Как составить цели школы

Время

Форма

работы

Содержание

Продукт

I

9.00-
9.15 Общее
заседание 1.Установочный доклад:
-тема педагогического совета,
-цель педагогического совета,
-темы дней,
-режим работы на день,
-формы и виды работы. Установка на работу
на педагогическом совете. 9.15-
9.25 2. Рефлексия установочного
доклада в парах, вопросы к докладчику. Понимание плана
предстоящей деятельности. 9.25-
9.45 3. Содоклад «Государственный и
социальный заказ на образование». Справка о содержании
внешнего заказа. 9.45-
9.50 4.Рефлексия содоклада,
вопросы к докладчику. 9.50-
10.00 5.Жеребьевка (самоопределение участников):
-формирование групп,
-представление руководителей,
-объявление темы групп,
-обозначение места работы. Сформированные группы. 10.00-
10.10 6. Установка на работу в группах:
-соотнести внешний заказ
с состоянием дел в школе,
-выявить достижения и трудности, сформулировать проблемы
(заполнить таблицы),
-оформить текст доклада на ватмане,
-подготовить докладчика. Задан способ работы
(дана схема анализа
деятельности). 7. Рефлексия установки на работу в группе Понимание установки.

II

10.10-
10.20 Работа
в группе 1.Обсуждение порядка работы
в группе :
— принять правила работы,
— определить роли в группе,
— выбрать способы работы. Понимание порядка работы в группе работы, распределение ролей. 10.20-
10.30 2. Теоретическое включение:
«Что такое достижение, проблема?».
обсуждение Понимание понятий. 10.30-
11.00 3. Выявление проблем Работа со схемой анализа,
заполнение протокола. 11.00-
11.10 4. Оформление текста доклада
«Актуальные проблемы школы в __________ работе»(по темам групп).
5. Подготовка докладчика

к выступлению . Текст доклада на ватмане
+ сводный протокол
(копию сдать в группу сборки).

III

11.10-
11.40 Обед.

IV

11.40-
12.40 Общее
заседание 1.Установка на работу:
-порядок работы на общем заседании. 2.Выступление групп с докладами
«Актуальные проблемы школы в __________работе» Озвучивание материалов групп. 3. Обсуждение выступлений 12.40-
13.00 4. Рефлексия докладов групп.
» Карусель» (группы по очереди
в течение 5 минут работают
с текстами групп и оценивают
актуальность проблем):
-зеленый цвет- актуальные проблемы,
-красный цвет- неактуальные проблемы. Оценка актуальности, проблем, ранжирование проблем в группах. 13.00-
13.15 5. Подведение итогов :
-обозначение актуальных проблем,
-порядок дальнейшей работы. Ранжирование проблем
(актуальные, неактуальные).

V

13.15-
13.30 Работа
групп Рефлексия дня по схеме:
Что получилось?
Что не получилось? За счет чего ?

VI

13.30-
13.45 Общее
заседание 1.Выступления групп
2. Порядок дальнейшей работы

VII

14.00-
15.30 Тренинг на сплочение коллектива Повышение
работоспособности коллектива.

VIII

15.15-
16.15 Заседание рабочей группы 1.Рефлексия дня:
-по способам работы в группе,
-по сборке содержания (корректировка формулировки проблем). Сборка содержания. 2. Обсуждение , корректировка плана
2 дня педсовета. Уточненный план 2 дня педсовета.

Обновлено: 23.05.2023

Стратегия программы — это обобщенный замысел перехода к инновационной системе работы школы, определяющий его этапы, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними. Как и концепция, стратегия — это общая идея, но если концепция представляет собой замысел желаемого будущего школы, то стратегия — замысел перехода к нему. Этот замысел преобразуется в стратегический план, который, определяет в общем виде задачи построения новой педагогической и управленческой систем школы и последовательность их решения.

Таким образом, в выборе стратегии изменений не используется каких-то жестких алгоритмов. Общая же последовательность шагов такова:

1. Оценка приоритетности направлений изменений системы функционирования школы и их группировка по степени приоритетности.

2. Оценка продолжительности реализации каждого направления изменений.

3. Построение обобщенного плана графика реализации изменений по направлениям.

4. Определение сроков реализации этапов программы и их содержания.

Итак, на первом шаге разработки стратегии нужно определить приоритеты направлений изменений.

Под направлением изменений понимается движение в определенном направлении, например переход к профильному обучению, информатизации системы обучения школьников, расширение самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности, развитие общественной составляющей в управлении школой, развитие демократических начал в реализации образовательного процесса школы и др.

По приоритетности все направления изменений делятся на три группы:

Чтобы установить приоритеты в изменениях, нужно проанализировать, насколько для школы важны те задачи, которые с их помощью решаются и имеются ли у школы ресурсы для проведения направления изменений.

Осуществление изменений в управленческой системе школы осуществляется с целью улучшения ее результатов — это задачи программы.

У каждого направления изменений есть своя задача. Сформулировать задачу — значит указать тот конкретный промежуточный и итоговый результат, который будет получен при реализации того или иного направления действий. То есть под задачей понимается то, за счет чего реализуется направление изменений и то, к какому результату оно приводит.

Так, если направлением изменений является переход к ГОУ, то задачами его реализации может служить повышение мотивации родителей и учителей в реализации стратегических целей школы, повышение инвестиционной привлекательности школы для родителей и социальных партнеров, а также создание Управляющего и Попечительского советов и др.

