Как составить былины для 4 класса

Былины писались в стихотворной форме, однако рифмы в ней не прослеживается. Так что стыкованием рифм заниматься не придется. Лучше всего взять за основу жизнеописание какого-нибудь богатыря, придумать ключевое событие, пусть это будет, допустим, сражение с чудищем-юдищем.

Придумать завязку к этому событию и развязку. Завязка может рассказывать, например, о том, как однажды чудище-юдище сожгло все дома людские, от его огня полегло все живое, но детей чудище забрало себе, в глубокую пещеру, чтобы они трудились ему во благо. Развязка рассказывает о том, как богатырь побеждает чудище и спасает всех детей, они возвращаются к своим родителям.

Нашла уже готовый текст про трех девиц, но как мне кажется, это какая-то недоделанная былина:

Как написать былину?

Если вы хотите оригинально поздравить именинника, произнести красивый тост или участвуете в качестве барда в ролевой игре — попробуйте сочинить былину. Пишется она нерифмованным стихом, так что ломать голову над рифмами вам не придется.

Как написать былину?

Вам понадобится

  • Словарь древнерусских слов
  • Книга с былинами

Инструкция

Прочитайте несколько древнерусских былин. Обратите внимание на то, каким размером они написаны. Запомните ритм. Можно даже простучать его карандашом по столу или просто пальцами.

Обратите внимание на то, каким языком написана былина и на ее содержание. Чаще всего в них рассказывается о героических событиях. Запомните имена героев.

Подумайте, о каких событиях вы бы хотели рассказать в вашей былине. Если вы поздравляете юбиляра, которого хорошо знаете, вспомните наиболее важные эпизоды из его жизни. Их можно представить в торжественной или шуточной форме, былина вполне подойдет и для того, и для другого. Если вы играете в ролевой игре какого-нибудь древнерусского сказителя, решите, о каких персонажах вы хотите поведать остальным участникам.

Набросайте сюжет. Возьмите словарь древнерусских слов и подберите некоторое количество выражений. Это нужно для того, чтобы былина была похожа на древнерусскую.

Выбросите все излишне современные выражения. Они, конечно, могут придать стилизации юмористическую окраску, но их не должно быть слишком много. Впрочем, можно применить и другой прием — написать былину исключительно современным сленгом.

Расскажите придуманный сюжет в том ритме, который использовали для своих произведений древние сказители. Если не все строки вписываются в этот ритм, замените неподходящие слова синонимами.

Былина — жанр устного творчества. Но помните о том, что в древние времена информация передавалась совершенно другими путями, нежели сейчас. Поэтому люди очень многое знали наизусть, и это не требовало от них больших усилий. Современному же человеку такой метод не очень подходит, поэтому запишите балладу. Для юбилея можно сделать чть-то вроде старинной грамоты. Вырежьте из листа ватмана подходящий кусок, напишите на нем былину и сверните лист в трубочку. Прикрепите ленточку. Сделайте стилизованную печать.

Видео по теме

Обратите внимание

Для ролевой игры можно сделать стилизованные гусли или даже достать настоящие.

Готовясь быть персонажем ролевой игры по историческим событиям, необходимо хорошо изучить период, в котором будет существовать ваш игровой мир.

Полезный совет

Не нужно употреблять большого количества архаизмов. Вам необходимо лишь стилизовать былину под старину, но содержание должно быть понятным. Помните о том, что древние сказители говорили на том же языке, что и их слушатели.

Стилизацией должна быть не только сама былина, но и «грамота», на которой она записана. Поэтому используйте подходящие шрифты — устав или полуустав.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

                                                                
Дятлова Ольга Станиславовна

                                                                           
учитель русского языка и литературы

                                                                   I
квалификационной категории

                                                           МКОУ
Новоярковской СОШ

                                                  Барабинского
района

                                                      Новосибирской
области

Сочиняем былины

(Статья)

                  На
уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова  проходит изучение
былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное
творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые
слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже
порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык
напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин —
такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова
рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время
которой ученики пробуют  силы в написании былины собственного сочинения.

                 Перед
написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На
начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.

                Повторение.

      
Что такое былина?

      
Чем былина отличается от
мифа?

      
Какое отличие у былины от
легенды?

      
Почему о былине говорят,
что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

      
Мечты о чём выражает
русский народ в былине?

      
Для чего в былине
применяется гипербола?

      
С какой целью используется
литота?

      
Назовите, какие постоянные
эпитеты можно встретить в былинах.

      
Существует ли жанр былины
в сегодняшнем мире?

      
Для того, чтобы устранить
такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

               Инструктаж
по написанию былины.

      
Для того, чтобы определить последовательность
наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать
подготовку к написанию?

1.    
Определимся с героем.
Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит,
каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

2.    
Определите, с кем и за что
он будет сражаться.  Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть
под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить
безнаказанно кому-нибудь обиду.

3.  Придумайте, кого будет защищать главный герой.
Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять
само за себя.

4.  Определите, в каком временном и географическом
пространстве будут происходить события былины.

5.  Придумайте все подробности и детали боя главного
героя со злодеем.

6.  Определите, какими словами вы начнёте описывать
зачин былины, а какими концовку.

7.  Для оформления выразительной напевности языка
используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8.  Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность
событий.

   Примечание:
не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных
произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты,
сравнения, гиперболу, литоту.

               Писать
былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые
«удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих
одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного
сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось
юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих
учеников.

