Как составить цепочки метафор

Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Тихо я в тёмные кудри вплетаю

Тайный стихов драгоценный алмаз.

А.А. Блок

Метафора творит волшебство,

преображает обыкновенное и привычное

в чудо, создаёт сказку…

Красиво говорить не запретишь, а можно ли научиться
говорить красиво? Нередко мы слышим, что чей-то ребёнок может часами
фантазировать, а другой не в состоянии увидеть на небе облака в виде птицы или
ракеты. И тут же звучит объяснение, что одному  дано, другому – нет. Однако
педагоги не сомневаются, что способности можно развивать независимо от их
исходного уровня. Данной проблемой занимаются учителя, увлечённо творят вместе
с детьми, используя элементы ТРИЗ как проверенного и осознанного инструмента
для творчества, который помогает раскрыть смысл такого изобразительного
средства, как метафора, даёт возможность проникнуть в тайну слова, разгадать
многие его смыслы и значения, развивает богатство воображения, мышление,
коммуникативные и речевые умения.

Опыт показывает, что нахождение метафор учащимся даётся
труднее, чем выявление других тропов, изобразительных средств, обладающих
морфологическими, синтаксическими, смысловыми приметами. Образность метафоры
распознать сложнее. Поэтому обучение приёмам составления метафоры на основе
компетентностного подхода с использованием ТРИЗ в условиях самостоятельной
поисковой деятельности позволяет не только заинтересовать детей учебным
процессом, но и помогает учащимся прочно овладеть компетенциями с целью
дальнейшего их применения, а также позволяет усилить эмоциональную
выразительность речи.

Итак, Метафора – способ отражения мира на речевом уровне; это троп,
некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении, на
перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Давайте
попробуем украсить свою речь метафорами!

Изобретению метафор предшествует ассоциативная работа
(подбор ассоциаций по подобию), которая является одним из дидактических средств
продуктивной организации процесса обучения по созданию метафор.

Ассоциативная разминка

1. Продолжите ассоциативный ряд:


Что бывает круглым (шар, луна…),

длинным
(река, лента…),

высоким
(скала, дом…),

холодным
(снег, мороженое…),

лёгким
(пух, снежинка…),

колючим
(ёж, шипы…),

острым
(боль, нож…),

глубоким
(море, колодец…) и др.

2.
Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте
связывающие их ассоциации, причём, чем больше, тем лучше.

Дружба и цветок

Кошка и лампочка

Гора и человек

1)Дружба
расцветает и увядает, как цветок.

2)Кошка
круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят,
как лампочки.

3)Гора
и человек обладают силой и твёрдостью.

3.
«Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо
знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Кататься,
возить, бегать.

Семь,
три, один.

Пожарный,
дым, огонь.

Лес,
дрова, топор.

Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, надо
понять алгоритм их составления.

Приём I

Алгоритм составления метафор

1.     Выбрать объект.

2.     Действие объекта. Что делает?

3.     На что похож? С чем можно сравнить? Сравниваем по характерному признаку.

4.     Где находится объект? Назвать место, где располагается объект или где
происходит действие.

5.     Метафора: пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3
(существительное).

6.     Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

дождь

окно

радуга

2.

льёт

распахнуть

растянулась

3.

слёзы

око

семицветный мост

4.

небо

комната

небосклон

5.

Небесные слёзы

Комнатное око

Семицветный мост на небосклоне

6.

Небесные слёзы льются весь день.

Я комнатное око
распахнула
,

И краски дня мне
брызнули в лицо!

Я аромат природы
вновь вдохнула.

И счастьем жизнь
наполнилась легко!

На небосклоне
семицветный мост

Растянулся во весь
рост.

И на зеркале земли

Отражаются огни!

Примеры

1.

Лужа

Холодильник

Закат

2.

отражает

морозит, даёт холод

пылает

3.

зеркало

айсберг

костёр

4.

тротуар

в доме

вечернее небо

5.

Тротуарное зеркало

Домашний айсберг

Вечерний небесный костёр

6.

Тротуарное
зеркало
отражает дома,
деревья, прохожих.

В домашнем
айсберге
хранится  всегда
холодная водица.

Костёр небесный
запылает,

И озарится ночи
свод.

Здесь россыпь
золота сверкает

И острый жёлтый
серп плывёт.

Задание
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):

составьте метафоры, используя объекты (снежинка, газета, люстра, туман, роса, облака,
снег, луг, луна, звёзды, месяц, туча, кленовый лист, сосульки).

Примеры

1.

Одуванчики

2.

сияют

3.

солнце

4.

луг

5.

Луговое солнце

6.

Я увидел вдруг в
оконце:

Луговое светит солнце!

Скоро солнце улетит

И полянка загрустит.

Приём II

Алгоритм составления метафор

1.   Основан на I приёме. Метафора: пункт 5 (I приём).

2.  
Преобразовать словосочетание, построенное на
основе согласования, в синонимичное словосочетание со способом связи управление.
/ГИА – 9 /

3.   Употребить метафору в предложении.

Примеры метафоры

1.

Небесные слёзы

Слёзы неба

Слёзы неба солнце вытирает.

2.

Тротуарное зеркало

Зеркало тротуара

В зеркале
тротуара
видны облака.

3.

Золотая россыпь

Россыпь золота

Россыпь золота на листве переливается огнями.

4.

Дневные краски

Краски дня

Краски дня открылись для меня.

5.

Небесный костёр

Костёр на небе

Костёр на небе не затушишь.

6.

Природный аромат

Аромат природы

Ароматы природы вдыхаю с наслаждением.

Приём III

Алгоритм составления метафор

1.     Выбрать объект.

2.     Действие объекта. Что делает? С чем можно сравнить? Употребить в
переносном значении.

3.     Метафора: пункт 2 (глагол) + пункт 1 (имя существительное).

4.     Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Печаль

сердце

2.

Перен.:  льётся

Перен.:  горит, пылает

3.

Льётся печаль

Сердце горит

4.

И льётся печаль
из моей души.

Сердце горит для людей и для жизни.

Приём IV (вариант приёма
III)

Алгоритм составления метафор

1.     Выбрать объект.

