работы для составления земельного баланса района совокупность всех вышеописанных условий аккумулируются в агропроизводственную группу почвы. Эта характеристика объединяет землю и определяет характер использования.

Экономическая цель оценки направлена на то, чтобы создать все предпосылки для рационального использования земель и решения данных вопросов. Если речь идет об охране ресурсов, то следует совершенствовать экономический механизм.

Если говорить о задачах экономической оценки, то она необходима для проведения и составления земельного баланса района или области, для того, чтобы установить продуктивность каждого хозяйства и определить процент производственного труда.

Результаты экономической оценки служат еще и для того, чтобы решить определенные задачи. Речь идет о развитии рынка земли, введении и изъятии участков, повышении или снижении налога, арендной плате и стоимости участка, установлении компенсационных выплат, а также оценке деятельности Земли.земельный участок в бухгалтерском балансе

Состав земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования (общие сведения)

Земли сельскохозяйственного назначения — это те угодья, которые находятся за чертой поселения. Они государством предоставляются для того чтобы вести сельскую деятельность. К ним можно отнести также и участки, которые заняты лесополосой, постройками и дорогами. На особой охране находятся сенокосы и пастбища. Ни для кого не секрет, что сельскохозяйственные угодья необходимы для того чтобы выращивать культуры, которые определяют уровень экономики в стране.

Пашни — это угодья, которые следует ежегодно обрабатывать и использовать для посева. Сенокосы и пастбища — это также важный атрибут земельного угодья муниципального назначения. Данная территория — это луга, где растет травянистая растительность. Как правило, здесь выпасают скот и скашивают траву для того, чтобы сделать корм для животных.

Как поставить на баланс земельный участок

Для того чтобы поставить участок на баланс необходимо узнать его стоимость. Она должна быть указана в документации о купле-продаже. Если ее оптимальная цена неизвестна, то нужно вызвать эксперта, который проведет специальные исследования и сможет указать стоимость. Следует заметить, что при постановке земельных участков на балансе стоимость не указывается только в том случае, если земля была передана предприятию от государства.

Далее следует провести аналитический учет земли, который составляется в гектарах. При этом землю следует сразу же распределить по видам угодий. Следует определить балансовую стоимость участка, при этом учитывая НДС, и сформировать комиссию. Именно она будет определять качество и эффективность земли, а также ставить ее на баланс. В акте, который подается в специальный офис, необходимо отразить все характеристики. Речь идет о площади, балансовой стоимости, конфигурациях и так далее.

Заключение

В заключение следует сказать, что земельный участок в балансе, строка которого выделяется жирным шрифтом, предоставляют очень высокую ценность для государства.

Следует отметить, что любая деятельность человека связано с землей. Именно ее используют как основу для производства.

В аграрном секторе будет самым главным Земля. Здесь она представляет собой материальную основу. Для того, чтобы рационально использовать землю необходимо поставить на баланс земельный участок и постоянно контролировать его использование.

Организация рационального использования — это довольно широкое и сложное понятие. Для того, чтобы максимально эффективно использовать территорию необходимо принимать реальные для осуществления задачи и требования. Следует выделить, что баланс — это как раз таки один из самых эффективных методов контроля за состоянием имеющейся территории.

Здесь следует указывать все траты, которые производятся для повышения производства. Таким образом, если происходит какое-нибудь повреждение земли или снижение плодородия, то необходимо сначала попытаться вернуть характеристики почвы, то есть провести методы борьбы и защитить землю. В крайнем же случае придется территорию снимать с эксплуатации.

В целом, пример земельного баланса указан в статье, поэтому составлять его несложно. Главное правильно составить таблицу, а далее указать характеристики. Если все будет верно, то при отправке документа в вышестоящую инстанцию не придется переделывать по несколько раз документ.

Не стоит забывать о том, что некоторые бумаги следует предоставлять в комплекте, так как они будут являться подтверждением характеристик, которые представлены в самом балансе. Если речь идет о предприятии, которая владеет землей и занимается сельскохозяйственной деятельностью, то нередко земельный участок в бухгалтерском балансе фигурирует и является его главной основой. Это также следует учитывать, чтобы правильно составлять документацию.

Конституцией
Российской Федерации (ст. 9) установлено,
что земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных
формах собственности. Органы власти и
управления, выступая в роли собственников
земельных ресурсов, заинтересованы в
их рациональном использовании, а также
в получении доходов от предоставления
их в пользование, поэтому в учетной
системе земельного баланса наряду со
сведениями о распределении земель по
категориям должны содержаться сведения
о распределении земель по формам
собственности.

Органы
власти сами не используют земельные
ресурсы, они предоставляют их для
использования гражданам и юридическим
лицам, получая от этого определенный
доход в бюджеты разных уровней в виде
земельного налога и арендной платы.
Кроме того, выступая в роли суверена,
органы власти обязаны контролировать
использование земель, не допускать их
нерационального и истощительного
использования, поэтому в учетной системе
земельного баланса предусмотрены
сведения о правах, на которых используют
землю граждане и юридические лица.

Учетная
составляющая системы земельного баланса
должна соответствовать следующим
требованиям:


земельный баланс должен содержать
сведения обо всех земельных участках
в границах территориальных образований
или находящихся в собственности
соответствующего субъекта прав;


учет земель должен вестись по категориям,
собственникам, владельцам, пользователям,
арендаторам и держателям других прав,
по видам хозяйственного использования
земель;


исходными данными для получения
количественных характеристик земель
должны являться сведения Единого
государственного реестра земель
муниципального района;


показатели земельного баланса должны
быть сопоставимы и совместимы на разных
уровнях его ведения;


учет земель в системе земельного баланса
должен вестись по их фактическому
состоянию и использованию;


сведения, поступающие в земельно-балансовую
систему, должны быть документально
подтверждены;


данные учета земель должны быть занесены
в балансовую книгу (в бумажном и (или)
электронном виде);


показатели земельного баланса должны
отражаться в специальных формах, которые
в свою очередь должны быть унифицированы
для целей автоматизированной обработки;


заполнение форм должно осуществляться
по единой методике на всей территории
Российской Федерации;


по единицам измерения балансовые формы
могут составляться в натуральных
(гектарах, квадратных метрах), стоимостных
(рублях, тысячах рублей), а также в
натурально-стоимостных измерениях;


система должна быть основана на принципах
построения развивающихся систем.

