Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………..2
1.1. Цифровые образовательные ресурсы………………………………..3
1.2. Мультимедиа технологии…………………………………………….9
1.3. Создание цифровых образовательных ресурсов средствами мультимедиа технологий……………………………………………16
1.4. Применение цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе ………………………………………….26
Глава 2. Практическая работа по созданию цифровых образовательных ресурсов ………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы …………………………………………………………….34
Приложения………………………………………………………………….….36
Пояснительная записка
Введение
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Мультимедиа технологии представляют собой совокупность процессов, приемов, способов обработки, хранения, передачи различной информации.
Информационно коммуникационные технологии, Цифровые образовательные ресурсы — важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и вне учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, Информационно коммуникационные технологии помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции, успешной социализации выпускников. Поэтому актуальность данной проблемы очевидна.
Объектная область – информационно-коммуникационные технологии.
Объект исследования – мультимедиа технологии.
Предмет исследования – технология создания цифровых образовательных ресурсов с помощью мультимедиа.
Проблема исследования заключается в том, каким образом можно использовать мультимедиа технологии для создания цифровых образовательных ресурсов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-
Изучить различные литературные источники по теме исследования.
-
Рассмотреть основные понятия темы («цифровые образовательные ресурсы», «мультимедиа» и т.д.).
-
Познакомиться с компонентами и реализацией мультимедиа технологий.
-
Предложить возможные варианты создания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) с помощью мультимедиа технологий.
-
Разработать презентацию и инструкцию по работе с ней.
-
Литературно оформить ВКР.
Новизна работы заключается в разработанных презентациях и инструкциях по работе с ними.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы как наглядные пособия, применятся как на уроках дисциплин «Информатика и ИКТ», «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», « Методика обучения информатике», так и на внеклассных мероприятиях.
Данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части, заключения, списка литературы и приложений.
1.1 Цифровые образовательные ресурсы
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы. ЦОР необходимы для самостоятельной работы учащихся потому, что они:
-
облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
-
допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
-
освобождают от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
-
предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
-
дают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
-
выполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
ЦОР полезны на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что они:
-
позволяют использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
-
позволяют преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
-
позволяют преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
Использование цифровых образовательных ресурсов имеет ряд преимуществ:
-
-
-
информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
-
компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
-
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
-
использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
-
ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
-
Компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.
-
-
Качественных характеристик, выгодно отличающих ЦОР от других средств обучения по существу две: мультимедийность и интерактивность.
Под мультимедийностью понимается представление различных по своей природе форматов информации в одном медийном источнике. Такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение.
Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
Различные виды цифровых образовательных ресурсов и материалы, необходимые для их разработки, могут быть объединены в четыре основных группы, исходя из уровня их востребованности в образовании:
-
-
-
первая группа включает информационные источники декларативного типа – электронные копии печатных изданий, аудио- и видеозаписей. Такие ресурсы обычно содержат теоретические материалы по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций к нему, рекомендации для преподавателей и учащихся, сборники задач. С помощью оцифрованных аудио- и видеофрагментов представляют записи лекций. Потребность в таких информационных источниках может возникнуть в ходе первоначального знакомства с учебным материалом и его восприятия. Как правило, источники первой группы носят характер исходного материала, из которого впоследствии разрабатываются полноценные ЦОР, подпадающие под действие определения, приведенного в настоящей статье;
-
вторая группа информационных источников также относится к средствам обучения декларативного типа. Ко второй группе могут быть отнесены электронные учебники, виртуальные учебные кабинеты и тестовые компьютерные системы, потребность в которых возникает при необходимости осмысления, закрепления и контроля знаний;
-
в третью группу информационных источников могут входить виртуальные тренажеры, виртуальные учебные лаборатории, лаборатории удаленного доступа и другие подобные им
цифровые образовательные ресурсы. Отличительными особенностями таких ресурсов является использование в их работе математических моделей изучаемых объектов или процессов и специализированный интерфейс, поддерживающий учащихся при решении учебных задач в режиме управляемого исследования. ЦОР третьей группы востребованы при необходимости формирования и развития у обучаемых неартикулируемой части знаний, умений и навыков, исследования свойств изучаемых объектов или процессов; -
четвертую группу информационных источников составляют информационные компьютерные системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги в виде пакетов прикладных программ. Такие ЦОР требуются для решения учащимися различных задач по изучаемой теме, в ходе курсового или дипломного проектирования в начальном профессиональном образовании. При использовании ЦОР данной группы процесс учебной работы проходит в режиме свободного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста.
-
-
Различают следующие типы ЦОРов:
-
-
наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса);
-
-
информационные источники сложной структуры (ИИСС) – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области);
-
инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК — полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
-
-
фундаментальность общеобразовательной подготовки;
-
способность учиться;
-
коммуникабельность, умение работать в коллективе;
-
способность самостоятельно мыслить и действовать;
-
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки;
-
Наборы ЦОР нацелены на наилучшую встраиваемость в существующую систему образования и минимальные требования к инновационности. ИИСС ориентированы на частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. В ИУМК заявлены инновационные решения на уровне учебных курсов, претендующие на кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса.
Цифровые образовательные ресурсы полезны в работе с учащимися, имеют ряд преимуществ и могут использоваться в разных областях педагогической деятельности.
1.2 Мультимедиа технологии
Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Существует большое множество программных средств, для разработки мультимедийных приложений. Их можно разделить на несколько категорий:
-
-
средства создания и обработки изображения;
-
средства создания и обработки анимации, 2D, 3D – графики;
-
средства создания и обработки видеоизображения (видеомонтаж, 3D-титры);
-
средства создания и обработки звука;
-
средства создания презентации;
-
Мультимедиа может быть классифицирована на две основные группы:
-
Линейная. Аналогом линейного способа представления является
кино. Человек, просматривающий данный документ, никаким образом не
может повлиять на его вывод;
-
Нелинейная. Нелинейный способ представления информации
позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя
каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных;
Участие человека в данном процессе также называется интерактивностью.
Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда
называется термином гипермедиа. В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации может быть назван линейным, так как просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации аудитория имеет возможность взаимодействовать с докладчиком (например, задавать ему вопросы), что позволяет ему отходить от темы презентации, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
Текст – это упорядоченный набор предложений, предназначенный для
того, чтобы выразить некий смысл. В смысловой цельности текста
отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т.д.).
Восприятие текста изучается в рамках таких дисциплин, как
лингвистика текста и психолингвистика.
Текстовый файл – обычная форма представления текста на компьютере. Каждый символ из используемого набора символов кодируется в виде одного байта, а иногда в виде последовательности подряд идущих двух, трех и более байтов. Особой разновидностью текстовых данных следует считать т.н. гипертекст. Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения.
Существуют стилистические, жанровые и тематические классификации текста.