Понятия «направление изменений» и «задача» соотносятся между собой так же, как движение в определенном направлении и движение к заданному пункту, в который нужно попасть к фиксированному моменту времени. В стратегическом плане выделяются крупные направления изменений и ставятся крупные задачи. В отличие от других уровней, стратегическое планирование отличается значительной обобщенностью и большой временной протяженностью. Стратегический план обычно рассчитан не менее чем на 3 года.

Приоритетность направлений изменений определяется в зависимости от актуальности для школы задач, которые будут решены в результате проведения изменений. В результате группировки изменений по степени их приоритетности создается общий замысел перехода к будущей школе, то есть сама стратегия.

После того, как определены приоритетные направления изменений, нужно оценить продолжительность реализации каждого направления изменений. В оценке необходимо учесть время, которое потребуется для создания недостающих ресурсов и устранения возможных сбоев при реализации самого изменения, то есть нужно запланировать резерв времени.

Исходя из полученных оценок времени проведения изменений, а также возможностей школы определяются ориентировочные сроки начала и окончания работ по каждому направлению.

Очевидно, что направления изменений и решаемые в их рамках задачи в реальной жизни будут выполняться не последовательно, а параллельно.

При определении времени реализации различных направлений изменений следует обратить внимание на зависимость действий между собой по содержанию. Одно направление содержательно может зависеть от другого и проводиться только последовательно. Независимые друг от друга направления изменений могут проходить параллельно. Эти зависимости определяют их распределение по срокам.

После того, как план-график реализации основных направлений изменений построен и определена ориентировочная продолжительность создания новой педагогической и управленческой системы, весь этот временной отрезок разбивается на части протяженностью 1 — 3 или более лет, в зависимости от общей продолжительности реализации плана. Тем самым выделяются этапы реализации программы развития управления школой. В результате всей этой работы формируется стратегический план перехода от существующей управленческой системе школы к новой, то есть желаемой.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ШКОЛЫ – важный продукт стратегического планирования жизнедеятельности школы на стадии стратегического целеполагания; судьбоносные, важнейшие для выживания и развития цели школы, достижение которых обеспечивает ее общий стратегический успех; данный термин обозначает совокупность конкретных образов желаемого будущего, конкретных результатов, которые должны быть достигнуты в итоге реализации стратегических планов.

Современный образовательный менеджмент предлагает последовательно отличать стратегические цели школы:

• от миссии, так как миссия не должна формулировать образ конкретного результата, ограничиваясь указанием главных областей и видов деятельности, общего предназначения образовательной организации, системы, проекта;

• от идеала, так как цель, которая может строиться на основе идеала как образа высшего совершенства, в отличие от этого идеала должна обязательно быть реальной, выполнимой и в конечном счете – стать выполненной, достигнутой;

• от функций, так как констатация, например, того, что школа занимается обучением, воспитанием, психическим развитием и оздоровлением учащихся, еще ничего не говорит нам о конкретных целях школы, которые ставятся и достигаются в рамках этих функций;

• от направлений деятельности, тем, над которыми работает школа или система, так как при всей важности, например, построения вариативной системы образования, дифференциации и гуманизации обучения все эти направления изменений в школе не заменяют постановки конкретных целей, которые должны быть достигнуты в ходе их реализации;

• от намерений, так как далеко не все намерения (даже очень благие) являются серьезными и ведут к началу целеустремленной деятельности. Для цели же этот признак является очень важным и существенным.

Под хорошо сформулированной и поставленной целью понимается реалистический, соотнесенный с потребностями и возможностями образ желаемого будущего результата совместной деятельности, заданный таким образом, чтобы:

–– всем участникам работы был максимально конкретно, четко и однозначно виден характер и уровень этого результата;

–– были названы по возможности точные сроки его получения;

–– обозначены допустимые или предельные затраты ресурсов, времени, усилий, которые должны быть при этом затрачены;

–– был доведен до конкретных исполнителей, определен с их участием или согласован с ними;

–– был понят и принят участниками работы и побуждал их к активной и продуктивной деятельности.

В стратегическом планировании на первом месте выступают стратегические устремления и ориентиры, которые обозначаются с максимально возможной для них конкретностью, но никак не заменяют более точных частных целей и задач школы, системы, проекта, которые формулируются на основе этих общих устремлений, но позже – в рамках реализации выработанной стратегии. На уровне школы можно говорить о следующих областях стратегического целеполагания. Первой и главной такой областью или группой результатов школы являются социально и личностно значимые образовательные результаты (которые порождаются прежде всего образовательной подсистемой школы, но при участии и содействии всех остальных подсистем), описываемые обычно в форме модели выпускника школы. Если модель выпускника описана с акцентом на существенные свойства ожидаемого результата, необходимые и востребованные всеми заказчиками, она выступает одновременно как своеобразный внутришкольный стандарт качества образования. Для современной школы обеспечение достойного уровня качества образования является главным стратегическим устремлением и главным показателем успеха.

Второй областью стратегического целеполагания в школе выступает качество жизни участников образовательного процесса, то есть общие устремления определяются в терминах условий, обеспечивающих нормальное (как минимум) качество:

• школьной жизни детей, включая уровень их школьного самочувствия, настроения, мотивации (такие устремления связаны с обеспечением комфортности школьной среды, с возможностью доставки детей из отдаленных деревень в школу, с качеством питания в школе, с возможностью занятий спортом и оздоровления и т. д.);

• профессиональной жизни работников школы (такие устремления связаны с условиями обогащения труда учителей, развития его творческой составляющей, с созданием системы стимулирования продуктивной и результативной, в том числе инновационной, деятельности и т. д.);

• жизни родителей и семей, в рамках которой школьные успехи и школьное самочувствие детей имеют очень большое значение.

