Как составить циклограмму работы педагога

Циклограмма — второй основной документ педагога-психолога после плана работы. Расскажем, что вам необходимо учитывать при ее составлении. Покажем варианты, как построить циклограмму в зависимости от времени, направлений деятельности, актуальной проблемы. Приведем пример готовой циклограммы.

Циклограмма работы: как составить, что включить

Ольга Пронина,
методист МБУ ДО «Центр детского творчества» № 1, город Ульяновск

Циклограмма работы педагога-психолога образовательной организации (00) — расписание деятельности специалиста на неделю. Педагоги-психологи работают 36 часов в неделю. Оптимально 18 часов отвести на практическую работу с учащимися, родителями и педагогами, а оставшееся время — на методическую работу. Если на достижение практических задач отвести меньшее время, то эффективность психолого-педагогической помощи гарантировать сложно.
Чтобы составить циклограмму, учитывайте факторы и следуйте правилам.
Факторы:
вид 00;
материально-техническая база 00 и кабинет педагога-психолога, транспортная доступность к месту работы;
социальный состав и индивидуальные характеристики участников образовательных отношений;
конкретные запросы и потребности в специальной психолого-педагогической помощи учащихся, родителей, педагогов;

специфика социальных условий и факторов, в которых вы работаете, — городская или сельская школа, наличие сетевого взаимодействия с другими 
организациями при реализации психолого-педагогической помощи (объектов культуры, спорта, досуга, медицинских организаций).
Если вы руководитель психологической службы 00, то при составлении циклограммы учитывайте: уровень образования, квалификации и возраст педагога-психолога; объем работ, закрепленный за каждым специалистом, — если в школе несколько педагогов-психологов, то возможна специализация.

Правила оптимальной циклограммы
1. Не планируйте групповые занятия с детьми в утренние часы и в понедельник — в это время учащиеся психологически и физически не готовы к активной продуктивной деятельности и в расписании школы это время часто занято.
2. Организовывайте (по возможности) групповую и индивидуальную диагностическую работу в середине недели — в эти дни учащиеся находятся в оптимальном психологическом и физическом состоянии.
3. Проводите консультирование родителей и родительские собрания в вечернее время, по согласованию с родителями.
4. Используйте несколько вариантов циклограммы, которые вы можете менять в зависимости от периода учебного года, степени приоритетности решаемых задач. Например:
в период подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) проведения промежуточной аттестации уделите больше времени на психокоррекционную и тренинговую работу — чтобы сформировать у учащихся уверенность в своих силах перед экзаменами;
в начале учебного года в период адаптации учащихся к новой или изменившейся образовательной ситуации предусмотрите резервное время для диагностических исследований, их обработки и реализации корректирующих мероприятий.
5. Будьте готовы экстренно изменить циклограмму, когда возникают «особые случаи», которые требуют оперативного вмешательства, — попытки суицида, ухода детей из семьи, развода родителей, назревшей конфликтной ситуации и др.

В практике работы педагогов-психологов сложились три подхода к построению циклограммы:

Подход 1. Акцентируйте внимание на распределении рабочего времени — вначале определите временные отрезки, затем
«встройте» в них направления деятельности.  
понимания пользователями услуг педагога-психолога и контроля со стороны здми- нистрации школы,
Слабые стороны: административно-формальный характер, нет возможности для гибкости и вариативности деятельности специалиста.
Подход 2. Ориентируйтесь на традиционные виды деятельности психолого-педагогической работы — сначала определите все возможные направления работы, а затем распределите рабочее время на каждое из них.
Слабые стороны этого варианта: как правило, времени на все не хватает, поэтому может возникнуть ситуация дефицита психолого-педагогической помощи, превышение допустимого времени ожидания клиентов, чтобы получить помощь специалиста.
Подход 3, Ориентируйтесь на актуальную психолого-педаготическую проблему — «встраивайте» в циклограмму направления и конкретные виды работы на определенный отрезок времени (например, на один-два месяца), весь резерв времени используйте для наиболее востребованных участков работы. По мере решения проблем и смены приоритетов меняйте формат циклограммы —(см.ниже).
Все варианты циклограммы адаптируйте к конкретным условиям своей работы и оценивайте с позиции эффективности полученных результатов.

