Как составить бальную систему

Как разработать балльно-рейтинговую систему по дисциплине

Балльно-рейтинговая система (далее — БРС) является одним из самых распространенных подходов к оцениванию учебной деятельности студентов. С каждым годом всё больше университетов уходят от выставления оценок по 5-бальной шкале и переходят к БРС с целью выполнения следующих задач:

  • повышение прозрачности учебного процесса

  • стимулирование мотивации студентов к активной работе в течение семестра

  • эффективная организации самостоятельной работы студентов путем использования электронного курса по дисциплине

  • равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся и преподавателей в течение семестра

  • получение оперативной информации о качестве и результативности обучения по дисциплине

Балльно-рейтинговая система (БРС) – это система оценивания результатов учебных достижений, позволяющая учитывать все формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также результаты процедур текущего контроля и промежуточной аттестации.

БРС – механизм объективного оценивания студентов по совокупности накопленных ими баллов в течение семестра

Схема распределения баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией
Чаще всего для оценки уровня учебных достижений студентов выбирается 100-балльная шкала.
Ниже приведены 2 наиболее распространенные схемы распределения баллов в БРС.

Схема 1. Сбалансированное распределение баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией

Схема 2. Интенсификация работы обучающихся в течение семестра

Не рекомендуется за текущий контроль в семестре устанавливать меньшее количество баллов, чем за промежуточную аттестацию:
1) противоречит ключевой идее БРС об объективности оценивания достижения результатов обучения;
2) приводит к демотивации работы студентов в течение семестра.

Преподаватель может предусмотреть до 10 дополнительных баллов за активную работу студентов в течение семестра. Информация о дополнительных баллах и способах их получения должна быть доведена до студентов заранее. Дополнительные баллы добавляются в рейтинг студента, только если итоговая оценка за семестр не превышает максимально возможного количества баллов.

Итоговая оценка за семестр определяется суммой баллов по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации.

Схема конвертации баллов в оценки

Рейтинг-план дисциплины – перечень оцениваемых в баллах контрольных мероприятий иили видов деятельности студента по дисциплине в течение семестра.

Как составить рейтинг-план по дисциплине:

    Выберите схему распределения баллов между мероприятиями текущего контроля и промежуточной аттестацией (например, 60 + 40 или 80 + 20).

    Определите мероприятия текущего контроля по дисциплине для текущего семестра.

    Определите значимость каждого оценочного мероприятия с учетом вида оценивания и формата проведения. Установите количество баллов, которые студент может получить по каждому оценочному мероприятию исходя из его значимости.

    Выполните проверку: сумма баллов по всем оценочным мероприятиям должна быть равна «максимуму» баллов, установленных за текущий контроль по дисциплине.

    Определите формат проведения оценочных мероприятий:

    Определите, к какому виду оценивания относится каждое оценочное мероприятие:

    в рамках самостоятельной работы – в LMS или др.

    формирующее оценивание – направлено на формирование запланированных по дисциплине результатов обучения;

    суммирующее оценивание – направлено на оценку сформированности запланированных по дисциплине результатов обучения.

    Баллы назначаются не только за работу студентов на занятиях и выполнение мероприятий текущего контроля, но и за самостоятельную работу в рамках семестра. Задания, размещенные в электронном курсе, должны быть учтены в рейтинг-плане дисциплины

    Распределение баллов между разделами дисциплины должно быть максимально равномерным

    Факт присутствия на лекции не учитывается в рейтинг-плане. В рейтинг-плане может быть учтена только работа студентов на лекциях в рамках устного/письменного опросов, тестирования и пр.