Аудио – общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Как правило, под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе, а также запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
Таким образом, аудиальный компонент мультимедийной информации
предназначен для передачи звуковых данных. Как физическое явление звук изучается в рамках акустики, но при этом акустика является междисциплинарной наукой, использующей для решения своих проблем широкий круг дисциплин. Непосредственное отношение к вопросам мультимедиа-технологий имеют такие направления современной акустики, как музыкальная акустика, электроакустика, акустика речи, цифровая акустика.
По содержанию аудиальный компонент мультимедиа обычно
классифицируется на музыкальный и речевой звук.
Музыкальный звук обладает следующими характеристиками:
-
-
-
определенной высотой (обычно от 16 до 4500 Гц);
-
тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука;
-
громкостью, которая не может превышать болевого порога;
-
длительностью.
-
-
Среди звуковых носителей информации выделяют аналоговые и
цифровые носители. Для целей мультимедиа технологий наибольшее
значение имеют последние, причем преимущественно это аудио-файлы, значительное количество которых было разработано в последние годы. В классификации форматов аудио-файлов выделяют форматы без потерь и форматы с потерями. Аудиоформаты без потерь предназначены для точного (с точности до частоты дискретизации) представления звука. В свою очередь
они делятся на несжатые и сжатые форматы.
Примеры несжатых форматов:
• RAW – сырые замеры без какого-либо заголовка или синхронизации;
• WAV (Waveform audio format) – разработан Microsoft совместно с IBM, распространенная форма представления звуковых данных небольшой продолжительности;
• FLAC (Free Audio Lossles Audio Codec) – популярный формат для сжатия аудиоданных. Поддерживается многими аудио-приложениями, а также устройствами воспроизведения звука.
Аудиоформаты с потерями ориентированы в первую очередь на по
возможности компактное хранение звуковых данных: при этом идеально
точное воспроизведение записанного звука не гарантируется. Примеры таких
форматов:
• MP3 – лицензируемый формат файла для хранения
Аудиоинформации. MPEG На данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться в любой современной операционной системе, на практически любом портативном аудио-плеере, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров;
• Vorbis – свободный формат сжатия звука с потерями, появившийся летом 2002 года. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, по принципам действия близка к MP3. По всевозможным оценкам этот формат является вторым по популярности после MP3 форматом компрессии звука с потерями. Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений;
• AAC (Advanced Audio Coding) – формат аудио-файла с меньшей
потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Изначально создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования, но в настоящий момент распространен существенно меньше, чем MP3;
• WMA – см. выше.
Компьютерная графика. Данное направление мультимедийных технологий предназначено для передачи пользователю визуальных изображений. Первые вычислительные машины не имели отдельных средств работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее.
По способам построения изображений компьютерную графику можно
разделить на двумерную и трехмерную графику. Двумерная компьютерная графика (2D) классифицируется по типу представления графической информации, и следующими из него алгоритмами обработки изображений.
Известны следующие виды двумерной графики:
• Растровая графика. Эта разновидность двумерной графики всегда
оперирует двумерным массивом (матрицей) пикселов. Пиксел (или пиксель) – мельчайшая единица растрового изображения, представляющая собой неделимый объект прямоугольной (обычно квадратной) формы, обладающий определенным цветом. Без особых потерь визуального качества растровые изображения можно только уменьшать; увеличение же растровых изображений приводит к увеличению дискретности изображения. В растровом виде представимо любое изображение, однако этот способ хранения характеризуется большим объемом памяти, необходимым для работы с изображениями и потерями при редактировании;
• Векторная графика. Представляет изображение как набор
примитивов, в качестве которых обычно выбираются точки, прямые,
окружности, прямоугольники, а также сплайны некоторого порядка.
Объектам присваиваются некоторые атрибуты (толщина линий, цвет
заполнения и т.д.). Рисунок хранится как набор координат, векторов и других численных значений, характеризующих набор примитивов. Изображение в векторном формате дает простор для редактирования, поскольку может без потерь (в отличие от растрового изображения) масштабироваться,поворачиваться, деформироваться. Вместе с тем, не всякое изображение может быть представлено в виде набора примитивов. Такой способ представления хорош для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.
Видео – под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.
Из современных стандартов цифрового кодирования и сжатия
видеоматериалов можно выделить следующие:
• MPEG-2 – группа стандартов цифрового кодирования видео и аудио сигналов. MPEG-2 в основном используется для кодирования видео и аудио при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. С некоторыми модификациями этот формат также используется как стандарт для сжатия DVD;
• MPEG-4 – новый международный стандарт сжатия цифрового видео и аудио, появившийся в 1998 году. Используется для вещания (потоковое видео), записи дисков с фильмами, видеотелефонии и широковещания;
Включает в себя многие функции MPEG-2 и других стандартов, добавляя такие функции, как поддержка языка виртуальной разметки VRML для показа 3D-объектов, объектно-ориентированные файлы, поддержка управления правами и разные типы интерактивного медиа.
Мультимедиа — среда включает в себя много компонентов, среди которых целесообразно выделить три группы:
-
видеоряд;
-
аудиоряд;
-
текстовая информация.
В свою очередь, видеоряд подразделяется на статический и динамический. Статический видеоряд включает фото и графику, а динамический – видео: обычное, квазивидео и анимацию. Реализация видеорядов ограничивается разрешающей способностью экрана и числом цветов. Еще одним ограничивающим фактором при реализации видеорядов является объем памяти. Аудиоряд по сравнению с видеорядом характеризуется меньшим числом элементов. Он включает речь, музыку, эффекты. Его реализация ограничивается информационной емкостью. Довольно большие объемы памяти, требуемые для реализации видео- и аудиорядов, и определяют такой высокий уровень требований к носителю информации, скорости передачи информации и к видеопамяти. Размещение на CD-ROM текстовой информации не сопровождается никакими ограничениями и сложностями, поскольку информационный объем памяти оптического диска большой.
Таким образом, можно сказать, что мультимедия технологии имеют достаточно большое количество реализаций. Мультимедия технологии так же включают в себя много компонентов и содержат звук, рисунки, анимацию, и видео и многое другое.
1.3 Создание цифровых образовательных ресурсов средствами мультимедиа технологий
В последнее время с развитием мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедиа-презентаций в различных отраслях человеческой деятельности. Мультимедиа-презентации стали не только современным стилем делового общения, но и вообще хорошим тоном представления любого вида информации.
Мультимедиа презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Благодаря комбинации этих средств она является практически самой эффективной формой представления информации. Презентации разрабатываются для достижения различных целей и выполняют разнообразнейшие функции от представления организаций и выпускаемой фирмой продукции до интерактивных видео экскурсий и различных подарочных изданий.
