Как составить беседу с учеником

«Как правильно провести индивидуальную беседу с воспитанником»

Беседа как форма воспитательной работы с несовершеннолетними очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена она недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из них скажет исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь педагоги вступают в контакт с детьми постоянно, часто — без подготовки, нередко — в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из них не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с несовершеннолетним именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником…

Воспитательная беседа с ребенком — в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила — алгоритмы, которые целесообразно учесть взрослому, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» — это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона — личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Дейлом Карнеги — это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в социуме?

Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:

  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор — очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.

Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. Существует три главные возрастные группы: младшие дети школьного возраста, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность — как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.

Структура потребностей человека такова:

младший возраст — потребность в защищённости, безопасности;

подростковый — потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст — потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый — потребность в самореализации, самоосуществлении.

Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.

Беседа с ребенком младшего школьного возраста.

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если эти отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд — немотивированную.

Бесполезно давать многочисленные советы — малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе — поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно — учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом — внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать само отношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно — в учёбе. Учебный успех в начальных классах — это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.

Беседа педагога с подростком.

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток — экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники — мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состязаются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оценки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание — в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать…», «Со мной был аналогичный случай…»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения подростка: «Я знаю, ты хотел справедливости…»

Постарайтесь, чтобы он рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа — честными и прямыми словами передать случившееся, — это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше — добивайтесь честной, объективной оценки — важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, воспитанника и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ребенок должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы — поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы — подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь, и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.

Беседа с воспитанником юношеского возраста.

Ведущая потребность юношеского возраста — в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу с взрослым воспитанником?

Главная цель — привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду…», «Верю, что ты стремился действовать честно…», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь…», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же…»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже — точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц — воспитателей, друзей, юристов.

Диалог в беседе с взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость — подлостью, кражу — кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние — шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге…»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное — дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, взрослых и в своих глазах. Нельзя, чтобы воспитанник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя — вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать того, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать. [4, с.93 — 102]

Достижение выразительности педагогической техники — лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности детей, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры воспитателя.

Литература:

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченко В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. — № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. — № 6. – С. 93-102

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

     Девизы программы:

1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»;

2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни.

И вернуть эту радость,

вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?

Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.

После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах).  Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.

Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»

Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?

Беседа проходит в форме диалога:

1.      С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.

2.      Что нового внесла в твою жизнь школа?

3.      Как ты понимаешь девиз: один —  за всех, и все за одного?

4.       Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?

5.       Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.

По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм.  Дети предлагают следующие правила и пожелания:

1.      Мальчики должны уважать девочек.

2.      Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.

3.      Не давать прозвища.

4.      Не грубить, не обзываться.

5.      Быть дружными и т.д.

Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается,  и правила появляются в классном уголке.

Беседа третья: «Все начинается с детства».

Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:

— Грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

                                             (А.С.Пушкин)

Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.

Заранее проводится анкетирование:

а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?

б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?

в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?

г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?

д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?

Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.

Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.

Беседа четвертая: «О толерантности»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья».  «Если мы едины, мы непобедимы»…

Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.

Беседа пятая: «Нет предела совершенству»

«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,

Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»

Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.

Стремитесь, люди, только к высоте.

Что красота? Пребудет и пройдет,

А тяга к красоте — не подведет!

Беседа шестая: «Кто есть кто?»

Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.

Тезис.  Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий.  (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?

Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.

Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.

Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.

Всегда ли юноша придет  на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» — значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.

Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутришкольном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе,  обществе и быть счастливым.

Шаблоны и формы

Инструкция: составляем протокол беседы с родителями и учеником в школе

Протокол беседы с родителями в школе — это документ, фиксирующий ход встречи преподавателя школы с родственниками учащегося. Чаще всего причиной общения становятся проблемы с поведением или учебой.