    Виды мероприятий текущего контроля

    Пример рейтинг-плана по дисциплине Математика

    Принципы балльно-рейтингового оценивания:

    • познакомьте студентов с рейтинг-планом в начале семестра и разместите его в электронном курсе по вашей дисциплине

    • регулярно оценивайте результаты работы студентов в ходе текущего контроля путем выставления баллов и предоставления обратной связи студентам на выполненные работы

    • предоставьте студентам открытый доступ к своему рейтингу в течение всего семестра

    Залог успеха БРС – наличие прозрачных критериев оценивания для каждого оценочного мероприятия, доступных обучающимся в течение всего семестра

    Примеры балльно-рейтинговых систем других университетов

    © 2019-2021 Школа педагогического мастерства

    БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

    Венедиктова О.Н. – преподаватель информатики,
    Санкт-Петербургский колледж информационных технологий

    Сохранность контингента в учебных образовательных учреждениях среднего профессионального образования является ключевой задачей с введением ФГОС третьего поколения. Стандарты предъявляют большие требования по выполнению программ освоения учебных дисциплин и модулей, что накладывает большие временные затраты как у преподавателей так и у учащихся. Необходимость в различных формах организации учебного процесса не вызывает никаких вопросов – это требование времени. А вот как оценивать результаты освоения программ решаются в каждом учебном заведении по-разному.

    В профессиональные учебные заведения, как правило, приходят учащиеся после получения общего образования, то есть после окончания 9 классов. Методика преподавания в школах и профессиональных учебных заведениях совершенно различная. Учащиеся с первых дней сталкиваются с проблемами обучения, поэтому именно в профессиональном образовании остро стоит проблема сохранения пришедшего для обучения контингента, заинтересованности в его дальнейшей профессии и адаптации к новой системе образования. Кажущаяся свобода посещения занятий, «взрослость подростков» приводит к тому, что они начинают пропускать занятия, а в результате отставать в обучении. Для смягчения периода адаптации многие учебные заведения применяют балльно-рейтинговую систему (БГС).

    Целями введения балльно-рейтинговой системы являются стимулирование работы учащихся, снижение роли непредвиденных факторов при сдаче экзаменов или зачетов, повышение мотивации учащихся к освоению профессиональных программ на базе индивидуального подхода к оценке результатов учебной работы.

    При использовании предлагаемой системы оценки знаний учащихся необходимо учитывать и индивидуальный подход к учащемуся путем ранжирования различных заданий. Систему ранжирования выбирает само учебное заведение, составляет таблицу либо формулу расчета и составляет методическое описание, которое и дает в дальнейшем возможность выставления за различные виды работ соответствующее количество баллов. Как правило, принятая система заменяет привычную пятибалльную систему оценивания на сто балльную либо какую-либо другую.

    Главные отличия рейтинговой системы от действующей пятибалльной заключаются в следующем:

    • — любой итоговый контроль — экзамен, зачёт, защита, а также все текущие контроли, оцениваются в баллах. разница может быть только в методике контроля;
    • — все оценки проставляются таким образом, что имеют больше, чем пять градаций (например: от 0 до 5 через 0.1);
    • — оценка за предмет определяется не только отметкой на итоговом контроле, но и непосредственно учитывает работу учащегося в семестре;
    • — в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащегося сверх учебного плана;

    То, что пятибалльная система не дает возможности полностью оценить знания как качественную характеристику становится понятным с введением ФГОС третьего поколения, так как встает необходимость оценивать не только знания, но и профессиональные компетенции учащегося. Большая роль отводится самостоятельной работе учащегося, участия его в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах семинарах, конференциях.

    При использовании балльно-рейтинговой системы, во-первых, повышается объективность оценки полученных знаний учащихся.

    Во-вторых, данная система позволяет более объективно оценивать качество учебы.

    В нашем учебном заведении мы решили не привязывать ни к какой балльной системе, а сделать её прозрачной для понимания, как учащегося, так и преподавателя. Эту систему мы принимаем для обязательной группы заданий. Учащиеся чаще всего задают один и тот же вопрос: «Почему ему поставлена та либо другая оценка?». К пятибалльной они уже привыкли в школе, и мы решили её немного преобразовать, но принцип балльно-рейтинговой системы оставить. Суть её в том, что одно задание в контрольной работе, практической работе либо в тесте проще оценить в пятибалльной системе, чем всю контрольную работу, состоящую, например из 8 заданий. Это понятно учащемуся и преподавателю легче указать ему на ошибки. Например, тест состоит из 10 вопросов, значит, он оценивается в 50 баллов. Проверочная работа состоит из 4 вопросов, поэтому она оценивается в 20 баллов.