Отчет
о наличии земель и распределении их по
формам собственности, категориям,
угодьям и пользователям составляется
Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии,
является субъектом официального
статистического учета и информационной
базой для подготовки Государственного
(национального) доклада о состоянии и
использовании земель в Российской
Федерации, ежегодно представляемого в
Правительство РФ. Отчет составляется
один раз в год по состоянию на 1 января
года, следующего за отчетным.

Статистический
отчет представляет собой обобщенный,
систематизированный по определенному
принципу свод документированных сведений
о земельном фонде в определенных
границах. Перечень обобщаемых в отчете
сведений определен на основе действующего
законодательства, сложившихся традиций
учета количества, качественного состояния
и правового положения земель в границах
территорий, а также действующих в данной
предметной области государственных и
ведомственных стандартов. Принятый
состав показателей характеризует
наличие, состояние и использование
земельного фонда в населенных пунктах,
административных районах, субъектах
РФ и в целом в Российской Федерации.

Целью
обобщения в отчете различных данных о
земле является информационное обеспечение
государственного и муниципального
управления земельными ресурсами в
необходимом для этого объеме. Периодичность
составления отчета позволяет анализировать
количественные и качественные изменения,
произошедшие с земельным фондом в
течение года, определять эффективность
принятых мер по устранению нарушений
земельного законодательства при
предоставлении земель и их использовании,
а также осуществлять планирование
мероприятий, направленных на дальнейшее
увеличение производственного,
инвестиционного, социального потенциала
земли.

На
начальном этапе составляются поконтурные
ведомости, в которые заносятся земли:
сельскохозяйственных предприятий,
муниципальные земли и земли граждан, а
также других субъектов прав, имеющихся
на дежурной кадастровой карте конкретного
муниципального района в разрезе сельских
поселений. Общую площадь земель
сельскохозяйственного предприятия
составляют сельскохозяйственные и
несельскохозяйственные угодья. К первым
относятся: пашня, многолетние насаждения,
залежь, сенокосы и пастбища. Ко вторым
‑ лесные площади, древесно-кустарниковые
насаждения, болота, земли под водой,
дорогами и прогонами, общественные
постройки, прочие земли. Пашней является
сельскохозяйственное угодье, систематически
обрабатываемое и используемое под
посевы сельскохозяйственных культур,
включая посевы многолетних трав и чистые
пары. К многолетним насаждениям
(сельскохозяйственные угодья, используемые
под искусственно созданные древесинные,
кустарниковые многолетние растения,
предназначенные для урожая плодово-ягодной,
технической и лекарственной продукции)
относятся: сад, виноградник, ягодник,
плодовый питомник, плантации. К
залежи
относится земельный участок, который
ранее использовался под пашню и более
одного раза, начиная с осени, не
используется для посева сельскохозяйственных
культур и не подготовлен под пар. Сенокосы
(сельскохозяйственные угодья,
систематически используемые для
сенокошения) подразделяют на сенокосы:
заливные, суходольные, заболоченные,
коренного улучшения. Пастбища
(сельскохозяйственные угодья,
систематически используемые для выпаса
животных) подразделяют на суходольные
и заболоченные. К лесным площадям
относятся земельные участки, покрытые
лесом, приовражно-прибалочные лесополосы,
насаждения по оврагам, балкам, берегам
рек, лесопитомникам, а также вырубки,
гари, прогалины и т.д. К древесно-кустарниковым
насаждениям относятся земельные участки,
занятые полезащитными лесным полосами,
защитными насаждениями на полосах
отвода железных, автомобильных дорог
и каналов. К болотам
относятся
земельные угодья, избыточно увлажненные
грунтовыми и атмосферными водами с
наличием на поверхности разложившихся
и полуразложившихся остатков в виде
торфа. К площадям, занятым под водой,
относятся земли, занятые естественными
и искусственным водоемами. Общую площадь
дорог составляют внутрихозяйственные
дороги и прогоны. К общественным
постройкам относятся территории
производственных центров, ферм и другие.
В графе «Прочие земли» учитывают все
неиспользуемые земли: пески, овраги,
карьерные выемки. Среди муниципальных
земель отдельно учитываются земли под
муниципальными постройками (сельским
советом, клубом и т.д.), под улицами,
площадями, под водой и прочие угодья.
Земли граждан составляют земли под
постройками и огородами.

В
поконтурную ведомость вписывают другие
субъекты прав на земельные участки:
дорожное районное управление,
лесохозяйственные предприятия,
оздоровительные лагеря, школы, детские
сады, церкви, крестьянские (фермерские)
хозяйства, личные подсобные хозяйства
и др.

Общую
площадь района составляют земли
сельскохозяйственного предприятия,
муниципальные земли и земли граждан, а
также общая площадь других субъектов
прав на земельные участки.

Каждый
вид угодий показывается по отдельным
контурам. Запись контуров по угодьям
ведется в порядке их номеров на дежурной
кадастровой карте. По каждому виду и
подвиду угодий подсчитывается общая
площадь.

Качественное
состояние земель характеризуется
категориями и классами
земель, природными признаками: рельефом,
степенью увлажнения и заболоченности,
эродированностью и другими признаками.
Учет качества включает:

1)
земельно-кадастровое районирование;

2)
классификацию земель;

3)
группировку почвенных групп;

4)
характеристику их качества по
экологическим, технологическим и
градостроительным свойствам.