Когда нужно беседовать с учеником

Это один из самых известных методов обучения и воспитания, применяемых в процессе обучения. Основная задача — побудить ученика уделять больше внимания учебному процессу или внеклассным мероприятиям.

Беседа бывает:

  • вводной;
  • дающей новые знания;
  • закрепляющей;
  • контрольно-корректирующей.

Используемая в воспитательных целях, она носит название этической. Задача — оценить поступки, события, факты жизни и на их основе выработать определенное отношение к окружающему миру, к собственным нравственным, гражданским обязанностям учащегося.

Когда нужна встреча с родителями

Родителей приглашают на встречу, когда для корректировки поведения или успеваемости ребенка необходимо объединить усилия школы и семьи. Работая совместно с родными ребенка, учитель решает задачи:

  • организации педагогической помощи в воспитании;
  • контроля успеваемости;
  • получения помощи в организации и проведении школьных мероприятий.

Индивидуальный разговор — наиболее эффективный способ работы. В его процессе можно наладить контакт и совместно найти способы влияния на ребенка. Протоколы бесед с родителями учащихся фиксируют процесс общения, возникающие вопросы и ответы на них.

Может пригодиться: как подготовить протокол родительского собрания в школе

Правила

Индивидуальное общение — сложный вариант, ведь в процессе решаются проблемы, связанные с нарушениями дисциплины, конфликтами. Метод делится на этапы:

  1. Педагог обосновывает тему для обсуждения.
  2. Предоставляется материал для обсуждения (выписка из журнала, рассказ о происшествии).
  3. Вопросы педагога, помогающие высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы.
  4. Формулировка решения проблемы.

Правила проведения следующие. Беседа:

  • должна носить проблемный характер;
  • помогать искать ответы на проблемные вопросы;
  • не превращаться в лекцию, когда говорит только учитель;
  • давать возможность честно обозначать свое мнение;
  • выявить имеющиеся мнения;
  • помочь сделать правильный вывод.

Целесообразно проводить встречи вне уроков.

Кто и когда их составляет

Протокол индивидуальной беседы с родителями неуспевающего ученика и другие становятся документом:

  • первичным, помогающим требовать воплощения упомянутых в нем мероприятий;
  • оправдательным — в конфликтных ситуациях.

Оформляется в свободной форме. Нужно отразить информацию о:

  • вопросах, которые обсуждались;
  • предложениях;
  • выработанных решениях.

Составляет протокол учитель, который проводит встречу.

Как составлять

Составить образец заполнения протокола беседы с учащимися или родителями — несложно. Строгой формы законодательно не установлено. Учитель может писать на листах А4 от руки или заполнять документ на компьютере.

«Шапка» включает информацию о:

  • наименовании учебной организации;
  • наименовании мероприятия;
  • дате и месте проведения;
  • ФИО участников как со стороны школы, так и со стороны семьи.

Раздел «Содержание беседы» включает сведения о вопросах, обсуждаемых на встрече, и выработанных предложениях. Сюда же включается информация о запланированных шагах.

Заключительная часть состоит из:

  • подписей участников мероприятия;
  • информации о лице, записавшем ход процедуры;
  • сведения о количестве страниц и экземпляров.

Готовый документ подписывают представитель учебного учреждения и представитель семьи.

Как и сколько хранить

Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (пункт 18 перечня) устанавливает необходимость хранить протоколы постоянно.

Их оформляют в отдельную папку, брошюруют, сшивают. Располагаются они снизу-вверх, то есть по датам — новые будут находиться сверху.

Необходимо оформить титульный лист с наименованием папки, указанием числа листов в ней.

В течение учебного года протоколы хранит учитель, по окончании оформляет в один документ, который заверяется печатью и подписью директора.

Образец протокола беседы с учеником

Образец протокола беседы с неуспевающим учеником

Индивидуальная беседа

с учащимся ________ класса

Ф. И. __________________________________________________________

Дата _________________ Классный руководитель ____________________

Тема беседы

Отсутствие успеваемости по основным учебным предметам: на уроках не работает, не имеет тетрадей для работы на уроке, не выполняет домашние задания, учебников на уроке не имеет.

