Как составить цепь питания 5 класс биология

Окружающий мир. 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы, 11 классы.

Рассмотрите любую природную зону обитания животных. Цепи питания животных характерные для пустыни, Арктической пустыни (Арктики), леса, тайги, тундры, лесотундры, степная зона. Приведите примеры.

Кто что есть? Образец схемы цепи питания рассмотрим на примере песенки «В траве сидел кузнечик».

Окружающий мир. Для примера можно составить и нарисовать схему цепи питания животных в пустыне.

Для начала вспомним, как животные обитают в пустыне и кто из них чем (кем) питается.

 природную зону обитания животных. Цепи питания животных характерные для пустыни

В пустыне тоже есть скудная растительность, она служит пищей для насекомых, а также для сусликов, тушканчиков, черепах, зайцев и птиц.

Самые маленькие обитатели пустыни, насекомые — муравьи и термиты, различные жуки и мотыльки, гусеницы.

Все мелкие животные в пустыне могут стать пищей для более крупных — пустынного ворона, волка, орла или беркута.

Теперь составим несколько схем цепей питания животных пустыни:

Термит — мелкая птица — пустынный ворон;

трава — тушканчик — пустынный волк;

трава — джейран — беркут.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

88Sky­Walke­r88
[429K]

6 месяцев назад 

В природе все взаимосвязано, находится в тесном взаимодействии. Животные поедают растения, хищники поедают также животных и птиц. Таким образом образуется цепь питания. Исчезновение одного из звеньев этой цепи ведет к сокращению других звеньев.

В определенной природной зоне существуют разные пищевые цепи.

Вот пример лесной цепи питания:

волк ловит зайца, заяц есть лещину.

Еще один пример: белка питается плодами сосны, сова питается белками:

Травой питается кузнечик, кузнечиков едят лягушки, лягушками питаются аисты. Получается такая цепь питания:

Плодами дуба питается мышь, мышью питается лиса:

Светл­аночк­а100
[49.2K]

5 лет назад 

Для того чтобы составить цепи питания животных, нужно их относить к среде обитания. А именно, как это сделать, мы сейчас разберёмся. Допустим мы возьмём определённое животное, животное обычно что-то ест, вспомним какие бывают животные, травоядные и хищники. В то время есть ещё кто-то кто съест это животное. То есть цепочка такова к примеру возьмём нашу полосу проживанию Россию. Какие у нас животные на примере я вам расскажу как это выглядит, а потом составим цепи питания для одной из природных зон. Все мы видим в вопросе знаменитую песенку

и там на представлена схема есть такое насекомое кузнечик, который питается травой, и в свою очередь кузнечик служит питанием для лягушки. Вот она и проглядывается взаимосвязь. Теперь нарисуем схему питания цепи лугового сообщества и рассмотрим её более подробно.

На лугу существуют растения колосок, трава и остатки растений, которые поедают мышь полёвка, гусеница, червь земляной, дальше цепочку продолжают змея, которая съедает полёвку, птица-тирушка, которая питается гусеницей, а жук жужелица съедает червя. Все перечисленные насекомые птицы и звери служат пищей для коршуна, ястребы, ящерицы.

Следующий пример рассмотрим цепи питания лесной зоны, зоны лесов, тайги, лесотундры. Так выглядит схема цепи питания тайги.

Так выглядит схема питания, характерная для леса.

А сейчас мы с вами изготовим цепи питания тундры, лесотундры, вот так это выглядит.

А это пищевая цепь Арктической пустыни.

Ната лия
[138K]

3 месяца назад 

Цепи питания.Окружающий мир.

Животные обычно питаются растениями или какими-то другими животными так получается , что каждый связан между собой в определенной цепи.

Эти цепи получили название «Цепи питания».

Но стоит учитывать, что растение способно питаться с помощью нашего светила, а также с помощью воды и углекислого газа.

Но растение также входят в цепи питания потому, что они служат пищей для животных, тех которые питаются растительной едой, а те уже служат для хищных животных.

