Как составить бюджет организации на предстоящий год

Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.

бюджетирование это

Описание

Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.

Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.

Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.

Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.

Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.

бюджетирование на предприятии

Что включает в себя система: ее задачи

Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.

Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.

Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.

Текущее планирование

Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.

Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.

Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.

Готовые решения для всех направлений

Склады

Склады

Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Магазины

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Маркировка

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя

Узнать больше

Онлайн-торговля

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Учреждения

Учреждения

Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Производство

Производство

Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

RFID

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

ЕГАИС

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Сертификация для партнеров

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Инвентаризация

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Показать все решения по автоматизации

Оборудование

Терминалы сбора данных Принтеры этикеток Мобильные принтеры Микрокиоски (прайс-чекеры) Сканеры штрихкода

Насколько обоснованы затраты

Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.

Оформление базы для анализа

В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.

Повышение эффективности

Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.

Выявление и минимизация рисков

В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.

бюджетирование это

Бюджетное управление и его особенности

Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:

  • регулярно планировать деятельность в зависимости от показателей;
  • утверждать планы, которые помогают экономить и разумно расходовать финансы;
  • изучить основы инвестиций, внедрить их, как дополнительный источник дохода, оптимизировать имеющиеся каналы инвестирования;
  • оценка текущего состояния для оперативного принятия мер по улучшению;
  • проверка необходимости запуска запланированных проектов в зависимости от полученной прибыли;
  • эффективно использовать ресурсный потенциал;
  • укрепить финансовую позицию и дисциплинированность;
  • улучшить мотивацию молодых специалистов и их стремление к достижению высоких результатов;
  • отработка системы постановки и выполнения задач;
  • проверка следования законодательству и договорным обязательствам.

В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.

Какие функции выполняет

В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:

  • планирование;
  • учет;
  • контроль.

На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.

формирование бюджета

Важные составляющие системы бюджетирования

Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.

Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.

Применение бюджета дает массу достоинств:

  • Через анализ фактической деятельности можно спланировать путь и направленность, как будет развиваться отдел или весь завод целиком. Сюда включаются как микрозадачи, так и их комплекс, ориентированный на улучшение позиций фирмы на рынке.
  • С помощью показателей легче оценивать текущее состояние и определить слабые участки, которые нуждаются в доработке.
  • Можно контролировать и корректировать работу всех отделов и работников. В смете указывается их профессионализм и образование, это можно задействовать для проверки профподготовленности и соответствия занимаемой должности.
  • Корректировать после соотношения и анализа отдельных уровней расходов. Это поможет быстрее повысить производительность и прибыль, сократить издержки на не основные цели.
  • Становится реально применять процесс бюджетирования сверху вниз — это способ управления, когда младшее руководство практически не привлекаются к обсуждению проблем и задач фирмы. Так учитывается цель компании, но не удается избежать сложностей с установкой отдельных бюджетов: высшее руководство редко знает о ситуации на местах.

Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает

Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.

Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.

Каждый раз это действие содержит 3 фазы:

  • Планирование. Изучается текущее состояние организации, составляется план и даты ближайших плановых корректировок. Учитываются возможные риски и обозначаются стороны для развития. Разрабатывается список целей, которых должна достичь компания в течение определенных месяцев или лет.
  • Реализация. Способствует продвижению запланированного, если следовать документации. Необходимо «держать руку на пульсе» и своевременно корректировать действия в случае непредвиденных результатов или снижения эффективности предприятия. Советуем отслеживать все факторы, которые могут влиять на итог. Большая смета делится на несколько маленьких, которыми проще пользоваться, с небольшим прогнозируемым сроком. С их помощью становится легче устранить проблему и скорректировать финансовые потоки.
  • Завершение. Подводятся итоги проведенной работы. Анализируются показатели в начале периода и в конце. Сравниваются фактические и плановые данные. Плохо, если между фактом и планом большая разница, значит, компания работала неэффективно или смета составлена неверно.

ведение бюджета

Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать

Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:

  • финансов;
  • операций;
  • инвестиций.

В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.

Вторая разновидность содержит:

  • сметы по конкретным направлениям деятельности;
  • косвенные налоговые траты;
  • баланс ликвидного имущества;
  • бюджеты производственных мощностей;
  • затраты на коммунальные услуги;
  • амортизация;
  • расходы на хозяйство.

Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.

Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:

  • создание новой продукции;
  • планирование по открытию рынка и завоеванию сегмента;
  • строительство и обеспечение всем необходимым нового отделения;
  • покупка и запуск техники;
  • постройка объектов любого назначения.

Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.

Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.

Бюджет организации и его состав

В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.

О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:

Приток ДС Бюджет Меняется долг по поставщикам и оплате труда Смена объемов запасов сырья и материалов Бюджет по производству Меняются объемы запасов готовой продукции Бюджет по отгрузке Меняется долг по покупателям

Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:

  • Оплата — создание — транспортировка потребителю — на условиях предоплаты.
  • Производство — передача клиенту — погашение задолженности — при выплате по факту.

бюджетирование на предприятии

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя

Узнать больше

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Учреждения

Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Производство

Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Показать все решения по автоматизации

Разработка запланированного бюджета организации: пошаговая инструкция

Технология его создания — процесс нелегкий, особенно если компания большая. Необходимо пройти несколько стадий, пропускать которые нельзя, чтобы не допустить появления ошибок, которые невозможно устранить.

Рекомендуем придерживаться простой схемы:

  • Изучить спрос на товары/услуги фирмы, оценить нишу на рынке, сезонность и платежеспособность покупателей.
  • Учесть коммерческие расходы. Включить сюда затраты на рекламу, раскрутку, маркетинг. Выбрать только эффективные методы.
  • Составить бюджет процесса производства. Уделить внимание производственным мощностям, износу оборудования. При необходимости заложить замену, модернизацию или ремонт техники.
  • Организовать управленческие затраты. Зарплата, траты на коммунальные услуги, операторов связи и интернета, оснащенность рабочих мест.
  • Сформировать отчет по доходным и расходным статьям. Учесть текущие данные, отвести время на разбор и планирование сметы по слабым местам предприятия, спланировать дальнейшую работу с учетом планов.

Плюсы/минусы бюджетирования

Как и любое иное явление, бюджет имеет свои достоинства и недостатки. Среди положительных сторон стоит отметить:

  • отлично влияет на работников, мотивирует;
  • помогает координировать работу;
  • позволяет своевременно анализировать текущее состояние и вносить коррективы;
  • возможность учиться на прошлых периодах и их результатах;
  • ресурсы распределяются более рационально;
  • способ сравнить запланированные и реальные итоги.

Но есть и отрицательные стороны:

  • один и тот же план воспринимается разными людьми различно;
  • не все менеджеры достаточно подготовлены для анализа финансовых показателей;
  • система может оказаться сложной, а ее создание — дорогостоящим;
  • планирование требует повышения эффективности труда, а сотрудники, боясь не достигнуть нужного уровня производительности, теряют мотивацию и снижается их работоспособность;
  • если достижение будет слишком сложным, никто не поверит в его выполнимость, выполнение затормозиться.

Организация бюджетирования

Бюджет составляется на определенный период времени, это цикличная величина — год, полгода, три месяца. Размер устанавливается фирмой. Внутри одного большого плана есть подпериоды.

Важно все организовать так, чтобы аппарат управления и структурные подразделения своевременно получали регламенты и инструкции с обязанностями каждого. Также регулярно должна поступать обратная связь — отчетность. Это необходимо для внесения коррективов.

что такое бюджетирование

Формирование и составление бюджета предприятия

Весь процесс проходит в несколько этапов:

  • определение общих целей фирмы;
  • выявление ожидаемых значений показателей деятельности;
  • утверждение расчетов;
  • создание планов действий на уровне функциональных центров и подразделений;
  • оформление и консолидация;
  • изучение составленных документов на заседании бюджетного комитета, утверждение без изменений или с корректировками;
  • ознакомление всех исполнителей под роспись.

