- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Числа от 0 до 10. Нумерация
- Цифра и число 7
Как получить число 7?
Сколько нужно добавить мячиков, чтобы получилось 7?
Один мячик.
Значит, 6 + 1 = 7
Сколько нужно добавить грибов, чтобы получилось 7?
Два гриба.
Значит, 5 + 2 = 7
Сколько нужно добавить апельсинов, чтобы получилось 7?
Три апельсина.
Значит, 4 + 3 = 7
Сколько нужно добавить шариков, чтобы получилось 7?
Четыре шарика.
Значит, 3 + 4 = 7
Сколько нужно добавить пуговиц, чтобы получилось 7?
Пять руговиц.
Значит, 2 + 5 = 7
Сколько нужно добавить часиков, чтобы получилось 7?
Шесть часиков.
Значит, 1 + 6 = 7
Состав числа 7
0 + 7 = 7 |
1 + 6 = 7 |
2 + 5 = 7 |
3 + 4 = 7 |
Сравни. Чего больше? Чего меньше?
Мы умеем сравнивать предметы.
Скажи, чего больше и чего меньше на рисунке?
Например, сравни количество грибов и мячиков.
Грибов меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем грибов.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
1 < 7
7 > 1
Сравни, количество квадратов и мячиков.
Квадратов меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем квадратов.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
2 < 7
7 > 2
А теперь сравни количество апельсинов и мячиков.
Апельсинов меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем апельсинов.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
3 < 7
7 > 3
А теперь сравни количество шаров и мячиков.
Шаров меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем шаров.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
4 < 7
7 > 4
Теперь сравни количество мячиков и звёздочек.
Звёздочек меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем звёздочек.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
5 < 7
7 > 5
Теперь сравни количество треугоольников и мячиков.
Треугольников меньше, чем мячиков
Мячиков больше, чем треугольников.
Как это записать при помощи цифр и знаков?
6 < 7
7 > 6
Повтори тему «Знаки» в нашем справочнике.
Время
Посмотри на часы.
Запомни. Это семь часов.
Повтори тему «Сначала.Потом.» в нашем справочнике.
Какое число при счёте следует за числом 5?
Число 6.
Какое число при счёте следует за числом 6?
Число 7.
Какое число при счёте стоит перед числом 6?
Число 5.
Какое число при счёте стоит перед числом 7?
Число 6.
Советуем посмотреть:
Цифра и число 0
Много. Один
Цифра и число 2
Цифра и число 3
Цифра и число 4
Цифра и число 5
Цифра и число 6
Цифра и число 8
Цифра и число 9
Цифра и число 10
Римские цифры
Числа от 0 до 10. Нумерация
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1
Страница 112,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1
Страница 43,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 10,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 39,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 47,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 91,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 13,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 6. Урок 4,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 7. Урок 4,
Петерсон, Учебник, часть 2
2 класс
Страница 7,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 31,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
3 класс
Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Состав
числа 7.
Задачи.
Учить составлять число 7 из двух меньших
чисел; закреплять название дней недели; систематизировать знания о сутках;
формировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня
и ночи.
Материалы.
Для педагога: цифры ( 2-3 комплекта), фишки.
Для детей: цветные счетные палочки, детские
рисунки, черные и белые палочки, кубики.
Описание
Отгадай-ка
Мама купила 6 шаров красного и голубого цвета.
Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета могло быть?
(1 и5, 2 и 4 или наоборот)
Сидя за столом
«Составь
число 7»
Перед детьми на столе цветные счетные
палочки.
Педагог просит детей положить перед собой
черную палочку, а затем белой измерить ее длину.. Дети под черной палочкой
кладут 7 белых кубиков.
Вопросы и задания
Какое число обозначает черная палочка? (Семь)
Найдите фиолетовую палочку и положите ее под
черной. Какое число она обозначает? (Шесть)
Выложите по порядку все варианты состава
числа семь у себя на столах.
-Как можно составить число семь из двух
меньших чисел?
1 и 6
2 и 5
3 и 4
5 и 2
6 и 1
Как только дети закончат работу, еще раз
предложите им рассказать , как можно составить число семь из двух меньших
чисел.
Примечание:
Во время выкладывания состава числа проверяем
правильность выполнения заданий детьми.
Спросите отдельных детей, какой вариант они
выкладывают сейчас и какой вариант был предыдущий, какой будет следующий.