Таблица 1

Циклограмма, в которой распределили рабочее время (Ежедневная циклограмма работы педагога-психолога)

День недели

Время

Содержание работы

Понедельник

09:00-11:30

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

11:30-13:00

Психодиагностика

13:00-15:00

Практические психокоррекционные занятия (индивидуальные, групповые)

Вторник

12:00-14:00

Консультирование (групповое, 10-е классы)

14:00-16:00

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

16:00-18:00

Профилактические, коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)

Среда

12:00-13:30

Психодиагностика

13:30-14:00

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

15:00-16:30

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4 еклассы)

16:30-18:00

Обработка результатов диагностики

Четверг

09:00-15:00

Методический день. Организационно-методическая работа:
— анализ, планирование деятельности;
— анализ научно-практической литературы;
— участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, методических объединений и т, д.

Пятница

09:00-11:30

Обработка результатов диагностики

11:30-13:00

Психотренинги (по запросам)

13:00-15:00

Консультирование учащихся (индивидуальное)

Суббота

09:00-11:00

Оформление документации

11:00-12:30

Консультирование педагогов (индивидуальное)

12:30-13:30

Оформление кабинета

13:30-15:00

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое), Психологическое просвещение родителей (лекторий)

Направление профессиональной деятельности

Содержание работы

День недели

Время

Психологическое просвещение

Лектории для педагогов и учащихся (по запросам)

Понедельник

13:00-14:00

Лектории для родителей

Суббота

13:00-13:30

Профилактика психолого-педэгогических проблем

Профилактические мероприятия (беседы, флешмобы, встречи, «откровенный разговор»)

Понедельник

14:00-15:00

Коррекционно- рэзвивающая работа

Консультирование (групповое,
10-11-е классы)

Вторник

12:00-14:00

(индивидуальная, групповая)

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)

16:00-18:00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)

15:00-16:30

Психотренинги (по запросам)

Пятница

11:30-13:00

Психологическая

Проведение диагностических

Понедельник

11:30-13:00

диагностика

измерений

Среда

12:00-13:30

Обработка диагностических

Среда

16:30-18:00

измерений

Пятница

09:00-11:30

Направление профессиональной деятельности

Содержание работы

День недели

Время

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование педагогов (индивидуальное)

Суббота

11:00—12:30

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое)

13:30-15:00

Консультирование учащихся (индивидуальное)

Пятница

13:00-15:00

Методическая

Подготовка к консультациям,

Понедельник

09:00-11:30

работа

тренингам, занятиям

Вторник

14:00-16:00

Среда

13:30-14:00

Четверг

09:00-15:00

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

Оформление кабинета

Суббота

12:30-13:00

Таблица 3

Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Ключевая проблема: психолого-педагогическая поддержка учащихся в период подготовки и прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Период работы: апрель — май

Психологическое просвещение

Лекторий для педагогов «Психологические аспекты рациональной подготовки учащихся к экзаменам»

Понедельник

33:00-13:30

Индивидуальные и коллективные беседы с учащимися 9-11-х классов: «Настройся на победу!»; «Я все смогу!»; «Береги свои силы»; «Передохни перед прыжком»

Понедельник

33:30-14:00

Лекторий для родителей
«Как помочь ребенку хорошо сдать
экзамены: все способы»

Суббота

33:00-13:30

Профилактика психолого-педагогических проблем

Профилактические мероприятия для предотвращения психологических срывов и сохранения психологического здоровья учащихся и родителей во время подготовки и сдачи экзаменов (беседы, флеш- мобы, встречи, «откровенный разговор»)

Понедельник

14:00-15:00

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Коррекционно- развивающая работа (индивидуальная, групповая)

Консультирование по вопросам правильной организации самоподготовки к сдаче экзаменов (групповое, 9-е и 11-е классы)

Вторник

12:00-14:00 16:00-17:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы): текущая работа

17:00-18:00

Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)

15:00-16:30

Целевые психотренинги «Как выдержать экзамены и остаться здоровым»

Пятница

11:30-13:00

Психологическая диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

31:30-13:00 12:00-13:30

Обработка диагностических измерений

Среда Пятница

16:30-18:00 09:00-11.30

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Целевое консультирование педагогов (индивидуальное) «Зона ответственности учителя при подготовке учащихся к сдаче экзаменов»

Суббота

11:00-12:30

Целевое консультирование родителей (индивидуальное, групповое) — с учетом конкретных проблем, связанных со сдачей экзаменов

13:30-15:00

Целевое консультирование учащихся (индивидуальное) «Как противостоять стрессу»

Пятница

13:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

Понедельник Вторник Среда Четверг

09:00-11:30 14:00-16:00 13:30-14:00 09:00-15:00

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

Оформление кабинета

Суббота

12:30-13:00

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Ключевая проблема: психологическая помощь учащимся с особыми образовательными потребностями.
Период работы; сентябрь — ноябрь (период адаптации)

