Как составить числа 1 десятка

Изучению первого десятка обычно предшествует непродолжительный по времени, но очень важный по существу подготовительный период. Задачами его являются, во-первых, выявление имеющихся у детей знаний, во-вторых, подготовка к изучению арифметики. Используя первые страницы учебника, а также различный дидактический материал, учитель выясняет: все ли ученики умеют считать и в каких пределах? Каким образом они сравнивают между собой группы предметов? Числа? Сознательно ли пользуются выражениями столько же, больше, меньше? В какой степени справляются дети с решением примеров и простейших задач? Какие цифры и геометрические фигуры они знают? Само собой разумеется, что учитель не только выявляет знания детей, но попутно уточняет их, исправляет обнаруженные ошибки. Установив уровень подготовки детей к обучению арифметике, учитель может построить изучение первого десятка применительно к своему классу с учетом выявленных особенностей развития детей.

На этих же уроках ученики знакомятся с учебником и тетрадью по арифметике, с цифровой кассой и наборным полотном, выполняют подготовительные упражнения к письму цифр, а вместе с тем усваивают правила поведения, которые создают возможность коллективной работы в классе (как сидеть за партой, как отвечать и спрашивать, как входить и выходить из класса и т.д. Все эти навыки имеют большое воспитательное значение.

Основные задачи учителя при изучении первого десятка состоят в следующем:

  1. научить детей сознательно считать и правильно обозначать цифрами первые десять чисел,
  2. обеспечить понимание структуры натурального ряда,
  3. сформировать у детей четкие числовые представления в пределах первого десятка.

Изучение этого концентра, как и других, начинается с нумерации.

Большинство учителей, следуя за учебником, рассматривают устную и письменную нумерацию совместно. Каждое число изучается при этом в отдельности. Сюда включаются такие моменты:

  1. Образование числа путем присоединения единицы к предыдущему числу.
  2. Восприятие и представление естественных групп предметов, которые характеризуются данным числом.
  3. Счет предметов и называние чисел в прямом и обратном порядке с целью запоминания количественных и порядковых отношений чисел в натуральном ряду.
  4. Рассмотрение состава данного числа из меньших чисел на наглядных пособиях с целью иллюстрации количественного значения числа.
  5. Знакомство с печатной и письменной цифрой.

Общепринято знакомить детей с письмом цифр в порядке следования чисел натурального ряда. Обычно на уроке записывают одну две строчки новой цифры и в качестве повторения — несколько ранее пройденных цифр (запиши число, которое больше на один, чем три; запиши число, которое называем при счете перед числом пять, и т. п.). После знакомства со знаком действий записываются примеры вида п + 1 (при письме цифры 7: 6+1= 7 и 7 — 1 = 6).

Такая система обеспечивает четкую последовательность в работе и постепенность введения детей в область чисел. С помощью разнообразных упражнений, рекомендуемых для изучения нумерации, реализуются такие дидактические принципы, как наглядность, доступность и сознательность обучения.

Требуется, однако, уточнить и детализировать данную систему, поскольку в практике школы можно столкнуться с неверным пониманием отдельных ее положений. Так, некоторые учителя уделяют мало внимания изучению структуры натурального ряда, ограничиваясь рассмотрением только порядковых отношений (какое число следует за данным, какое предшествует ему); не выясняют количественных отношений последовательных чисел (какое число больше, какое меньше данного и как получить число, которое больше или меньше данного на единицу). Рассматривают только образование данного числа из предыдущего путем прибавления единицы, но не показывают получение каждого натурального числа из следующего путем вычитания единицы, что позднее отрицательно влияет на усвоение вычитания.

Иногда изучение нумерации чисел затягивается надолго, так как отводится слишком много времени на изучение состава чисел в целях запоминания детьми всех пар слагаемых, дающих в сумме то или иное число в пределах десяти. Но поскольку сложение еще не рассматривалось, детям приходится запоминать состав чисел, опираясь только на зрительное восприятие различной группировки предметов, что достигается большим трудом.

