Как составить число 10 напиши варианты

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Числа от 0 до 10. Нумерация
  5. Цифра и число 10

Как получить число 10?


Сколько нужно добавить мячиков, чтобы получилось 10?

Один мячик.

Значит, 9 + 1 = 10


Сколько нужно добавить грибов, чтобы получилось 10?

Два гриба.

Значит, 8 + 2 = 10


Сколько нужно добавить апельсинов, чтобы получилось 10?

Три апельсина.

Значит, 7 + 3 = 10


Сколько нужно добавить шариков, чтобы получилось 10?

Четыре шарика.

Значит, 6 + 4 = 10


Сколько нужно добавить пуговиц, чтобы получилось 10?

Пять пуговиц.

Значит, 5 + 5 = 10


Сколько нужно добавить часиков, чтобы получилось 10?

Шесть часиков.

Значит, 4 + 6 = 10


Сколько нужно добавить зайчиков, чтобы получилось 10?

Нужно добавить 7 зайчиков.

Значит, 3 + 7 = 9


Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 10?

Нужно добавить 8 цыплят.

Значит, 2 + 8 = 10


Сколько нужно добавить звёздочек, чтобы получилось 10?

Нужно добавить 9 звёздочек.

Значит, 1 + 9 = 10


Состав числа 10

0 + 10 = 10

1 + 9 = 10

2 + 8 = 10

3 + 7 = 10

4 + 6 = 10

5 + 5 = 10


Сравни. Чего больше? Чего меньше?

Мы умеем сравнивать предметы.

Скажи, чего больше и чего меньше на рисунке?

Например, сравни количество грибов и домиков.

Грибов меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем грибов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

1 < 10

10 > 1


Сравни, количество квадратов и домиков.

Квадратов меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем квадратов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

2 < 10

10 > 2


А теперь сравни количество апельсинов и домиков.

Апельсинов меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем апельсинов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

3 < 10

10 > 3


Сравни, количество шаров и домиков.

Шаров меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем шаров.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

4 < 10

10 > 4


Сравни, количество звёздочек и домиков.

Звёздочек меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем звёздочек.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

5 < 10

10 > 5


Сравни, количество треугольников и домиков.

Треугольников меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем треугольников.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

6 < 10

10 > 6


Сравни, количество мячиков и домиков.

Мячиков меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем мячиков.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

7 < 10

10 > 7


Сравни, количество зайчиков и домиков.

Зайчиков меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем зайчиков.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

8 < 10

10 > 8


Сравни, количество машинок и домиков.

Машинок меньше, чем домиков.

Домиков больше, чем машинок

Как это записать при помощи цифр и знаков?

9 < 10

10 > 9


Повтори тему «Знаки» в нашем справочнике.


Время

Посмотри на часы.

Запомни. Это десять часов.


Повтори тему «Сначала.Потом.» в нашем справочнике.


Какое число при счёте следует за числом 8?

Число 9.

Какое число при счёте следует за числом 9?

Число 10.

Какое число при счёте стоит перед числом 9?

Число 8.

Какое число при счёте стоит перед числом 10?

Число 9.

Советуем посмотреть:

Цифра и число 0

Много. Один

Цифра и число 2

Цифра и число 3

Цифра и число 4

Цифра и число 5

Цифра и число 6

Цифра и число 7

Цифра и число 8

Цифра и число 9

Римские цифры

Числа от 0 до 10. Нумерация


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 60,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 62,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 97,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 100,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 10,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 73,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 20,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 38. Урок 20,
Петерсон, Учебник, часть 3

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 5,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 8,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 73,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 4,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 7,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 19. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 37. ПР 5. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 17,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2


Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

Состав числа

Состав числа: объяснение и карточки

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

Состав числа: закрепление

А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

Устный счет быстро

Состав числа: примеры на вычитание

Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

Ребёнок отвечает:

7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8

«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

5 + 3 = 8

«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

8 — 5 = ?