2.     На что похоже действие объекта или сам объект? С каким объектом можно
сравнить? (Имя существительное).

3.     Метафора: пункт 2 (существительное) + пункт 1 (существительное).

4.     Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Ум

мысли

чувство

любовь

2.

лабиринт

виражи

поток

пожар

3.

Лабиринты ума

Виражи мыслей

Поток чувств

Пожар любви

4.

В лабиринтах ума
сложно разобраться.

За виражами
мыслей
интересно наблюдать.

В потоке чувств,
в смятении душевном проходят дни, идут года.

Пожар любви сжигает без остатка

Задание
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):

составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.

Приём V

Алгоритм составления метафор

1.     Выбрать объект.

2.     Основное качество, свойство (имя прилагательное)

3.     Имя прилагательное преобразовать в имя существительное.

4.     Сравнение с другим объектом, где свойство ярко выражено.

5.     Метафора: пункт 3 (существительное) + пункт 4 (существительное).

6.     Употребить метафору в предложении.

Теперь объектом будет
кофе. Выделим его основное свойство (тёмный, чёрный, крепкий, густой).
Переведём прилагательное  в существительное – чернота. Сравним с другим
предметом, где выявленное свойство ярко выражено – чернота, как ночью, темнота,
как во сне. Получаем: КОФЕ – чернота ночи. А если метафору вставить в текст,
получится: «Пью по утрам остаток чёрной ночи/ черноту ночи».

1.

Кофе

Серьги

Занавеска

Апельсиновый сок

2.

чёрный

блестящие

пёстрая

жёлтый

3.

чернота

блеск

пестрота

желтизна

4.

как ночью

словно звёзды

как у полянки

как у солнца

5.

Чернота ночи

Блеск звёзд

Пестрота полянки

Желтизна солнца

6.

Чернота ночи
расплескалась по краям моей любимой чашки.

В ушах у юной
красавицы сияние звёзд.

Окно раскрылось, и
свежий ветер закружил пестроту полянки у меня на глазах.

Заманчиво пить
желтизну солнца.

Задание: составьте
метафору, используя объект по своему усмотрению.

___________________________________________________

Ассоциативная разминка

1. Продолжите ассоциативный ряд:


Что бывает круглым (шар, луна…),

длинным
(река, лента…),

высоким
(скала, дом…),

холодным
(снег, мороженое…),

лёгким
(пух, снежинка…),

колючим
(ёж, шипы…),

острым
(боль, нож…),

глубоким
(море, колодец…) и др.

2.
Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте
связывающие их ассоциации, причём чем больше, тем лучше.

Дружба
и цветок

Кошка
и лампочка

Гора
и человек

1.Дружба
расцветает и увядает, как цветок.

2.Кошка
круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят,
как лампочки.

3.Гора
и человек обладают силой и твёрдостью.

Итак,
что мы обнаружили? Между далёкими, на первый взгляд, словами можно найти что-то
общее, сравнив, сопоставив их. На этом явлении и основана метафора,
представляющая собой скрытое сравнение на основе сходства.

3.
«Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо
знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Огород,
Москва, Киев (В огороде бузина, а в Киеве дядька).

Кататься,
возить, бегать.

Семь,
три, один.

Пожарный,
дым, огонь.

Лес,
дрова, топор.

Чтобы
лучше видеть метафоры в тексте, надо понять алгоритм их составления.

Приём I

Алгоритм составления метафор

7.     Выбрать объект.

8.     Действие объекта. Что делает?

9.     Следующее мыслительное действие: На что похож? С чем можно сравнить?
Сравниваем по характерному признаку.

10. Возьмём и усилим: Где находится объект? Назвать место, где
располагается объект или где происходит действие.

11. Соединение сравнения с местом происходящего: Метафора: пункт 4 (можно
преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное).

12. Завершающая контекстная часть: Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

дождь

окно

радуга

2.

Льёт

распахнуть

растянулась

3.

слёзы

око

семицветный мост

4.

небо

комната

небосклон

5.

Небесные слёзы

Комнатное око

Семицветный мост на небосклоне

6.

Небесные слёзы льются весь день.

Я комнатное око
распахнула
,

И краски дня мне
брызнули в лицо!

Я аромат природы
вновь вдохнула.

И счастьем жизнь
наполнилась легко!

На небосклоне
семицветный мост

Растянулся во весь
рост.

И на зеркале земли

Отражаются огни!

Примеры

1.

Лужа

Холодильник

Закат

2.

отражает

морозит, даёт холод

пылает

3.

зеркало

айсберг

костёр

4.

тротуар

дома

вечернее небо

5.

Тротуарное зеркало

Домашний айсберг

Вечерний небесный костёр

6.

Тротуарное
зеркало
отражает дома,
деревья, прохожих.

В домашнем
айсберге
хранится  всегда
холодная водица.

Костёр небесный
запылает,

И озарится ночи
свод.

Здесь россыпь
золота сверкает

И острый жёлтый
серп плывёт.

Задание
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):

составьте метафоры, используя объекты (снежинка, газета, люстра, туман, роса,
облака, снег, луг, луна, звёзды, месяц, туча, кленовый лист, сосульки).

Примеры

1.

Одуванчики

2.

сияют

3.

солнце

4.

луг

5.

Луговое солнце

6.

Я увидел вдруг в
оконце:

Луговое светит солнце,

Скоро солнце улетит

И полянка
загрустит.

Приём II

Алгоритм составления метафор

4.   Основан на I приёме. Метафора: пункт 5 (I приём).

5.  
Преобразовать словосочетание, построенное на
основе согласования, в синонимичное словосочетание со способом связи управление.
/ГИА – 9 /

6.   Употребить метафору в предложении.

Примеры метафоры

1.

Небесные слёзы

Слёзы неба

Слёзы неба солнце вытирает.

2.

Тротуарное зеркало

Зеркало тротуара

В зеркале
тротуара
видны облака.

3.

Золотая россыпь

Россыпь золота

Россыпь золота на листве переливается огнями.

4.

Дневные краски

Краски дня

Краски дня открылись для меня.

5.

