Как составить букт

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Главный баннер (букет)

Флористика, или флористический дизайн – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов – цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются, создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет и даже носков. Чтобы стать профессиональным флористом, необходимо пройти специальное обучение. Но изучив эту статью, вы уже сегодня сможете самостоятельно составить изумительно красивый букет. ​

Содержание

  • Материалы и инструменты
  • Принципы составления флористических композиций
  • Стили флористики
  • Динамичность и точки фокуса
  • Как сочетать фактуры в композиции
  • Как сочетать в зависимости от структуры
  • Правило золотого сечения
  • Симметрия и асимметрия
  • Что еще важно знать
  • Флористические техники
  • Букеты из искусственных цветов
  • Букет из конфет
  • Цветочная композиция в коробке
  • Полезные советы новичкам
  • Готовые работы и идеи для творчества

​ ​

Материалы и инструменты

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Инструменты

​ Для создания флористических композиций необходимо приготовить следующие материалы. ​

  • Флористическая губка. Она служит основой для композиций. Ее кладут на дно какой-либо емкости – корзинки, шляпной коробки, вазочки, для фиксации цветов и других элементов. Воткнутые в нее цветы дольше сохраняют свежесть, их можно поливать.
  • Тонкая гибкая проволока. Она пригодится не только для укрепления композиции, но и для изготовления отдельных ее элементов.
  • Флористическая тейп-лента необходима для закрытия срезов на стебле, проволоки, упаковки и декорирования. Напоминает своими свойствами изящную изоленту, изготовленную из синтетического нетканого материала. Она легко натягивается, повторяет форму элемента, плотно и надежно фиксируется благодаря клеящему слою, продлевает жизнь срезанному растению.
  • Вазы, портбукетницы, атласные ленты разных цветов, красивая оберточная бумага, корзинки, шляпные коробки, штекеры и другие аксессуары для украшения. Сразу дадим маленький совет: следите за модными тенденциями во флористике. В социальных сетях подпишитесь на известных флористов или профессиональные сообщества, чтобы быть в курсе всех новинок.
  • В качестве технической обертки, например, для перевозки или защиты от повреждений, можно использовать прозрачную пленку из целлофана.

​ Что касается инструментов, то в первую очередь вам потребуются:

  • секатор,
  • ножницы,
  • флористический нож.

Эти инструменты желательно иметь по паре: один – для бытовых целей (нарезать ленты, бумагу и т.д.), другой – строго для срезки и обработки цветов. Держите инструменты всегда острозаточенными. Тупые лезвия портят растения, и это негативно сказывается на общем качестве композиции. ​

  • Термоклеевой пистолет (хватит самой простой модели мощностью от 100 до 150 Вт). Он нужен для соединения элементов.
  • Степлер – для той же цели.
  • Кусачки, тонкогубцы и плоскогубцы для работы с проволокой.
  • Цветовой круг – очень удобная шпаргалка, благодаря которой вы сможете безошибочно подобрать цвета для букетов и других композиций. Для новичков это обязательный инструмент.

​ Инструменты для флористики должны быть хорошего качества, чтобы ими было удобно и легко работать. Дешевые модели, как правило, очень быстро выходят из строя. ​

​ ​

Принципы составления флористических композиций

Во флористике, как и в любом другом искусстве, существуют свои правила и принципы, которым необходимо строго следовать, чтобы создать красивую композицию, радующую глаз. На авось не составляют букеты даже очень опытные флористы. ​

В идеале флористическая композиция должна отвечать следующим требованиям:

  • гармоничность, то есть все элементы образуют единое целое;
  • конструкция соответствует выбранному стилю;
  • разнообразие фактур и структур растений;
  • хорошо подобранная цветовая гамма, здесь вам и поможет цветовой круг;
  • динамичность, наличие одной или нескольких фокусных точек;
  • соблюдение правила золотого сечения;
  • сбалансированность всех частей композиции.

​ Разберем подробнее каждое качество, чтобы вы свободно ориентировались в теории флористики. ​

Стили флористики​

  1. Вегетативный стиль предполагает, что композиция должна быть приближена максимально к естественному образу. Для этого стиля характерна приглушенная цветовая палитра, в оформлении часто используются веточки, ягоды, мох и другие природные материалы. Важно следить, чтобы растения относились к одному и тому же сезону. Это очень сложный стиль для новичков.
  2. На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Вегетативный стиль

  3. Декоративный стиль. Здесь допускаются любые сочетания растений, главное, чтобы они смотрелись органично, и никакое из них не теряло своей изюминки. В декоративных композициях можно смело использовать самые необычные материалы для отделки, чем они фактурнее, тем лучше. Часто используют для декора помещений и составление композиций с помощью флористической губки.
  4. На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Декоративный стиль

  5. Линейный стиль. Композиция выстраивается по принципу: четкие линии, минимум материалов, максимум естественности. Чаще всего в таких композициях используются растения с изогнутыми или длинными стеблями, а элементы располагаются асимметрично.
  6. На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Линейный стиль

  7. Массивный стиль. Композиция имеет четкую форму. Все элементы плотно соединены друг с другом или с каркасом. Здесь нет строго определенных точек фокуса, цвета, размер бутонов и линии плавно переходят друг в друга.
  8. На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Массивный стиль

Декоративный стиль применяют в основном для составления букетов. Остальные чаще всего встречаются в оформлении интерьера.

​ ​

Динамичность и точки фокуса

Если правильно расположить элементы, то композиция получится динамичной. Рассматривая ее, человек будет перемещать взгляд от одного растения к другому, и это доставит не только эстетическое удовольствие, но и расслабит и снимет стресс. ​

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Букет с точкой фокуса

Точка фокуса – самый главный элемент, который привлекает внимание в первую очередь, от него строится вся композиция. Допускается наличие нескольких точек фокуса. Это может быть крупный цветок, листья необычной формы, различная степень раскрытия бутонов, разное по высоте положение цветов. ​

​ ​

Как сочетать фактуры в композиции?

Каждый цветок имеет свою поверхность листьев и лепестков. Это и называется растительной фактурой. Ее очень важно учитывать при составлении букета. Фактуры делят на несколько групп.

  • С металлическим отливом. Сюда входят растения с блестящими гладкими листьями и соцветиями, например, антуриум, бегония, а также с матовой листвой, например, седум.
  • Стеклянную фактуру образуют гладкие попупрозрачные лепестки и листья, такие, как у колокольчиков и ирисов.
  • Фарфоровая фактура получается из плотной поверхности цветов, блестяще-гладкой или, наоборот, слегка шероховатой и матовой. Это, в первую очередь, орхидеи и гиацинты.
  • Бархатистая фактура – лепестки на ощупь напоминают бархат или мягкую замшу. В эту группу входят фиалка, сенполия, некоторые сорта роз.
  • Парчовая фактура также подразумевает мягкую поверхность, только более шелковистую, с богатыми оттенками. Это бархатцы, примула, гайлардия.
  • Шелковистая фактура – это элегантные крупные лепестки, гладкостью и нежностью, напоминающие натуральный шелк. Самые яркие представители – маки и анемоны.
  • Для шерстяной фактуры характерны цветы, своим внешним видом и мягкостью схожие с шерстью альпаки или кашемиром. Сюда можно отнести астильбу, агератум, пушицу, некоторые цветущие травы.
  • Из цветов с несколько грубоватой рустикальной фактурой: гелиантуса, рудбекии и других, получаются букеты в деревенском стиле – милые и незатейливые.