Правильно, 3! Второе слагаемое!

Давай попробуем ещё раз:

6 + 2 = 8

А сколько будет:

8 — 6 = ?

Правильно, 2 — второе слагаемое!».

На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =

Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

Интересный подход.
Работаю с детьми с ЗПР,несколько приёмов очень подходят .Буду пробовать !!!!
Большое спасибо)

2017-11-26, Татьяна Дефектолог

Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.

План урока:

Число 10. Образование числа 10

Запись числа 10

Состав числа 10

Последовательность чисел в пределах 10

Десяток

Число 10. Образование числа 10

Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.

2sfs

Давай всех посчитаем:

  • силач – один;
  • эквилибрист (умело удерживает равновесие при езде на велосипеде или стоя на шатающихся предметах)– два;
  • жонглер – три;
  • клоун– четыре;
  • мим (смешит людей с помощью жестов и мимики) – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист (показывает трюки на батуте) – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять.

Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!

Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!

3dsd

Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?

Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.

Давай еще раз пересчитаем всех артистов:

4rer

  • силач – один;
  • эквилибрист– два;
  • жонглер– три;
  • клоун – четыре;
  • мим – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять;
  • фокусник – десять.

Теперь у нас всего десять артистов.

Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.

Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.

5fdfdf

А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:

  • силач – первый;
  • эквилибрист– второй;
  • жонглер– третий;
  • клоун – четвертый;
  • мим – пятый;
  • канатоходец – шестой;
  • батутист – седьмой;
  • дрессировщик – восьмой;
  • акробат – девятый;
  • фокусник – десятый.

Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.

6fdf

Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:

7trt

Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.

8yty

Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:

9yty

Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.

10yty

Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

Состав числа 10

Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.

11yty

Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.

Как ты узнал, что у него 10 пальцев?

Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.

Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?

Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.

12fs

Значит 10 – это 5 и 5.

Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.

13rer

Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.

14reer

Значит, 10 – это 2 и 8.

А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.

15trt

Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.

16ffd

Значит, 10 – это 6 и 4.

А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.

17gfd

Получилось 3 и 7.

18yty

Значит, 10 – это 3 и 7.

Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!

Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.

Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.

10

9   и   1     или     1   и   9

8   и   2     или     2   и   8

7   и   3     или     3   и   7

6   и   4     или     4   и   6

  5   и   5

Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.

20tet

Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.

21sdsd

22ewe

Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7   3   5   2   4   1   0  9   6   10   8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

кружочков.

1ris

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.

23we

Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7   3   5   2   4   1   0   9   6   10   8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

24srw

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.

25trt

Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.

26tet

Проверь.

27gdg

Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

Десяток

А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.

28yty

Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.

29iui

Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.

Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.

30uu

Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.

Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.

31der

Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.

32ewr

Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?

33sfd

Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.

Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?

Правильно, 10 – это 5 и 5.

Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.

34ere

Догадался, что будет дальше?

Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.

35rer

Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работает волшебный ящик?

Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).

В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.

36trt

Полученное количество записывают в разряд единиц.

Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:

37yty

1 десяток = 10 единиц.

Число десятков записывают в разряд десятков.

Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:

таблетки — 38yr

яйца — 39utu

пуговицы — 40gfg

Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.

41fdf

Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.

Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.

I. Мотивационный этап

Дети: 

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.

Учитель:

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Отгадайте загадку: (Загадку загадывает
ученик)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый Доктор …(Айболит)

– Самое лучшее лекарство от всех болезней –
это увлекательный труд , улыбка и хорошее
настроение.
– Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в
работе на уроке.
Айболит получил телеграмму и просит вас помочь
ему добраться  к больным зверям. Хотите помочь
Айболиту?

II. Операционный этап:

1. Айболит быстро собирался и
уронил  пузырьки с таблетками. Давайте поможем
ему их собрать.

– Какое число будет следующим? Почему?

2. – Кто догадался, какова тема
сегодняшнего урока?
– Чему мы будем учиться?

3. А отправимся мы на поезде к материку,
который похож на эту фигуру. Как называется
материк?

