Как составить беседу классный час

Классный час «Искусство общения»

Цели:

1) содействовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

2) создать условия для получения обучающимися опыта эффективного общения с другими людьми;

3) расширить представления обучающихся об условиях успешного взаимодействия.

Оборудование:

компьютер с мультимедийным проектором, экран, раздаточный материал;

Ход занятия

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Обучающиеся разделены на две группы. На столе лежат конверты с цитатами, пословицами и поговорками. Обучающиеся знакомятся с содержимым конвертов.

«- Пред старцем – молчание;

— Пред мудрым – послушание;

— С равным дружбу иметь;

— С младшими – дружелюбное согласие;

— Уважен хочешь быть, умей других уважать.»

«Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих». (А. Ахматова).

«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш. Бронте).

«Наслаждение общением — главный признак дружбы». (Аристотель)

Какова речь, таков и склад.

Раненный мечом вылечится, словом — никогда.

Слово — ключ, открывающий сердца.

Обдумай то, что говоришь, даже когда шутишь.

Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (А.-С. Экзюпери)

«Воспитание себя — это усвоение хороших привычек». (Платон)

«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.Чехов)

Слово не стрела, а в сердце язвит.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Звон не молитва, а крик не беседа.

Недоброе слово больней огня жжет.

Проявление уважения к окружающим — прежде всего восстановление уважения к себе. Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш классный час? (Обучающиеся высказывают предположения). Вы абсолютно правы, ребята, наш классный час посвящен искусству общения.

Все мы постоянно общаемся — в школе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Средневековый философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Большое количество контактов, в которое вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил бесконфликтного общения, сохранения своего личного достоинства и достоинства другого человека. Но в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.

  1. Что нужно для того, чтобы наладилось взаимопонимание? Без него не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни простого нормального общения.

Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей. Попробуем выяснить, хорошо ли мы знаем своих одногруппников.

Обучающимся предлагается составить словесный портрет одного из одногруппников своей группы, отразив физические данные, внешность, выразительность поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Затем описание зачитывается, а одногруппники пытаются догадаться, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

  1. Для проведения следующего упражнения вызываются 4—5 человек. Один из них остается в классе, другие выходят.

Классный руководитель (зачитывает для первого участника отрывок).

Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарников, полагая, что это ритуальное действие задержит Солнце на небе и им удастся вернуться с охоты засветло.

После этого приглашается второй участник, первый ученик пересказывает ему услышанное. Далее каждый последующий участник пересказывает полученную информацию следующему. По окончании упражнения классный руководитель и участники делают вывод о том, что информация имеет свойство утрачиваться. При передаче сохраняется не более 10%, именно поэтому так важно внимательно слушать и слышать другого человека.

  1. А теперь я предлагаю вам самим выбрать правила общения между людьми. Каждая группа выбирает из списка подходящие на их взгляд правила. (ко всем относится с уважением; будь вежливым со всеми; слушай собеседника, не перебивай его; проявляй искренний интерес к людям; не допускай грубых и ироничных высказываний; говори доброжелательным тоном; будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей …) Обучающиеся зачитывают результат.

V. Китайский философ Конфуций на вопрос своего ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другому того, чего не желаешь себе». Это правило общения вошло в историю, как «золотое правило нравственности».

А теперь я предлагаю вам проверить свои знания в области этикета. Давайте проведем викторину. (Две команды задают вопросы друг другу).

Викторина.

      1. Кто первым здоровается, мужчина или женщина? (мужчина, а руку подает первой женщина);

      2. Должен ли мужчина вставать, приветствуя женщину? (всегда, когда заходит женщина);

      3. Кто первым заканчивает телефонный разговор — тот, кто позвонил или тот, кому звонят? (тот, кто звонил);

      4. Кто кого, мужчина или женщина, должен брать под руку? (женщина — мужчину);

      5. Всегда ли мужчина должен пропустить женщину вперед? (да, за исключением того, когда помещение не освещено, либо на пути какое-то препятствие — тогда мужчина преодолевает его первым и помогает пройти женщине);

      6. Кто первым заходит в лифт? (мужчина — это зона повышенной опасности);

      7. Как должен повести себя мужчина, выходя из транспорта? (Подать руку. Если следом за его спутницей выходит другая женщина, ей так же следует подать руку);

      8. Как проходят к своему месту в театре, кинотеатре? (лицом к сидящим);

      9. Вы стоите перед входом в магазин, учреждение, класс. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропустить? (Пропустить нужно выходящих, а потом войти самому);

      10. Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно, но только очень близких друзей);

      11. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично, нельзя заставлять окружающих себя ждать);

      12. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов или заранее? (Это необходимо сделать заранее, т. к. у друзей могут быть другие планы, нужно время, чтобы купить подарок).