При составлении композиции принято соединять цветы либо максимально близкие по фактуре, либо строго противоположные. Например, блестящие цветы отлично смотрятся на фоне матовых бархатистых листьев. ​

​ ​

Как сочетать растения в зависимости от структуры?

Если вы хотите, чтобы букет смотрелся гармонично, крайне важно учитывать структуру используемых цветов. В зависимости от величины и формы листьев, бутонов и соцветий, растения принято делить на три группы. ​

Большие – пионы, лилии, гладиолусы, дельфиниум, крупные хризантемы. Эти цветы всегда доминируют в букете, поэтому их лучше не смешивать друг с другом. Наиболее выигрышно они смотрятся с менее крупными цветами. В этом случае букет получится пышным и выразительным. ​

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Лилии

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Пионы

Средние – гвоздики, розы, хризантемы, герберы – подходят абсолютно для любых композиций. Их располагают либо ниже больших цветов, либо выше малых растений. ​

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Гвоздики

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Герберы

Малые – к этой группе относятся кустовые астры, кустовые мелкие розы, маргаритки, тюльпаны. Из них получаются замечательные небольшие букеты. ​

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Кустовые астры

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Тюльпаны

При составлении букета важно учитывать и особенности роста растений, ведь их стебли могут расти прямо вверх, ниспадать или причудливо извиваться. ​

Сочетая растения, разные по фактуре и структуре, старайтесь, чтобы каждый цветок сохранил индивидуальность и в то же время органично вписался в композицию.

​ ​

Правило золотого сечения

Золотое сечение – это основа основ, которую обязан знать и строго соблюдать каждый флорист. Оно означает, что гармоничность композиции достигается путем соблюдения при ее сборке определенных пропорций. Благодаря этому композиция выглядит как единое целое.

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Принципы золотого сечения

Во флористике используются соотношения 2:3 и 3:5:8. Рассмотрим подробнее, как они применяются на практике. ​

  • Пропорция высоты. Если вы делаете композицию в вазе, то нужно учитывать ее высоту. Лучше использовать пропорцию 2:3. Высота большого сосуда составит 3 части, а цветы соответственно две части. Можно и наоборот: цветы составляют 3 части, а ваза – две. В букете пропорции высчитывают, отталкиваясь от середины связки. Оптимальной считается пропорция 3:5. Три части – низ, пять частей – верх.
  • Пропорция длины вычисляется в зависимости от основы или диаметра сосуда по тем же принципам.
  • Пропорция высоты и длины рассчитывается для горизонтальных композиций с учетом высоты сосуда. Здесь следует придерживаться соотношения 3:5:8.
  • Для асимметричных композиций высчитывают пропорцию массы материала. Основная масса цветов составляет 8 частей, дальняя – 5 частей, ближняя – 3 части.

Начинающим флористам полезно копировать композиции, составленные опытными мастерами, и внимательно следить за соблюдением соотношений. Так, профессиональное чувство пропорциональности придет само собой ​

​ ​

Симметрия или асимметрия?

Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Симметричный букет

При симметрии в центр композиции помещают основные элементы. Остальные элементы менее значительны, они дополняют главные, подчеркивают их цвет и форму. Симметричные композиции обычно используются в торжественных случаях, а также при оформлении официальных мероприятий, офисных пространств. ​

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Асимметричный букет

При асимметрии главные элементы размещаются не строго по оси, а в отклонении от нее, но при этом важновыдерживатьсоотношение 3:5:8, о котором мы писали выше. ​

  • Главную часть обычно помещают с левой стороны от оси, а остальные элементы справа. Чем они меньше, тем дальше они должны находиться.
  • Светлые цветы усиливают асимметрию, темные – сглаживают.
  • В итоге растения выглядят естественно, как если бы мы встретили их в природе.

Асимметричные композиции обычно составляют для украшения праздничных мероприятий и пространств, предназначенных для отдыха и досуга. ​

​ ​

Что еще важно знать?

Во-первых, не лишним будет изучить язык цветов. Несмотря на то, что эта традиция немного устарела, многие люди находят ее очень красивой и романтичной. Выучить основные «фразы» и «слова» помогут специальные справочники.

Во-вторых, обязательно учитывайте повод, по которому составляете букет. Одни цветы традиционно сопровождают похороны, другие – свадьбы, свидания, дни рождения, третьи – уместны только в деловых композициях. Палитры и оформление во всех случаях совершенно разные.

В-третьих, многие растения являются заклятыми врагами, а некоторые, наоборот, дружат между собой и даже лечат друг друга. Сочетаемость цветов обязательно уточняйте по справочнику цветовода. ​

Как видите, составление букета из живых растений – это кропотливый труд, требующий от флориста вдумчивости, знания основ геометрии и биологических особенностей каждого цветка. ​

Флористические техники

Давайте рассмотрим несколько основных техник для составления красивой гармоничной флористической композиции. ​

  • Бутоньерка – это традиционная мини композиция, дополняющая мужской костюм на свадьбе, юбилее, выпускном вечере и другом торжестве. Ее можно также закрепить на женском браслете. В центре композиции помещают один крупный цветок, по сторонам располагают зеленые веточки и другие декоративные элементы. С одной стороны бутоньерка обязательно должна быть плоской, чтобы ее удобно было закрепить. Подробно, как сделать бутоньерку, показано вот здесь
  • Параллельная техника обычно используется для создания настольных композиций и вертикальных букетов, какие обычно дарят мужчинам. Для букета подходят цветы с крупными бутонами. Суть техники: растения укладывают лесенкой, так, чтобы головки одного ряда располагались ниже предыдущего. Стебли скрепляют друг с другом тейп-лентой. Если вы хотите создать настольную композицию, то потребуется флористическая губка и цветы со стеблями разной высоты. Составляется она так же, как букет: один ряд ниже другого. Как правильно собрать букет в параллельной технике, показано здесь
  • Как составить композицию, посмотрите в этом видео

  • Спиральная техника применяется для создания большинства букетов. Для этого нужно взять цветы с ровными плотными длинными стеблями. Суть техники в том, что при сборке один цветок укладывают под небольшим наклоном по отношению к предыдущему. Если собрать круглый спиральный букет правильно, то он будет стоять на столе без подставки. Как все сделать правильно, можно посмотреть вот здесь
  • Асимметричная техника очень сложная, здесь требуется проявление фантазии и знание законов флористики, чтобы получилась действительная красивая элегантная композиция. В букете используются цветы, веточки разной формы и высоты. Желательно, чтобы выделялся только один элемент, вокруг него и будет строиться вся композиция. Подробнее об этом смотрите здесь

Составить букет можно даже из одного цветка, главное – красиво и необычно его оформить, соблюдая правила флористики, как это показано, в этом видео

​ ​

Что важно знать о букетах из искусственных цветов?