– Что это за фигура? Что вы о ней можете сказать?

4. Знакомство с числом 10

Число 10 выступало в древности символом
гармонии и полноты. Десяток стал основой
десятичной  системы счета, которую используют
во всем мире.

– Сколько цифр требуется для записи  этого
числа?

– Назовите их.  Как называются такие
числа?
– Если  числа оканчивается на 0 – круглое.

Ученик:

Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.

– Сколько клеточек нужно для  записи числа 10?
– Подготовим пальчики для письма.
Если я называю одозначное число – вы тихо
пальчиками стучите по парте. Если двузначное
–  хлопаете в ладоши.

2, 10, 5, 16, 20, 4, 7.

«Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок.
Ну а вместе – кулачок!»

5. Объяснение написания числа 10

– Давайте посмотрим, как записывается число 10.
Проследите глазками за красным кружочком.
– Из каких элементов состоит цифра 1, 0?
– Число 10 пишется в двух клеточках с
использованием цифр 1 и 0, Цифра 1 пишется в правой
половине клеточки, цифра 0  в правой 
половине  клеточки.
– Возьмите ручки и обведите в воздухе .
Откройте тетради на стр.21 и напишите число 10.
Написание числа 10 в тетради.

6.

– Вы не забыли, мы торопимся в Африку?
Возьмите белую карточку.
Чтобы быстрей добраться, нужно найти  в каждой
строке 2 числа, чтобы сумма была  равна 10.

7. Проверка на доске

– Кто справился без ошибок, встаньте. Молодцы
садитесь.
–У кого были ошибки, не расстраивайтесь, будьте
внимательны.

8. – Что-то медленно поезд идет.
Прибавим ход?
– Для этого разложим  дрова в две коробки
по-разному?
– Откроем тетр. На стр. 23. №1.

– Проверка. Как разложили?
– Пока  мы работали, на доске  все
перепуталось. Давайте порядок наведем.

– Постарайтесь запомнить состав числа.
Запомнили? Снова в путь.

Физминутка

– Самолеты..
– Мы топаем ногами…
– Подул ветер. Дует ветер …
–  Вышли на поляну. Я нашел себе жука …
– В траве сидел кузнечик. Поднимайте плечики …
– Устали. Сделали зарядку. Раз подняться …

9. – На пути у Айболита дремучий лес,
поможем ему преодолеть его? Кто еще нам поможет?

Расскажите друг другу как можно получить число
10.

– Как можно получить число 10?
– Молодцы!

10. – Ой, ребята, дорогу преградили
горы,  для того чтобы их преодолеть нужно 
найти  пропущенное число в  
выражении.Выберите свой путь.

1 путь
                                 
2 путь

– Кто выбрал 1 путь поднимите руку. Возьмите
зеленую карточку.
– Кто выбрал 2 путь. Возьмите желтую карточку
– Взаимопроверка.
Проверка.
– Кто справился без ошибок, встаньте. Молодцы
садитесь.
– У кого были ошибки, не расстраивайтесь, будьте
внимательны.

11. Молодцы, добрались до Африки!

Физминутка

А) Гимнастика для глаз.
Б) А чтобы  быть здоровыми , доктор Айболит
советует всем умываться, делать зарядку.

Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Ушки моет, щёчки трёт.
Хомка делает зарядку.
1, 2, 3, 4, 5.
Хочет хомка сильным стать.

Физминутку проводит ребенок:

– Приседаем столько раз,
Сколько обезьянок  у нас.
Сколько покажу жучков,
Столько сделаем прыжков.
Сколько пчелок будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько пальм  зелёных,
Столько выполним наклонов,
И присядем столько раз,
Сколько бананов  у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем.

12. Доктор Айболит начал прием.

– А вот кто пришёл на прием к Айболиту. Давайте,
послушаем и посчитаем

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.       
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Прибежали  четыре  мартышки
И уселись возле мышки.
Сколько же всего животных,
Посчитайте поскорей!

13. Под каким деревом сидит Айболит?

