Как составить басню для 3 класса

В басне должна быть мораль – поучение. Нужно выбрать героев и продумать сюжет (составить план). Басня – краткое произведение, сочинить ее достаточно просто.

Пример басни.

Жили-были Лев и Муравей. Лев был очень хвастливым и подтрунивал над Муравьем. Однажды Лев шел по джунглям и угодил в яму, которую вырыли охотники. Мимо шел Муравей и сказал Льву: “В джунглях ты сильный, но в яме становишься беспомощнее муравья”.

Мораль: не нужно хвастаться и насмехаться над остальными.

Опубликовано 29 декабря, 2018

Мораль басни

Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.

Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея – всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.

Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему эта басня. Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.

Так как наша задача — показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.

Басни собственного сочинения

Жила в лесу Белка. Веселая была, беззаботная. Целыми днями с ветки на ветку прыгала, песенки распевала, о запасах на зиму не думала.

А Ёжик с утра до вечера ходил по лесу, грибы-ягоды собирал и складывал все под деревом, где Белка жила.

Стало холодать. Все звери утеплились, припаслись на зиму, и задумала Белка к норке Ёжика спуститься, полакомиться вкусностями да в дупло забрать.

Увидела эту суету беличью Сорока и говорит:

— На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Мораль басни заключается в последних словах «На чужой каравай рот не разевай…»

Пословица означает, что не стоит отбирать то, что принадлежит не тебе, лучше делать все, чтобы честно заработать, накопить или заиметь свое, а не думать, как отобрать у другого. В жизни, на практике, мы постоянно наблюдаем этот процесс, он весьма распространенный вид современного поведения.

Жил у Старика Козленок. Был он хвастун и большой забияка. Всех во дворе обижал, бодал, разгонял с криками:

-Я- самый храбрый! Храбрее меня нет никого на свете!!!

Житья никому не стало во дворе, и задумались животные: «Раз он такой храбрец, значит, и самого Волка может победить!»

Собрались все во дворе и говорят:

-Козленок, ты самый храбрый и смелый. В нашем дворе это знают все. Но говорят, в лесу есть храбрее тебя Зверь!!

Как разозлится козленок, как топнет копытами и закричит:

-Я- самый смелый и храбрый! Никто не сравнится со мной!!- и побежал в лес..

День нет Козленка, два… Отправился Старик на его поиски. Вернулся с узелком, где лежали ножки да рожки от бедного Козленка и говорит:

— Храбрость без ума не дорого стоит.

В этой басне говорится о Козленке, о юном создании, у которого кроме громких слов пока никаких жизненных знаний и умений нет. И, как правило, такое поведение до добра не доводит.

Эту поговорку можно встретить в произведении Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев», т.1 , где граф-старик перед сражением беседует с неопытными мушкетерами.

.

Вячеслав Шишков

Емельян Пугачев, т.1

Глава III Большое Кунерсдорфское сражение

1

Генерал Фермор вскоре после Цорндорфской битвы от главного командования был отстранен. В Кенигсберг прибыл новый главнокомандующий, граф Петр Семенович Салтыков. Старичок маленький, простенький, седенький, он гулял по улицам города в скромном белом, украинских полков, кафтане без всяких побрякушек и пышностей, его сопровождали всего лишь два-три человека свиты. Кенигсбергцы дивились, как этой «беленькой курочке» доверили командовать «столь великой армией». Но вскоре слава о нем разнеслась повсюду.

Летом 1759 года русские войска стали лагерем в четырех верстах от города Франкфурта, что на реке Одере, у деревни Кунерсдорф. Здесь 1 августа произошло самое крупное, самое кровопролитное за всю Семилетнюю войну сражение.

Армия заняла холмистую местность на северо-восток от Одера. Деревня Кунерсдорф находилась в средине расположения войск.