Презентации могут быть самых различных видов, например:
-
-
-
представляющие государственные учреждения и коммерческие организаций;
-
CD-визитки;
-
каталоги в электронном виде;
-
мультимедиа-руководства для обучения;
-
личные архивы — электронных копий документов с возможностью интерактивного просмотра с текстовыми и голосовыми комментариями;
-
представляющие дипломные работы, различного рода диссертации;
-
поздравления;
-
подарочные издания.
-
-
Информация в мультимедиа-презентации может быть организована различными способами:
-
интерактивный проект с меню и расположением информационных страниц в иерархическом порядке;
-
автоматически проигрывающийся ролик с повествованием (как правило, для удобства управления размещается навигационная панель);
-
комплекс из интерактивных меню, информационных страниц и автоматически проигрываемых роликов.
Облегчение процесса усвоения информации — это основа любой презентации.
Главными отличиями презентаций является интерактивность – способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем получаемой информации, а также наглядность представляемого материала, так как различные цветовые сочетания и использование средств мультимедиа несут определенное психологическое воздействие, что позволяет сделать процесс изучения более увлекательным и информативным. Но независимо от того, как будут представлены данные, как слайд-шоу или как сложный медиа клип, они окажут более глубокое воздействие на человека, чем информация, размещенная на сайте или передаваемая устным путем. Это объяснимо тем, что мультимедиа-презентация оказывает воздействие как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно.
Презентации могут распространяться на компакт дисках по почте, на выставках, в качестве приложения к товару и многими другими способами. Наиболее часто презентации создаются с помощью программного средства, входящего в состав MS Office. Однако, как говорится, не Power Point единым. При сопоставлении этой программы с другими презентационными системами MS Power Point оказывается не самым удобным и не самым мощным.
Существует множество других средств разработки мультимедиа-приложений. Все они могут быть разбиты на три группы:
-
специализированные программы, предназначенные для быстрой подготовки определенных типов мультимедийных приложений;
-
авторские средства разработки (специализированные инструментальные средства для создания мультимедийных приложений);
-
языки программирования.
Для разработки мультимедиа-презентаций подходят средства первых двух групп, использование же языков программирования неприемлемо из-за большего расхода средств и времени.
Современные программы создания презентаций ориентированы именно на мультимедиа. Приведем в пример программу Power Point фирмы Microsoft. По количеству изобразительных и анимационных эффектов она не уступает многим авторским инструментальным средствам мультимедиа. За счет использования языка Visual Basic Power Point позволяет создавать сложные программные надстройки. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда мы можем вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, мы можем изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание.
Классификация:
-
язык сценариев ( Scripting Language );
-
изобразительное управление потоком данных (Icon/Flow Control);
-
кадр (Frame);
-
карточку с языком сценариев (Card/Scripting);
-
временную шкалу (Timeline);
-
иерархические объекты (Hierarchical Object);
-
гипермедиа-ссылки ( Hypermedia Linkage );
-
маркеры (Tagging).
К системам, основанным на языке сценариев, относятся:
-
GLpro (Graphics Language for professionals) фирмы IMS Communication (см. приложение 1). Это достаточно мощная программа, используемая для создания презентаций, компьютерных обучающих программ и других приложений. В ее состав входят различные инструменты, позволяющие работать со шрифтами, создавать анимацию, оптимизировать палитру и обеспечивающих множество других возможностей.
-
Multimedia Builder. Система, предназначенная для создания мультимедиа приложений. Имеет объектно-ориентированный интерфейс. В качестве объектов можно вставить любые графические файлы, анимированные файлы GIF, AVI, WAV, MP3. Multimedia Builder позволяет создавать exe-файл или файл в собственном формате, для выполнения которого используется встроенный проигрыватель. Применение сжатия данных позволяет создавать очень компактные программы. (см. приложение 2)
-
Media View. Microsoft Media View — это одно из популярных авторских средств разработки мультимедийных приложений, данное средство является мощным инструментом для создания систем и приложений, способных быстро обрабатывать большое количество мультимедиа-информации. Система предоставляет набор библиотек и низкоуровневых функций, предназначенных для использования в программах, написанных при помощи языков программирования высокого уровня. Отличительной особенностью является ориентированность на создание собственного программного обеспечения. Media View поддерживает все основные мультимедийные технологии. Пакет MediaView включает в себя следующие программные продукты:
-
MediaView компилятор, при помощи которого информация объединяется в один или несколько файлов, образующих мультимедиа-базу данных; (см. приложение 3).
-
Hotspot Editor (см. приложение 11). – программа, позволяющая создавать специальные области на изображении (hotspots). При нажатии на такую область система генерирует событие и передает программе параметры, которые она может обрабатывать любым способом;
-
MediaView библиотеки. Пакетом предоставлены статические библиотеки, библиотеки времени выполнения, а также связанные с ними заголовочные файлы;
-
Обучающая программа MediaView, которая содержит ряд уроков, составленных из текста RTF, изображений и звука, а также других видов мультимедиа-информации.
Подготовка текстовых данных должна производиться в распространенном формате RTF (Rich Text Format), который распознается компилятором пакета и компилируется в мультимедиа-базу данных. Подготовка иллюстративного, звукового и видео материала имеет чисто технические трудности и практически не зависит от выбора данного пакета. После создания графического и звукового материала его можно также включать в мультимедиа-базу данных в качестве багажных файлов. Багажный файл – это файл, который можно включить в базу на этапе ее компиляции, а затем использовать его программой просмотра любым способом. Библиотека функций Media View предоставляет возможность чтения багажных файлов, сохранения их на диск и т.д. Всю мультимедиа-информацию такого рода можно хранить вне базы, в качестве обычных файлов на диске, так как Media View эти файлы непосредственно не использует.
-
Macromedia Authorware. (см. приложение 4). Система позволяет создавать интерактивные обучающие программы с элементами мультимедиа. Быстрота разработки достигается при помощи таких средств Authorware, как ось событий (flowline), пиктограмм, в которые встроены интерактивные функции, и шаблонов, а также сценариев взаимодействия, которые позволяют создать макет приложения и занести в него информацию. Расширенная поддержка новейших форматов мультимедийного содержания позволяет включать в приложения звуковое сопровождение и видеоролики с самым высоким качеством, сохраняя приемлемый размер дистрибутива. В Authorware встроена система контроля успеваемости. Возможно расширение функциональности Authorware с помощью собственных надстроек и сторонних расширений, основанных на модульной архитектуре Macromedia Xtras и элементах управления ActiveX.
-
IconAuthor. (см. приложение 5). Система фирмы AimTech. Позволяет создавать продукты для интерактивного обучения. За основу разрабатываемого приложения берется схема из пиктограмм, каждая из которых обозначает определенное действие или функцию, выполняющуюся в заданной последовательности. В систему встроен редактор объектов SmartObject Editor, объединяющий графику, видео, кнопки, текст и другое в работоспособные наборы пиктограмм.
