Как составить блок схему по педагогике

Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации — желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.

Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии студент – большая проблема для преподавателя.

Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.

Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом принципе «от частного к общему» и знания по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.

Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими? Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую расходятся? Студенты не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.

Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.

В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.

При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной — от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.

Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.

Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.

Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.

Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике. По структурно–логической схеме можно легко увидеть, где находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.

Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом — в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.

Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.

При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы

Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.

Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.

Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине.

Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования ФГОС СПО.

Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.

Источник

Педагогика в понятиях и схемах

Педагогика в понятиях и схемах

Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих педагогику

Пособие адресовано студентам, изучающим педагогику, преподавателям, а также практическим работникам сферы образования. Оно составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, нацелено на развитие творческого мышления, самостоятельное изучение материала.

Пояснительная записка.

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине » Педагогика » и включает основные разделы программы изучения дисциплины: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания.

Изучение педагогики важно для понимания студентами процессов обучения и воспитания в современных образовательных структурах нашего общества и за рубежом. Критическое осмысление изучаемого курса позволит им сориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать свой опыт в преодолении трудностей педагогического общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательном процессе, жизненных ситуациях, быть готовым к педагогической деятельности.

Освоение курса педагогики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике.

В пособии представлены ключевые вопросы, знание которых необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Педагогика». Материал оформлен в виде определений, схем, таблиц.

РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА №1:Общая характеристика педагогической профессии

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Характеристики группы профессий типа «человек-человек» [1]

Основные особенности педагогической профессии

Цель– предвосхищение в сознании‚ мышлении результата деятельности и путей‚ способов ее достижения.

Педагогическая цель– прогнозируемый результат педагогической деятельности.

Цель педагогической деятельности:

· Становление и преобразование личности учащегося;

· Управление процессом интеллектуального‚ эмоционального‚ физического‚ духовного развития человека.

· Особенности профессии:

· Двойственность предмета педагогического труда;

· Коллективный характер деятельности;

· Творческая природа труда учителя.

Требования к профессиональной подготовке учителя

Профессиональная готовность к педагогической деятельности – совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.

Готовность к учебно-воспитательной работе – цель и результат подготовки; состояние индивидуальности учителя-воспитателя, заключающееся в определенном уровне конкретных знаний и умений, сочетающихся с профессиональным интересом к учебно-воспитательной работе и основывающихся на мобильности, как интегративном и ведущем качестве личности.

Подготовка к учебно-воспитательной работе – процесс формирования конкретных знаний, умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.

Требования к подготовке учителя отражены в государственных образовательных стандартах и реализуются через систему подготовки специалиста в вузе.

Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме, где представлены идеальные параметры личности в соответствии с требованиями педагогической деятельности.

Професииограмма – сводка знаний о профессии и о системе требований‚ предъявляемых к человеку‚ той или иной специальностью‚ профессией .

I. Основные области и виды деятельности

Виды деятельности

5. Научная. Административная

6. Работа с кадрами (персонал-технологии)

Требования к личностным качествам

Требования к умениям и способам деятельности…

Перечень должностных обязанностей…..

* Многоточия означают, что работа в этой области еще не закончена, и это повод для исследований и размышлений.

ТЕМА №2: Профессиональная деятельность и личность педагога.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности‚ направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта‚ создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Система общепедагогических знаний – диалектическая взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретного отражения реальной педагогической практики, эмпирического базиса педагогической теории. Эта система знаний создает основу для владения учителем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами.

Искусство – любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. В расширительном смысле слова искусство обозначает высокий уровень мастерства в любой деятельности (в т.ч. и нехудожественной), указывает на ее красоту, эстетическую значимость (красивое решение). (философский энциклопедический словарь).

Педагогика как искусство– практическая педагогика; деятельность педагога, где основу составляет творчество; всегда идентифицируется с конкретным учителем, его индивидуальным стилем.

Педагогическая наука– это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.

Объект педагогики – человек (как часть объективной реальности).

Предмет педагогики – воспитание человека (как целостность выделенная из мира объектов) в его интегральном и дифференцированном понимании. Отсюда и самое общее определение педагогики как науки о воспитании человека.

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. У педагогики есть собственные методы исследования и достаточно широко используются другие общественно-научные методы.

Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:

1. Принцип совокупности – применение нескольких методов; их конструирование в расчете на согласование с природой исследуемого явления.

2. Принцип адекватности – метода существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который должен быть получен.

Законы и закономерности вскрытые, описанные, доказанные теоретически и подтвержденные экспериментально связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами; основной фонд интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании.

Функции педагогической науки:

1. Теоретическая функция:

· обогащение, систематизация научных знаний;

· обобщение опыта практики (как позитивного, так и негативного);

· выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях.