Психологическое просвещение

Лекторий для учителей-предметников и классных руководителей (через неделю):
«Психологические аспекты обучения и воспитания особых детей»; «Работа педагога над ошибками: вместе ищем решение проблемы»

Понедельник

33:00-13:30

Классные часы:
«Белая ворона — это КРАСИВО»; «Общение со сверстниками; секреты успеха»; «Как понять этих взрослых»; «Все мы разные»

Понедельник

13:30-14:00

Семейная консультация по проблемам воспитания детей с особыми образовательными потребностями (возможно участие двух-трех семей с аналогичными проблемами). Формат консультации при участии нескольких семей — обмен опытом

Суббота

13:00-13:30

Профилактика психолого-педагогиче- ских проблем

Профилактические беседы с одной из категорий участников образовательных отношений: учащимися, родителями, педагогами. Формат — «рассмотрим проблему с разных сторон»

Понедельник

14:00-15:00

Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)

Коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими и одаренными учащимися (дифференцировано, по мере возникновения потребности). Тематическая серия «Мой образовательный маршрут в моих руках»

Вторник

12:00-14:00 16:00-17:00

Индивидуальное консультирование учащихся с родителями по проблемам в обучении

17:00-18:00

Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

15:00-16:30

Тренинги «Все у нас получится»

Пятница

11:30-13:00

Психологическая диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

11:30-13:00 12:00-13:30

Обработка диагностических измерений

Пятница Суббота

09:00-11:30 11:00-12:30

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование педагогов (предметников) «В поисках индивидуального подхода»

Среда

16:30-18:00

Консультирование родителей [индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями

13:30-15:00

Консультирование слабоуспевающих учащихся (индивидуальное) по формированию положительного настроя на учебу

Пятница

13:00-14:00

Консультирование одаренных учащихся (индивидуальное) в зависимости от индивидуальных проблем

14:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям,

Понедельник

09:00-11:30

тренингам, занятиям

Вторник

14:00-16:00

Среда

33:30-14:00

Четверг

09:00-15:00

Ключевая проблема: помощь в преодолении социальной изоляции и интернет-зависимости у подростков.
Период работы: не менее двух месяцев — до полного решения проблемы

Психологическое просвещение

Классные часы:
«Как диагностировать зависимость от Интернета?»;
«Реальная жизнь или виртуальная: преимущества и недостатки», «Почему нельзя ничем заменить живое человеческое общение»; «Сети социальные. Как в них не запутаться»; «Пропаганда суицида через Интернет: признаки и способы правильного реагирования»; «Когда жизнь проходит мимо»

Понедельник

13:00-14:00

Практическое занятие для родителей «Как организовать досуг детей так, чтобы никому не хотелось «уйти в Интернет»»

Суббота

13:00-14:00

Профилактика психолога-педагогических проблем

Досуговые мероприятия для учащихся «Как в мире много интересного!» (встречи, экскурсии, походы, праздники, вечеринки, прогулки, литературные гостиные, волонтерская практика, коллективные творческие дела)

Среда

15:00-16:30

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)

Практикум для учащихся по формированию Навыков социального взаимодействия со сверстниками

Вторник

32:00-14:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено): текущая работа

16:00-17:00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

Понедельник

14:00-15:00

Групповые психотренинги по преодолению социальной изоляции учащихся

Пятница

11:30-13:00

Психологическая
диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

31:30-13:00 12:00-13:30

Обработка диагностических измерений

Среда Пятница

16:30-18:00 09:00-11:30

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем, связанных с социальной изоляцией. Рекомендации по интернет-зависимости: «Начнем с себя»; «Обязательное время для общения с ребенком каждый день: о чем можно говорить»

Суббота

11:00-12:30 14:00-15:00

Консультирование учащихся (индивидуальное): «Ведем личный дневник»; «Как дозировать общение реальное и виртуальное»; «Я не играю в игры со смертью»

Пятница

13:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

Понедельник Вторник Среда Четверг

09:00-11:30 14:00-16:00 33:30-14:00 09:00-15:00

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

Оформление стенда «Психологические ловушки виртуальной реальности»

Суббота

32:30-13:00

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г

Консультация для педагогов ДОУ

подготовила:воспитатель                                                                                                           высшей квалификационной категории

Колмыкова Л.А.

Тема: «Циклограмма ежедневного планирования воспитательно-образовательной работы предусмотренной Образовательной программой ДОУ»

        Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего образовательного  и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя .  С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям ФГОС.

