Как составить бумажный каталог домашней библиотеки

Как создать каталог библиотеки

Если у вас дома обирается большое количество книг, то в них в большинстве случаев становится сложно ориентироваться. Для упрощения работы с ними можно создать каталог. Такая классификация домашней коллекции книг будет отличаться от системы, применяемой в общественной библиотеке. Как же создать подобный каталог?

Как создать каталог библиотеки

Вам понадобится

  • — книги для классификации;
  • — стеллажи для книг.

Инструкция

Решите, какой каталог вы хотите создать — «бумажный» или электронный. У каждого из них есть свои плюсы. Классический каталог более нагляден, его можно использовать в любое время, даже если у вас нет компьютера. В электронный каталог, в свою очередь, легче вставлять различные правки, а также он удобнее в хранении — занимает место только на жестком диске компьютера или на внешнем носителе.

Также можно сделать обе версии одного и того же каталога.

Для бумажного каталога подготовьте каталожный ящик. Это должна быть продолговатая коробка без верхней стенки. Для удобства пользования карточками внутри нее посередине лучше всего закрепить металлический стержень, на который будут «нанизываться» карточки. Для большого каталога таких ящиков должно быть несколько.

Начните классификацию ваших книг. Она может быть двух типов — алфавитной или тематической, для большой библиотеки лучше всего их сочетать. Для бумажного каталога собирайте все данные о книге на специальную карточку. Записывайте автора, название книги, год и место издания. Для научной литературы также можно указывать год первого издания этого исследования, а также количество страниц в томе. Также укажите рубрику, к которой будет относится книга по вашей тематической классификации — например, исторические романы, или книги по садоводству.

Для электронной версии каталога информацию о книге лучше всего указывать в виде таблицы. Для этого подойдет файл Excel.

Карточки бумажного вида каталога храните в специальном каталожном ящике. Лучше всего их распределить по тематическим группам, а уже внутри них — по алфавиту. При приобретении новой книги изготавливайте для нее отдельную карточку и помещайте в положенное место в ящике.

Полезный совет

Для домашней библиотеки нет необходимости использовать специальные коды, как в общественных книгохранилищах, прежде всего, потому, что различных изданий гораздо меньше.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Начать нужно, как водится, с вопроса «кому нужен» и «зачем нужен». Именно это и определяет что такое «каталог книг»: для разных ответов на эти два вопроса (по каждому ответов может быть — и хорошо бы чтобы было — больше одного).

Положим, мне, как владельцу домашней библиотеки, нужен каталог, чтобы:
— знать, какие книги у меня есть;
— находить нужную книгу как можно быстрее;
— показывать другим ребятам, какие книги у меня есть;
— давать возможность другим ребятам делать отметки в каталоге.

Последние два пункта особенно полезны, если вы вдруг решите раздать свою библиотеку. Странно будет отдавать то, что непонятно что из себя представляет.

Едем дальше. Зачем мне знать, какие книги у меня есть? Например, я понял, что мне нужно перечитать кусок в «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека. А есть ли у меня эта книжка? Нужно ли ее покупать? И вот так, находясь в позиции владельца домашней библиотеки, я собираю требования к будущему каталогу. Если мне будет интересно, чтобы этим каталогом пользовался кто-то другой (например, получатель всех моих книг в случае, если я захочу все эти книги отдать), я занимаю позицию этого получателя книг и прикидываю, чего бы мне такого хотелось получить от каталога. Например, мне интересны книжки такого-то автора. Или книжки такого-то издательства. Или книжки до такого-то года выпуска. Это самое важное. С этого начинается каталог домашней библиотеки. Равно как и любая другая штука, которую хочется сделать.

А после этого можно уже подумать и о реализации. Например, если под собранные требования (среди которых формально неплохо бы оказаться требованиям разработчика, спонсора) подпадает какая-то автоматизация (чтобы в компьютере и интернете, со всеми свистелками и перделками, но чтобы без особых затрат и недорого), то можно сделать вот что.