Стараемся по-разному задавать вопросы.
Например: «Какого цвета положить следующую палочку? Какое число обозначает
голубая палочка? ( три)»
Поиграем
«В какой руке сколько?»
Педагог предлагает детям пересчитать кружки,
которые он держит в руках:
-Сколько всего у меня кружков?(4)
На глазах у детей раскладываем кружки в две
руки и говорим: « Вы должны отгадать, сколько кружков в одной руке, и сколько в
другой, а также сколько всего кружков .Давайте договоримся, что сначала будем
говорить, сколько кружков в левой руке, а потом –сколько в правой. Например ,
два и два –вместе четыре. Как я разложила?»
Дети стараются угадать, начинают перечислять
возможные варианты. Если они не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно
сказать: «Так может быть, но у меня не так».
Игра продолжается до тех пор, пока дети не
отгадают. Ребенок верно назвавший , сколько в какой руке спрятан о кружков,
становится ведущим. Теперь он раскладывает кружки в обе руки и вызывает детей
до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант. Игра повторяется
несколько раз.
Примечание. Когда
ребенок разложит кружки, обязательно нужно проверять, как он их разложил.
Следует напоминать детям говорить не только
сколько кружков в каждой руке, но и сколько всего.
Во время игры, при первичном знакомстве с
составом числа, в качестве подсказки целесообразно оставить на доске все
варианты состава числа .Материалом для игры могут быть мелкие предметы,
например пуговицы, орешки, камешки ( т.е. все , что можно спрятать в руках).
«Живая неделя»
Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой
команды свой стол, на котором лежат карточки с цифрами изображением вниз.
Комплект карточек на каждом столе своего цвета.
Дети свободно ходят по кабинету, по сигналу
бегут к своим столам, берут по одной карточке выстраиваются по порядку в
соответствии с цифрой.
Те ребята, которым не хватило карточек, дают
задания участникам игры. Например: вторник топнет 3 раза ногой, четвертый день
недели назовет своих соседей, «воскресенье споет песенку и т.д.
Игра проводится 2-3 раза.
Отгадай
Загадываем детям загадки:
Большой
подсолнух в небе,
Цветет
он много лет.
Цветет
зимой и летом
А
семечек все нет (солнце)
Голубой
платок
Алый
колобок.
По
платку катается
Людям
улыбается (небо, солнце)
Рассыпалось
к ночи зерно,
глянули
утром-нет ничего.(звезды)
Ночью
на небе один
Золотистый
апельсин.
Миновали
две недели,
апельсина
мы не ели.
Но
осталась только
Апельсиновая
долька. (Луна)
На наш взгляд, самый действенный метод подачи нового материала – это наглядный и осязаемый пример. Предлагаем взять 7 предметов. В нашей статье это будут яблоки, а Вы можете использовать игрушки, карандаши, книги. Отталкивайтесь от интересов Вашего чада. Также подготовьте лист бумаги, ручку или простой карандаш.
Вместе с ребёнком сядьте за стол и положите в один ряд 7 яблок. Попросите ученика сосчитать, сколько яблок лежит на столе. Это количество – 7 – надо записать в верхней части листа, по центру. Как только цифра будет записана, начинаем раскладывать число 7. 6 яблок положите возле себя, а 1 дайте ребёнку. Попросите его на бумаге в цифрах показать, сколько у кого яблок. Записывать 6 и 1 следует по обе стороны от 7, отступив одну-две клетки вниз:
7
6 1
Перекладывайте по 1 яблоку от себя к ребёнку. Изменения количества яблок с обеих сторон не забывайте фиксировать на бумаге. Заметили, что получилось? Числовой “домик”!
7
6 1
5 2
4 3
3 4
2 5
1 6
Обратите внимание ребёнка на то, что если поставить знак “плюс” между каждой парой чисел, в сумме получится 7. Это и есть состав числа 7. Попросите ребёнка решить примеры, используя построенный им “домик” в качестве помощника:
4 + 3 =
7 — 2 =
2 + 5 =
7 — 6 =
6 + 1 =
Задача:
Именинный торт разделён на 7 кусков. Ася взяла 1 кусочек, а папа Аси – на 2 куска больше. Сколько кусков торта взял папа Аси? Сколько кусков осталось нетронутыми?
Для эффективного запоминания темы “Состав числа 7” “домики” можно оформить и брать с собой на занятия по математике
Существуют и другие способы, помогающие легко усваивать материал. О них Вашему ребёнку с удовольствием расскажут преподаватели WoM.
