Как составить блок схему соответствующую программе

Схемаэто абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.

Содержание:

  1. Элементы блок-схем алгоритмов
  2. Примеры блок-схем
  3. Нужны ли блок-схемы? Альтернативы

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

flowcharts_terminator
Терминатор начала и конца работы функции
Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.
flowcharts_data
Операции ввода и вывода данных
В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.
flowcharts_process
Выполнение операций над данными
В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.
flowcharts_solution
Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма
Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.
flowcharts_procedure
Вызов внешней процедуры
Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.
flowcharts_loop
Начало и конец цикла
Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).
flowcharts_preprocess
Подготовка данных
Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.
flowcharts_connector
Соединитель
В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.
flowcharts_comment
Комментарий
Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

insertsort_flowchart

Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.

bubblesort_flowchart

Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

selectsort_flowchart

Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

  • блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения [2];
  • блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием [3].

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.

Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.

Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.

Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.

Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.

В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].

В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].

Список использованных источников:

  1. ГОСТ 19.701–90 (ИСО 5807–85) «Единая система программной документа­ции».
  2. Алгоритм. Свойства алгоритма https://pro-prof.com/archives/578
  3. Алгоритмы сортировки слиянием и быстрой сортировки https://pro-prof.com/archives/813
  4. yEd Graph Editor https://www.yworks.com/products/yed
  5. Книги: алгоритмы https://pro-prof.com/books-algorithms
  6. Рамбо Дж., Якобсон А., Буч Г. UML: специальный справочник. -СПб.: Питер, 2002. -656 с.
  7. Кент Бек Экстремальное программирование: разработка через тестирование – СПб.: Питер – 2003
  8. Визуальный язык ДРАКОН https://drakon.su/
  9. Шилов Н.В. Верификация шаблонов алгоритмов для метода отката и метода ветвей и границ. Моделирование и анализ информационных систем, ISSN 1818 – 1015, т.18, №4, 2011
  10. Брукс Ф., Мифический человеко — месяц или как создаются программные системы. СПб. Символ Плюс, 1999 — 304 с. ил.



Что это такое?
Блок-схема алгоритма отображает в графическом виде последовательность операций и переходные фазы. Каждому действию соответствует определенная фигура (ромб, квадрат, овал и т. д.), поэтому располагать их нужно в правильном порядке.



Как составить?
В любой блок-схеме существуют обязательные элементы: начало, конец, линии связи. Также необходима нумерация для понимания направления чтения. Остальные действия зависят от того, какой именно алгоритм нужно описать.

В статье рассказывается:

  1. Суть алгоритмов
  2. Что такое блок-схема алгоритма
  3. Составляющие блок-схемы алгоритма
  4. Правила составления блок-схемы
  5. Разделение блок-схемы
  6. Востребованность блок-схем
  7. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Суть алгоритмов

Алгоритмом называют конечную последовательность конкретных действий, выполняя которые, исполнитель достигает определенной цели.

Суть алгоритмов

Суть алгоритмов

Итогом прохождения всех шагов должен быть изначально заданный результат (например, некие выходные данные). Для выполнения этого процесса по мере необходимости могут создаваться и использоваться промежуточные данные. Они выходными являться не будут и нужны исключительно для обеспечения всей работы.

Любой алгоритм нужно наделять определенными свойствами. Наиболее важную роль играют:

  • Дискретность. Общая задача разделяется на отдельные, последовательно выполняемые шаги. Это, как правило, простейшие действия, порядок которых строго определен. Каждый шаг представляет собой инструкцию или команду, выполнение которой должно начинаться только тогда, когда выполнена предыдущая команда в этой последовательности.
  • Конечность. Количество шагов должно быть конечным. Иными словами, результат необходимо получить по завершении строго определенного числа команд в алгоритме.
  • Понятность. Все шаги необходимо формулировать так, чтобы исполнитель их полностью понимал. То есть алгоритм должен состоять только из команд, входящих в систему компетенций данного человека.

Скачать
файл

  • Детерминированность. Каждую команду, а также порядок выполнения всех команд необходимо предварительно четко и однозначно определить. При этом на результат выполнения каждого шага не должна влиять никакая сторонняя информация. Необходимо выстроить команды так, чтобы конечная цель алгоритма обеспечивалась только формальным выполнением четких и последовательных инструкций. Исполнителю при этом не нужно вникать в смысл команд. Благодаря такому подходу итоговый результат будет всегда одинаковым и предсказуемым независимо от того, кто выполняет эту работу.
  • Массовость. Один алгоритм призван решать сразу комплекс однотипных задач, определяемый заданным диапазоном входной информации.