В эту схему входит все, что необходимо выполнить для получения готовой сметы. Начинают утверждать с макроплана и общих задач всей организации, постепенно переходя на отделы и филиалы.

основы бюджетирования

Ведение и корректное управление любым бюджетом компании

Для этого часто используют подходящее ПО, которое облегчает расчеты, самостоятельно формирует отчеты и выявляет недостаточность финансирования.

Это не просто составленный план, в соответствии с которым выделяются средства на реализацию. При грамотном подходе это руководство к действию, которое может корректироваться в случае появления новых обстоятельств, влияющих на положение на рынке.

Желательно проводить автоматизацию части процессов. Начинается это с установки ПО и введения нового для фирмы аппарата денежного управления, который будет иметь доступ во все отделы и ко всем документам. Назначаются руководители ЦФО и люди, которые будут отвечать за дальнейшее ведение дел.

Планирование бюджета организации или предприятия: что это такое

Это необходимый для оптимизации путь. Он выражается в объединении финансового, общего и оперативного плана, контроле по его исполнению и анализе итогов. Составление можно перевести в автоматический режим при помощи ПО.

В условиях постоянного появления новых заводов и офисов конкуренция становится шире. Постоянно нужно развиваться, меняться под ожидания потребителей, делать выводы и изменять концепции при необходимости. Наличие заранее спланированной сметы по расходам и доходам позволяет быть уверенным в завтрашнем дне, знать, на что хватит прибыли, а от чего стоит пока отказаться.

При помощи планирования можно избежать больших потерь, производственных простоев и дыр, задержек по оплате работникам и поставщикам. Становится реальным участие в инвестиционной деятельности, а обновленная техника способствует отрыву от конкурентов.

Оборудование

Терминалы сбора данных Принтеры этикеток Мобильные принтеры Микрокиоски (прайс-чекеры) Сканеры штрихкода

Как устанавливается система бюджетирования, подготовка и защита бюджета с участием ЦФО

Внедрение происходит с помощью центров ответственности. Важно придерживаться этапов, которые должны подстраиваться под конкретную сферу производства, размеры организации и другие особенности.

Основные фазы:

  • разрабатываются основные принципы построения системы;
  • прорабатывается финансовая структура, назначаются ответственные лица, организуются ЦФО;
  • создается модель смет и общая схема их формирования;
  • разрабатывается нормативная база, согласно которой будет регламентироваться бюджетирование;
  • автоматизируется весь процесс;
  • проводятся организационные изменения — создается аппарат с руководителями и специалистами.

процесс бюджетирования сверху вниз

С чем придется столкнуться: трудности и подводные камни

Важно понимать, что если у руководства нет практического опыта по внедрению подобных изменений, лучше пригласить специалистов. Так получится избежать фатальных ошибок в организации.

Есть несколько сложностей, с которыми придется столкнуться, если формировать все самостоятельно:

  • Занижение доходов. Иногда сложно заранее спрогнозировать дальнейшие действия, но если постоянно указывать меньше возможных реальных цифр, начнутся несоответствия в бухгалтерии.
  • Обратная ситуация. Частое указание слишком больших статей доходной стороны приведет к тому, что впоследствии придется срочно урезать некоторые части расходов либо искать дополнительные инвестиции.
  • Отдел. Когда деятельность оказывается на стыке разных департаментов, о ее результатах могут забывать. Это создает дополнительные сложности с пересчетом.

Если бюджетирование оказывается слишком сложным или на него не хватает времени, можно обратиться в «Клеверенс». Сотрудники помогут определить основные задачи и цели бизнеса, а также выявить сферы роста. Они подберут оборудование и ПО, которое облегчит планирование.

Заключение

Мы разобрали основы бюджетирования предприятии на примерах, прошли по пути его формирования, изучили его преимущества и недостатки. Стоит помнить, что успешно действовать без заранее составленного плана невозможно. Всего несколько циклов без сметы и производительность значительно упадет, слабые места производства начнут преобладать над сильными, прибыль уменьшится. Рекомендуем обязательно составлять бюджет и придерживаться его пунктов, чтобы постоянно повышать эффективность труда и прибыльность проекта.

Количество показов: 74601

Содержание

  • Положения о бюджетировании на предприятии
  • Бюджет компании пример Excel
  • Составление БДР и БДДС пример в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к
необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и
выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять
бюджет предприятия на примере.

Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе компании
необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров
финансовой ответственности — ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить
положение и регламент бюджетного процесса. На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета
предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного
продукта.

Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:

  • Стратегические цели и задачи предприятия;
  • Бюджетная модель;
  • Финансовая структура компании и т. д.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №1.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №2.

На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может
содержать следующие разделы:

  • Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
  • Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
  • Порядок согласования и внесения изменений;
  • Контроль и анализ бюджета и т. д.

Регламент бюджетирования на предприятии пример.

Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами
являются:

  • Бюджетирование в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул
и макросов. Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть
различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по
кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности
финансового менеджмента в компании.

Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.

Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel

Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.

Бюджет движения денежных средств пример в excel

Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.

Составление БДР и БДДС пример в Excel

Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на
предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):

Составление прогнозного Баланса на основании БДР и БДДС образец в экселе

Бюджетирование пример в Excel (бюджет организации образец excel)

БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel)

Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).

БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel)

Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).

Данный пример максимально упрощен. Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель — процесс довольно трудоемкий,
так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения
итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить,
насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.

Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие
возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и
т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.

Бюджетирование в программах на платформе 1С

Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс
бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.

Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер
бюджетов.

В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов,
их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов. Реализованный механизм взаимодействия с
внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или
формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.

Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование

Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.

WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:

  • Моделирование – разработка бюджетной модели;
  • Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов.
    Корректировка планов и согласование корректировок;
  • Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный
    случай—обращение к данным системы).
  • Отчеты системы – набор аналитических отчетов.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист»

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет».
Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом)
максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.

Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от
покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который
в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».

При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка
бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть
возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.

С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних
учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.

Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление
бюджетированием на предприятии.

Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки
зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.

#статьи

  • 2 фев 2023

  • 0

Главное о бюджетировании: что это, как его организуют и какие бывают бюджеты

Бюджетирование есть в любом бизнесе. Прочитайте этот гайд, чтобы разобраться в том, как оно устроено.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Ксеня Шестак

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.

Автор статьи

Почётный член ACCA — международной ассоциации бухгалтеров. Профессиональный финансист с опытом более 20 лет в бухгалтерском учёте, аудите, финансовом и кредитном анализе. Руководила отделом кредитного анализа крупного бизнеса в международном банке. Приглашённый преподаватель в РЭУ имени Плеханова. Автор курсов по финансовому и кредитному анализу для сотрудников финансовой сферы и собственников бизнеса.

Соавтор и преподаватель курсов Skillbox «Финансовый аналитик» и «Финансовый менеджер».

После того как компания определила свои стратегические цели, встаёт вопрос о том, как воплотить их в жизнь. Один из инструментов, которые помогают решить эту задачу, — бюджетирование.

Составление бюджетов помогает разложить по шагам достижение поставленных целей и задач компании и отслеживать их выполнение.

В этой статье для Skillbox Media разберёмся в основах бюджетирования.

  • Что такое бюджетирование
  • Какие цели и задачи есть у бюджетирования
  • Какие есть виды бюджетов
  • На каких принципах должно быть построено бюджетирование
  • Какие подходы и методы применяют при бюджетировании
  • Как организовать процесс бюджетирования в компании

Бюджетирование — процесс составления, исполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов организаций. Бюджет — это план доходов и расходов в денежном или натуральном выражении, который составляют на нужный период.

Горизонт планирования бюджета зависит от долгосрочности целей компании. Чаще всего бюджет составляют на один год, с разбивкой по кварталам и месяцам.

Бюджет можно составлять как для всей компании, так и для её отдельных подразделений, функций или продуктов. Например, может быть бюджет доходов и расходов компании, бюджет производства, бюджет продаж.