Какие вы все молодцы! Прекрасно владеете правилами этикета! Я благодарю всех за активное участие, работу и надеюсь, что этот классный час поможет нам в дальнейшем строить добрые, искренние, уважительные отношения друг с другом и окружающими.

И закончить нашу беседу я хочу стихотворением Ф.И. Тютчева, которое он написал еще в середине ХIХ века, но которое как нельзя лучше подходит к теме сегодняшнего классного часа. (Стихотворение зачитывает один из обучающихся).

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

  1. Рефлексия. Обучающимся предлагается приклеить грустные и веселые смайлики к картинке.

Одной из основных форм внеклассной
воспитательной работы был и остаётся классный
час.
Необходимо выяснить, прежде всего, что в
педагогической науке и практике понимается под
такой формой ВР, как классный час. Возьмём и
обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения
    воспитателя со своими воспитанниками”. (
    В. П.
    Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не
    какая-то определённая форма работы, а час
    классного руководителя”.
    (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного
часа, можно выделить определённые черты:

— это гибкая по своему составу и структуре форма
воспитательного взаимодействия;

— это форма общения классного руководителя и
его воспитанников, где ведущую роль играет
педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными
целями:

1. Создание условий для становления и
проявления индивидуальности обучающегося, его
творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе,
обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы
и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как
благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество
вариантов
в зависимости от поставленной цели,
возраста учащихся, опыта классного руководителя
и школьных условий. Классный час – это не урок. Но
обыкновенно ему отводят место в школьном
расписании, чтобы сделать обязательным
еженедельную встречу классного руководителя со
своим классом. Это требование сегодня есть не в
каждой школе. Может это и правильно, где сам
классный руководитель определяет, когда и где он
будет проводить встречу с классом. Лучше всего,
если классный час поставлен в школьное
расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт
классному руководителю встречаться с родителями
учащихся, которые в субботу имеют больше
свободного времени для посещения школы. Иногда
слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час
длился 45 минут, как урок. Но не всегда так
получается, иногда можно общаться и 20 минут, а
иногда можно говорить намного дольше, это
зависит от темы и цели, возраста, формы
проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном
тоне, классный руководитель не должен подавлять
инициативу учащихся в ходе классного часа, их
желание высказать свою мнение, выступить с
критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть
связаны, прежде всего, с развитием
индивидуальности ребёнка, с проектированием и
установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного
часа является личностно значимым. Оно включает
материал, необходимый для самореализации и
самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся
являются полноправными организаторами
классного часа. Актуальное участие и
заинтересованность каждого ребёнка,
актуализация его жизненного опыта, проявление и
развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве
критериев оценки результативности классного
часа выступают проявление и обогащение
жизненного опыта ребёнка,
индивидуально-личностное значение усваиваемой
информации, влияющей на развитие
индивидуальности и творческих способностей
обучающихся.

После описания основных компонентов классного
часа целесообразно обратить внимание на технологические
аспекты
его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и
    родителями тематики классных часов на новый
    учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор
    формы проведения;
  • определение времени и места проведения
    классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка
    плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные
    пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения
    классного час;
  • распределение заданий между участниками и
    группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного
    часа и деятельности по его подготовке и
    проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем
учащимся, и у них появилось желание принимать
участие в его подготовке, ребятам можно назвать
темы классных часов, планируемых в классе. Им
даётся право участвовать в подготовке и
проведении того классного часа, который чем-то
более интересен. Группы, которые готовят
классный час, анализируют с классным
руководителем материалы, необходимые для его
проведения, готовят концертные номера, если это
необходимо, оформляют приглашения. Результат
классного часа очень часто во многом зависит от
степени заинтересованности в нем самого
классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться
в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения,
воспитательного часа,
это может быть экскурсия
или тематическая лекция, встречи с
интересными людьми, викторины
по разным
областям знаний, КВНы, игры-путешествия,
тренинги, читательские конференции, театральные
премьеры.
Но, также следует учитывать, что
может быть экстренное классное собрание или
замена по тем или иным причинам одной формы
проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном
собрании,
которое должно проводиться примерно
раз в месяц. Оно является наивысшим органом
самоуправления в классе, где дети учатся общению,
демократии, сотрудничеству, самостоятельности и
ответственности. Назначение этого органа –
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем,
возникающих в классе. Классное собрание
выполняет две функции: стимулирующую и
организующую.

Классное собрание:

— распределяет поручения;

— избирает старосту, представителей в органы
ученического коллектива;

— слушает доклады учеников о выполнении
поручений.