По всему русскому фронту версты на три – цепь костров. Заря давно погасла, в небе стоял белесый месяц, мигали звезды. Деревня Кунерсдорф была пустынна: все жители, страшась предстоящей битвы, скрылись в леса. У костров солдаты ели кашу, кой-где пели песни и плясали. Иногда слышался дружный хохот. Приблудные собаки, весело взлаивая, перебегали от костра к костру. Многие из псов жили при армии года по два, по три, они делили с войсками все ужасы похода и доставляли солдатам немалые развлечения и радость.

Полковник 3-го мушкетерского полка Александр Ильич Бибиков стоял на лысине кургана. Прислушиваясь к звукам обычной лагерной жизни, он окидывал грустным взором и чуждый небосвод, и укутанную голубоватой полутьмой чужую землю. Ведь завтра на всем этом обрамленном кострами пространстве, вместо песен и смеха, загремит кровопролитный бой. И эти песенники, и эти бесшабашные плясуны, может быть, первыми сложат здесь свои головы. Взволнованный Бибиков взглянул в сторону далекой своей родины, прерывисто вздохнул и, вынув пенковую греческую трубку, пошел к ближайшему костру, чтобы закурить от уголька.

У костра было людно, весело. Мушкетеры – народ средних лет и молодые – слушали старого солдата Никанора из Олонецкого края. Он грубыми кривыми пальцами звонко играл на небольших походных гуслях и сиплым голосом вел былину про Илью Муромца. Старые, замызганные, со следами огненных угольков от костра, эти гусли принадлежали еще деду Никанора, солдат дорожил ими. В его торбе были икона, гусли и в тряпочке щепоть родной земли.

Многие солдаты возили с собой, как нечто самое святое, родную землю.

Все с любовью посматривали в беззубый рот старого сказителя, на его обвисшие щеки и напряженные морщины на вспотевшем лбу.

Молодой офицерик Михельсон, коротавший время у костра, увидав подходившего Бибикова, вдруг вскочил и скомандовал:

– Смирно!

Все поднялись и – навытяжку.

– Вольно, ребята, – мягким тенористым голосом сказал полковник, щуря от света внимательно глядевшие карие глаза. – Ну как? Воюем завтра, братцы?

– Воюем, вашскородие, – в один голос ответили солдаты.

– Смотрите, жарко будет… Сам Фридрих здесь, – сказал, улыбаясь, Бибиков.

– Нам это нипочем, вашскородие, – заговорили солдаты. – Фридрих ли, алибо кто другой.

Все стояли, сидел один лохматый Шарик и, поглядывая в продолговатое, с высоким лбом, добродушное лицо Бибикова, мел хвостом землю.

– Помните, братцы, – продолжал Бибиков, попыхивая трубкой. – В бою поглядывай друг за другом, береги товарища. В случае опасности не прозевай выручить. Не бойся! Начальство слушай, да и сам мозгами шевели.

– Да уж охулки на руку не положим… Поди, не впервой!

Темно-бронзовые от загара лица солдат были бодры, голоса звучали уверенно. Бибиков с радостью подумал: «Ну и молодцы, Русь сермяжная. С такими весь свет штурмовать можно».

– Ну, спокойной ночи, братцы! Поди, и спать пора, – проговорил Бибиков. И, обратясь к Михельсону: – А ну, господин поручик, пройдемся.

Быстроглазый круглолицый Михельсон шагал рядом со своим полковником.

– Ну, дружок Иван Иваныч, как живешь? Что из деревни пишут? Ну, как голова? Болит?

– Нет, господин полковник, – по-юношески звонким голосом ответил Михельсон и потрогал глубокий шрам на голове от штыковой раны, полученной им под Цорндорфом. – Боли особой не чувствую, а в ушах шумит. И бессонница порой…

– То-то же… Поберегать себя надо, дружок. Который тебе год?

– Девятнадцать скоро.

– Юн, юн. Поберегай, мол, себя-то, на рожон не лезь. Храбрость без ума недорого стоит.

– Сладить с собой не могу, господин полковник. Война для меня – как вода для рыбы. Я для войны рожден. И как бой – все позабываю. В чувство прихожу лишь после боя. Я смерти не боюсь, господин полковник.