Небесный костёр

Костёр на небе

Костёр на небе не затушишь.

6.

Природный аромат

Аромат природы

Ароматы природы вдыхаю с наслаждением.

Приём III

Алгоритм составления метафор

5.     Выбрать объект.

6.     Действие объекта. Что делает? С чем можно сравнить? Употребить в переносном
значении.

7.     Метафора: пункт 2 (глагол) + пункт 1 (существительное).

8.     Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Печаль

сердце

2.

Перен.:  льётся

Перен.:  горит, пылает

3.

Льётся печаль

Сердце горит

4.

И льётся печаль
из моей души.

Сердце горит для людей и для жизни.

Продолжим и отработаем ещё один приём составления метафор.

Приём IV (вариант приёма
III)

Алгоритм составления метафор

5.     Выбрать объект.

6.     На что похоже действие объекта или сам объект? С каким объектом можно
сравнить? (Имя существительное).

7.     Метафора: пункт 2 (существительное) + пункт 1 (существительное).

8.     Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Ум

мысли

чувство

любовь

2.

лабиринт

виражи

поток

пожар

3.

Лабиринты ума

Виражи мыслей

Поток чувств

Пожар любви

4.

В лабиринтах ума
сложно разобраться.

За виражами
мыслей
интересно наблюдать.

В потоке чувств,
в смятении душевном проходят дни, идут года.

Пожар любви сжигает без остатка

Задание
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):

составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.

Приём V

Алгоритм составления метафор

7.     Выбрать объект.

8.     Основное качество, свойство (имя прилагательное)

9.     Имя прилагательное преобразовать в имя существительное.

10. Сравнение с другим объектом, где свойство ярко выражено.

11. Метафора: пункт 3 (существительное) + пункт 4 (существительное).

12. Употребить метафору в предложении.

Теперь объектом будет кофе. Выделим его
основное свойство (тёмный, чёрный, крепкий, густой). Переведём прилагательное 
в существительное – чернота. Сравним с другим предметом, где выявленное
свойство ярко выражено – чернота, как ночью, темнота, как во сне. Получаем:
КОФЕ – чернота ночи. А если метафору вставить в текст, получится: «Пью по утрам
остаток чёрной ночи/ черноту ночи».

Примеры

1.

Кофе

Серьги

Занавеска

Апельсиновый сок

2.

чёрный

блестящие

пёстрая

жёлтый

3.

чернота

блеск

пестрота

желтизна

4.

как ночью

словно звёзды

как у полянки

как у солнца

5.

Чернота ночи

Блеск звёзд

Пестрота полянки

Желтизна солнца

6.

Чернота ночи
расплескалась по краям моей любимой чашки.

В ушах у юной
красавицы сияние звёзд.

Окно раскрылось, и
свежий ветер закружил пестроту полянки у меня на глазах.

Заманчиво пить
желтизну солнца.

Задание
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):

составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.

Один из
самых распространенных художественных
приемов.

Метафора — перенос наименования
по сходству. Сходство может быть
различным:

по
форме

— иголка (швейная) и иголка (хвойная)

по
расположению

— рукава реки — рукава куртки.

по
функции

— дворник (человек) и дворник (очистит.
устройство).

метафоры
— названия

(сросшиеся метафоры, или “мертвые”) —
часы идут.

Все
это — простейшие виды метафор, существуюшие
как в любом художественном произведении,
так и в речи. Далее пойдут более сложные
метафоры, характерные в основном только
для художественных произведений.

Общепоэтические
(фигуральные метафоры)

— их переносной характер легко понять.

Метафоры
авторские (индивидуально-стилистические)

— не закреплены ни в словарях, ни в языке.
Примеры: «Костер рябины красной»
— Есенин; «лезвие взгляда» —
Шолохов».

Метафоры
комические

— средство юмора и сатиры. Пример: «Да,
— сказал председат

ель замороженным
голосом» — Ильф и Петров.

Развернутая
метафора (цепочка метафор, двучленная
метафора)

— на основе одной метафоры рождается
другая. Пример: Блок называет глаза
женщины звездами. А звезды могут гаснуть:
«погасли звезды синих глаз».
В
ответе можно также рассказать о поэзии
19 века (активно использовали метафору
Жуковский, Карамзин и другие поэты-романтики
): «Страна, где я расцвел в тени
уединенья», «Последний луч зари на
башнях умирает» и прочее такое.

Различие
заключается в том, что метафора порой
предметы и явления мертвой природы
называется словами, выражающие живые
явления. «Земля кричала при обвале».
В сравнении этого быть не может. Есть
метафоры, в основе которых лежит
олицетворение: дождь идёт. После начали
обозначаться и процессы в душе людей:
меня горе гнетёт, тоска грызёт или мысль
в голову закралась.

Два вида метафоры:

1. Обозначение процессов неорганической
природы 2. Чувства людей

Это лексические
метафоры.

Овеществляющие метафоры:
основаны на отождествлении душевных
свойств со свойствами материальной
жизни: у него острый ум, твёрдый характер.
Особая разновидность овеществляющих
метафор по принципу сходства с частями
человеческого, животного организма:
подошва горы, спинка стула.

Отвлечённая
метафора — по принципу сходства с
явлениями и процессами материальной
жизни: цепь доказательств, ход вещей,
перст судьбы, корни зла.

Метафора
не является особенностью только
поэтического языка и употребляется
также в языке практическом, т.е.
разговорном. Публичные люди должны
наполнять свою речь метафорами.

  • Метафорой
    называются слова, употребляемые в
    переносном значении на основании
    сходства впечатлений от разных предметов.
    Напр.: звуки текущего ручейка напоминают
    лепет ребенка, на этом основании говорят:
    ручей лепечет;
    шум бури напоминает вой волка, поэтому
    говорят: буря
    воет
    . Таким
    путем в метафоре переносятся: а)
    свойства одушевленного предмета на
    неодушевленный (вещественный и
    абстрактный); напр.: лес
    призадумался, совесть скребет сердце
    ,
    б)
    или свойства неодушевленного вещественного
    предмета переносятся на одушевленный
    и абстрактный. Напр.: железный
    человек, черствая душа
    .