Личное участие классного руководителя
обязательно: он голосует вместе с учениками
за/против принятия какого-либо решения и несёт
персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят
демократическому порядку проведения собрания:
умению слушать выступающих, выступать самим,
вырабатывать коллективные решения и голосовать
за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько
раз в месяц, с целью выработки у учеников
потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и
правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и
проведению классного собраний в 5-7 классах,
классного руководителя полностью оправдываются
в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет
очень большую роль в жизни учащихся, если он
задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество
взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали
новой возможности поговорить откровенно, они
должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в
определении тем часов общения. Обсудите с
ребятами круг интересующих их вопросов, соберите
“корзину проблем” и с учетом пожеланий
сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, чтобы у ребят было желание высказать своё
мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть
непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить
ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с
помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными.
Их выбор зависит от уровня развития коллектива,
особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие
формы:

  • Беседа.

  • Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет
    вовлечь детей в обсуждение поставленной
    проблемы, учит анализировать факты, отстаивать
    свою точку зрения, слушать и понимать иное
    мнение.

  • Сюжетно-ролевая игра – форма КТД,
    позволяющая обсудить проблему, вызвать
    сопереживание, попытаться найти решение с
    помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

— определение проблемы, выбор ситуации;

— распределение ролей и обсуждение позиции и
вариантов поведения;

— проигрывание ситуации (допустимо даже
несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

— обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё
мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут
быть различными: “инсценированный суд”,
“пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”,
инсценировка литературного произведения.


  • Устный журнал. Заранее определяется
    количество и темы страниц журнала, которые
    распределяются между творческими группами.

  • Социально-культурный проект – это
    самостоятельное исследование учащимися
    значимых социальных различных проблем. Для
    создания проекта требуется время и соблюдение
    определённого алгоритма действий:

— изучение ситуации;

— сбор информации;

— планирование;

— формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

— практические действия;

— определение приоритетных результатов;

— групповой анализ выполнения поставленных
задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы
является “мозговая атака”. Этот вид часто
используется для решения конкретной проблемы,
например, “Как улучшить дежурство в классе”.
Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

— мнения не комментируются, не оцениваются, не
повторяются;

— никого не заставляют насильно высказывать
своё мнение;

— “мозговая атака” заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

— все идеи в заключении рассматриваются и
оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в форме телевизионных игр: “Звёздный
час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”,
“Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами
работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт
возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса,
слышать их мнение по проблеме разговора,
наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том,
что он может влиять как на мнение большинства
ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в
ходе индивидуальной работы с учеником, учитель
часами не может добиться такого успеха, который
может получить в ходе классного часа. Ведь для
ребят, особенно подростков мнение сверстников
бывает важнее мнения самого авторитетного
взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы,
позволяет увидеть учеников в естественной, не
наигранной атмосфере общения и решать серьёзные
нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или
нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей
подготовки. Готовясь к нравственному классному
часу, учитель может провести предварительную
диагностику понимания учащихся нравственных
понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло,
долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного
классного часа может служить периодическая
печать, события и факты реальной жизни страны и
мира, школы, класса, художественные фильмы,
художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный
час проводится незапланированный и связан со
сложнейшей ситуацией в классе или школе.

Главное, чтобы такая встреча с ребятами не
превратилась в назидание и чтение нотаций.
Нравственный классный час — это время
совместного с учениками поиска истины, смысла
собственного существования и взрослого и
ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые
станут генеральной линией поведения во взрослой
жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не
должен быть частым. Достаточно проводить такой
классный час один раз в четверть, главное, чтоб он
был значимым в жизни ребят, заметным событием в
жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных
часов.

5 класс


  1. “Кто я? Какой я?” — игра.
  2. “Дверь в детство” — путешествие детей в детство
    их родителей.
  3. “Я через 5 лет” — экскурсия в портретную галерею
    класса.
  4. “Архив 5” — праздничное представление,
    посвящённое итогам года.

6 класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений
    и интересов уч-ся.
  2. Я — дома, я — в школе, я- среди друзей –
    интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

7 класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные
    ценности – беседа.

8 класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая
    беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за
    этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита
    фантастических проектов.

9 класс

  1. “Я имею право на…” — разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… — праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный
    экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни –
    дискуссия.

10 класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая
    беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? –
    экскурсия в мир профессий.

11 класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе –
    классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… —
    дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? –
    презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического
классного часа.

Назначение тематического классного часа
состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся,
способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки
и могут быть объединены определенной тематикой в
течение длительного времени. Эти часы могут
стать началом и завершением серьёзной работы в
классе, которая может быть дополнена другими
формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы,
необходимо предложить учащимся совместно
определить темы. Это можно провести следующим
образом:

Учитель выписывает на доске разные темы,
например: “обычаи и традиции”, “времена и
страны”, “великие люди мира”, “психология
человека”, “границы человеческих
возможностей”, “страны, изучаемого языка”,
“история этикета”, “ азбука открытия мира”, “
песни в истории моей семьи и страны”, “мир
человеческих увлечений”, “кино в жизни
человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть
и каким быть?”, “музыка нашего времени и
прошлого” и д. т.