Регулярные опоздания, пропуски занятий по неуважительной причине.

Рекомендации

Получить консультативную помощь преподавателей, дополнительные задания по указанным предметам в течение двух учебных дней.

Установить со стороны родителей контроль качества учебной деятельности, обеспечить контроль систематического выполнения домашних заданий.

С данной информацией ознакомлены:

Учащийся: _________________________

Родители _________________________

Образец протокола беседы с родителями

Образец заполнения протокола индивидуальной беседы с родителями

Протокол

Беседа с родителями ученика _______ класса МБОУ СОШ №_____

Иванова Ивана

ФИО родителей: Иванов Иван Иванович

Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы;

Беседа состоялась (подчеркнуть) — в присутствии ребёнка;

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц; _____________________________

Основные вопросы беседы:

  1. нарушение дисциплины на переменах и после школы;
  2. грубое отношение к одноклассникам;
  3. неуважительное отношение к учителям;
  4. часто нет школьных принадлежностей (учебников, ручки, дневника, линейки);
  5. нет спортивной формы (черных шорт и белой футболки).

Принятые решения:

  1. провести беседу с Артемом о правилах поведения в учебном коллективе;
  2. контролировать готовность ребенка к школе;
  3. приобрести спортивную форму.

Подпись родителей учащегося:

Мать __________________________________роспись ____

Отец __________________________________ роспись ____

Подпись классного руководителя /_______________ /

Дата:

Читайте также: как оформить протокол совета профилактики правонарушений в школе

Об авторе статьи

Иванова Наталья

Специалист по кадрам, юрист

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Протоколы педагогического совета в детском саду — это распорядительные документы организационного формата, вид и форма которых зависят от темы и типа заседания.

27 июня 2019

Протокол родительского заседания — это документ, в котором отражают процесс обсуждения школьных проблем и фиксируют решения, принятые в результате собрания.

17 августа 2019

Протоколы профсоюза в ДОУ — это обязательные документы, в которых фиксируются ход и итоги собраний, где рассматривают вопросы, связанные с защитой социально-трудовых прав работников, которые числятся в профсоюзных организациях.

3 июля 2019

Протокол общего родительского собрания в ДОУ — это организационный документ, в котором фиксируют ход встречи, затронутые вопросы и принятые решения.

20 сентября 2019

Примерные вопросы для беседы с учеником.

  1. Интересно ли тебе
    учиться? Какие предметы тебе нравятся
    больше всего?

  2. Стремишься ли ты
    выяснить непонятное у учителя,
    одноклассников?

  3. Любишь ли ты
    читать? Что?

  4. Что тебя больше
    всего интересует в газетах, журналах?

  5. Какое общественное
    поручение ты выполняешь? Чем оно тебя
    привлекает?

  6. Какая профессия
    тебе больше всего нравится? Хотел бы
    ты ею овладеть, смог бы?

  7. Как ты проводишь
    свободное время?

  8. Есть ли у тебя
    друзья? Что больше всего ты в них ценишь?

  9. Можешь ли ты
    учиться лучше? Что тебе мешает?

  10. Как ты делаешь
    домашние задания? Соблюдаешь ли ты
    определенную последовательность?
    Сколько времени ты тратишь на их
    выполнение? Как поступаешь, если что-то
    у тебя не получается?

  11. Быстро ли ты
    воспринимаешь и запоминаешь учебный
    материал? Стремишься ли ты к дословному
    запоминанию или выделяешь главные
    мысли? Удается ли тебе кратко пересказать
    прочитанный текст?

  12. Успеваешь ли ты
    вместе с классом делать записи, зарисовки,
    читать текст? Часто ли на уроке
    отвлекаешься?

