Как составить чертеж корабля

7.1 Судостроительный теоретический чертёж корабля для постройки модели

Теперь на этом этапе будем полагать,
что Вы уже окончательно выбрали прототип корабля для своей будущей модели, хорошенько изучили чертежи, приготовили необходимый
материал и инструмент, и готовы работать руками.

Но для того что-бы работа была масимально эффективной, и усилия не пропадали даром, сперва стоит немного рассказать о некоторых
характерных общепринятых специфических особенностях
судостроительных чертежей без которых дальнейшая деятельность может оказаться затруднительной.

Первое — корпус везде и всегда изображается носом вправо, т.е правым бортом корабля к зриелю.
В реальном практическом судостроении исключений из этого правила не делается, кроме случаев, когда в силу ассиметричности конструкциии
судна необходимо наряду с правым показать отдельно и левый борт. Например, у авианосцев, где очертания бортовых систем с обеих сторон практически всегда
отличаются друг от друга, как, к примеру у американского десантного авианесущего корабля CV-7 Wasp времён Второй Мировой войны

Чертёж авианосца CV-7 Wasp

Из начального школьного курса черчения почти всем хорошо известны традиционные обыкновенные простейшие проекционные
чертежи. существуют они и в судостроении, здесь они показывают внешний вид корабля, его декор и убранство, парусное
вооружение; а так же разрезы, дающие необходимое представление о внутреннем устройстве судна
и отдельных конструктивных деталях и эллементах.

Но, помимо этого, существует ещё один общепринятый вид чертежей, характерный именно для
судостроения – так называемый теоретический чертёж. На нём показываются внешние профили и обводы корпуса, формы поверхности
которых невозможно передать на обыкновенных проекционных чертежах.

Когда и где впервые возникли принципы такого преставления очертаний корпуса достоверно не известно,
но мне попадались репродукции английских и голландских корабельных чертежей ещё второй половины XVII века, на которых проекционные изображения
верхней части корпуса были совмещены с хорошо проработанными «теоретическими» очертаниями подводной части корабля, для которой они, собственно,
и являются необходимыми.

Особенно важным стала точная разработка очертаний днища с увеличением скорости судов, когда от малейшей неточности формы зависит
поведение корпуса корабля в потоке воды.

Для представления на плоском чертеже сложной объёмной конфигурации внешняя поверхность корпуса судна как бы условно рассекается тремя группами параллельных
плоскостей, проведённых через определённые (не всегда равные) промежутки с интервалом в зависимости от кривизны
его поверхности. Чем выше радиус кривизны поверхности на каком-то конкретном участке, тем, соответственно, меньше интервал
между этими плоскостями для возможно более точной передачи формы. В совокуности с линиями, определяющими положение секущих плоскостей
кривые линии пересечения поверхности корпуса корабля с этими плоскостями в комплексе и
составляют теоретический чертёж.

На следующем рисунке представлен классический вид такого чертежа для модели линейного корабля Петра 1 «Ингерманланд».

Теоретический Чертёж корабля Ингерманланд

Иногда, особенно в эпоху парусного судостроения, для наглядности совмещали с линями теоретического чертежа изображения
основных элементов конструкции корпуса. На следующем рисунке дан пример такой разработки для фрегата «Штандарт»

Конструктивно-теоретический Чертёж фрегата Штандарт

Этот чертёж стал отправной точкой для реконструкции при строительстве современной реплики фрегата.

При строительстве модели по описываемой здесь технологии такого колличества шпангоутов, безусловно, не требуется. Выполнять отдельно вертикальное заполнение
каждой шпации совершенно излишне — при дальнейшей оклейке корпуса бумагой и шлифовке прверхности необходимая плавность обводов может быть достигнута и
гораздо меньшим колличеством секций — примерно по 3-5 штук к носу и корме в зависимости от размера модели.

Таким образом, чертёж «Штандарта» для начального этапа работы над моделью может выглядеть примерно так:

Исходный чертёж фрегата Штандарт

Презентация, доклад Пошаговое построение теоретического чертежа судна

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Пошаговое построение теоретического чертежа судна.
Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Пошаговое построение теоретического чертежа судна



Слайд 2

Описание слайда:

ДП — диаметральна плоскость.
ОП — основная плоскость.
— плоскость мидель-шпангоута.