Да,
это важно. Вот нашей группе нужно было
всенепременно сделать карточки по
олицетворяющей, овеществляющей, сухой
метафоре и цепочке метафор.

Так что
обязательно скажите
.
И см. другие
билеты, связанные с метафорой
.

28.Инверсия
как одно из средств художественной
выразительности

(Карточка
и любой учебник)

Инверсия
— (от лат. Inversio
— переворачивание) — фигура слова:
нарушение естественного порядка слов.
Ставя то или иное слово, несущее основную
смысловую нагрузку, на необычное для
него место во фразе, писатель тем самым
обращает на него особенное внимание.

Первый фактор определяет порядок
главных членов предложения — подлежащего
и сказуемого. Вот
пример инверсии, создаваемой для
эмфатического выделения подлежащего
(см. Карточка — Пушкин).

Второй
фактор применения обычного порядка
слов – синтаксические нормы различных
национальных языков. Это условие инверсии
второстепенных членов предложения.
Дополнения и обстоятельства в форме
существительных, стоящие перед
управляемыми ими словами, воспринимаются
в русском языке как инверсированные.
Особенно распространённый вид инверсии
— постановка эмоционального определения,
эпитета в форме прилагательного или
наречия после определяемого им слова.
Дальнейшее развитие инверсии заключается
в том, что слова в предложении не только
меняются местами, но и при этом
разъединяются те из них, которые должны
бы стоять рядом.

  • Инверсия
    (от лат. inversio — переворачивание,
    перестановка), изменение обычного
    порядка слов в предложении. И., как
    правило, используется для выделения
    переставленного элемента предложения
    или для придания всему предложению
    особого смысла. В языках с фиксированным
    порядком слов И. имеет грамматическую
    нагрузку, например для образования
    вопросительных предложений в русском,
    английском, французском языках. И. —
    один из способов реализации актуального
    членения предложения.
    Например: русское «Видел я отца»,
    немецкое Den Sohn liebt die Mutter — «Сына любит
    мать». Нередко формы И., не принятые в
    обычной речи, используются в поэзии;
    например, у А. С. Пушкина: «Минутных
    жизни впечатлений Не сохранит душа
    моя…», или: «Под вечер, осенью ненастной,
    В далёких дева шла местах…».

  • Актуальное
    членение предложения,

    функциональная перспектива предложения,
    лингвистический термин, означающий
    членение предложения, исходящее из
    выражения им конкретного смысла в
    контексте данной ситуации. При А. ч. п.
    выделяются то, что считается известным
    или может быть легко понято (исходная
    точка, основа, тема), то, что сообщается
    об исходной точке высказывания (ядро,
    рема), и элементы перехода, например:
    «он (тема) оказался (переход) прекрасным
    учителем (рема)». А. ч. п. противопоставляется
    формальному членению предложения на
    грамматические элементы. Если тема
    предшествует реме, порядок слов в
    предложении называется объективным,
    в противном случае — субъективным,
    например: «отец (тема) идёт (рема)» —
    если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)»
    — если услышали шаги. А. ч. п. выражается
    порядком слов, интонацией и др. средствами.
    [Ну это уже
    для совсем извращенцев – это чтобы
    сразу автозачет поставили ;) на все
    время обучения
    ]

29.Метонимия
как вид образности

(Карточка
и учебник)

Сущность
всех этих метонимий, метафор и синекдох
заключается в том, что автор употребляет
слова в иносказательном смысле. Эти
слова называются в литературоведении
тропами (греч. tropos — оборот).

Метонимия
основана на смежности, т.е. предметы
(явления) должны быть тесно связаны друг
с другом.

  • Пространственная
    смежность — самый простой вид метонимии.
    Это могут быть предметы, где один помещен
    внутри другого. (Например, Чехов: “Палата
    №6” — имеется ввиду, конечно, не помещение,
    а обитатели палаты).

  • Временная
    смежность — способ назвать не только
    процесс действия, но и результат этого
    действия (например: работа — действие
    и работа, скажем, курсовая — результат
    этого труда)

  • Материальная
    смежность — слово называет и материал,
    и изделие из него (золото — драгоценный
    металл + “Наши спортсмены получили
    золото” — медаль из золота).

Метонимия
характерна в основном для существительных,
но есть и прилагательные (медвежья шуба
— не шуба медведя, шуба, сделанная из
медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом
для сумасшедших” и др.) Метонимия очень
часто используется в художественной
речи (иногда путем неожиданных сочетаний
— “Город был окутан белой тишиной”).

Метонимия
может быть выразительным средством
сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду,
зоологию проведаю” — зоология заменяет
в контексте слово зоолог для комического
эффекта.) Синекдоха
— слово употребляется как для названия
целого, так и для обозначения части
целого. Например: части тела используются
для обозначения человека (лицо как
передняя часть головы и лицо как
официальное обозначение человека; “В
семье прибавился лишний рот”; “У него
рука в министерстве” — влиятельный
человек). В литературе часто возникают
индивидуальные синекдохи (“Девочкой
она ничем не выделялась в толпе коричневых
гимназических платьиц” — И. Б. “Легкое
дыхание”) Возможности синекдохи
заключены в том, что она помогает выделить
одну яркую черту. Чаще всего у человека:
“Эй ты, борода!”. А также синекдоха
может показать, скажем, должность
человека через одежду (например, “Пикейные
жилеты собрались поближе и вытянули
куриные шеи” — “Золотой теленок”
ИльфаПетрова). Часто синекдоха
используется для достижения комического
эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно).

