Как составить беседу по картине

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

http://edu21.cap.ru/home/10624/11/adcfc8_1.jpg«БЕСЕДА
С ДЕТЬМИ ПО КАРТИНЕ»

Составитель воспитатель

по изо деятельности Русаклова Н.В.

http://www.aurora-tula.ru/gallery/dom-hudojnika-zanyatiya-dlya-detey-11177-large.jpgВ семье можно и нужно
систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя
темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В
домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную
минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по
темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций
на тему «Времена года» — пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в
произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Но не следует показывать ребенку за
раз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу
начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое
впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа
картины.

Беседа,
естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине.
Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел
художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких
средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому
вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают
изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор
картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное
произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но
все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит
единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе
утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета
выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел
художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства
средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает
художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное
(композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью
которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и
цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя
чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания –
чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста,
враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно,
чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что
художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при
этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный,
эстетический отклик. Как это сделать?

http://estalsch18.edumsko.ru/uploads/3000/2193/section/225744/kartinki/izo1.jpg?1483469099759

Беседу можно построить по следующим вопросам:

Какие чувства
испытывал художник, когда создавал картину?

Как он относился
к героям произведения?

Как их понимал,
кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

Какие чувства
автор хотел вызвать у зрителя?

Подобные ли
чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

Похожи ли эти
картины по цвету?

Почему не
похожи? И т.д.

https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/164843909.d1/0_21e9b9_97634a81_XL.jpgНадо дать понять родителям,
что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света,
размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для
раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М. Васнецова
«Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности,
тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на
этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У
Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой
держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не
смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги,
устал, пасть открыта, язык высунул».

http://ru.topimpressionists.com/Art.nsf/O/8XY8CZ/$File/Igor-Emmanuilovich-Grabar-The-Frost.-Sunrise-2-.JPGЧтобы дети могли лучше
воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а
две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их.
Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря и «Русская зима»
К.Ф. Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство
высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки
золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник
радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на
двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая.
Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так
путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего
пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить
по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в
свою очередь, передает их нам.

Воспитание живой
эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его
изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная
организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет
прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности
малыша.

http://clipartmania.ru/uploads/gallery/main/367/flowers-multicolored-424.pngУважаемые мамы, папы, бабушки
и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к
прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на
развитие творчества у детей.

Печатная информация

для родителей и воспитателей

«Как беседовать с ребенком

по картине»

«БЕСЕДУЕМ С ДЕТЬМИ ПО КАРТИНЕ»

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» — пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля. Но не следует показывать ребенку зараз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

  • Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

  • Как он относился к героям произведения?

  • Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

  • Какие чувства автор хотел вызвать у зрителя?

  • Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

  • Похожи ли эти картины по цвету?

  • Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять детям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и «Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

И.Э. Грабарь К.Ф. Юон

«Февральская лазурь» «Русская зима»

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

  • Рассмотри картины и назови их одним словом. Заранее подготовьте подборки картин-репродукций, фотографий разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).

  • Кто художник? Покажите произведения нескольких художников, ребенок пусть назовет их авторов.

  • Кто больше заметит и назовет. Заранее разместите по комнате репродукции картин художников, а в другой раз расставьте народные игрушки, затем другие изделия народных мастеров.

  • Назови, кому что нужно. Называйте сами человека творческой профессии: музыкант, художник, писатель и другие, или показывайте соответствующую картинку, а ребенок называет, что каждому нужно для работы.

  • Назови, кто это создал. Показывайте (последовательно) книгу, ноты, картину, а ребенок называет творца (профессию, если знает, и фамилию).

  • Узнай и назови литературный персонаж (героя), которого я опишу.

Поиграйте с ребенком в различные дидактические игры соответствующего содержания (парные картинки, лото, домино и др.)

  • Составь узор ( резные картинки).

  • Подберем для каждого букета подходящую вазу. Заранее подготовьте вазы разной высоты и формы, затем вместе с ребенком подготовьте из срезанных на участке (на лугу) цветов букеты.

  • У куклы день рождения. К ней в гости придут четверо друзей. Накрой красиво стол.

  • Кукле на день рождения подарили картину. Где ее лучше повесить, как ты думаешь?

  • Давай подумаем, как лучше расположить твои рисунки к сказке, чтобы получилась красивая книга.

  • Подумаем, как лучше развесить твои рисунки, чтобы украсить комнаты к празднику.

  • Придумай сказку (загадку, стихотворение, небылицу).