Слайд 3

Описание слайда:

Линии теоретического чертежа

Бортовая линия палубы ( 1 ) — линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.
Линии, которые параллельны линиям сечения дают линии теоретических шпангоутов ( 2 ).
Линии, которые параллельны линиям сечения ДП дают линии батоксов ( 3 ).
Линии, параллельные линиям сечения ОП дают ватерлинии ( 4 ).


Слайд 4

Описание слайда:

Секущие плоскости и получение при их помощи линий теоретического чертежа


Слайд 5

Описание слайда:

Шаг 1. Построение сетки теоретического чертежа


Слайд 6

Описание слайда:

Шаг 2. Согласование сетки теоретического чертежа


Слайд 7

Описание слайда:

Шаг 3. Построение носовой и кормовой оконечностей,
бортовой линии на проекции «БОК»


Слайд 8

Описание слайда:

Шаг 4. Вычерчивание обводов шпангоутов, бортовой линии верхней палубы на проекции «КОРПУС»


Слайд 9

Описание слайда:

Шаг 5. Построение батоксов на проекции «БОК»


Слайд 10

Описание слайда:

Шаг 6. Построение ватерлиний на проекции «ПОЛУШИРОТА»


Слайд 11

Описание слайда:

Шаг 7. Согласование линий теоретического чертежа судна


Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение — Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА

Теоретический чертеж построения модели корабля

Чтобы построить судно или модель корабля, необходимо достаточно точно определить не только размеры, но и сложную форму корпуса.

Если некоторые детали (надстройки, рубки, трубы, шлюпки и т. п.) опытные судомоделисты могут изготовить по эскизам, рисункам, фотографиям и т. п., то корпус модели корабля можно построить только по теоретическому чертежу. Теоретический чертеж воспроизводит пространственную форму корпуса (его обводы) и является основой всего проекта как корабля, так и его модели.

Пространственную форму корпуса корабля или модели можно изобразить на листе бумаги в трех проекциях сечений корпуса.

Можно мысленно рассечь корпус модели корабля тремя взаимно перпендикулярными базовыми плоскостями (рис. 36). Продольную вертикальную плоскость, секущую корпус вдоль на две равные симметричные части, называют диаметральной плоскостью.

Горизонтальную плоскость, отделяющую подводную часть корабля от надводной, называют плоскостью конструктивной ватерлинии. Поперечную вертикальную плоскость, проведенную посредине судна обычно  в  самой широкой его части и делящую его на носовую и кормовую части, называют плоскостью мидельшпангоута.

Проекции этих сечений на листе бумаги дают общий вид корпуса сбоку (бок), вид сверху (полуширота), вид спереди и сзади (корпус). Для полного представления о форме корпуса судна или модели его надо рассечь большим числом плоскостей, параллельным трем базовым плоскостям.

 

Рис. 36. Три взаимно перпендикулярные плоскости.

При вычерчивании теоретического чертежа так и поступают. Например, по длине корпус модели как бы рассекают дополнительными плоскостями, параллельными мидель -шпангоуту (рис. 37, А). Линии этих сечений поверхности корпуса называют теоретическими шпангоутами. На модели корабля их делают обычно не более 11, в зависимости от длины и сложности обводов корпуса. Например, для скоростных радиоуправляемых моделей делают всего 5—7 шпангоутов. Расстояния между шпангоутами называют шпациями. По высоте корпус модели рассекают также несколькими дополнительными плоскостями, параллельными конструктивной ватерлинии. Линии их пересечения с поверхностью  корпуса называют теоретическими ватерлиниями (рис. 37, Б). Сечения корпуса модели вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называют батоксами (рис. 37, В). Проекции всех этих линий на базовые плоскости образуют теоретический чертеж (рис. 38).

 

Рис. 37. Образование теоретических шпангоутов, батоксов и ватерлиний.

Проекции каждой из этих линий на двух базовых плоскостях получаются в виде отрезков прямой линии, и только на одной из базовых плоскостей она изображена в истинном ее виде. Прямые линии на каждой проекции образуют сетку теоретического чертежа.