    Эти баллы, полученные за выполнение работ, заносятся в электронный журнал и суммируются, то есть накапливаются. Преподаватель и учащийся в любой момент времени может посмотреть результат на контрольную дату и сделать корректировку своей деятельности, например, назначить дополнительную консультацию, если результаты контроля его не устраивают.

    Если за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен — средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку пятерку (по традиционной шкале оценок).

    Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся строится на постоянной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня знаний учащихся, следовательно, чтобы иметь хороший балл, все задания необходимо выполнять качественно и вовремя.

    Если учащийся имеет высокий балл и участвует в различных дополнительных мероприятиях, ему назначаются дополнительные баллы и возникает возможность обратиться к экзаменационной комиссии об автоматической сдаче экзамена или дифференцированного зачета.

    Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность учащихся, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время.

    Таким образом, основными преимуществами представленной системы учебных результатов учащихся являются:

    • возможность организовывать и поддерживать систематическую работу учащихся в течение всего срока обучения;
    • повышение объективности оценки качества усвоения знаний по дисциплине;
    • стимулирование научного поиска, значительный выход познавательной активности учащегося за пределы учебной программы;
    • повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;
    • предсказуемость итоговой оценки;
    • стимулирование творческого отношения к работе, как учащихся, так и преподавателей;
    • в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащихся сверх учебного плана;
    • — система позволяет учитывать дополнительные факторы, прежде всего, такие, как объективные трудозатраты на освоение предмета и его значимость для образования учащихся по данной специальности;

    Как и любая система оценки качества, балльно-рейтинговая система имеет следующие недостатки.

    1. Система призвана измерять успеваемость учащихся на основании их регулярной работы в течение семестра. Полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если значительная часть учащихся не будет работать регулярно. Всегда найдутся некоторые учащиеся, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно применять только при готовности учащихся работать регулярно.
    2. Балльно-рейтинговая система требует от учащихся набрать максимальное количество баллов в течение семестра, но она оставляет за ним свободу, какими путями набирать баллы и как распределить силы в течение семестра. Далеко не все могут определиться с этим и тем более подойти к этому рационально.
    3. Балльно-рейтинговая система не избавляет учащихся от субъективизма преподавателя. Конечно, существует формула начисления баллов, которая известна учащемуся; есть минимум и максимум баллов за каждое задание; то есть общая сумма баллов, которую можно набрать в течение семестра, разбивается на элементы, но внутри каждого элемента остаётся такой же преподавательский субъективизм, и по мере прохождения элементов (заданий) в течение семестра он накапливается, и в этом плане ситуация не меняется или меняется незначительно.

    Чтобы сохранить заинтересованность учащихся разбиваем баллы по семестрам. Каждый семестр начинаем с нуля, а по окончанию года складываем результаты. Этим сокращаем разницу между минимальным и максимальным баллом.

    Эта форма оценки применяется на первом и втором курсе. На старших курсах у учащихся много часов практики по модулям, они начинают работать, появляется следующая проблема сохранения контингента. Для старших курсов целесообразно вводить различные формы дистанционного обучения и индивидуальных образовательных маршрутов.

    Следующая проблема касается пороговых значений для предварительных оценок. Согласно уже закрепившейся практике балльно-рейтинговой системы в разных странах, для оценки «отлично» необходимо набирать 80-90% баллов от максимума, для «хорошо» – 60-80%, для удовлетворительно – 60%.. При установке баллов преподаватель ещё и делает корректировку баллов в зависимости от общего уровня образования в группе.

    Пока балльно-рейтинговая система  ещё осваивается как методика в российском образовании, необходимо выяснить, насколько она эффективна и в каких ситуациях.

    Список литературы

    1. Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIII-й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации (г. Благовещенстк, 17-18 мая 2012 г.). – Т. 3.  «Педагогика и проблемы высшей школы», «Вопросы молодежной политик и патриотического воспитания», «Психологические науки». – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 161 с.
    2. Рейтинговая система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования в  ВУЗЕ И. В. Кашуба ОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск
    3. Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов С.Н.Дубров, Ю.И.Нечаев, Ю.Е.Резников Институт высокопроизводительных вычислений и баз данных Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

    Автор: Лариса Джоновна Курбатова

    Переподаватель ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта»,

    г. Шлиссельбург

    Балльно-рейтинговая система оценивания

    Методические рекомендации

    Актуальность проблемы.

    Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных проблем в среднем профессиональном образовании, так как ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и построение дальнейшей профессиональной карьеры, кроме того, оценка дает возможность повести мониторинг для образовательных организаций об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс был произведен профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система, которая позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.

    Рейтинг (с английского rating) – это некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

    Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

    В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых — своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих студентов, стремление к появлению «идеального» студента, его эталона.

    Важным является и тот факт, что балльно-рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Необходимо отметить также, что данная система оценивания дает возможность учета выполнения студентом дополнительных работ существенно влияющих на качество подготовки выпускников, например, научно-исследовательской работы, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах и т. п.

    В связи с этим, переход системы образования к балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения сегодня особенно актуален. Это объясняется тем, что во-первых, такой переход продиктован необходимостью повышения качества учебной работы студентов и их мотивации к обучению; во-вторых, потребностью выработки объективных критериев оценки готовности студентов к профессиональной деятельности, и в целом качества подготовки специалистов; в-третьих, это связано с вхождением России в европейское образовательное пространство.

    Теоретическое и методологическое обоснование проблемы.

    На сегодняшний день в отечественной практике работы учебных заведений широкое распространение получили кумулятивные показатели оценки успешности учебно-познавательной деятельности студентов, формирующие основу рейтинговых систем контроля. Использованию рейтингового контроля в учебном процессе посвящены работы Р.С. Бекировой, А.В. Барабанщиков, Д.Е. Назарова, Ю. Моисеева, Л.Г.Семушиной, В.С. Кагерманьян, Е.С. Жуковой, Л.Н. Ивановой, Г.А.Карпнюк, М.Ф. Леонтьевой, Т. Мартыновой, В. Герстенбергера, В.Москвичева, И. Богомаза, Т. Щербаковой, А. Артемова. Опыт применения модульно-рейтинговой технологии обучения рассмотрен в работах таких авторов, как С.В.Мордашов, С.А. Назаров, В.А. Назаров В.А., Т.С. Каменева, А.Ф. Сафонов, Е,А. Зинченко, И.И. Грантберг. Основные совокупности требований к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска адекватных форм контроля знаний, умений и навыков студентов — отражены в исследовании вопросов контроля качества обучения в работах С.И.Архангельского, В.И. Байденко, Н.Г.Емузовой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Шхацевой.

    С целью комплексной оценки качества учебной деятельности студентов в процессе обучения по программам среднего профессионального образования и улучшения контроля за ходом учебного процесса в ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта» вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

    Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:

    — повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем дифференциации оценки их учебной деятельности;

    -повышение уровня организации образовательного процесса в техникуме;

    -стимулирование творческого отношения к учебной деятельности студентов и преподавателей.

    Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Время – один из критериев оценки! Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе. 

    Суть рейтинговой системы в следующем:
    — итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;
    — для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);
    — итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен);
    — итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему — частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

    Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей. Регистрируется тип изменений успешности студентов.

    -Восходящий

    -Ровный

    -Нисходящий

    -Неопределенный

    Утверждено на заседании ЦМК Утверждаю

    Председатель Л.Д.Курбатова Зам. директора по УВР З.В.Ехропова

    « 27 » августа2015г « 27 » августа2015г

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

     среднего профессионального образования

    «Техникум водного транспорта»

    Учебно-методическая разработка по дисциплинам специального цикла

    для специальностей: 26.02.02. «Судостроение»; 26.02.03 «Судовождение»

    преподаватель Курбатова Л.Д.

    г. Шлиссельбург

    2015

    Пояснительная записка

    Данная разработка предназначено для работы преподавателя специальных дисциплин при подготовке специалистов по специальностям: 26.02.02. «Судостроение»; 26.02.03 «Судовождение».

    Материал представляет собой методическое обоснование применения рейтинго-бальной системы при оценке качества обучения студентов по дисциплине, как текущей, так и итоговой.