  13. Часто ли получаешь
    замечания от учителей, по какому поводу?
    Считаешь ли ты их справедливыми?

  14. Какие требования
    предъявляют к тебе родители. Учителя,
    считаешь ли ты их посильными?

  15. Кого из учителей
    уважаешь больше всех и за что?

  16. Можешь ли ты быть
    решительным, настойчивым сдерживать
    свои чувства?

  17. Не мешают ли тебе
    при выполнении заданий шум, разговоры?

  18. Способен ли ты
    спокойно и неторопливо работать, если
    работа неинтересная?

  19. Бывают ли у тебя
    конфликты с родителями, сверстниками,
    по какому поводу? Как они обычно
    разрешаются?

  20. Часто ли меняется
    твое настроение? Что бывает самым
    обидным?

Определение психологического состояния ученика методом цветописи.

Инструкция: Перед
тобой семь цветов. Каждый соответствует
определенному настроению. Подумай,
какое у тебя сейчас состояние. Выбери
тот цвет, который ему соответствует.
Отмечай свое настроение на каждом уроке
в течение недели.

Стимульный материал.
Семь цветов, каждый из которых – это
условный знак настроения:

красный – радостное,
желтый – приятное,

зеленый – спокойное,
синий – грустное, фиолетовый – тревожное,
черный – плохое, белый – затрудняюсь
ответить.

Ученик заполняет
матрицу настроения в течение недели.

Матрица настроения.

Дни
недели

предметы

1

2

3

4

5

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Обработка
результатов.
Цветоматрица
позволяет проследить настроение ученика
в течение дня, а также – недели. Подсчитать
количестов квадратиков различного
цвета. Сделать вывод о преобладающем
настроении ученика на отдельных уроках
в течение дня, недели.

Анкета «Характер внутрисемейных отношений». Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах. 2 балла- всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.

Люди
ближайшего окружения

Категории
отношений

Всего
баллов

Сове-

туюсь

Дорожу
мнением

Уверен,
защитит

Уверен,
поймет

Уверен,
поможет

Хочу
подра-жать

Мать

Отец

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Родственники

Друг

Обработка
результатов.

Подсчитывается сумма баллов и делается
вывод о степени авторитетности членов
семьи и друзей для ребенка.

Изучение мотивов
учебной деятельности.

Инструкция: Перед
тобой, карточка, на которой даны различные
мотивы учения (объяснить, что такое
мотив). Подчеркни один из них, самый
главный для тебя.

Примерное содержание
анкеты.

  1. Учусь потому, что
    интересно.

  2. Учусь потому, что
    хочу больше знать.

  3. Учусь потому, что
    заставляют родители.

  4. Учусь потому, что
    потом легче устроиться на работу.

  5. Учусь потому, что
    сейчас все учатся.

  6. Учусь потому, что
    нравится учитель.

Обработка
результатов. Выявив преобладающий мотив
учения, постарайтесь установить, под
влиянием каких факторов он возник.
Сделайте вывод о возможных педагогических
воздействиях на ученика для положительных
мотивов учения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Каждый
ребенок хочет быть успешным в учебе и нуждается в том, чтобы его заметили и
похвалили за достигнутые успехи. Иногда ученик нуждается просто в ободрении и
возможности попросить помощь. Скоростные темпы нашей жизни, как в школе, так и
в домашнем кругу создают необходимость просто остановиться, сесть и вместе
поговорить о том, что важно для ребенка.
 

В нашей школе имеется опыт проведения
развивающих бесед с учениками. Я, классный руководитель 9 класса хочу
поделиться своим опытом проведения таких бесед.

