Как составить беседу к песне

Обновлено: 27.05.2023

Конспект беседы о содержании музыкального произведения с детьми.

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения.

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса.

4. Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия.

Форма организации занятия: групповая.

Структура занятия: вводная часть – 5 минут, основная часть – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Продолжительность: 30 минут.

Методы обучения: словесный, игровой.

Материалы и оборудование:

фортепиано, портрет П. И. Чайковского, стульчики для детей

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям занять свои места.

2. Основная часть.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Педагог: Правильно. Уже наступила весна! Что вы можете рассказать о изменениях в природе?

Дети: Больше солнышка, подтаивает снег, сосульки и т. д.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывода о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся.

Педагог: Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и. т. п.

Педагог: Молодцы! А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении? Послушайте этот фрагмент.

Педагог: Вот так, на фортепиано передаются радостные трели птички, приветствующей весну и солнце.

3. Заключительная часть.

Педагог: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение о весне. Как называется это произведение?

Педагог: А как зовут композитора?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Педагог: Верно! Молодцы — П. И. Чайковский. Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями выбрать стихи о весне или сочинить самостоятельно и рассказать нам эти стихи на следующем занятии. Если есть возможность и у вас дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Д.Б.Кабалевский. 2-ая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание.

I. Вступительное слово

Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой. Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает…

— Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся).

— Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Дмитрий Борисович Кабалевский. Он родился в начале прошлого столетия в Петербурге в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Дмитрий Борисович унаследовал от своей матери. Став композитором, Д.Б.Кабалевский написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, счастливое детство. Композитор очень любил детей. Он говорил, что если их не было бы рядом, он испытывал бы чувство пустоты. Дети для него – источник вдохновения.

Задание перед слушанием:

— Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию.

II. Анализ произведения

— Понравилась вам песня?

— Ребята, что же помогло композитору так быстро сочинить музыку?

— Какие жанры встретились в этом произведении? (песня, танец).

— Почему танец? (музыка плавная, лёгкая, хочется танцевать).

— Какой это танец? (вальс).

— О чём поётся в песне? (о родине).

— Кто её исполняет? (детский хор в сопровождении фортепиано).

— Вы встречались с этой музыкой раньше и, если встречались, то где? (ответы детей).

Задание перед слушанием:

— Сейчас прозвучит очень красивая музыка! Постарайтесь это услышать и узнать её, а ещё обратите внимание на то, кто исполняет музыку.

Д.Кабалевский. Вторая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром.

Анализ

— А кто пел песню? (Никто, мелодию песни исполнял оркестр).

— Какой оркестр исполнял музыку? (симфонический).

— Почему симфонический? (были скрипки).

— А какой солирующий инструмент вёл тему песни? (фортепиано).

— Кто знает, как называется музыкальное произведение, в котором оркестр вступает как бы в соревнование с одним инструментом: скрипкой, фортепиано? (называется концерт для фортепиано с оркестром).

— Да, это был фрагмент из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д.Б.Кабалевского.

— Поднимите руку, кому понравилась эта музыка.

— Чем она вам понравилась? (высказывания учащихся о музыке).

Вывод:

2.2.2. Пение. Воспитательное значение хорового пения

Цель: ознакомление с особенностями слуха и голоса младших школьников, методикой работы по развитию певческой деятельности учащихся.

Терминологический словарь

Певческая установка – правильная поза поющего.

Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос.

Звукообразование – образование звука человеческого голоса.

Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок.

Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок.

Дикция – ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.

Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции.

Артикуляционный аппарат – губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы.

Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения.

Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука.

Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения.

План

1. Общая характеристика деятельности. Воспитательное значение хорового пения.

2. Особенности развития слуха и голоса младших школьников. Охрана детского голоса.

3. Вокально-хоровые навыки и умения.

4. Методика работы с фальшиво поющими детьми.

5. Последовательность разучивания песни.

Н.Л.Гродзенская

Тезисы лекции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке. Он написал множество фортепианных пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии. Природа Норвегии очень богата горами и скалами. Обратите внимание на доску.

4ПОБ НАЧ кз

Ярошенко А.А.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке. Он написал множество фортепианных пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии. Природа Норвегии очень богата горами и скалами. Обратите внимание на доску.

Вы видите портрет этого композитора. Внимательно на него посмотрите и подумайте, как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку? Как вы думаете, каким он был человеком?