    Основные цели бально-рейтинговой оценки работы студентов:

    • повышение мотивации систематической работы студентов в процессе обучения;

    • оптимизация учета объема и качества работы, выполняемой студентами;

    • стимулирование активности студентов в процессе обучения;

    • объективизация оценки суммарной деятельности студентов по дисциплине.

    Общие положения:

    1.За основу характеристики текущей работы студентов в семестре положена модель среднего балла. В соответствие с ней, результаты работы на каждом занятии оцениваются по 5-балльной шкале. В конце семестра высчитывается средняя оценка, которая переводится в баллы по 100-балльной шкале. Допуск к зачету или экзамену получают студенты, набравшие от 61 до 100 баллов.

    2.Рейтинговая суммарная оценка складывается из трех блоков: выполнение основных разделов Государственной программы, учебно-воспитательная работа, научно-методическая работа.

    Каждая позиция, оцениваемая в баллах, имеет неодинаковую значимость и поэтому оценивается разным количеством баллов. Дополнительные баллы (бонусы) получают студенты, выполняющие все требования Государственной программы в срок, а также студенты, принимающие активное участие в научно-исследовательской и внеурочной деятельности.

    3.Нарушение и игнорирование выполнения учебных занятий, а также нарушения правил и порядка выполнения работ, предусмотренных учебным планом и уставом «ТВТ», оценивается «штрафными» баллами с отрицательным знаком и вычитаются из суммарного семестрового рейтинга.

    4.Итоговая оценка студента по бально-рейтинговой системе должна быть зафиксирована в журнале контроля преподавателем.

    5.Годовая рейтинговая оценка определяется как среднеарифметическая семестровых рейтингов. При этом максимальная сумма не должна превышать 100 баллов. Годовой рейтинг влияет на итоговую оценку, которая будет выставлена в зачетную книжку студента после положительной сдачи экзамена.

    6.Итоговая оценка, которая выставляется экзаменатором в зачетную книжку студента после приема экзамена, определяется как среднеарифметическая годовой: рейтинговой оценки и оценки за экзамен (по 100-балльной шкале) и переводится в 5-балльную оценку.

    7.Освобождение от сдачи экзамена получают студенты, набравшие более 90 баллов по итоговому рейтингу. Выставление оценки производится в день сдачи экзамена согласно расписанию.

    8. Студенты должны быть ознакомлены с результатами их деятельности по бально-рейтинговой системе (с учетом требований закона о защите персональных данных).

    Методика подсчета среднего балла за семестр

    Таблица 1

    Перевод среднего балла в 100-бальную систему

    Баллы, которые получает студент по дисциплине в семестре, вычисляются по формуле:

    Рдс = средний балл за все занятия в семестре «+» бонусы и «-» штрафы.

    Расчет производится в каждом семестре (Рдс1, Рдс2).

    Рейтинг  по дисциплине итоговый Рд вычисляется по формуле:

    Рд  = Рдс1+Рдс2

    2

    Итоговый подсчет рейтинга дисциплины проводится по следующей формуле:

    Рди =Рд +Рэ, где Рэ – результат экзамена или зачета

    Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд 1,2 = Рэ. 

    Баллы при повторной сдаче экзамена — от 61 до 75 независимо от оценки.

    Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе».

    Оценка на экзамене, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную систему в соответствии с таблицей №2.

    Таблица №2

     Таблица №3

    Критерии оценки ответа студента

    4(81-90)

    Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

    4(76-80)

    Дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

    3(61-75)

    Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

    2 (41-60)

    Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины.

    2 (0-40)

    Таблица №4

    Критерии начисления баллов, присуждаемых студентам по результатам семестра

    (не более 15 баллов)

    Участие с докладами  на научных конференциях:

    -внутритехникумовоской

    — городской

    -областной

    — региональной

    — международной

    +2

    +3

    +4

    +5

    +6

    Таблица №5

    Критерии начисления баллов, присуждаемых студентам по результатам семестра (штрафные баллы)

    Журнал контроля бально-рейтинговой оценки работы студентов

    (по дисциплине)

     Журнал заполняется по результатам каждого месяца.