Ждём Вас на бесплатном уроке!
Технологическая карта образовательной деятельности
(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)
Вид деятельности Познавательно – исследовательская группа Подготовительная
Тема: Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.
Цель: Создание условий для систематизации знания о числе 7 и цифре 7. Задачи:
1. Знакомить детей с составлением числа 7 из двух меньших чисел; 2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формировать представления о составе числа 7. 3.Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.
Материалы: цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя», поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик». Раздаточные: счётные палочки, наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого). Предварительная работа: Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Спортсмены»
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь —
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Этапы (последовательность) деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, Выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов |
|
||
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность |
Вношу в группу цветок. Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок? А почему волшебный цветок назвали цветик — семицветик? Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. |
Внимательно слушают. Рассуждают. |
Создание проблемной ситуации (постановка цели) |
Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов? (В радуге). Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге? “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Давайте его повторим и запомним. Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. |
Слушают воспитателя |
|
||
Мотивирование к деятельности |
Ну, что, ребята поможете мне? Как вы сможете мне помочь? Что нам для этого надо? |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
Проектирование решения проблемной ситуации |
Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания. Задание 1 На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7. Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Нет числа 7). Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место. Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7). На что она похожа цифра 7? (Ответы детей). Цифра 7, цифра 7 Цифра легкая совсем. Я косу принесу И срисую ту косу. Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками). Задание 2 Воспитатель: В каких сказках и пословицах встречается число 7? Дети: Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пословицы: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг». Задание 3 Воспитатель: Отгадайте загадку: Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний — Появляется передний. (Дни недели) Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему. Задание 4 Физминутка. |
Дети отвечают на поставленные вопросы. Деление прямоугольника на части. Выполняют физминутку. |
Выполнение действия |
Задание 5 Воспитатель: Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет? Задание 6 Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Слушайте задачку. Я нашел в дупле у белки 6 лесных орешков мелких. Да ещё 1 лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка! Воспитатель: Сколько орешков у белки? Дети: Всего 7 (6 и еще 1). Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами. Воспитатель: Пять синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро детки, Сколько птиц сидит на ветке? Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки). Дети заполняют домик. Воспитатель: Группа малышей — утят Плавать и нырять хотят. Четверо уплыли далеко, Три нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу. Дети: Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули). Дети заполняют домик. Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7. 7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3. Задание 7 Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание. Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание, и оно обязательно исполнится. |
Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы, играют. Выполняют физминутку. |
|
||
Рефлексия, анализ результатов деятельности |
Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились. Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике. Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги? Какое задание понравилось больше всего? Что было трудным? Какое число было главным сегодня? Наше занятие закончено, всем спасибо! |
Индивидуальные высказывания детей. |
Ожидаемые результаты |
Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Формирование знаний о десятке, как новой единицей счёта, о числах второго десятка, их названии и порядком следования при счёте. |
Цели урока: познакомить с числом и цифрой 7; учить правильно писать
цифру 7 и соотносить цифру и число предметов; развивать навыки установления
связи между количественным и порядковым смыслом числа 7, логическое мышление;
продолжать формирование умений работать по образцу и ориентироваться в тетради;
развивать память и внимание; воспитывать интерес к учебе.
Межпредметная связь: окружающий мир, рисование.
Средства обучения: компьютер, проектор, слайды, настенные, настольные,
карманные календари,разрезные цифры.семена, рисунки цветов
Материал: Математика 1 класс, Ф.Г. Казыйханова , В.С.Казыйханов.
2007 г., страница 73.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
– Начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где
весело живут все десять цифр. Итак, в путь!
2) Выравнивание знаний.
а) Слушаем веселую задачку.
Бабочка, червяк, паук,
Муравей, комар и жук.
Спрятались в дупло опять.
Повтори, кого искать.
– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло.
(Шесть насекомых.)
– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6)
– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6)
– 5 да 1. Сколько это? (Ответ: 6)
– На стайке было 5 ласточек. К ним прилетела еще 1.Сколько ласточек стало в
стайке?
(Ответ: 6)
б) Эти цифры заблудились. Давайте поможем им попасть в свои домики.
в) Возьмите 5 красных кружочков, 1 синий кружочек. Сколько всего стало?
(Ответ: 6)
– Как нашли? (К пяти прибавили один.)