В методической литературе имеются и другие варианты изучения нумерации чисел первого десятка. Так, по системе Н. С. Поповой первый пяток изучается несколько иначе, чем второй. Наряду с нумерацией чисел 1 — 5 рассматриваются все случаи сложения в этих пределах (действие выполняется на предметах, результат находится пересчитыванием). Попутно усваивается и состав этих чисел из слагаемых. Соответствующие случаи вычитания рассматриваются после изучения нумерации и сложения в пределах первого пятка и выполняются на основе знания состава числа.

При изучении нумерации чисел 6 – 10 рассматриваются только случаи п ± 1, непосредственно вытекающие из счета, и запоминается состав числа из предыдущего и единицы. Состав чисел из других слагаемых на данном этапе не рассматривается.

Надо отметить, что методика изучения нумерации чисел первого десятка в этом случае строится с учетом знаний, имеющихся у детей при поступлении в школу, чем объясняется выделение первого пятка и особый порядок его изучения.

Принимая во внимание различные варианты изучения нумерации чисел в пределах десяти, наметим наиболее целесообразную, на наш взгляд, систему работы над этим разделом.

Известно, что счет в пределах первого десятка первоклассников не затрудняет. Сложнее обстоит дело с письмом цифр. Вот почему устную и письменную нумерацию в пределах десяти лучше изучать раздельно.

На первом этапе, как выяснилось в процессе неоднократной проверки, целесообразно изучать не каждое число в отдельности, а несколько последовательных чисел одновременно. В этом случае создаются благоприятные условия для отработки навыков счета, изучения структуры натурального ряда и запоминания печатных цифр. Например, рассматриваются сразу три числа: 1, 2, 3. Дети упражняются в .счете отдельных предметов и групп предметов (пар, троек), а также считают мерки при измерении одной из величин — длины (шаги, метры). С помощью предметов создаются числовые лесенки (1, 2, 3…), которые наглядно иллюстрируют способ образования последующих чисел из предыдущих (рис. 28). Устанавливается, какое из двух соседних чисел больше (меньше) и на сколько. Количественные отношения соседних чисел определяют порядок их называния при счете: единица меньше двух; поэтому при счете сначала называют число 1, а потом число 2 и т. д.

На втором этапе дети учатся писать цифры от 1 до 9 по порядку. Эта работа облегчается предшествующими упражнениями, в процессе которых формируются соответствующие числовые представления, вырабатываются навыки узнавания и называния печатных цифр, а также некоторые навыки письма в результате рисования бордюров, елочек, элементов цифр.

Числовая лесенка

рис. 28

Такой порядок изучения нумерации не только учитывает уровень подготовки детей к обучению арифметике, но и позволяет наилучшим образом решить стоящие перед учителем задачи, в частности обеспечить образовательную цель обучения. Дети усваивают ряд математических фактов (общий принцип образования чисел натурального ряда, связь между понятиями прибавить и больше, отнять и меньшей д,р.), что создает основу для выполнения в дальнейшем сложения и вычитания приемом присчитывания и отсчитывания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего!
Круглый ноль такой хорошенький,
Но...

    1 слайд

    Цифра вроде буквы О-
    Это ноль иль ничего!
    Круглый ноль такой хорошенький,
    Но не значит ничегошеньки!
    Учимся писать цифру

  • Учимся писать цифру

    2 слайд

    Учимся писать цифру

  • Учимся писать цифруА вот это – цифра – два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойк...

    3 слайд

    Учимся писать цифру
    А вот это – цифра – два.
    Полюбуйся, какова:
    Выгибает двойка шею,
    Волочится хвост за нею.
    Шейка есть и хвостик тоже,
    Два на лебедя похожа.

  • Учимся писать цифруА вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий...