Можно создать в Google Drive табличку. В первом столбце взять и сделать номера по порядку (чтобы потом при сортировке можно было всегда вернуться к исходному порядку). Во втором столбце хранить названия книжек. В третьем — фамилию и имя автора (начиная с фамилии — никто же не будет фильтровать по букве имени, все будут фильтровать список по фамилии). В третьем, если время будет, издательство. Потом — год. А потом — место, где книжка лежит (понятно, что место должно быть обозначено в реальном мире и в табличке одинаково).

Почему в Google Drive? Потому что потом эту табличку можно показывать кому угодно. Потому что можно дать двум (трем, десятерым) людям работу вносить данные по библиотеке в табличку, разделив их по группам книг. Потому что можно попросить людей отмечать те книжки, которые они хотели бы забрать (чтобы все понимали, что книжка уже занята), если вы планируете раздавать библиотеку. И, самое главное, потому что требования, которые ты раньше аккуратно записал в столбики, удовлетворяются вот такой реализацией. А если таких много — ты начинаешь аккуратно сравнивать, в какой требования удовлетворяются лучше.

Потом за счет нехитрых манипуляций можно сделать фильтр (чтобы сортировать весь этот список по значениям в каком-либо столбце; например, показать все книжки одного или нескольких интересных авторов; или отсортировать книжки в алфавитном порядке по названию издательства).

Интересно, что никаких волшебных программ для этого не надо. Это возвращает нас к мысли о том, что IT (информационные технологии) мир не спасут. IT — это всего лишь инструмент. Ты можешь купить трижды волшебную программу для каталогизации своей библиотеки (для документооборота, для управления жизненным циклом изделия). Но если ты внятно не подумаешь, для чего и кому она — программа — нужна, ты ничего хорошего от нее не добьешься.

Rosslava

Каталог вещь очень долгосрочного пользования и здесь без бумаги не обойтись. Вывожу готовые страницы на бумагу, у меня очень большой объём каталога, так надёжнее, не доверяю я электронике. В случае изменений можно перепечатать листок. Делаю как мне надо всё, вношу любую информацию. О переизданиях и содержании конечно, ибо сие бывает весьма различно. Аннотацию интересную, полагаю, недурно приобщить. Да много ещё чего нужного мне и полезного. Например, о динамике цены на определённое издание сведения, случается, очень помогают, при продаже, замене на лучшее или обмене. В программах каталожных, при всех их плюсах, не всё возможно, а автоматическое скачивание с сайтов проверять надо. На мой взгляд, в Word готовить каталог лучше и проще всего, искать легко по любому слову и числу, легко вносить изменения, выглядит приятно. Ну да кому что нравиться.

title

Трудно сейчас найти человека, который бы не читал книги. Электронные, аудиокниги или традиционные бумажные книги разных жанров. Читают везде, но особенно приятно это делать дома. И вот настает день, когда книг становится много. Найти интересующую книгу уже становится тяжело. Трудно вспомнить, дома ли та книга, которую уже полдня ищешь, или отдана другу, а он забыл ее вернуть! И тогда возникает необходимость создания каталога домашней библиотеки, потому что каталог – это средство контроля за книгами и поддержания библиотеки в порядке.

Бумажный каталог

Раньше владелец домашней библиотеки начинал писать свой каталог в блокноте или на специальных бланках, куда вносятся сведения об имеющихся книгах, их расположении в шкафах, а также пометки, если книга кому-то отдана. Очень неудобный способ!

При таком ведении каталога записи редактировать очень сложно, т.к. необходимо заранее предусмотреть место для заметок, место для записи данных о новых поступлениях или место для записи, кому книга дана на прочтение.

Электронный каталог своими руками в MSOffice

Сейчас для разработки каталога домашней библиотеки можно использовать программы MSOffice или OpenOffice. Пальму первенства здесь традиционно занимают продукты из пакета Microsoft Office: Exсel и Access. MS Access – специализированная программа для создания банка данных (или многотабличных баз данных, каталогов), она обладает самыми широкими возможностями. Для многих эта программа оказывается слишком сложной, а разбираться ради каталогизации домашней библиотеки готовы не все.