Категории
пригодности выделяют по целевому
назначению и возможности
использования земель под основные
сельскохозяйственные угодья.

Выделяются
следующие категории пригодности земель:

1)
земли, пригодные под пашню;

2)
земли, пригодные преимущественно под
сенокосы;

3)
пастбищные земли, которые после улучшения
могут быть использованы под другие
сельскохозяйственные угодья;

4)
земли, пригодные под сельскохозяйственные
угодья после коренных улучшений;

5)
земли, мало пригодные под сельскохозяйственные
угодья;

6)
земли, не пригодные под сельскохозяйственные
угодья;

7)
нарушенные земли.

В
пределах каждой категории пригодности
выделяют классы земель.

Группировка
почв производится по следующим
технологическим свойствам: местоположение,
контурность, рельеф, энергоёмкость,
каменистость.

Отчетной
документацией являются формы федерального
государственного статистического
наблюдения за земельными ресурсами,
утвержденные Росстатом:

– сведения
о наличии и распределении земель по
категориям и формам
собственности (форма №22 – 1);

– сведения
о наличии и распределении земель по
категориям и угодьям
(форма 22-2);

– сведения
о распределении земель предприятий,
организаций и граждан, занимающихся
производством сельхозпродукции по
формам собственности (форма № 22-3);

– сведения
о наличии земель у предприятий, организаций
и граждан, занимающихся производством
сельхозпродукции (форма № 22-4);

– сведения
о распределении общих площадей земель
городов по формам собственности (форма
№ 22 – 5);

– сведения
о распределении земель общих площадей
сельских населенных пунктов по формам
собственности (форма № 22 – 6);

– сведения
об использовании земель лесного фонда
(форма № 22-7);

– справка
о состоянии мелиорируемых земель
(орошение), приложения №1 к форме №
22-4;

– справка
о состоянии мелиорируемых земель
(орошения), приложение №2 к форме №
22-4.

В
годовом земельном отчете должны быть
представлены также справки о взаимном
согласовании земель запредельного
пользования.

Вместе
с отчетом представляется решение
соответствующего органа о рассмотрении
отчета.

Сведения
«О наличии и распределении земель по
категориям и формам собственности»
(форма 22-1)

В
первой строке показываются земли
сельскохозяйственного назначения –
это земли, предоставленные для нужд
сельского хозяйства или предназначенные
для этих целей в соответствии с
территориальным планированием. В состав
земель сельскохозяйственного назначения
включаются:

– сельскохозяйственные
угодья;

– земли
под зданиями и сооружениями,
внутрихозяйственными дорогами,
коммуникациями, лесополосами
(полезащитными, приовражными, прибалочными),
древесно-кустарниковыми насаждениями,
не входящими в состав лесного фонда,
замкнутыми водными объектами, не
находящимися в собственности или в
постоянном (бессрочном) пользовании
предприятий, организаций и граждан, а
также земельные участки под другими
объектами, предназначенные для
обслуживания сельхозпроизводства.

Во
второй строке показываются земли
населенных пунктов – это земли,
используемые и предназначенные для
застройки и развития городских и сельских
населенных пунктов и отделенные чертой
от земель других категорий. Черта
городских и сельских населенных пунктов
представляет собой внешние границы
городских и сельских населенных пунктов,
отделяющие эти земли от земель иных
категорий. В состав земель населенных
пунктов могут входить земельные участки,
отнесенные в соответствии с
градостроительными регламентами к
следующим территориальным зонам:

1)
жилым; 2) общественно-деловым; 3)
производственным; 4) инженерных и
транспортных инфраструктур; 5)
рекреационным; 6) сельскохозяйственного
использования; 7) специального назначения;
8) военных объектов; 9) иным территориальным
зонам.

Границы
территориальных зон должны отвечать
требованиям принадлежности каждого
земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки
устанавливается градостроительный
регламент для каждой территориальной
зоны индивидуально, с учетом особенностей
ее расположения и развития, а также
возможности территориального сочетания
различных видов использования земельных
участков (жилого, общественно-делового,
производственного, рекреационного и
иных видов использования земельных
участков).

В
третьей строке показываются земли
промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики,
космического обеспечения, энергетики,
обороны и иного назначения – это земли,
отведенные в установленном порядке
предприятиям, организациям, учреждениям
для выполнения соответствующих задач.
Отдельными подстроками в отчете № 22-1
выделяются земли промышленности
(земельные участки, занятые производственными
и административными зданиями и строениями,
атомными станциями, тепло- и
гидроэлектростанциями, линиями
электропередач, подъездными путями,
прирельсовыми складами и перевалочными
базами, инженерными коммуникациями и
другими объектами, используемыми для
нужд промышленности, энергетики и
недропользования), земли транспорта
(земельные участки, представляемые
предприятиям, учреждением и организациям
железнодорожного, автомобильного,
воздушного, внутреннего водного и
трубопроводного транспорта для
осуществления возложенных специальных
задач). Земельные участки для размещения
различных защитных инженерных сооружений
и лесонасаждений также признаются
землями транспорта и далее идет подстрока
земель связи радиовещания, телевидения,
информатики – это земли, занятые
производственными и административными
зданиями, строениями данных отраслей
промышленности, радиорелейными станциями,
ретрансляционными вышками и иными
сооружениями и инженерными коммуникациями,
имеющими специальное назначение по
обслуживанию объектов связи, радиовещания,
телевидения, информатики и т.п. К
подстроке земель обороны, безопасности,
космического обеспечения относятся
земли, предоставленные для размещения
и деятельности войсковых частей,
образовательных учреждений, реализующих
военные профессиональные образовательные
программы, предприятий, учреждений и
организаций федеральных органов
исполнительной власти, выполняющих
задачи по обороне, безопасности и
космическому обеспечению.