Чтобы помочь доктору быстрей вылечить зверей,
нужно сравнить числа. 6 * 10      10 *
10        10 * 8

– Запишите числа в тетрадь и сравните.
– Проверка у доски.
– Кто справился без ошибок, встаньте. Молодцы
садитесь.
– У кого были ошибки, не расстраивайтесь, будьте
внимательны.

III. Рефлексия

– Чему учились на уроке?
– Что сегодня поняли, чего раньше не понимали?
– Если вы активно работали на уроке, всегда верно
отвечали, помогали товарищу – возьмите желтую
бабочку.
– Если вы иногда ошибались, возьмите зеленую
бабочку.
Давайте украсим Африку  добрыми бабочками,
чтоб  все были здоровы!!.

– Проследите глазами за бабочками в том
порядке, в котором я назову. Соедините буквы и
прочитайте слово.
Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая,
голубая, оранжевая, синяя.

– Какое слово получилось?
– Так оценил вашу работу Айболит. Вы согласны с
такой оценкой?
– Спасибо за урок!

 

Уч-ся хором читают четверостишье.

Отгадывают загадку.

Поворачиваются друг к другу и желают удачи.
Показывают отношение – согласен, не согласен.

Располагают числа в порядке возрастания?

2     4   6    
8     10

Число 10. состав  числа 10
Писать число 10, Состав числа 10…

Африка.

Многоугольник, десятиугольник, 10 углов, состоит
из отрезков ( 10)

Две цифры. 1,0.

Двузначные.

Разучивание четверостишья.

2 клетки

Выполняют движения пальчиками и руками

Из палочек, овала.

Уч-ся обводят в воздухе ручкой, пишут в раб.
тетрадях.

Обводят  правильные варианты
Работают самостоятельно.

Проверка.

Работают самостоятельно

Устно отвечают
Работа с доской.
Расставляют таблицу состава числа по порядку.

Заучивают состав числа.

Выполняют движения

Птицы
Взаимо опрос состава числа 10.

Работа в паре.

 фронтально

(диффиринцированное задание)

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка
У доски  вписывают правильные ответы ЧИТАЮТ
ВЫРАЖЕНИЯ ПО РАЗНОМУ

Выполняют движения

Ребенок читает задачку, все считают кол-во
животных. (10 животных)

– под пальмой

Записывают в тетр. Сравнивают числа .
Объясняют

Берут бабочек и украшают материк.

Следят глазами, собирают слово

(Молодцы.)

Урок математики в 1 классе

Тема: Как получить число 10

Цели обучения:

понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов, и действие вычитания как удаление части мно­жества;

выполнять устно сложение и вычитание одно­значных чисел без перехода через десяток;

использовать знаки «+», «-», «=», «», «

Ключевое слово: складывать

Учебник: Как получить число 10, с. 36—37.

Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 33 «Как получить число 10», с. 35. Рабочий лист 34 «Дополни до 10», с. 36.

Ресурсы:

наборы карточек с цифрами от 0 до 10 для каж­дой группы учащихся;

наборы счетных палочек двух цветов по 10 штук для каждой группы учащихся;

ламинированная бумага формата А4 и маркеры для каждого учащегося;

наборы кубиков двух цветов по 10 штук в каждом наборе для каждой группы учащихся;

изображение числового луча до числа 10 для каждого учащегося.

Цели урока:

научить составлять пары однозначных чисел, обра­зующих при сложении число 10, развить навык вы­полнения действия сложения при помощи числовой прямой.

Задачи: 1). Общеобразовательная: Закрепить и углубить знания по

усвоению таблицы сложения и вычитания на 1,2,3,4;

приёмов сложения для случаев +5 (6,7,8,9).

Знать состав чисел в пределе 10. Учить решать

задачи на увеличение и уменьшение чисел на

несколько единиц.

2). Развивающая: Развивать логическое мышление детей, смекалку,

учить наблюдать, сравнивать и делать выводы.