– Пишите пример. (5 + 1 = 6 )
– Что обозначает цифра 5? (Первое слагаемое.)
– Что обозначает цифра 1? (Второе слагаемое.)
– Что обозначает цифра 6? (Сумма.)
– Свои ответы проговаривайте про себя и вслух.
3. Постановка учебной задачи.
– Сейчас какое время года? (Зима.)
– После зимы наступает какое время года? (Весна.)
– А после весны? (Лето.)
– Лето – это прекрасно! Особенно красиво тогда, когда после теплых дождей
сияет солнышко и на небе появится что? (Радуга.)
– Да, конечно, радуга. Сколько цветов у радуги?
– Назовите цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый.)
(Показ и счет цветов.)
– Сколько птиц на рисунке? (7)
– Назовите тему сегодняшнего урока. (Число и цифра 7.)
Повторение вслух, про себя тему урока.
II. Операционально-исполнительский этап.
Задание 1.
– Найдите среди знаков цифру 7. (Работа с разрезными цифрами.)
Показ цифра 7.
– Рассмотрите, как пишут цифру 7, обозначающую число семь . Объясните, как
правильно писать эту цифру.
Объяснение. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой
горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки,
пересекающей середину палочки. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку
чуть левее середины верхней стороны клетки,ведем по верхней стороне клетки
вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя
ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем подчеркиваем ее
посередине маленькой палочкой. Повторение последовательности письма цифра 7 .
– На что похожа цифра 7? (Ответы: косу, флаг, ….)
Работа в тетрадях. Письмо цифра 7.
– Запишите по порядку числа от 0 до 7 в пустые “окошки”.
Запись чисел по порядку: 0 ,1,2,3,4,5,6,7
– Назовите число, которое следует за числом 6. (7)
Повторение чисел вслух и про себя.
Задание 2.
а) Работа над загадкой.
В книге шесть листов простых,
А седьмой золотой. Что это? (Дни недели и один выходной.)
– Сегодня, какой день недели?
– Где можно увидеть все недели за месяц или за год? (В календаре.)
– Какие бывают календари? (Настенные, настольные, карманные) Показ всех
видов.
– Каким календарем пользуетесь вы? (Ответы детей.)
– Как записаны числа в календаре? (По порядку и по строчкам.)
Одна полная строчка – это неделя.
– Почему в календаре некоторые дни недели напечатаны черным цветом, а другие
– красным?
(Черным цветом отмечены рабочие дни, а красным – выходные.)
– Посчитайте количество рабочих дней в неделе. (Пять.)
– Посчитайте количество выходных в неделе. (Два.)
– Сколько в неделе получается дней? (Семь.)
– Как записать ответ в виде суммы?
Запись: 5 + 2 = 7
5 – это слагаемое. 2 – это слагаемое. 7 – это сумма.
– Значит, из каких чисел состоит число 7? (7 = 5 + 2)
Повторение вывода вслух и про себя.
Физкультминутка.
Задание 3.
– Что мы видим на рисунке? (Ответ: Грядку со цветами.)
– Что надо сделать, чтобы появились такие цветы? (Сначала надо посадить
семена.)
– Сейчас раздам семена цветов, постарайтесь посадить их на 2 “грядки”.
Детям раздаются семена по 7 штук. Самостоятельная работа учащихся.
– Как посадили? Ответы пишем на доске в виде схемы.
– А если посадить все семена на одну грядку, как запишем?
-Значит, из каких чисел состоит число 7?
– Проговаривайте свои выводы вслух и про себя.
Далее учащиеся могут выполнить записи:
7 = 6 + 1
7 = 5 + 2
7 = 4 + 3 и т.д.
– Из 7 семян появились цветочки. Учитель показывает слайд. Как запишем эти
действия? Ответы учитель пишет на доске.
Эти выводы проговаривайте про себя и вслух.
Задание 4.
а) – А сейчас попробуйте показать на схеме число 7 из 3-х (из 4-х, из 5-и)
части.
б) Работа по учебнику. №2 78– 283 (с.73)
Учащиеся выполняют задания по выбору учителя.
Задание 5.
Смоделируйте усвоенные знания.
– Проговорить модели усвоенных знаний.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Обобщение урока.
– Что вы сегодня узнали на уроке?
– Как узнали?
– Какие выводы вы сделали на уроке?
– Еще раз проговорить выводы вслух и про себя.