Любая цепь питания начинается с растений, здесь нет никаких других вариантов, они составляют самое главное и самое первое звено цепи.

Следующими после этого, уже идут животные которые питаются растительной пищей и последнеие — это уже хищные животные.

Ниже будут представлены примеры разнообразных цепей питания:

ralin­aa
[9.8K]

2 года назад 

Лес

Широколиственные и смешанные леса находятся в умеренном поясе. Данному расположению характерны холодные зимы и не очень тёплое лето. Количество осадков также в среднем значении. Все леса строятся на двух-трёх уровнях. Нижние уровни лесов заселены кустарниками, травянистой растительностью. Из животного мира распространены хищники, грызуны, птицы и копытные. Почвы бурые или же серые лесные.

Цепи питания:

Арктическая пустыня: водоросли — рыба — тюлень — белый медведь;

Тайга: семена сосны — белка — куница — рысь;

Тундра: мох — лемминг — песец;

Лесотундра: злаковые — лемминги — лиса — бурый медведь;

Лес: кора дерева — заяц — волк;

Степь: трава — суслик — полоз — орёл;

Пустыня: растения — верблюд — гепард.

Алмаз­ный брита­нец
[17.4K]

3 недели назад 

Схемы питания бывают разнообразными, но всегда начинаются с растений. Растения никого не едят и получают энергию от солнца, а дыхание из кислорода и питание из воздуха благодаря фотосинтезу. После растений идёт уже животное, называемое растительноядным. И заключительное звено — это хищное животное или насекомоядное. Рассмотрим простой пример.

Нарисуем несколько цепей питания. Первым рисуем плод дуба — жёлудь. Ими питаются мыши, чаще полевки. А мышами уже лакомится лисица. После растения рисуем мышь, а после неё лису. Вторая схема похожая, но вместо мыши и лисы нарисован кабан и волк. В третьей схеме рисуем вербу, затем зайца и лису. Она может и зайцев ловить для своего питания.

Точно в цель
[110K]

3 месяца назад 

Цепь питания представляет собой модель, которая показывает, как энергия передается от одного организма к другому в экосистеме. Она начинается с производителей, которые получают энергию от солнечного света, и продолжается через потребителей первого, второго, третьего и т.д. порядка. Построение схемы цепи питания для животных может выглядеть следующим образом:

Производители — это обычно растения, которые используют солнечный свет для создания своей собственной пищи.

Первичные потребители — это животные, которые питаются растениями. Например, олень.

Вторичные потребители — это животные, которые питаются первичными потребителями. Например, медведь.

Третичные потребители — это животные, которые питаются вторичными потребителями. Например, волк.

И т.д.

Схема цепи питания может выглядеть следующим образом:

Знаете ответ?

Цепи питания


Цепи питания

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 200.

Обновлено 25 Октября, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 200.

Обновлено 25 Октября, 2021

Одним из наиболее важных видов связи в природном сообществе является цепь питания. По-другому это называется пищевая связь, поскольку по таким цепям происходит передача веществ и энергии между организмами. Об этом школьники узнают из курса биологии в 6 классе. Пищевые связи играют ключевую роль в природных сообществах, поддерживают их устойчивость и стабильность.

Что такое цепи питания

Существование живых организмов невозможно без потребления энергии. Основным её источником для живых организмов является пища как аккумулятор энергии света. Живые организмы, обладающие способностью преобразовывать энергию света в пищу, называются производителями. Это зелёные растения.

Созданные растениями органические вещества сначала идут в пищу травоядным животным, а через них плотоядным и хищникам. Эти группы животных относятся к потребителям. Животные питаются растениями или другими животными. Так создаются цепи питания.

В пищевые цепи следует включить и другие звенья, состоящие из организмов разрушителей. К ним относятся бактерии, грибы. Они получают свою порцию энергии, питаясь останками организмов, продуктами их жизнедеятельности.

Таким образом, цепь питания — это последовательность перехода веществ и энергии от одного организма к другому.