-
ToolBook. (см. приложение 6). Система фирмы Asymetrix. Позволяет разрабатывать мультимедиа-приложения обучающего характера. ToolBook поддерживает огромное количество разнообразных медиа-форматов, включая звук, анимацию, цифровое видео, сжатые изображения и т.д. Включает в себя компоненты: ToolBook Assistant, содержащий набор шаблонов, в которые заносится необходимая информация, и ToolBook Instructor, предназначенный для создания специализированных курсов со специфическими реакциями на действия пользователя. Самой важной особенностью пакета ToolBook является встроенный объектно-ориентированный язык сценариев OpenScript. Язык OpenScript является очень мощным средством программирования интерактивности. В состав пакета входит редактор ToolBook Actions Editor, содержащий редактор, отладчик скриптов и менеджер объектов, поэтому программирование на OpenScript выходит за рамки программирования на JavaScript и является очень удобным средством для программистов. Способность конвертировать написанную программу в JavaScript позволяет не заботиться о распространении интерпретатора данного языка. ToolBook Instructor также поддерживает такие форматы, как Flash, RealPlayer и Windows Media Player. Полезной особенностью программы ToolBook Instructor является возможность преобразования PowerPoint и Flash презентаций в презентации собственного формата. Это позволяет использовать ранее созданные презентации, а также позволяет усовершенствовать их за счет использования языка OpenScript.
-
Macromedia Director. (см. приложение 7). Мощная программа для разработки практически всех видов мультимедиа. Macromedia Director позволяет работать практически со всеми медиа-форматами. Для управления графикой, звуком, видео и иной информацией имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования Lingo.
В состав Macromedia Director входит:
-
-
-
управляющий центр Director — для объединения и публикации информационного наполнения, созданного инструментальными средствами Studio;
-
графический оптимизатор — Fireworks — для создания графики в надежной среде проектирования и разработки;
-
звуковые редакторы — BIAS Peak LE (для Macintosh) и Sonic Foundry SoundForgeXP (для Windows) — для создания и редактирования звуковых эффектов;
-
библиотеки реакций на события (behavior libraries) — для организации обслуживания интерактивных элементов;
-
Shockwave Multiuser Server — для обслуживания сообществ пользователей.
-
-
-
Anark Studio. (см. приложение 8). Программный пакет для разработки интерактивных мультимедиа-проектов. Поддерживает стандарт описания 3D-моделей «.3ds» (3D Studio MAX), многие популярные графические, видео и аудио форматы. Анимирование объектов производится с использованием временной линейки (timeline) и программами управления объектами. Встроенный редактор скриптов и возможность загружать готовые программы из файлов добавляет значительную гибкость и удобство работы для разработчика. Anark Media Platform™ включает в себя: Anark Studio™ комплекс для разработки мультимедийных проектов; Anark Client™ клиент для просмотра интерактивных проектов; Anark Server™ серверный модуль для оптимизации передачи медиа-потока по сети. Создание презентаций в Anark Studio основано на использовании мультимедийных материалов, подготовленных соответствующими программными средствами — 3D Studio, Adobe Photoshop и др.
-
HyperMethod. (см. приложение 9). Программа фирмы Prog. Systems AI Lab. Этот продукт предназначен для создания электронных каталогов, энциклопедий, учебников, презентаций, HTML-страниц, поисковых систем, систем документооборота и любых других мультимедийных приложений. Позволяет работать с распространенными форматами звуковых и видео файлов, использовать покадровую анимацию. Имеет собственный язык сценариев. По своим возможностям приближается к программе Macromedia Director.
-
Пакет HM – Card. HM — Card представляет собой объектно-ориентированную среду, предназначенную для разработки гипермедиа-приложений. HM-Card позволяет скомбинировать в одно целое: текст, векторную графику, анимацию, растровую графику, аудио и видео клипы, предоставляет способ формирования связи одного мультимедийного документа с другим с использованием гиперсвязей и без них. Приложение, создаваемое HM-Card, представляет собой базу данных, состоящую из комбинации отдельно создаваемых модулей. При подготовке модулей пользователь выбирает необходимые объекты из существующего списка, задавая необходимые параметры. Презентационная часть приложения состоит из страниц, объединенных в структурные коллекции. Функционально пакет HM-Card состоит из трех программ: Редактора (Editor), Редактора связей (Linker), Вьюера. Редактор служит для создания и редактирования медиа-объектов, из которых состоят страницы, имеет такие встроенные средства, как: текстовый редактор, графический векторный редактор, средства организации диалога и анализа введенной информации, анимацию отображаемых объектов. Редактор связей используется для создания сложных S-коллекций и налаживания связей внутри них. Вьюер — независимая (автономная) программа, которая позволяет просмотреть презентации, созданные уже при помощи Editor и Linker.
-
Formula Graphics. (см. приложение 10). Программная оболочка Formula Graphics является одной из наиболее удачных сред для создания презентационной продукции. Она имеет легкий в использовании графический интерфейс и не несет ограничений на изображения, звуки и анимации, которые могут быть объединены с ее помощью. Formula Graphics имеет мощный объектно-ориентированный язык с более чем 500 операторами, функциями и командами, но можно создавать приложения и без программирования. Подготовка данных производится в других программах, а Formula Graphics объединяет их в единое целое.
-
Маркеры (теги) — программы на базе маркеров используют специальные команды — теги в текстовых файлах, чтобы связать страницы для обеспечения взаимодействия и объединения элементов мультимедиа. Они имеют, как правило, ограниченные возможности по отслеживанию связей и лучше всего подходят для подготовки диалоговых справочных материалов, подобных словарям и руководствам. К системам, основанным на маркерах, относятся:
-
Hot Dog (фирмы Sausage Software);
-
WebAuthor (фирмы Quarterdeck);
-
FrontPage (фирмы Vermeer);
-
HoTMetaLPro (фирмы SoftQuad).
Существует множество видов презентаций, используемых в разных целях. Для их создания применяется множество программных средств.
1.4 Применение ЦОР в образовательном процессе
При помощи ЦОР в образовательном процессе решаются различные обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.
Использование ЦОР создает возможность доступа к современной актуальной информации, позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы, повышать мотивацию обучения школьников.
При использовании ЦОР появилась возможность обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность образовательного процесса, использовать самостоятельные, групповые, индивидуальные и дифференцированные виды работ, превышать по объёму соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы. Главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей овладеть компетенциями (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной). Хороший урок невозможно представить без наглядности. Обычно для этой цели использовалась классная доска, на которую записывались тема урока, лексика, размещался необходимый наглядно-демонстрационный материал.
Подводя итог можно сказать, что использование ЦОР на уроках является реалией современной действительности. На сегодняшний день можно планировать урок таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся и педагогов.