    4 слайд

    Учимся писать цифру
    А вот это – посмотри,
    Выступает цифра три.
    Тройка – третий из значков –
    Состоит из двух крючков.

  • Учимся писать цифруГляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

    5 слайд

    Учимся писать цифру
    Гляди, четыре – это стул,
    Который я перевернул.

  • Сколько пальцев на рукеИ копеек в пятачке,У морской звезды лучей,Клювов у...

    6 слайд

    Сколько пальцев на руке
    И копеек в пятачке,
    У морской звезды лучей,
    Клювов у пяти грачей,
    Лопастей у листьев клёна
    И углов у бастиона,
    про всё это рассказать
    Нам поможет цифра…

  • Учимся писать цифруЭто – фокусник – пятёрка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркн...

    7 слайд

    Учимся писать цифру
    Это – фокусник – пятёрка.
    Вы за ней следите зорко.
    Кувыркнётся – раз и два! –
    Обернётся цифрой два.

  • Я нашёл в дупле у белкипять лесных орешков мелких.Вот ещё одни лежит,мхом...

    8 слайд

    Я нашёл в дупле у белки
    пять лесных орешков мелких.
    Вот ещё одни лежит,
    мхом заботливо укрыт.
    Ну и белка! Вот хозяйка!
    Все орешки сосчитай-ка!

  • Учимся писать цифруЦифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, 
внизу кружочек.

    9 слайд

    Учимся писать цифру
    Цифра шесть – дверной замочек:
    Сверху крюк,
    внизу кружочек.

  • В небе радуга-дуга замыкает берега.Расцветая всё ясней, чудо-краски светят...

    10 слайд

    В небе радуга-дуга
    замыкает берега.
    Расцветая всё ясней,
    чудо-краски светят в ней!
    Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,
    сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь?

  • Учимся писать цифруСемь – словно острая коса.
Коси коса, пока остра.

    11 слайд

    Учимся писать цифру
    Семь – словно острая коса.
    Коси коса, пока остра.

  • За одним большим столом сели рядом с гномом гном.Белоснежка с ними вместе с...

    12 слайд

    За одним большим столом сели рядом с гномом гном.
    Белоснежка с ними вместе
    стол накрыла честь по чести.
    У неё во всём порядок!
    Только сколько ложек надо?

  • Учимся писать цифруЦифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим
Цифра в...

    13 слайд

    Учимся писать цифру
    Цифру восемь, цифру восемь
    На носу всегда мы носим
    Цифра восемь плюс крючки – Получаются очки.

  • Что подарил нам сосновый бор?Восемь маслят и один мухомор.Так сколько ж все...

    14 слайд

    Что подарил нам сосновый бор?
    Восемь маслят и один мухомор.
    Так сколько ж всего мы нашли грибов?
    Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
    Рыбак Корней поймал трёх окуней.
    Рыбак Евсей – четырёх карасей.
    А рыбак Михаил двух сомов изловил.
    Сколько рыб рыбаки поймали из реки?

  • Учимся писать цифруВот какая 
Цифра есть – 
Перевёрнутая шесть.

    15 слайд

    Учимся писать цифру
    Вот какая
    Цифра есть –
    Перевёрнутая шесть.

  • Учимся писать цифруСловно старшая сестрица, ведёт нолик единичка.
Только вмес...

    16 слайд

    Учимся писать цифру
    Словно старшая сестрица, ведёт нолик единичка.
    Только вместе пошагали, сразу цифрой десять стали.

Тип урока: “Урок закрепления знаний, умений и
навыков”.

Форма: урок-игра

Педагогическая цель:создать условия для
закрепления состава чисел первого десятка;
умения сравнивать числа и числовые выражения;
развития навыков счёта; наблюдательности,
логического мышления.