Устремления из этой области в случае успеха оказывают сильное положительное влияние на качество образования детей.

Четвертой группой стратегических ориентиров школы могут стать цели, выдвигаемые относительно качества коллектива школы, развития его ценностно-ориентационного единства, сплоченности, совместимости, организованности и т. п.

Пятой группой стратегических устремлений школы могут стать устремления в области социальных вкладов школы и последствий ее жизнедеятельности для социума. Очень полезно сформулировать, на какие изменения в жизни ближней среды будет работать школа, какой вклад она внесет в развитие муниципальной образовательной системы, какую помощь школа окажет ветеранам войны и труда, родителям и т.д.

Шестой группой стратегических устремлений могут стать цели в области качества школы как целостной организации.

Управляющий совет школы как орган стратегического управления школой принимает участие в выборе и формулировании стратегических целей школы, переводе их в более частные и конкретные цели, в обеспечении их выполнения необходимыми ресурсами, в контроле их реализации.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

МИССИЯ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Миссия характеризуется организационно-прагматическим и общественно-этическим аспектами, и может быть раскрыта по- разному. При этом описание миссии должно быть атрактивным, охватываемым, понятным и конструктивным, и означает, что миссия должна позволять её разложение на четко определённые стратегические цели, определяющая конечные результаты деятельности школы.

МИССИЯ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ Миссия характеризуется организационно­прагматическим и общественно­ этическим аспектами, и может быть раскрыта по­ разному. При этом описание миссии должно быть атрактивным, понятным и конструктивным, и означает, что миссия должна позволять её разложение на четко определённые стратегические цели, определяющая конечные результаты деятельности школы. охватываемым, Переход от миссии на стратегические цели требует от руководителя профессионализма, мудрости, сознательности, этичности и владения специфическими методами. Эти методы делятся на рациональные и творческие. Одним из чаще используемых рациональных методов является т.н. SWOT­анализ, базируемый на изучении внешней и внутренней среды организации. Изучаются факторы, способствующие и препятствующие реализации миссии и во внешней и во внутренней среде. Путём парного противостояния внутренних и внешних факторов выявляют частичные прогнозы дальнейшего развития. Умелое интегрирование названных частичных прогнозов даёт общую прогнозную картину предстоящего будущего. Как показывает практика, достоверные прогнозы всегда отличаются от ожидаемого идеального состояния, при котором миссия реализовалась бы полностью и безотказно. Стратегия призвана уравновешивать внутреннее состояние организации со средой. Она содержит основные идеи (решения, принципы, предписания и т.д.) о наиболее далёких целях, о необходимых ресурсах и их распределении, о средствах и их создании, о расположении сил. Стратегические цели охватывают те состояния, которые должны быть достигнуты в результате в саморегулирующийся процесс для оптимальной реализации миссии. правленческого вмешательства Миссия вспомогательной школы – довести детей до возможно более высокой степени умственного и нравственного развития, социально интегрировать детей в общество. Стратегические цели для достижения миссии школы, максимально индивидуализировать процесс обучения, в процессе воспитательной работы пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявления самостоятельности, помочь систематизировать учебный материал, т.к. наш ученик не может самостоятельно восполнить пробелы в знаниях; коррекцию недостатков психического развития направлять на развитие произвольного внимания, наблюдательности, волю и самоконтроля. Чтобы разумно организовать воспитательный процесс в группе, воспитателю необходимо хорошо знать каждого ребёнка, чтобы индивидуально работать с ним, чтобы корректировать недостатки психического и физического развития. 2. КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Категория цели в педагогической деятельности имеет фундаментальное значение, т.к. всякая педагогическая (в частности воспитательная) начинается с целеполаганияения. Если нет цели, то нет и проблемы эффективности и результативности, нет проблемы выбора методики и самооценки. Коллектив, не умеющий ставить перед собой целей, не может достичь никаких результатов. Цель – абстрактное представление о желаемом состоянии. Цель направлении движения и об содержит представление о намеренном ожидаемом состоянии к определённому сроку. Следовательно, цель может быть поставлена на разную даль. Различают миссионные, стратегические, тактические и оперативные цели. В расчленении целей можно выделить общие и специфические, локальные и глобальные, основные и вспомогательные цели. Иначе говоря, – цели имеют иерархичный характер: каждая цель может быть трактована как компонент некой наиболее высокой цели, а также как сложная совокупность разных подцелей. 3. ИЕРАРХИЯ ЦЕЛИ Цель – является субъективным феноменом. Объективных целей не бывает. Всякая цель принадлежит какому – то субъекту и характеризует, чьи – то намерения. Каждый субъект имеет свои субъективные цели, которые редко совпадают с целями других субъектов. Цели конкретного субъекта исходят от его ценностной ориентации и потребностей. В конгломерате целей сообщества имеют место и некоторые общие цели, во имя достижения которых люди часто объединяются в различные организации. Миссия организации – это самая высокая цель данной организации. Миссия должна быть признана всеми членами организации. Также должны быть общепризнанными все стратегические и тактические цели, исходящие из миссии организации. Это может быть достигнуто, если привлечь весь коллектив к разработке описания миссии и стратегии. Миссия школы исходит из общественного заказа (какими общество желает видеть выпускников школы) и из конкретных особенностей данной школы. 4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ Основные формы руководства спецшколой те же, что во всех школах системы просвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с умственно отсталыми детьми, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания, определяют ряд специфических сторон руководства ею. Успех работы спецшколы – интерната во многом определяется уровнем управления, способностью администрации координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации. Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе чувствуют себя людьми сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельных учителей или воспитателей без согласованности действий коллектива в целом не могут оказать заметного влияния на формирования характера, поведения и личности школьника в целом. Педагоги спецшколы – интерната должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю приходится учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического им жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание. От того, как в спецшколе – интернате организована ежедневная жизнь зависит успех учебно­восстановительной работы. воспитанников, Значительное место в деятельности по руководству спецшколой – интернатом следует отводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, особенностями учебного плана, с учетом материальной базы спецшколы – интерната. Особое внимание необходимо обратить на организацию специальных коррекционнных занятий и общественно полезного, производстводительного труда с тем, чтобы они не вызывали переутомления воспитанников, а также не производились в ущерб другим занятиям. Разработка распорядка дня в спецшколе – интернате – дело весьма сложное и требует от руководителей глубоких знаний особенностей психофизического развития умственно отсталых детей различных возрастных групп и знания конкретных данных о состоянии здоровья и других особенностях детей в каждой воспитательской группе. Распорядок дня должен предусматривать сочетание труда, отдыха и досуга детей, причем следует варьировать интенсивность нагрузки в течение недели в целом. Большое внимание в режиме дня спецшколы – интерната, мы уделяем отдыху детей, чтобы дети не переутомлялись, больше пребывали на свежем воздухе, не связывая это только со свободным временем дня и досугом учащихся. Различные экскурсии, общественно полезный труд по благоустройству территории и поддержанию порядка используется для увеличения времени пребывания детей на воздухе.