Взобравшись на бугор, они шагали взад-вперед возле палатки Бибикова.

– Господин полковник, – заговорил Михельсон, – а верно ли, что у Фридриха наемные войска?

– А ты не знал? – поднял брови Бибиков и взял молодого человека под руку. – Это нам еще в Петербурге было ведомо. У Фридриха рекрутского набора нет. Он большую часть своего войска вербует через помещиков из их же крепостных, либо из городских голодранцев. А четверть его солдат вербуется из всякого заграничного сброда: тут тебе и швейцарцы, и голландцы, англичане, испанцы, французы да всякого жита по лопате.

– Удивляюсь, – пожал плечами Михельсон. – Чего же ради они столь храбры, весь этот сброд?

– А пуля офицера в спину трусу, а палки, а шпицрутены?.. И поверь, дружок Иван Иваныч, долго ли, коротко ли, Фридрих напорется на русские штыки, и от его военной славы только чад пойдет. – Бибиков был взволнован, говорил приподнятым голосом и все больше и больше ускорял свой шаг.

– Я тоже так мыслю, – охотно согласился с ним Михельсон, его круглые щеки порозовели.

Костры один за другим угасали, звуки стушевывались, меркли. Лагерь погружался в сон.

– Ну, прощайте, голубчик. Идите спать. Давайте-ка поцелуемся, – и Бибиков по-родственному обнял растроганного Михельсона. – Значит, Фридриха завтра бьем?

– Бьем, господин полковник.

Персонажи

сочинить басню с моралью

Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» — выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.

Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.

Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад

сочинить басню 5 класс

Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», — и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.

Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.

Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.

Как найти сюжет и мораль для новой басни?

Опять же, смотря что автор хочет получить от басни. Вообще, можно в качестве материала использовать судьбы и характеры своего ближайшего окружения, но только так, чтобы прототипы не догадались.

Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.

Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.

Глупая обезьяна — басня 2 для 3 класса про животных

В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.

Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.

Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.

Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.

Мораль

Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.

Ребенок и басня

сочинить басню про животных

Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».

Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять — как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность – это мусор», — вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.

Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.

Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.

Басня про овощи

Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей. Решили выяснить они, кто в супе всех важней.

Картошка заявила: «Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата И я главнее всех, ребята!»

Ей лук в ответ: «Ты не права, картошка, нет! Пусть все и плачут от меня, Но в супе всех полезней я, Так как лечу, Здоровье дать хочу!»

«Нет, нет, ребята, Вы не правы», — Сказала возмущенная морковь, — «И взрослые и дети будут рады Улучшить каратином зренье вновь!»

Тут сельдерей сказал: «А я считаю так: Каждый из нас полезен и витаминами богат, Но если нас соединить И суп сварить, То будет каждый очень рад Полезных витаминов массу получить»

Мораль:

Сколько не спорь о важности продуктов, А вместе и полезней и вкусней.

5 класс, 3 класс. про животных. в прозе.

Другие сочинения: ← Анализ романа Заводной апельсин Берджесса↑ ДругиеМой любимый литературный герой →

Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать сочинять басню.

Содержание статьи

  • Что такое басня?
  • Как сочинить басню: идея
  • Почитайте басни классиков
  • Придумайте героев басни
  • Визуализируйте персонажей и сюжет
  • Конфликт
  • Придумайте сюжет и диалог
  • Сформулируйте мораль
  • Отложите басню в стол

Что такое басня?

Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.

Герои классической басни:

  • Животные;
  • Растения;
  • Предметы.

Басня — это высказывание автора, урок читателю.

Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.

Как сочинить басню: идея

Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?

Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Идея басни заключается в обличении человеческих невежества и гордыни. В руки к мартышке попал действительно нужный предмет, но она не смогла им воспользоваться и, вместо того, чтобы попросить совета, сочла, что ее обманули, а очки — бесполезны.

Прежде, чем писать басню, надо определиться с ключевой мыслью произведения.