Алгоритмы могут быть представлены в нескольких формах:

  • Текстовая запись. Команды записываются обычным текстом на каком-либо языке. Порядок выполнения определяется нумерацией. Действия описываются произвольно и максимально конкретно.

    Что такое браузер и как он работает

    Читайте также

  • Блок–схема. Команды отображаются графически, в виде блок-схемы из геометрических фигур.
  • Алгоритмические языки. Алгоритм строится с использованием специального искусственного языка, состоящего из определенной системы обозначений.
  • Псевдокод. Обычный язык комбинируется с алгоритмическим. Последний берется за основу для описания базовых структур алгоритма.

Суть алгоритмов

Суть алгоритмов

Что такое блок-схема алгоритма

Как упоминалось выше, алгоритм может быть схематически представлен в виде блок-схемы. Этот вид графики также широко используется для представления любых процессов и систем в самых разных отраслях деятельности человека. С помощью блок-схемы выполняется документирование, изучение, планирование, совершенствование и объяснение сложных процессов путем превращения их в простые и логичные диаграммы.

Для описания конкретных действий используются геометрические фигуры: прямоугольники, ромбы, овалы и т. д. Последовательность шагов и направление процессов отображается соединительными стрелками.

Существует несколько видов блок-схем алгоритма, которые отличаются в числе прочего сложностью исполнения, начиная от простейших и нарисованных от руки эскизов, заканчивая сложными, спроектированными на компьютере диаграммами. Блок-схемы, учитывая многообразие всех вариаций, могут быть использованы в самых разных областях жизнедеятельности и, соответственно, по-разному называться.

Так, в зависимости от отрасли, встречаются схемы процессов, функциональные блок-схемы, модели и нотации бизнес-процессов, схемы технологических процессов. Все это имеет тесную связь с другими популярными разновидностями схем (например, с некоторыми диаграммами).

Составляющие блок-схемы алгоритма

Блок-схемы создаются из различных блоков, соединяемых между собой линиями со стрелками. Таким образом отображается поток управления. Далее разберем более подробно каждый тип блоков.

Терминал

Представляет собой овальную область, которой обозначают начало и конец выполнения программы. В любом алгоритме, изображенном в виде блок-схемы, присутствует как минимум два таких овала, которые ограничивают собой данный алгоритм.

Составляющие блок-схемы алгоритма

Составляющие блок-схемы алгоритма

Данные

Блок рисуется в виде параллелограмма, содержащего внутри входные или выходные данные. Обычно здесь размещают информацию, поступающую в алгоритм извне, и результат, который в итоге он выдает.

Процесс

Выглядит как прямоугольник, служит для записи основного программного кода. Процесс является ключевым элементом алгоритма, отражающим суть всей блок-схемы.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20997 pdf иконка

Решение

Данный блок рисуется в виде ромба и предназначен для управляющих и условных операторов какого-либо языка программирования (например, if или «больше» и «меньше»). Здесь всегда предлагается на выбор один из двух вариантов: «да» или «нет».

Поток

Обозначается в виде стрелки, представляя собой собственно поток какого либо процесса или алгоритма с указанием направления. Таким способом обеспечивается высокая читаемость программы.

Ссылка на странице

Выглядит как окружность с расположенными внутри символами. Такая ссылка дает понять, что блок-схема продолжает дальнейшие шаги алгоритма. Когда схема достаточно длинная, для экономии места внутри данной окружности в качестве ссылки размещают одну цифру. Этот же символ должен быть использован в продолжении схемы.

Правила составления блок-схемы

Чтобы составить блок-схему алгоритма грамотно, необходимо следовать приведенным ниже принципам.