Основное преимущество искусственных цветов перед живыми – то, что они долговечны и могут находиться там, где настоящие растения не выживут. Если вы решили составить композицию из искусственных цветов, выбирайте качественные изделия. Они очень красивы и выглядят естественно, а также дольше радуют насыщенным цветом и идеальной формой.

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Искусственный букет

Букеты из искусственных цветов собираются по тем же принципам, что и из живых. Но здесь важно учитывать место размещения композиции. Подскажем вам несколько интересных идей. ​

  • Для просторных комнат, например, гостиной, идеально подойдут букеты из роз, пионов, лилий. Здесь можно также использовать напольные вазы с высокими цветами.
  • На жардиньерку в коридоре поставьте небольшой букет из ярких разноцветных цветов – хризантем, астр, гербер, тюльпанов.
  • На туалетном столике или тумбочке в спальне будут красиво смотреться нежные композиции из мелких розочек, фиалок, пионов.
  • Искусственные цветы в кашпо станут отличным украшением для стен в ванной комнате. Их можно разместить и в рабочем кабинете.
  • Небольшие горшки с цветами и травами удивительно красиво выглядят на кухонных полках, придают помещению уют.

Также с искусственными растениями можно создать интересные настенные панно, коллажи и другие композиции, которые станут главным украшением интерьера. ​

​ ​

Как сделать букет из конфет?

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Букет из конфет

Знание флористики пригодится, если вы захотите оригинально поздравить близкого человека сладким подарком. ​Для этого вам понадобится:

  • конфеты;
  • гофрированная бумага: зеленая для чашелистиков, желтая (или другого любого цвета) для лепестков;
  • тейп-лента с клейким слоем зеленого цвета;
  • скотч;
  • длинные деревянные шпажки;
  • оберточная бумага;
  • небольшие ножницы;
  • флористические веточки и лента для украшения.

​ Порядок выполнения: ​

  1. По числу конфет из бумаги вырежьте полоски-заготовки: широкие – для лепестков, узкие – для чашелистиков. По длине они должны быть такими, чтобы их можно было свободно обернуть вокруг конфеты и закрепить.
  2. Сложите полоску гармошкой, вырежьте ножницами контуры лепестка или чашелистика. То же самое повторите с остальными полосками.
  3. Оберните конфету лепестками, закрепите кусочком тейп-ленты.
  4. Оберните конфету чашелистиком, закрепите кусочком тейп-ленты.
  5. Повторяйте шаги 3 и 4, пока не закончатся конфеты.
  6. Получившиеся бутоны прикрепите к деревянным шпажкам тейп-лентой, обмотайте стебель на несколько сантиметров вниз.
  7. Соберите букет, стебли скрепите между собой скотчем или тейп-лентой. По желанию вы можете дополнить его флористическими веточками.
  8. Заверните в красивую оберточную бумагу и повяжите лентой в тон.

​ Готово! ​

Мастер-класс: делаем цветочную композицию в коробке

На фото изображено - Флористика для начинающих, рис. Букет в коробке

Вам потребуются: ​

  • розы с крупными бутонами;
  • суккуленты – эониум, каменная роза, пахифитум, желательно одного размера;
  • красивая декоративная коробка и ящик;
  • пленка;
  • флористическая губка;
  • флористический нож;
  • степлер;
  • лента для украшения.

​ Порядок действий: ​

  1. Вырежьте губку по размерам коробки или ящика.
  2. Вниз положите пленку, края закрепите степлером по стенкам.
  3. На пленку положите флористическую губку.
  4. Обрежьте розы так, чтобы по росту они были немного выше суккулентов.
  5. Заполняйте губку растениями следующим образом: ряд суккулентов, ряд роз, направление любое.
  6. Старайтесь, чтобы губка не была видна между цветами. Заполнить промежутки можно любым декором, например, соломкой из бумаги или другого материала.
  7. Оберните коробку лентой и завяжите красивым бантом.
  8. Заверните в красивую оберточную бумагу и повяжите лентой в тон.

Палитру подберите по цветовому кругу. Схему расположения цветов нарисуйте заранее, чтобы случайно не повредить растения при выкладывании. ​

​ Вот и всё! ​

​ ​

Полезные советы новичкам

  • Перед составлением букета или композиции напитайте цветы водой в течение нескольких часов. В воду можно добавить порошок «Кризаль». Это поможет цветам дольше сохранять свежесть.
  • Удаляйте все листья и отростки, которые будут находиться под водой или внутри упаковки.
  • Подрезайте стебель под углом и только в воде, используя секатор или флористический нож.
  • Для женщин принято составлять круглые букеты, а для мужчин – высокие вытянутой формы.
  • Оптимальное количество цветов в букете – не более трех видов.
  • Используйте цветы с полузакрытыми и только что распустившимися бутонами, такой букет простоит дольше.
  • По краям должны располагаться более светлые цветы спокойных оттенков, а более темные и яркие помещайте ближе к середине.
  • Нельзя сочетать в одной композиции экзотические и полевые цветы. Это вульгарно.

Еще несколько полезных советов вы найдете в этом видео


Готовые работы и идеи для творчества

Если вы только начали осваивать искусство флористики, и не уверены в своих силах, то советуем сначала посмотреть готовые букеты от опытных мастеров и попробовать повторить их этюды.

​ Например, ​

  • роскошные цветочные композиции для торжества
  • изящный букет невесты
  • вкусный и полезный букет из фруктов и цветов
  • композицию с шампанским для особых случаев
  • женственную бутоньерку на руку для выпускного вечера

Не бойтесь экспериментировать и вскоре вы обязательно всему научитесь! ​

Онлайн редактор буклетов

Макеты буклетов

Редактор буклетов поможет вам быстро и легко сделать макет буклета, полностью готовый к печати в типографии. Простой и понятный интерфейс программы не вызовет сложностей даже если у вас нет подобного опыта, а готовые шаблоны буклетов еще больше упростят задачу. При этом, вам не нужно искать дизайнера, объяснять ему, что именно вы бы хотели и оплачивать его работу — редактор буклета позволит создать макет буклета, существенно сэкономив время, силы и средства.

В нашем конструкторе буклетов можно создать один из стандартных буклетов или установить собственный размер и конфигурацию. Кроме традиционных инструментов работы с текстом и цветом, в конструкторе буклета есть возможность загрузить свои графические материалы, подобрать фон из библиотеки программы, выбрать картинки из бесплатного клипарта или фотографии из платного, но вполне доступного фотостока.

Если работа в редакторе буклетов все же вызовет у вас сложности, то наши дизайнеры всегда готовы придти вам на помощь. По завершении работы, прямо из конструктора, вы сможете заказать буклет в нашей типографии, с возможностью доставки по России или скачать макет для последующей печати буклета в другой типографии.

  • Варианты размеров
  • Задать свой размер


Загрузить PDF


Загрузить PDF

При попытке написать книгу многие начинающие писатели обнаруживают, что у них есть отличная идея, но им трудно понять, с чего начать и как организовать свои мысли. Конечно, здесь многое зависит от автора, жанра и стиля написания, однако есть несколько основных способов вдохновиться на новые идеи, упорядочить основные аспекты и разработать увлекательное содержание. Несмотря на то, что написание книги само по себе может быть вознаграждающим опытом, задумайтесь о публикации своего творения, чтобы поделиться им с миром и, возможно, даже заработать немного денег и получить признание. При помощи нескольких инструкций даже начинающие писатели смогут сотворить и издать великое произведение.