Автор может обличать:

  • Жадность;
  • Глупость;
  • Подлость;
  • Скупость и другие пороки.

Почитайте басни классиков

Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.

Придумайте героев басни

Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.

Визуализируйте персонажей и сюжет

Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.

Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.

Конфликт

Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?

Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?

У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:

  • Лиса — хитрая;
  • Волк — злой;
  • Заяц — трусливый;
  • Черепаха — медлительная.

Придумайте сюжет и диалог

Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.

Сформулируйте мораль

Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.

Отложите басню в стол

Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!

Читайте также:

  • Дедушка Крылов
  • Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Скачать материал

Сочиняем басню по картинеАвтор: Уельданова Нариса Миртимировна, учитель начал...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 415 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 175 человек из 52 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сочиняем басню по картинеАвтор: Уельданова Нариса Миртимировна, учитель начал...

    1 слайд

    Сочиняем басню по картине
    Автор: Уельданова Нариса Миртимировна, учитель начальных классов ООШ д.Равилово Абзелиловского района РБ

  • Цели урока:
Создать  условия для того, чтобы школьники самостоятельно состави...

    2 слайд

    Цели урока:
    Создать  условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
    Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

  • «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались ос...

    5 слайд

    «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»
    Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались оставшимся в его кладовых зерном. Там же жила и кошка. Но чем она питалась, точно никто не знал.
    — Я ем только траву и яблоки из сада, — утверждала кошка.
    Но никто никогда не видел, как она это делала.
    Со временем мыши заметили, что некоторые из их собратьев стали куда то исчезать. Подозрения пали на кошку.
    — Причем тут я? – возмутилась кошка. – погуляют и вернутся!
    Но никто не вернулся. Более того – таинственные исчезновения не прекратились.
    Тогда мыши обратились за советом к Старой Мудрой Мыши, жившей в дупле сломанного дерева.
    — отыщите в подвале замка большую птичью клетку, — сказала Старая Мудрая Мышь. – Придумайте, как заманить туда кошку. Пусть посидит там несколько дней. А мы понаблюдаем. Если мыши перестанут пропадать , значит, именно кошка – виновница наших несчастий.

  • Рано утром, когда кошка еще спала, мыши начистили до блеска старую клетку для...

    6 слайд

    Рано утром, когда кошка еще спала, мыши начистили до блеска старую клетку для птиц. Клетку установили рядом с жилищем кошки, и её золочёные прутья заблестели в лучах восходящего солнца. Когда кошка проснулась, мыши обступили её со всех сторон.
    — ты самая красивая и умная из нас, — сказали они кошке, — поэтому ты достойна стать нашей королевой! Войди в этот золотой домик! Сидя в нём , ты будешь отдавать нам свои мудрые приказы!
    Увидев прекрасную золочёную клетку, кошка зажмурилась от удовольствия. С важным видом королевы она вошла в клетку, и в тот же миг дверца клетки со стуком захлопнулась.
    Теперь – то кошка не могла причинить вреда ни одному , даже самому маленькому мышонку. Как ни старалась она сквозь прутья клетки дотянуться до мышей , ничего у неё не получилась.
    Как вы догадываетесь, как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать.
    Так мыши уличили кошку в обмане и наказали хитрую обманщицу.

  • Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с...

    7 слайд

    Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

  • Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая,как правило, сильне...

    8 слайд

    Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая,как правило, сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им  никакого вреда

  • Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чист...

    9 слайд

    Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку

  • Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она оче...

    10 слайд

    Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей

  • Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешал...

    11 слайд

    Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки

  • Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что...

    12 слайд

    Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана.

    Отличия: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета)и поучительного вывода (морали). )

  • 1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3....

    13 слайд

    1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
    2. Видит око, да зуб неймёт.
    3. Близко локоть, да не укусишь.
    4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
    5. Отольются  кошке мышкины слёзки.
    6. И через золото слёзки текут.
    7. Не всё коту масленица!..
    8. Не рой  яму другому – сам в неё попадёшь.