Что такое циклограмма?    В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса.

          Циклограмма  рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.

          Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.

          У циклограммы есть очень важная и ценная для работников детского сада особенность – она помогает связать различные виды деятельности с цикличностью, то есть соединяет необходимость следования режиму дня с требованиями учебной программы. Она является общим планом организации деятельности воспитанников детского дошкольного учреждения в течение выделенного отрезка времени. Она разрабатывается и составляется для каждой возрастной группы, так как должна учитывать особенности возраста воспитанников и их способность к усвоению материала. 

Такой простой и очень эффективный способ позволяет воспитателю,  при минимальной трате свободного времени и сил,  максимально грамотно и функционально распланировать свою работу с детьми на целую неделю.

Для воспитателя циклограмма – неоценимый помощник в планировании, простой и понятный инструмент, способ контроля своих действий.

С введением в действие ФГОС (а именно требований к структуре основной общеобразовательной программы) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 

Перед педагогом возникла проблема максимально четко спланировать время, отведенное на реализацию поставленных задач в режиме дня, не упустить главные моменты, систематизировать, дифференцировать, индивидуализировать работу. Поэтому и была необходимость в разработке  циклограммы  планирования образовательной деятельности на неделю.

Это  — схема, используемая для фиксации  образовательной деятельности с цикличностью.

В интернете можно найти очень много предлагаемых форм составления циклограмм. Мы разработали такую, которая,  помогает  воспитателям составить план воспитательно-образовательной работы на неделю, не пропустив ни один подраздел содержания психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям: «Социально-коммуникативное  развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках НОД,  но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности.  Содержание ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Приведу пример на двух образовательных областях  «Речевое развитие»  и «Социально-коммуникативное развитие» младшая группа.

НОД  Развитие речи – есть пособие,  в котором представлена система работы по развитию речи у детей, но есть еще и совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах, которая,  является обязательным и систематическим элементом  для выполнения. Вот именно эта деятельность и прописана в циклограммах и отражается в планах воспитателей. Каждый день помимо НОД проводиться работа по речевому развитию это: в понедельник — работа по связной речи и чтение художественной литературы детям; во вторник — грамматический строй речи; среда – звуковая культура речи; четверг —  формирование словаря и пятница —  развивающая речевая среда.

Так же в планах отражена вся работа по Социально-коммуникативному развитию:

— Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.

— Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры).

— Ребенок в семье и сообществе.

— Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

— Формирование основ безопасности.

Для воспитателей групп иметь такую циклограмму при написании ежедневных планов очень удобно, все систематизировано и не выпускается из внимания ни одна работа по пяти образовательным областям.  Обращаю ваше внимание на  то, что  обязательно к данному виду планирования в каждой группе должно быть разработано и приобретено: методические пособия с темами бесед по нравственному воспитанию, по ОБЖ и ЗОЖ и социально-коммуникативному развитию;  картотеки с подвижными и сюжетно-ролевыми играми, приобретены или сделаны самостоятельно развивающие и дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Оформлены развивающие центры ( см.требования ФГОС ДО для каждой возрастной группы)

Вашему вниманию представляем так же циклограмму планирования воспитательно-образовательной работы в младшей группе (3-4 года).

понедельник

I пол. дня

Познавательное развитие

1.Познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное развитие) стр 88  (восприятие, сравнение предметов; ознакомление с цветом, формой, величиной; свойства предметов; звуки музыкальных инструментов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; различать предметы по свойствам (величина, форма, цвет); название форм (круглая, треугольная, квадратная и прямоугольная).

Речевое развитие

2. Речевое развитие.  Связная речь стр 117 рассматривание картин, иллюстраций, предметов; вести диалог с педагогом (слушать и понимать вопрос, понятно отвечать), «вежливые слова»; уметь делиться своими впечатлениями.

Социально-коммуникативное развитие

3. Формирование основ безопасности стр 82 Безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности – «можно, нельзя, опасно», правила игры с водой и песком)

Развитие игровой деятельности

4.Подвижные игры.

1.Дидактические игры в центре сенсорного развития.

2.Спонтанная игровая деятельность.

II пол. дня

Художественно-эстетическое развитие

1.Театрализованные игры стр 152 Имитировать действия персонажей, действия в костюмах и атрибутах, развитие стремления импровизировать сказки, сюжеты песенок. Знакомить с разными видами театра и сопровождать словесно.

 (сказки, произведения поэтов и писателей, фольклор).