30.Силлабо
— тоническая система стихосложения.
Двусложные размеры

(Карточка
и учебник)

Стихи,
построенные по силлабо-тоническому
принципу, отличаются гораздо большей
внутренней ритмической организованностью.
В силлабо-тонике сочетаются оба принципа:
и силлабической, и тонической системы
стихосложения, а именно равноударность
и равносложность. «Качество»
организованности — это стопы, каждая из
которых представляет собой определённое
кол-во слогов с определённым местом в
нём ритмического акцента. Силлабо-тоническая
= слого-ударная. (система создана трудами
Ломоносова). Силлабо-тоническая система
основана на равномерном чередовании
ударных и безударных слогов. При этом
учитывается опыт метрической системы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

2.4. Метафорическая цепь

В письме Н.Н. Страхову от 23 апреля 1876 года Л.Н. Толстой рассуждает об организации материала в своих произведениях следующим образом: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя <…> нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений».[401] Тема «монтажного сцепления», волнующая здесь Толстого в связи с «Анной Карениной», без сомнения, может быть сопоставлена с проблематикой изучаемого М. Бахтиным полифонического романа. Ученый подчеркивает, что из диалогической ткани подобного произведения нельзя вычленить ни один элемент, не исказив его природы, так как при этом идеи или голоса становятся безличными истинами, которые чужды и враждебны полифонии романов Достоевского.[402] Таким образом, сиюминутное сцепление — признак полифонизма. Вместе с тем письмо Толстого, цитируемое впоследствии открывателем «монтажного эффекта» в кино Кулешовым,[403] имеет непосредственное отношение к имажинистам. Не случайно критик Львов-Рогачевский приводит именно этот пассаж в ходе рассуждений об имажинистской поэтике Шершеневича, противопоставляя его «каталог образов» толстовскому «сцеплению образов».[404]

С ним спорит Мариенгоф. Декларируя необходимость столкновения образов, чтобы «вызвать у читателя максимум внутреннего напряжения», он подчеркивает, однако, исключительную цельность имажинистского текста при внешней фрагментарности: «Предельное сжатие имажинистской поэзии требует от читателя наивысшего умственного напряжения — оброненное памятью одно звено из цепи образов разрывает всю цепь. Заключенное в строгую форму художественное целое, рассыпавшись, представляет из себя порой блестящую и великолепную, но все же хаотическую кучу, — отсюда кажущаяся непонятность современной образной поэзии».[405] Мариенгоф настаивает на идее связности текста и особой комбинации образов.[406] Автор является организатором текста, который вырабатывает его строгую форму, и читателю остается реконструировать это целое. Своеобразный пример этого мы видели выше в поэме «Магдалина».

Попытка развить идеи, сформулированные Мариенгофом в «Буян-острове», была предпринята в 1925 году петроградскими имажинистами. В рукописном документе «Литературно-критические заметки о поэтах Воинствующего Ордена имажинистов в Ленинграде» представлены С. Полоцкий, В. Эрлих, Г. Шмерельсон и В. Ричиотти. Они выступают здесь как продолжатели имажинистской поэтики Мариенгофа. Принципом своей поэзии они объявляют афоризм: «Ускорившийся до невероятности ритм жизни привел искусство вплотную к имажинизму (Мариенгоф). Это один из мотивов, благодаря которому имажинисты выдвинули в качестве главного средства — образ. Нами руководило стремление достичь предельной скорости и максимальной экономии слова, достичь в произведении энергии, напряженности, динамики. Прекрасным приемом в этом направлении явился афоризм — мысль, выраженная в краткой отрывочной форме, как его определяют словари. Разумеется, афоризм не так важен, как образ, который достигает больших результатов, выявляя не мысль, а стремительное движение, действие, целое событие».[407] Краткая в своей фрагментарности форма афоризма делает этот жанр, согласно младоимажинистам, принципиально важным и незаменимым. С его помощью может быть передан упомянутый Мариенгофом динамизм, соответствующий современному ритму жизни, — принцип, который подчеркивается и в других теоретических работах имажинистов. Проблемой здесь оказывается лишь несовместимость «безличных истин» афоризмов со связной композицией имажинистского текста.

Для Мариенгофа активное участие читателя в смыслопорождении тесно связано как с выбором максимально эпатирующих сопоставлений, так и с «предельным сжатием» структуры текста, заставляющим воспринимающего реконструировать целое. Его поэзия отличается «чрезвычайной резкостью образных переходов». Мариенгоф подчеркивает не только контрастные противопоставления, но и напряжения в структуре текста, в котором господствует «взаимовлияние образов». Имажинистский образ для него — нечто комбинированное, а в окончательном тексте образ-звено превращается в настоящий образ, который является частью словесно-образной цепи. Словотворчество оказывается техникой, «кузнец» которой и есть «поэт-гений».[408] Имажинисту необходимо, чтобы новый смысл возник именно здесь и сейчас, в результате данного, единственно возможного фрагментарного сопоставления. Взятый отдельно фрагмент «разрывает всю цепь». Эти идеи оказываются близки мыслям Тынянова о «соотносительности» текстовых элементов и «тесноте стихотворного ряда».[409]

Приведем пример из раннего Мариенгофа. Это стихотворение формально не является имажинистским, но содержит мотивы, существенные для будущих экспериментов автора и обсуждаемых здесь принципов этого направления. Написанное в 1916 году, оно было впервые опубликовано в пензенском имажинистском сборнике «Исход» (1918), до того, как Мариенгоф приехал в Москву и познакомился с Шершеневичем и Есениным:[410]

Из сердца в ладонях

Несу любовь.

Ее возьми —

Как голову Иоканаана,

Как голову Олоферна…

Она мне, как революции — новь,

Как нож гильотины —

Марату,

Как Еве — змий.

Она мне как правоверному —

Стих

Корана,

Как, за Распятого,

Иуде — осины

Сук…

Всего кладу себя на огонь

Уст твоих

На лилии рук.[411]