    количество

    баллов

    штрафные

    баллы

    итоговый балл

    Изготовление учебных таблиц и учебных макетов, муляжей

    Отсутствие пропусков лекции (посетил все лекции)

    Отсутствие пропусков практических занятий

    Активная работа студента на занятии, существенный вклад студента на занятии

    Помощь в научной работе преподавателям техникума

    Участие с докладами  на научных конференциях

    Подготовка дипломного проекта

    Экзамен

    Итого:

     В конце семестра дается заключение с расчетом баллов по дисциплине.

    Необходимо отметить, что критерии оценки изменяются, в зависимости от курса, на котором обучаются студенты. Например, для 2-го курса (когда начинается изучение специальных дисциплин) имеет смысл такой показатель как «формирование профессиональной культуры», то есть вхождение в профессиональное сообщество, подразумевающее и освоение профессиональной лексики, и развитие профессионально важных качеств.

    Опыт работы показал, что эффективность функционирования балльно-рейтинговой системы обеспечивается при выполнении следующих основных требований к организации учебного процесса:

    Таблица 1

    Преимущества использования балльно-рейтинговой системы

    — повышение квалификации преподавателей, подготовка студентов к восприятию системы рейтингового контроля в целом, к изменению форм и режимов текущей работы;

    — выработка единого подхода к оцениванию работы и знаний студентов;

    — повышение самостоятельности преподавателей в разработке форм проведения занятий и контроля деятельности студентов;

    — технология получения рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной;

    — совершенствование документации;

    — доведение методики расчета рейтинга по каждой дисциплине до сведения студентов на первом занятии.

    Таблица 2

    Недостатки использования балльно-рейтинговой системы

    Применение модульно-рейтинговой системы позволяет реализовать принципы:

    • систематичности контроля знаний и навыков;

    • индивидуального подхода к студенту в процессе обучения.

    Повышению эффективности использования балльно-рейтинговой системы способствует разделение содержания учебных дисциплин на логически завершенные части (модули), заканчивающиеся тем или иным контрольным мероприятием.

    Диагностика

    Диагностика проводилась по трем группам, обучающимся по специальностям «судостроение» и «судовождение» — 72 человека, в течение трех месяцев.

    hello_html_5609ac1a.png

    Таким образом, согласно проведенной диагностике,

    По результатам диагностики я делаю вывод об эффективности рейтинго — балльной системы оценивания студентов, в соответсвтвие с повышением их интереса обучению,

    е системы зачетных единиц на другие кафедры университета. Библиографический список 1. Опрятов В.И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. 2. Габдрахимова Л.А. и др. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования// Вестник Казанского энергетического университета. — 2012. — № 3. — Т.6. 3. Девятова И.Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов// Вестник Южно-Уральского профессионального института. — 2012. — № 2. — Т. 8.

    3. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве. Режим доступа:http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5733/ Itemid,118/

    Библиографическое описание:

    Мамцева, О. В. Балльная система оценивания / О. В. Мамцева, М. С. Мистюрина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/ (дата обращения: 29.05.2023).

    

    С 2010 года МКОУ лицей № 11 г. Россоши Воронежской области активно включился в работу по реализации ФГОС. На протяжении всего времени преподавателями ведётся научно-исследовательская и практическая работа, направленная на разработку новых авторских программ по предметам, работу с одаренными и талантливыми детьми, развитие их познавательной активности и интеллектуального потенциала. В 64 % классов начальной школы обучение ведется по технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, в 36 % — по программе с элементами развивающего обучения «Планета знаний». Основным средством диагностики УУД и осуществления обратной связи является система оценивания. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования в ней происходит принципиальное изменение результатов обучения младших школьников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

    Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает достоинствами: простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия. Без этого она не могла бы существовать так долго. Но наряду с достоинствами имеет и недостатки в диагностике формирования УУД:

    – достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;

    – учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;

    – пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;

    – нет обратной связи между учителем и учеником.

    Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

    Критериальное оцениваниеэто процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

    Критериальное оценивание позволяет:

    – учителям:

    • разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
    • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
    • выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.