2. Практическая функция:

· повышение качества воспитания;

· создание эффективных педагогических технологий;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

3. Прогнозирование – одна из форм научного предвидения в социальной сфере; находится во взаимосвязи с целеполаганием – исходным компонентом целостного педагогического процесса и оценкой достоверности прогнозов, т.е. соотношение цели и результата. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.

Виды развития

Личность –субъект и объект общественных отношений. Это конкретный человек, представитель определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов.

Первая группа – факторы, которые действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды.

Вторая группа факторы, которые в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений.

Третья группа факторов предполагает организованное развитие.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а, также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучениеэто специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование– процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Педагогический процесс– целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком, специальном смысле). Синоним – образовательный процесс.

Педагогический процесс–этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Основные функции (функция-назначение) целостного педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная.

Развивающая функция. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития учащегося.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.

Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее – убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация функций происходит и в обучении и в воспитании.

Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у человека положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Самообразование– целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Система педагогических наук

история педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;

общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

возрастная педагогика – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития в условиях учебно-воспитательных учреждений;

коррекционная педагогика (дефектология) – изучает особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей:

сурдопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей,

тифлопедагогика– занимается вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей,

олигофренопедагогика –занимается вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей;

логопедия –занимается вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами речи при нормальном слухе;

частная методика –исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Образование –это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.

Сущность образования

Ценностная характеристика образования:образование– это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Теория– это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

сферы методологии:практическая деятельность и наука

В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Уровни методологии

1. философский – общие принципы познания

2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение)

3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II.

4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования.

Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.

Культура в общенаучном понимании. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.

В более узком смыслекультура это сфера духовной жизни людей.

Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Сущность педагогической культуры(по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Слагаемые педагогической культуры:

— культура педагогического мастерства

Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская).

Составляющие методологической культуры:

1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности)

2. способность к научному обоснованию

3. способность к критическому осмыслению

4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов).

Методологические умения:

1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал

2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации

3) распределять решения на шаги.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основные компоненты научного исследования:

· предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

· формулировка исходных гипотез;

· теоретический анализ гипотез;

· планирование и организация эксперимента;

· проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов;

· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

· окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику.

Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя:

1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.);

2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.

Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета иссле­дования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на во­прос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство.

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений.

Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин).

Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Теоретические методы исследования:

1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы

2. составление библиографии

Эмпирические методы исследования:

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)

3. выбор способа наблюдения (как наблюдать)

4. выбор способа регистрации

5. обработка и интерпретация данных

Виды наблюдения:

1) включенное – невключенное

2) открытое – скрытое (конспиративное)

3) непосредственное – опосредованное

4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное

2. Опросные методы:

анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе),

беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом),

интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто),

незаконченные предложения.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся.

4.Изучение школьной документации.

5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Дидактика ( от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).

2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.

3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.

4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.

5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.

а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.

1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62

2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.

3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.

4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.

5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.

6. Цель ( учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).

7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).

8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.

11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.

12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).

13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.

14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения.

3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования.

4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельный компонент системы (учебного процесса). Дидактические, гносеологические, социологические, психологические, организационные закономерности.

5. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выражают нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Это практические указания по обучению. Принципы реализуются через правила. Система дидактических принципов: сознательности и активности; наглядности; систематичности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

1 См.: Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М., 1960

2 См.: Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1981.

3 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.41.

4 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 287.

5 См.: Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т2. С. 191.

6. Правила обучения – это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

2. Дидактическая концепция – определенный способ понимания, трактовки дидактических явлений, основная точка зрения на предмет дидактики; руководящая идея для их систематического освещения; система взглядов ученого. Качества: краткость, логичность, обоснованность, конкретность, доступность, завершенность.

3. Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся внутренней целостностью структур, образованных единством целей, принципов, содержания, форм и методов обучения (Подласый).

Система И.Гербарта – цель обучения – передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Активность в учебном процессе педагога, пассивность ученика. Авторитаризм. Вербальное обучение. Традиционная дидактика.

Система Д. Дьюи – акцент в обучении – на развитие собственной активности обучаемых, учет интересов и потребностей школьников, проблемное обучение. Прогрессивистская дидактика. Педоцентристская концепция.

Современная дидактическая система – разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Дифференцированные учебные планы. Новая дидактика.

4. Результативность обучения – полнота и степень приближения к заданным нормам. Нормы определяются через цели обучения и результаты обучения.

5. Эффективность обучения – трудоемкость, время и затраченные ресурсы (материальные, экономические, человеческие) по достижению образовательной цели.

6. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Каменский, Дж. Мильтон, И.В. Беседов). Основная цель образования – передача обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

7. Концепция дидактического формализма (Песталоцци И., Дистервег А., Добровольский А.Б.). Цель обучения – развитие способностей и познавательных интересов обучающихся. Главный принцип сторонников дидактического формализма – многознание уму не научает.

8. Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи) – освоение всех видов деятельности современной цивилизации. Формирование новых отношений и типов поведения через погружение обучающихся в разные виды деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Педагогический процесс (учебно-воспитательный) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Компоненты педагогического процесса: педагоги, воспитанники (главные компоненты), содержание образования и средства.

2. Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности.

3. Задача педагогическая – осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности, по наиболее оптимальному пути.

4. Образовательная функция – связана с расширением объема знаний. Вооружение учащихся системой научных знаний, формирование умений, навыков их использования на практике.

Источник

Слайд 1

ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ образование ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ обучение Уровни образования 1. ДОШКОЛЬНОЕ образование 2. НАЧАЛЬНОЕ общее образование 3. ОСНОВНОЕ общее образование 4. СРЕДНЕЕ общее образование 1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование 2. ВЫСШЕЕ образование – бакалавриат 3. ВЫСШЕЕ образование – специалитет , магистратура 4. ВЫСШЕЕ образование – подготовка кадров высшей квалификации Д ОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование Реализуются ОСНОВНЫЕ образовательные программы Реализуются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ образовательные программы Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 2

О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНЫЕ образовательные программы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ образовательные программы ОСНОВНЫЕ общеобразовательные программы ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ о бразовательные программы о бразовательные программы ДОШКОЛЬНОГО образования о бразовательные программы НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО образования о бразовательные программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО образования о бразовательные программы СРЕДНЕГО ОБЩЕГО образования о бразовательные программы СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования о бразовательные программы ВЫСШЕГО образования о бразовательные программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ общеобразовательные программы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ программы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ общеРАЗВИВАЮЩИЕ программы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАльные программы п рограммы ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ п рограммы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ОПДО АОПДО платные бесплатные Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п рограммы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих п рограммы переподготовки рабочих, служащих п рограммы повышения квалификации рабочих, служащих

Цели изучения:

сформировать
представление о педагогике как науке,
ее струк­туре
и месте среди других наук о человеке;
познакомиться с поня­тийным
аппаратом педагогики как целостной
системой; зало­жить
умение анализировать, сопоставлять,
сравнивать основные понятия
педагогической науки.

Форма изучения:

семинарское
занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

педагогика,
образование, воспитание, обучение,
теория, концеп­ция, система, антропология,
отрасли педагогической науки, спе­циальная
педагогика, методология науки, методы
педагогиче­ского
исследования.

Опорная схема лекции

Педагогика
— наука о закономерностях обучения и
воспитания

Объект
науки – это та область (сфера)
действительности, которую изучает
данная наука

Предмет
науки – особая точка зрения на объект

Объект
педагогики — воспитание

Предмет
педагогики – система отношений,
возникающих в ходе воспитания

Категории
педагогики

Задачи
педагогики

Функции
педагогики

  1. Воспитание

  2. Обучение

  3. Образование

  4. Развитие

  1. Изучение
    закономерностей в области обучения
    и воспитания

  2. Разработка
    и внедрение новых методов, форм,
    средств, систем обучения и воспитания

  3. Прогнозирование
    развития образования

  1. Аналитическая

  2. Конструктивная

  3. Проективная

  4. Прогностическая

Система
педагогических наук

  • Философия
    образования

  • Общая
    педагогика

  • История
    педагогика

  • Возрастная
    педагогика

  • Педагогика
    высшей школы

  • Специальная
    педагогика

  • Социальная
    педагогика

  • Семейная
    педагогика

  • Военная
    педагогика

  • Частные
    методики

Педагогика в
системе других наук

экономика

Объект

Человек

общество

Педагогика

социология

Физиология

психология

Медицина

анатомия

Информатика

философия

Что записать в ваш педагогический словарь

Наука
— сфера человеческой деятельности,
результатом которой
являются новые знания.

Педагогика
— наука о закономерностях обучения и
воспитания.

Этнопедагогика
(народная педагогика) — система принятых
у народа методов и приемов обучения и
воспитания, которая передается
от
поколения к поколению.

Объект
педагогики

— воспитание в широком смысле.

Предмет
педагогики

— система отношений, возникающих в ходе
воспитания.
Понятийный
аппарат педагогики

— упорядоченная и строгая совокупность
категорий, понятий и терминов, используемых
в педагогике.

Категория
педагогики

— наиболее общее и существенное понятие,
выражающее
свойства и отношения в педагогической
действительности.