Направление подготовки: Менеджмент
Профиль: Финансовый менеджмент

Научный руководитель
к.э.н., доцент

(ученая степень, ученое звание, ФИО (полностью))

Допущена к защите

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения выпускной квалификационной работы

Наименование этапа работ Срок выполнения Отметка о выполнении Подпись руководителя
план факт
Написание 1 главы 25.01.2016

26.01.2016
25.01.2016

26.01.2016
26.01.2016
Написание 2 главы 10.02.2016

29.02.2016
10.02.2016

29.02.2016
29.02.2016
Написание 3 главы 01.03.2016

01.04.2016
01.03.2016

01.04.2016
1.04.2016
Оформление выпускной квалификационной работы 2.04.2016

12.04.2016
2.04.2016

12.04.2016
12.04.2016
Защита бакалаврской работы 30.04.2016

01.05.2016
30.04.2016

01.05.2016
1.05.2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы стратегического управления образовательных учреждений .……………………………………8

  1. Сущность стратегического управления……………………………8
  2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений…14
  3. Стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции………………………………………………………………….21

ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития организации…………………………………………………………..47

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность стратегического управления

В школе необходимо вести планомерную работу по повышению профессионального мастерства педагогов: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, участие учителей в школьных и районных семинарах, работа над избранной темой самообразования, обобщение педагогического опыта работы. Уделять большое внимание изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Таблица 8
Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Таблица 8 (Продолжение)

Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Таблица 8 (Продолжение)

Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Кроме традиционных ШМО в школе планируется создание творческих микрогрупп, профессионально-педагогических объединений, в которых будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. Текущая работа осуществляется методическим советом школы.
Эффективность от внедрения указанных мероприятий высокая. При полноценной реализации программы, выполнения всех условий, и прохождении всех ступеней, Выпускник школы – это социально адаптированная, самостоятельная личность.
Согласно разработанному проекту мероприятий разрабатывается бюджет по их реализации.
Для эффективной реализации программы необходимо финансирование. Сведем в таблицу мероприятия, предусмотренные программой, и сумму, а так же источники финансирования (Таблица 9).

Таблица 9
Необходимое финансирование по программным мероприятиям

Итого, общие затраты на осуществление программы составят 1 млн. 750 тысяч рублей. Эти средства планируется изыскать за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Направление подготовки: Менеджмент
Профиль: Финансовый менеджмент

Научный руководитель
к.э.н., доцент

(ученая степень, ученое звание, ФИО (полностью))

Допущена к защите

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения выпускной квалификационной работы

Наименование этапа работ Срок выполнения Отметка о выполнении Подпись руководителя
план факт
Написание 1 главы 25.01.2016

26.01.2016
25.01.2016

26.01.2016
26.01.2016
Написание 2 главы 10.02.2016

29.02.2016
10.02.2016

29.02.2016
29.02.2016
Написание 3 главы 01.03.2016

01.04.2016
01.03.2016

01.04.2016
1.04.2016
Оформление выпускной квалификационной работы 2.04.2016

12.04.2016
2.04.2016

12.04.2016
12.04.2016
Защита бакалаврской работы 30.04.2016

01.05.2016
30.04.2016

01.05.2016
1.05.2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы стратегического управления образовательных учреждений .……………………………………8

  1. Сущность стратегического управления……………………………8
  2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений…14
  3. Стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции………………………………………………………………….21

ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития организации…………………………………………………………..47

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность стратегического управления

В школе необходимо вести планомерную работу по повышению профессионального мастерства педагогов: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, участие учителей в школьных и районных семинарах, работа над избранной темой самообразования, обобщение педагогического опыта работы. Уделять большое внимание изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Таблица 8
Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Таблица 8 (Продолжение)

Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Таблица 8 (Продолжение)

Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Кроме традиционных ШМО в школе планируется создание творческих микрогрупп, профессионально-педагогических объединений, в которых будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. Текущая работа осуществляется методическим советом школы.
Эффективность от внедрения указанных мероприятий высокая. При полноценной реализации программы, выполнения всех условий, и прохождении всех ступеней, Выпускник школы – это социально адаптированная, самостоятельная личность.
Согласно разработанному проекту мероприятий разрабатывается бюджет по их реализации.
Для эффективной реализации программы необходимо финансирование. Сведем в таблицу мероприятия, предусмотренные программой, и сумму, а так же источники финансирования (Таблица 9).