В имажинистском творчестве Мариенгофа вырисовывается определенный треугольник или цепочка трех образных концептов: любовь — библейские сюжеты — революция. В процитированном стихотворении мы уже обнаруживаем эти константы. До революции Мариенгоф, как и многие его современники, видел в будущем перевороте некоторую стихийную силу, положительное насильственное начало. Здесь сталкиваются две тематические линии: любовь и предание. Мариенгоф сочетает в своем описании любви, во-первых, два кажущихся похожими библейских текста — историю убийства Олоферна из книги Юдифи[412] и историю убийства Иоанна Крестителя из Евангелий.[413] Кроме того, упоминается еще одно обезглавливание — мотив гильотины. В изобразительном ряду убийство Олоферна является своего рода источником усекновения главы Иоканаана, особенно в восприятии живописных мотивов конца XIX — начала ХХ века.[414] Вводные слова первого образа «…в ладонях / несу любовь <…> Как голову Иоканаана» позволяют предположить, что подтекстом служит одна из многочисленных картин, посвященных этой теме. Предложенное Мариенгофом «подношение» вместе с сопоставлением усекновения и любви — отсылает к иллюстрациям О. Бердслея к книге «Саломея» Оскара Уайльда, а именно к картине «The Climax» («Кульминация»).[415] Мариенгоф опирается в своем сопоставлении любви и революции не на Евангелие, а на своего предшественника как в литературе, так и в эстетизме и дендизме — на Уайльда, одновременно находясь под сильным влиянием Блока[416] и Бальмонта, переводчика английского эстета. Изображения любви (т. е. сравнимые с чувствами лирического героя интертексты) появляются в тексте отнюдь не в хронологическом порядке. Сначала дается «голова Иоканаана», аналогично тому, как этот образ любви трактуется у Уайльда.[417] Между тем «голову Олоферна» трудно воспринимать как образ любви, если бы не «голова Иоканаана».[418] Происходит столкновение, где кажущиеся схожими, но, в сущности, противоречащие друг другу мотивы (любовь / предательство) чередуются. Третья отрубленная голова принадлежит Шарлотте Корде, убийце Марата, и она тематически связана со словом «революция» из предыдущей строки. Голова любовницы Марата воспринимается в одном ряду с головой Олоферна. Вслед за этим происходит тематически обоснованный переход к искушению Евы (нож гильотины, убивший Корде, сравнивается со змеем-искусителем, а Ева с Маратом). Затем обнаруживается новое столкновение: слово «правоверному» рифмуется с «Олоферна» — стих Корана отождествляется с чистой любовью Саломеи к Иоканаану и с любовью революции к «нови». Очередное противопоставление библейскому преданию в лице исторически более позднего персонажа Иуды Искариота заканчивает эту цепь.

В заключение предлагается единственная по своей структуре метафора стихотворения: герой на ложе любви сопоставлен с головой Иоканаана, которую адресат лирического «подношения» держит «в ладонях» и покрывает поцелуями («кладу себя на огонь / уст твоих»).[419] На картине Бердслея из отрубленной головы Иоканаана течет кровь, и из нее вырастает лилия, которая в реплике Иоканаана из «Саломеи» Уайльда напрямую связывается с образом Христа: «За мною придет другой, кто сильнее меня. Когда Он придет, пустыня возликует. Она расцветет, как лилия…».[420] Вполне вероятно, что отсюда у Мариенгофа появляется образ «на лилии / рук», повторяющийся затем в поэме «Магдалина» в том же контексте (тема столкновения чистой и нечистой любви) и с очевидными аллюзиями на пьесу Уайльда.[421] Этой метафорой читателя вновь возвращают к начальному образу чистой любви, что подчеркивается еле различимой, но типичной для Мариенгофа «сдвинутой» рифмой ладонях: огонь.

Перед нами не столько каталог образов или цепь метафор, сколько ряд сравнений, семантическое стихотворение. Характерное для имажинистов использование подобных конкретных и кратких сравнений восходит здесь, как нам кажется, к «Песне Песней» Соломона, которую они часто цитируют. В стихотворении Мариенгофа изображаемое слово («любовь») сопоставляется с разными, тематически связанными между собой изображающими его метафорами, и в читательском восприятии выстраивается некая разветвляющаяся на две линии цепь. Структурно все образы стихотворения (кроме концовки-метафоры) — простые сравнения. Это присуще не только Мариенгофу, но является общей чертой имажинистской поэтики:

Образ любви

+ голова Иоканаана (Саломее/Иродиаде)

+ голова Олоферна (Юдифи)

+ новь (революции)

+ нож гильотины (Марату)

+ змий (Еве)

+ стих Корана (правоверному)

+ осины сук (Иуде)

Приведенный пример содержит раннюю версию метафорической цепи, которую сами имажинисты в «Почти декларации» (1923) называют одним из необходимых этапов в истории имажинизма. Здесь они понимают свои задачи и положение в современной литературе следующим образом:

Вот краткая программа развития и культуры образа:

а) Слово. Зерно его — образ. Зачаточный.

б) Сравнение.

в) Метафора.

г) Метафорическая цепь. Лирическое чувство в круге об разных синтаксических единиц>метафор. Выявление себя через преломление в окружающем предметном мире: стихотворение (образ третьей величины).

д) Сумма лирических переживаний, то есть характер — образ человека. Перемещающееся «я» — действительное и воображаемое, образ второй величины.

е) И наконец, композиция характеров — образ эпохи (трагедия, поэма и т. д.) Имажинизм до 1923 года, как и вся послепушкинская поэзия, не переходил рубрики «г»; мы должны признать, что значительные по размеру имажинистские произведения, как то: «Заговор дураков» Мариенгофа и «Пугачев» Есенина — не больше чем хорошие лирические стихотворения.[422]

Как видим, Мариенгоф, который и был автором этой декларации, определяет развитие своего имажинизма как эволюцию от простого «слова» к более сложным культурным формациям. Завершающий этап соответствует, как нам кажется, наиболее структурированному целому, идеальному имажинистскому тексту (образ эпохи).

В понимании Мариенгофа, метафорическая цепь не ограничивается смысловой соотнесенностью элементов на близком расстоянии, т. е. рядоположенностью соседствующих слогов, но распространяется на загадочные и занимательные для читателя игры с сопоставлениями, находящимися в тексте далеко друг от друга. Такую точку зрения можно с полным правом назвать особенностью именно мариенгофского имажинизма. Если мы рассмотрим это на примере приведенного выше текста «Из сердца в ладонях…», то обнаружим, что зарифмованные слова часто находятся отнюдь не рядом, а в некоторых случаях весьма удалены один от другого — ладонях: огонь; любовь: новь; возьми: змий; Иоканаана: Корана; Олоферна: правоверному; гильотины: осины; Марату: Распятого; Стих: твоих; Сук: рук. И хотя в этом раннем стихотворении разноударных рифм еще нет, принцип сдвинутости уже отмечается.