В этом случае предпочтения отдаются более простой программе – MS Exсel. В электронных таблицах можно создать каталог домашней библиотеки, предусмотрев поля для записи всех данных по книгам, редактирование и добавление новых полей.

Применение специальных компьютерных программ и мобильных приложений

В настоящее время все больше разработчиков предлагают уже готовый программный продукт, который поможет навести порядок в домашней библиотеке. Данные программы либо условно бесплатные, либо полностью бесплатные. Например, «Аll my books» (http://allmybooks.ru/).

Программы имеют удобный пользовательский интерфейс и систему поиска книг в библиотеке. Все, что нужно сделать пользователю, – ввести название книги, остальная информация по книге доставляется из популярных онлайн-библиотек, автоматически заполняя все поля в карточке книги. Программы профессионально управляют всеми видами книг – большинством известных на сегодняшний день форматов. Кроме того, если у вас есть электронные или аудиокниги книги, их можно запускать прямо из данных программ, не пытаясь вспомнить, где лежит та самая книга.

Скриншот программы «Домашняя библиотека» v2014

1

Скриншоты программы «All My Books»

3

Главное преимущество данных программ – возможность автоматической загрузки данных о книге (включая обложку) по ISBN или по ссылке на магазин «Озон».

Мобильное приложение под Android для создания электронных заметок Evernote GooglePlay – это очень функциональная замена обычному блокноту.

2

Его также можно использовать для создания электронного каталога домашней библиотеки: фотографируем обложку книги, добавляем в качестве примечания описание книги и сохраняем в отдельном каталоге приложения. Для упорядочения книг можно создать из данных для каждой книги QR-код, затем его распечатать и наклеить на книжку. Этакий «электронный экслибрис». Такой подход поможет сформировать электронный каталог с обложками, причем именно теми, которые есть в вашей библиотеке.

«Облачный» (виртуальный) электронный каталог домашней библиотеки

4

Специализированные социальные сети, например, BookMix.ru, отличный способ для создания каталога своих книг. Главным преимуществом создания каталог на BookMix.ru является возможность создания своей полочки книг и выгрузки каталога в формате Exсel. Хорошо то, что данный каталог будет доступен и без подключения к интернету.

Каждый из предложенных способов упорядочения книг в домашней библиотеке хорош по своему, какой выбрать – решать вам.

Материал подготовила Шутилина Л.А.

При подготовке материала были использованы интернет-ресурсы:

  1. http://allmybooks.ru/ Каталогизатор книг
  2. http://www.bolidesoft.com/rus/allmymovies.html Каталогизация электронных и аудиокниг
  3. http://bookmix.ru/ Клуб любителей книг


Как создать каталог книг домашней библиотеки?

Как создать каталог книг домашней библиотеки?

Публикация 16 декабря 2017,

Простая инструкция, которой может пользоваться каждый. 

1. Выберите, «бумажный» или «электронный» каталог вы будете делать. 
Также можно сделать обе версии одного и того же каталога. 

2. Для бумажного каталога нужна продолговатая коробка без верхней стенки. Для большой библиотеки таких ящиков должно быть несколько. 

3. Классификация может быть двух типов — алфавитной или тематической. На карточке указывайте автора, название книги, год и место издания. Для научной литературы также можно указывать год первого издания этого исследования и количество страниц в томе. Также укажите рубрику, к которой будет относится книга по вашей тематической классификации — например, исторические романы, или книги по садоводству. 
Для электронной версии каталога информацию о книге лучше всего указывать в виде таблицы. Для этого подойдет файл Excel. 

4. Карточки бумажного вида лучше всего их распределить по тематическим группам, а уже внутри них — по алфавиту. При приобретении новой книги изготавливайте для нее отдельную карточку и помещайте в положенное место в ящике. 

Вернуться к просмотру всех статей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Код ошибки 0xc0000359 как исправить
  • Код ошибки 0х8000000b windows 10 как исправить
  • 2gis как нас найти
  • Тост альмира как найти
  • Как найти количество атомов меди