Цели и задачи:

  1. Актуализация приобретенных знаний по теме
    “Сложение и вычитание чисел от 0 до 10 ”.
  2. Проверить вычислительные навыки учащихся;
  3. Повторить последовательность чисел в порядке
    их увеличения, начиная с наименьшего;
  4. Название “соседей” числа в ряду;
  5. Получать числа прибавлением 1 к числу или
    вычитанием 1 из числа.
  6. Совершенствовать навыки счёта; решать задачи;
  7. Развитие логического мышления, грамотной
    математической речи, умения классифицировать и
    обобщать понятия;
  8. Формирование пространственных представлений,
    геометрических понятий;
  9. Стимулирование развития у учащихся
    познавательного интереса с помощью проблемных
    заданий;
  10. Сплачивать детский коллектив, показать
    значимость каждого из учеников в единой работе
    класса.

Планируемые результаты (предметные):знать
состав чисел первого десятка; уметь сравнивать
числа и числовые выражения; решать задачи
изученных видов.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные:уметь осуществлять контроль по
результату в отношении многократно повторяемых
действий с опорой на образец выполнения;
совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.

Коммуникативные:уметь с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в
результате диалога или игровой ситуации
различных субъектов образовательного процесса
– одноклассников, учителя, партнера по общению.

Познавательные: стремиться к расширению
своей познавательной сферы, стараться
производить логические мыслительные операции
(анализ, сравнение) для решения познавательной
задачи.

Личностные:делают выбор при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить,
опираясь на общие для всех правила поведения.

Оборудование:

  1. Цветик-семицветик с номерами на лепестках и
    заданиями с обратной стороны.
  2. Учебник математики для 1 класса,
  3. Индивидуальные карточки с заданиями.
  4. Карточки от 1 до 10 (у учащихся).
  5. Числовой веер, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Звенит звонок, на доске висит
цветик-семицветик)

Учитель:

Прежде чем начать, урок создадим себе и
друг другу хорошее настроение. А хорошее
настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг
другу и нашим гостям.

Скажем волшебные слова!

Я дарю тебе добро,
Ты даришь мне добро,
Мы дарим всем добро,
Мы добрые, умные и сильные!

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, что необычного вы увидели,
когда вошли в класс?

Дети: На доске висит волшебный цветок.

Учитель: Это не случайно. Сегодня мы
проводим урок-игру, который так и называется
“Цветик-семицветик”. Этот цветок необычный,
может кто-нибудь знает почему?

Дети: Этот цветок необычный, потому что он
выполняет любые желания человека.

Учитель: Сколько лепестков у этого
необычного цветка?

Дети: 7.

Учитель: Кто смотрел мультфильм или читал
произведение В.Катаева “Цветик-семицветик”? Чьи
желания выполнял этот цветок?

Дети: Девочки Жени.

Учитель: В названии каких произведений
встречается цифра 7?

Дети: “Волк и семеро козлят” и т.д.

Учитель:7 стало магическим числом. Это
связано и с тем, что человек воспринимает
окружающий мир через 7 “отверстий” в голове.
Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)

Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось
в сказках и мифах древнего мира. Например, семь
чудес света.

– Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и
пословицах.

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  2. Семь бед – один ответ.

III. Постановка проблемы

Учитель: “Цветик-семицветик” выполнял все
желания девочки Жени, а в вашем классе он
появился, чтобы вы попробовали выполнить его
математические задания. Мы используем силу
лепестков и справимся со всеми заданиями. Вы
согласны со мной? У вас на партах тоже лежат
“Цветики-семицветики”, если с заданием вы
справитесь,то лепесток будем закрашивать
красным цветом, если будут трудности – синим, не
справитесь – оставим белым (закрашивать не
будем).Давайте вспомним волшебные слова и будем
постепенно отрывать лепестки цветка.

Дети:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…

IV. Контроль, коррекция и закрепление знаний

Ученик подходит к доске, отрывает лепесток 1,
читает задание

Лепесток 1.