Глава 2. Практическая работа по созданию цифровых образовательных ресурсов
В теоретической части данной выпускной квалификационной работы описаны разнообразные виды цифровых образовательных ресурсов и их роль в образовательном процессе. ЦОР могут использоваться на разных этапах процесса обучения. Особое место в этом процессе отводится учебным кабинетам. В колледже множество учебных кабинетов, в которых проводятся занятия по различным дисциплинам. Работа кабинетов ведется по разным направлениям. В кабинетах накоплено множество учебных и методических материалов, организованы выставки работ выпускников, подобрана различная литература. Визитной карточкой любого кабинета является ее презентация. Не все кабинеты колледжа по тем или иным причинам имеют их. Поэтому возникла необходимость в создании таких презентаций, тем более, что презентация кабинета тоже является разновидностью ЦОР.
Практической частью исследования явилось создание презентаций двух кабинетов: военно — патриотического воспитания (заведующая кабинетом Мальцева Е. Н.) и кабинета дисциплинарного дирижирования (заведующая кабинетом Кашина Р.А..)
Технология создание презентаций примерно одинакова, так как они обе выполнены в среде программы Windows Movie Maker, и включает несколько этапов:
-
Непременно, разработка презентации начинается с определения темы работы, сбора необходимого материала. Для разработки презентации было использовано: фото, видео, музыка, звук.
-
Следующим этапом была выбрана среда, в которой создавалась презентация. В данном случае использовалась программа Movie Maker, так как в этой программе можно не только вставить фото, видео, сделать фото и видео переходы, но и вставить 2 звуковые дорожки. На одной из которых будет музыка, а на второй наложен звук.
-
После чего анализируем материал и выбираем нужные компоненты для презентации (желательно, чтобы для них заготовить отдельную папочку, из которой все импортируется в программу).
-
Теперь начнем делать саму презентацию.
Для этого запускаем программу Movie Maker. После запуска на экране появляется интерфейс приложения (см. приложение 12).
-
Слайд первый «Титульный лист»
Для того, чтобы создать титульный лист нужно в левом углу программы найти такую операцию, как «Монтаж фильма» и выбрать пункт – создание названия и титров. После чего появится вопрос «Где добавить название?» и из ниже перечисленных вариантов нужно будет выбрать – «Добавить название в начале фильма» (см. приложение 13). Затем появляется поле, куда мы должны ввести название класса и, написать кто является заведующей этого кабинета. Причем то, что мы пишем в этом поле сразу же отображается в правом углу монитора (см. приложение 14). При этом мы можем изменить шрифт и цвет текста и цвет самого слайда (нажав «Изменить шрифт и цвет текста») и выбрать для него анимацию (нажав «Изменить анимацию названия»). После того как озаглавили титульный лист и выбрали для него анимацию, выбираем пункт – «Готово, добавить название в фильм». Теперь выбираем нужное фото из тех, которые уже были импортированы в программу. После чего озаглавливаем следующий пункт, так же выбирая такую операцию, как «Монтаж фильма» и выбрать пункт – «Создание названия и титров». Выбираем пункт – «Добавить название на выбранном клипе для раскадровки» выбираем для него анимацию. Единственный минус — то, что он может переместиться вперед, в том случае его можно просто перетащить на нужный слайд. После снова перетаскиваем в пустые слайды нужные фотографии. И проделываем такие манипуляции, столько раз, сколько есть разделов и нужного материала. После того как все слайды оформлены мы можем наложить музыку. Для этого мы выбираем – «Импорт звука или музыки», после чего появляется окно, где нам нужно будет выбрать путь, откуда мы возьмем музыку (см. приложение 16). После чего, мы нажимаем кнопку – «Отображение шкалы времени» и перетаскиваем ее на начало презентации (до первого слайда) (см. приложение 17). Так как в презентации нам нужна запись комментариев, то нам нужно нажать «Шкала времени комментария», нажать «Запустить», записать голос, с учетом того, что в начале у нас уже есть музыка, то нужно поставить флажок в окне «Выключить динамики», нажать кнопку – «Остановить», выбрать путь сохранения звукового файла, нажать «Сохранить». Но так как музыка не может идти с сопровождением голоса в этой программе, то нам нужно музыку разделить на несколько частей и расставить на свободное пространство звуковой музыкальной дорожки. Для этого можно нажать на звуковой дорожке на выбранную песню, подвести курсор мыши к краю, до появления стрелки ( ) и необходимо ее перетащить туда, где начинается голос, таким образом, мы ее обрежем. Но для того чтобы музыка дальше продолжала играть, необходимо запомнить на каком месте обрезали песню и перетащив ее, снова обрезать ее начало, чтобы она продолжила исполнение и обрезать конец до начала голосовой дорожки, так проделать до конца презентации. После этого в презентации необходимо выбрать переход для слайдов, для этого нужно нажать – «Отображение раскадровки», после этого внизу будут показаны слайды, между ними будет кнопка, которая будет делать переходы между слайдами, для этого нажмем на вкладку «Сборники», выберем «Видеопереходы», перетащим любой видео переход в пустую ячейку между слайдами. По окончанию работы нажмем на операцию – «Завершение создания фильма», выберем пункт – «Сохранение на компьютере». После этого появится окно с выбором пути сохранения (см. приложение 18), выбираем нужный путь и нажимаем – далее, потом еще раз – далее. По желанию можно воспроизвести фильм после нажатия кнопки «Готово», нажимаем ее. Теперь можем смотреть полученный ролик- презентацию.
По окончании работы оформленные презентации были записаны на CD— диск и переданы заведующим кабинетами Мальцевой Е.Н. и Кашиной Р.А.
Данные презентации могут быть использованы для представления кабинетов в ходе различных смотров, аттестации учебного заведения, а так же как наглядное пособие при изучении технологии создания компьютерных презентаций на уроках информатики в колледже.
Заключение
Предметом данного исследования являлось изучение современных средств информационно-коммуникационных технологий. Проблема заключалась в том, чтобы выяснить, как мультимедиа технологии можно использовать для создания цифровых образовательных ресурсов.
В ходе исследования были изучены и проанализированы различные литературные и методические источники, рассмотрены основные понятия темы такие как «цифровые образовательные ресурсы», «мультимедиа» и др., выявлены компоненты реализации мультимедиа технологий.
Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы. ЦОР необходимы для самостоятельной работы учащихся потому, что они:
-
облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
-
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
-
освобождают от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
-
предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
-
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
-
выполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Существует большое множество программных средств, для разработки мультимедийных приложений.
Их можно разделить на несколько категорий:
-
-
средства создания и обработки изображения;
-
средства создания и обработки анимации, 2D, 3D – графики;
-
средства создания и обработки видеоизображения (видеомонтаж, 3D-титры);
-
средства создания и обработки звука;
-
средства создания презентации;
-
Таким образом, на основе всей изученной информации о цифровых образовательных ресурсах и мультимедиа технологий, были созданы презентации кабинета военно — патриотического воспитания и кабинета дисциплинарного дирижирования.