  1. Изображение с названием Start a Writer's Notebook Step 7

    1

    Выберите тему, которая вам очень нравится. Написание книги является серьезной затеей, которая требует много времени и энергии. Если вы выберете тему, в которой вы разбираетесь и которая вас интересует, это даст вам стимул преодолеть утомительный процесс работы. При выборе темы проанализируйте свои страстные увлечения и интересы и убедитесь, что вам есть что сказать по этому вопросу.

    • Выберите жанр, книги в котором вы любите читать и который вы изучили вдоль и поперек, будь то ужасы, романы или политические интриги. Выберите жанр, который другие люди тоже сочтут интересным.
    • Вам также будет проще работать со знакомым жанром благодаря хорошему пониманию общепринятых троп и приемов.
    • Если вы собираетесь писать в жанре научно-популярной литературы, убедитесь, что обладаете достаточным уровнем соответствующих и достоверных знаний.
  2. Изображение с названием Write an Academic Essay Step 8

    2

    Читайте похожие книги. Читайте книги в данном жанре как до, так и во время работы над своим произведением. Читайте эти книги с критической точки зрения, отмечая, какие аспекты авторского стиля вам нравятся, а какие вы бы изменили. Это позволит вам сохранять связь с позицией читателя на протяжении всего процесса написания. Кроме того, так вы будете в курсе, что уже было сказано по данному вопросу, и сможете создать свою оригинальную работу.[1]

    • Делайте заметки во время чтения, чтобы отслеживать свою реакцию и наблюдения. Во время чтения можно держать под рукой тетрадь или дневник, использовать стикеры или текстовый документ на компьютере, чтобы делать заметки.
  3. Изображение с названием Write a Philosophy Paper (for Beginners) Step 2

    3

    Напишите план сюжета или обрисуйте структуру. Сюжет вашей книги, скорее всего, будет меняться по мере ее написания. Тем не менее стоит начать с грубого наброска основных событий и пунктов, на которых вы хотите сделать акцент. Внимательно подумайте, как упорядочить содержание, чтобы наилучшим образом достичь цели книги, будь то развлечение, информирование или щекотание воображения читателей. Можно отметить важные сюжетные подпункты, методы описания образов или манеру развития диалогов.[2]

    • При составлении начального плана не слишком зацикливайтесь на хронологии или делении на главы. Конечно, можно подумать над этими аспектами заранее, однако на первом месте должен стоять общий план сюжета.[3]
    • В случае научно-популярного жанра определите ключевые понятия, которые вы пытаетесь выразить в книге, а также подберите конкретные примеры и сюжетные приемы в качестве подпунктов.
    • Существует множество различных техник составления плана как для художественной, так и для научной литературы. Если вы не знаете, с чего начать, задайте в интернете поиск по фразе «план книги пример» (без кавычек). Можно также задать более конкретные параметры поиска, например «любовный роман пример плана».
    • Одним из популярных стилей при составления плана является пирамида Фрейтага, которая позволяет схематизировать структуру сюжета художественного произведения. Введите в поисковой строке «пирамида Фрейтага» или «модель Фрейтага», чтобы найти примеры и источники.[4]
  4. Изображение с названием Write a Book Quickly Step 3

    4

    Составьте список персонажей или основных событий. Если вы пишете художественный роман, персонажи будут иметь ключевое значение для подачи истории. Для начала составьте список героев и отметьте их роли в сюжете: главные персонажи, антагонисты, нейтральные, вспомогательные или дополнительные. Потом разработайте более конкретные характеристики, относящиеся к их роли в повествовании, такие как личные качества.[5]

    • Разработайте предыстории персонажей. Даже если это не повлияет на фактическое содержание книги, это поможет вам понять, как герои могут реагировать на определенные сюжетные повороты или взаимодействовать друг с другом.
    • Постарайтесь сделать персонажей реалистичными, чтобы у читателя возникала связь с ними, даже если события в книге происходят в вымышленном мире. Если действие происходит в мифической обстановке, например в мире с драконами, попробуйте поразмышлять, как бы поступали реальные люди в такой среде.[6]
    • Если вы пишете нехудожественную литературу, то главными «игроками» в вашей книге могут быть ключевые события. Выделите время и ознакомьтесь с основными событиями или концепциями, которые составляют основу вашей книги, так как это поможет вам продумать организационную схему произведения.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Last Minute Essay Step 5

    1

    Установите режим написания книги. Для написания книги потребуется время, особенно если это ваше первое произведение. Не рассчитывайте, что вы завершите книгу за несколько сеансов или будете постоянно штамповать большое количество страниц каждый раз, садясь за работу. Регулярно выделяйте определенное количество времени для работы над книгой на ежедневной или еженедельной основе, чтобы не сбиваться с пути.[7]

    • Если вы почувствуете, что находитесь в ударе и что в данный момент можете произвести большое количество материала, постарайтесь выжать максимум из этого состояния и написать столько, сколько сможете.
    • Постарайтесь найти тихое место, где вас ничто не будет отвлекать, включая другую работу.
    • Устанавливайте ежедневные или еженедельные цели. Можно начать с 300 слов в день или с одной главы в неделю.
    • Везде носите с собой блокнот. Если вы поглощены процессом написания книги, скорее всего, новые идеи будут приходить к вам в случайное и неожиданное время, и вы захотите их записать.
  2. 2

    Определите, какие методы работы с текстом подходят лично вам. Некоторые люди предпочитают набирать текст на компьютере, в то время как другим комфортнее писать от руки. Прежде чем приступать к работе, поэкспериментируйте с различными методами и решите, какой лучше всего вам подходит.

    • Возможно, вы сочтете полезными программы для написания книг, такие как Scrivener. Многие из этих программ имеют функции, которые позволяют организовывать в одном файле различные виды информации о проекте.
  3. Изображение с названием Write a Book Quickly Step 2

    3

    Установите связь с читателем. Попробуйте представить, что вы разговариваете с читателем и видите его реакцию. Сосредоточьтесь на том, чтобы сделать свое письмо понятным и интересным с точки зрения «слушателя», и не забывайте об этом на протяжении всего процесса.[8]

    • Важно выразить идею своим уникальным слогом. После прочтения у читателей должно возникать ощущение, будто они знают вас лично.[9]
  4. Изображение с названием Write Unit Tests Step 13

    4

    Избегайте многословия. У вас может возникнуть соблазн описать персонажей, сцены и события чрезмерно витиеватыми оборотами и множеством дополнительных деталей. Каждый раз описывая что-либо, спрашивайте себя, как это помогает читателю понять содержание и какую информацию вы пытаетесь донести.[10]

    • Будьте особенно осторожны и не используйте витиеватые описания ради того, чтобы заполнить книгу материалом и добавить больше страниц. Если вам не хватает материала, лучше вернитесь к плану и подумайте, можно ли еще развить сюжет каким-либо образом.
  5. Изображение с названием Write Spoken Word Step 12

    5

    Найдите редактора. Попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, как можно чаще давать оценку вашим записям. Чтобы получить обратную связь, необязательно полностью завершать работу, однако лучше показывать человеку завершенную главу или раздел, а не только несколько страниц.[11]

    • Если вы у вас нет знакомых, которые могли бы подсказать, какие коррективы следует внести в вашу книгу, попробуйте найти экспертов в интернете.
    • Попробуйте найти несколько читателей с различными точками зрения. Например, найдите еще одного человека, который часто читает книги данного жанра, и другого человека, кто этим жанром не интересуется, чтобы получить полное представление о том, как читатели воспринимают книгу.
  6. 6

    Внесите правки в работу. Это является неотъемлемой частью процесса написания. Как только вы завершите черновой вариант книги и попросите редактора взглянуть на него, настанет время отшлифовать свою работу. Внимательно перечитайте книгу и включите в нее все полезные замечания, которые получили от читателей. Это также хороший момент, чтобы убрать лишний или ненужный материал и исправить ошибки, которые вы и ваши читатели упустили из виду.