  • Начало и конец схемы обязательно ограничиваются соответствующими блоками в одном экземпляре.
  • Начальный блок должен быть соединен с конечным линиями связи.
  • Линии потока необходимо рисовать из всех блоков, кроме конечного.
  • Все блоки нумеруются по порядку слева направо и сверху вниз. Номера ставятся в верхнем левом углу с разрывом начертания.
  • Между всеми блоками обеспечивается взаимная связь через линии, определяющие последовательность выполнения команд. Движение потока в обратном порядке от принятого по умолчанию обязательно обозначается стрелками.
  • Используемые в схеме линии могут быть входящими или выходящими. Это разделение относительное. Для одного линия, выходящая из одного блока, для другого уже будет являться входящей.
  • Начальный блок имеет лишь выходящие линии потока. Соответственно, в конечный блок линии могут только входить.
  • Поскольку движение потока идет сверху вниз, входящие линии принято изображать сверху от блока, а выходящие — снизу. Это в целом упрощает чтение блок-схемы.
  • Линии потока могут обрываться. При этом места разрывов необходимо помечать специальными соединительными элементами.
  • Чтобы блок-схема легче читалась, допускается описательную часть выносить в комментарии.

Правила составления блок-схемы

Правила составления блок-схемы

Разделение блок-схемы

Построение блок-схемы зачастую связано с определенными трудностями, среди которых:

  • слишком малое место для размещения на одной странице;
  • сложности в связывании всех элементов непосредственно друг с другом.

Устранить эти проблемы можно путем разбивки всей блок-схемы алгоритма программы на несколько фрагментов и последующего соединения этих фрагментов специальными соединительными элементами.

Используемые при этом соединители подписываются уникальными номерами, состоящими из двух частей. Это нужно для определения соответствия соединительных линий друг другу. Принадлежность частей уникального номера соединительному элементу обеспечивается записью данного номера на каждом фрагменте блок-схемы. Общие правила разделения приведем ниже.

Только до 1.06

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

  • Места разрыва схемы обозначаются соединительным блоком. Каждое такое соединение маркируется уникальным номером.
  • Использоваться должны только машинно-независимые элементы.
  • Представление в блок-схеме каждого шага не является обязательным. Важно отобразить только ключевые этапы выполнения программы.
  • Переменные и блоки желательно именовать наглядными и запоминаемыми словами.

И самое главное условие — сформированный алгоритм должен быть понятен любому программисту.

Востребованность блок-схем

В небольших компаниях для построения алгоритмов обычно применяют лаконичную словесную форму (псевдокод). Блок-схемы же вероятнее всего встречаются на государственных предприятиях, где действуют требования по оформлению документации ЕСПД. Однако даже при регистрации программного обеспечения в Госреестре можно обойтись без этих схем.

Востребованность блок-схем

Востребованность блок-схем

И все же современные учебные программы в школах и вузах учитывают умение рисовать данного вида графику. Вопросы, посвященные блок-схемам, встречаются на выпускных и государственных экзаменах. Студенты перед дипломной защитой также должны проверять свою работу на соответствие стандартам построения схем.

Программное обеспечение сегодня почти не разрабатывается по устаревшей каскадной модели, так как при этом часто на этапах проектирования возникают ошибки. Но когда разработка по такой модели все же ведется, применяются именно блок-схемы записи алгоритма.

Что такое браузер и как он работает

Читайте также

Во всем мире наблюдается значительное отставание образовательной системы от технического прогресса. Отечественный устаревший стандарт ГОСТ 19.701-90 в целом схож с международным ISO 5807:1985. Более актуальные модификации до сих пор не разработаны. За рубежом все еще продолжают создавать специализированное программное обеспечение для проектирования блок-схем (Dia, MS Visio, yEd).

Есть немногочисленные примеры применения более совершенных диаграмм деятельности UML, хотя эти диаграммы показывают свою эффективность лишь при описании параллельных алгоритмов.

В среде разработчиков порой возникает мнение о бесполезности блок-схем и даже UML. Некоторые убеждены в том, что и документация для разработки тоже не требуется. Впрочем, об этом чаще говорят сторонники так называемого экстремального программирования.

Для определенных задач разработки использование блок-схем все же требуется. В частности, это необходимо, когда программы создаются в визуальных средах программирования (например, ДРАКОН). Также с помощью блок-схем верифицируются алгоритмы. То есть, в соответствии с методом индуктивных утверждений Флойда формально доказывается их корректность.

Пока что можно сделать вывод, что единого мнения касательно необходимости блок-схем нет. Безусловно, в некоторых областях деятельности без них пока не обойтись в отсутствие альтернативы. Формальная верификация требует создавать блок-схемы выполнения алгоритма, хотя для непосредственного проектирования и документирования это уже не нужно.