Таблица 9
Необходимое финансирование по программным мероприятиям

Итого, общие затраты на осуществление программы составят 1 млн. 750 тысяч рублей. Эти средства планируется изыскать за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Читайте также:

      

  • Характеристика овощных культур кратко
  •   

  • Иркутский угольный бассейн характеристика кратко
  •   

  • Отчет о трудовой практике в школе
  •   

  • Концепция национальной безопасности 2000 года кратко
  •   

  • Требования к языку и стилю документов кратко

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ШКОЛЫ – важный продукт стратегического планирования жизнедеятельности школы на стадии стратегического целеполагания; судьбоносные, важнейшие для выживания и развития цели школы, достижение которых обеспечивает ее общий стратегический успех; данный термин обозначает совокупность конкретных образов желаемого будущего, конкретных результатов, которые должны быть достигнуты в итоге реализации стратегических планов.

Современный образовательный менеджмент предлагает последовательно отличать стратегические цели школы:

• от миссии, так как миссия не должна формулировать образ конкретного результата, ограничиваясь указанием главных областей и видов деятельности, общего предназначения образовательной организации, системы, проекта;

• от идеала, так как цель, которая может строиться на основе идеала как образа высшего совершенства, в отличие от этого идеала должна обязательно быть реальной, выполнимой и в конечном счете – стать выполненной, достигнутой;

• от функций, так как констатация, например, того, что школа занимается обучением, воспитанием, психическим развитием и оздоровлением учащихся, еще ничего не говорит нам о конкретных целях школы, которые ставятся и достигаются в рамках этих функций;

• от направлений деятельности, тем, над которыми работает школа или система, так как при всей важности, например, построения вариативной системы образования, дифференциации и гуманизации обучения все эти направления изменений в школе не заменяют постановки конкретных целей, которые должны быть достигнуты в ходе их реализации;

• от намерений, так как далеко не все намерения (даже очень благие) являются серьезными и ведут к началу целеустремленной деятельности. Для цели же этот признак является очень важным и существенным.

Под хорошо сформулированной и поставленной целью понимается реалистический, соотнесенный с потребностями и возможностями образ желаемого будущего результата совместной деятельности, заданный таким образом, чтобы:

–– всем участникам работы был максимально конкретно, четко и однозначно виден характер и уровень этого результата;

–– были названы по возможности точные сроки его получения;

–– обозначены допустимые или предельные затраты ресурсов, времени, усилий, которые должны быть при этом затрачены;

–– был доведен до конкретных исполнителей, определен с их участием или согласован с ними;

–– был понят и принят участниками работы и побуждал их к активной и продуктивной деятельности.

В стратегическом планировании на первом месте выступают стратегические устремления и ориентиры, которые обозначаются с максимально возможной для них конкретностью, но никак не заменяют более точных частных целей и задач школы, системы, проекта, которые формулируются на основе этих общих устремлений, но позже – в рамках реализации выработанной стратегии. На уровне школы можно говорить о следующих областях стратегического целеполагания. Первой и главной такой областью или группой результатов школы являются социально и личностно значимые образовательные результаты (которые порождаются прежде всего образовательной подсистемой школы, но при участии и содействии всех остальных подсистем), описываемые обычно в форме модели выпускника школы. Если модель выпускника описана с акцентом на существенные свойства ожидаемого результата, необходимые и востребованные всеми заказчиками, она выступает одновременно как своеобразный внутришкольный стандарт качества образования. Для современной школы обеспечение достойного уровня качества образования является главным стратегическим устремлением и главным показателем успеха.

Второй областью стратегического целеполагания в школе выступает качество жизни участников образовательного процесса, то есть общие устремления определяются в терминах условий, обеспечивающих нормальное (как минимум) качество:

• школьной жизни детей, включая уровень их школьного самочувствия, настроения, мотивации (такие устремления связаны с обеспечением комфортности школьной среды, с возможностью доставки детей из отдаленных деревень в школу, с качеством питания в школе, с возможностью занятий спортом и оздоровления и т. д.);

• профессиональной жизни работников школы (такие устремления связаны с условиями обогащения труда учителей, развития его творческой составляющей, с созданием системы стимулирования продуктивной и результативной, в том числе инновационной, деятельности и т. д.);

• жизни родителей и семей, в рамках которой школьные успехи и школьное самочувствие детей имеют очень большое значение.

Устремления из этой области в случае успеха оказывают сильное положительное влияние на качество образования детей.

Третьей областью стратегического целеполагания в школе является область развития профессионализма и личности учителей в школе. Важность этой группы возможных целей школы трудно переоценить в условиях тех кадровых трудностей, с которыми столкнулась школа. Думается, что абсолютно нетерпимое положение, в котором оказался сегодня учитель, объясняется не только экономическими трудностями, но и многолетней привычкой рассматривать учителя только в качестве средства для развития детей, подкрепляемой «снизу» традиционным альтруизмом и самоотверженностью российского учителя.