Состав и структура бюджетов зависят от специфики бизнеса, поэтому индивидуальны для каждого случая. Подробнее о видах бюджетов и их составе мы говорим ниже.

Важно понимать, что бюджетирование не обязательный процесс — компании занимаются им добровольно. Но наличие бюджетов существенно облегчает управление бизнесом.

Бюджетирование помогает предсказывать результаты деятельности компании. Главная цель бюджетирования — повысить эффективность работы компании на каждом этапе.

Грамотно составленные бюджеты помогают:

  • планировать и контролировать доходы и расходы компании, её отдельных направлений или продуктов;
  • эффективно распределять и использовать ресурсы — финансовые, материальные, трудовые;
  • вовремя исполнять обязательства компании — например, рассчитываться с поставщиками, платить кредиты, налоги, зарплаты сотрудникам;
  • предупреждать кассовые разрывы — ситуации, когда денег на счетах компании не хватает для погашения текущих расходов. Такое может возникнуть, например, при работе по предоплате или с отсрочкой платежа;
  • координировать действия самостоятельных подразделений компании;
  • контролировать достижение поставленных целей. Для этого сравнивают планы компании и их фактическое исполнение и выясняют причины их расхождений.

Необходимость управлять доходами, расходами и денежными потоками компании появляется в самом начале её работы. Пока в компании не так много операций, она часто обходится без составления специальных бюджетов. Например, руководитель держит в голове или фиксирует в заметках ожидаемую прибыль по каждой сделке, график поступления платежей и платы по счетам.

По мере роста компании — числа операций, количества контрагентов, новых товаров и услуг — появляется необходимость упорядочить и систематизировать всю эту информацию.

Чтобы успешно развиваться и дальше, бизнесу нужно планировать движение денег, прогнозировать результаты работы и ставить долгосрочные цели. Все эти задачи помогает решить бюджетирование.

Обучение в Skillbox

  • «Профессия Финансовый менеджер» — понять, как управлять финансовым состоянием бизнеса и оценивать инвестпроекты.
  • «Финансовый аналитик» — глубже погрузиться в финансовый анализ и научиться увеличивать прибыль бизнеса.
  • «Финансовое моделирование» — научиться составлять финансовые модели для компаний из разных отраслей.

Как мы говорили выше, бюджет могут составлять как для всей компании в целом, так и для её отдельных подразделений, проектов, продуктов и так далее. Все бюджеты делят на два основных вида:

  • функциональные, или операционные, бюджеты;
  • финансовые, или мастер-бюджеты.

Операционные бюджеты. Их составляют в финансовых и/или натуральных показателях — например, в количестве произведённой продукции — по каждому бизнес-процессу, виду продукции, направлению деятельности компании.

К таким бюджетам относят, например, бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов, бюджет затрат на оплату труда, инвестиционный бюджет, бюджет управленческих расходов.

Они показывают отдельные виды доходов и расходов, платежей и поступлений средств.

Финансовые бюджеты. В них объединяют информацию из операционных бюджетов и отражают итоговые финансовые показатели всей компании.

К таким бюджетам относят:

  • Бюджет доходов и расходов. Он показывает ожидаемую выручку, затраты и прибыль. Все доходы и расходы здесь группируют по видам продукции, направлениям деятельности, видам доходов и затрат с нужной степенью детализации. Этот бюджет позволяет заранее определить ожидаемый уровень рентабельности бизнеса и контролировать его.

    Бюджет доходов и расходов составляют по методу начисления. Это значит, что все доходы и расходы попадают в него в момент возникновения, вне зависимости от фактического получения денежных средств или оплаты. Поэтому недостаточно использовать только эту форму бюджета — она не даёт информации о фактическом движении денежных средств в компании и возможных кассовых разрывах.

  • Бюджет движения денежных средств. Он показывает ожидаемые поступления денежных средств и платежи по всем видам деятельности компании. Его составляют по графикам поступлений средств и платежей компании — например, согласно договорам с поставщиками, покупателями, сотрудниками, кредиторами, требованиям налогового законодательства.

    Этот бюджет помогает определить периоды, когда у компании не будет денег, чтобы оплачивать обязательства. Исходя из этого рассчитать размер необходимых ресурсов и заранее накопить или привлечь их со стороны — например, в виде дополнительных средств от собственника или кредитов.

    Бюджет движения денежных средств помогает сбалансировать поступления и платежи и эффективно управлять платёжеспособностью компании.

  • Прогнозный баланс. Он помогает планировать активы и пассивы компании, учитывая имеющиеся остатки — например, запасы, дебиторскую или кредиторскую задолженность.

Кроме того, все бюджеты разделяют на фиксированные, гибкие и комбинированные — в зависимости от возможности их корректировки после утверждения.

Фиксированным называют бюджет, который нельзя изменять после его утверждения. Гибкий бюджет можно корректировать в соответствии с меняющимися условиями работы компании.

Комбинированный бюджет объединяет в себе фиксированный и гибкий подходы к бюджетированию. Такой бюджет фиксируют в начале периода, но затем могут периодически корректировать, чтобы адаптировать его к новым условиям.

Самая высокая точность прогноза — у комбинированных бюджетов. Но на их ведение нужно гораздо больше трудозатрат, чем на ведение фиксированных.

Вне зависимости от вида и масштабов бюджетов, они должны быть построены на основании общих принципов. Это помогает оптимизировать работу команды и сделать бюджетирование эффективнее.

Вот основные принципы бюджетирования:

Единство бюджетной системы. Все подразделения компании должны использовать единые формы бюджетов, единую классификацию и кодировку доходов и расходов, единый подход к формированию бюджетов.

Полнота информации. В бюджеты нужно вносить данные обо всех доходах и расходах. Кроме того, их нужно детализировать — чтобы отслеживать направления денежных потоков и виды затрат компании.

Сбалансированность и бездефицитность. Доходы и расходы компании должны быть в балансе и соответствовать друг другу. Запланированный объём расходов не должен превышать объём доходов, включая дополнительное финансирование, которое необходимо для покрытия дефицита бюджета.

Целевой характер расходов. Бюджетные средства нужно расходовать строго по назначению.

Достоверность. Плановые данные, которые вносят в бюджет, должны быть надёжными и обоснованными. Это позволит избежать больших расхождений с фактическими показателями.

Есть два основных подхода к организации бюджетного процесса: сверху вниз и снизу вверх. Они определяют, кто в компании инициирует подготовку плановых данных для бюджета.

Сверху вниз. При таком подходе бюджетирование начинается с высшего руководства. Топ-менеджмент разрабатывает укрупнённые бюджеты для всей компании, а затем спускает их нижестоящим руководителям. Они, в свою очередь, детализируют укрупнённые бюджеты и превращают их в операционные.

Стратегические цели компании учитывают сразу. Это сокращает время на дальнейшее согласование бюджетов с руководством.

Чаще всего подход «сверху вниз» применяют в крупных компаниях и холдингах.

Снизу вверх. При этом подходе, наоборот, бюджетирование начинают руководители на местах. Они разрабатывают детальные операционные бюджеты для своих подразделений и направляют их вышестоящему руководству. Руководство утверждает эти бюджеты — обычно спустя несколько итераций — и формирует сводные стратегические бюджеты для всей компании.

Подход «снизу вверх» увеличивает вовлечённость нижестоящих руководителей в планирование и исполнение бюджетов компании.

Методы бюджетирования зависят от того, какую базу компании используют для подготовки бюджетов. Расскажем о двух основных — приростном бюджетировании и бюджетировании «с нуля».

Приростное бюджетирование. При этом подходе отправная точка для новых бюджетов — бюджетные или фактические показатели предыдущих периодов. Их корректируют с учётом ожидаемых изменений в работе компании. Например, с учётом роста объёмов производства, продаж, цен и так далее. Это самый распространённый метод разработки бюджетов.