Здесь стоит прислушаться к утверждению «программистов-экстремалов» о том, что имеет смысл рисовать лишь те схемы, которые действительно полезны в работе и при этом не требуют слишком больших усилий для рисования и актуализации.

Блок-схема

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Некоторые виды блоков

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Дано: a, b

Найти: S, P

Блок-схема:

Решение задачи №1. Блок-схема

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Program Rectangle;
Var a, b, S, P: integer;
Begin
write('Введите стороны прямоугольника!'); 
readln(a, b);
S:=a*b;
P:=2*(a+b);
writeln('Площадь прямоугольника: ', S);
write('Периметр прямоугольника: ', P);
End.

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T  и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

S1=(V1+V2)*T+S

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.Блок-схема

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Program Rasstoyanie;
Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод }
begin
write('Введите скорость первого автомобиля: '); 
readln(V1);
write('Введите скорость второго автомобиля: '); 
readln(V2);
write('Введите время: '); 
readln(T);
write('Введите расстояние между автомобилями: '); 
readln(S);
S1:=(V1+V2)*T+S;
writeln('Через ', t,'ч. расстояние ', S1,' км.');
End.

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число!  А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Ошибка!

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real.  Вот, как выглядит исправленная программа:

Снимок экрана 2013 12 15 в 20.00.24 1024x545

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Здесь понятней чем в школе.

мля… прикиньте, я узнал про этот сайт только ПОСЛЕ того как сделал программу с условием, узнавая все в инструкции

Ребята , вопрос на засыпку, как заставить «,» (введенную пользователем в числе) заменить на «.» внутри программы, что бы не вылетало юхни с ошибкой.

Взять строку введенную пользователем, заменить «,» на «.».
Если совсем гуглить не умеете, то вам сюда — http://www.cyberforum.ru/pascal/thread190664.html

>> скорость машины не обязательно круглое число!

Нет такого понятия, как «круглое число».

Обе ваши блок-схемы не соответствуют ГОСТу (сдать такие на курсовой проект не получится). ГОСТ определяет блоки начала и конца, как «прямоугольник со скругленными краями», а не «скругленными углами».

>> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Большинство программистов так не считает. Кроме того, попробуйте поспрашивать у программистов «когда они последний раз составляли блок-схему?» — окажется что в ВУЗе (когда с них зачем-то сдирали знание ГОСТа).

>> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Очень сложное, долгое и бесполезное занятие. Для хоть сколько-нибудь большой программы (в тысячу строк хотя бы, как курсак) блок-схемы будут огромные и их будут десятки. А что делать если они перестают соответствовать коду? — вот даже в вашей первой задаче надо будет добавить проверку, что юзер не ввел отрицательные значения сторон, что делать? — исправления кода займут 1 минуту, а исправление блок-схем 10 минут, и зачем тогда этим заниматься?

Программист не должен писать блок-схемы (он их должен читать и понимать и при необходимости исправлять). Блок-схемы это графический язык общения, который понимает как программист, так и не программист. Чтобы пользователь не общался с программистом своими «хотелками», типа я хочу, чтобы вот это правильно считалось, и это число складывалось с этим, а потом выводилось сюда (или вообще говорил — хочу что бы работало), а рисовал все в виде блок-схем с четким алгоритмом. Тогда по идее у программиста будет понимание того, что от него хотят (и он через пять минут не забудет все что ему сказали). Либо, когда общаются два программиста пишущих на разных языках программирования (LISP и Java) и одному нужно объяснить как работает его код, что бы другой переписал его на другом языке.
Как объяснить преподавателю как работает программа, если преподаватель не знает языка программирования на котором написана ваша программа? Или как преподавателю объяснить алгоритм задачи студентам пишущим и реализующим этот алгоритм или программу на разных языках программирования? Нужен какой-то универсальный язык общения и обычно это просто текст «что нужно сделать» на русском языке, а не намного облегчающая жизнь программиста блок-схема.
Вам могут сказать — сделай модуль авторизации (ты же знаешь как, ну как всегда и как везде), а могут нарисовать блок-схему модуля авторизации с учетом всех пожеланий, типа того, что пароль должен содержать не менее 6 символов и что нужно делать в противном случае т.д. То есть блок схему должен уметь рисовать тот кто ставит задачу, а не программист. Либо программист (архитектор либо менеджер проекта), который ставит задачу другим программистам.

Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли

Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу 🙂

Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот

program Logarifm;
Var
X,y,z:real;
function Lgrfm(A,B:Real):Real;
var
Osn:Real;
begin
Osn:=ln(A)/ln(B);
Lgrfm:=Osn;
end;
begin
Write(‘Введите X = ‘);
ReadLn(X);
Write(‘Введите Y = ‘);
ReadLn(Y);
Z:=Lgrfm(X,2)+Lgrfm(Y,3);
WriteLn(‘Z = ‘,Z:10:3);
ReadLn;
end.

Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.

В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!

Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.

Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.

Начальная подготовка учащихся.

  • Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
  • Знание основных типов переменных.
  • Знание структуры программы на Паскале.

Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.

Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ (см. Приложение1)

Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.

Далее ученики работают самостоятельно по предложенному заданию. На каждый тип алгоритма дано несколько заданий, одно выполняется в классе, остальные могут быть домашним или дополнительным заданием.

В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.

Описание приложений.

  • Адрес сайта «Паскаль для начинающих» — http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
  • Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.

Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».

Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

BEGIN

Начало работы программы
(служебное слово)

Конец работы программы
(служебное слово)

WRITE (‘A,B)

На экране появляется надпись: введите A, B
(оператор вывода данных)

WRITE (C)

На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)

READ (X,Y)

Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных) C:=4*T ;
D:=A+B;
I:=I+1;
После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания) IF A>B THEN Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор) WHILE I N Выполняется группа опера-торов ОП.1 до тех пор, пока не будет выполнено условие I>N.
(оператор цикла с постусловием, ОП.1 – тело цикла) FOR I:=1 TO N DO Для каждого I от 1 до N выполняется группа операторов ОП.1
(оператор цикла с параметром, I – параметр цикла)

Линейный алгоритм. Простейшая программа (ввод/вывод данных, вычисление суммы, разности, произведения и частного двух чисел).

Написать программу, которая

  • знакомится с пользователем (на появившееся на экране сообщение пользователь вводит свое имя, и на экране появляется «приветствие» от компьютера с именем пользователя);
  • находит сумму (разность, произведение или частное) введенных с клавиатуры двух чисел);
  • выводит результат на экран.

Примерный вид экрана при работе

Введите свое имя Вася
Привет, Вася
Введите 2 числа 2 6
Сумма чисел равна 8

Для выполнения задания можно использовать приведенный ниже текст программы или заранее подготовленный учителем файл Shablon1.pas (файл Приложение2.pas) с текстом программы, который находится в каталоге CLASS (там же находятся личные папки учащихся). Ученик проставляет вместо вопросительных знаков необходимые операторы и служебные слова. Комментарии в фигурных скобках поясняют, что необходимо сделать. Программа состоит из двух частей. В первой части программы демонстрируется использование операторов ввода и вывода, во второй, после комментария <ЗАДАНИЯ>, ученику надо самому записать необходимые операторы, используя приведенную выше блок-схему и комментарии в программе. Алгоритм создания программы по шаблону дан ниже.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Язык программирования Паскаль. Блок-схемы.

Изучение Паскаля необходимо начинать с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, так как умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые необходимо запомнить:

Легче всего показать разработку блок-схемы на примере линейного алгоритма.

Для этого рассмотрим задачу:

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано».

(В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a,b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b)
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Блок-схема:

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

1) Описание переменных;

2) Ввод значений сторон прямоугольника;

3) Расчет площади прямоугольника;

4) Расчет периметра прямоугольника;

5) Вывод значений площади и периметра;

А вот и решение:

writeln( ‘Введите стороны прямоугольника!’ );

writeln( ‘Площадь прямоугольника: ‘ ,S);

write( ‘Периметр прямоугольника: ‘ ,P);

(Обратите внимание, если бы вы использовали тип integer , а не real , то при введении дробных чисел, у вас возникала бы ошибка)

Задание для самостоятельного решения(Нарисовать блок-схему, написать решение задачи в ПАСКАЛЕ):

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Даю подсказку: Для нахождения S 1 , вам необходимо воспользоваться следующей формулой : S1=(V1+V2)*T+S

write( ‘Введите скорость первого автомобиля: ‘ );

write( ‘Введите скорость второго автомобиля: ‘ );

write( ‘ Введите время : ‘ );

write( ‘Введите расстояние между автомобилями: ‘ );

writeln( ‘Через ‘ ,t, ‘ч. расстояние ‘ ,S1, ‘ км.’ );

  • Килочко Алиса ВитальевнаНаписать 3304 17.04.2016

Номер материала: ДБ-037824

    17.04.2016 518
    17.04.2016 1578
    17.04.2016 510
    17.04.2016 492
    17.04.2016 445
    17.04.2016 721
    17.04.2016 219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Супер простое руководство по блок-схемам

Что такое блок-схема?