Прежде чем приступить к построению теоретического чертежа корпуса модели, нужно определить или рассчитать главные размерения (длину, ширину, осадку и высоту борта), объемное водоизмещение модели. Для этого полезно выбрать судно-прототип, задать масштаб модели и уменьшить главные размерения судна в масштабное число раз согласно принципу механического подобия. Определив весовое водоизмещение модели, надо убедиться, хватит ли его, чтобы разместить все грузы с учетом веса корпуса модели вместе с надстройками.

Если при пересчете с натуры на модель окажется, что водоизмещение получается недостаточным, то необходимо увеличить масштаб модели, например вместо 1:100 взять 1:75. Особенно внимательно следует подбирать водоизмещение модели крейсера и эсминца, у которых оно относительно мало ввиду малого коэффициента полноты водоизмещения. При определении  главных размерений модели необходимо придерживаться их соотношения между собой (см. табл. 4).

Рис. 38. Теоретический чертеж корпуса модели.

После того как главные размерения и водоизмещение модели определены, можно приступить к построению трех проекций теоретического чертежа модели в масштабе 1:1. Вид сверху называют полуширотой, потому что ввиду симметричности корпуса борт и ватерлинии вычерчиваются только с одного (левого) борта.

На проекции «корпус» располагаются носовые шпангоуты справа от диаметральной плоскости, а кормовые — слева от нее. Нумерация шпангоутов идет по порядку от носа к корме. Шпангоут, который проходит через точку пересечения форштевня с ватерлинией, считается нулевым. Нос модели на проекциях «бок» и «полуширота» располагают обычно справа.

Вычерчивание теоретического чертежа надо начинать с разбивки и вычерчивания сеток (рис. 39). Делают это так: на горизонтальной линии проекции «бок», которую называют основной линией (ОЛ), откладывают расчетную длину L и делят ее на несколько равных частей, в зависимости от выбранного числа шпангоутов.

Ввиду того что в корме и носу обводы корпуса модели сложнее, чем посередине, часто в носу и корме несколько шпаций делят еще пополам, получая таким образом промежуточные шпангоуты, например, 1/2, 1 1/2, 8 1/2, 9 1/2 и т. п. Затем от основной линии вверх надо отложить величину осадки модели Т и провести проекцию конструктивной или грузовой ватерлинии. Для определения осадки Т проектируемой модели и высоты борта Н можно воспользоваться соотношениями главных размерений

B

T

и

H

T

Выше и ниже конструктивной ватерлинии надо провести еще несколько равноотстоящих горизонтальных линий — промежуточные ватерлинии. Верхнюю из них можно провести на высоте борта модели Н. Промежуточных ватерлиний может быть 3—5, в зависимости от сложности обводов корпуса. Чем обводы корпуса сложнее, тем больше следует строить линий (чаще сетку). Ниже основной линии (ОЛ) с расчетом, чтобы разместился чертеж полушироты, проводят горизонтальную линию диаметральной плоскости (ДП), делят ее, как и основную линию (ОЛ), на такое же число отрезков. От линии (ДП) откладывают половину наибольшей

B

2

ширины модели — и проводят горизонтальную линию.

Разделив эту ширину на 2—3 части, надо провести еще горизонтальные линии, линии проекций батоксов. Теперь если соединить вертикальными линиями точки деления основной линии и линии (ДП) на шпации, то образуются две сетки для вычерчивания проекций «бок» и «полуширота». Если все горизонтальные линии сетки проекции «бок» продолжить вправо и восстановить к ним перпендикуляры, соответствующие диаметральной плоскости, батоксам и наибольшей ширине, получим сетку для вычерчивания проекции «корпус». После вычерчивания сеток все линии надо пронумеровать.

 

Рис. 39. Сетка для построения теоретического чертежа.

Вычерчивание обводов корпуса модели надо начинать с вырисовывания на проекции «бок» бокового контура модели, очертание которого называют нулевым батоксом. На этом же сечении, кроме нулевого батокса, изображают бортовую линию, линию фальшборта, полубака и т. п.

Очертания оконечностей нулевого батокса должны обязательно проходить через соответствующие точки пересечения с конструктивной ватерлинией (КВЛ). При вычерчивании нулевого батокса можно воспользоваться некоторыми образцами носовых и кормовых оконечностей кораблей и судов (рис. 40).