3). Воспитательная: Работать над повышением интереса у

учащихся к урокам математики.

План урока

Повторение понятий сложения и вычитания.

Для этого продемонстрировать ребятам карточки со знаками «+» и «-».

Спросить: Каким математическим действиям соответствуют данные знаки?

Сообщить, что данный урок будет посвящен дей­ствию сложения.

I Вступительное слово учителя

Сегодня наш урок будет необычный. Мы совершим пробный полёт

на волшебном самолёте ЯК-40 в Математическую страну. С собой пригласим нашего героя Незнайку. Постарайтесь, ребята доказать, как мы знаем таблицу сложения и вычитания на 1,2,3,4. Умеем ли прибавлять к числам 5,6,7,8,9? Знаем ли состав чисел, умеем ли составлять и решать задачи и доказать, насколько мы воспитанны. Для полёта нужны 2 команды. Во главе своих командиров. Командир I команды …(ф.и ребёнка ), II команды (ф.и ребёнка )

Кому хочется лететь? Но сейчас для вас вступительный экзамен. Удивительное дерево. Поупражняемся в счёте.

II Счёт от 9 до 20 цепочкой.

9

От 12 до 1 — обратный счёт.

12

От 1 до 16 — счёт через 1.

16

8

С 8 до 20 — счёт через 2.

III Экзамен на смекалку:

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет. (6 , 9)

Сравнить числа. Большее число обвести кружочком и сказать, на сколько одно число больше другого.

3 и 5 4 и 1

8 и 6 2 и 7

Сделать вывод: Как узнали, на сколько одно число больше другого.

Молодцы, ребята! Все летим. Не забудьте взять с собой быстроту, внимание, смекалку.

Внимание! У меня палочка волшебная. (Взмахнуть 3 раза). Раз – два – три!

В путешественников ребят преврати!

Откройте глазки. Мы с вами оказались в чудесной стране. На лугу. Нужна ваша помощь: девочке поможем поймать и посадить бабочек на цветочки. Умейте вести себя на природе. Цветочки не рвите, потому что цветы – растения сказочной красоты. А для этого нужно решить примеры.

Вам будет светить яркое солнышко.

За хорошую работу солнышко дарит большой лучик, а тем, кто работает послабее — короткий. Успеха вам, ребята!

Вводное задание.

Продемонстрировать школьни­кам две группы игрушек на своем столе. Предложи­ть пересчитать, сколько игрушек в каждой группе. Например: 4 и 6.

Спросить:

Как узнать, сколько всего игрушек в двух группах? (сложить количество игрушек)

Какой пример на сложение можно составить с данными числами? (6 + 4)

Какой результат мы получим, если сложим 6 и 4? (10). Давайте проверим свои предположения при помощи числового луча.

Каким еще способом можно получить 10, выпол­няя действие сложения?

Для ответа на данный вопрос объединить учащихся в группы и раздать для работы наборы карточек с числами от 0 до 10, счетные палочки двух цветов по 10 штук каждого цвета, изображения числового луча. Организовать в группах поиск способов полу­чения числа 10 из однозначных чисел.

Дастархан.

Предложить ребятам рассмотреть ил­люстрацию праздничного дастархана в учебнике. Спросить, какие национальные блюда изображе­ны на картине. Уточнить, на сколько гостей накрыт праздничный стол. Предложить учащимся пора­ботать в парах и проверить свои предположения, сравнивая количество изображенных предметов на столе. Свои выводы дети должны записать в виде примеров на ламинированной бумаге и проде­монстрировать их классу.

Ответы: На праздник приглашено 10 гостей, так как каждого угощения по 10 порций:

бауырсаки: 9+1 = 10; яблоки: 5 + 5 = 10; шелпеки: 7 + 3 = 10; пирожные: 8 + 2 = 10;

чай и сок: 6 + 4 = 10.

Реши.

Задание направлено на закрепление спосо­бов получения числа 10 при сложении. Предложить учащимся рассмотреть схемы в учебнике и решить, какие числа пропущены в каждой схеме.