Четвертой группой стратегических ориентиров школы могут стать цели, выдвигаемые относительно качества коллектива школы, развития его ценностно-ориентационного единства, сплоченности, совместимости, организованности и т. п.

Пятой группой стратегических устремлений школы могут стать устремления в области социальных вкладов школы и последствий ее жизнедеятельности для социума. Очень полезно сформулировать, на какие изменения в жизни ближней среды будет работать школа, какой вклад она внесет в развитие муниципальной образовательной системы, какую помощь школа окажет ветеранам войны и труда, родителям и т.д.

Заметим, что успешное достижение школой таких целей дает школе такой ценнейший «капитал», как доброе имя, репутация, имидж в глазах населения, органов управления образованием, местной администрации. При этом школа не должна стесняться пропагандировать свой вклад в развитие социума или ждать, пока ее самоотверженный труд заметят со стороны. Современная позиция школы предусматривает активное развитие связей с общественностью, включающих в себя и работу по развитию у населения благоприятного отношения к школе.

Шестой группой стратегических устремлений могут стать цели в области качества школы как целостной организации.

Управляющий совет школы как орган стратегического управления школой принимает участие в выборе и формулировании стратегических целей школы, переводе их в более частные и конкретные цели, в обеспечении их выполнения необходимыми ресурсами, в контроле их реализации.

Юго-Восточное управление МОиН СО

Методические рекомендации

по разработке программы развития

образовательного учреждения

Составил:

методист ГБОУ ДПО ЦПК

Нефтегорский РЦ

Бережнова А.П.

г.Нефтегорск,

2013 г.

В  2012 году на основании распоряжения Юго-Восточного управления МОиН СО  ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ» проводил экспертизу программ развития ОУ округа. Данная экспертиза проводилась с целью анализа и определения качества программы развития  образовательных учреждений и выявления затруднений, возникающих у проектировщиков этих программ. В результате проведённой экспертизы было выяснено, что в большинстве случаев разработчики Программ имеют общее,  недостаточное представление о том, как правильно разрабатывать Программу развития образовательного учреждения. Поэтому, возникла необходимость в составлении данных методических рекомендаций по написанию программы развития образовательного учреждения.

 Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, представителям администрации образовательного учреждения, а так же всем педагогическим работникам  учреждения.

Программа развития — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития  для различных субъектов образовательного процесса.

Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении.  Итак,  Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.

В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:

1.Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)

2. Определение желаемого будущего (концепция)

3. Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)

Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:

  1. Структура программы развития ОУ (В.Сериков)
  • Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешённых проблем, обобщённая справка о состоянии ОУ)
  • Концептуально –прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий)
  • Ресурсное обеспечение программы развития
  • Приложения (диагностический инструментарий)
  1. Структура программы развития ОУ (И.Сулима)
  •  Аналитическое обоснование
  •  Постановка целей
  •  Постановка задач
  •  Выбор средств достижения целей (методы)
  •  Содержание и последовательность важных действий по реализации программы
  •  Определение сроков действий и получения результатов
  1. Структура программы развития ОУ (М.Поташник)
  • Актуальность темы
  • Новшества в управляющей системе школы
  • Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление)
  • Анализ ресурсной базы
  • Кадровые ресурсы
  • Материальные ресурсы
  • Финансовые ресурсы
  • Научно-методические ресурсы
  • Резервное время
  1. Структура программы развития ОУ (В.Лазарев)
  • Проблемы, на решение которых ориентирована программа
  • Новшества, за счёт которых решаются проблемы
  • Проект желаемого будущего (совокупность новшеств)
  • Стратегия осуществления изменений
  • Цель программы
  • План действий
  • Инновационные проекты осуществления частных изменений
  • Ресурсное обеспечение программы
  • Кадровое обеспечение программы
  • Экспертиза программы

При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних  вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.

При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:

— реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

— позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.

Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:

  • Затруднения педагогической практики
  • Анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний
  • Недостаток в результатах работы системы школьного обрпазования
  • Неясность причин и способов устранения недостатков

Требования к формулировке проблемы:  актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)

Проблема может формулироваться в виде

  • Проблемной ситуации (описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения).
  • Проблемного вопроса (вопрос, поставленный        относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования, часто начинается со слов «Каковы, Как, В какой мере» и т.п.)
  • Проблемной задачи (обозначение предполагаемого результата исследования; проблема формулируется как обыкновенная цель, например «определение комплекса условий…»)

Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.

Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития ОУ – это выраженное одним предложением содержание изменения. Требования к формулировке темы:

  • Актуальность
  • Значимость для ОУ
  • Конкретность, точность. Широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели.
  • Проблемность.
  • Прогностичность. При выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о логике работы, диагностике и подтверждении результатов)
  • Грамотность (осторожно пользоваться терминами-понятиями)

Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).

Определившись с проблемами  и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.

Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях — образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как  желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.

Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.

Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.

Требования к постановке целей:

  • Реалистичность, посильность, достижимость
  • Контролируемость
  • Однозначность, представляет в обобщённом виде конечный продукт исследования
  • Проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость
  • Определённость во времени
  • Операциональность (распределение на задачи)
  • Отсутствие неоднозначных выражений и понятий
  • Отсутствие специальных (профессиональных) терминов
  • Соответствие заявленной проблеме

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.

Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д. как правило, задач не бывает более 4-5.