Бюджетирование «с нуля». При этом подходе бюджеты формируют с чистого листа, без учёта данных предыдущих периодов. Цель этого метода — критически рассматривать все показатели компании (особенно расходы) и включать в бюджет только те, что действительно необходимы компании.

Процесс бюджетирования можно условно разделить на шесть этапов.

На первом этапе руководство определяет стратегические цели компании и разрабатывает стратегический план. На этом же этапе определяют центры финансовой ответственности, которые будут контролировать отдельные виды доходов и расходов, отвечать за формирование и исполнение операционных бюджетов. Как правило, это подразделения или отделы компании.

На втором руководство разрабатывает структуру бюджетов и систему показателей в каждом бюджете. Затем закрепляет операционные бюджеты за ответственными финансовыми центрами. В это же время важно согласовать единые правила и инструкции по работе с бюджетами. Так у всех финансовых центров будет один подход к формированию бюджетов.

На третьем финансовые центры составляют проекты бюджетов. Каждый бюджет может включать в себя несколько сценариев развития событий — например, базовый, оптимистичный и пессимистичный сценарии.

На четвёртом готовые проекты обсуждают и защищают на встрече бюджетного комитета — дают обоснования всем планируемым доходам и расходам. При необходимости бюджеты могут направить на доработку.

На пятом бюджеты после утверждения направляют всем ответственным подразделениям для исполнения. В течение всего периода важно осуществлять контроль за исполнением бюджетов — сравнивать бюджетные показатели с фактическими результатами и анализировать отклонения.

На шестом этапе в конце отчётного периода подводят итоги исполнения бюджета и выясняют причины отклонений. Эти причины учитывают при подготовке бюджетов на следующие периоды.

В бюджетирование вовлечены руководители и сотрудники всех подразделений компании. Руководит всем процессом, как правило, финансовый директор.

При разработке бюджетов важно, чтобы планируемые показатели были реалистичными и достижимыми. Если они завышены, это снижает мотивацию ответственных подразделений — они считают такие показатели недостижимыми в текущих условиях и даже не пытаются их достичь. Если плановые показатели, наоборот, необоснованно низкие, это снижает мотивацию руководящего звена — они не ищут для бизнеса лучших решений.

  • Бюджетирование — процесс составления, исполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов организаций.
  • Бюджет — финансовый план компании, выраженный в денежных и/или натуральных показателях. Чаще всего бюджеты составляют на год, с разбивкой по кварталам и месяцам.
  • Главная цель бюджетирования — повысить эффективность работы компании. Хорошо проработанные бюджеты помогают грамотно управлять её доходами, расходами и денежными потоками.
  • Бюджеты делят на операционные и финансовые. Операционные показывают виды доходов/расходов и движения денежных средств по каждому направлению деятельности компании. Финансовые бюджеты отражают итоговые финансовые показатели по всей компании в целом.
  • При разработке бюджета нужно убедиться, что он сформирован в соответствии со стратегией компании и работает на достижение её долгосрочных целей.
  • Важно, чтобы планируемые показатели бюджетов были реалистичными и достижимыми. Завышенные показатели снижают мотивацию исполнителей. Заниженные показатели негативно влияют на развитие компании.

Редакция «Управление» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше о бюджетировании и финансовом планировании

  • Бюджетирование — одна из главных функций финансового менеджмента. В этой статье Skillbox Media рассказали главное о том, что такое финансовый менеджмент и как компании управляют финансами.
  • Важный инструмент финансового планирования — финансовые модели. С помощью них можно оценить несколько сценариев развития бизнеса, рассчитать точку безубыточности, увидеть, за счёт чего можно увеличить прибыль. В этом материале Skillbox Media объяснили, как разработать финансовую модель для любого бизнеса.
  • За бюджетирование может отвечать финансовый менеджер. Это перспективная профессия, с которой можно зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц. Освоить её можно на курсе Skillbox «Профессия Финансовый менеджер». На нём учат составлять бюджеты, оценивать бизнес, анализировать рабочий капитал и многому другому.

Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны

  • Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
  • Какие виды прибыли есть в бизнесе и что о них нужно знать каждому менеджеру или финансисту
  • Разбираемся в бухгалтерском учёте: зачем он нужен, как устроен и как его организовать
  • OPEX и CAPEX: что это такое простыми словами, чем они различаются и как их применять
  • Отчёт о финансовых результатах: что это такое и как его составить
  • Отчёт о движении денежных средств: что это такое и как его составить

Научитесь: Профессия Финансовый менеджер
Узнать больше

Формирование бюджета предприятия на следующий год — важное событие, которое часто оборачивается серьезным стрессом для сотрудников финансово-экономических служб и производственных подразделений. Как организовать бюджетную кампанию максимально эффективно и с минимальным стрессом?

Процесс формирования бюджета состоит из следующих этапов:

  • подготовка к бюджетной кампании;
  • проведение кампании;
  • утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования бюджета

Этапы формирования бюджета

Остановимся подробно на каждом этапе формирования бюджета.

Подготовка к бюджетной кампании

Подготовка к бюджетной кампании начинается, как правило, за 1-3 месяца до начала процесса планирования. В этот период необходимо:

I. Актуализировать бюджетную модель:

  • уточнить состав бюджетных статей (бюджетный классификатор) — одни статьи могут подлежать укрупнению, другие, наоборот, потребовать детализации.  Потребность в изменении классификатора может быть связана с необходимостью более детального учета и планирования в результате появления нового продукта, услуги, процесса, объекта и т.д. При изменении бюджетного классификатора важно сохранить преемственность с предыдущей версией, чтобы осталась возможность анализировать исторические данные;
  • уточнить состав планируемых показателей. Например, если компания переходит на натуральное планирование, то в бюджетной системе может появиться показатель «объем» в натуральных единицах. Соответственно, должен быть уточнен порядок планирования и дальнейшего учета данных показателей. Также это может потребовать изменения в альбоме плановых и отчетных форм;
  • уточнить перечень и наполнение бюджетных форм, а также изменения, которые могут быть вызваны переменами в составе показателей и бюджетных статей, повышением глубины бюджетирования (распространение бюджетной системы в нижележащие структурные подразделения) и изменением бизнес-модели (появление новых направлений бизнеса).

При формировании бюджета все изменения в бюджетной модели необходимо зафиксировать и внести во внутренние документы: положение о бюджетировании компании, альбом форм и т.д.  Соответствующие изменения должны быть внесены в информационных системы и Excel-модели. Для этого необходимо подготовить задание на доработку IT-службе.

II. Актуализировать регламент бюджетного процесса.

Актуализация регламента необходима, если в компании произошли организационно-функциональные изменения: созданы новые подразделения, упразднены действующие, произведены операции слияния-поглощения. Возможно, произошло переименование подразделений, смена руководителей и перераспределение функций. Вся информация об изменениях должна быть учтена при формировании бюджета, подготовке приказов, распоряжений и других документов. Если в компании внедрена автоматизированная система согласования бюджета, то, как и в случае с бюджетной моделью, должна быть подготовлена заявка в IT-службу на внесение соответствующих изменений. Основанием для актуализации регламента могут служить внутренние распоряжения и приказы компании о проведении  соответствующих изменений.

Если компания использует финансовую структуру и структуру места МВЗ (место возникновения затрат), они  также должны быть актуализированы.

III. Актуализировать нормативно-справочную информацию.

К нормативно-справочной информации (НСИ) относятся статьи бюджетного классификатора, справочник структурных подразделений, перечень регионов, объектов, номенклатурные справочники товаров, услуг, нормы потребления и расходов ресурсов и другая информация, используемая в процессе бюджетирования. Также к этой категории относится другая нормативно-справочная информация, свойственная бизнесу вашей компании.

При актуализации НСИ часто требуются усилия не только финансово-экономических, но и других  подразделений. Финансово-экономические службы должны играть в этом процессе инициирующую и координирующую функцию.