Дети: талантивый, добрый, благородный, умный, гордый.

Педагог: Умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе. Послушайте одно из произведений Эдварда Грига и подумайте, какое время суток изобразил здесь автор?

Педагог: А как вы поняли, что это утро? Может вам музыка как то подсказала?

Дети: музыка напоминает рассвет, утро. Природа просыпается, сначала музыка звучит тихо, а потом громче.

Педагог: Правильно. А какое это утро? Пасмурное и дождливое или наоборот солнечное и теплое?

Дети: Солнечное и теплое.

Педагог: Эдвард Григ писал много красивой музыки. И одно из таких произведений мы с вами сейчас прослушаем. А вы подумаете, какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

Дети: танцевальная

Педагог: Правильно. А какой это танец?

Дети: Легкий, воздушный

Сюита – это когда в нескольких произведениях участвует один герой. Таким героем является Пер Гюнт. Он попадает в пустыню и видит восходящее солнце, видит свою Родину.

Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышат, что солнышко взошло – поднять руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? – (скрипки)

Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Цель: познакомить детей с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта.

Предварительная подготовка: разучивание с детьми музыкальных произведений Ф. Шуберта.

Исполнители песен Ф. Шуберта

Ход занятия

Ведущая. Какая замечательная музыка! Кажется, что ее написал очень счастливый человек. Сама музыка говорит об этом (напевает).

Ведущий. А знаешь ли ты, кто написал эту музыку?

Ведущая. Конечно! Ее автор — австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена. Жаль только, что Шуберт прожил так мало — всего 31 год.

Но его наследие огромно. Он написал 9 симфоний, несколько опер и более 600 песен. Песни считаются самыми популярными его сочинениями.

А еще он писал фортепьянные пьесы. Все юные музыканты обязательно разучивают вальсы или другие танцы, написанные Шубертом для фортепиано.

Ведущий. Я очень рад, что тебе нравится музыка Ф. Шуберта. И очень жаль, что этот композитор прожил такую недолгую жизнь. Но то, как он ее прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Ведущая. Творческом подвиге?

Ведущий. Да. Юный Ф. Шуберт еще в школьные годы начал сочинять музыку, причем делал он это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Франца знал, как труден путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких как Моцарт и Бетховен.

Он хотел уберечь сына от подобной участи, но его усилия привели к серьезной ссоре с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

Ведущая. Жизнь Шуберта могла сложиться счастливо, ведь его отец был школьным учителем. Неужели он не смог понять собственного ребенка?

Ведущий. Выходит, что так. В течение всей жизни композитор не имел собственного дома. Он жил то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австралии — Вене, и венцы любили его музыку, главным образом — его песни.

Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передает радостное настроение мальчика.

Ведущая. Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. В своих произведениях Шуберт всегда рисует простого и скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Ведущий. Очень часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Именно ей он доверяет свои мысли, надежды и печали.

В произведениях Шуберта часто встречаются образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора и др. Эти художественные образы окружают героев песен Шуберта, становятся спутниками его странствий, разделяют его радости и горести.

В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой веселой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку.

Ведущая. Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, что Шуберт впадал в мрачное настроение.

Ведущая. А еще композитор мог написать к одним и тем же словам по несколько музыкальных сопровождений. Так, однажды к одному варианту текста он сочинил семь различных мелодий.

Музыкальные мысли посещали его даже во сне. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках!

Серенады обычно исполнялись в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Ее мелодия льется плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает звучание гитары.

Ведущий. Знаешь, я хочу, чтобы мы сделали одно исключение для нашего сегодняшнего вечера.

Ведущая. Какое исключение?

Ведущая. Конечно, могли бы. А что это за пьеса?

Ведущая. Сегодняшнее занятие я предлагаю закончить слушанием одного из вальсов Шуберта.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился своими вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и Шуберт.

Один из вальсов (си минор) наверняка знают все юные музыканты. Этот вальс несложен, у него особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о будущем.

Звучит вальс си минор Ф. Шуберта.

Ведущий. Музыка Шуберта сама была похожа на ручеек, который неоднократно звенел в его песнях.

Ведущая. Подобно светлому ручейку она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили их.

Ведущий. Надеемся, что и вы после сегодняшнего занятия полюбите музыку австрийского композитора Ф. Шуберта.