Учитель: Кто задания выполнял без ошибок,
раскрасьте первый лепесток красным цветом, синим
– были ошибки, а белым (не закрашивайте) – не
справились.

“Определи тему урока”

Работа в группах. Каждая группа получает
карточку с зашифрованным словом. Учащиеся решают
примеры и расшифровывают слово. Выигрывает
команда, которая быстрее выполнит задание.

8-7 7-4 10-6 2+3 2+5 1+7 6-4
ь о в т я р п
2 3 4 5 3 6 7 5 1

– Чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять.)

Лепесток № 2

“Называй – не зевай”.

  1. Сколько туфелек потеряла Золушка?
  2. Сколько хвостов у двух котов?
  3. Сколько углов у квадрата?
  4. Сколько пальцев на руке?
  5. Сколько дней в неделе?
  6. Сколько рогов у трёх коров?
  7. Сколько раз нужно отмерить, чтобы 1 раз отрезать?
  8. Сколько козлят хотел съесть злой волк?

– Как получить число семь?

– Добавили к шести еще 1.

– На каком месте в натуральном ряду чисел стоит
число 7?

– Число 7 стоит на седьмом месте в натуральном
ряду чисел.

– Назовите соседей числа 7?

– 6 и 8.

– Как можно получить число 7?

– Дети предлагают свои варианты.

– Скажите мне четные числа? Нечетные? Прямой
счет натурального ряда? Обратный?

Лепесток №3

Игра “Молчанка”

Учитель: На доске прикреплены множество
разных домиков, ваша задача правильно расселить
по этажам жителей этих домов, сделать это надо
молча и правильно.

(Домики делаются по количеству учащихся в
классе)

Лепесток № 4

Физкультминутка

Учитель проговаривает стихотворение:

Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

(Дети говорят стихотворение и имитируют
действия мартышек.)

– Сели на места тихо, спинки прямые – за работу!

Решаем шуточные задачи.

  1. Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.
    Сколько лапок топало той дорожкой по полю?
  2. Пять мышат в траве шуршат, три забились под ушат,
    Два мышонка спят под елкой, сосчитать мышат
    недолго.
  3. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели:
    пять румяных, наливных,
    Три с кислинкой. Сколько их?
  4. Три подружки – три сестрицы заплели по 2 косицы.
    Задаю я вам вопрос: “Сколько вместе было кос?”
  5. Известно, что сапожек не носит кошка, но мама
    купила кошке сапожки. Сколько сапожек мама
    купила, чтоб кошка ножки не промочила?

Лепесток №5.

“Числа, числа, встаньте в ряд…”

Учитель: У Жени “заблудилось” число.
Найдите его и восстановите порядок.

1 2 3 4 0 6 7 8 9 5 10

Учитель: Назовите соседей числа 5, 10, 7, 3.

Лепесток № 6

Закрась корзину

Каждой группе дается рисунок с корзиной, ваша
задача, кто быстрее решит примеры и закрасит яйца
в корзине! Тут важно не только решить правильно
примеры, но и закрасить яйца правильным цветом
карандаша!

Лепесток № 7

“Кто мы…..Мы…..”

– Здесь зашифровано слово. Расшифровать сможет
его только тот, кто правильно решит выражения.
Получив ответ, нужно вместо ответа подставить
соответствующую ей букву и прочитать
получившиеся слово.

Ы Д Л И М О Р Ц К
1 6 8 4 2 5 7 3 9
5 – 3 = 2 + 3 = 9 – 1 = 8 – 3 = 4 + 2 = 6 – 3 = 1 + 0 =
М   Л О Д Ц Ы

– Слово вы расшифровали верно. Вы
действительно МОЛОДЦЫ!

Учитель: Проверим. Отлично! Закрасьте
лепесток, кто справился без ошибок.

Рефлексия.