    Ребенок проводит в школе большую часть своего
времени, поэтому именно школа, наравне с домом является важным фактором
развития ребенка. Учителю важно узнать как можно больше о жизни ребенка во
внеурочное время, собрать информацию о его поведении дома, об отношениях с
родителями, о его хобби, интересах, много ли у него друзей и как легко он
заводит новые контакты и т.д. Родители в свою очередь заинтересованы в
получении обратной связи о развитии своего ребенка, о его  успеваемости и поведении
в школе – некоторые дети проявляют себя в школьной и домашней среде абсолютно
по-разному. Родители смогут помочь ребенку преодолеть трудности в учебе, в
общении просто оказав ему искреннюю поддержку.
 

В школе
такую возможность предоставляют беседы о развитии. Беседа о развитии —
конфиденциальный и документируемый разговор между учеником, его родителями и
классным руководителем, в центре внимания которого находится ребенок.
 

Во время
проведения беседы о развитии слово должно быть дано, прежде всего, самому
ученику. Встреча ни в коем случае не должна быть монологом одного лишь учителя
или диалогом педагога и родителя с целью обвинить или упрекнуть ребенка.
Ребенок стоит на первом месте, тут ему предоставляется возможность с помощью
родителя и учителя проанализировать самого себя и свои способности, обсудить
собственные планы на будущее, результаты учебы и возможности дальнейшего
обучения. Ученик имеет возможность рассказать о том, что его раздражает и
мешает дома или в школе, или же наоборот, поделиться тем, что он считает важным
и полезным. Также и учителя с родителями могут узнать о чувствах ребенка, о его
радостях и горестях, чтобы затем постараться оказать поддержку и помощь.
 

Обмен
информацией между домом и школой, а также одинаковое понимание целей помогает
предотвратить напряжения, проблемы и взаимное непонимание, которые могут
возникнуть в школьной и домашней жизни. Поэтому беседа о развитии является
важным элементом в цепочке предотвращения и разрешения возможных проблем.
 

Таланты,
склонности и способности учеников могут проявляться дома и в школе по-разному.
В беседе педагога и родителя обе стороны могут дополнить свое представление о
ребенке и использовать полученную информацию для наиболее эффективной
организации учебы и создания наилучших возможностей для реализации уникальных
особенностей и способностей ученика. 

Цели
беседы о развитии ребенка:

  • Помочь ученику
    проанализировать и оценить свои успехи, результаты учебы и поведение;
  • Помочь ему составить
    план на следующий учебный период, который содержал бы пункты о
    возможностях решения проблем и меры, которые возможно предпринять для
    наиболее эффективного развития способностей ребенка;
  • Договориться с
    учеником о целях его развития на следующий учебный период, чтобы семья и
    школа смогла оказать ему в достижении этих целей максимальную поддержку;
  • Помочь ребенку
    достигнуть высокой самооценки и самоуважения;
  • Создать и
    поддерживать хорошие отношения и сотрудничество между школой, учеником и
    родителями;
  • Предотвратить
    возможное возникновение проблем в поведении, учебе и развитии ребенка;
  • Предоставить
    консультацию и помощь ребенку и его родителям в вопросах учебы и
    воспитания;
  • Направить ребенка к
    проведению самоанализа, самооценки и планированию собственной дальнейшей
    деятельности;
  • Научить ребенка
    ответственности и навыкам наблюдения за своей учебой;
  • Поддержать и
    мотивировать ученика смело ставить перед собой цели и стремиться к их
    достижению;
  • Оказать ребенку
    помощь в планировании пути дальнейшего образования.

Беседы о
развитии проводятся в нашей школе  с каждым учеником регулярно один раз в год.
Это позволяет определить этап развития ребенка длительностью в один год и
анализировать результаты учебы и достигнутые учеником за это время успехи, а
также ставить новые цели для дальнейшего развития. При необходимости или в
случае возникновения проблемных ситуаций, беседы о развитии проводятся чаще
одного раза в учебном году. Чем короче анализируемый период, тем более точную
информацию о развитии ребенка учитель получает, что позволяет составить
максимально конкретный план дальнейших действий.
 