Блок — схема — это графическое представление операций, выполняемых системой обработки данных.
операций в системе. Часто лучший способ понять проблему — нарисовать диаграмму. Диаграммы обычно дают нам более полную картину ситуации, чем короткий набор слов или фраз. Однако сочетание визуальных символов (фигур) и текста представляет собой очень мощный инструмент для общения и решения проблем. Алгоритмы могут разрабатываться быстрее, если для их представления создается блок-схема. Блок-схемы гораздо легче понять, чем алгоритмы.

Блок-схема показывает:

• показывает логику алгоритма
• выделяет отдельные шаги и их взаимосвязь
• например, управление потоком от одного действия к другому

Символы блок-схемы

Блок-схемы имеют много стандартных символов. В блок-схемах используются блоки различной формы для представления различных типов инструкций. Фактические инструкции написаны внутри коробок. Эти блоки соединены сплошными линиями со стрелками, указывающими направление потока блок-схемы. Направление потока блок-схемы. Блоки, используемые в блок-схемах, стандартизированы и имеют определенные значения. Символы для этих блок-схем были разработаны Американским национальным институтом стандартов (ANSI).

Элемент Описание Символ
СТАРТ/СТОП терминатор START и один терминатор STOP на всей блок-схеме. Если логика программы включает паузу, она также обозначается символом терминала. Символ блок-схемы: терминатор Start и Stop
Ввод, вывод Этот символ используется для обозначения любой функции ввода/вывода в программе. Таким образом, если есть какой-либо ввод в программу через устройство ввода, такое как клавиатура, лента, устройство чтения карт и т. д., это будет указано на блок-схеме с помощью символа ввода/вывода. Точно так же все инструкции вывода для вывода на такие устройства, как принтеры, плоттеры, магнитные ленты, диски, мониторы и т. д., обозначены символом ввода/вывода. Символ блок-схемы: Вход
Решение Представляет собой точку принятия решения в процессе, обычно требующую ответа «да» или «нет», а затем переход к различным частям блок-схемы. Символ блок-схемы: Решение
Ссылка на страницу включения/выключения. Представляет соединение с другим процессом. Символ блок-схемы: Соединитель на странице и вне страницы
Линии потока Указывает направление потока. Горизонтальные стрелки изображают процедуры или линейную последовательность событий, а вертикальные стрелки обозначают второстепенные или высшие навыки и знания. Символ блок-схемы: линия потока
Обработать Символ процесса используется для представления арифметических инструкций и инструкций по перемещению данных на блок-схеме. Все арифметические процессы сложения, вычитания, умножения и деления обозначены символом процесса. Логический процесс перемещения данных из одного места памяти в другое также представлен в блоке процесса. Символ блок-схемы: Процесс

Блок-схема с первого взгляда: Иллюстрация символов

Блок-схема должна иметь начальную точку и одну или несколько конечных точек и должна располагаться в направлении сверху вниз и слева направо.

Простую блок-схему, показывающую описанные выше символы, можно увидеть ниже:

ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Представление алгоритма в структурированном программировании с помощью блок-схемы

Блок-схемы часто используются для представления алгоритмов структурного программирования. Блок-схемы описывают структуру и логику алгоритма, а также последовательность операций, которые необходимо выполнить при решении проблемы.

  • Блок-схемы полезны для сложных программ, содержащих множество ветвей, поскольку они описывают взаимосвязь между отдельными ветвями и циклами.
  • Они также помогают обнаруживать и исправлять ошибки в логике и разрабатывать более эффективные структуры.

Наконец, блок-схема — отличный инструмент для документирования программы. Он обеспечивает удобное средство связи между программистами и непрограммистами.

Последовательность — ряд процессов/шагов, которые следуют по порядку.