Требования к представлению задач программы:

  • Формулировка в виде заданий по достижению определённых результатов к определённому сроку
  • Результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах)
  • Набор задач необходим и достаточен для достижения цели
  • Задаче поставлен в соответствие набор мероприятий
  • Набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач

Критерием успешности разработки всей программы является её результат. Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Основные ошибки разработчиков:

  • ожидаемые результаты представлены не по всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам
  • описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения
  • отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации Программы
  • ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов.

Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).

В ОУ индикаторы  анализируется по итогам учебного года.Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:

Стратегическая цель/задача

Показатель

Индикатор

Целевое значение, в %

2011/12 уч. г.

2012/13 уч. г.

2013/14 уч. г.

Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей. Некоторые аспекты деятельности учреждения, в принципе, трудно поддаются какому-либо измерению – например, готовность персонала к изменениям. Другая проблема – сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно трудозатратным и дорогим. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование. Тем не менее, отказываться от его проведения нельзя. Именно полученные таким образом показатели помогают оценить, насколько правильно выстроена маркетинговая стратегия ОУ.

При разработке системы мониторинга необходимо соблюдать следующие правила:

  • Жизнеспособную систему мониторинга удастся разработать не сразу, а только после неоднократных уточнений и корректировок.
  • Система мониторинга станет действующим механизмом только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в существующий бюджетный процесс (поэтому столь важно обратить внимание на разработку финансового плана в полном соответствии с целями и задачами программы развития ОУ).

План действий  – это главная часть программы развития, поскольку ради неё необходимы были все предшествующие части. План представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Обычно это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: Что? Как? Когда? Где? Кто? Сколько средств?

Тщательно разработанный план – залог его успешного исполнения. При разработке плана должны быть чётко отражены следующие вопросы:

  • в чём будет заключаться преобразование, какие способы решения задач будут подвергаться проверке
  • какие параметры педагогического процесса будут выбраны для изменений
  • как будут отслеживаться выбранные параметры
  • какие методы получения и обработки информации будут применяться
  • с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в процессе реализации программы
  • как будет оформляться и оцениваться результат
  • подготовка методического обеспечения
  • подготовка диагностического инструментария

Требования к представлению мероприятий программы:

  • одно мероприятие – одна задача
  • для каждого мероприятия указаны источники финансирования
  • для каждого мероприятия указан объём финансирования (в целом, по годам)

При разработке финансового плана программы развития ОУ определяются: целевые ориентиры и приоритетные задачи развития учреждения, доходная часть, структура расходов, отражающая приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В организации программы развития главное согласованность её элементов. Первое – цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга. Следующий момент – согласование целей и задач программы. Повторим, составляя программу необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий её успешной реализации.

Важно обратить внимание и на оценку результативности программы (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в программе мониторинга и обратной связи, позволяющей своевременно реагировать и вносить изменения в содержание программы.

Литература:

  1. Бакурадзе А.Б., Пильдес М.Б. Консультация: Как написать программу развития школы?//Методист.- 2007. -№10
  2. Веревкина Т.А. Программа развития образовательного учреждения. Теоретические подходы.
  3. Лазарев В. Проектирование желаемой педагогической системы//Сельская школа, 2003, №5
  4. Организация профессиональной и общественной экспертизы программы развития и образовательных программ учреждений общего образования. Учебно-методический комплект.- М., АСОУ, 2007
  5. Поташник М. Программа развития школы, достойная бюджетного гранта.//Народное образование, 2005, №8
  6. Поташник М. Программа развития школ: новый уровень осмысления.//Народное образование.-2007,-№8
  7. Суханова Е.А. Экспертиза программ развития образовательного учреждения.(Методические материалы к программе повышения квалификации). Томск, — 2008

Цели и задачи, предмет деятельности школы

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами, определенными законодательствами Российской Федерации, Калининградской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.
Предметом деятельности Школы является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основными целями Школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Основными задачами Школы являются:

  • создание условий для формирования образованной и развитой личности, адаптированной к жизни в обществе, способной к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • удовлетворение потребностей, обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в соответствии с их склонностями, способностями, интересами;
  • обеспечение высокого качества образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, а также дополнительного профильного до профессионального образования;
  • охрана жизни и укрепление здоровья обучающихся;
  • создание максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала обучающихся, овладение ими навыками самообразования, научно-исследовательской деятельности.

Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Деятельность Школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономии светского характера образования.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней образования:

  • I ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
  • II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
  • III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Содержание образования в Школе определяется образовательными программами, утвержденными и реализуемыми Школой самостоятельно.

Основные общеобразовательные программы в Школе разрабатываются на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должны обеспечивать достижения обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

С учетом потребностей и возможностей личности основные общеобразовательные программы в Школе осваиваются в очной форме. Школа, по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей), содействует освоению образовательных программ в форме семейного образования, самообразования или экстерната, обучение по данным формам регламентируется соответствующим Положением.

Обучение по индивидуальным учебным планам на дому осуществляется по заключению врачебно-квалификационной комиссии или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.

Школа бесплатно предоставляет детям, обучающимся индивидуально на дому, на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы; обеспечивает детей, обучающихся индивидуально на дому, специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения реализуемых общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей, обучающихся индивидуально на дому; выдает детям, обучающимся индивидуально на дому и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании. Организация индивидуального обучения, обучающегося на дому оформляется приказом директора Школы об организации индивидуального обучения на дому. Подробно процедура организации индивидуального обучения на дому регламентируется соответствующим положением Школы «Об организации индивидуального обучения».