Учитель: Итак, мы выполнили задания всех семи
лепестков волшебного цветка. Но мне хочется,
чтобы вы вспомнили, какое последнее желание
загадала девочка Женя – героиня произведения
В.П.Катаева “Цветик-семицветик”. (Дети отвечают.)

Учитель: С помощью волшебного цветка Женя
вернула мальчику Вите возможность двигаться,
бегать и радоваться жизни. Женя поняла, как
здорово помогать другим. А если бы вам попался
настоящий цветик-семицветик, какое доброе дело
вы бы сделали? Подумайте! А теперь оцените себя за
весь сегодняшний урок, поставив себе в своем
цветике смайлик! А я поставлю у себя, как вы
сегодня работали на уроке!

Спасибо за урок, вы отлично работали. Урок
закончен. Отдыхаем!

P1020905.JPG (11468 bytes)

P1020911.JPG (12771 bytes)

План урока:

Число 10. Образование числа 10

Запись числа 10

Состав числа 10

Последовательность чисел в пределах 10

Десяток

Число 10. Образование числа 10

Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.

2sfs

Давай всех посчитаем:

  • силач – один;
  • эквилибрист (умело удерживает равновесие при езде на велосипеде или стоя на шатающихся предметах)– два;
  • жонглер – три;
  • клоун– четыре;
  • мим (смешит людей с помощью жестов и мимики) – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист (показывает трюки на батуте) – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять.

Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!

Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!

3dsd

Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?

Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.

Давай еще раз пересчитаем всех артистов:

4rer

  • силач – один;
  • эквилибрист– два;
  • жонглер– три;
  • клоун – четыре;
  • мим – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять;
  • фокусник – десять.

Теперь у нас всего десять артистов.

Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.

Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.

5fdfdf

А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:

  • силач – первый;
  • эквилибрист– второй;
  • жонглер– третий;
  • клоун – четвертый;
  • мим – пятый;
  • канатоходец – шестой;
  • батутист – седьмой;
  • дрессировщик – восьмой;
  • акробат – девятый;
  • фокусник – десятый.

Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.

6fdf

Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:

7trt

Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.

8yty

Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:

9yty

Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.

10yty

Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

Состав числа 10

Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.

11yty

Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.

Как ты узнал, что у него 10 пальцев?

Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.

Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?

Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.

12fs

Значит 10 – это 5 и 5.

Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.

13rer

Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.

14reer

Значит, 10 – это 2 и 8.

А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.

15trt

Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.

16ffd

Значит, 10 – это 6 и 4.

А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.

17gfd

Получилось 3 и 7.

18yty

Значит, 10 – это 3 и 7.

Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!

Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.

Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.

10

9   и   1     или     1   и   9

8   и   2     или     2   и   8

7   и   3     или     3   и   7

6   и   4     или     4   и   6

  5   и   5

Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.

20tet

Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.

21sdsd

22ewe

Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7   3   5   2   4   1   0  9   6   10   8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

кружочков.

1ris

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.

23we

Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7   3   5   2   4   1   0   9   6   10   8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

24srw

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.

25trt

Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.

26tet

Проверь.

27gdg

Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

Десяток

А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.

28yty

Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.

29iui

Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.

Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.

30uu

Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.

Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.

31der

Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.

32ewr

Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?

33sfd

Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.

Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?

Правильно, 10 – это 5 и 5.

Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.

34ere

Догадался, что будет дальше?

Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.

35rer

Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работает волшебный ящик?

Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).

В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.

36trt

Полученное количество записывают в разряд единиц.

Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:

37yty

1 десяток = 10 единиц.

Число десятков записывают в разряд десятков.

Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:

таблетки — 38yr

яйца — 39utu

пуговицы — 40gfg

Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.

41fdf

Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.

Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.

Математика, 2 класс

Урок №3. Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Что такое круглые числа?

Как образуются числа от 20 до 100?

Глоссарий по теме:

Десяток – счётная единица, равная десяти, а также десять одинаковых предметов.