Читайте также:

      

  • Слово о полку игореве краткое содержание главная мысль
  •   

  • Украшение сцены на 9 мая в школе
  •   

  • Куда сесть чтобы списать в школе
  •   

  • Смерть африканского охотника краткое содержание
  •   

  • Справка готовности детей готовности к школе

«Песенка о весне» муз. Г.Фрида сл. Н.Френкеля.

Цель: Способствовать развитию детского воображения, проникнуться радостным, весенним настроением, переданным в песне, развивать навык коллективного пения.

Задачи:

  • Научить детей воспринимать и передавать весёлый, оживлённый характер песни.
  • Исполнять песню легко, радостно, весело, в оживлённом темпе, без напряжения, четко произносить слова.
  • Вовремя начинать пение после вступления, правильно беря дыхание, так же правильно брать дыхание между фразами.
  • Петь эмоционально, передавая динамические оттенки, точно интонировать, соблюдать ритмический рисунок, добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.

Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Для разучивания песни устанавливается последовательность заданий, помогающих хорошо усвоить произведение и овладеть приёмами для его выразительного исполнения.

Работу над песней разделим на 3 этапа, каждый из которых имеет методы и приемы.

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие. (1 занятие)

II Этап – разучивание песни. (2–4 занятие)

III Этап — закрепление и финальное исполнение. (5-6 занятие)

I Этап. Разучивание песни «Песенка о весне «Г.Фрида сл. Н.Френкель

Начну с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность.

На первом занятии мы беседуем с детьми о приближающейся весне, о том, как пробуждается природа, о первых её проявлениях. Расскажу детям одну занятную историю, про маленькую девочку, которая гуляла со своей мамой в парке. Она любовалась первыми яркими лучами солнца. Наблюдала, как на первых проталинах прыгает воробей и громко чирикает, как будто бы что-то всем сообщает. У девочки было замечательное настроение от пробуждающейся природы и она запела песенку, я вам её сейчас спою.

Исполняется песня Г. Фрида « Песенка о весне» сл. Н. Френкель.

Новое произведение я показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее использую образное слово, провожу беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом. Эта беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни.

При разучивании «Песенка о весне» Г. Фрида внимание обращается на передачу радостного, бодрого настроения и требует чёткого, выразительного и ритмичного, но не форсированного звучания. Обращаю внимание детей на песню светлого, лиричного характера, так же на характер звучания: лёгкий и подвижный. Исполняется песня лёгким звуком в оживлённом темпе. Она передаёт чувство радостного ожидания прихода весны, это настроение хорошо выражено музыкальными средствами: первые четыре такта всё идёт на стаккато, в басовой партии -скачки. Это вполне соответствует словам «звонко капают капели». В следующих четырёх тактах стаккато уже нет, появились лиги, а в мелодии – знаки усиления (крещендо) и ослабление (диминуэндо): «птицы весело запели». Мелодия несложная, в пределах кварты, во втором тетрахорде си бемоль-мажорной тональности (в первой октаве). За исключением двух скачков вниз (1-й такт), она построена на постепенных ходах от V до I ступени, что делает её очень доступной. Но есть небольшая деталь, которая усложняет исполнение. Звукоряды, записанные в 3-м и 5-м тактах, несмотря на то что оба они идут поступенно вверх, вниз, имеют различие: в 3-м такте звукоряд начинается с V ступени, а в 5-м – с VI. Детям надо точно попасть на ноту соль(5такт). Учитывая диапазон детей старшей группы (ре I окт. – до, до#II окт.) тесситура песни для исполнения удобна ( фа-си бемоль I ).Своеобразие этой песни в том, что аккомпанемент не поддерживает мелодию, а идёт на октаву выше. Это затрудняет усвоение её детьми. Поэтому в процессе разучивания надо всё время подыгрывать мелодию.

На 1 занятии я исполняю песню с сопровождением, провожу беседу о характере, настроении песни, в каком темпе она исполняется, каким звуком, разбираем текст песни, каждую фразу, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов «капели», «проталины», правильное и отчетливое их произношение.

После беседы дети повторно слушают песню с сопровождение, уже более глубоко и внимательно воспринимая характер песни в сочетании с текстом.

Затем я проигрываю мелодию на металлофоне или фортепиано без сопровождения, чтобы дети услышали одну мелодию.

II Этап. (2-4 занятие)

При разучивании использую следующие приемы: настройку на первом звуке; пение мелодии без инструмента; исполнение мелодии на фортепиано или проигрывая её на металлофоне; разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе.