Поможем заселить дома

6

3

7

1

5

4

2

4

7

1

6

4

Попробуй.

Организовать работу в парах и предложить школьникам рассмотреть таблицу, состоящую из кубиков двух цветов. По таблице им следует составить все варианты сложения однозначных чисел для получения числа 10. Раздать детям вариант таблицы на отдельных листах, чтобы они имели возможность вписать все варианты и представить свою работу классу. Провести обсуждение.

Развитие языковых компетенций.

Для отработки произношения ключевых слов попросить первоклассников разделиться на группы по 4 человека. Подготовьте для каждой группы карточки с буквами с, к, л, а, д, ы, в, а, т, ь. Перемешать все буквы. Ребята должны собрать из этих букв слово и произнести его.

Дополнительные задания Я взмахну волшебной палочкой и мы оказываемся на реке.

Поможем Емеле в большом улове рыбы. Мы знаем:

Маленькое дело – лучше большого безделья.

8 – = 5 9 – = 7 + 3 = 8

+ 6 = 10 8 + = 10 5 + = 9

4 = 7 6 = 5 7 = 10

Работа по карточкам. Подвести итог. Поймать рыб. Л у ч и к и.

А теперь интересная минутка – загадка.

Чёрненькая, хвостатенькая,

Не лает, не кусает.

Из класса в класс не пускает. (Двойка.) а) Очень важное задание: составить условие задачи и решить её. Пусть Незнайка посмотрит.

В.к. – 6 чел.

Б.к. — ? на 1 чел. меньше

Обосновать решение. Выбор действий.

б) Подвести итог. Л у ч и к и.

Музыкальная пауза под песню «Настоящий друг».

Реши и объясни

1 + 9 2 + 8

3 + 4 2 + 5 Как быстро нашли результат в решении

10 – 2 9 – 3 данных примеров?

3 + 5 7 + 3 Сделать вывод: какое правило применили?

6 + 3 4 + 5

Ребята! В жизни нам помогает приём перестановки чисел? Чтобы не к меньшему числу прибавлять большее, а к большему — меньшее.

Подвести итог. Посадить бабочек. Л у ч и к и.

XI Разгадываем кроссворд

1. Результат действия сложения.

2. Бывает прямой и непрямой.

3. Геометрическая фигура, содержащая три стороны, три вершины, три угла.

4. Линия, состоящая из нескольких звеньев.

5. Геометрическая фигура, все стороны которой равны.

6. Очень плохая оценка знаний.

7. Действие, обратное сложению.

Итог. Л у ч и к и.

Работа в тетради. Самостоятельная работа. Проверка.

9 – 3 = 8 – 4 =

7 + 2 = 5 + 3 =

4 + 0 = 6 – 0 =

3 + 4 = 9 – 4 =

8 -2 = 5 + 0 =

10 – 1 = 7 – 3 =

Подведение итога.

Конкурс командиров.

3 + + = 8 + 5 + = 9

Оценивание

К концу урока учащиеся научатся составлять пары однозначных чисел для получения числа 10.

Для определения уровня усвоения полученных зна­ний задать им вопросы:

Какие числа нужно складывать, чтобы получить число 10?

Сколько будет, если сложить 8 и 2?

Сколько нужно добавить к 6, чтобы получилось 10?

У Алины 7 цветных карандашей, а у Мадины 3 цветных карандаша. Сколько всего цветных ка­рандашей у девочек?

Азамату нужно собрать 10 гоночных машинок. У него уже есть 5. Сколько еще нужно Азамату со­брать машинок, чтобы их стало 10?

Самооценивание школьников с помо­щью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.

2

6

4

3

7

1

6

4

3

7

1

6

4

3

7

2

6

4

3

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти информацию по кадастровому номеру объекта
  • Как составить синтаксический анализ предложения
  • Как найти свой водосчетчик в аршине
  • Как найти размер изображения информатика
  • Стягивает шов на швейной машинке как исправить