Таким образом материалы данной работы имеют прикладное практическое значение, так как могут использоваться для представления кабинетов в ходе различных смотров, аттестации учебного заведения, а так же как наглядные пособия при изучении технологии создания компьютерных презентаций в среде Windows Movie Maker на уроках дисциплин «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», «Компьютерные технологии в образовании», «Мультимедиа и компьютерные технологии» в колледже, а так же как наглядные пособия для студентов, работающих над ВКР и курсовыми.
Следовательно, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования проблема решена, цель исследования достигнута.
Список литературы
-
Александр Пушков. Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов.// Мир ПК, №12/1997.
-
Андрей Борзенко, Программное обеспечение для мультимедиа, HARD’n’SOFT №2февраль 1995г.
-
Арский Ю.М., Гиляревский Р.С. и др. Информационный рынок России. – М.: ВИНИТИ,1996. -390 с.
2. Базы данных России. Каталог. Выпуск 5. – М: НТЦ. Информрегистр. 1999 -
В.А. Каймин Информатика. Высшее образование – Инфра М, 2003 год
-
Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. — СПб.: СПбГУП, 2005. — с. 70-75
-
Демушкин А. С., Кириллов А. И. и др. Компьютерные обучающие программы //Информатика и образование.-1995. №3.
-
Е.Л. Федотова Информационные технологии и системы – Форум, 2009 год.
-
Е.Л. Федотова Мультимедия – Форум, 2009 год.
-
Лаврентьев Н.И., Электронный учебник //Информатика и образование. 2000. №9.
-
М.А. Беляев, В.В. Лысенко, Л.А. Малинина Основы информатики. Учебник для ВУЗов – Феникс, 2006 год.
-
Матушанский Г.У., Проектирование педагогических тестов для контроля знаний Информатика и образование. 2000. № 6
-
Петренко А. И. Мультимедиа. — М.: Бином. 1994.
-
Пирогов А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М.: ГАВС, 1992.
-
Пушков А.А., Информационное представление о мире. 2009
-
Роман Косячков, Властелины Пеллинора, Компьютерра №38(316) сентябрь 1999г
-
Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Учебное пособие. — М.: Гранда, 2004. -с. 42-46
-
Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Учебное пособие. — М.: Гранда, 2004. — с. 75-79
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронная версия (http://www.megabook.ru)
-
Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мультимедиа)
-
Электронная энциклопения KM Wiki (http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/Что_такое_мультимедиа).
Приложение 1
Интерфейс программы Clpro
Приложение 2
Интерфейс программы Multimedia Builder
Приложение 3
Интерфейс программы Media View
Приложение 4
Интерфейс программы Macromedia Authorware
Приложение 5
Интерфейс программы IconAuthor
Приложение 6
Интерфейс программы ToolBook
Приложение 7
Интерфейс программы Macromedia Director
Приложение 8
Интерфейс программы Anark Studio
Приложение 9
Интерфейс программы HyperMethod
Приложение 10
Интерфейс программы Formula Graphics
Приложение 11
Интерфейс программы Hotspot Editor
Приложение 12
Интерфейс программы Windows Movie Maker
Приложение 13
Создание титульного листа
Приложение 14
Озаглавливание титульного листа
Приложение 15
Импорт музыки в программу
Приложение 16
Вставка музыки в звуковую дорожку
Приложение 17
Создание переходов между слайдами
Приложение 18
Сохранение презентации на компьютерt
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
Сабитова Диляра Арифовна,
преподаватель кафедры естественно-математического образования
ГБОУ ДПО РК КРИППО
ЦОР и ЭОР
ЦОР — цифровые образовательные ресурсы — представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы
ЭОР — электронные образовательные ресурсы — совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети
Использование ЦОР в учебном процессе помогает осуществить
- Переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному.
- Поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения.
- Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения предмета в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся.
- Стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся.
- Реализация компетентностного подхода к изучению предмета.
Интерактивность
(от английского interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). В информационных системах под интерактивностью понимается способность системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Классификация ЦОР
По образовательно-методическим функциям
Электронные учебники
Электронные издания контроля ЗУН-ов
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные учебные пособия
5
Классификация ЦОР
По типу информации
ЦОР с текстовой информацией
ЦОР с комбинированной информацией
ЦОР со сложной структурой
6
Задачи ЦОР
1. Помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов; подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
6
Задачи ЦОР
2. Помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.
6
Задачи ЦОР
3. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
6
Задачи ЦОР
3. помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
6
Типы модулей в коллекции ФЦИОР
- Модуль получения информации (И-тип).
- Модуль практических занятий (П-тип).
- Модуль контроля (К-тип).
6
Типы модулей в коллекции ФЦИОР
И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
6
Понятие «Облако»
Облачные технологии — это различные аппаратные, программные средства, методологии и инструменты, которые предоставляются пользователю, как интернет-сервисы, для реализации своих целей, задач, проектов.
6
Структура облачных технологий
Основание пирамиды «инфраструктура» – это набор физических устройств (серверы, жесткие диски и т.д.), над ней выстраивается «платформа» — набор услуг и верхушка – программное обеспечение, доступное по запросу пользователей
4
6
Облачные вычисления — это некий базис-вектор, полученный в результате синтеза целого ряда технологий и подходов
4
6
- Хранение и синхронизация файлов
- Хранение и синхронизация файлов
- Хранение заметок и закладок
- Хранение заметок и закладок
- Программное обеспечение как услуга
- Программное обеспечение как услуга
- Данные как услуга
- Данные как услуга
- Рабочее место как услуга
- Рабочее место как услуга
Возможности облачных технологий
4
20
- Storage-as-a-Service
- Storage-as-a-Service
- Database-as-a-Service
- Database-as-a-Service
- Information-as-a-Service
- Information-as-a-Service
- Process-as-a-Service
- Process-as-a-Service
- Application-as-a-Service
- Application-as-a-Service
- Platform-as-a-Service
- Platform-as-a-Service
- Integration-as-a-Service
- Integration-as-a-Service
Услуги, предоставляемые облачными технологиями
4
21
Google Apps
Google Карты
G-mail
Google -Календарь
Google Диск
Google Рисунки
Google Презентация
Google Документы
Google Таблицы
Google Формы
Microsoft Office Web Apps
Приложения Microsoft Office Web Apps , позволяют использовать возможности Microsoft Office , через веб-браузер и работать с документами (причем, не только просматривать их, но и редактировать) непосредственно на веб-сайте, на котором они хранятся
Работа с приложениями Google
Для начала работы необходимо создать Google аккуант (электронную почту)
7
22
Работа с приложениями Google
Работа с приложениями Google
сервис
Работа с приложениями Google
Работа с приложениями Google
Работа с Google Диском
Google Документ
Google Презентация
Google Презентация
Google Таблицы
Google Формы
Ввести название теста
Google Формы
Google Формы
Google Рисунки
Google-сайт, Blogger
Blogger
Google-сайт
Google-сайт
редактировать
Создать новую страницу
Google-сайт
Конструктор интерактивных заданий
(требуется регистрация)
Конструктор интерактивных заданий
Создание Нового упражнения
Конструктор интерактивных заданий
Создание Нового упражнения
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Готовые упражнения по предметам
Онлайн доска Lino
Онлайн доска Lino
Онлайн доска Lino
http://en.linoit.com/
Создание аккуанта
Вход в личный кабинет
Онлайн доска Lino
логин
пароль
Онлайн доска Lino
Новое упражнение
Онлайн доска Lino
Доступ для каждого
Онлайн доска Lino
Применение облачных технологий
Практическое задание
- Открыть образовательные ресурсы http://resh.edu.ru , http://fcior.edu.ru . Найти материалы для преподавания информатики.