Социально-коммуникативное развитие

3.Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры). стр 72 Развивать умение выбирать роль и выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол). Учить взаимодействовать с двумя действующими лицами. Самостоятельно подбирать атрибуты. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Самостоятельная деятельность в центре физического развития.

Вторник

I пол. дня

Познавательное развитие

1.Познавательно-исследовательская деятельность Развитие познавательных действий, дидактические игры.  стр 88-89 Обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни. Использование исследовательских действий. Совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера,  в процессе которых выделяются свойства объектов. Выполнять простейшие действия в соответствии с задачами. Цвет, величина, Разрезные картинки. Разные виды дидактических игр.

Речевое развитие

2. Развитие речи. Грамматический строй речи. стр 117

Согласование прилагательных с существительными; употреблять предлоги (в, на, под, за, около); единственное и множественное число. Составлять предложения с однородными членами.

Социально-коммуникативное развитие

3. Нравственное воспитание, развитие общения, формирование личности ребёнка стр 68 что такое хорошо, что такое плохо, поступки; способствовать усвоению нравственно — моральных норм и ценностей. Создание игровых ситуаций, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Умение делиться с товарищами и помогать друг другу. Развивать умение инициативно обращаться к знакомому взрослому или сверстнику. Умение самостоятельно находить себе интересное занятие.

1.Строительные игры в центре игровой деятельности.

Напольный и настольный строительный материал. Пластмассовый конструктор. Учить пользоваться дополнительными сюжетными  игрушками, соразмерными масштабам построек.

2.Спонтанная игровая деятельность

3.Дидактическая игра (Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности). Стремление к самостоятельности, решение игровых задач.  

II пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевая игра. стр 72  Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, формирование игровых умений. Развитие самостоятельности, творчества, инициативы; формирование умения самостоятельно  организовывать различные игры, выполнять игровые правила, соблюдать нормы поведения, воспитание чувства коллективизма.

Художественно-эстетическое развитие

2. Конструирование (игры, моделирование). стр 143 Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали. Развивать собственный замысел, обыгрывать.

Речевое развитие

3.Чтение художественной литературы  стр 123 (стихи, потешки, песенки). Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы.

1.Игры с дидактическим материалом в центре игровой деятельности.

2. Игры на развитие мелкой моторики.

Среда

I пол. дня

Физическое развитие

1. Формирование начальных представлений о ЗОЖ. Воспитание  культурно-гигиенических навыков стр 155-156  формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, поведение за столом. Приучать следить за своим внешним видом   (беседа, личный пример, обсуждение проблемной ситуации, объяснение, напоминание).

Речевое развитие

2.Работа по речевому развитию: звуковая культура речи стр 117  (Игры, упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Развивать моторику речедвигательного аппарата,  слух, дыхание; закреплять артикуляцию звуков). Внятное произношение гласных и согласных звуков. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Физическое развитие

3.Подвижные игры. стр 160 Развивать активность детей в двигательной деятельности. Играть со всеми детьми группы. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

Самостоятельная деятельность в центре художественной литературы (рассматривание книг, иллюстраций, трудовые действия)

II пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование позитивных установок к труду и творчеству  Развитие навыков самообслуживания   стр 78    Формирование навыков самообслуживания, работа по воспитанию поведения за столом во время приема пищи. Учить самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды и т.д. воспитывать навыки опрятности.

Художественно-эстетическое развитие

2.  Изобразительная деятельность (Рисование, лепка, аппликация)  стр 132 -133 Отработка навыков, приёмов и умений. Закреплять знание названий цветов. Формировать умение создавать несложные композиции.

Развитие игровой деятельности

3. Сюжетно-ролевые игры-ситуации (Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности)  Обогащение игрового опыта детей.

Игры с моторными игрушками.

Четверг

I пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Ребёнок в семье и сообществе  стр 74  Беседы  о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют и т.д.). Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и т.д.. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду.

Речевое развитие

2.Работа по речевому развитию: Формирование словаря стр 116  продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить называть и различать части предметов; их качество, свойства, местоположение. Понимать обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда и т.д.; называть части суток, домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

3.Развивающие игры  на внимание, память, мышление и воображение.

4.Подвижные игры.

1. Игры на развитие мелкой моторики.

II пол. дня

Речевое развитие

1.Чтение художественной литературы стр 123 (заучивание потешек, учить отгадывать загадки,  знакомство с русским фольклором).