    • Возможно, вам будет полезно отдохнуть от книги несколько дней или даже пару недель, чтобы вернуться к ней со свежим взглядом.
    • После того, как вы напишете бо́льшую часть книги, попробуйте составить обратный план, чтобы лучше понять ее структуру. Возможно, вы увидите способы реорганизовать материал и улучшить последовательность повествования.

    Реклама

  1. Изображение с названием Market a Book Step 4

    1

    Изучите варианты перед тем, как приступать к работе. Поиск издателя может занять много времени, особенно если вы — начинающий писатель. Если вы решите опубликовать свою книгу, вам нужно будет изучить, какие издания готовы публиковать работы начинающих авторов в данном жанре.[12]

    • Рассылайте письма с предложениями издателям, указывая план сюжета. Можно включить в письмо главу или несколько страниц работы в качестве примера.
  2. Изображение с названием Market a Book Step 12

    2

    Включите маркетинговый план. При подаче заявки на публикацию требуется больше, чем просто готовая книга. Издатели заинтересованы в том, как заработать на вашей книге, поэтому они захотят понять, кто ее купит и как она будет продвигаться на рынке.

    • Структура издательского маркетингового плана напрямую зависит от вида книги, которую вы пишете. Тем не менее для начала поищите в интернете примеры таких планов.
    • Также поищите в интернете больше информации о том, как разрабатывать маркетинговые материалы и писать план публикации.
    • Создание страницы в социальных сетях и указание вспомогательных графических материалов — это отличный способ продемонстрировать свою маркетинговую стратегию в предложении и создать повышенный интерес вокруг публикации, прежде чем вносить предложение.[13]
  3. Изображение с названием Select an Attorney for a Criminal Appeal Step 3

    3

    Рассмотрите вариант электронной публикации книги. Такие веб-сайты, как Amazon, Ridero, SelfPub и SurgeBook, предлагают варианты для электронной публикации книг, некоторые из которых бесплатны. Электронная публикация идеально подходит для начинающих авторов, потому что она включает в себя минимальные расходы на маркетинг и затраты в целом.[14]

    • Для электронной публикации потребуется специальный формат рукописи. Стандарты форматирования зависят от используемой вами платформы, поэтому обязательно изучите эти требования.
    • Учтите следующее: электронная публикация, как правило, охватывает меньшую аудиторию и имеет более низкие продажи, к тому же она не обеспечивает книге престиж печатного издания. И да, так продвигать на рынке вашу книгу будет некому, поскольку издательства у вас не будет.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 19 501 раз.

Была ли эта статья полезной?

Я прочитала немало руководств по написанию книг, сценариев и разных историй о том, как писать книги. Изучив разные подходы, я выбрала для себя наиболее удобную стратегию, которая помогает мне проработать структуру произведения и создавать интересных персонажей. Все это делает работу над книгой целенаправленной и регулярной.

В этой статье я решила поделиться своей пошаговой инструкцией по тому, как писать книги. Если захочешь ей воспользоваться, то советую идти по порядку, от первого пункта к последнему, так как тут важна последовательность в разработке идеи. Мой метод подойдет не всем, но я надеюсь, что в нем есть интересные идеи. Итак, как писать книги по моей схеме:

1. Замысел

Это та мысль, с которой все начинается. Я начинаю формулировать его со слов «А что, если…»: что, если неприметная школьница решит стать звездой школы (10 правил популярности); что, если героиня подружится со служителем Смерти (Когда исчезает солнце)? Иногда замысел может начинаться не с конкретного сюжетного поворота, а с жанра, персонажа и т.д.

Для меня замысел — самая сложная часть работы над историей. Часто он приходит в голову внезапно, и форсировать этот процесс сложно. Случайно услышанная фраза, чей-то пост — все это может спровоцировать появление очередного «А что, если…». Хотя у меня есть опыт целенаправленного поиска замысла: мистический роман я начала с того, что решила написать именно мистический роман, а дальше упорно работала над поиском идеи.

2. Тема

Самый короткий этап, который заключается в том, что я формулирую все будущее произведение в одно слово. Зачем это нужно, станет ясно дальше. Например, для романа Когда исчезает солнце — это выбор, для рассказа Сказочная любовь — самооценка.

3. Этический вопрос

Это то, что помогает сделать произведение цельным, вызвать у читателей эмоции и заставить задуматься. Этический вопрос — это неоднозначный вопрос по теме будущей книги. Например, если тема произведения власть, то этический вопрос может звучать следующим образом: «Можно ли ради власти переступить через свои принципы?».

Ответом на этический вопрос будет кульминация произведения, в которой становится понятна позиция автора. Если он считает, что ради власти можно пойти на все, то в финале героя ждет успех. Если же у него другое мнение, то нас ждет трагическая концовка или же герой вовремя откажется от своих убеждений и поймет что-то важное о жизни.

4. Система персонажей

Слово «система» здесь не просто так. Персонажи не создаются от нечего делать, чтобы заполнить их поступками и словами страницы книги. Они должны органично смотреться и дополнять друг друга.

Что объединяет всех персонажей и двигает сюжет вперед? Это их отношение к этическому вопросу. У каждого из героев должна быть четкая позиция на этот счет, и эти позиции не должны совпадать. Возьмем пример из прошлого пункта: вопрос о власти. В таком романе у нас появится:

  • герой, которому не хочется предавать свои принципы, но он вынужден это делать;
  • персонаж, который готов на все и не испытывает моральных угрызений;
  • герой, который презирает тех, кто идет по головам и никогда так не поступит;
  • приспособленец, который меняет свою точку зрения в зависимости от обстоятельств;
  • герой, который в свое время выбрал погоню за властью и пострадал от этого;
  • тот, кто выбрал принципы и пожалел об этом.

Это условное перечисление, которое пришло мне в голову за пару минут, но оно уже позволяет создать историю. В какой бы комбинации эти персонажи не встретились, у них обязательно произойдет конфликт.

При разработке характеров героев я люблю пользоваться пользоваться системами архетипов и темпераментов. Подробнее об этом можно прочитать в статьях Система из 12 архетипов персонажей с подробным описанием и Темпераменты персонажей и их совместимость.