В
четвертой строке показываются земли
особо охраняемых территорий ‑ это
земли, имеющие особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное
ценное значение, которые изъяты
постановлениями федеральных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации или решениями
органов местного самоуправления или
частично из хозяйственного использования
и гражданского оборота и для которых
установлен особый правовой режим. К
землям особо охраняемых территорий
относятся земельные площади
природно-заповедного фонда, природоохранного
назначения, оздоровительного назначения,
рекреационного назначения,
историко-культурного назначения и особо
ценные земли.

В
пятой строке показываются земли лесного
фонда, которые состоят из лесных и
нелесных земель. В соответствии с Лесным
кодексом к лесным землям относятся
земли, покрытые лесной растительностью
и не покрытые ею, но предназначенные
для ее восстановления (вырубки, гари,
погибшие древостои, редины, пустыри,
прогалины, площади, занятые питомниками,
не сомкнувшиеся лесными кустарниками
и иные). К нелесным землям лесного фонда
относятся земли, предназначенные для
нужд сельского хозяйства (земли, занятые
просеками, дорогами, сельскохозяйственными
угодьями и фонда (земли, занятые болотами,
каменистыми россыпями и другими
землями), а также иные земли, расположенные
в границах лесного фонда, неудобные для
использования земли). В состав лесного
фонда входят все леса, в том числе
расположенные на землях городов и других
населенных пунктов.

В
шестой строке показываются земли водного
фонда – это земли, занятые водными
объектами, земли водоохранных зон водных
объектов, а также земли, выделяемые для
установления полос отвода и зон охраны
водозаборов, гидротехнических сооружений
и иных водохозяйственных сооружений,
объектов.

К
землям запаса относятся земли, находящиеся
в государственной и муниципальной
собственности и не предоставленные
гражданам и юридическим лицам. В состав
земель запаса могут включаться
неиспользуемые и освобождающиеся
земельные участки.

Каждая
категория земель подразделяется в
графах по видам собственности – в
собственности граждан, юридических
лиц, а также государственной и муниципальной
собственности. Государственной
собственностью являются земли, не
переданные в собственность граждан,
юридических лиц, либо муниципальных.
Земли, принадлежащие на праве собственности
городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным
образованиям, являются муниципальной
собственностью. Земли, находящиеся в
государственной и муниципальной
собственности, могут предоставляться
гражданам и юридическим лицам в аренду.

Отчет
о наличии земель и их распределении
формируется на основе данных, ранее
учтенных в документах государственного
земельного кадастра в результате
внесения сведений о состоянии и
использовании земельных участков, их
площади, местоположении, экономических
и качественных характеристиках на
основании данных о межевании земельных
участков, сведений, представленных
правообладателями земельных участков,
результатов проведения топографо-геодезических,
картографических, мониторинговых,
землеустроительных, почвенных,
геолого-геоморфологических и иных
обследований.

Государственный
кадастровый учет объектов недвижимости
(земельных участков), проводившийся в
установленном порядке на территории
Российской Федерации до вступления в
силу закона о государственном кадастре
недвижимости (01.03.2008 г), признан юридически
действительным. Следовательно, считаются
юридически действительными сведения
о землях и земельных участках, внесенные
в Единый государственный реестр земель
и документы ГЗК, действовавшие ранее:
книги учета земель различного уровня
(земельнокадастровая книга предприятия,
государственная земельнокадастровая
книга района (города) и др.), содержащие
сведения о регистрации землевладения
(землепользования), количестве и качестве
земель в экспликациях по каждому объекту
учета. А также считаются юридически
действительными сведения о земельном
фонде (прежде всего его официальная
общая площадь в границе административного
образования), утвержденные органами
власти в составе годовых статистических
отчетов в соответствии с законодательством.

В
отчете о наличии и распределении земель
отражаются сведения о землях и земельных
участках:


учтенные в документах государственного
земельного кадастра, действовавших до
2000 года;


полученные в результате проведения
государственного кадастрового учета
вновь образованных земельных участков
и внесения изменений в характеристики
с 01.01.2000г.;


учтенные в государственном кадастре
недвижимости в связи с образованием
или созданием объекта недвижимости
либо изменением его уникальных или
других установленных законом характеристик
с 01.03. 2008г.

Отражаемые
изменения отчетных данных, характеризующих
земельный фонд по категориям земель,
видам использования, формам собственности
(видам вещных прав), являются результатом
обобщения сведений о всех земельных
участках, расположенных на соответствующей
территории.

Актуализация
данных о распределении земель по угодьям
и их качестве осуществляется на основе
обработки данных, получаемых в ходе
выполнения работ по инвентаризации и
государственному мониторингу земель.
При этом источником необходимых сведений
служат землеустроительная, градостроительная,
лесоустроительная документации,
утвержденные в установленном порядке,
а также решения и акты комиссий, содержащие
сведения о состоянии и использовании
земель.

Отчеты
составляются отдельно для каждого
административно — территориального
образования организацией, осуществляющей
учет текущих изменений сведений о
наличии земель в границах территорий
и распределении их по формам собственности,
категориям, угодьям и пользователям.

Отчеты
составляются в соответствии с требованиями
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, а
также закона РФ «Об ответственности за
нарушение порядка представления
государственной статистической
отчетности».

С
целью большей достоверности представляемых
в отчете всеобъемлющих данных о земле
территориальные органы Росреестра
согласовывают отдельные сведения (о
лесном фонде, водном фонде,
организационно-правовых формах
предприятий, правах на земельный участок,
хозяйствующих субъектах и т.д.) с
соответствующими территориальными
органами Минприроды России, Минсельхоза
России, Росстата, Росимущества и т. д.

Отчет
о наличии и распределении земель является
документом, содержащим обобщенные
сведения о количестве, качественном
состоянии и правовом положении земель,
которые используются или могут
использоваться, в границах территорий
(населенных пунктов, административных
районов, субъектов Российской Федерации,
Российской Федерации), необходимые для
управления земельными ресурсами. Таким
образом, объектом учета для целей
составления данного отчета является
земельный фонд соответствующей территории
в ее границах.