Блок самоконтроля

По итогам изучения
данной темы вы должны знать:

• различные
подходы к определению педагогики как
науки и как искусства;


сущность понятия
«педагогика», ее объект и предмет,
основные функции
и задачи науки педагогики;

• основные
категории педагогики;

• место педагогики
в системе других наук;

• систему
педагогических наук.

По итогам изучения
данной темы вы должны уметь:


анализировать
взаимодействие и взаимовлияние
педагогиче­ской
теории и практики;


выделять и
формулировать объект, предмет, цели и
задачи кон­кретных
педагогических исследований теоретического
и при­кладного
характера;

• пользоваться
понятийным аппаратом педагогики.

Традиционная классификация:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. по источнику материала: словесные, наглядные, практические;

  2. по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;

  3. по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные;

  4. по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

  2. методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. методы устного контроля и самоконтроля;

  2. методы письменного контроля и самоконтроля;

  3. методы практического контроля и самоконтроля.

Наглядные методы обучения

К наглядным методам относятся:

  • демонстрация;

  • показ образца;

  • иллюстрация.

Практические методы обучения

  • Наблюдение;

  • Опыты;

  • Практические методы учения;

  • Объяснительно иллюстративные;

  • Репродуктивные.

Методы проблемного обучения

  • Проблемная лекция;

  • Частично-поисковые или эвристические методы;

  • Исследовательские методы.

Пассивные методы обучения (педагог-главный)

  • Объяснение;

  • Рассказ;

  • Работа с литературными источниками;

  • Изложение;

  • Повествование;

  • Описание;

  • Рассуждение;

  • Проблемное изложение;

  • Беседа.

Активные методы обучения (учитель=ученик)

  • Индивидуальные;

  • Групповые;

  • Дискуссионные;

  • Игровые;

  • Тренинговые;

  • Рейтинговые.

Самые распространённые активные методы обучения:

  • Презентации;

  • Кейс-метод;

  • Дидактические игры;

  • Баскет-метод.

Интерактивные методы обучения (учитель=ученик, ученик=ученик)

  • Мозговой штурм;

  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы;

  • Тесты;

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты);

  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные);

  • Аквариум;

  • Метод проектов;

  • BarCamp;

  • Формула ПОПС (П – позиция; О – объяснение (обоснование); П – пример; С – следствие (суждение));

  • Мастер-классы;

  • Построение шкалы мнений;

  • Дерево решений.

Классификация форм организации занятия:

  1. Фронтальная работа;

  2. Групповая работа;

  3. Коллективная форма работы;

  4. Работа в парах;

  5. Индивидуальная форма;

  6. Индивидуальное обучение.

Виды форм обучения:

Коллективно-групповые

Индивидуальн-ые

Фронтальные

Тради-цион -ные

Занятие, семинары, лекции, конференции, олимпиады

мастерские, студии, деловые игры, факультатив, экзамен, учебная экскурсия, дополнительные занятия, соревнования, конкурс, открытое занятие

Тьютерство, репетиторство, консультация, менторство, семейное обучение, самообучение

«Погружения», научные недели, творческие недели, проекты, конкурс, лекция, доклад

Нетра-дицион-ные

Интегрированные занятия, заочная экскурсия, КВН, лекция-парадокс, исследование, уроки мудрости, пресс-конференция, урок-сказка, следствие, экскурсия в прошлое, парный опрос, турнир, аукцион, путешествие, утренник,

экспресс-опрос, эстафета, урок-блок,

бенефис, литературная прогулка, спектакль,

урок-зачет, дуэль,

митинг, литературная гостиная, концерт, урок-консультация, ученый совет

Вопросно-ответная форма

Заочная экскурсия, пресс-конференция, круглый стол, мозговой штурм, тренинг

Классификации средств обучения:

  1. По характеру воздействия на обучаемых:

  1. визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, ИКТ-презентации;

  2. аудиальные: музыкальный центр, радио; — аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации.

  1. По степени сложности:

  1. простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

  2. сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

  1. По происхождению:

  1. натуральные природные средства: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек;

  2. символические: рисунки, схемы, карты.

  1. Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева:

  1. естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

  2. объемные: геометрические фигуры, чучела;

  3. изобразительные: фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов;

  4. графические: схемы, чертежи, таблицы, диаграммы;

  5. символические: географические карты, глобус;

  6. звуковые: магнитофонная запись;

  7. мультимедиа, основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения.

Пользуйтесь нашим приложением

Доступно на Google Play

Загрузите в App Store

Мы используем файлы cookie. Пользуясь сайтом, вы принимаете условия нашего соглашения. Принять Детальнее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вторую половинку в симс
  • Как найти игру которую скачал на компьютер
  • Периферийное устройство bluetooth как исправить
  • Как исправить пулевизатор
  • Выключается экран телефона как исправить