Далее собираются ответы учащихся,
анализируются и выбираются те темы, которые
часто повторяются в ответах. Эти темы и станут
основой тематических классных часов.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах
должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в
четверть — классный час по возрождению
национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных
60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской
области, 80-летию образования Тисульского района.
)

В последнее время по определенной теме
создаются специальные воспитательные программы,
которые включают последовательное (поэтапное) с
1-11 классы воспитание учащихся в данном
направлении: Программа “Вместе”,


  • Программа “Мир спасётся красотой”,
  • Программа “Я — гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного
классного часа.

Раньше информационный час назывался
политинформацией. Но в последнее время
политинформацию поспешили выбросить из
воспитательной работы, посчитав её не нужной в
наше время. Однако это совершенно неверно. Мы
должны формировать политическую культуру и
коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа –
формировать у учащихся собственной
принадлежности к событиям и явлениям
общественно-политической жизни страны, своего
района, села, расширить кругозор, разбираться в
сложных проблемах современности, адекватно
реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит
с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим
(знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их
анализом и отношением к этой проблеме различных
слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но
не более.

Основные формы во время информационного часа:

— газетные сообщения;

— пересказ событий в мире и стране с
использованием цитат из текстов газет и
журналов;

— работа со словарём и справочной литературой;

— работа с политической картой;

— комментированное чтение газетных и
журнальных материалов;

— формулирование проблемных вопросов и поиск
ответов на них;

— просмотр и обсуждение телематериалов,
видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует
забывать и о развитии интеллектуальных
способностей
учащихся через различные формы:

— интеллектуальные марафоны;

— дни творчества;

— интеллектуальные. ринги и викторины;

— заседание психологического клуба “Зеркало”
и т.д.

Тематика классных часов по развитию
интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

  1. В. И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.

6 класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать,
    смотреть и видеть?
  3. Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.

8 класс

  1. Талантливость и гениальность. В чёя оно
    проявляется?
  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

  1. Человек и творчество. Великие творения
    человечества.
  2. Разговор с самим собой по душам.

10 класс

  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они
    проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

  1. Пока я мыслю, я живу.
  2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной
работы классного руководителя, при которой
ученики принимают участие в специально
организованной деятельности, способствующей
формированию у них системы отношений к
окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную,
ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для
“галочки”, то полезней будет сэкономить время –
своё и ученика. Но, а если классный руководитель
подходит к проведению классного часа
неформально, то начинать следует с определения
целей и попытаться систематизировать
воспитательный процесс, спланировать.

Классный
час

Класс
– 1 В

Тема
занятия: «Умение вести беседу»

Тип
занятия: проблемно-ценностное общение.

Цель: создание
условий для формирования навыков ведения беседы.

Задачи: формирование
способности обучающихся к новому способу действия;


выявление понятий «беседа», «общение», умение объяснять эти понятия;


развитие навыков общения в различных ситуациях;


формирование умения противостоять отрицательным воздействиям среды;


развитие творческих способностей и воображения в процессе общения;


воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных умений.

Методы:


Беседы.


Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.


Моделирование ситуаций.


Видеоряд.


Инсценирование.

Метод
проекта.

Формирование
УУД:

Личностные
действия: выработка у учащихся положительных черт характера,
способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Регулятивные
действия: определение цель учебной деятельности, план выполнения заданий,
определение правильности выполненного задания на основе образца, учиться
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего
задания, коррекция.

Познавательные
действия: умение извлекать информацию, представленную в виде текста,
иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить
проблему и решать ее.

Коммуникативные
действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других,
аргументировать свое мнение.

Основные
понятия: «беседа», «общение»

Оборудование: компьютер,
интерактивный комплекс, раздаточный материал, ватман, карандаши, музыка.

Этап занятия

Хронометраж

(мин)

Действия

учителя

Действия

учащихся

УУД

1.      
Мотивационный этап

1-2

Здравствуйте, ребята.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте:
как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и
ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.

Приветствуют учителя и одноклассников.

Желают друг другу что-то хорошее.

Садятся.

Регулятивные УУД: самостоятельно
организовывать свое рабочее место.

2.      
Введение в проблему занятия.

3.      
Игра-разминка «Поговорим»

5-7

5

Сегодняшнее занятие мы
начнем с просмотра фрагмента «Ералаша». Внимательно послушайте и посмотрите,
и ответьте на вопрос «В чем ошибка героя? Как вы думаете, чему будет
посвящено наше занятие?»

— Итак, о чем мы
сегодня будем говорить на занятии?