Главный
принцип построения всех форм, входящих
в отчет, и документации по ведению
текущего учета земель в границах
территорий, ‑ это принцип баланса. В
структуре баланса все элементы
взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение
одного показателя обязательно влечет
изменение другого показателя и связь
между ними выражается в форме равенства
итогов (в нашем случае постоянной
итоговой составляющей является площадь
земельного фонда в границах территории).
Таким образом, при сравнении качественных
и количественных изменений в земельном
фонде используется балансовый метод
анализа, который предполагает сопоставление
взаимосвязанных показателей (семь
категорий земель и виды угодий) с целью
выяснения и измерения их взаимного
влияния, что в дальнейшем используется
для расчетов и прогнозирования.

Именно
по этим классификационным признакам
можно оценивать рациональное использование
земель (осуществлять наблюдения за
использованием земель в соответствии
с их целевым назначением, выявлять
причины ухудшения плодородия земель и
оценивать экологическую обстановку,
проводить необходимые расчеты,
прогнозирование и др.).

Поскольку
ранее для целей землепользования
предоставлялись (и изымались у прежних
собственников и пользователей) земельные
участки, земельный участок являлся
объектом государственного кадастрового
учета в государственном земельном
кадастре и земельный участок определен
в государственном кадастре недвижимости
видом объекта недвижимости, сведения
об уникальных характеристиках которого
вносятся в государственный кадастр
недвижимости,
единицей
учета, участвующей в формировании
отчета, является земельный участок
(землепользование).

Каждый
предоставленный земельный участок
может состоять из различных земельных
угодий и должен быть отнесен к определенной
категории.

Для
получения итоговых значений категорий
и угодий (основных учетных элементов)
в
границах района (города) в графы по
каждой строке отчета заносятся площади
земельных угодий, входящих во все участки
определенного целевого назначения.
Суммы угодий по строкам дают площади
категорий земель, которые составляют
земельный фонд в границах района
(города). По графам в итоговой строке
будут получены площади земельных угодий,
также (при их суммировании) дающие
площадь района (города). При этом
непосредственное получение измененных
обобщенных (статистических) показателей
осуществляется через трансформацию
площадей во вспомогательных (балансовых)
таблицах, построенных по принципу от
частного к общему и «прибыло»-«убыло».

Заполненные
формы отчета представляют собой земельный
баланс района.

Земельный
баланс субъекта Российской Федерации
получается путем свода земельных
балансов районов (городов), входящих в
границу субъекта РФ, а земельный баланс
РФ получается путем свода по субъектам
РФ.

Земельный
баланс в связи с этим является основным
документом, где ежегодно представляется
структура земельного фонда в границах
территории.

Земельный
баланс на отчетную дату отражает итог
произошедшего
за год «движения» земель в результате
предоставления земельных участков
(изъятие и отвод), перевода земель из
категории в категорию в соответствии
с установленной процедурой, изменения
вида угодья и формы собственности на
землю, учтенного в специальной документации
по ведению текущего учета наличия и
распределения земель. При этом площадные
характеристики учетных элементов
меняются, неизменными остаются перечень
учетных элементов и объект учета (площадь
территории в границах – земельный
фонд). В итоге всегда сумма площадей
полученных категорий равна площади
земельного фонда и сумма общих площадей
земельных угодий также равна площади
земельного фонда.

В
качестве примера представлен Земельный
фонд Воронежской области.

Таблица
1

Категория
земель

Общая
площадь

Сельскохозяйственные
угодья

Земли,
находящиеся в стадии мелиоративного
строит. и восстановления плодородия

Лесные
площади

Лесные
насаждения, не входящие

в
лесной фонд

Под
водными объектами и прочие

Земли
застройки

Под
дорогами

Болота

Нарушенные
земли

Прочие
земли

всего

пашни

  1. З
    емли
    сельскохозяйственного назначения

4199,6

3810,1

2905,2

2,8

16,4

149,3

221,0

24,4

34,7

26,8

0,4

103,4

  1. Земли
    населенных пунктов

466,8

236,1

134,4

0,3

27,4

12,7

190,3

77,8

56,1

3,8

0,1

38,5

  1. Земли
    промышленности, транспорта, связи,
    энергетики, обороны и иного специального
    назначения

68,2

6,6

3,4

2,6

8,2

50,8

8,7

23,3

1,3

17,2

Окончание
табл. 1

Категория
земель

Общая
площадь

Сельскохозяйственные
угодья

Земли,
находящиеся в стадии мелиоративного
строит. и восстановления плодородия

Лесные
площади

Лесные
насаждения, не входящие

в
лесной фонд

Под
водными объектами и прочие

Земли
застройки

Под
дорогами

Болота

Нарушенные
земли

Прочие
земли

всего

пашни

  1. З
    емли
    особо охраняемых территорий и объектов

35

1,8

0,3

30,4

2,8

0,1

0,4

0,9

0,3

5.
Земли лесного фонда

423,9

9,3

0,9

384,4

29,3

1,4

6,6

8,8

8,6

6.
Земли водного фонда

12,2

12,2

0,1

0,1

7.
Земли запаса

15,9

14,4

6

0,3

1,2

0,1

0,2

0,5

Итого

5221,6

4078,3

3050,2

3,1

461,2

170,5

508,5

112,5

121,2

40,5

1,8

168,6

Примечание:
Данные приведены в тысячах гектаров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    30.04.2022599.04 Кб126.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и функции земельного баланса

1.2 Распределение земельного фонда по категориям земель

1.3 Распределение земельного фонда по видам ресурсов

ГЛАВА 2 СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ЗЕМЕЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Нормативно-правовая основа составления земельного баланса региона

2.2 Подготовка земельного баланса региона Управлением Росреестра по Нижегородской области

2.3 Структура и содержание земельного баланса региона. Составление земельного баланса на примере ООО Троицкое

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из самых важных стратегических целей, которую преследует государственная политика, чтобы с формировать условия для устойчивого развития страны, выражена эффективным пользованием землей и другими объектами недвижимости, чтобы удовлетворять человеческие и общественные потребности.