Я сравниваю персонажей, прописываю их ценности, взгляды, характер, отношение к этическому вопросу. Чем больше информации, тем лучше, это поможет лучше ориентироваться в мире истории и понимать, как тот или иной герой будет действовать в определенных обстоятельствах. Кстати, я подготовила шпаргалку для писателей Система персонажей — она поможет тебе разобраться с этой темой

5. Поиск конструирующего принципа истории

Звучит сложно и непонятно, но по сути это шаблон, по которому будет выстраиваться книга. Например, в повести «Когда исчезает солнце» я использую структуру русской волшебной сказки. Это не значит, что у меня там появляются Баба-Яга, Кощей и другие персонажи. Я использую саму структуру (ознакомиться с ней можно по работе В. Проппа «Морфология волшебной сказки»). В повести «10 правил популярности» я использовала принцип пошаговой инструкции, который, кстати, я применяю и в этой статье.

Конструирующий принцип позволяет ориентироваться в сюжете, понимать, как будет развиваться история. Помимо вышеперечисленных идей можно использовать принцип путешествия, дневника и многие другие. Подробнее об этом в статье Конструирующий принцип истории: как писать интересные книги

6. Прописывание ключевых точек

Стандартные вещи: побуждающее происшествие, сюжетные повороты, кульминация. Обычно можно встретить руководства, основанные на трехактной структуре. В ней есть кульминация в первом акте (завязка), переломный момент в середине истории, кульминация в конце второго акта (она же самая главная кульминация) и развязка, однако я не следую им строго. У меня обязательно есть побуждающее происшествие, кульминация и сколько угодно сюжетных поворотов между ними с постепенным наращиванием напряжения.

Благодаря этому шагу я вижу, куда мне нужно вести историю и на что нужно обратить внимание. Обычно я отдельно рисую скелет истории, а также записываю все идеи для сюжетных поворотов. В работе над этим шагом тебе может помочь моя статья План книги на 20 глав: быстрый способ построить сюжет.

7. Аутлайн

Прежде, чем подробно прописывать сюжет, я описываю все события главы или сцены кратко в аутлайне. Это позволяет отследить развитие конфликта, отметить важные событие и выставить ориентиры. Аутлайн представляет собой описание событий, действий героев, суть их диалогов и т.д., но без подробных описаний мыслей и переживаний, реплик, лишних действий. К примеру: «Анна спрашивает Ольгу, где она была вчера. Та не хочет отвечать и огрызается. Анна не выдерживает и дает Ольге пощечину. Ольга молча убегает из комнаты». Подробный пример моего аутлайна ты найдешь в статье Как написать сцену в книге: шпаргалка для писателей.

Обычно я люблю постепенно переходить от крупных элементов к более мелким. Сначала я создаю общий план книги, затем разбиваю его на главы (в этом мне помогает система, описанная в статье Как написать главу в книге: 7 ключевых этапов), после чего я расписываю уже сцены.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

8. Работа над рукописью

После проработки мира истории я принимаюсь за ее создание. У меня есть определенные нормы, которые я должна написать за день — от 2 до 4 тысяч знаков в зависимости от произведения. Это немного, но так как для меня, как и для многих других, писательство — это не основное занятие, подобный темп позволяет регулярно работать над произведением без ущерба для других сфер жизни.

При работе над рукописью я люблю использовать трекеры писательства — графики, в которых я отмечаю дни, когда работаю над книгой и количество написанных знаков. Для этого я делаю шаблон-сетку в блокноте по дням месяца и закрашиваю ячейку, если в этот день я что-то написала. Наиболее удобным мне показался вариант цветной статистики: норму я обозначаю оранжевым цветом, все, что больше — красным, все, что меньше — желтым.

Я не создаю черновики рукописей, сразу пишу финальный вариант, который потом редактирую в нужных местах. Такой способ не всем подойдет, но я много внимания уделяю подготовительной работе, поэтому у меня нет необходимости несколько раз переписывать произведение.

9. Отлеживание «в столе»

После того, как я написала и отредактировала книгу, я полностью отстраняюсь от истории на месяц (или на две недели, если очень срочно). За это время я отвлекаюсь от сюжета, детали выветриваются из головы, да и вообще я не думаю о книге.

10. Перечитывание рукописи

После того, как история «отлежалась», я выделяю один-два свободных вечера и перечитываю ее как обычную книгу, написанную не мной. Это помогает мне увидеть общую картину, а не фрагменты, как это обычно бывает, когда пишешь.

Я отмечаю несостыковки, опечатки, странные формулировки предложений и т.д. После небольшого перерыва получается заметить даже то, что раньше не бросалось в глаза. Нелишним будет очистить текст от лишних слов: для этого посмотри шпаргалку для писателей со списком слов-паразитов.

11. Финальная редакция

На этом этапе я исправляю ошибки и несостыковки, обнаруженные на предыдущем этапе. По сути, для меня это конец работы над историей — больше я в ней ничего не правлю и отпускаю в свободное плавание. Более подробно о том, как самостоятельно редактировать книгу, я написала в статье Как редактировать книгу самостоятельно: 6 шагов

Конечно, работа над книгой гораздо сложнее и занимает много времени. В этот план написания истории я включила самые, на мой взгляд, важные этапы работы, которые позволяют подойти к произведению осмысленно, создать интересных персонажей и раскрыть важную тему. Надеюсь, эта инструкция на тему как писать книги будет тебе полезна, и ты выловишь в ней хотя бы несколько полезных приемов для себя и будешь их использовать. Более подробно создание истории рассмотрено в статье Как создать план любого романа на одной странице (+романтика, фэнтези, приключения), в которой дана подробная схема написания книги.

Для удобства прикрепляю чек-лист, созданный для моего аккаунта в Пинтересте:

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Как написать книгу. Оглавление:
  • Вступление
  • Поехали: пишем книгу.
  • Разбираемся с ожиданиями читателя
  • Учимся у профессиональных писателей
  • Определяем регламент работы
  • Осваиваем слепую печать
  • Начинаем писать
  • Работаем над замыслом
  • Разрабатываем сюжет
  • Создаем героев
  • Планируем роман
  • Прорабатываем композицию
  • Учимся повествовать и рассказывать
  • Пишем диалоги
  • Боремся с усталостью и ленью
  • Встряхиваемся литературными играми
  • Редактируем рукопись

Вступление

О том, как написать книгу, рассказывали многие и много. Вспомнить хотя бы Аристотеля и его последователей более поздних эпох, были среди них и наши соотечественники: Пропп, Веселовский, Томашевский, Лотман, Жирмунский. Ну, и, конечно, Кэмпбелл, Макки, Эко, не говоря уже об огромном числе современных авторов. Читать эти исследования для начинающего автора – дело обязательное. Но чтение мудрых книг требует свободного времени, которого у городского жителя часто попросту не бывает.

Мы предлагаем выход: исчерпывающую информацию о том, как написать книгу, мы собрали в одном месте и доступ к ней открыт для всех.