Например, помыть голову;
1. Намочите волосы
2. Нанесите шампунь
3. Смойте

ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Выбор — существует условие, которое может изменить порядок или типы процессов, которым необходимо следовать.

ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ: РЕДАКТИРОВАТЬ СЕЙЧАС

Например, ЕСЛИ горит красный свет, ТО Я остановлюсь, ИНАЧЕ Я поеду.

ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ В ИНТЕРНЕТЕ: РЕДАКТИРОВАТЬ СЕЙЧАС

Заявление о случае

РЕДАКТИРОВАТЬ БЛОК-СХЕМУ: ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОР БЛОК-СХЕМ

Повторение . Часто нам может потребоваться выполнить один и тот же набор процессов несколько раз, и мы можем выполнить цикл, который выполняет один и тот же набор действий снова и снова, пока не возникнет условие остановки. Невыполнение условия остановки приведет к тому, что процесс войдет в бесконечный цикл.

РЕДАКТИРУЙТЕ В НАШЕМ ОНЛАЙН-РЕДАКТОРЕ БЛОК-СХЕМ

Примером ЦИКЛА может быть отображение слова «ШКОЛА» на экране 7 раз.

РЕДАКТИРОВАТЬ В НАШЕМ ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛОК-СХЕМ

Разработайте блок-схему с пошаговым уточнением

Пошаговое уточнение — это процесс разбиения задачи программирования на ряд шагов. Вы начинаете с некоторых общих шагов для решения проблемы и уточняете каждый шаг по очереди. После уточнения каждого шага вы далее разбиваете эти общие шаги на серию более мелких подэтапов. Как только это сделано, вы продолжаете, пока не опишете проблему настолько подробно, что сможете написать код для ее решения.

Поэтапное уточнение: разработать решение проблемы путем

    1. изложение решения на высоком уровне
    2. уточнение шагов решения в более простые шаги
    3. повторяя шаг 2, пока шаги не станут достаточно простыми для выполнения

Поэтапное уточнение с помощью примера блок-схемы — вернуться домой

Самый эффективный способ решить сложную проблему — разбить ее на последовательно более простые подзадачи. Вы начинаете с того, что разбиваете всю задачу на более простые части. Некоторые из этих задач, возможно, сами должны быть разделены. Этот процесс называется пошаговым уточнением (или декомпозицией сверху вниз). Вы можете выполнить шаги и создать блок-схему, используя метод пошагового уточнения.

Блок-схема ниже иллюстрирует постепенное совершенствование этих четырех этапов.

  • Мы совершенствуем одну вещь за раз.
  • Светло-голубая трапеция показывает, как один шаг на диаграмме слева уточняется (расширяется) на следующей блок-схеме справа.

Пример пошагового уточнения блок-схемы – мытье рук

Пример блок-схемы: мытье рук

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ [ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ]

Пример блок-схемы – Решите алгоритм

Выразите алгоритм, который получает от пользователя два числа (делимое и делитель) и проверяет, не равен ли делитель нулю. Убедитесь, что делитель не равен нулю, и используйте блок-схему, чтобы показать их частное.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛОК-СХЕМ — ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ [FLOWCHART MAKER]

Пример блок-схемы — процесс приготовления чашки чая теперь можно продемонстрировать более подробно:

ОНЛАЙН-РЕДАКТОР БЛОК-СХЕМ — ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Пример блок-схемы: преобразование температуры по Фаренгейту в градусы Цельсия

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ — ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОР БЛОК-СХЕМ

Узнайте больше о блок-схеме — на примерах

Блок-схема — это одна из наиболее широко используемых диаграмм, которая представляет алгоритм, рабочий процесс или процесс, показывая шаги в различных полях и соединяя их по порядку стрелками. Вы можете создать блок-схему с нуля или просто начать с шаблонов блок-схем, доступных в программном обеспечении для создания блок-схем Visual Paradigm Online .

Нужно вдохновение? Ниже мы собрали несколько примеров блок-схем, чтобы помочь вам начать работу. Нажмите на блок-схему, чтобы просмотреть ее, или нажмите кнопку «Редактировать», чтобы начать редактирование.