Построение в нашей стране рыночной экономики и гражданского общества в определяющей степени зависит от радикального реформирования земельно-имущественных отношений, которые непосредственно затрагивают интересы государства и муниципальных образований, десятков тысяч хозяйствующих субъектов и миллионов граждан.

Отсутствие точной и официальной информации о земельных участках создает множество проблем, в частности, в следующих областях: налоговое администрирование, кадастровый учет, регистрация прав на недвижимое имущество, обеспечение градостроительной деятельности и т.д.

Требования к полноте и достоверности сведений о природных объектах и процессах обычно так же высоки, как стоимость и трудоемкость их выявления и сбора. К тому же природно-ресурсная информация многообразна и часто трудно сопоставима. Основу комплексного отслеживания состояния природных ресурсов, контроля и учета изменения их количественный и качественных характеристик во времени, взаимообусловленного воздействия и изменения потребительских свойств, а также прогноза сохранения и развития в разных режимах использования составляет система мониторинга.

Любая целенаправленная деятельность (в том числе связанная с природопользованием и охраной окружающей среды) невозможна без использования данных текущего мониторинга, а также комплексной социально-экономической информации, включая отчетные материалы предприятий и организаций, результаты единовременных переписей, инвентаризаций и учетов, осуществляемых как на сплошной, так и выборочной основе, экспертные оценки, расчеты и т.п.

Важное значение имеет квалифицированное сопоставление отечественной информации по соответствующим показателям и индикаторами с аналогичными данными ведущих государств мира, что может быть обеспечено при решении проблемы сопоставимости методологии наблюдений, учета и расчетов, Любая деятельность в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов невозможна без использования информации.

Одним из методов отражения информации, позволяющей производить анализ изменений земельного фонда рассматриваемой территории, является составление земельного баланса.

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно – территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Методология составления земельного баланса территорий представлена в трудах ученых: А.А. Варламова, С.А. Гальченко, О.В. Парубец, А.В. Климовой.

Цель дипломной работы заключается в изучении правовых основ, принципов и порядка составления земельного баланса.

На основании данной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты составления земельного баланса;
  2. Рассмотреть распределение земельного фонда РФ по категориям земель и по видам ресурсов;
  3. Проанализировать нормативно-правовую основу составления земельного баланса региона;
  4. Изучить документы, используемые при формировании земельного баланса в пределах административно – территориальной единицы;
  5. Рассмотреть компетенции Управления Росреестра по Нижегородской области при подготовке земельного баланса региона;
  6. Исследовать распределение земельного фонда Нижегородской области;
  7. Составить земельный баланса региона;
  8. Произвести анализ изменений земельного фонда Нижегородской области.

Объектов исследования выступает земельный фонд Нижегородской области.

Предмет исследования – методика составления земельного баланса.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, глоссария, списка сокращения и списка используемых источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и функции земельного баланса

Земельный баланс — это система документов, которая описывает весь земельный фонд на одной административно-территориальной единице. На данный момент баланс просчитывают сельские, поселковые и городские советы. Они же занимаются рассмотрением и утверждением. Они представляют в специальные сроки все данные для проведения учета баланса определенной района или области, а также страны. Основной задачей баланса является попытка выявить действительное состояние земельного фонда в субъектах Российской Федерации и в стране в целом, а также то, насколько используется данная территория.

При составлении земельного баланса указываются характеристики фонда по категориям. Выделяются землепользователи и собственники, а также проводится оценка состояния территории. Все это указывается за определенный (отчетный) период. Главное, чтобы абсолютно все показатели были максимально достоверными. Документы следует официально оформить и обосновать все изменения, если меняется землевладение или состав угодий. Если меняются площади или же качества, то это необходимо отразить в балансе.

Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Он содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

— изменений в составе земель,

— данных съемок и обновления картографических материалов,

— данных земельно-кадастровых документов и книг,

— земельного баланса предыдущего года,

— материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,

— бонитировки почв и экономической оценки земель,

— данных государственного контроля за использованием земель,

— решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,

— передачи их в собственность и предоставлении в пользование,

— данных инвентаризации земель,

— актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,

— материалов графического учета текущих изменений и т.д.

В земельном балансе выделяют земли используемые землепользователями и собственниками земли за пределами административно-территориальных единиц, а также землепользователями и владельцами земли на территории других административно-территориальных единиц.

Основное место в системе управления земельными ресурсами занимает землеустройство, государственный кадастр недвижимости и мониторинг земель. Так, через систему землеустройства должны осуществляться основные функции государства по управлению земельными ресурсами: планирование, зонирование, организация рационального использования и охраны земель. При этом землеустройство и государственный земельный контроль осуществляют на основе их информационного обеспечения (государственный кадастр недвижимости и государственный мониторинг земель).

Только на основе кадастровой и проектной землеустроительной документации, в комплексе увязывающих правовые, экономические, социальные, экологические, организационно-хозяйственные и другие особенности развития землепользования территорий, можно проводить обоснованные действия, например по отводу земельных участков для несельскохозяйственного землепользования. Земельно-оценочная информация совместно с другими данными кадастра недвижимости позволит не только регулировать земельные отношения экономическими методами и включить земельно-ресурсный потенциал в сферу экономики, но и организовать рациональное использование земли, обоснованно планировать и размещать объекты хозяйственной деятельности по территории, регулировать специализацию предприятий, целевое назначение земельных участков.