 

Рис. 40. Носовые и кормовые очертания некоторых судов («бок»): 1—крейсера; 2 — эсминца; 3 — подводной лодки; 4— торпедного катера; 5 — морского пассажирского судна; 6 — речного пассажирского судна; 7 — грузового судна; 8 — ледокола; 9 — морского буксира; 10 — яхты.

После вычерчивания нулевого батокса на сетке «полуширота» надо вычертить конструктивную ватерлинию, а затем на сетке проекции «корпус» — контур мидельшпангоута. Можно воспользоваться подходящими образцами форм сечений, например указанными на нижестоящих рисунках 41, 42.

 

Рис. 41. Образцы горизонтальных очертаний КВЛ.

Все остальные шпангоуты вычерчивают от руки, на глаз по соответствующим образцам. Шпангоуты симметричны относительно диаметральной плоскости, поэтому вычерчивают только одну половину каждого из них. В правой половине сетки проекции «корпус» вычерчивают носовые шпангоуты, а в левой — кормовые, считая от мидельшпангоута.

При вычерчивании шпангоутов надо помнить, что ширина каждого — на высоте, равной осадке Г, должна быть равна ширине КВЛ на проекции «полуширота», а наибольшая высота должна соответствовать высоте шпангоутов на нулевом батоксе проекции «бок».

Теперь можно приступить к вычерчиванию промежуточных ватерлиний на проекции «полуширота». Делают это так: на проекции «корпус» вдоль одной из ватерлиний отмеряют циркулем-измерителем расстояние от линии диаметральной плоскости до каждого шпангоута и переносят эти отрезки на соответствующий шпангоут проекции «полуширота».

Полученные точки соединяют плавными (с помощью лекала или изогнутой рейки) кривыми линиями. Если на построенной таким образом ватерлинии окажутся выступы или впадины, то ватерлинию на проекции «полуширота» надо выровнить в плавную кривую, смерить расстояние от ДП до вновь исправленного места ватерлинии, перенести этот отрезок на соответствующий шпангоут проекции «корпус» и изменить (подправить) очертание этого шпангоута. На рис. 43 показано построение одной из промежуточных ватерлиний.

 

Рис. 42. Примеры очертаний теоретических шпангоутов.

Затем необходимо согласовать теоретический чертеж по батоксам. Чтобы построить линию батокса, надо на проекции «корпус» по одной из вертикальных линий батоксов измерить расстояния от основной линии (ОЛ) до пересечения вертикальной линии батокса с каждым шпангоутом и перенести эти отрезки каждый на соответствующий шпангоут на проекции «бок».

Полученные точки соединить плавной кривой. Если на построенном батоксе, так же, как и на ватерлиниях, окажутся горбы или впадины, их исправляют плавной кривой, а затем вносят соответствующие исправления линий шпангоутов проекции «корпус». Построение одного из батоксов показано на рис. 44.

 

Рис. 43. Построение промежуточной ватерлинии.

Такие проверки согласования точек пересечения линий шпангоутов, ватерлиний и батоксов делают до тех пор, пока они все будут строго согласованы. Только в этом случае работу над теоретическим чертежом можно считать законченной.

Если хотя бы несколько точек пересечения окажутся несогласованными, то корпус модели, построенный по такому чертежу, будет иметь вмятины или горбы. Все кривые линии теоретического чертежа сначала делают от руки и только после согласования их обводят по лекалам.

 

Рис. 44. Построение промежуточного батокса.

Если Вы ещё не определились с выбором прототипа для первой модели, могу поделиться одним парадоксальным, на первый взгляд, наблюдением. Старинные корабли XVII — XVIII веков, с их сложной многоярусной архитектурой, с разрезными палубами, состоящими из трёх-четырёх, а то и пяти частей, при большей трудоёмкости работы, на этапе формирования корпуса зачастую оказываются проще в изготовлении, чем появившиеся на заре XIX века их гладкопалубные потомки.

Дело в том, что обводы верхней части их корпуса менее криволинейны и не требуют столь тщательной подгонки палубы. Кроме того, при монтаже составной палубы проще бывает скорректировать возможные деформации корпуса, чем устанавливая единый настил. Да и монтировать отдельные части обычно удобнее.