Об изменениях в бюджетном процессе необходимо проинформировать всех его участников. Для этих целей можно подготовить и разослать по электронной почте информационное письмо.

В зависимости от величины и степени проработанности методологии бюджетного процесса, подготовительный этап формирования бюджета может занять от 1 месяца до полугода. Необходимо соотносить объем предполагаемых изменений в бюджетном процессе и время на их проработку. Возможно, при нехватке времени часть вопросов по совершенствованию бюджетного процесса  можно отложить на следующий период.

После того, как актуализирована бюджетная модель и сопутствующая информация, необходимо определить параметры (целевые показатели) бюджета на планируемый период.

IV. Целевые показатели.

Целевыми показателями бюджета обычно являются:

  • объем производимой продукции (услуг, работ) в натуральном и стоимостном выражении;
  • структура производимой продукции (услуг, работ);
  • темпы роста и соотношение выручки и затрат в плановом периоде;
  • уровень рентабельности;
  • EBITDA;
  • уровень инвестиций;
  • соотношение собственных и заемных средств.

Перечень целевых показателей может отличаться в зависимости от типа компании и ее отраслевой принадлежности. Целевые показатели должны быть определены до начала бюджетной кампании и доведены до участников в качестве ориентира.

Целевые показатели определяются, с одной стороны, на основе пожеланий менеджмента компании, с другой стороны, на основе анализа результатов работы компании за предшествующий период. Финансово-экономическому отделу  перед началом бюджетной кампании  рекомендуется сформировать укрупненный прогноз на планируемый период, чтобы оценить достижимость целевых показателей. Учитывая нестабильность текущей экономической ситуации, целесообразно  разработать несколько вариантов бюджета организации — оптимистический, пессимистический, реалистичный.

V. Макроэкономические показатели

На стадии подготовки бюджета также необходимо определиться с макроэкономическими показателями, которые будут использованы в расчетах. К ним относятся курсы  валют, уровень инфляции, стоимость привлечения финансирования. Значения макроэкономических показателей могут быть установлены на основе прогнозов Минэкономразвития, ЦБ РФ, валютных бирж.  Учитываются изменения в налоговом законодательстве — уточняются налоги, подлежащие планированию, а также их ставки.

VI. Календарный план бюджетной кампании

Обратите внимание: регламент носит общий характер, определяет общую схему взаимоотношений подразделений в бюджетном процессе и может не содержать конкретных дат. В связи с этим, помимо регламента целесообразно составить  календарный план бюджетной кампании, в котором конкретизируются этапы и сроки подготовки бюджета в соответствии с календарем и особенностями кампании этого года (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Календарь формирования бюджета

Календарь формирования бюджета

Бюджетная кампания

Следующий этап формирования бюджета. После того, как актуализирована бюджетная модель, участники процесса, НСИ, определены целевые и макроэкономические показатели, составлен календарный план,  можно начинать бюджетную кампанию. В зависимости от масштабов бизнеса бюджетная кампания может длиться 1-4 месяца.

Если бюджет организации ведется в информационной системе, то создается версия бюджета для нового года. Если бюджет ведется в Excel, то актуальные для работы файлы доводятся для всех участников процесса.

Подразделения компании формируют бюджеты в своих зонах ответственности, в соответствии с целевыми показателями и бюджетной моделью. Обычно подразделения участвуют в формировании бюджетов подразделений и функциональных бюджетов (IT, маркетинга, персонала и т.д.). Бюджетные показатели согласовываются с линейными и функциональными руководителями и затем передаются в финансово-экономические службы.

Финансово-экономические службы проверяют полученные бюджеты на соответствие целевым параметрам и на полноту информации. В случае выявления отклонений от целевых значений службы могут запросить разъяснения и обоснования  их причин.  После того, как все подразделения предоставили информацию для формирования бюджета, формируются сводные бюджеты — бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Они также сверяются с целевыми параметрами.

Если целевые показатели не достигнуты, то финансово-экономические службы проводят анализ причин отклонений. По результатам анализа вырабатываются рекомендации по оптимизации бюджетных показателей. Это могут быть указания о сокращении величины затрат на определенный процент или изменении входных расчетных параметров (курса валют, цен на готовую продукцию, объемов производства/продаж  и др.).

В подразделения направляются запросы об изменении бюджетных показателей. Если принято решение подготовить несколько версий бюджета предприятия, то создаются сценарные условия для каждого варианта. Также готовится план мероприятий на случай перехода к бюджету по наихудшему варианту.

По результатам 2-й итерации формирования бюджета финансово-экономические службы формируют сводные бюджеты и сверяют их с целевыми показателями. Если целевые показатели не достигаются, то может быть принято решение о 3-й итерации секвестирования, либо принимается решение оставить текущую версию бюджета.

Утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений

Для защиты бюджета собирается бюджетный комитет. В его состав входят представители акционеров, генеральный директор, заместители генерального директора по функциональным направлениям.

На защиту выносится бюджет, варианты его реализации, план мероприятий на случай реализации пессимистического сценария. Также предоставляются обосновывающие материалы, результаты исполнения бюджета прошлого года и другая необходимая информация.

Бюджетный комитет рассматривает бюджет предприятия, принимает решения о значениях целевых показателей и вырабатывает решение по корректировке показателей.

Что необходимо учесть при формировании нового бюджета.

  1. Использование натурального планирования (не только в стоимостном выражении, но и в натуральном). Планы в натуральных показателях позволяют видеть, каким образом и на что именно расходуются средства, и как необходимые ресурсы связаны с бизнес-показателями компании. Это позволит при необходимости более гибко подходить к сокращению расходов (например, найти альтернативный источник ресурсов при сохранении качественных характеристик).
  2. Использование нормативов при планировании расходов АХД, обслуживания инфраструктуры, транспорта и т.д.
  3. Формирование нескольких версий бюджета — оптимистичного, пессимистичного, реалистичного.
  4. Разработка мероприятий по сохранению компании «на плаву» и их учет в бюджете. Это в большей степени касается экономии затрат. Примеры: снижение стоимости аренды за счет переезда в более дешевый офис, сокращение арендуемых площадей (например, за счет перевода части сотрудников на удаленную работу из дома), сокращение расходов на канцелярские товары за счет отказа от бумажного оборота, переход на более дешевое сырье и т.д.

Мнение эксперта в статье

Елена Митрофанова

Главный консультант в департаменте бизнес-консалтинга IBS (до октября 2020 г.)

Немалую роль в контроле и оценке деятельности компании играет процесс бюджетирования, который включает в себя планирование, сбор факта и анализ полученных отклонений от плана. План помогает руководителям ставить перед собой и своими подчиненными четкие цели, а факт показывает, как организация справляется с достижением поставленных задач. В статье рассмотрим процесс бюджетирования в группе компаний (ГК), деятельность которой включает несколько направлений: оптовые продажи через склад, розничные продажи в магазинах, содержание и сдача в аренду зданий, находящихся в собственности компании.

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование — процесс формирования, утверждения и исполнения бюджетов, контроля выполнения бюджетных показателей с целью эффективного управления финансовыми ресурсами.

Бюджет — финансовый план/факт бюджетного периода, охватывающий все стороны деятельности компании и входящих в ее состав бизнес-подразделений, в котором отражены:

  • доходы и расходы (Бюджет доходов и расходов, БДР);
  • размеры поступлений денежных средств и порядок их расходования (Бюджет движения денежных средств, БДДС);
  • динамика активов и обязательств (Управленческий баланс, УП).

При формировании бюджетов нужно придерживаться следующих принципов:

  • формирование Бюджета доходов и расходов на основе принципов начисления — отражение доходов и расходов не в момент получения/уплаты денежных средств (кассовый метод формирования БДР), а в момент их фактического возникновения, то есть на основе первичных бухгалтерских документов.