Кроме того, станет возможным учитывать различные ограничения в использовании земель, устанавливаемые в охранных зонах вдоль высоковольтных линий электропередачи, линий связи, в защитных зонах магистральных трубопроводов, автомобильных дорог, на территориях, прилегающим к промышленным предприятиям, в прибрежных полосах и водоохранных зонах рек, которые размещены на землях смежных землепользований.

Земельный участок в балансе, строка которого выделяется жирным шрифтом, предоставляют очень высокую ценность для государства. Следует отметить, что любая деятельность человека связано с землей. Именно ее используют как основу для производства. В аграрном секторе будет самым главным Земля. Здесь она представляет собой материальную основу. Для того, чтобы рационально использовать землю необходимо поставить на баланс земельный участок и постоянно контролировать его использование. Организация рационального использования — это довольно широкое и сложное понятие. Для того, чтобы максимально эффективно использовать территорию необходимо принимать реальные для осуществления задачи и требования. Следует выделить, что баланс — это как раз таки один из самых эффективных методов контроля за состоянием имеющейся территории. Здесь следует указывать все траты, которые производятся для повышения производства.

Таким образом, если происходит какое-нибудь повреждение земли или снижение плодородия, то необходимо сначала попытаться вернуть характеристики почвы, то есть провести методы борьбы и защитить землю. В крайнем же случае придется территорию снимать с эксплуатации. В целом, пример земельного баланса указан в статье, поэтому составлять его несложно. Главное правильно составить таблицу, а далее указать характеристики. Если все будет верно, то при отправке документа в вышестоящую инстанцию не придется переделывать по несколько раз документ.

1.2 Распределение земельного фонда по категориям земель

Категории земель — это система классификации всех территорий PФ, которая основана на их целевом назначении. B свою очередь, целевое назначение — это система характеристик: экологических, биологических, геологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли.

Назначение земель в России регламентируется Земельным кодексом, согласно которому земля делится на 7 категорий. Итак, уточним, о каких категориях идет речь:

  • Земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся земли, находящиеся за чертой поселений, а также земли, которые предназначены для нужд сельского хозяйства. К данным землям принадлежат сельскохозяйственные угодья, земли, которые заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, а также зданиями и сооружениями. Под охраной находятся пашни, сенокосы, пастбища, а также сады, виноградники и т.д.;
  • Земли населенных пунктов. К ним относятся земли, которые были выделены для застройки и развития городских и сельских поселений. Черта населенных пунктов проводится согласно государственной землеустроительной документации. Стоит также отметить, данная черта проходит по границам земельных участков, которые предоставляются физическим и юридическим лицам. Земли населенных пунктов занимают 4% всей территории России. Они обеспечивают 86% поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование. Потребительские качества земель населенных пунктов очень высоки, поэтому если будет сформирован разумный процедурный механизм, то они способны принести в государственный бюджет доходы, которые можно сопоставить с доходами, получаемыми от экспорта ценнейших природных ресурсов;
  • Земли промышленности и прочего специального назначения. В данную категорию входят земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и т.д.;
  • Земли особо охраняемых территорий. К ним относятся земли, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим значением;
  • Земли лесного фонда. К ним относятся земли, которые покрыты и не покрыты лесами, но предназначенные для его восстановления. Кроме того, к данной категории относятся и нелесные земли (просеки, дороги, болота), которые необходимы для лесного хозяйства. Границы этих земель формируются посредством их отграничения от земель других категорий согласно материалам лесоустройства. Сведения о границах земель лесного фонда вносятся в государственный земельный кадастр. Земли лесного фонда охраняются земельным кодексом и лесным законодательством;
  • Земли водного фонда. К ним относятся земли, на которых расположены водные объекты, водоохранные зоны водных объектов, а также земли, предназначенные для установления полос отвода и зон охраны водозабора, гидротехнических сооружений. Поясним, для каких целей необходимы данные земли: для строительства и эксплуатации сооружений, которые ориентированы на удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и прочих нужд.

Для того чтобы защитить источники питьевого и хозяйственного водоснабжения формируются зоны охраны, на территории которых действует особый правовой режим использования земель. Земли водного фонда находятся под охраной водного законодательства;

Земли запаса. Данные земли находятся в государственной или муниципальной собственности. Землями данной категории не вправе пользоваться физические и юридические лица. Исключением являются земли фонда перераспределения, который формируется согласно Земельному кодексу. Пользоваться землями запаса можно только после того, как их переведут в другую категорию.

Благодаря тому, что земли делятся по целевому назначению, использование земельного участка является стабильным.

Законодатель уделяет пристальное внимание вопросу, касающегося отнесения земель к той или иной категории. Кроме того, категории должны быть указаны в актах органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Если в данных актах не будет указана категория земель, то будет отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним.

Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации ежегодно готовит Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Данный доклад составляется на основе данных статистических отчетов о наличии и распределении земель в субъектах Российской Федерации, а также подготовленного на их основе отчета о наличии и распределении земель в Российской Федерации по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2007 № 61. Данным постановлением утверждены формы отчетности, необходимые для составления земельного баланса страны.

Официальная статистическая информация о наличии и распределении земель формируется на основе сведений о земельных участках (землепользованиях) и землях, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, сведений которые в течение отчетного года претерпели изменения при осуществлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В процессе статистических работ проводится сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация информационного ресурса осуществляется на основе обработки сведений, полученных в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета изменений характеристик земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации.

Далее рассмотрим структуру земельного фонда РФ по категориям земель:

В соответствии с данными федеральной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2018 года составила 1 712 519,1 тыс. га (на 01.01.2019 отчет Росреестром еще не подготовлен) без учета внутренних морских вод и территориального моря (рисунок 1).

Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе субъектов содержат характеристики земель 85 субъектов Российской Федерации.

Рисунок 1 – Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

Анализ данных, полученных в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, и докладов о состоянии и использовании земель в субъектах Российской Федерации показал, что в 2017 году значительные площади земель были вовлечены в гражданский оборот, а также продолжались процессы установления (изменения) границ населенных пунктов.