Простая цепь питания

Рис. 1. Простая цепь питания.

Типы цепей питания

Обычно в цепь питания включено 5–6 звеньев. Это обусловлено тем, что большое количество энергии при переходе от звена к звену теряется в тепловой форме. Поэтому каждому последующему достается небольшая часть исходной энергии.

В качестве первого звена в пищевой цепи, как правило, выступают зелёные растения, но отсчёт можно начинать и с останков организмов либо продуктов их жизнедеятельности.

Примеры цепей питания:

  • орехи лещины — белка обыкновенная — лесная куница;
  • злаки — полёвка — сова — лиса;
  • дуб — короед — желна — ястреб-тетеревятник;
  • кора осины — заяц — волк;
  • опавшая листва — дождевой червь — землеройка — сова.

Строго говоря, каждая пищевая цепь должна заканчиваться разрушителем (редуцентом). Однако и без этого последовательность перехода веществ и энергии понятна. В каждом природном сообществе образуются свои пищевые сети. При этом обычно один и тот же вид является звеном не только в определённой пищевой цепи, но участвует одновременно в нескольких. Так образуются пищевые сети.

Пищевая сеть дубравы

Рис. 2. Пищевая сеть дубравы.

Благодаря пищевым сетям достигается большая устойчивость природных сообществ. При снижении численности одного вида его потребители могут перейти на альтернативный источник питания. Так, в рацион белки входят как еловые, так и сосновые шишки, жёлуди, орехи лещины, причём один вид легко заменяется на другой в случае неурожая.

За счет перекрещивания цепей питания образуются пищевые сети.

Пищевые сети в наземной экосистеме

Рис. 3. Пищевые сети в наземной экосистеме.

Заключение

Что мы узнали?

Во всех природных сообществах образуются цепи питания, по которым вещества и энергия передаются от одного организма другому. Начинается цепь питания с производителя и заканчивается плотоядным видом или разрушителем. За счет пересечения простых цепей питания образуются сложные пищевые сети, обеспечивающие устойчивость природных сообществ.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Мусина

    5/5

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 200.


А какая ваша оценка?

Урок биологии в 5 классе

Тема: «Пищевые цепи».

Ход урока

      На прошлом уроке мы познакомились с тем, что такое природное сообщество и узнали, какие бывают природные сообщества. Сегодня мы продолжим работу по изучению данного вопроса.

      В любом сообществе все организмы  связаны между собой и зависят друг от друга.  Наиболее важными связями между организмами являются пищевые связиили цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

     Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

     Как вы считаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

     Ответ: зеленые растения. Это производители.

     Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

     Ответ: их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Это потребители. Ими, как правило, являются животные. Животные поедают других животных или растения. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. 

     Но помимо организмов производителей и потребителей существует ещё одна группа – это разрушители. Ими являются бактерии, грибы. Они питаются отмершими частями растений, трупами животных, а также экскрементами.

    ПРОЧИТАЙТЕ более подробно про три группы организмов  (стр. 102)

Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Ответ: Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия (записать понятие в тетрадь).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13295/%D0%BF%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%8C.jpg

    Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

     Ответ: Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии.

     Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13299/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1.png

     Давайте построим несколько цепей питания для разных сообществ. В тетрадь запишите 3 любые цепи питания из данного списка или составьте свои, используя рисунок 68 на стр. 103.

желуди     сойка    ястреб-тетеревятник

желуди  желудевый долгоносик  певчий дрозд  ястреб-перепелятник

семена злаков  лесная мышь  сова  лиса

кора и древесина дуба  короед пестрый дятелястреб-перепелятник

листья дуба листорез  славка-черноголовка  ястреб-перепелятник

сок дуба  усач дубовый  соловей канюк обыкновенный

орехи  белка  канюк обыкновенный

желуди  белка лесная куница

злаки  полевка  луговой лунь

злаки  суслик  лисица  орел

злаки  полевая мышь  степной хорек  балобан

трава  полевка ласка

злаки  полевка  горностай  пустельга

опавшая листва дождевой червь  черный дрозд  ястреб-перепелятник

опавшая листва  дождевой червь  крот

навоз  жук-навозник  славка  ястреб-перепелятник

опавшая листва  дождевой червь  малиновка  канюк обыкновенный

   Очень редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/1808/_____69_____4.jpg