  • Первая и восьмая обладают сходным смыслом. В них речь идет о том, что замышля...

    14 слайд

    Первая и восьмая обладают сходным смыслом. В них речь идет о том, что замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость. Кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

  • Вторая и третья. 
Речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и досту...

    15 слайд

    Вторая и третья.
    Речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно эти пословицы тоже можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке.

  • Физминутка
Вышли мыши как-то раз
 Посмотреть – который час?
 Вдруг раздался с...

    16 слайд

    Физминутка
    Вышли мыши как-то раз
     Посмотреть – который час?
     Вдруг раздался страшный звон!
     Убежали мышки вон.

  • Маша начала свою басню так:
«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, ч...

    17 слайд

    Маша начала свою басню так:
    «Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»
    — Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй  для этого пословицу.
    Или продолжи Мишину басню:
    «Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»

  • Теперь я знаю, что…..

Теперь я умею…..

Настроение у меня …..

    18 слайд

    Теперь я знаю, что…..

    Теперь я умею…..

    Настроение у меня …..

Краткое описание документа:

РР. Урок 1.1. Сочиняем басню по картине

Цели урока:

  1. Создать условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
  2. Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

УУД:

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой,

оценивать свои и чужие поступки,

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, стремление больше узнать,

оценивать собственную УД

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью,

оставлять небольшие монологические высказывания, писать сочинения

Оборудование:

Учебник: М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.

Учебник :Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс.

Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Список пословиц.

Варианты начала басни.

Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

Лупы, рамочки

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 268 371 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Другие материалы

  • 24.04.2018
  • 1002
  • 11

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

  • 20.04.2018
  • 1217
  • 38

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Рейтинг:
5 из 5

  • 20.04.2018
  • 1939
  • 59

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

  • 18.04.2018
  • 644
  • 29

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

Daria13

Вспомнилось:
Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. Хорошо бродить, утопая в листве. Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи… — Скажи что-нибудь грустное. — Осенние листья. — А грустнее? — Осенние звёзды. — Грустнее осенних звёзд бывает? — Осенние птицы. — Дедушка, есть осенние люди? Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. Он мой остров, мой материк, моя Земля. — Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? Ответь, дед, мне это очень нужно. — Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. Это начало счёта, это надежда на звёздное небо. — Дед, ну причём здесь звёздное небо? Ты прямо ответь, бывает или нет? — Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? Начало счёта или надежда на вторую и третью? — Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым. — Глупый ты ещё. Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют. — Дед, она не любит меня. — А ты сам как к себе относишься? — Плохо, дедушка, совсем плохо. — А летать ты пробовал? — Дед, средний я, серый, какие там полёты. — Объясни, такого не понимаю. — Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. Шмыгаю я, дед. — Она тебя замечает? — Никто я для неё. Моя жизнь — ожидание кости. Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить. — К себе не подпускай, вешай объявления на столбах. — Шутишь, дед, какие объявления? — Продаётся собачья шкура. — А если придут за шкурой? — На вырученные деньги купишь скрипку. — Зачем мне скрипка, дед? — Станешь играть любимой. У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел. Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. Он знал о ней всё. Как-то сказал: — Одни учёные утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского. Луна — музей любви человека. Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан! — Не получается у меня, дед. — Что не получается? — Ничего не понимаю, во всём запутался. Дедушка, а кто они такие — осенние люди? Может, я и есть осенний? — Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам. — Ой, дед, завидую я тебе. — Это не так уж и плохо, я интересно жил. — Дедушка, а как дальше мне, что делать? Засыпая, я вновь услышал его голос: — Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! Жив твой дед! Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь: — Люди, жив мой дед! Мой умный, добрый, осенний дед! Мой остров! Моя Земля!
Может вас вдохновит)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить условие для задач 2 класса по математике
  • Как правильно составить заявление на перерасчет пенсии
  • Как найти информаторов загадочника batman arkham knight
  • Как найти картинки в дискорде
  • Dying light подвисает как исправить