Физическое развитие

2. Формирование начальных представлений о ЗОЖ. Становление ценностей здорового образа жизни стр 155 Развивать умение различать и назвать органы чувств, их роль в организме и уход за ними. Полезная и вредная пища. Дать представление о пользе физкультуры и закаливания (беседы, рассматривание иллюстраций, упражнения).

Социально-коммуникативное развитие

3. Сюжетно-ролевая игра. стр 72

1.Свободная творческая продуктивная деятельность.

 2.Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

Пятница

I пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Приобщение к доступной трудовой деятельности стр 78  Способствовать приобщению детей к доступной трудовой деятельности, к самостоятельному выполнению элементарных трудовых поручений. Во второй половине года – дежурство по столовой. Воспитывать уважительное и бережное отношение к результатам труда своего, сверстников и взрослых.

Речевое развитие

 2. Формирование словаря, развивающая речевая среда  стр 116 Продолжать помогать детям общаться  со сверстниками и знакомыми взрослыми. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. В целях обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривание картинки, книги, наборы предметов. Приучать детей слушать!!!!!!

3. Дидактическая игра  (по желанию детей и на усмотрение воспитателя)

4.Подвижные игры.

1.Работа по развитию речи: формирование грамматического строя речи (дидактические игры, упражнения).

II пол. дня

1.Развлечение (последняя неделя месяца)

2. Региональный компонент (ознакомительная беседа, рассматривание, показ, игры)  Программа формируемая участниками образовательных отношений «Мой край для меня — это Родина! А Родина — это Алтай!» (Формирование  нравственных, трудовых, эстетических качеств у детей дошкольного возраста, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на основе исторических и природных особенностей родного края, поселка).

3.Хозяйственно-бытовой труд (показ, личный пример, объяснение)  Способствовать приобщению детей к доступной трудовой деятельности. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Самостоятельная двигательная активность.

После утверждения ФГОС появились единые требования к  образовательным программам в дошкольных учреждениях. Годовой план и циклограммы воспитателей должны соответствовать этим требованиям и в то же время быть эффективными, понятными и удобными для сотрудников. В статье разберем, как составить циклограмму и какие задачи включить в каждый блок.

План составления циклограммы

Циклограмма описывает почасовой план работы воспитателя на каждый рабочий день. В понедельник это одна программа, во вторник уже другая, но с началом новой недели цикл повторяется. Циклограмму составляют на основе учебной программы и детского режима дня. Чтобы она была эффективной, рекомендуем отдельно поработать над ее составляющими:

Составить режим дня

Время для сна, приема пищи и прогулок отличается у детей разного возраста, поэтому для удобства можно составить отдельную циклограмму для каждой возрастной группы. Таблица режима дня может выглядеть следующим образом.

Режим дня в ДОО_таблица

Режимные моменты важны не только с точки зрения их прямого назначения, в них можно добавить обучающие и воспитательные моменты.

Утренняя встреча

Первые минуты ребенка в садике задают ему настрой на весь день, поэтому во время утренней встречи нужно создать ребенку хорошее настроение. Для этого воспитатель ласково и приветливо встречает детей. 

Умывание

Перед умыванием воспитатель объясняет детям последовательность действий — закатить рукава, намылить руки, смыть их теплой водой и вытереть руки своим полотенцем. Он акцентирует внимание, что нельзя толкаться, брызгать воду на пол и на других ребят. Дети умываются группами по несколько человек, чтобы не толпиться. Во время умывания воспитатель просит детей назвать умывальные принадлежности, их цвет, форму, материал и другие свойства.

В циклограмме можно описать методические приемы для воспитателя: показать как правильно умываться, похвалить ребенка или исправить, рассказать короткое стихотворение.

О правилах гигиены во время пандемии читайте в статье “Новые рекомендации Роспотребнадзора по работе детских садов во время пандемии”.

Завтрак

Перед завтраком воспитатель просит детей дать оценку дежурным, которые накрыли на стол, а также озвучить названия блюд. Во время еды воспитатель следит за осанкой детей и за тем, чтобы они доедали еду до конца. 

Подготовка к прогулке

В план работы нужно прописать инструкцию для подготовки к прогулке:

  1. Воспитатель говорит детям убрать игрушки и навести порядок в комнате.
  2. Он напоминает правила поведения в раздевалке и правила одевания. 
  3. Каждый садится у своего шкафчика. Воспитатель следит, чтобы дети не вываливали все вещи сразу, а доставали по одной.
  4. Во время одевания воспитатель просит детей назвать части одежды и их назначение.
  5. Воспитатель следит, чтобы дети правильно оделись и спрятали сменную обувь в шкафчик.