С учетом интересов родителей (законных представителей) обучающихся, по согласованию с Учредителем и при наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях) в Школе могут открываться профильные, экспериментальные классы, реализовываться программы дополнительного и дошкольного образования.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует федеральный государственный образовательный стандарт.
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образования является базой для получения основного общего образования. На первой ступени обучения вводятся дополнительные общеобразовательные программы, которые направлены на развитие обучающихся и позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению образовательных программ на последующих ступенях. В дополнение к обязательным предметам могут быть введены дополнительные образовательные предметы по выбору родителей и учащихся.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В дополнение к обязательным предметам вводятся новые учебные предметы, факультативные курсы и различные формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, направленные на более полное развитие способностей учащегося, с учетом преемственности в системе образования. По согласованию с учащимися, их родителями (законными представителями) организуется обучение по разно уровневым программам.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, элективные курсы в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Школа реализует основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Школа реализует дополнительные образовательные программы следующих направлений:

  • Подготовка детей к школе;
  • Адаптивные группы по подготовке детей к условиям школьной жизни;
  • Подготовительные курсы к ЕГЭ с нормативным сроком освоения 1 год;
  • Компьютерная графика. Программирование в VisualBasic и Delphi; Web-дизайн; Обработка видео с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Спортивная секция (баскетбол, волейбол, туризм, восточное единоборство) с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Кружки: кройки и шитья; экскурсоводов; краеведов с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Студии: вокальная; хореографическая; театральная; изобразительного искусства; фито дизайн с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Мастерские по народным промыслам (мягкая игрушка; соломка; резьба по дереву) с нормативным сроком освоения до 5 лет.

Дополнительные образовательные программы включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
При наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях) Школа может оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные основными образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами:

  • осуществлять обучение по дополнительным образовательным программам, указанным в п.2.22. настоящего Устава;
  • организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • проводить репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
  • создавать студии, группы, секции, работающие по программам дополнительного образования детей, указанным в п.2.22. настоящего Устава;
  • создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни.

Школа также может осуществлять следующие виды деятельности:

  • внешнеэкономическая деятельность;
  • приносящая доход деятельность (сдача имущества в аренду, возмездное оказание услуг).

Порядок оказания платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг:

  • платные дополнительные образовательные и (или) иные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета;
  • потребность в платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах определяется путем анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся;
  • Школа составляет и утверждает смету доходов и расходов по внебюджетным средствам;
  • Школа разрабатывает Положение о платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах;
  • Школа заключает договора с родителями (законными представителями) об оказании платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах, форма договора утверждается Школой;
  • Школа заключает договора с педагогическими работниками на выполнение платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг;
  • директор издает приказ об организации платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг.

Доход от оказания платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг Школы используется ей в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

Для достижения поставленных целей и задач Школа имеет право в порядке, установленном действующим законодательством:

  • самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;
  • разрабатывать и утверждать учебный план, годовой план воспитательно-образовательной работы Школы и расписание занятий;
  • разрабатывать и утверждать Программу развития Школы, графики работы сотрудников, расписания занятий дополнительного образования;
  • выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания, пособия в пределах, определенных законодательством;
  • самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
  • реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за пределами основных образовательных программ, определяющих статус Школы;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • вести приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Школа создана, и соответствует указанным целям. Осуществление указанной деятельности Школой допускается, если это не противоречит федеральным законам;
  • образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в т. ч. с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений);
    привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансирования и материальных средств, включая использование банковского кредита;
  • осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • предоставлять Учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • осуществлять подбор, прием на работу и расстановку кадров, нести ответственность за уровень их квалификации;
  • использовать и совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;
  • разрабатывать и утверждать по согласованию с Учредителем годовые календарные учебные графики;
  • устанавливать заработную плату работникам Учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования в соответствии с действующей системой оплаты труда;
  • разрабатывать и принимать правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты;
  • самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией;
  • содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений (при наличии);
  • сдавать в аренду в установленном порядке закрепленное за Школой на праве оперативного управления имущество и объекты собственности Школы (договору аренды предшествует экспертная оценка последствий сдачи в аренду имущества, закрепленного за Школой);
  • осуществлять платные услуги на договорной основе при наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях);
  • осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности и развитие объектов социальной сферы;
  • давать предложения Учредителю для планирования своей деятельности и определения перспектив развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к ее основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами;
  • с согласия Комитета и Учредителя быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций;
  • образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в т. ч. с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).

Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность Школы, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до решения суда по этому вопросу.

Школа обязана:

  • выполнять муниципальные задания и план финансово-хозяйственной деятельности для Школы в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью, установленные Учредителем;
  • обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам Школы заработной платы и иные выплаты, в соответствии с действующим законодательством;
  • обеспечивать работникам Школы безопасные условия труда;
  • обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты работников Школы;
  • предоставлять государственным и муниципальным органам информацию о деятельности Школы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
  • обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за Школой движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты имущества;
  • осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством.

Школа обеспечивает функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в Школе, а также обеспечивает создание и ведение официального сайта Школы в сети «Интернет». Школа предоставляет Учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самооценки деятельности Школы (самообследования).

Школа (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к компетенции Школы;
  • реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
  • качество образования своих выпускников;
  • жизнь и здоровье обучающихся и работников Школы во время образовательного процесса;
  • нарушение прав и свобод, обучающихся и работников Школы;
  • иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти поставщика на вещи
  • Как найти айди в роблоксе в телефоне
  • Как можно найти циан
  • Как найти тангенс параллелограмма по клеткам
  • Как найти вену для внутривенного укола