Один из ярких примеров некорректности ведения БДР кассовым методом — отражение заработной платы, которая зависит от выручки за месяц, не в месяц ее начисления, а по факту выплаты.

В итоге при сильной сезонности (например, всплеск продаж в декабре и резкий спад выручки в январе) мы сильно искажаем финансовый результат сразу двух периодов: в декабре ставим заниженные затраты при высокой доходности, а в убыточный январь добавляем повышенные премии за декабрь;

  • прозрачность управленческой отчетности — финансовый результат по БДР формируется на основе данных, занесенных в информационную управленческую базу (желательно по принципу двойной записи). В таком случае чистая прибыль по БДР равняется сальдо на счете 99 после запуска процедуры «закрытие периода» и достоверность полученного в БДР финансового результата легко проверить;
  • унификация форм отчетности — единая форма основных бюджетов (БДР, БДДС и УП) для ЦФО любого уровня, единый справочник статей для Бюджета доходов и расходов и Бюджета движения денежных средств. В итоге мы легко можем трансформировать плановый БДР в БДДС, сравнить эти бюджеты, быстро выявить нестыковку в данных.

Предположим, счет на какие-то услуги в БДДС уже оплачен, но первичные бухгалтерские документы по нему не предоставлены. Следовательно, в БДР получаем заниженные затраты и завышенный финансовый результат;

  • сохранение преемственности принципов формирования бюджетов с целью накопления статистических данных: список статей бюджетов не пересматривается, принципы разнесения расходов по ЦФО неизменны с определенного года. В результате легко сравнивать финансовые показатели подразделений по периодам, есть хорошая статистическая база за прошлые годы для планирования бюджетов на следующий год;
  • четкое соблюдение установленных лимитов — все платежи в компании проводят в рамках лимитов, установленных в БДДС. Лимиты на месяц не должны превышать принятый годовой план по статьям.

Важный момент: любое увеличение лимитов должно быть согласовано с генеральным/финансовым директором. Это приучает сотрудников компании к финансовой дисциплине, мотивирует их добросовестно подходить к процессу бюджетирования.

ФОРМЫ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ

Группа компаний имеет внутренние взаиморасчеты и работает по трем основным направлениям:

  • оптовая продажа с региональных складов, которая предусматривает доставку товаров до клиента;
  • розничная продажа в магазинах, которая состоит из двух типов работы с товаром:

– товары, приобретенные по обычному договору купли-продажи;

– товары, реализуемые в магазинах по договорам комиссии (оплата происходит только после продажи товара конечному покупателю);

  • сдача в аренду собственных площадей (в том числе под магазины своей сети).

Представим основные бюджетные формы группы компаний: Бюджет доходов и расходов (табл. 1), Бюджет движения денежных средств (табл. 2), Управленческий баланс (табл. 3).

Таблица 1. Бюджет доходов и расходов

Код

Статья БДР

Формула

2000

ВЫРУЧКА

= 2120 + 2130 + 2200 + 2500

2120

Выручка от реализации товаров

 

2130

Комиссионное вознаграждение от продажи товаров

 

2200

Выручка от реализации услуг

= 2210 + 2220

2210

Выручка от реализации услуг внешним контрагентам

 

2220

Выручка от реализации услуг внутренним контрагентам

 

2500

Выручка от прочей основной деятельности

 

3000

СЕБЕСТОИМОСТЬ

= 3100 + 4300

3100

Себестоимость товаров

 

4300

Транспортные расходы до склада

 

ВП

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

= 2000 – 3000

% ВП

Рентабельность по валовой прибыли

= ВП / 2000

ОР

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

= РП + ТР + 4400 + 4600 + РВП + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600 – 6000 + 7000

РП

Расходы на персонал

= 5110 + 5140 + 4110 + 4120

5110

ФОТ Окладная часть

 

5140

Внешний персонал

 

4110

ФОТ Премиальная часть

 

4120

Налоги на ФОТ

 

ТР

Транспортные расходы

= 4200 + 4700

4200

Транспортные расходы до клиента

 

4700

Транспортные расходы внутреннее перемещение

 

4400

Потери, выявленные при инвентаризации

= 4410 – 4420

4410

Потери

 

4420

Излишки

 

4600

Расходы на ГСМ

 

5200

Расходы на содержание имущества

= 5210 + 5220 + 5230 + 5240

5210

Аренда имущества

 = 5211 + 5212

5211

Аренда имущества

 

5212

Аренда земли

 

5220

Коммунальные услуги

= 5221 + 5222 + 5223

5221

Коммунальные услуги, электроэнергия

 

5222

Коммунальные услуги, тепло

 

5223

Коммунальные услуги, вода и т. д.

 

5230

Охрана и обеспечение безопасности

= 5231 + 5232 + 5233

5231

Обслуживание ОПС и АТС

 

5232

Ремонт ОПС и АТС

 

5233

Охрана

 

5240

Ремонт и содержание имущества

= сумм(5241…5250)

5241

Ремонт и техобслуживание транспорта

 

5242

Ремонт ОС

 

5243

Клининг

 

5244

Обслуживание энергосистем

 

5245

Расходные материалы для обслуживания зданий

 

5246

Вывоз мусора, уборка территорий

 

5250

Прочие расходы по содержанию помещений

 

5300

Расходы на рекламу и маркетинг

 

5400

Административные расходы

= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5450 + 5460 + 5470 + 5480

5410

Страхование ОСАГО

 

5420

Расходы на рейсовые медосмотры

 

5430

Обслуживание ПО и оргтехники

= сумм(5431…5436)

5431

Обслуживание ПО

 

5432

Обслуживание оргтехники

 

5433

Обслуживание ККМ

 

5435

Прочие платежи по IT-расходам

 

5436

Обновление оргтехники

 

5440

Услуги связи

= 5442 + 5443

5442

Услуги связи город, межгород, Интернет

 

5447

Мобильная связь

 

5450

Профессиональные услуги

= 5451 + 5452

5451

Бухгалтерские услуги

 

5452

Юридические услуги

 

5460

Расходы на персонал

= сумм(5461…5465)

5461

Корпоративные мероприятия

 

5462

Добровольное медицинское страхование

 

5463

Расходы на подбор персонала

 

5464

Расходы на обучение персонала

 

5465

Прочие расходы

 

5470

Охрана труда и техника безопасности

= сумм(5471…5474)

5471

Спецодежда

 

5472

Медосмотр

 

5473

Обучение по охране труда

 

5474

Прочие расходы на охрану труда

 

5480

Прочие расходы административного характера

= сумм(5481…5489)

5481

Чистая вода

 

5482

Канцелярские расходы

 

5483

Командировочные расходы

 

5485

Литература, подписка

 

5486

Доставка сотрудников, такси

 

5487

Компенсация ГСМ сотрудникам

 

5488

Почтовые расходы

 

5489

Прочие расходы административного отдела

 

5500

Амортизация активов

 

5600

Налоги по основной деятельности

= сумм(5630…5660)

5630

Транспортный налог

 

5640

Экологический налог

 

5650

Налог на землю

 

5660

Налог на имущество

 

6000

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

= сумм(6100…6600)

6100

Списание кредиторской задолженности

 

6200

Цессия

 

6300

Штрафы и пени по хозяйственным договорам

 

6500

Прочие доходы

 

6600

Доходы по выбытию имущества

= сумм(6610…6660)

6610

Продажа земли

 

6620

Продажа помещений

 

6630

Продажа оборудования

 

6640

Продажа транспортных средств

 

6650

Продажа прочих ОС

 

6660

Продажа НМА

 

7000

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

= сумм(7100…7800)

7100

Цессия

 

7300

Штрафы и пени по хозяйственным договорам

 

7400

Списание дебиторской задолженности

 

7500

Услуги банка

 

7600

Дополнительные расходы по обслуживанию долга

 

7700

Расходы по выбытию имущества

= сумм(7710…7730)

7710

Списание балансовой стоимости ОС

 

7720

Списание балансовой стоимости НМА

 