Ну и, пожалуй, можно сказать о том, что оттачивая мастерство, не стоит сразу же ставить перед собой грандиозных задач и закладывать большой линкор. Есть смысл на первых порах ограничиться моделью длиной не более 30 — 35 см. К примеру, можно взять небольшой фрегат, маленький галеон или другое судно аналогичного класса.

article8_text_image_1

Кстати, о синонимах — словом «корабль» принято называть военные корабли, а словом «судно» — гражданские. Термин «корабль» означает ещё и тип парусного вооружения — три, четыре или пять мачт с прямыми парусами на каждой. Из построенных мной моделей, для демонстрации процессов работы я выбрал наиболее известный сейчас корабль — первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», построенный Петром I в год основания Санкт-Петербурга на Олонецкой верфи (ныне город Лодейное Поле), и воссозданный в конце 1990-х годов на верфи «Петровское Адмиралтейство» около Смольного собора. Сложность, правда, состояла в том, что реальные чертежи «Штандарта» в открытой печати не публикуются. Поэтому, не ставя перед собой задачу абсолютно точного, стопроцентного воспроизведения облика и конструкции корабля (в моих условиях это всё равно было бы невозможно), я использовал при работе фотографии «Штандарта» и эскиз его парусного вооружения, а чертежи корпуса взял с проекта практически аналогичного ему фрегата «Пётр и Павел». Этот фрегат был построен в Голландии в 1697 году при участии Петра I в качестве простого плотника и ученика во время его «Великого посольства». Чертежи фрегата, достаточные для постройки модели, приведены на рисунках. Полагаю, что задача абсолютной «копийности» не ставится и перед начинающими моделистами. Совершенство — впереди! Поэтому оговорюсь ещё раз, что модели, построенные по описываемой технологии — преимущественно ориентированные «для домашнего пользования», без претензий на музейную ценность и победы на конкурсах.

article8_text_image_2

Исходя из этого, и приёмы, рекомендованные для их создания, иногда расходятся со строгой теорией, не идя, однако, в ущерб прочности, долговечности и внешнему виду. В дальнейшем у каждого мастера обязательно появляются свои наработки и характерные только для него приёмы и методики. Но это в будущем, а пока попробуйте воспользоваться моими.

Теоретический чертёж

Итак, будем считать, что Вы уже окончательно определились с прототипом модели, изучили чертежи, приготовили материал и инструмент; и, наконец, готовы работать руками. Вначале стоит коротко рассказать о некоторых специфических особенностях судостроительных чертежей.

article8_text_image_3

Из школьного курса черчения почти всем хорошо известны обыкновенные проекционные чертежи — здесь они показывают внешний вид корабля, его декор, парусное вооружение; а так же разрезы, дающие представление о внутреннем устройстве судна и конструктивных деталях. Но, помимо этого, существует ещё один вид чертежей, характерный именно для судостроения — теоретический чертёж. На нём показываются внешние обводы корпуса, которые невозможно передать на обыкновенных чертежах. Для этого поверхность корпуса рассекается тремя группами параллельных плоскостей, проведённых через определённые промежутки в зависимости от кривизны его поверхности. Линии пересечения поверхности корпуса с этими плоскостями и составляют теоретический чертёж. Первая группа проводится вертикально параллельно плоскости, разделяющей корпус на две симметричные половины — диаметральной плоскости (ДП). При этом получается группа проекций, называющаяся «бок». Вторая группа плоскостей параллельна плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ). Их пересечение с поверхностью корпуса даёт горизонтальную проекцию — «широта» (или «полуширота»). В нашем случае эта проекция при постройке модели не используется. Третья проекция является самой важной — она образуется пересечением поверхности корпуса с плоскостями, параллельными вертикальной плоскости, проходящей поперёк корпуса корабля.

article8_text_image_4

При этом образуются очертания шпангоутов, определяющих весь набор корпуса. Эта проекция так и называется «корпус». Самый широкий шпангоут называют мидель. Традиционно слева от него на чертеже находятся шпангоуты кормовой оконечности, справа — носовой. Для начала этих сведений вполне достаточно, что бы приступить к работе.

Килевая рама.