    – учащимся:

    • прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
    • оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
    • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

    – родителям:

    • получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
    • отслеживать прогресс в обучении ребенка;
    • обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
    • устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
    • быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

    Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Критерии оценки были разработаны методическим советом лицея (в состав которого входят руководители методических объединений), совместно с активистами ученического самоуправления и представителями родительской общественности. Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

    Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. Чтобы самостоятельность оценивания не вызывала затруднений критерии делаются максимально доступными.

    С этой целью в критериях выделяются рубрики (инструкции по оцениванию), которые процедуру оценивания делают максимально прозрачной. В рубриках ставятся баллы по каждому из критериев.

    Балльные шкалы по всем предметам начинаются с нуля. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т. е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе.

    В начале учебного года на первых уроках учителями и учениками были обговорены критерии, по которым будут оцениваться работы. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем.

    В 2016–2017 учебном году в лицее утверждена следующая бальная система:

    Баллы

    Отметка

    100–86

    «5» — «отлично»

    85–70

    «4» — «хорошо»

    69–50

    «3» — «удовлетворительно»

    49–0

    «2» — «неудовлетворительно»

    Высчитывается процентное соотношение между максимальным количеством баллов, которое учащийся может набрать за работу на уроке, и набранными. Например, при оценке текущего диктанта учащийся набрал из пяти возможных три балла: 1 — за грамотность (допущено 3 орфографические ошибки), 1- за каллиграфию и 1 — за работу, написанную без исправлений. Максимально за диктант можно получить 5 баллов. Соответственно, делим 3 на 5, получаем 60 баллов, что соответствует отметке «3».

    В качестве примеров приведём некоторые критерии, разработанные и принятые в нашем учебном заведении.

    Критерии оценивания устного ответа

    Критерии

    Рубрика

    Балл

    Итого

    1

    Полнота ответа

    Правильный, полный, самостоятельный ответ

    2

    2

    Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

    1

    2

    Четкое знание определений, терминов

    1

    1

    3

    Использование в ответе дополнительной информации (приведены примеры, факты для подтверждения изложенного)

    1

    1

    4

    Активность на уроке

    1

    1

    Максимальное количество 5

    Критерии оценивания диктанта

    Критерии

    Рубрики

    Балл

    Итого

    1

    Грамотность написания

    Без ошибок

    3

    3

    Допущено 1–2 орфографические ошибки или 1 орфографическая и /или 1–2 пунктуационные

    2

    Допущено 3–5 орфографические ошибки или

    3 орфографические и 2–3 пунктуационные или

    4 орфографические и 2 пунктуационные

    1

    Допущено более 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационная

    0

    2

    Работа написана без исправлений

    1

    1

    3

    Письмо соответствует требованиям каллиграфии

    1

    1

    Максимальное количество 5

    В начальной школе требования к каллиграфии и исправлениям делятся на два отдельных критерия.

    Критерии оценивания результатов выполнения письменных (контрольных, проверочных, самостоятельных) работ обучающихся по математике

    Критерии

    Рубрики

    Балл

    Итого

    Решение базовых заданий

    1

    Полнота решения.

    Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

    2

    2

    Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

    1

    Решение заданий повышенного уровня

    2

    Полнота решения.

    Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

    3

    3

    Работа выполнена верно, но не содержит необходимых рассуждений.

    2

    Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

    1

    3

    Аккуратность

    Работа выполнена аккуратно.

    1

    1

    Максимальное количество 6

    Критерии оценивания навыка работы стекстом (комплексный анализ текста)

    Критерии

    Рубрика

    Балл

    Итого

    1

    Умение формулировать тему и основную мысль текста

    Верно определена тема, основная мысль текста

    2

    2

    Определена только тема или только основная мысль текста

    1

    Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

    1

    2

    Умение определять стиль текста и тип речи

    Верно определены стиль и тип текста

    2

    2

    Определен только стиль или тип текста

    1

    3

    Умение составлять план текста

    План составлен верно, отражены все смысловые части, последовательность частей не нарушена

    3

    3

    В плане отражены все смысловые части, но нарушена их последовательность

    2

    Составлен простой план, пропущена 1 смысловая часть

    1

    4

    Умение работать со словарем

    Работа выполняется с использованием словаря

    1

    1

    5

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

    Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

    3

    3

    Сформулированный ответ правильный, подтвержденный информацией из текста, но односложный

    2

    Сформулированный ответ правильный, не подтвержденный информацией из текста, односложный

    1

    6

    Умение высказывать свою точку зрения

    Высказывает оценочное суждение

    2

    2

    Высказывает суждение на уровне нравится- не нравится, не может оценить полезность информации

    1

    Максимальное количество 13

    Учащиеся первых классов недостаточно владеют навыком чтения, поэтому опираться на критерии не могут. С этой целью для них можно предложить оценить выполненную работу с помощью двух линеечек: правильность и аккуратность. Или: поставить галочку рядом с номером задания, в правильности выполнения которого они сомневаются.