7730

Прочие расходы по выбытию имущества

 

7800

Прочие расходы

 

ОП

ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ

= ВП – ОР

4500

Расходы по обслуживанию долга

= 4510 – 4520

4510

Проценты по кредитам

 

4520

Проценты по займам полученные

 

5680

Налог на прибыль

 

5690

Штрафы и пени по налогам

 

ЧП

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

= ОП – 4500 – 5680 – 5690

Таблица 2. Бюджет движения денежных средств

Код

Статья БДДС

Формула

 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1000

Поступления от покупателей

= сумм(1100…1900)

1100

Поступление выручки от продаж товаров

 
 

Поступление выручки от продаж товаров (Розница)

 
 

Поступление выручки от продаж товаров (Опт)

 

1200

Возвраты покупателям

 

1300

Поступления выручки за услуги

 

1400

Поступления выручки от аренды

 

1900

Прочие поступления

 

2000

Платежи поставщикам

= сумм(2100…2400)

2100

Расчеты за товар по купле-продаже

 

2200

Расчеты за товар по комиссии

 

ОР

Операционные расходы

= 4000 + 5100 + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600

4000

Транспортные расходы

= сумм(4100…4500)

4100

Транспортные расходы до клиента

 

4200

Транспортные расходы до склада

 

4300

Транспортные расходы внутренние

 

4400

Расходы на ГСМ

 

4500

Командировочные расходы водителей

 

5100

Платежи по персоналу

= сумм(5110…5190)

5110

Выплата заработной платы

 

5120

Корпоративные мероприятия

 

5130

Добровольное медицинское страхование

 

5140

Расходы на подбор персонала

 

5150

Расходы на обучение персонала

 

5190

Прочие расходы на персонал

 

5200

Расходы на содержание имущества

= 5210 + 5220 + 5230 + 5240

5210

Аренда

= 5211 + 5212

5211

Аренда имущества

 

5212

Аренда земли

 

5220

Коммунальные услуги

= 5221 + 5222 + 5223

5221

Коммунальные услуги, электроэнергия

 

5222

Коммунальные услуги, тепло

 

5223

Коммунальные услуги, вода и т. д.

 

5230

Охрана и обеспечение безопасности

= 5231 + 5232 + 5233

5231

Обслуживание ОПС и АТС

 

5232

Ремонт ОПС и АТС

 

5233

Охрана

 

5240

Ремонт и содержание имущества

= сумм(5241…5250)

5241

Ремонт и техобслуживание транспорта

 

5242

Ремонт ОС

 

5243

Клининг

 

5244

Обслуживание энергосистем

 

5245

Расходные материалы для обслуживания зданий

 

5246

Вывоз мусора, уборка территорий

 

5250

Прочие расходы по содержанию помещений

 

5300

Расходы на рекламу и маркетинг

 

5400

Административные расходы

= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5460 + 5490

5410

Страхование ОСАГО

 

5420

Расходы на рейсовые медосмотры

 

5430

Обслуживание ПО и оргтехники

= сумм(5431…5439)

5431

Обслуживание ПО

 

5432

Обслуживание оргтехники

 

5433

Обслуживание ККМ

 

5434

Ремонт оргтехники

 

5439

Прочие платежи по IT-расходам

 

5440

Услуги связи

= 5442

5442

Услуги связи город, межгород, Интернет

 

5450

Профессиональные услуги

= 5451 + 5452

5451

Бухгалтерские услуги

 

5452

Юридические услуги

 

5460

Охрана труда и техника безопасности

= сумм(5461…5469)

5461

Спецодежда

 

5462

Медосмотр

 

5463

Обучение охране труда

 

5469

Прочие расходы на охрану труда

 

5490

Прочие расходы

= сумм(5481…5489)

5481

Чистая вода

 

5482

Канцелярские расходы

 

5483

Командировочные расходы

 

5485

Литература, подписка

 

5486

Доставка сотрудников, такси

 

5487

Компенсация ГСМ сотрудникам

 

5488

Почтовые расходы

 

5489

Прочие расходы административного отдела

 

5500

Расходы по финансированию

= сумм(5510…5590)

5510

Проценты по кредитам

 

5520

Услуги и комиссии банка

 

5590

Прочие платежи по финансированию

 

5600

Платежи по налогам

= сумм(5610…5690)

5610

Налоги на ФОТ

 

5620

НДФЛ

 

5630

Транспортный налог

 

5640

Экологический налог

 

5650

Налог на землю

 

5660

Налог на имущество

 

5670

НДС в бюджет

 

5680

Налог на прибыль

 

5690

Штрафы и пени по налогам

 

ЧПО

Чистый поток от операционной деятельности

= 1000 + 2000 + ОР

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

6600

Поступления от продажи ОС, НМА

= сумм(6610…6660)

6610

Продажа земли

 

6620

Продажа помещений

 

6630

Продажа оборудования

 

6640

Продажа транспортных средств

 

6650

Продажа прочих ОС

 

6660

Продажа НМА

 

7100

Покупка ОС, НМА

= сумм(7110…7160)

7110

Приобретение земли

 

7120

Приобретение помещений

 

7130

Приобретение транспортных средств

 

7140

Погрузо-разгрузочная техника

 

7150

Приобретение прочих ОС

 

7160

Приобретение НМА

 

ЧПИ

Чистый поток от инвестиционной деятельности

= 6600 + 7100

 

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

8100

Поступление кредитов и займов

 

8200

Погашение кредитов и займов

 

8300

Движение по овердрафтам

 

ЧПФ

Чистый поток от финансовой деятельности

= сумм(8100…8300)

 

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В ПУТИ

 

9999

Перемещение между р/с организации

 

ДСП

Итого денежные средства в пути

= 9999

ЧП

ЧИСТЫЙ ПОТОК ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

= ЧПО + ЧПИ + ЧПФ + ДСП

ДСН

Денежные средства на начало

 

ДСК

Денежные средства на конец

= ДСН + ЧП

Таблица 3. Управленческий баланс

Код

Статья УП

Формула

1

АКТИВЫ

= 2 + 9

2

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

= сумм(3…8)

3

Нематериальные активы

 

4

Основные средства

 

5

Незавершенное строительство

 

6

Доходные вложения в материальные ценности

 

7

Долгосрочные финансовые вложения

 

8

Отложенные налоговые активы

 

9

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

= 10 + 17 + 18 + сумм(30…32)

10

Запасы

= 11 + 12 + 15 + 16

11

Сырье, материалы

 

12

Готовая продукция и товары для перепродажи

= 13 + 14

13

рабочие товарные остатки

 

14

неликвид к списанию

 

15

Расходы будущих периодов

 

16

Прочие запасы и затраты

 

17

НДС

 

18

Дебиторская задолженность

= 19 + 20 + 23 + 29

19

Дебиторская задолженность внутренняя

 

20

Дебиторская задолженность рабочая

= 21 + 22

21

текущая дебиторская задолженность за товар

 

22

авансы выданные

 

23

Дебиторская задолженность к списанию

= сумм(24…28)

24

судебная дебиторская задолженность

 

25

к списанию по СИД

 

26

к списанию за счет будущей прибыли

 

27

переданная коллекторам

 

28

резервы по сомнительным долгам

 

29

Дебиторская задолженность прочая

 

30

Краткосрочные финансовые вложения

 

31

Денежные средства

 

32

Прочие оборотные активы

 

33

ПАССИВЫ

= 34 + 39 + 43

34

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

= сумм(35…38)

35

Уставный капитал

 

36

Добавочный капитал

 

37

Резервный фонд

 

38

Нераспределенная прибыль

 

39

КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ

= сумм(40…42)

40

Долгосрочные кредиты (займы) банк

 

41

Краткосрочные кредиты (займы) банк

 

42

Внутрихолдинговые расчеты по займам

 

43

ПРОЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

= 44 + сумм(51…55)

44

Кредиторская задолженность

= сумм(45…50)