Иногда
беседу о развитии можно разбивать на несколько частей и проводить с ребенком и
родителем отдельно – это делается  в том случае, если в таком походе есть
прямая необходимость. Однако, для ребенка, более полезной является беседа, в
которой принимают участие все стороны и в ходе которой, открыто обсуждаются все
актуальные вопросы.
 

Порядок
проведения

·        
Беседа  проводится с каждым учеником не
реже одного раза в год

·        
Проводит классный руководитель

·        
Беседа проводится в назначенное и заранее
объявленное время (классный руководитель согласует дату  и время проведения РБ
с учеником и его родителями)

·        
Помещение должно гарантировать
приватность, где никто и ничто не помешает доверительной беседе

·        
Беседа носит характер соглашения между
учителем и учеником о целях и планировании дальнейших действий при поддержке и
содействии родителей

·        
Длительность беседы 40 – 60 минут

·        
Значительную часть времени говорит ученик
и его родитель (80%), а не учитель (20%)

·        
Координирует процесс проведения РБ и
отвечает за их проведение классный руководитель?

Участники.

·        
В развивающей беседе участвуют ученик,
классный руководитель и родитель (или оба родителя)

·        
По устному  разрешению (или ходатайству)
ученика или родителей,  возможно,  привлекать  к  участию  в  развивающей 
беседе других учителей и работников школы

·        
По необходимости  к беседе могут
привлекаться , психолог и другие  специалисты школы

·        
В некоторых случаях беседа может
проводиться без присутствия родителей

Подготовка
к развивающей беседе

Информирование

·        
В начале учебного года на родительском
собрании классный руководитель:


информирует родителей о проведении РБ, разъясняет ожидания и выражает 
пожелания, связанные с РБ,


обозначает роль родителя в поддержке развития ребенка

-знакомит
с порядком проведения индивидуальных РБ

-составляет
график проведения РБ (дата и время проведения)  Приложение1.

-согласует
дату проведения РБ с каждой семьей

Приглашение

·        
За 3 недели до проведения РБ классный
руководитель передает семье письменное приглашение на РБ через учащегося  и
получает согласие родителей на участие в беседе. Приложение 2

·        
Если родители не реагируют на приглашение
в течение одной недели, то классный руководитель  звонит родителям и напоминает
о встрече

·        
Если родитель на повторное сообщение дает
негативный ответ, то развивающая беседа проводится без участия родителей. В
таком случае  родитель должен 
дать письменный отказ о
своём присутствии в проведении развивающей беседы и доверенность (написанную в
свободной форме)  о том, что беседу  можно проводить без родителей, заверив их
своей подписью

Сбор
информации об учащемся

·        
Классный руководитель  заранее составляет
«Лист самоанализа» для учащегося в виде вопросов или утверждений (не более 15
вопросов).  

·        
За 2 недели до проведения РБ классный
руководитель выдает ученику «Лист самоанализа», который он должен заполнить
самостоятельно. Заполненный «Лист» ученик возвращает за 1 неделю до проведения
беседы, чтобы педагог заранее с ним ознакомился.  Приложение 3

·        
За 2 недели до проведения РБ классный
руководитель выдает родителям «Анкету», заполнив которую они возвращают, не
позднее, чем за одну неделю до проведения беседы Приложение 4

·        
За 2 недели до проведения РБ классный
руководитель выдает педагогам-предметникам «Лист оценки ученика», заполнив
который они возвращают не позднее, чем за 3дня  до проведения беседы. Приложение
5

·        
Классный руководитель заполняет сводный
протокол «Лист оценки ученика»  (Приложение 6) и знакомится с
результатами учебы ребенка через школьный Журнал.

Планирование
процесса беседы.

·        
Классный руководитель анализирует
информацию, полученную от учащихся, родителей и  педагогов-предметников

·        
На основе анализа классный руководитель
совместно со специалистами Службы Сопровождения гимназии


формулирует тему и цели  индивидуальной РБ, примерные вопросы к беседе Приложение
7


составляет план проведения беседы

 Содержание
развивающей беседы.