  • Придумай еще одну историю про мартышку, слоненка, попугая и удава. Задание можно варьировать на разном содержании (подбирая произведения наиболее популярные у ребенка).

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Собери красивые осенние листочки. Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру формы. Подумай и скажи, на что похож каждый листок.

  • Расскажи, в какие цвета раскрасила осень листья. Найди одинаковые по цвету; найди листочки, окрашенные не одним цветом, а несколькими.

  • Выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы.

  • Положи листок на бумагу, обведи его по контуру карандашом (легко нажимая на карандаш), чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного.

  • Создай картинку волшебного (сказочного) леса, расположив на листе бумаги листья разной формы и величины и обрисовав их контур. У тебя на листе бумаги получатся кроны деревьев, пририсуй им стволы, затем разрисуй кроны деревьев какими хочешь линиями, штрихами, пятнышками разного цвета, чтобы получились необычные деревья.

  • Создай изображения разных предметов на бумаге различной геометрической формы ( подготовьте для ребенка набор вырезанных геометрических форм небольших по размеру – не более 3 см).

  • Составь изображения разных предметов (какие сам захочешь и сколько захочешь), наклей их.

  • Разрежь листки бумаги ( 4х6 или 6х10) на полоски, придумай и наклей из них какие захочешь картинки.

  • Нарисуй сказочный домик (вспомните с детьми, какие сказочные домики он знает).

  • Раскрась красиво перышки для картинки «Сказочная птица» (подготовьте для ребенка силуэт перышка ).

  • Положи кисть руки с разведенными (или соединенными вместе) пальцами, как захочет, обрисуй ее по контуру. Посмотри на рисунок, подумай, на что похожа кисть руки, дорисуй и раскрась, так, чтобы получилось то, что задумал.

  • Слепи необычное животное .

  • Создай керамическую плитку с красивым цветком, бабочкой, придумай рисунок, какой захочешь.

  • Создай сказочное царство (в разных видах деятельности: в рисунке, лепке, аппликации). Это может быть и панорама, включающая все виды деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«БЕСЕДА С ДЕТЬМИ ПО КАРТИНЕ»

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» — пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля.                                                       Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.
Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции.                                                                                                                    Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины. Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.
Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.
Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

  • Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?
  • Как он относился к героям произведения?
  • Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?
  • Какие чувства автор хотел вызвать у зрителя?
  • Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?
  • Похожи ли эти картины по цвету?
  • Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».
Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и «Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения, будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

Написать сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы» в виде диалога можно таким образом:

Сегодня я пришла в гости к своей подруге. Дверь открыла ее мама и проводила меня в комнату. Когда я вошла, то Мила сидела в своем любимом круглом синем кресле и увлеченно читала книгу. Ее глаза бегали по строчкам, а губы немного шевелились от волнения.

  • Привет, Мила. Чем занимаешься? — спросила я.
  • Привет, Мила подняла глаза. — Зачиталась, даже не слышала, как ты вошла. Очень интересная книжка, такие захватывающие события, что не могу оторваться.
  • А что ты читаешь?
  • Шекспира «Ромео и Джульетта». Большую часть уже прочитала. Это просто ужас, как им бедным приходится страдать, скрывать свои отношения от родных. Вечером обязательно дочитаю.

Глаза ее блестели от волнения. Мы с Милой учимся в одном классе. Она очень начитанная девочка. А еще у нее очень красивые, светлые волосы.

  • На каток пойдем? — обратилась я к подруге.
  • Да, идем. Я вон уже и коньки приготовила.
  • Только одевайся теплее. А то ты сидишь тут в футболке, а там такой мороз. Каток еще с утра заливали, чтоб ровный был.

Мила быстро оделась и мы отправились кататься. По дороге на каток она мне успела рассказать ту часть книги, что успела прочитать.

Вот приблизительно так можно написать диалог «я и моя подруга Мила».

Чтобы сделать описание Милы, можно использовать такие слова: начитанная, увлекающаяся, чувствительная натура. Относительно внешности: стройная, высокая, с русыми или немного рыжими волосами, красивая, светлое лицо, тонкие руки.

Хабаров "Портрет Милы" диалог по картине

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) —
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
«Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов»;

модели для составления рассказа
(пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори
выразительно»)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети
перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на
этой картине?» — называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом «Что это?» — требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…». В
старших группах это социальные мотивы
(«Придумайте сказки для малышей», запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится».

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

— учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

— закрепить словарь;

— формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить кроссворд на ноутбуке
  • Как составить бизнес план в екатеринбурге
  • Как составить описание к сказке
  • Как найти сток в европе
  • Площадь шестиугольника формула неправильного как найти