Первое, что необходимо сделать, это среди множества линий чертежа выделить те, которые станут контурами будущих деталей. В первую очередь — главной — килевой рамы. Это удобнее всего сделать на разрезе бокового вида корпуса. На нём сразу можно выделить очертания рамы с учётом приблизительной толщины обшивки (рис. 7). Принятое в официальной терминологии слово «рама» в нашем случае весьма условно — деталь, конечно, сплошная, картонная.

article8_text_image_5

Здесь стоит немного заглянуть вперёд, в следующий этап работы — когда на каркасе будет сформирован первый, начальный слой картонной обшивки. При этом каркас можно оставить внутри, а можно и вытащить… Неожиданное, возможно, действие, но опыт показывает, что дальнейшие операции: проклейка днища, облицовывание, шлифование, прорезка пушечных портов и установка пушек, крепление ножек — без каркаса удобнее. И пусть Вас не смущает недостаточная жёсткость, «слабость» оставшейся оболочки — в дальнейшем она ещё «окрепнет». С учётом сказанного определяем и силуэт килевой рамы (красный контур на рисунке) и делаем скос на её нижней кормовой части — показанный пунктиром участок выкроим из более тонкого картона, и позже слегка «наживим» при формировании днища с таким расчётом, чтобы он легко оторвался при вынимании каркаса, и остался в оболочке. Верхняя линия контура рамы может совпадать с будущей линией палубы — иногда так бывает удобнее, а может и нет — это не принципиально. Важнее, что бы после сборки совпали нижние точки рамы и шпангоутов. Для этого на боковой проекции теоретического чертежа и на чертеже шпангоутов на одном уровне проводится линия. Её можно совместить с уровнем, до которого будут прорезаться пазы для сборки. На рис. 8 и 9 она проведена синим цветом. При будущей сборке необходимо следить за её совпадением на совмещаемых деталях. При размещении деталей на картоне необходимо учесть, что почти любой картон, так же как и бумага, имеют определённое направление волокон. Оно, как правило, видно на глаз и на листах формата А4 обычно идёт вдоль длинной стороны. Это направление определяет ось наибольшей жесткости листа — вдоль неё лист проще всего скручивается. Поэтому, что бы избежать дальнейших деформаций, длинные детали лучше всего располагать вдоль волокон, очень нежелательно поперёк, и категорически нельзя под углом. Такую деталь необратимо «поведёт» даже при простом изменении влажности воздуха. Избежать утомительной разметки на картоне можно, просто наклеив на него вырезанный из распечатанного чертежа силуэт рамы. При этом лучше пользоваться клеем «Момент» — он, в отличие от ПВА, не впитывается в бумажно-картонную массу и, следовательно, при высыхании не вызовет деформации деталей. Это относится к любой склейке по толщине тонких листов, — не важно — картона, бумаги или шпона. (Наклеивая бумажную выкройку, как раз можно воспользоваться и ПВА, нанося её на отдельные точки) Учитывая, что жесткость килевой рамы определяет всю дальнейшую работу, стоит сделать её из двух, а если выбрана большая (более 40 — 45 см длиной) модель, то и из четырёх слоёв плотного картона, склеенных на «Момент» (здесь ПВА уже не годится!).

article8_text_image_6

При чётном числе слоёв меньше вероятность деформации. Из тех же соображений размечать детали для склеивания лучше зеркально симметрично — таким образом, что бы при склейке одна и та же поверхность исходного листа смотрела «сама на себя». Если не удастся найти картона нужной длины, можно и соединить детали одного слоя под углом ~ 45 к направлению волокон («на ус»), разнеся линии соединений по разным участкам рамы. Вырезать детали лучше по одному слою — т.е. вырезал — наклеил — вырезал — наклеил. При этом бывает удобно пользоваться и ножницами, и описанными выше резцами, т.к. при использовании только ножниц толстый картон часто мнётся и даже ломается.