В
ходе РБ 

·        
Оцениваются  результаты  предыдущего 
периода  развития учащегося,

·        
Уточняются некоторые ответы на вопросы
самоанализа,

·        
Обсуждаются дополнительные вопросы,
возникающие в ходе беседы,

·        
Вырабатывается план действий, который
может помочь решить выявленные «точки роста» ученика,

·        
Подводятся итоги и намечаются цели на
новый период развития.

-Цели
развития ученика вытекают из самоанализа ученика.

-Ученик
формулирует свои цели развития сам.

-Цели
развития ясно определены и реальны.


Достижение целей наблюдаемы и измеримы.


Формулируется цели  так, чтобы они были однозначно и одинаково понимаемы всеми
сторонами.

-У 
классного  руководителя  и  родителей  при  достижении  учеником  целей 
развития поддерживающая и вспомогательная роль

 Рекомендуемая
программа РБ

·        
Формулирование цели беседы.

·        
Обзор и анализ достижения целей
предыдущего периода развития.

·        
Анализ учебы и поведения.

·        
Обратная связь со стороны классного
руководителя.

·        
Обратная связь со стороны родителя.

·        
Обратная связь со стороны ученика и
выражение интересов и ожиданий.

·        
Формулирование целей, необходимости
развития и программы действий.

·        
 Подведение итогов.

·        
Подписание Соглашения (установка целей на
следующий учебный период).

 Документирование
развивающей беседы

·        
Развивающие беседы следует
документировать.

·        
Документация  включает  заполненную 
форму  «Соглашения», которое заполняется в ходе развивающей беседы.

·        
«Соглашение»  утверждается  подписями 
ученика,  классного  руководителя  и родителя.

·        
Классный  руководитель  хранит 
«Соглашение»  весь  период  развивающей беседы ученика.

·          
 Классный руководитель выдает копию
«Соглашения» развивающей беседы ученику.

·          
   Оригинал хранится в папке по данному
ученику. (Если беседа проводилась без родителей, то на подпись отдаётся
оригинал, затем он возвращается классному руководителю, после чего выдаётся
копия родителям через ученика).

Принципы
достижения результативности

·        
Стороны  должны  знать  о  цели 
развивающей  беседы  и  ее  содержании,  иметь достаточно времени для
подготовки к беседе (предварительная работа учителя, учащегося и /или его
родителя)

·        
В общих случаях выносить оценку успешности
проведения развивающей беседы должен  классный  руководитель.

·        
Беседа  должна  всегда  проходить  по 
одинаковым  правилам  согласованным  и документально зафиксированным.

·        
Взаимообратная  связь (обмен  информацией 
о  деятельности  ученика  между учителем и родителями).

·        
Правильно  организованные  и  проведенные 
с  учащимися  развивающие  беседы позволяют получить результаты,
соответствующие поставленным
целям.

         С точки зрения школы беседа о развитии помогает достигать
воспитательных целей, записанных в школьной учебной программе. Результаты
воспитания, несомненно, важны также и для родителя, потому что все родители
представляют своих детей в будущем успешными, уважаемыми в обществе, вежливыми,
воспитанными и приятными в общении людьми. Тем самым беседа о развитии является
частью воспитательного процесса, долгосрочная цель которого – формирование
интеллигентного, целостного человека, понимающего себя и окружающих, не
боящегося принимать на себя ответственность, справляющегося с жизненными
трудностями, эффективно решающего проблемы, открытого и владеющего своими
чувствами и эмоциями. 

Приложения.

Опросник 
для родителей.      
Ф.И. ребенка,
класс:_______________________________

1

Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие у него сильные
стороны?

2

Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?

3

Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?

отличное;     хорошее;    в пределах нормы;

слабое;    имеет
хронические заболевания

4

Как Вы
оцениваете свои взаимоотношения с ребенком?