— Что вы понимаете под
словом «беседа»?

— Какие правила ведения
беседы вы знаете?

— С кем вы чаще всего
беседуете?

— А как вы думаете,
умеете ли вы вести беседу?

Тогда я
предлагаю вам это проверить.
Объединитесь в пары, (пауза) придумайте тему и побеседуйте. На беседу
отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников
встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу –
присаживаетесь. 
(Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить
следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра»,
«Музыкальная группа».)

Учащиеся смотрят
фрагмент «Ералаша», презентацию.

Ответы детей: о беседе, об общении.

Ответы детей.

Предположения детей.

Ответы детей: с родителями, друзьями.

Ответы детей.

Работа детей в парах.

Личностные
УУД: ценить и принимать правила ведения беседы. Проявлять уважение к
собеседнику.

Коммуникативные
УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять
свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

-определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

— определять круг
своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

4.      
Рефлексия

2

Молодцы, а
теперь давайте поговорим, как все прошло.

-Встаньте,
те, кто смог услышать друг друга в беседе?
— Хлопните те, кто перебивал своего собеседника. 
— Кивните головой, кто во время беседы реагировали кивком головы,
поддакиванием и пр.?
-Как смотрели собеседники друг на друга?
— Легко ли было так вести беседу? 
-Интересна ли была беседа партнерам или нет?
-Использовались ли намеки?
— Кто из собеседников говорил больше? 

Ответы детей с приведением примеров.

Ролевая игра «Контакты»

9

Тогда я предлагаю вам
это проверить.

Образуем два круга с
одинаковым количеством участников – внутренний и внешний, где внутренний –
неподвижный.

Сейчас мы проведем
серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. При
встрече вам нужно начать разговор, сказать, что–то приятное собеседнику,
понять, о чем вести речь, и также на приятной ноте расстаться с ним. Задача
участников внутреннего круга слушать внимательно описание задачи и войти в
роль того человека, о котором идет речь, а также поддерживать разговор.

Перед вами человек,
которого вы очень хорошо знаете, но очень долго не виделись, с первого
класса. За две – три минуты вы должны поприветствовать его, сказать ему
комплимент, спросить, чем он сейчас занимается, и закончить беседу.

Перед вами человек,
который чем–то расстроен и никак не может успокоиться. Начните разговор,
попробуйте тактично узнать, в чем дело, успокойте его.

Вы стоите на крылечке и
ждете, когда откроют школу. Перед вами незнакомый человек – новенький.
Познакомьтесь с ним, заведите разговор, узнайте, как его зовут, сколько ему
лет, в каком классе будет учиться, чем любит заниматься. Попрощайтесь.
Пожелайте ему удачи в его делах.

Вас окликнули на улице.
Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что
ошибся. Ваши действия и слова.

Вас сильно толкнули в
толпе. Оглянувшись, вы увидели вашу первую учительницу с тяжелой ношей. Ваша
реакция.

Перед вами
одноклассник, который сегодня ответил на ваш вопрос умышленно грубо.
Попробуйте узнать, что случилось, и завершите разговор так, чтобы конфликт
исчез.

Личностные УУД:

— Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию
другого».

— Коммуникативные УУД: участвовать
в работе группы, распределять роли, договариваться друг с
другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

— перерабатывать,
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные
УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения
задания, самоконтроль.

Рефлексия.

2

— Что для
вас было сложнее, отвечать на вопросы или начать разговор? 
-Что мешало играть роль? 
-Скажите, какие качества могут мешать человеку вести беседу, и как с ними
бороться? (Злость, неуверенность, страх, стеснительность. Нужно улыбнуться,
сказать человеку приятные для него слова, поддержать его, начатый им
разговор.)

Ответы учащихся.

5.      
Проигрывание
ситуаций. 

5

А вот какие
еще качества могут мешать общению, мы сейчас и выясним.

Приглашаю
двух желающих.

Вы садитесь в автобус. Автобус переполнен.
Мест нет, кроме единственного места, которое заняла своей сумкой дама. Задача
входящего пассажира – попробовать, пообщавшись с женщиной, занять это место.
Задача дамы — защищать место, где лежит сумка, приводив разные доводы, и
стараться не пускать пассажиров на это место.

Личностные УУД:

Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию
другого».

Коммуникативные
УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг
с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

— перерабатывать,
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные
УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения
задания, самоконтроль.

6.      
Рефлексия.

1

— Как мы общались в
этой ситуации?

— Что мешало вежливому
общению?

— Верно ли поступала
женщина с сумкой, можно ли так себя вести при общении с окружающими?

Теперь покажите верное
решение этой проблемы. Молодцы!

7.      
Инсценировка
ситуаций «Телефонный разговор»

3

Одной из разновидностей беседы является телефонный разговор. Значит
беседа- это и телефонный разговор с другом, подругой, мамой.
Я  хочу предложить вашему
вниманию два телефонных разговора.