Круглое число – число, которое оканчивается одним или несколькими нулями.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.–8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.6

2. Волкова А. Д. Математика. Проверочные работы. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.- с. 4, 8

3. Волкова С. И. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.- с.12

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Возьмем счётные палочки. Отсчитаем десять палочек и свяжем их в пучок. По-другому это один десяток. Один десяток – это десять палочек.

Оказывается десятки можно считать как обычные числа.

Отсчитаем еще десять палочек и тоже свяжем их в пучок. Получим два десятка.

Возьмем следующие десять палочек, свяжем их в третий пучок. Получим три десятка.

Возьмем еще десять палочек, свяжем в пучок. Получим четыре десятка.

Далее получим, связав еще десять палочек, пять десятков, шесть десятков, семь десятков, восемь десятков, девять десятков и десять десятков.

Давайте посчитаем десятками 1дес., 2 дес., 3 дес., 4дес., 5 дес., 6 дес., 7 дес., 8 дес., 9 дес., 10 дес.

Название числа 20 образуется из двух слов: «два» и «дцать. Слово «дцать»  – означает «десять».

2 десятка– двадцать,

3 десятка – тридцать,

4 десятка – сорок,

5 десятков –пятьдесят,

6 десятков– шестьдесят,

7 десятков – семьдесят,

8 десятков – восемьдесят,

9 десятков – девяносто,

10 десятков – сто или сотня.

Названия всех вышеперечисленных чисел, кроме трех: сорок, девяносто и сто, образуются  одинаково: сначала называется число десятков, а затем добавляется слово «дцать». Названия чисел «сорок», «девяносто» и «сто» нужно просто запомнить. 

Как же эти числа записать цифрами?

А так: «дес.» заменим цифрой «ноль». Получаются следующие записи:

1дес.–10

2дес.–20

3дес.–30

4дес. – 40

5дес. – 50

6дес. – 60

7дес. – 70

8дес. – 80

9дес. – 90

10дес. – 100

Такие числа называются круглыми, так как в их записи на конце стоит ноль.

Чтобы сложить или вычесть круглые числа, можно сложить или вычесть десятки и приписать справа 0.

Давайте попробуем

5дес. + 2 дес. = 7 дес. Значит:

50 + 20 = 70

6 дес. – 2 дес. = 4дес., значит:

60 – 20=40

Как же будем сравнивать круглые двузначные числа?

Давайте сравним числа 50 и 90

Чтобы сравнить два круглых двузначных числа, мы должны сравнить десятки;

50 – это 5десятков, а

70 – это 7 десятков,

5 дес. < 7дес., значит, 50 < 70

Вывод: десятками считают точно так же, как и единицами.

Тренировочные задания.

1. Расставьте знаки +, , вместо звездочек, чтобы запись стала верной

60*20*10=50

60*20*10=30

60*20*10=90

60*20*10=70

Правильные ответы:

60 – 20+10=50

60 – 20 – 10=30

60+20+10=90

60+20 – 10=70

2 . Решите примеры, ответы выделите цветом по вертикали и горизонтали

1. десять или …

2. 10 + 20

3. 50 + 50

4. 90 – 70

5. 80 – 40

В

С

О

Р

О

К

Д

Ь

Е

Д

Ы

Ж

П

У

Л

Ч

С

С

Л

Е

Д

В

А

Д

Ц

А

Т

Ь

Г

С

Л

О

Т

Т

М

И

О

Я

О

Я

Р

Н

Н

О

О

С

Т

Г

С

Т

Т

Р

И

Д

Ц

А

Т

Ь

Т

О

И

О

Т

И

Ч

Е

С

К

И

К

Правильные ответы:

  1. Десяток
  2. Тридцать
  3. Сто
  4. Двадцать
  5. Сорок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти одну шестую часть отрезка
  • Как составить предложение со словом тупик
  • Как найти сапоги скорости
  • Сталкер как найти экзоскелет аномалия
  • Как составить внутреннюю смету