     В результате этого формируются пищевые сети. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость сообщества. Так, если в результате изменения условий какой — либо вид производителей (растений) резко снизит свою численность, питающиеся им потребители перейдут на другие источники питания.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13300/%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0.jpg

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Тест «Природные сообщества»

  1. Природное сообщество образуют

А) все организмы, обитающие совместно

Б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности

В) только растения и грибы

Г) только животные

  1. Группы организмов, выделяемые в экосистемах по типу питания – это

А) хищники и травоядные

Б) производители, потребители и разрушители органического вещества

В) симбионты и паразиты

Г) растения, грибы, животные

  1. Производители органического вещества – это чаще всего

А) грибы

Б) растения

В) животные

Г) бактерии

  1. К разрушителям органического вещества НЕ относятся

А) бактерии

Б) грибы

В) почвенные черви

Г) кроты

  1. Соотнесите сообщество с его типом. Ответ оформите в виде таблицы

      СООБЩЕСТВО

ТИП СООБЩЕСТВА

  1. парк
  2. степь
  3. сад
  4. огород
  5. озеро
  6. Лес
  7. пустыня
  8. поле
  9. море
  10.  тайга

А) природное

Б) искусственное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Домашнее задание: п. 27 (прочитать).

В ряду экологических связей между растениями, животными и другими
организмами сообщества наиболее важными обычно называют пищевые связи, так как через
них от одного к другому организму передаются вещество и энергия.

Организмы рождаются, растут, развиваются, воспроизводят потомство,
умирают. На протяжении всей жизни они нуждаются в энергии. Большая часть
необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за
счёт световой энергии. Световую энергию в пищу превращают производители (в
основном растения). Такие потребители, как растительноядные животные, поедают
этих производителей. Другие потребители (хищники) питаются потребителями
(растительноядными животными). Так образуются пищевые цепи, или цепи
питания
.

Пример пищевой цепи

С помощью цепей питания происходит передача вещества и энергии в
сообществе живых организмов.

Цепь питания состоит из ряда видов или их групп, где каждое звено
служит пищей последующему.

Пищевые цепи могут быть короче или длиннее, но всегда состоят из
отдельных звеньев. Однако много звеньев в цепях питания не бывает, так как в
них быстро иссякает энергия. Обычно пищевые цепи состоят не более чем из
пяти-шести звеньев.

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо
живыми растениями, либо мёртвыми организмами (бактериями, грибами, растениями,
животными). В зависимости от этого различают: цепи выедания,
цепи разложения, цепи паразитические.

Цепи выедания

Внизу первое звено всегда образуют растения (производители), далее
следуют растительноядные животные, затем плотоядные, которых, в свою очередь, поедают
более крупные хищники, и так далее. Называются эти цепи питания так потому, что
растения образуют значительно больше органических веществ, чем того требуется
для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ
используются животными (потребителями).

Для цепей выедания характерна следующая
закономерность: размеры тела животных, составляющих эту цепь, увеличиваются по
мере удаления их от первого звена цепи — растений.

Размеры организмов, входящих в эту цепь, увеличиваются от первого
звена. Это значит, что синица больше гусеницы, а сокол больше синицы.

Цепи разложения составляют
организмы, которые питаются мёртвым органическим веществом и при этом разлагают
его.

Первое звено в цепях разложения — остатки мёртвых растений и
животных. Многие из них поедаются животными.

Первое звено в цепи
разложения

Но большая их часть становится объектом питания бактерий и грибов.
Эти организмы легко распространяются, и их можно найти практически повсюду в
окружающей среде. При благоприятных условиях они быстро растут, активно
питаются, в результате активно осуществляются процессы гниения и разложения
органического вещества. Посмотрите, например, что произойдёт с некоторыми
продуктами питания, если их оставить на открытом воздухе. Они испортятся.