- Открыть LearningApps.org. Выбрать интерактивные упражнения для преподавания информатики.
- С помощью LearningApps.org создать интерактивные упражнения следующих типов: «Найти пару», «Простой порядок», «Классификация», «Викторина», «Ввод текста»
- Создать и опубликовать Google-форму для тестирования учащихся, отправить ссылку на электронную почту преподавателю.
- В программе iSpring QuizMaker создать небольшой тест с использованием 5 типов вопросов. Опубликовать созданный тест в виде exe-файла.
ОНЛАЙН СЕРВИСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Современное общество требует от выпускников не только большой запас знаний самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном мире. А потому и современное образование должно строиться на формировании навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, творческого и критического мышления, самостоятельности и ответственности. Все это требует внедрения новых педагогических технологий, лежащих в плоскости личностно ориентированного образования, для которых характерно сотрудничество участников образовательной деятельности, диалог, деятельностный и творческий характер, сотворчество учителя и ребенка. Но организовать учебный процесс с максимальной эффективностью в современной школе можно лишь с помощью современных ЭОР.
В настоящее время создано много современных образовательных ресурсов, которые размещены на различных сайтах. Учитель же в своей работе не может ограничиваться лишь теми ЭОРами, которые можно найти на бескрайних просторах Internet. Ведь каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, у каждого есть своя педагогическая изюминка. И потому учителю нужны инструменты для создания собственных ресурсов.
Решить эту проблему помогают онлайн сервисы, которые позволяют поставить в центр учебного процесса взаимодействие обучающихся между собой и учителями на основе инструментов социального программного обеспечения. Расскажу о некоторых сервисах, используемых для подготовки различных групп ЭОР.
Онлайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов и, прежде всего, дидактических игр для уроков ClassTools.NET http://www.classtools.net/ . Его создатель – английский педагог Рассел Тарр. С помощью этого сервиса вы можете в считанные минуты создать свою дидактическую игру или создать учебную диаграмму, воспользовавшись одним из шаблонов. Алгоритм работы достаточно прост. Набираете по шаблону вопросы и ответы. С помощью Генератора игр подбираете наиболее подходящий для вас вариант. Запускаете. Есть возможность сохранить игры на компьютере в виде .htm файла, разместить на страничках сайтов и блогов, поделиться ссылкой. Есть возможность «запаролить» режим редактирования готовой работы. Большинство дидактических игр можно успешно использовать с интерактивной доской. Сервис также позволяет преподавателям и школьникам создавать интерактивные Flash- диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д. Для начала работы регистрироваться не нужно. Сервис на английском языке, но поддерживает кириллицу. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Онлайн сервис для создания карточек BrainFlips http://www.brainflips.com/. С помощью сервиса можно изготовить карточки по предмету преподавания и тут же начать работать с ними. Карты-задания объединяются в колоды. В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Также можно пользоваться карточками других участников сервиса. Формат использования карточек выбирается преподавателем. Сервис создан специально для учителей. Есть возможность создавать группы, подключать к группе участников. Сервис на английском языке, но поддерживает кириллицу. Названия групп, карточек, колод карточек и описаний только на английском языке. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Онлайн сервис Flashcard Machine http://www.flashcardmachine.com создан для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Материалы на карточках могут быть в виде текста, изображений, звука, ссылок. Вопросы готового набора карточек при запуске тасуются случайным образом. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис поддерживает кириллицу. Есть возможность выступать в роли учителя, студента и организовать групповую работу с карточками. Имеется большая коллекция готовых карточек, разложенная по темам, возрастам. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Онлайн сервис JeopardyLabs http://www.jeopardylabs.com предназначен для генерации тематических викторин. Для начала работы на сервисе не нужно регистрироваться. Только ввести пароль для редактирования. Сервис поддерживает кириллицу. После заполнения данными сервис предложит ссылку для работы с викториной. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Сервис LearningApps http://learningapps.org предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Есть большая коллекция работ, на русском языке встречаются только единичные материалы, поэтому можно рассчитывать только на свои работы.
Описание и инструкция по работе с сервисом.
Онлайн сервис для создания дидактических материалов (рабочих листов, головоломок, упражнений, карточек и игр)
WordLearner http://www.wordlearner.com. Для начала работы необходимо зарегистрироваться (как студент, педагог, представитель ОУ). Сервис на английском языке, поддерживает кириллицу. Есть возможность создавать группы, классы. Регистрировать школьников и вести статистику работы в группе. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Образовательный сайт Zondle http://www.zondle.com не только предоставляет бесплатные онлайн дидактические игры для начальной и средней школы, но и предлагает учителю проявить творчество, подготовить увлекательные игры по любому из учебных предметов. Достаточно зарегистрироваться в Zondle, выбрать тему и создать список выбранных игр.
Возможны три уровня создания образовательного ресурса:
- Создание игры по шаблону: это самый простой вариант. Учитель набирает ряд заданий по конкретной теме. Затем вы можете посмотреть, как ваши задания будут реализовываться в имеющихся на сайте различных играх. Каждая из иконок представляет собой готовую игру. Останавливаете свой выбор на одной из них и вносите свои коррективы. Ваши игры сохраняются на удалённом сервере. Вы можете также встроить их на свой сайт или блог.
- Создание авторского пакета: пакет представляет собой последовательность страниц, которые могут содержать текст, изображения, видео, аудио и, конечно, Zondle игры и выбранные предметные темы.
- Создание игры с нуля: вы сами подбираете персонажи, фон, стационарные объекты, ландшафт. Подбираете звуковые эффекты, а также эффекты анимации и передвижения. И уже под эту игру придумываете задания.
Конструктор позволяет создавать игры не только для индивидуальной работы ученика на компьютере, но и использовать большой экран для фронтальной и групповой работы или интерактивную доску. На сайте создано сообщество учителей, которое обменивается созданными ресурсами. Для начала работы необходимо зарегистрироваться, создать материалы, обозначить класс, и начать работать с использованием новых возможностей. Впрочем, вы можете воспользоваться ресурсами даже без регистрации. Описание и инструкция по работе с сервисом.