Мариенгоф считает главным достижением имажинизма до 1923 года метафорическую цепь, которой у Шершеневича соответствует «каталог образов». Еще в 1914 году Шершеневич использовал вместо него понятие «электроцепь образов»: «Роль поэта, таким образом, сводится к тому, чтобы наиболее ярко аналогировать образы. В самом деле, поэзия не что иное, как беспрерывная электроцепь образов <…>. Но у прежних поэтов в основу стихотворения был поставлен один образ, которому были подчинены все подобразы. Для выявления темпа прежних веков это был вполне правильный метод. Однако в наше сегодня <…> он хочет передать весь симультанизм одного мгновения; для этой цели метод подчинения лейб-образу — абсолютно непригоден. Поэтому выдвигается новый принцип — равенства всех образов. В пьесе дается толпа образов, не связанных между собой, равных по важности. <…> Каждый образ живет сам по себе, его можно вынуть, вместе со строфой, из пьесы, и она ничего от этого не потеряет».[423] Ранний «имажионизм» Шершеневича заметно с установками его англоамериканских коллег Т. Хьюма и Э. Паунда.[424] Эта аналогия становится еще более очевидной в зрелых имажинистских произведениях.

Отметим, что опыт выстраивания метафорической цепи был предпринят Мариенгофом в поэме «Кондитерская солнц» (1919), которая также является безглагольным экспериментом. Сцепление метафор — при том, что сравнений здесь удивительно мало, всего лишь 9 (метафор 37) из числа всех образов (46 на 95 строках) — очевидно с первых строк поэмы: «Утро облаков паруса, / Месяца голову русую / В лучей головни. / Город языками улиц в неба тарелку, / А я в блюдцах зрачков ненависти ланцет».[425]

Хотя этот текст во многом близок к «Каталогу образов» Шершеневича, Мариенгоф не сосредотачивается на отдельных образах, не превращает их в самоцель. Его образы сцеплены для того, чтобы описывать динамику революционного города с разных, постоянно меняющихся точек зрения. Это перечень событий, движущихся «кадров», в то время как у Шершеневича можно говорить о «стоп-кадрах». Чтобы текст был связным, Мариенгофу тоже нужен предикатор-читатель. В его поэме нетрудно реконструировать глаголы между существительными, в чем, среди прочего, и состоит задача читателя. Предикация нужна ему в функции связки, а не воплощения образов. Сложнее, по сравнению с «Каталогом образов» Шершеневича, реконструировать фабулу поэмы, как и в «Магдалине». В «Кондитерской солнц» лирический герой — наблюдатель, визуальный «фильтр» между фрагментирующим автором и реконструирующим читателем.

Как мы уже отмечали выше, имажинисты неоднократно подчеркивали необходимость шокировать читателя неожиданными метафорами и образами, в которых сочетание «чистого» с «нечистым» является основой конфликта. Писателю следует принудить своего читателя к активной творческой деятельности, заставить его собрать разрозненные впечатления, идеи и чувства в целостное произведение.[426] Эпатаж как прием в поэзии и в бытовом поведении должен провоцировать возникновение свежих образов в сознании воспринимающего субъекта. Сама мысль о вульгарном образном языке, звучащая и в работах Шершеневича, естественно, близка к антиэстетизму футуристов. С другой стороны, как мы уже пытались показать ранее, хотя в идее антиэстетизма мало оригинального, особенно если иметь в виду широкий контекст русского авангарда, с имажинизмом этот конфликт связан теснейшим образом.

В свете изложенного выше можно составить — до известной степени условную — схему для сравнения творческих принципов двух основных теоретиков имажинизма.

Мариенгоф | Шершеневич

«слово из чрева образа» |«слово, беременное образом»

Относительно независимое слово | Самостоятельное, завершенное слово

Соотношение / связность | Перечень / произвольность

Катахреза / сцепление | Сопоставление / рядоположение

Разноударная рифма | Диссонанс

Метафорическая цепь | Каталог образов

Образ эпохи (трагедия, поэма) | Дифференциация искусств

Имажинистский роман | Анархизм

Место, которое имажинисты занимают в «монтажной культуре» 1920-х годов, может быть названо промежуточным.[427]

Обычно принято выделять две основные тенденции русского авангарда: аналитизм и синтетизм.[428] Аналитическая стадия его развития — культура противопоставления — относится к 1910-м годам, а синтетическая — поиск исторических аналогий — начинается примерно с середины 1920-х годов или чуть раньше. Причем основой синтетизма становится монтажный принцип как проявление послереволюционной культурной рекомбинации. С этой точки зрения возникновение имажинистской группы и ранние стихи ее представителей следует рассматривать сквозь призму катахрестического аналитизма. Вместе с тем, как уже отмечалась выше, в случае с поэтикой имажинистов речь идет о явлении, которое занимает промежуточное положение. Именно поэтому на примере их творчества можно наглядно продемонстрировать историко-культурный переход от аналитизма к синтетизму.[429]

Чтобы изобразить темп современной жизни, Мариенгоф использует разноударную рифму, которая соответствует фрагментирующему восприятию мира и аналитическому авангарду. Однако его стремление к сцеплению в композиции стихотворного текста принадлежит, скорее, к сфере синтетического авангарда. Аналогичным образом у Шершеневича мы обнаруживаем диссонанс, разновокальность рифм. Очевидна разница, с одной стороны, между основными элементами текста и, с другой стороны, между окончательными результатами — метафорической цепью (Мариенгоф) и каталогом образов (Шершеневич). Она оказывается принципиальной в общем контексте имажинистского монтажа. В теории Шершеневича господствует аналитизм, в теории Мариенгофа — синтетизм, что воплощается в культе «прекрасного» в годы существования имажинистского журнала. Для обоих поэтов основной элемент текста — образ, который родит слово, т. е. образ в корне слова. Это представление восходит также к теоретическим рассуждениям Есенина об имажинистской этимологии слов русского языка. Но после этого теоретики имажинизма расходятся в разные стороны, и разделительная черта между их позициями появляется в связи с вопросом о том, как этот элемент и его функцию надо понимать с точки зрения художественного целого. Мариенгоф говорит о «предельном сжатии» имажинистского текста, о содержании искусства как о части его формы: «целое прекрасно только в том случае, если прекрасна каждая из его частей».[430] Для него слово как таковое не является самостоятельным смысловым элементом. Слово в имажинистском тексте нуждается в сопоставлении, т. е. его функция (будь то становление одного образа в сознании читателя или многофункциональная разветвленность многих) определяется сопоставлением с соседними (или же далеко находящимися, но зарифмованными) словами. Шершеневич, со своей стороны, относится к слову как к существующему факту, самостоятельному (индивидуальному) и завершенному фрагменту. Эта фрагментарность определяется тем, что оно является достаточно случайной частью целого, «каталога образов». Поэтому он относится к организации текста как к некоторой произвольной идее автора — каталог не зависим от порядка, от композиции словообразов.