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

    Из того ли то из
города Барабинска,

    Из того ли то села
из Новоярково

    Выходил дородный
добрый молодец,

    Олег Новоярковец
его величали все.

    Выходил он в
огороды да во бабкины,

    А там силушки-то
нагнано черным-черно.

    Так никакая
гусеничка тут не проползыват,

    Никакая
стрекозина не пролётыват.

    А во главе всей
этой силушки великоей

    Стоял
злодей-разбойник Колорадский Жук.

    Ай тут старый
русич да Олег Новоярковец

    Да берёт он свою
рогаточку тугую.

    Он резиночку
шелковую натягивал,

    Да он пульку-то
калёную накладывал,

    Он стрелял-то в
того ли Колорадского Жука

    И выбил-то ему
право око вместе с усиком.

    А потом как взял
Олег меч свой   деревянный

    И как стал он эту
силу всю рубить-крошить.

    А й побил он эту
силушку великую!

    Славу ему
отовсюду поют:

    Олег Новоярковец
— победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв 

       Из того ли да
из города Барабинска

       Из того ль
села да Новоярково

       Выезжал
хвалёный добрый молодец

       Удалой Олег да
Новоярковец.

       Он стоял с
утра да в огороде,

       А в обед хотел
поспеть он в Староярково.

       Подъехал он к
огороду бабкину,

       А у того ли
огорода да у бабкиного

       Нагнано-то
силушки желтым-желто!

       Так спецназ-то
тут не прохаживат,

       На добром
танке никто не проезживат,

       Птица-вертолёт
не пролётыват,

       Крутой ОМОН не
прорыскиват.

       А подъехал
как-то к силушке великоей

       Наш Олег
удалой да Новоярковец.

       Он как стал-то
эту силу великую

       «Белорусом»
топтать да ядом поливать.

       Ай побил он
эту силушку великую

       Да  личинок-то
этих колорадскиих.

       Да сбежал один
молоденький Жучок,

       Малыш ещё
совсем, ай крохотулечка:

       Он четыре
метра в высоту,

       Да пяток
всего-то в ширину.

       Основался тот
Жучок на яру да Новоярковском.

       Тут Олег уж
подоспел туда

       На своём
«Белорусе» да на богатырскоим.

       Его мощный
«Белорус» да Новоярковский

       С кочки на
кочку по дорогам стал перепрыгивать,

       С горы на гору
стал перемахивать,

       Крупны лужи
промеж колёс спущал.

       Вот и
подобрался он к Жуку да Колорадскому,

       Перешёл Олежек
к наступлению.

       Разогнал свой
«Белорус», а тот идти не хошь.

       Навернул он
круг, а «Белорус»-то  — трус!

       Говорил Олег
да таковы слова:

       « Ах ты,
волчья сыть, да масляной горшок!

       Аль бензин не
тот, иль шипы малы?

       Что ты на
нозьме, собака, спотыкаешься?»

       После этих
слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

       И на кол
насадил Жука, как пельмень.

       И пришёл конец
силушке да великоей!

       Слава,
славушка хвалёному дородному

       Богатырю
российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных
слов, употреблённых в былине:

                                         
Назём — навоз.

                                          Яр
— крутой берег озера, обрыв.

              Как
видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена.
Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети
предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам
«запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника,
«Новоярковец» — по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии
учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет
Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился
очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как
занимательно иногда выступить в роли творца.

жил был когда-то богатырь по имени Святослав Ярославович. он всегда проезжал по лесам, которые окружали городок, где Святослав, как раз и проживал. в лесу было много детей, которые собирали ягоды и грибы и богатырь постоянно следил за тем, чтобы на них не напали разбойники. однажды он услышал крик ворон, где-то в чаще леса и поспешил в ту сторону. ведь это означало, что где-то там находятся разбойники. богатырь скакал на своем мощном коне вперед. тут вдруг он услышал, что позади него скачут целая свора разбойников. богатырь начал убегать вперед, чтобы увести злоумышленников далеко от деревни. они заметили его и начали гнаться за ним. в Святослава было направленно много стрел, но все они летели мимо. тут одна стрела начала настигать его, но впереди оказался крутой спуск. стрела пролетела прямо над головой богатыря, когда он миновал этот спуск. через несколько минут этой гонки, вдруг еще одна стрела летела прямо на богатыря, и снова ему повезло, впереди оказался обрыв. мощный богатырский конь резко оттолкнулся и запрыгнул на обрыв, а стрела пролетела снизу. разбойники не сумели преодолеть такое препятствие, а богатырь вернулся домой обходным путем. вот так-то, благодаря богатырю, не дошли злодеи до города.  

В городе Новгороде жили два богатыря. Один Борислав, другой Ростислав. Были они друзьями. Повадилось некое чудовище забирать себе самых красивых невест города. Каждый год наводило оно страх на город. Решили два богатыря поехать побороть его. Борислав поехал налево, а Ростислав направо. Доехал Ростислав до логова чудовища. Стал он с ним бороться. Сразил он его наповал и освободил всех украденных девушек. А сам женился на самой красивой из всех них. Борислав поехал налево и встретил целую шайку разбойников. Всех он перебил. А у одного разбойника была сестра. Борислав на ней и женился и забрал с собой в Новгород.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колода в гвинт ведьмак 3 как найти
  • Как найти максимальную скорость тела на пружине
  • Как составить договор работы по вызову
  • Как исправить отзыв на wildberries
  • Как найти угол образованный с горизонтами