Для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.
Перед началом пения детям предлагаю упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «лё-лё» (прима), «ку-ку» (чистая кварта), использую также упражнение «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук, мелодические обороты варьируются для каждого ребенка),их повторение формирует навык чистого интонирования, развивает и координирует слух и голос.

Слаженность исполнения я развиваю с помощью показа момента вступления, используя дирижерские жесты или с помощью мимики. Но, следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки.

Поэтому я использую яркое исполнение и образное слово при разучивании песни.

Песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами.

На втором занятии предлагается повторное прослушивание песни с подпеванием детьми. Важно привлечь внимание к точному воспроизведению 3-го и 5-го тактов. Индивидуальные задания: менее подготовленный ребёнок поёт 3-й и 4-й такты («возле нашего окна»), более способный – 5-й и 6-й такты («птицы весело запели») . Задание выполняется несколько раз, попарно.

Остальные отмечают качество их пения. После дети поют песню всей группой На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях.

пражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне.
Во время разучивания этой песни используется для распевания песенка «Паровоз» В. Карасевой, поскольку в ней такие же интонационные обороты.

Пропевание слога «ду» скачком на кварту вниз и вверх поможет правильно сформировать звук во время пения песни. Так же во время разучивания «Песенка о весне» муз. Г. Фрида, на одном из первых занятий, использую для распевания песенку «Петрушка» В. Красевой, которая упражняет в точной передаче мелодической интонации при скачках голоса на кварту. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения,
которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки я даю в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. На втором занятии я уделяю внимание скачку мелодии на кварту вверх и вниз (си бемоль – фа), добиваясь правильной интонации, так же стремимся точно передавать постепенное движение мелодии вверх.

На 2-3 занятиях я проиграю трудные мелодические обороты, пропою их без музыкального сопровождения, проиграю отдельно, предложу прохлопать ритмический рисунок песни, одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию. На начальных занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса. Особое внимание на каждом занятии уделяю трудным местам, с которыми на данном этапе сложнее справляться детям. Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом», скандировать. Затем играю одну мелодию, пою без сопровождения, привлекая к пению хорошо поющих детей, затем предложу всем спеть мелодию без слов (на звуках: ля, лю, ли).

Так же на начальных занятиях необходимо привлечь внимание детей к различным способам звукообразования. Первые 4 такта надо петь легко, отрывисто, ведь это звонко капают капели. Вторые 4 такта исполняются так же подвижно, но более напевно, с точным выполнением динамических оттенков («запели птицы») Дети делятся на две подгруппы, которые поочерёдно исполняют эти отрывки, соблюдая указанные оттенки. После дети поют песню всей группой.

Акцентирую внимание отчётливому произношению согласных в конце слов «подснежник», «цветочек», «пахнет», «капают»; гласных в словах «нашего», «вчера», «проталинке» (объяснив этого слово), «цветочек», «солнцем», предварительно работаем над артикуляционными упражнениями над этими звуками.
Например, детям нравится р.н. п. «Андрей – воробей» в обр. Слонова.

Эта попевка используется, как упражнение, способствующее выработке чёткой артикуляции и ясной дикции.

Использование упражнений-игр помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты: интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Они используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей в разучиваемой сегодня песне.

Дети с радостью вспоминают русскую народную песню «Василёк», которая упражняет детей в чистом интонировании, построенной на на поступенном движении с сверху вниз и вырабатывает правильное дыхание. А песня – упражнение «Лесенка» сл.М. Долинова, муз. Е.Тиличеевой или «Скачем по лестнице» муз. Е.Тиличеевой закрепляет у детей умение точно определять и интонировать постепенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, в разучиваемой песне, я им разъясняю и показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку. Развитию дыхания, помогут такие песенки, как «Кукушка» Е.Тиличеевой, «Дудочка» В.Карасевой, так же это полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса.

Для выработки правильной дикции использую выразительное чтение текста, предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

Для отрабатывания артикуляции и хорошей дикции в песне я использую русскую народную прибаутку «Бай, качи, качи» с помощью которой можно добиваться чёткого, ясного произношения слов.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты: интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.

Особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих. На занятии детей старшей группы рассаживаю следующим образом: в первом ряду сажаю детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду — детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем — детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

III Этап. 5-6 занятие

После настройки и выполнения некоторых упражнений, описанных выше, предлагаю детям спеть песню 3-4 раза разными способами: спеть без сопровождения, своим голосам помогая им; по подгруппам (первый и второй ряд, мальчики и девочки, по куплетам); цепочкой по музыкальным фразам.