Приглашаю 2 ребят для инсценировки.

Итак, я раздала вам листы с текстом, вы читаете только свои слова!

Остальные внимательно слушают и запоминают все. После этих диалогов мы
с вами их обсудим.

Итак, молодцы. А теперь
другая пара проиграет нам следующий диалог. Слушаем внимательно.

-Скажите, с
кем из участников телефонного разговора вам было бы неприятно общаться?

-А с кем приятно общаться?

Сегодня мы поговорили о
тех правилах, которые помогают общению с людьми в различных жизненных
ситуациях.

Говорил ли кто–нибудь
вам слова: «Я не хочу с тобой разговаривать!»

Приведите примеры
трудностей человека, связанных с отсутствием общения. Что вы будете
чувствовать, если с вами не захотят общаться? Как отсутствие общения может
повлиять на человека, на его психическое состояние?

Как правильно вести
себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы
с вами было приятно общаться:

Исходя из рассмотренных
ситуаций, попробуйте составить «Кодекс правил» «как правильно вести беседу»

Для этого объединитесь
в группы. Вспомните правила работы в группах. Выберите лидера.

Давайте еще раз скажем,
какие существуют правила ведения беседы?

— Чтобы не забывать эти
правила, мы повесим один «Кодекс правил» в  классный уголок,  а вы 
постараетесь  почаще заглядывать в него. А второй «Кодекс правил» вы повесите
на дверях вашего класса, чтобы не только вы знали и пользовались этими
правилами, но и остальные учащиеся нашей школы.

— Можете ли вы сказать
о себе, что умеете вести беседу?

— Нужно ли этому
учиться?

— Что для этого нужно?
(Только ли книжка об этикете?)

Я желаю вам в вашем
общении с окружающими людьми как можно чаще встречать культурных
собеседников. С которыми приятно общаться. А если на вашем пути встретится
бескультурный собеседник, то не упасть в грязь лицом и достойно суметь выйти
из сложившийся ситуации.

Большое спасибо за
занятие. До встречи.

Вова-Алла

Вова: Алло, позовите
Аллу.

— Алла, что нам задали
по литературе?

Алла: Алло, а кто
это?

Вова: Это Вова.

Алла: Нам нужно
прочитать сказку А.С. Пушкина.

Вова: А у тебя
есть такая книга?

Алла: Да, есть.

Вова: Дашь мне ее
почитать?

Алла: Нет, Алина,
я сама ее не прочитала.

Вова: А, жаль,
пока.

2.Миша — Катя.

Миша: Алло,
здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

Катя: Я слушаю.

Миша: Здравствуй,
Катя, это Миша. Извини за беспокойство, я не был на уроке и не знаю, что
задано?

Катя: Нужно
прочитать сказку А.С.Пушкина.

Миша: Катя, у меня
нет этой книги, не могла бы ты мне помочь?

Катя: Хорошо,
помогу, заходи сейчас за книгой.

Миша: Спасибо,
Женя, до свидания.

Ребята
говорят с кем

Ответы учеников.

Работа в группах,
создание и защита проекта «Как правильно вести беседу»

Личностные УУД:

Уважение к личности
собеседника, уважение и принятие чужой точки зрения.

Коммуникативные
УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

— выполнять логические
операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:

— способность к
преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.

Выступление на ШМО классных руководителей

«Как организовать и провести классный час»

Подготовила: Юрченкова Г.Ф.,

классный руководитель

Как организовать и провести классный час?

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время — решают ученики и классный

руководитель.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного

часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и учащимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или

иным причинам,

Следует отметить, что, классный руководитель, проводя воспитательный час или

классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа тесно связаны друг с другом.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию У них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую,

формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает

возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения у учеников к объектам окружающего мира и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания

собственного мнения.

Методика организации и проведения классного часа помогает определить его

содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а так же целей и задач, которые определил классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи

анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа классный руководитель должен — выполнить

следующее:

-определить тему и сформулировать цель;

-подобрать соответствующий материал, наглядные пособия,

музыкальное оформление и Т.Д. по теме;

-составить план (сценарий) про ведения классного часа;

-дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если

это предусмотрено планом (сценарием);

-определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.

Советы по организации классного часа.

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.
  1. В процессе обсуждения поставленных вопросов, классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
  1. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

Ни для кого не секрет, что еще и в ХХI веке встречаются классные часы, на которые дети иногда боятся идти или идут с большой неохотоЙ. Если классные руководители, которые готовят классный час как монолог одного актера, без учета интересов учащихся, их возможностей, их мнения.

Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час или лучше его называть час общения играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Классные собрания.