Продукты питания портятся потому, что в них начинают размножаться
бактерии — крохотные существа, которых можно увидеть только под микроскопом.
Эти бактерии образуют кислоты, пахучие газы, ядовитые
химические соединения. Именно поэтому испорченные продукты воняют, и их нельзя
употреблять в пищу.

Грибы принимают участие преимущественно в разложении клетчатки
растений, а бактерии разрушают трупы животных. В результате сложные
органические вещества мёртвых животных и растений превращаются в минеральные
соли азота и фосфора, необходимые растениям.

Роль цепей разложения особенно велика там, где много органических
остатков.

Подсчитано, что в масштабах Земли, благодаря цепям разложения, в
круговорот включается до 90 % энергии и веществ, запасённых растениями, тогда
как в круговорот посредством цепей выедания вводится
только 10 %.

Следующий вид — паразитические цепи. Паразитические цепи
образуют организмы, относящиеся к разным видам. При этом одни организмы живут
за счёт других. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи,
частично или полностью получая необходимую пищу у другого животного или
растения, ничего не давая взамен. Эти организмы называются паразитами, а
растения или животные, за счёт которых они живут, называются хозяевами.
Паразитами могут быть как животные, так и растения, и даже грибы и бактерии.

Вьющееся паразитическое растение повилика живёт на диких и
культурных растениях — клевере, смородине, тыкве, хмеле, льне и других. Корней
у неё нет. Да они ей и ни к чему. Повилика обвивается вокруг стебля
растения-хозяина и с помощью глубоко внедряющихся в него присосок получает из
него необходимые для жизни воду, сахара, минеральные соли.

Повилика

Кровососущие насекомые блохи паразитируют на птицах, млекопитающих
и человеке. Их сильно сжатое с боков тело хорошо приспособлено к передвижению в
волосяном и перьевом покровах животных-хозяев, а сильные ножки помогают
перепрыгивать с одного хозяина на другого.

Первое звено в паразитических цепях питания всегда представлено
живым организмом. А размеры тела организмов, составляющих эти цепи, в отличие
от того, что мы видели в цепях выедания, по мере
удаления от первого звена постепенно уменьшаются. Так, млекопитающее животное
может служить местом обитания для многочисленных блох, питающихся его кровью, а
в организме блох могут развиваться тысячи мельчайших организмов, состоящих из
одной клетки и видимых только под микроскопом.

Многие животные могут одновременно входить в разные цепи питания,
потому что питаются как растительной, так и животной пищей. Например, всеяден
характерный обитатель лесной зоны медведь. Он любит полакомиться зелёными
частями растений, ягодами, фруктами. Орехами и мёдом. Но он ест также и
насекомых, охотится на крупных зверей, например лося, ловит рыбу, кроме того,
медведь охотно употребляет в пищу падаль.

Таким образом, в природе все цепи питания — выедания,
разложения, паразитические — не изолированы друг от друга, они сложно
переплетены и, соединяясь, образуют пищевую сеть.

Пищевая сеть

Пищевые сети образуются потому, что практически любой член
какой-либо пищевой цепи одновременно является звеном и в другой пищевой цепи:
он потребляет и его потребляют несколько видов других организмов.

Практическая работа

«Составление пищевых цепей. Решение экологических задач»

Составление цепей питания

1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите   потребителя второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны 

2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. 

Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: 

бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь?              

Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).

5).  К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?

Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь  цели? Ответ объясните.

2. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).
1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.
2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.
5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.
6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.
9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

Дайте развернутый ответ на вопросы:

1. Какую роль играют птицы в природном сообществе леса? Приведите не менее трех примеров.

2. Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

3. Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неполадка 43 в работе устройства как исправить
  • Как найти площадь в см2 многоугольника
  • Как найти воду в гараже
  • Как найти стороны подобных треугольников задачи
  • Как найти стандартный тепловой эффект реакции