С чего же начать? Справедливости ради скажем – с чего душе угодно. Можно было бы занудно рассказывать про обязательность плана и следование технологиям, но дело в том, что литература – это территория абсолютной свободы, поэтому совершенно неважно, с чего будет начинать автор и как он будет писать: хоть задом наперед, главное, чтобы был результат. В художественной литературе, конечно, существуют обязательные, твердые элементы, без которых произведение, в особенности жанровое, просто не состоится: например, сюжет, герои, композиция. Но каким путем к этому произведению будет идти автор, совершенно неважно. Поэтому сразу влепим дисклеймер: все, о чем вы прочитаете ниже, носит рекомендательный характер, это всего лишь экстракт из опыта тысяч писателей, снискавших мировую славу, это выжимки из исследований литературоведов и филологов, которые могут облегчить работу над текстом, приоткрыть завесу в мир художественной литературы.

Но вы можете все делать по-своему и добиться не меньшего успеха. Дело в том, что единой, утвержденной, безошибочно работающей формулы бестселлера попросту не существует. А если кто-то утверждает обратное – он лжет. Есть черты, которые объединяют истории, ставшие популярными, именно о них мы и будем говорить. Но не нужно забывать о том, что в мире художественной литературы у автора всегда есть право на творческий бунт и эксперимент. Но всем экспериментаторам важно знать: без изучения теории и основ бунт перестает быть бунтом.

Поехали: пишем книгу.

Вначале определимся с понятием «книга». Под книгой будем понимать роман – произведение крупной формы, превышающий по объему классическую повесть. Роман – это одна главная сюжетная линия и несколько второстепенных (может быть только одна линия или две равноценных главных линии), это несколько героев, это довольно длинная цепочка событий и большой временной интервал – это книга, в которую интересно погружаться. Объем среднестатистического романа составляет в среднем 10-15 авторских листов. Один авторский лист равен 40 000 знакам с пробелами, то есть объем романа составляет 400 000 – 600 000 знаков с пробелами (или больше). Поскольку наблюдения книжных магазинов свидетельствуют о том, что читатели покупают книги объемом в семьсот страниц охотнее, чем в триста, то ориентироваться стоит на максимально большой объем. Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что объем – дело второстепенное, главное – содержание. Например, романы «Игрок» Достоевского, «Бегущая по волнам» Грина, «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Селинджера, «Великий Гетсби» Фицджеральда, «О дивный новый мир» Хаксли – очень короткие романы, но небольшой объем совершенно не умаляет их ценности, не лишает глубины и не мешает быть мировой классикой.

Подробнее о том, как начать писать книгу:


Разбираемся с ожиданиями читателя

Начинаем с небольшой теоретической подготовки. И сперва узнаём, чего читатель ждет от романа. Профессионалы говорят, что ориентироваться на вкусы и запросы публики неразумно, и даже зазорно, но у читателя есть определенные, довольно законные ожидания от книги, которую он берет в руки. Вы, будучи читателем, тоже из разделяете. Это не просто ожидания – это базовые, конвенциональные требования, которые читатель предъявляет художественному тексту. И текст просто обязан им удовлетворять, иначе книга никогда не сможет стать бестселлером.

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Учимся у профессиональных писателей

Попутно любопытно было бы узнать, как работали и писали, что рассказывали о своем литературном опыте писатели с мировым именем. Каждый совет по-своему ценен, к ним имеет смысл прислушиваться и брать на вооружение, находить в рекомендациях профессионалов то, что сможет вас подбодрить и вселить веру в себя. Ведь если смогли они, сможете и вы, главное упорно двигаться к цели, то есть собирать нужный материал и работать над рукописью.

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Определяем регламент работы

Теперь определяемся с регламентом работы. Если это первая книга, скорее всего, на нее уйдет несколько месяцев. Существуют, конечно, авторы, способные написать роман за две недели, как например, Чак Паланик, по легенде создавший черновик «Бойцовского клуба» за четырнадцать дней. Современный городской житель, обремененный работой и семейными обязанностями, тоже способен на такие подвиги, но лучше закладывать на создание романа несколько месяцев – так психологически проще приступать к работе. Хотя результаты НаНоРайМо (это калька с английского NaNoWriMo — National Novel Writing Month, что дословно переводится как национальный месяц написания романа) – мотивационного проекта, в рамках которого нужно написать роман объемом в 50000 слов за один месяц – показывают, что даже современные авторы в условиях жесткого ограничения времени способны за тридцать дней написать большой художественный текст.

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Осваиваем слепую печать и софт для писателей

Примерно на этом этапе, если не удалось сделать этого раньше, можно начать осваивать технику слепой печати – обязательный рабочий инструмент начинающего автора, для которого умение быстро печатать, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск буквы «ж» или вопросительного знака, является неотъемлемым условием успешной работы над рукописью. Научиться печатать вслепую можно за неделю, если тренироваться по три-четыре часа в день. Если сократить время тренировок, освоить этот чрезвычайно полезный инструмент работы можно за две-три недели.

Попутно можно определиться с софтом, то есть компьютерными программами и приложениями, которыми будете пользоваться во время работы. Здесь много новинок, которые могут сделать работу с текстом более занимательной. Но многие писатели по-прежнему пользуются обычным word’ом или блокнотом – четными программами, которые не отвлекают сложным интерфейсом и позволяют легко двигаться по тексту. Впрочем, это дело вкуса, главное для писателя – писать, а как и где – дело второстепенное.

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Начинаем писать

Начало работы над рукописью – чрезвычайно волнительный момент, потому что подчас бывает совершенно непонятно, с чего именно начинать и как вообще писать. На помощь современным авторам здесь охотно приходит многовековой опыт профессионалов. Сегодня мы знаем много способов, облегчающих процесс вступления в работу над рукописью.

Подробнее о том, как начать писать:


Работаем над замыслом

Работать над своей историей можно начинать с уточнения замысла, за которым последует этап планирования текста и работы над рукописью в целом, потому что помимо складывания букв в слова, а слов в предложения от автора требуется умение наблюдать, анализировать, изменять, не жалея уже написанное и многое другое.

Замысел – это изначальная задумка. То, что автор замыслил, о чем хочет написать. Замысел реализуется на протяжении всего повествования, а иногда исчерпывается в первых главах, уводя автора в другое сюжетное русло. Такое тоже бывает.
Наличие замысла предполагает, что в голове автора созрел сюжет для романа. Но бывает и так: замысел в виде неясных задумок есть, а сюжета, хорошо продуманной истории нет.

Разрабатываем сюжет

Для начала давайте разберемся, что такое сюжет. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet» и буквально означает «предмет». В литературе и драматургии сюжет— это ряд событий (последовательность сцен, эпизодов, актов) происходящих в художественном произведении. Это история, события которой излагаются автором в в определенной последовательности. Если сюжет есть – считайте дело наполовину сделано, нужно только найти в себе мужество, чтобы эту историю изложить на бумаге. Но нередко с авторами (даже великими и знаменитыми) случается такое: у них есть задумка, идея, которую они хотят воплотить в тексте, но сюжета, самой истории нет.

Исследованием устройства художественных произведений, как мы уже говорили, занимались многие ученые, филологи и писатели-практики. Дело в том, что история – глубоко технологичное явление, то есть существуют известные, хорошо изученные и опробованные способы создать сюжет буквально на ровном месте.
Подумайте, что движет героем? Почему, например, Иван-царевич идет выручать царевну-лягушку из плена Кощея Бессмертного? Потому что он понял, что женат не на говорящей пресмыкающейся, а на красавице, обладающей паранормальными способностями, и хочет вернуть себе жену. А кто-то другой хочет разбогатеть, а третий добиться мировой славы, а четвертый – вернуться домой с войны. Именно желание героя становится той движущей силой, которая завязывает основные сюжетные линии. Подробнее узнать о том, как придумать сюжет для романа, можно из наших текстов.