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (про водится примерно раз в месяц). Это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

— распределяет поручения;

— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

— слушает доклады учеников о выполнении поручений и Т.Д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся при необходимости обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний про водится самими учащимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:

-как представитель общеобразовательного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями;

-как член классного коллектива, где он связан со своими учениками дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрание, как правило, обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятие какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с учениками в этом процессе претерпевает изменения от года в год, по мере накопления опыта.

Педагогическое руководство процессом становления классных собраний будет протекать успешно, если классный руководитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-7 класс, так, чтобы к 8-9 классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания при консультативной помощи учителя.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15- 25 минут.

По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.

Одна из основных задач классного руководителя — постепенное вовлечение в про ведение собраний все большего числа учеников класса. С этой целью отдельным учащимся даются поручения подготовить, например, доклады на заданную тему.

В б-м классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководителя потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними: следует помочь школьникам, которые стесняются публично выступать, поощрять активность таких учащихся на собрании.

Как правило, у 7 -му классу складываются традиции и правила проведения

классных часов. Для детей этого возраста характерны: возросшее стремление к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому у классного руке» водителя появляется возможность для предоставления максимального проявлений активности. Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Преимущества часа общения перед другими формами работы. Преимущество первое.

Общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией на обсуждаемые вопросы.

Преимущество второе.

Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Преимущество третье.

Классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Преимущество четвертое.

Классный час, на котором решаются разные проблемы позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.

Классный час важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Лучше всего, если классный час поставлен в школьном расписании в субботу, между третьим и четвертым уроком. Это дает возможность классному руководителю чаще встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Проведение классного часа в субботу дает возможность обсудить те проблемы и разрешить те конфликты, которые накопились у ребят за учебную неделю. Иногда слышишь от классных руководителей, что в школе требуют, чтобы классный час длился по времени 45 минут, как школьный урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться с ребятами 20 минут, а иногда можно говорить очень долго. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы классного часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения на классном часу способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.

При подготовке классного часа классный руководитель должен четко следовать

методике организации и про ведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа.
  2. Определение времени и места про ведения классного часа.
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана

подготовки и про ведения классного часа.

  1. Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
  1. Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.

Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: — беседа (этическая, нравственная);

— диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с

подростками );

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

— встречи с интересными людьми;

— викторины по различным областям знаний;

— КВНы;

интерактивные игры; игры — путешествия; театральные премьеры; тренинги;

читательские конференции.

методике организации и про ведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа.
  2. Определение времени и места про ведения классного часа.
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана

подготовки и про ведения классного часа.

  1. Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
  1. Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.

Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: — беседа (этическая, нравственная);

— диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с

подростками );

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

— встречи с интересными людьми;

— викторины по различным областям знаний;

— КВНы;

интерактивные игры; игры — путешествия; театральные премьеры; тренинги;

читательские конференции.

Тема: Умей общаться со всеми и всегда.

Цель: показать значимость общения в жизни людей; дать возможность оценить уровень своей общительности и разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развивать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся; воспитывать этические нормы бесконфликтного общения.

Оборудование: ММС, презентация, анкеты, круги, блюдо с языками

Ход занятия:

I. Приветствие.

— Предлагаю поздороваться с каждым из класса за руку и при этом сказать: «Добрый день! Как дела?» Освобождать руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться со следующим членом класса.

II. Вступительная часть. Сообщение темы.

«Самая великая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения»

                                                  Антуан Сент Экзюпери

«Для того, чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».

                                                                              Д.Карнеги, американский психолог.

— Как вы понимаете эти высказывания?

— Скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?

— Сегодня мы поговорим о значимости общения в жизни людей, оценим уровень вашей общительности и познакомимся с нормами бесконфликтного общения. Тема классного часа: «Умей общаться со всеми и всегда».

II. Основная часть.

1. Понятие общения.

— Что такое «общение»?

Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

— Что значит «общаться»?

Общаться — поддерживать общение, взаимные отношения.

2. Круг общения.

Упражнение «Мой круг общения»

— Потребность в общении испытывает каждый человек. С кем вы общаетесь?

— В каждой доле круга напишите тех, с кем вы общаетесь. Выделите ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.

3. Виды общения.

— Человек – существо общительное. Он постоянно находится в разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. Общение бывает разным:

* Социально приемлемое общение

— Общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д.

* Социально неприемлемое общение

— У некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство

* Деловое общение

— Общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело: учитель – ученик; директор – учитель; мастер – рабочий

* Личностное общение (друзья, знакомые, родственники)

— Чем дружеское общение отличается от делового общения?

— У нас в классе какое общение преобладает?

— Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

4. Средства общения

Язык, как средство общения.

— Что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь)

— Что такое «язык»?

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, обеспечивающая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

— Что принято понимать под речью?

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Процесс говорения, речевая деятельность.