В течение 2017 года переводы земель из одной категории в другую затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям земель, (тыс. га)

№ п/п Наименование категорий земель на 1 января 2017 г. на 1 января 2018 г. 2017 г. к 2016 г. (+/–) Измене-ния

в процен-тах

1 Земли сельскохозяйственного назначения 383 612,0 383 227,7 -384,3 -0,10
2 Земли населенных пунктов, в том числе:

слечисле:

20 377,5 20 453,0 75,5 0,37
2.1 377,5 городских населенных пунктов 8 380,1 8 400,4 20,3 0,24
2.280,1 сельских населенных пунктов 11 997,4 12 052,6 55,2 0,46
3 Земли промышленности и иного специального назначения 17 420,2 17 454,9 34,7 0,20
4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 47 251,0 47 694,2 443,2 0,93
5 Земли лесного фонда 1 126 259,5 1 126 288,6 29,1 0
6 Земли водного фонда 28 070,4 28 069,9 -0,5

,6

0
7 Земли запаса 89 528,5 89 330,8 -197,7 -0,22
Итого земель в Российской Федерации 1 712 519,1 1 712 519,1

Далее рассмотрим отдельно каждую категорию земель.

На 1 января 2018 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383 227,7 тыс. га. В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 384,3 тыс. га.

За 2017 год общая площадь категории земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 246,9 тыс. га и на отчетную дату составила 43 361,7 тыс. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, уменьшилась на 197,7 тыс. га и составила 11 546,2 тыс. га, в том числе площадь пашни уменьшилась на 63,4 тыс. га и составила 3394,0 тыс. га (таблица 2).

Таблица 2 – Сведения о фонде перераспределения земель в Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения (2016–2017 годы), (тыс. га)

Площадь сельскохозяйственных угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения составила 197 785,1 тыс. га. Более 54% (101 364,1 тыс. га) несельскохозяйственных угодий категории составляли земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства. Значительная их часть (24% от общей площади под оленьими пастбищами) – это лесные площади. Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по угодьям представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям

Рассматривая категорию земель населенных пунктов, отметим, что по состоянию на 1 января 2018 года площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 20 453,0 тыс. га. Увеличение площади на 75,5 тыс. га. в сравнении с предшествующим годом отражает результаты проведенных работ по упорядочению, установлению и утверждению границ городских и сельских населенных пунктов.

На 1 января 2018 года площадь городских населенных пунктов составила 8 400,4 тыс. га, сельских населенных пунктов – 12 052,6 тыс. га. К городским населенным пунктам отнесены города и поселки, к сельским – села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты. Общая площадь городских населенных пунктов в течение года увеличилась на 20,3 тыс. га, сельских – на 55,2 тыс. га.

Распределение земель категории населенных пунктов по территориальным зонам предоставлено в таблице 4.

Таблица 4 – Состав земель населенных пунктов

Общая площадь земель категории промышленности на 1 января 2018 года составила 17 454,9 тыс. га.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности, земли энергетики, земли транспорта, земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Общая площадь (земельных участков) учтенных в ЕГРН категории особо охраняемых природных территорий, на 1 января 2018 года составила 47 694,2 тыс. га.

Рисунок 3 — Структура земель особо охраняемых территорий и объектов

По сравнению с предшествующим годом общая площадь земель, отнесенных к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, увеличилась на 443,2 тыс. га.

В соответствии с данными федеральной статистической отчетности площадь земель лесного фонда на 1 января 2018 года составила 1 126 288,6 тыс. га.

В течение 2017 года в целом по Российской Федерации в категорию земель лесного фонда переведено из других категорий земель 204,3 тыс. га, в том числе из категории земель сельскохозяйственного назначения было переведено 197,3 тыс. га (в Омской области – 86,9 тыс. га, Кировской области – 49,5 тыс. га, Рязанской области – 22,3 тыс. га, Ярославской области – 17,5 тыс. га).

В результате перечисленных мероприятий за 2017 год площадь категории земель лесного фонда в целом увеличилась на 29,1 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2018 года площадь категории земель водного фонда составила 28 069,9 тыс. га. В настоящее время значительные площади земель, подлежащих отнесению к категории земель водного фонда, включены в состав других категорий (таблица 1.5). Земли под водой (без болот) в целом по стране занимают водного фонда, остальные земли под водой распределены между другими категориями. Значительная их доля приходится на лесной фонд (25,6 %), земли сельскохозяйственного назначения (18,2 %) и земли запаса (14,2 %).

Таблица 5 – Земли под водой в различных категориях земель

Площадь категории земель запаса в Российской Федерации составила на 1 января 2018 года 89 330,8 тыс. га.

По своему составу земли запаса неоднородны. В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья, а также земли, подверженные радиоактивному и химическому загрязнению и выведенные из хозяйственного использования. В состав земель запаса входят земли, занятые обширными природными объектами, не вовлеченные в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, ледники, пески, галечники и т. п., а также земли под участками леса и водными объектами.

В отношении последних при необходимости проводятся мероприятия по переводу земель или земельных участков в другие категории земель согласно требованиям лесного, водного и земельного законодательства.

Распределение земель запаса по угодьям представлено в таблице 6.

Таблица 6 – Распределение земель запаса по угодьям

Таким образом, можно сделать вывод, что на территории РФ преобладают земли лесного фонда, так же значительную площадь занимает категория земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения площадей в разрезе категорий за один год, как правило, очень малы. При этом, только постоянный мониторинг трансформации структуры земельного фонда страны позволит с высокой точностью прогнозировать дальнейшие изменения и повысить качество управления земельными ресурсами.


1  2  3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти черновик в аутлук
  • Как составить алгоритм если есть программа
  • Как составить электронную формулу цинка
  • Как найти заказы на лестницу
  • Как найти информацию по номеру исполнительного листа