Прогулка

Каждая прогулка должна быть интересной и познавательной. Выйдя с детьми на улицу, воспитатель показывает детям игрушки и спортивный инвентарь для прогулки, после чего уточняет, во что бы они хотели поиграть. Воспитатель напоминает правила выбранной игры и следит, чтобы каждый ребенок был задействован. Дальше он руководит сменой игр, чтобы дети не сильно возбуждались. 

За полчаса до конца прогулки воспитатель переводит детей на спокойные занятия. Для этого он переключает их внимание на беседу, наблюдение или словесные игры. Покидая прогулку, воспитатель следит, чтобы дети вернули на место игрушки и напоминает, как вести себя после прогулки:

  • заходить в садик спокойно, не кричать;
  • вытереть ноги на входе;
  • тихо переодеться в раздевалке и аккуратно сложить вещи в шкаф.

Подготовка к дневному сну

Перед сном нужно создать спокойную обстановку. Для этого воспитатель следит, чтобы затихали разговоры и прекращались любые игры. Нужно добиться тишины и дисциплины. Воспитателю стоит похвалить детей, если они сами аккуратно сложили свою одежду. Важно воспитывать положительное отношение детей ко сну. 

Распределить нагрузку образовательной программы

Согласно требованиям ФГОС цель программы должна быть в разностороннем развитии ребенка и подготовке к школе. На этапе распределения программы нужно правильно скомбинировать самостоятельную работу с групповой и учесть все основные направления развития. Одноразовые задачи, такие как родительские собрания или подготовку к праздникам, лучше вынести в отдельный список.

Пример таблицы по распределению программы:

Распределение учебной нагрузки в ДОО_таблица

Учебная программа состоит из 4-х основных направлений развития. Во время занятий любого направления воспитатель следит, чтобы все дети были увлечены и никто не скучал. 

Физическое развитие

Главная задача физического развития — сделать детей подвижными. Попутно дети развивают координацию, силу, скорость и овладевают основными движениями. Заполняя раздел циклограммы о физическом развитии, нужно включить утреннюю зарядку, упражнения и активные игры после обеда. Что касается самостоятельного развития, не забудьте добавить в план одиночные спортивные игры, например, катание на велосипеде или на санках.

Социально-личностное развитие

Основная задача социально-личностного развития научить детей общепринятым нормам поведения, общению с другими ребятами и со взрослыми, а также сформировать ценность к собственному и чужому труду.

 Чтобы развивать детей в этом направлении, воспитатели:

  • дают детям поручения и назначают на дежурства,
  • проводят индивидуальные и совместные игры, типа “Море волнуется раз”,
  • просят детей о помощи в расстановке инвентаря,
  • проводят беседы, подчеркивая пользу режимных моментов,
  • побуждают общаться с другими ребятами.

Познавательно-речевое развитие

Занимаясь познавательно-речевым направлением дети учатся взаимодействовать с окружающим миром — наблюдают за природой, развивают любопытство, общаются с ребятами и формируют собственную картину мира. Задача воспитателя — побудить детей разговаривать и поддержать интерес к внешнему миру.

Включите в циклограмму следующие задачи:

  • найти отличия на рисунках, 
  • посмотреть и обсудить мультики, 
  • поиграть в формате диалога и обсуждений. 

Не забудьте добавить самостоятельные занятия для детей, чтобы они читали короткие стихи или собирали пазлы, разрисовывали “умные раскраски” или играли в настольные развивающие игры. Кроме групповых и самостоятельных занятий в развитии речи важен индивидуальный диалог с воспитателем. В циклограмме вы указываете тему и цель беседы. Например, поговорить с ребенком о его семье, о растениях, о друзьях, об одежде.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка, рисование и чтение помогают ребенку развивать творчество и выражать себя через искусство. 

В циклограмме должны быть:

  • игра на бубне, колокольчиках, небольшом барабане,
  • лепка и аппликации,
  • танцы и пение, прослушивание музыки, 
  • рисование и конструирование.

Художественно-эстетическое развитие должно проходить как в группе, так и во время индивидуальных занятий.

Все совместить

Когда вы составили режим дня и расписали учебную программу, у вас есть вся информация для составления циклограммы.

Форма итоговой циклограммы может выглядеть следующим образом:

Пример циклограммы в ДОО таблица

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Циклограмма работы педагога-психолога является важным и обязательным документом в перечне организационно-методической документации. Она представляет собой расписание деятельности специалиста на неделю.