Жест, как средство общения.

— Что еще помогает людям общаться? (Жест, мимика)

— Как общаются люди, которые не умеют говорить?

— Важным элементом в общении являются жесты.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, выражающее или сопровождающее речь.

— Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

Мимика, как средство общения.

— Часто при разговоре люди изменяют выражение лица, показывая удивление, радость, злость. Какое средство общения они используют?

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее состояние человека.

5. Правила общения

— Посмотрите сценку и скажите, о каком средстве общения идет речь.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф позвал к себе Эзопа.

Ксанф: Эзоп, у меня будут обедать друзья. Ты должен приготовить на обед самое лучшее кушанье, что есть на свете.

(Эзоп уходит и возвращается с блюдом и языками на нем)

Эзоп: Я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.

Ксанф: Почему ты считаешь это дешевое угощение самым лучшим?

Эзоп: Что на свете может быть лучше языка? Без языка в этом мире ничего не совершить: не попросишь, не купишь, не продашь, не прочитаешь. С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви.

(Уходят и появляются вновь)

Ксанф: А сегодня приготовь самое худшее, что только можно придумать.

(Эзоп уходит и возвращается с блюдом и языками на нем)

Эзоп: Я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.

Ксанф: Вчера ты утверждал, что язык ‒ самое лучшее, что есть на этом свете. А сегодня ты говоришь, что нет ничего хуже.

Эзоп: Это так, хозяин. Что может быть хуже языка? Он начинает ссоры, обманывает, оскорбляет. Он причина драк и войн. Из-за него гибнут люди.

— Почему язык можно назвать другом и врагом?

— Нашим языком, его словами и речами одним людям мы говорим что-то хорошее, хвалим, а другим – наносим обиду, оскорбляем, унижаем. Думайте, прежде чем сказать человеку что-то плохое.

— Какие пословицы и поговорки о речи и слове вы знаете?

Пословицы о слове и речи

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Доброе слово железные ворота отопрет.

В добрый час молвить, а в худой – промолчать.

Лишнее говорить – себе вредить.

Слово жжет сильнее огня.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

— Как вы думаете, какие качества человека помогают общению, а какие – усложняют его: ♦ доброта

открытость

подозрительность

внимание

душевность

грубость

тактичность

зависть

лживость

порядочность

честность

доверие

— Говорил ли вам кто-нибудь вам слова «Я не хочу с тобой общаться»?

— Как вы на них реагировали?

— А как сделать наше общение приятным? Я предлагаю вам запомнить правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.

Правила общения:

* Должно быть желание разговаривать

* Смотреть в глаза собеседнику

* Правильно строить фразы

* Говорить четко, не торопясь

* Соблюдать правильное произношение слов и ударение в словах

* Соблюдать в разговоре нормы литературного языка, не засоряет свою речь словами-паразитами («того», «типа», «короче» …)

* Вести разговор с собеседником вежливо и ровным голосом

* Не кричать

* Уважать своего собеседника

* Быть тактичным

* Выслушивать другого человека, не надо перебивать или прерывать собеседника

* Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для другого человека

* Не принижать достоинства человека, не ставить его в неловкое положение

* Стремиться к взаимопониманию

— Как вы думаете, с вами приятно общаться?

— Узнать о себе самих вам поможет тест.

Тест «Умею ли я общаться?»

Ты любишь больше слушать или говорить?

Ты всегда можешь найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

Ты всегда внимательно слушаешь собеседника?

Ты обижаешься, когда тебя не слушают?

Умеешь ли ты задавать собеседнику вопросы?

Ты можешь сказать собеседнику плохое слово, обидеть его?

Всегда ли ты правильно высказываешь свои мысли?

Ты можешь сказать собеседнику плохое слово, обидеть его?

Всегда ли ты выслушиваешь другого человека, не перебивая его?

Ты всегда понимаешь собеседника?

— Как вы думаете, умение общаться приходит само или ему необходимо учиться?

— Человек учиться чему-то всю свою жизнь. Все могут научиться общаться, но для этого необходимо:

* понять с кем вы общаетесь, уметь разбираться в людях

* эмоционально правильно откликаться на состояние людей и их поведение

* выбрать соответствующий способ обращения к человеку

Запомните золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

III. Итог

— Мне хочется закончить нашу встречу словами Булата Окуджавы:

Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова

Затронули вас проблемы, о которых мы говорили?

— Кто услышал что-то полезное для себя?

— Над чем вы задумаетесь после классного часа?

Можно считать наш разговор ещё одним, пусть небольшим шагом к вашей самостоятельности, адаптации к жизни?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти биссектрису угла видеоурок
  • Как найти полную мощность всей цепи
  • Как найти память в биосе asus
  • Как найти своих предков в германии
  • Нашел карту как узнать баланс чужой карты