Шпангоуты

Сделав раму, можно переходить к изготовлению шпангоутов. Для шпангоутов и транца на теоретическом чертеже даются контуры только одной половины, совмещённые по оси. Слева расположены шпангоуты, идущие от миделя к корме, справа — к носу.

article8_text_image_7

Поэтому необходимо дополнить обе группы зеркально симметричными половинами до целых деталей. Где и как это сделать: на электронных чертежах в графическом редакторе, или на распечатанных, через копирку — дело вкуса… В «классическом» проектировании в наборе судна всегда существует один центральный, самый широкий, мидель-шпангоут, от которого к носу и корме идёт сужение корпуса. Как правило, на теоретическом чертеже он показывается полностью. При использовании нашей технологии мидель-шпангоут пропускается, а два ближайшие к нему делаются одинаковыми, и определяют максимальную ширину корпуса. В дальнейшем лист днища, закрывающий шпацию (промежуток) между ними, обеспечит требуемую жёсткость оболочки после удаления каркаса. Количество шпангоутов, участвующих в постройке модели, как правило, может быть меньшим, чем указано на чертеже. В частности, для приведённого здесь чертежа — почти вдвое. Да и в других случаях обычно хватает трёх-четырёх шпангоутов в каждую сторону от миделя. Если делать больше, то сформированная таким образом поверхность днища может оказаться как и менее ровной, так и не слишком жёсткой. В итоге, получится дополнительная и вовсе ненужная морока как при формировании основы, так и в дальнейшем — при шлифовании. Шпангоуты, оставленные в работе, здесь выделены красным цветом (рис. 8). Определив их положение на боковой проекции, можно сразу же разметить на раме вырезы для последующей сборки (рис. 9)

article8_text_image_8

Получив на бумаге симметричные контуры шпангоутов, их необходимо размножить в соответствующем количестве, затем можно вырезать, предварительно сложив по оси симметрии и, аналогично выкройке рамы наклеить на картон. Далее шпангоуты вырезаются, нумеруются и прорезями надеваются на раму.

Сборка каркаса

При сборке лучше, перенеся на картонные детали отмеченные линии, сразу отрывать бумажные выкройки. Так каркас будет более прочным — т.к., проклеивая в конце работы все стыки деталей, клей ляжет непосредственно на картон. Транцы и самый первый шпангоут крепятся на отдельно приклеиваемые клапаны.

article8_text_image_9

Так же следует установить и выкроенный по проекции палубы её округлый носовой участок, выходящий к гальюну. Крепить их стоит с таким расчётом, что задняя кормовая стенка и элементы носа будут удалены вместе с каркасом, а нижний транец, переходящий в подводную часть и примыкающая к нему маленькая горизонтальная «полочка» (винтранец), идущая к корме, останется в оболочке корпуса. Если винтранец и нижний транец представляют собой две разные детали, то последний может быть удобнее монтировать на уже сформированной обшивке днища. Собрав каркас, необходимо вклеить в каждую шпацию по обе стороны рамы полоски такого же плотного картона, как и сама рама — они защитят её от возможного изгиба при формировании обшивки. Эти полоски лучше сделать с небольшим (2-3мм) припуском по длине и вклеить под углом к горизонтали — опять же для большей жёсткости. Все стыки деталей готового набора стоит хорошенько проклеить ПВА и дать как следует просохнуть. Каким примерно может получиться остов видно на фото 2.1. Он уже далеко не новый — на этом «заслуженном» каркасе-ветеране построено уже больше двух десятков моделей фрегата «Штандарт» В заключение этого этапа сделаю маленькое «лирическое отступление». Очень важны максимально точная и внимательная проработка чертежей и тщательное изготовление деталей (иначе вообще стоит-ли и браться!?).

article8_text_image_10

Но они не гарантируют того, что дальнейшая работа пойдёт «как по маслу», и не страхуют от возможных нестыковок и расхождений. Причиной этого могут быть и недостаток опыта, и особенности технологии и материала, и порой даже возможные неточности в исходных чертежах. Поэтому, повторюсь, стоит быть готовым и к коррективам, и к переделкам, от которых меня, например, иногда не спасают ни 12-летний «непрерывный стаж», ни под сотню построенных моделей. Наберитесь терпения и Вы.

Автор — Дмитрий Копилов
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

  • как правильно расположить канаты на деревянном корабле
  • 12 апостолов корабль
  • самодельные мини станки для моделизма
  • как сделать мокет железной дороги
  • как сделать самолет своими руками из дерева
  • покраска палубы на моделях судов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти тебя средь толпы
  • Белье серое после стирки как исправить
  • Как найти кузов на ваз 2114
  • Как составить деление имущества
  • Как найти сотовый телефон если он выключен