Но прежде, чем приступать к составлению циклограммы необходимо определиться с графиком работы и желательно его составлять таким образом, чтобы педагог-психолог работал не только в первую половину дня, но и во вторую.

Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?

Чем руководствоваться при составлении циклограммы?

При составлении циклограммы необходимо руководствоваться

  • Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI).

В приказе № 536 в пункте 8.1. говорится:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. …» (пункт 8.1.)

Исходя из этого и стоит составлять свою циклограмму. Как правило самым сложным является распределение 18 часов работы с участниками образовательных отношений. Об этом я хотела бы немного подробнее рассказать.

Первое с чего я начинаю распределение этих 18 часов работы, так это с работы с родителями и педагогами. На 1 ставку я отвожу в неделю 2 часа на работу с педагогами и 2 часа на работу с родителями. Остальные 14 часов работы отводятся на работу с детьми.

В циклограмме работу с родителями я планирую на 2 половину дня. В это время, как правило, удобно проводить семинары, тренинги, консультации для родителей, родительские собрания и т.д. Работу с педагогами планирую на период времени с 13.00 до 15.00. Это связано с тем, что в это время у детей тихий час и у педагогов есть возможность участвовать в мероприятиях, проводимых психологом.

Самым проблематичным, как показывает практика, является распределение времени на работу с детьми. Это связано с тем, что педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом, поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с педагогом-психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН 1.2.3685-21.

Как распределить работу с детьми?

При распределение времени работы с детьми следует учитывать: сетку занятий и режим дня. Как правило все занятия воспитателя и других педагогов, включённых в сетку занятий с детьми проходят в первую половину дня, за исключением старшей группы. Нормами СанПиН 1.2.3685-21 разрешено проводить занятия с детьми старшей группы во второй половине дня.

Исходя из этого самым продуктивным временем для работы психолога с детьми являются промежутки времени:

  • в первую половину дня: с 8.00 до 9.00 и с 11.00 до 12.00. В это время можно планировать индивидуальную работу с детьми, проводить диагностику;
  • во вторую половину дня для планирования работы педагога-психолога с детьми подойдёт промежуток времени с 15.00 до 17.00. В это время удобно проводить групповые занятия с детьми.

Если составить график работы таким образом, что психолог будет работать 3 дня в первую половину дня и 2 дня во вторую половину дня. То с учётом представленных выше рекомендаций по распределению времени работы с участниками образовательных отношений у педагога-психолога уйдет 2 часа на работу с родителями, 2 часа на работу с педагогами, 10 часов на работу с детьми. Из 18 часов нами будет потрачено 14 часов работы. Где же взять ещё 4 часа на работу с детьми?

Думаю для этого идеально подойдут часы в первую половину дня, когда другие педагоги проводят свои занятия. В это время можно проводить наблюдение за детьми, оказывать помощь педагогам во взаимодействии с детьми, организовывать совместные занятия психолога с воспитателями и другими специалистами.

Всё оставшееся время в графике работы педагога-психолога отводится на организационно-методическую работу, участие в методических объединениях психологов, повышение своей квалификации и т.д.

Планерка – совещание при директоре

Консультативная работа с учащимся родителями и классными
руководителями

Работа с учащимися и педагогами по ПМПк

Развивающая и просветительская работа с учащимися и
педагогами школы

Работа с учащимися состоящими на внутришкольном
учете и учете в ПДН, ПМПк (если имеются и по заявке соц. педагога)

Диагностическая работа с учащимися

Работа с документацией (отчёты, анализ, заключения) Групповые и индивидуальные занятия с
учащимися

Диагностическая работа с учащимися

Посещение уроков

Индивидуальная работа с учащимися с девиантным
поведением

Коррекционно – развивающее занятие в классах

Совместная работа с соц. педагогом

ПМПк. Совет по профилактике правонарушений

Кабинет доверия

Консультирование и просвещение родителей

Развивающая и просветительская работа с учащимися и
педагогами.

Диагностическая работа с учащимися

Консультации для учащихся 9- 11классов по подготовке
к экзаменам и учителей

Развивающая и просветительская работа с учащимися и
их родителями

Методический день

Работа в методическом объединении

ПМПк. Совет по профилактике правонарушений.

Консультации учителей

(семинары)

Работа в библиотеке

Работа с документацией

(анализ и обработка результатов)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тик ток пропал как найти
  • Как составить программу для рук
  • Дискриминант равен нулю как найти его корень
  • Как найти инструкцию к микроволновке
  • 0x80004005 неопознанная ошибка как исправить