    Начав критериально оценивать учащихся, мы отметили, что у них снизилась тревожность, стало меньше жалоб на здоровье. Учитель теперь выступает в роли наставника. Учащиеся с интересом включились в новую процедуру оценивания. Новую критериальную систему оценки позитивно приняли и учащиеся, и родители, и учителя.

    Первый опыт нам показал, что итоговая отметка по совокупности составляющих критериев оценивания делает учащихся более успешными, позволяет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку критериальное оценивание направлено на движение учащегося вперёд, на самореализацию.

    Литература:

    1. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 113 с.
    2. Критериальное оценивание в начальной школе. Матвеева Е. И. и др. — М.: Вита-пресс, 2013.
    3. Макарова Е. Г. Мастер класс «Критериальное оценивание — важный фактор процесса обучения» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/54799-master-klass-kriterialnoe-ocenivanie- %E2 %80 %93-vazhny.html
    4. Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771

    Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, критерий, балл, работа, обратная связь, основная мысль текста, умение, учащийся, бальная система оценивания, полный объем.

    Похожие статьи

    Критериальное оценивание заданий в контурных картах…

    Критерии оценивания навыка работы стекстом (комплексный анализ текста). Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, критерий, балл, работа, основная мысль текста, умение, обратная связь, учащийся, полный объем, бальная

    О системе критериального оценивания в обучении

    Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень.

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения…

    Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, критерий, балл, работа, основная мысль текста, умение, обратная связь, учащийся, полный объем, бальная система оценивания.

    Особенности подготовки учителей физики к инновационной…

    Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, критерий, балл, работа, основная мысль текста, умение, обратная связь, учащийся, полный объем, бальная.

    Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания

    При работе с данной системой начали замечать множество положительных сторон модели критериального оценивания. Основной задачей ИМКО является самостоятельное определение учеником уровня своих знаний…

    Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном…

    Основные термины (генерируются автоматически): тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

    Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале…

    В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

    Отсюда выводится важность критериального оценивания — возможность учёта максимума пробелов в образовании учащегося.

    Особенности оценивания знаний по иностранному языку…

    Основные термины (генерируются автоматически): балл, балльно-рейтинговая система, речевая деятельность, критерий оценивания, оценка, оценка результата, ECTS, устная речь, иностранный язык, английский язык, экзамен.

    Критериальное оценивание на уроках музыки | Статья в журнале…

    — анализирование эффективности программы обучения; — обеспечение обратной связи учащегося с преподавателем касательно усвоения процесса обучения. Значимость критериального оценивания

    Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»?

    14.02.2019
    26999

    А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

    В этой статье:

    Что такое балльно-рейтинговая система?В каких университетах применяется?Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

    Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

    Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
    Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

    Что такое балльно-рейтинговая система?

    Балльно-рейтинговая система представляет собой систему оценки качества освоения образовательной программы студентом в сравнении с другими учащимися.

    В чем суть?

    Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. 

    Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

    Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
    86 – 100 баллов – «5»
    70 – 85 баллов – «4» 
    51 – 69 баллов – «3»
    Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

    *- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

    В каких университетах применяется?

    Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

    Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

    Плюсы:

    • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. 
      Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
    • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
      Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
    • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
    • «Гонка» за баллами. 
      При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
    • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ. 
      Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
    • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

    Минусы:

    Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

    Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

    А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

    Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

    `

    Моё будущее

    К рубрике

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Как нашли челябинский метеорит
  2. Как найти письмо в казахстане
  3. Прямоугольный треугольник как найти среднюю линию трапеции
  4. Failed remote oem unlock is not allowed как исправить
  5. Как найти слов для общения