Слушаем друг друга, обсуждаем и справляем ошибки. Затем песня исполняется хором с сопровождением.

В завершении III этапа провожу с детьми беседу о том понравилась ли им выученная песня? Понравилось ли как они её исполняют, что им больше всего запомнилось в разучивании песни? Обсудить качество звучания песни в нашем исполнении. В финале разучивания предложить спеть песню стоя, выразительно и точно, как на празднике.

В итоге разученной песни, у всех ребят улучшилась музыкальная память, дети проникли радостным, весенним настроением, переданным в песне, научились воспринимать и передавать весёлый, оживлённый характер песни.

Исполняют песню легко, радостно, весело, в оживлённом темпе без напряжения, четко произнося слова. Научились слышать вступление и вовремя начинают пение после вступления, правильно берут дыхание, после вступления и между фразами. Поют эмоционально, передавая динамические оттенки, более точно научились интонировать, чётко передают ритмический рисунок песни.

Исполняют песню непринуждённо, лёгким звуком. Дети стали более эмоциональными.

Этапы работы над песней на уроке музыки

(методика разучивания песни):

I этап – Настрой на восприятиеэмоциональная фраза, вступительная беседа, беседа с детьми о песне, мини-рассказ, загадка, стихотворение, игра и др.

II этап – Художественное исполнение песни (показ). Требования к показу: музыкально грамотно, эмоционально, выразительно, дикционно четко, не заглушать звучание голоса инструментальным сопровождением, исполнять все куплеты песни.

Ш этап – Анализ песни (беседа о песне с детьми): разбор содержания песни; выявление основных образов, характера музыки; основных средств музыкальной выразительности; особенностей строения мелодии, лада, метроритма; звуковедения; непонятных слов.

IV этап – Настройка: (настрой на первый звук песни (фразы, предложения), ладовый настрой, настрой на тональное трезвучие (нотами, на слог, на гласную), вокальные распевки (нотами, на гласные, на слоги из материала песни, с закрытым ртом).

V этап – Разучивание по фразам (предложениям).

VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.

Работа над песней планируется на 2-3 уроках (зависит от сложности песни и месте её в общей структуре урока): на 1-м уроке – знакомство с песней, на 2-3-м уроке – продолжение разучивания и художественное исполнение песни.

Концертное исполнение следует планировать на обобщающем уроке.

Эффективность вокально-хоровой деятельности учителя музыки во многом зависит от владения разнообразными методами и приёмами работы.

Методы, приемы — это группа средств которые позволяют достичь проектируемого результата в уроке, т.е. реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся. Основные методы при разучивании песни на уроке музыки в 1-м классе – наглядный (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный) и практический (игровой).

Вокально-хоровая работа на уроке музыки включает в себя работу над дыханием, звуком, чистотой интонации, ансамблем, строем, дикцией, нюансировкой устранением певческих дефектов у детей и привитием навыков правильного голосообразования и звуковедения.

Главное при разучивании песни – предупреждение ошибок. Не допускать неверного пения!

Опыт прошлого века, изложенный в книге «Методика школьного хорового пения» (1909) Д.И.Зарина – одного из талантливейших мастеров в истории музыкальной педагогики, дает основание сформулировать основные задачи первого этапа вокально-хоровой подготовки детей младшего школьного возраста и изложить их в следующей последовательности:

  1. выработка точной и мягкой атаки звука;

  2. умение удерживать один звук неизменным по высоте и силе голоса;

  3. умение соединять по 2-3 звука без смазывания переходов между ними;

  4. выравнивание гласных по тембру, что обеспечивается стабилизацией положения гортани при пении различных гласных сначала на одной ноте, а затем и при смене высоты тона;

  5. овладение пением с различной нюансировкой.

Для этого используются специальные вокальные упражнения, которые рекомендуются выполнять, соблюдая следующие правила:

  • сначала медленно, затем скорее;

  • все упражнения исполняются на одном дыхании,

  • следить за правильным дыханием,

  • изображать графически направление мелодии,

  • исполнять одно и то же упражнение с различной динамикой: то тихо, то громко.