45

Внутрихолдинговые поставщики

 

46

Внешние поставщики и подрядчики

 

47

Комитенты

 

48

Задолженность перед персоналом

 

49

Задолженность перед внебюджетными фондами

 

50

Задолженность по налогам и сборам

 

51

Отложенные налоговые обязательства

 

52

Доходы будущих периодов

 

53

Резервы предстоящих расходов

 

54

Прочие долгосрочные обязательства

 

55

Прочие краткосрочные обязательства

 

ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Этап 1. Планирование годовых бюджтов. На данном этапе последовательно выполняют следующую работу:

  • определяют стратегию развития на следующий год, базовые параметры (рост рынка, инфляция, желаемая норма прибыли);
  • исследуют рынок, оценивают реальную и потенциальную долю рынка;
  • планируют доходную и расходную части бюджетов, оценивают потребность в дополнительных вложениях в бизнес (расширение зоны присутствия, ремонт основных средств компании и др.);
  • стыкуют доходную и расходную части БДР и БДДС, определяют свободные денежные средства от операционной деятельности. В случае несоответствия ключевых показателей желаемым доходную и расходную части корректируют. На выходе определяют сумму свободных денежных средств для финансирования инвестиционных программ;
  • оценивают и выбирают инвестиционные проекты, составляют инвестиционный бюджет;
  • составляют финансовый план под потребности операционной и инвестиционной деятельности. На выходе — первая версия БДР, БДДС и Инвестиционный бюджет;
  • прогнозируют Баланс на основе первой версии БДР и БДДС, оценивают показатели эффективности бизнеса на планируемый год;
  • проводят вторую итерацию бюджетов;
  • годовой бюджет утверждает Совет директоров.

Этап 2. Оперативный контроль исполнения бюджетов.

Оперативный контроль расходования денежных средств осуществляют в ежедневном режиме с использованием системы электронного документооборота на основании утвержденного БДДС, который составляется ежемесячно с учетом лимитов, утвержденных в годовом бюджете.

Этап 3. Составление отчета об исполнении бюджетов.

Контроль фактического исполнения бюджетов ведется ежемесячно (включает в себя план-факторный анализ БДР и БДДС) и ежеквартально (анализируют динамику балансовых показателей за период и в сравнении с прошлым годом).

Этап 4. Корректировка бюджета.

Существует возможность ежеквартальной корректировки годового бюджета. Необходимость пересмотра бюджета определяет Совет директоров до 20-го числа последнего месяца квартала.

Корректировке подлежат доходная часть и расходные статьи с долей более 5 % от общей суммы затрат. Скорректированный бюджет утверждает Совет директоров до 1-го числа первого месяца квартала.

Пример регламента работы над годовым бюджетом

В каждой компании процессу годового планирования придают разное значение, исходя из которого выделяют ресурсы на его составление.

В одних компаниях подход к годовому планированию формальный: план строят на основе экстраполяции данных за прошлые годы и доводят до сотрудников как готовые нормативы. В других компаниях в процессе планирования задействованы все отделы, отвечающие за доходную и расходную часть бюджета.

Рассмотрим регламент годового планирования с максимальной вовлеченностью сотрудников компании (табл. 4).

Таблица 4. Регламент годового планирования

Этап

Сроки

Ответственные лица

Описание

I. Анализ рынка, выставление целевых показателей по товарообороту

До 01.10

Руководитель отдела маркетинга

Анализирует рынок, выявляет тенденции, прогнозирует рост рынка и доли компании в нем. На выходе получаем рекомендации для отдела продаж по росту выручки на следующий год

II. Планирование затрат

До 01.10

Руководитель ПЭО

Готовит формы планирования статей затрат по ЦФО с описанием подходов к планированию статей, проводит рабочие группы с распорядителями бюджетов по заполнению форм

До 15.10

Распорядители статей затрат

Заполняют формы по планированию затрат в разрезе контрагентов согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

Руководитель инвестиционного направления

Заполняет бюджет инвестиций согласно прилагаемой инструкции. Передает готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

Руководитель ФЭО

Предоставляет по электронной почте руководителю ПЭО план по финансовой деятельности на следующий год с учетом текущих договоров и результатов проведенных переговоров с банками: получение и гашение кредитов, выплата процентов по кредитам

III. Планирование доходов

До 15.10

Руководители отделов продаж (Опт, Розница, Управление недвижимостью)

Заполняют формы по планированию товарооборота и наценки согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

IV. Сбор БДР и модели БДДС

До 31.10

Экономисты ПЭО

Проверяют корректность предоставленной информации: правильность заполнения форм, соответствие поданных на утверждение планов выставленным по статьям нормативам роста/сокращения затрат.

Сводят формы от ЦФО и распорядителей в единый мастер-файл, из которого формируется предварительный план БДР по месяцам и бизнес-направлениям

Руководитель ПЭО

На основе плана БДР и бюджета инвестиций готовит модель БДДС с изменяемыми параметрами по статьям:

• процент роста товарооборота к прошлому году (Опт и Розница);

• наценка (Опт и Розница);

• оборачиваемость дебиторской задолженности (Оптовое направление), товарных остатков (Опт и Розница) и кредиторской задолженности

V. Моделирование годового плана

До 15.11

Совет директоров

На основе модели БДДС подбирает параметры годового плана для получения желаемых показателей рентабельности и платежеспособности бизнеса. Проводит бюджетные комитеты с руководителями бизнес-направлений по утверждению первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости дебиторской, текущей и кредиторской задолженности

Генеральный директор

Передает руководителю ПЭО показатели первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости

Руководитель ПЭО

На основе предоставленных данных формирует первую версию модели БДДС, передает ее финансовому директору

VI. Корректировка плана по финансовой деятельности

До 30.11

Финансовый директор

На основе получившейся модели БДДС составляет план привлечения/гашения кредитных средств сверх предоставленного руководителем ФЭО плана. Проводит переговоры с банками, передает информацию руководителю ФЭО

Руководитель ФЭО

Готовит итоговый план по финансовой деятельности, передает данные по почте руководителю ПЭО

VII. Утверждение итогового годового плана

15.12

Руководитель ПЭО

Формирует модель БДДС на основе итогового плана по финансовой деятельности, передает ее Совету директоров

Совет директоров

Вносит необходимые корректировки в параметры БДР и БДДС. Проводит заключительный бюджетный комитет с руководителями бизнес-направлений, на котором утверждается итоговый план на год

Генеральный директор

Подписывает итоговый план на год (БДР, БДДС, нормативы оборачиваемости) и передает пакет документов руководителю ПЭО

Руководитель ПЭО

Формирует бюджеты затрат по распорядителям согласно утвержденному бюджету и присоединяет их к годовому бюджету

Как видим, в данном примере годовое планирование растянуто на два с половиной месяца. На каждый этап исполнителям дают две недели на проработку (с учетом параллельного исполнения ими текущих обязанностей). В итоге все вовлеченные в процесс бюджетирования сотрудники в состоянии уделить должное внимание составлению годового плана.

Этому способствует и специфика бизнеса, позволяющая приступить к планированию следующего года за три месяца до его начала (в некоторых сферах заблаговременное планирование может привести к серьезным искажениям в планах). Тогда процесс бюджетирования приходится ужимать до месяца или завершать его в начале следующего года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетирование — эффективный метод контроля и управления бизнесом. Чем понятнее и проще построен процесс бюджетирования, чем больше заинтересованных и вовлеченных в работу с бюджетами сотрудников, тем больше пользы от него можно получить. Поэтому первоочередная задача ПЭО — разработать и внедрить легкие к восприятию и исполнению регламенты с максимально детальной инструкцией по работе с бюджетными формами.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2020.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти финансовый рычаг формула
  • Как исправить вылеты в сталкер тень чернобыля
  • Как найти часть целого числа 6 класс
  • Как найти диспетчер приложений на андроиде
  • Как найти вторую точку вектора