шаблон: Пример блок-схемы пропущенного автобуса (создано маркером InfoART)

шаблон: Пример блок-схемы проверки продукта (создано маркером InfoART)

шаблон: Пример блок-схемы заполнения заказа (созданный маркером InfoART)

шаблон: пример линейной блок-схемы (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы принятия решений (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы системы управления логистикой (созданный маркером InfoART)

шаблон: Модель Берка-Литвина (создана маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (линейный процесс) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (рекурсивный) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (несколько путей) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (два пути) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Приготовление яйца (создано маркером InfoART)

шаблон: Решение для снежной бури (создано маркером InfoART)

шаблон: Торговый автомат (создано маркером InfoART)

шаблон: Смарт-карта с сохраненной стоимостью (создана маркером InfoART)

шаблон: Программа здравоохранения для людей старше 40 лет (создано маркером InfoART)

шаблон: Вакуумный робот (создано маркером InfoART)

шаблон: Пневматическая дверь (создано маркером InfoART)

шаблон: Found Food in Fridge (создано маркером InfoART)

шаблон: Должен ли я сегодня ехать в школу на велосипеде? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: План путешествия (созданный маркером InfoART)

шаблон: Будильник (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Crossing Traffic (создано маркером InfoART)

шаблон: Простая система оценок (создана маркером InfoART)

шаблон: Product Lanuch Event Planning (создано маркером InfoART)

шаблон: Уголовный процесс (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс приема студентов (созданный маркером InfoART)

шаблон: Служба проката автомобилей (создано маркером InfoART)

шаблон: Простой математический алгоритм (созданный маркером InfoART)

шаблон: План эвакуации при пожаре (созданный маркером InfoART)

шаблон: Переработка твердых отходов (создано маркером InfoART)

шаблон: Обслуживание клиентов (создано маркером InfoART)

шаблон: Boarding Plane (создано маркером InfoART)

шаблон: Чековый депозит (создан маркером InfoART)

шаблон: Простая кофемашина (создано маркером InfoART)

шаблон: Way to Commute (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс онлайн-покупок (созданный маркером InfoART)

шаблон: Среднее образование (создано маркером InfoART)

шаблон: Поездка на поезде (создано маркером InfoART)

шаблон: Обновление прошивки (создано маркером InfoART)

шаблон: Горячая линия экстренной помощи (создано маркером InfoART)

шаблон: Запуск франшизы (создано маркером InfoART)

шаблон: Heater Control (создано маркером InfoART)

шаблон: Компьютерная диагностика (создано маркером InfoART)

шаблон: Запрос на поставку (созданный маркером InfoART)

шаблон: Traffic Control (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс терапии рака (созданный маркером InfoART)

шаблон: Распорядок дня пассажира самолета (создано маркером InfoART)

шаблон: Запрос такси (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс оплаты кредитной картой (созданный маркером InfoART)

шаблон: Оценка несчастного случая (создано маркером InfoART)

шаблон: Рабочий процесс водителя такси (созданный маркером InfoART)

шаблон: Процесс поступления в университет (создано маркером InfoART)

шаблон: Восстановление после операции (создано маркером InfoART)

шаблон: Перевести пациента (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс входа в систему (созданный маркером InfoART)

шаблон: Должен ли я взять с собой зонтик? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Пожертвование органов (создано маркером InfoART)

шаблон: Медицинские услуги (создано маркером InfoART)

шаблон: В какие школы я имею право подавать документы? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Процесс найма (созданный маркером InfoART)

шаблон: Make a Toast (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Расчет прибыли и убытков (созданный маркером InfoART)

шаблон: Мытье рук (создано маркером InfoART)

шаблон: Система онлайн-заказов (создана маркером InfoART)

шаблон: Связывание блок-схем (часть II) (создано маркером InfoART)

шаблон: Связывание блок-схем (часть I) (создано маркером InfoART)

шаблон: Перепись со статьей, обновленной в Википедии (создано маркером InfoART)

шаблон: Заказ еды (создано маркером InfoART)

шаблон: Ежедневное расписание школьника (создано маркером InfoART)

шаблон: сортировка выбором (создан маркером InfoART)

шаблон: Input Hour Pay (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Снятие наличных (создано маркером InfoART)

шаблон: Обслуживание компьютера (создано маркером InfoART)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь параллелограмма по клеточкам 1х1
  • Как составить деловую программу
  • Как найти степень сжатия двигателя
  • Как найти джинсы для мужчин
  • Как найти декларации чиновников