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

М. Цветаева

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю…».

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

А. П. Чехов

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Узнайте больше про Олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь…»

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно…»

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

А. Щеглов

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком…», И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей«
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем«
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Узнайте больше про Метафору и Эпитет.

Метафора

В метафора это Фигура речи это образное использование языка. Обычно он используется для обозначения чего-либо, но без конкретного названия. Например: Эта новость сильно ударила по мне. / У них это под лупой.

Метафоры используют двойное значение и они являются фундаментальным инструментом лингвистики и теории литературы, и они используются даже в повседневном языке. Метафоры обогащают то, как мы выражаем себя.

Как составлена ​​метафора?

Два основных элемента метафоры:

Основа между этими двумя сущностями — это сходство, которое может быть установлено, и в этом достоинство великих авторов в том смысле, что они умеют обнаруживать эти ассоциации.

Видео объяснение

Мы сделали видео, чтобы вам легко это объяснить:

Вот список метафор. Каждый со своим действительным членом (в скобках), если он не является явным.

Примеры метафор (объяснение)

  1. Дымится. (он зол)
  2. У них это под лупой. (за ним пристально следят)
  3. Новость поразила меня. (новости сильно повлияли на меня)
  4. Морские кони. (для обозначения набухания)
  5. Пламя, бьющееся в его груди. (для обозначения сердца)
  6. Я впал в депрессию. (Я начал терпеть это)
  7. Он украл у меня улыбку. (Я улыбнулся ему / ей)
  8. Снег времени посеребрил его храм. (его голова была залита седыми волосами)
  9. Этот проект находится в зачаточном состоянии. (что-то очень зарождающееся)
  10. Этот экзамен был подарком. (пройти было очень легко)
  11. Она свет, который освещает мои дни. (причина, по которой я должен жить)
  12. Окна души. (глаза)
  13. На той вечеринке на меня посыпались подарки. (многие приехали)
  14. Это место — рай. (это очень красивое место)
  15. Ваш голос — музыка для моих ушей. (Мне нравится слышать твой голос)
  16. До свадьбы предстоит пройти долгий путь. (длительный период времени)
  17. Это в облаках. (вы находитесь в прекрасном моменте, или вы не в ладу с тем, что происходит вокруг вас)
  18. Он ходит по стенам. (Он очень нервничает)
  19. Крокодиловы слезы. (ее крик не настоящий)
  20. Его сердце — пустыня. (не показывает своих чувств)
  21. Мой двоюродный брат — солнышко. (хороший человек)
  22. Таиланд — это рай. (это очень красивое место)
  23. Я не могу поверить в это, я чувствую себя в облаках. (Я очень счастлив)
  24. Его сердце огромно. (хороший человек)
  25. У меня чистые руки. (Я не причастен к проблеме)
  26. Относись к жизни проще. (Не нервничай)
  27. Вы боретесь с депрессией. (пытается выйти из депрессии)
  28. Она собралась и пошла говорить. (набрался смелости)
  29. Ты не можешь быть таким слепым! (что-то происходит перед вами, а вы этого не видите)
  30. Время золото. (время дорого стоит)
  31. Моя работа — это тяжелое испытание. (Мне не нравится моя работа)
  32. Проходя мимо, он почувствовал, как его руки касаются неба. (он был очень счастлив)
  33. Почувствуйте бабочек в животе. (быть влюбленным)
  34. Я без ума от него. (Мне он очень нравится)
  35. Учитель потерял винтик, сегодня не было экзамена. (учитель сошел с ума)
  36. Ее сердце забилось от счастья, когда она увидела его. (он был очень счастлив)
  37. Я должен поставить батарейки, чтобы утвердить да или да. (Мне нужно много работать, чтобы пройти)
  38. Это разбило мне душу. (Мне было очень жаль)
  39. Духи Марты на земле. (он в очень плохом настроении)
  40. Если не пройдешь, ты осел. (ты очень плохой ученик)
  41. Мудрые просветят нас советом. (Они учат нас)
  42. Он разбил мое сердце. (дал мне любовное разочарование)
  43. Я между камнем и наковальней. (У меня нет выбора)

метафора в рисунке о планете

Рисунок, выражающий метафору.

Типы метафор

Риторические фигуры

Как мы уже говорили, метафоры принадлежат к группе риторические фигуры. Помимо метафор, в этой группе мы находим сравнения, то парадоксы, то риторические допросы и преувеличение, среди многих других.

Все фигуры речи используют слова в другом смысле, чем их определение в словаре, чтобы придать больше значения идее или чувству.

Метафоры актуальны во многих дисциплинах, например в психологии и философии. Но сфера, где этот вопрос используется больше всего, — это поэзия. в поэзия, метафора добавляет неоспоримую эстетическую и эмоциональную составляющую.

Некоторые метафоры почти перестали иметь это эстетическое стремление, но они настолько успешны, что воображаемый термин почти заменяет реальный, и мы используем их из-за их выразительной силы. Например: Хуан свет. Это выражение возвышает атрибут большого ума и сообразительности.

метафора шутка

Картина: Блошиный сноб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить праздничное меню на английском языке 2 класс
  • Как найти нам клад
  • Как найти азиатскую жену
  • Как найти ул леонова
  • Как найти путь документа в ворде