5

Какие
формы поощрения или порицания Вы используете в воспитании?

6

Рассказывает
ли Вам о событиях, происходящих в школе?

7

Откровенен
ли Ваш ребенок с Вами?

8

Знакомы
ли Вы с друзьями-товарищами-одноклассниками ребенка?

9

Как Вы оцениваете отношение ребенка к школе, к одноклассникам,
учителям?

10

Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку
домашних заданий?

11

Насколько самостоятелен он при выполнении домашних заданий?
Кто помогает ребенку в случае
затруднений?

12

Считает
ли Вы, что ребенок очень загружен уроками? 

13

Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку?
Как реагируете на это Вы сами?

14

Как Вы
относитесь к плохим отметкам  ребенка?

15

По каким
причинам ребенок не посещает школу?

16

Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие
решения проблем видите Вы сами?

17

Насколько Вы удовлетворены работой классного руководителя?

Минимально  1     2     3     4      5     6     7  Максимально

18

Насколько Вы удовлетворены работой учителей-предметников?

Минимально  1     2     3     4      5     6     7  Максимально

19

Какие ожидания от школы есть у Вас?  Пожелания.

Спасибо
за  Ваши ответы!

Уважаем….

________________________________________, 
____________________________________

И.О. родителей
(родителя)

и ____________________________________________

Ф.И. ребенка

Приглашаем вас на
развивающую беседу, которая состоится

«____»  _____________ 201  г.    в ________ час.  в 
помещении________________________

Цель
проведения развивающей беседы – это поиск возможностей для развития ученика в
сотрудничестве между школой и семьей. Поэтому важно Ваше присутствие.

Если Вам не
подходит предложенное время, пожалуйста, сообщите  по телефону
_______________________,  для того, чтобы мы смогли договориться о более
подходящем времени.

Просим Вас
подтвердить своё участие в развивающей беседе письменно.

Классный
руководитель:__________________________________________________

Ф.И.О. полностью

Подпись:___________________________     
Дата: __________________

Спасибо за сотрудничество.

———————————————————————————————————————

P.S.  Предлагаем
Вам ответить на вопросы, на основе которых будет построена наша беседа.

Просим
Вас вернуть заполненный опросник не позднее ____________.   

———————————————————————————————————————

Подтверждение
об участии в беседе.

Пожалуйста,
передайте его с Вашим ребенком классному руководителю.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись родителей:_____________

Примерные
вопросы, для проведения развивающей беседы

Выберите примерно десять вопросов, отвечающих цели
беседы. Вы можете их выписать, чтобы в ходе беседы не забыть спросить о чем-то
важном.

Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены
учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала
учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не
нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в
зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.

Пять основных вопросов, которые помогают учителю при
проведении развивающей беседы:

1. Что тебе больше всего нравится в
учебном процессе?

2. Что тебе наиболее интересно на
занятиях?

3. Что тебе  в учебе нравится меньше
всего?

4. Что заставляет тебя иногда пренебрегать
учебой?

5. Чего конкретно ты ждешь от своих
учителей?

Учебные
компетенции

Для
чего ты ходишь в школу?

Для
чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителя  или написанные в конце
параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей
успеваемости (работая индивидуально, с соседом по парте, в групповой работе,
отвечая устно, письменно)?
Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?

Коммуникативные
компетенции:

Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные
периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями?

Самооценка

Что
тебе в себе нравится?
Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относиться? А как этого
достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?

Дополнительные
вопросы

Чем
ты увлекаешься, в какие кружки ходишь? Расскажи о своих увлечениях.
Насколько ты доволен своей жизнью в классе?

Что
заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?

Какие
твои домашние обязанности?

Что
тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроением  ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти этот знак на клавиатуре телефона
  • Как исправить ошибку в счете на оплату
  • На рабочем столе все перевернулось как исправить
  • Как правильно составить документы форма
  • Как найти линейную скорость вращения точки