Памятка для учителя «Этапы работы над
песней в начальной школе»

         1.
Знакомство с песней, эмоциональная настроенность на ее исполнение:

– активизация внимания учащихся: вступительное слово
учителя – сведения о композиторе, о жанре музыкального произведения, чтение
стихов, показ иллюстраций, видеофильмов и т. д.;

– постановка проблемного вопроса перед восприятием
музыкального произведения (какое настроение, какие чувства вызывает музыка, что
вы представляете, слушая эту музыку?);

– восприятие музыкального произведения. Основным
требованием этого этапа является высокохудожественное исполнение музыкального
произведения;

– повтор проблемного вопроса, беседа по содержанию и
характеру песни;

–  раскрытие темы урока и четверти.

2. Разучивание песни:

– Обязательные компоненты разучивания любой песни:
показ учителя («Разучим мелодию этой песни»); непосредственно показ фразы,
предложения; тон; поют дети.

– Примерная схема разучивания песни по фразам
(вокально-хоровая работа проводится одновременно с разучиванием):

×   показ и
разучивание 1 фразы,

×   показ и
разучивание 2 фразы,

×   показ 1 и 2 фразы,

×   разучивание 1и 2
фразы,

×   показ и
разучивание 3 фразы,

×   показ и разучивание
4 фразы,

×   показ 3 и 4 фразы,

×   разучивание 3 и 4
фразы,

×   показ всего
куплета,

×   исполнение всего
куплета.

– Исполнение мелодии в темпе, в характере.

– Обобщение по теме урока.

3.Техническая работа над песней:

– Закрепление первоначальных сведений о характере и
содержании данной песни при повторном слушании и анализе.

– Работа над 1-м куплетом песни. Преодоление
специфических трудностей и технических задач, свойственных этой музыке
(своеобразие мелодии, ритма, трудности дыхания и фразировки, строй, ансамбль).

– Разучивание и техническая работа над 2,3 куплетами.

Вся техническая работа направлена на создание
характера и музыкального образа.

4. Закрепление и художественное исполнение песни:

– Продумывание и отработка намеченного исполнительского
плана.

– Подготовка к концертному исполнению.

Примечание. Все этапы
работы над песней в начальной школе рассчитаны не на один урок.

Беседа

-Скажите пожалуйста дети кто же провел с нами сегодня физкультминутку?

-(пингвины).

-Да правильно, ребята! А где живут у нас пингвины?

-(В Антарктиде.)

-А вы знаете к какому семейству относятся пингвины? (птицы)

-да правильно. Они относятся к семейству морских нелетающих птиц.

-А знаете ли вы, какие птицы обитают в наших краях? (дети перечисляют)

-А сейчас с помощью кроссворда я проверю, насколько хорошо вы можете угадать птиц по их голосам и по изображениям.

(КРОССВОРД)

1) В лесу, под щебет, звон и свист,   

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись …

2) Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит …

3)Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

4) Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняя в сосняке,

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике.

5) Носит серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»

6) Чёрный, проворный,

Кричит «крак» — червякам враг

7) Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её

8) Всю ночь летает

— мышей добывает.

А станет светло

— спать летит в дупло.

9)

-Ребята, какая же птица у нас появилась по середине?

-Что же вы знаете об этой птице?

-да правильно…

-Ласточка — маленькая перелетная птица, на зиму ласточки улетают в теплые страны. Ласточки питаются насекомыми-мухами, каморами , жучками. они ловят и поедают их на лету. Ласточки не вьют гнезда, как другие птицы. Они лепят себе из комочков земли и глины очень прочные домики, и лепят свои домики они обычно высоко на стенах зданий. В них ласточки растят своих птенцов. Люди говорят , это к счастью , если у них дома живут ласточки.

-Многие художники , поэты , композиторы обращаются к теме живой природы , мы знаем много песен о животных , о птицах и на сегодняшнем уроке мы с вами разучим песню об этой птице она так и называется «Ласточка».

А авторами этой песни является современный союз , которые вместе сочинили много детских песен , которые стали очень популярными.

«И вновь пограничную службу несем», «Где и когда», «Ласточка» и многие другие песни.

Послушайте, я сейчас ее вам исполню. Следите за словами на слайдах. Можете подпевать мне.

Презентация Вступительная беседа к песне Е.Крылатова и И.Шаферана

Презентация содержит 58 слайдов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти третий угол трехгранного угла
  • Как найти пириметр равностороннего треугольника
  • Linux как найти файл через терминал
  • Как составить план моей финансовой деятельности
  • Как найти объем фигуры через площадь