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Говоря о необходимости продумывать сюжет, многие могут возразить, что это вовсе не обязательно, сославшись на ярких, впечатляющих героев, которые зачастую вытягивают всю историю благодаря своей неповторимой исключительности. Действительно, существует мнение, что герои подчас важны не меньше, чем сюжет, и с продумывания линии героя может начаться повествование. Подробнее на эту тему читайте наш текст:

Читайте подробнее в дополнительных материалах:


Создаем героев

Герои – двигатели сюжета, без них немыслим роман. Часто герой действительно становится тем локомотивом, который тянет за собой весь состав сюжета, потому что читателю становится интересно читать именно про созданного персонажа. Особенно это актуально для книг, посвященных именно личности героя: «Невероятная история доктора Джекила и мистера Хайда» Льюиса Стивенсона, «Айвенго» Вальтера Скотта, серия про Шерлока Холмса Конан Дойла, повести про Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен и т.д. Везде, где в центре повествования оказывается конкретный человек, именно его, этого героя можно считать стержнем, на котором держится вся книга.

Подробнее о том, как создать героя:


Планируем роман

Итак, возвращаемся к замыслу: будем отталкиваться от мысли, что базовая задумка сформировалась у автора в голове, теперь осталось только перенести ее на бумагу и немного распространить.
Управиться с замыслом поможет планирование, по поводу которого существует две противоположные точки зрения. Юрген Вольф в книге «Литературный мастер-класс» пишет: «По поводу планирования существует два противоположных мнения. Первое: нужно тщательно продумать весь сюжет еще до того, как вывести ручкой на бумаге первое слово. Второе: если заранее знать все о своей книге, она станет предсказуемой, а писать ее будет неинтересно».

Например, ярым сторонником планирования был Эдгар По, который утверждал: «Совершенно ясно, что всякий сюжет, достойный так называться, должно тщательно разработать до развязки». Однако Стивену Кингу перспектива начать писать с чистого листа не кажется пугающей: он признается, что приступая к работе над романом, почти ничего не знает о своих героях и сюжете, что не мешает ему год за годом создавать бестселлеры.

Габриэль Гарсия Маркес, говоря о планировании, высказывает любопытную мысль о том, что в юности писатель может легко обходиться без плана, функционируя на чистом адреналине и энтузиазме, но для дальнейшей литературной деятельности, нужно умение работать с композицией:

«Когда я писал первые рассказы, у меня была общая идея по поводу настроения книги, но я позволял себе положиться на случай. Лучший в жизни совет, который я получил, был такой. В молодости, когда на тебя снисходят потоки вдохновения, работать подобным образом вполне возможно. Но мне сказали, что, если я не научусь писательской технике, потом у меня возникнут проблемы: вдохновение уйдет, а техники, чтобы компенсировать это, будет недоставать. Если бы я не понял этого вовремя, сейчас я не смог бы составлять композиционные планы своих книг. Композиция — это чисто техническая проблема, и если не научиться ей вовремя, то ею уже не овладеешь никогда».

Прорабатываем композицию

Обратите внимание, Маркес говорит не столько о планировании, сколько о построении композиции. Ведь именно композиция и является планом произведения. Поэтому, на наш взгляд, план (хотя бы примерный) поможет автору сориентироваться в хаосе сцен, сюжетных линий и событий, не говоря уже о завязке, кульминации и развязке, которые, конечно обязательно должны присутствовать в тексте.

Композиционное планирование – это не только формулирование завязки, событий основного действия, кульминации, развязки, эпилога, но планирование чередования сцен, определение их соотнесенности во времени (что за чем происходит), определение основных сюжетных линий, привязанных к действиям главных героев. Очевидно, что всего автор предсказать не сможет, потому что по ходу работы над текстом может появиться неожиданная мысль, уводящая сюжет в другое русло. Но композиционное планирование позволит смелее смотреть в глаза будущему роману, и чувствовать себя свободнее при работе с текстом. А когда знаешь, что ждет впереди, продвигаться по сюжету гораздо легче.

Читайте подробнее про композицию:


Учимся повествовать и рассказывать

Итак, мы разобрались с сюжетом, героями, планированием и композицией, освоили метод слепой печати, то есть хорошо подготовились к старту. Теперь нужно выбрать манеру повествования, определить грамматическое время, которого будем придерживаться и освоить основные функциональные типы речи: описание, повествование и рассуждение, чтобы уметь соответственно описывать, повествовать и рассуждать. Потому что, не считая речи героев, то есть монологов и диалогов, художественный текст состоит из описаний, повествований и рассуждений, перемешанных друг с другом в самых разных пропорциях.

Подробнее о функциональных типах речи читайте здесь:


Пишем диалоги и оформляем речь героев

Большая часть текста любого произведения — это не только авторские повествования, описания и рассуждения, но и речь героев, то есть диалоги, полилоги и монологи, создание и оформление которых требует от автора известной ловкости.

Читайте подробнее о диалогах, монологах и полилогах:


Боремся с усталостью и ленью

Бывает, что автор устает. Выгорает. От беспробудного писательства, обдумывания сюжетных ходов, диалогов, от направления героев в нужное русло. Испытывали подобные чувства многие писатели, добившиеся мировой известности. Знаменитый Джон Рональд Руэл Толкинн автор «Властилина колец» тоже не избежал писательской хандры: «Говорят, труден только первый шаг. Вот уж не думаю. Кажется, “первые главы” я могу писать до бесконечности. И ведь сколько их уже понаписал! <…> что делать дальше, я представляю себе крайне слабо».

Читайте подробнее о борьбе с ленью и выгоранием:


Встряхиваемся литературными играми

Фокус в том, что, поддавшийся слабости автор, ставший заложником лени и усталости, рискует полностью выйти из работы и не вернуться обратно. Поэтому, отправляясь на небольшой отдых от писательства, важно не выходить полностью из литературного контекста. Немного фантазировать, чуть-чуть писать. Но что-нибудь несерьезное. Для этого хорошо подходят литературные игры и участие в разных писательских марафонах, разборах и других игровых проектах, которые позволяют не потерять ценных навыков рассказчика, но и помогают взять паузу и отдохнуть от серьезной работы.

Читайте подробнее:


Редактируем рукопись

После того, как текст романа полностью написан, стоит приступить к вычитке и редактуре. Использовать для этого можно как своих близких, так и профессиональных читателей, которые называются бета-ридерами. Можно отдать рукопись на вычитку литературному редактору: он не только вычитает текст на предмет ошибок, но и подскажет, что можно концептуально изменить. Например, найдет сюжетные ляпы или пробелы, покажет, где линии героев направляются в другое русло, как можно в случае необходимости углубить образ героев.

Читайте подробнее:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти автора группы вк
  • Как найти предохранители 2109
  • Как найти парня по группе крови
  • Шифр виженера как найти ключевое слово
  • Как найти йенер в геншин