Онлайн сервис Study Stack
http://www.studystack.com
для создания дидактических материалов для образования. Порядок работы с вашими материалами: это работа с текстом (вопросы и ответы) и работа с графическими изображениями и комментариями к ним. Набрав один раз комплект вопросов и ответов, вы получаете несколько вариантов для генерации дидактических материалов в игровой форме. Готовые работы легко можно встроить на странички сайтов, блогов, поделиться информацией в социальных сетях. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или воспользоваться аккаунтом от Facebook. Сервис поддерживает кириллицу. Помимо ваших работ вы можете воспользоваться коллекцией работ, созданных педагогами мира.
Описание и инструкция
по работе с сервисом.
Литература
1. http://internet-konfweb202011.blogspot.ru/2012/02/blog-post_9565.html
2. https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7264&showentry=3199
3. Софронова Н.В. Особенности и основы разработки цифровых образовательных ресурсов // Материалы конференции «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» — Ростов-на-Дону, 2013.
Технология создания ЦОР
Требования, предъявляемые к Цифровым Образовательным Ресурсам:
Объектный принцип построения учебных материалов: учебный материал разбивается на части — учебные объекты, каждый из которых может многократно использоваться как в отдельности, так и во взаимодействии с другими объектами на платформах, поддерживающих единые международные технологические стандарты.
Каждый учебный объект содержит следующие структурные элементы:
Обобщая процесс разработки технологии создания ЦОР, выделяют следующие основные этапы работ, как:
Иван Печищев «Цифровые инструменты для современного преподавателя»
Видеоурок «Создание ЦОР с использованием приема «Интерактивное пособие».
Ольга Носова.
Видеоролик консультации «Создание цифрового образовательного ресурса» посвящён проблеме организации грамотной структуры Вашего цифрового образовательного ресурса. Владимир Пантелеев.
РАЗРАБОТКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Павлова Людмила Анатольевна,
учитель информатики
МОУ «Гимназия г.Тореза»
г.Торез, ДНР
В настоящее время идет становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Поэтому одна из основных задач современной школы – создание оптимальных для условий обучения, обеспечивающих не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его развитие.
В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы
Благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на учащегося, повышается интерес учащегося к обучению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
Одна из проблем современного образования: невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство общества и недостаточное использование современных образовательных технологий и др.
Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную компетентность у учащихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности и др.
Для решения данной проблемы было проведено исследование, целью которого стало повышение качества обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов.
Были поставлены следующие задачи:
-
Определить понятие «Цифровой образовательный ресурс»;
-
Рассмотреть классификацию цифровых образовательных ресурсов;
-
Раскрыть возможности цифровых образовательных ресурсов;
-
Показать применение ЦОР на примере темы «Информация. Виды информации» в 3 классе (информатика).
Итак, что же представляет собой цифровой образовательный ресурс?
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:
-
этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
-
этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
-
этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
-
этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды.
ЦОРы помогают продемонстрировать явление в динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Цель ЦОР – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Рассмотрим определение, которое даёт Босова Л.Л. « … ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями». И это определение самое точное на данный момент.
Можно выделить следующие задачи использования ЦОР:
1) Помощь учителю при подготовке к уроку:
-
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
-
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
-
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
-
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
-
подготовка творческих заданий;
-
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
-
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
2) Помощь учителю при проведении урока:
-
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
-
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
-
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
-
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
3) Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
-
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
-
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
-
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
-
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
-
помощь обучающемуся в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
-
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки;
-
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
-
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
-
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
-
основываться на достоверных материалах;
-
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
-
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
-
обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
-
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
-
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
-
иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
-
представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику или УМК;
-
дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
-
основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.
ЦОР на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики и позволяет педагогу скорректировать учебный процесс. Можно выделить несколько различных типов тестов:
-
тесты с выбором одного варианта ответа;
-
тесты с выбором нескольких вариантов ответов;
-
тесты на исключение лишнего слова в ряду ответов;
-
тесты с однозначным ответом (да/нет);
-
тесты с открытым ответом;
-
тесты на соответствие;
-
тесты на расположение вариантов ответа в последовательности.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, управление, проектирование, исследование и т.п., что позволяет успешно решать многие дидактические задачи в обучении, например: демонстрация учебных объектов и процессов, моделирование, предоставление учебной информации, контроль и оценка знаний и др.
Цифровой образовательный ресурс, представленный в виде мультимедийной презентации это пример того, как ЦОР предоставляет положительные моменты в проведении урока. С помощью мультимедийной презентации учитель может предоставить учащимся самую важную и отобранную учебную информацию, вывести справочную информацию или какие-то интересные факты и изображения, вывести материал для повторения, опроса или задание для практической работы. Благодаря своей выразительности и наглядности, презентация является средством, способствующим лучшему восприятию материала.
Рассмотрим использование цифровых образовательных ресурсов на примере изучения темы «Информация. Виды информации» в 3 классе.
Цель изучения темы:
-
сформировать у обучающихся стойкие знания по правилам безопасной работы в компьютерном классе;
-
дать понятие о способах передачи информации в живой и неживой природе;
-
познакомить со средствами общения, используемых при передаче информации;
-
изучить виды информации по способу восприятия и форме представления.
Поскольку эта тема изучается в 3 классе первой, то на первом занятии необходимо еще раз повторить правила поведения в компьютерном классе и провести первичный инструктаж. В соответствии с возрастными особенностями дети легче воспринимают не устный инструктаж, а визуализированную информацию. Поэтому использую учебное видео, а по ходу воспроизведения еще раз акцентирую внимание на некоторых моментах.
Правила работы за компьютером
Рис.1
Далее для объяснения нового материала использую мультимедийную презентацию, созданную при помощи программы Microsoft PowerPoint
Презентация
Рис 2.
На следующем уроке изучения данной темы для актуализации опорных знаний можно использовать интерактивный кроссворд, созданный при помощи Microsoft Exsel
Кроссворд
Рис.3
И конечно же неотъемлемой частью каждого урока должна стать физминутка, которую тоже можно провести не совсем традиционно
Физминутка
Рис. 4
А на этапе закрепления изученного материала и в качестве компьютерного практикума могут быть использованы задания, созданные при помощи средств сервиса LearningApps.org
Виды информации по форме представления
Рис.5
Устройства ввода и вывода информации
Рис.6
Виды информации
Рис.7
Перед проведением компьютерного практикума провожу инструктаж также при помощи вышеназванного сервиса
Правила работы за компьютером
Рис.8
На этапе обобщения знаний можно использовать интерактивное тестирование с целью контроля знаний обучающихся. С этой целью использую тест, созданный при помощи программы Microsoft PowerPoint
Тестирование
Рис.9
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю.
Список использованных источников
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-110
-
Бородатова Н.Ю. Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/636109/
-
Босова Л.Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf
-
Босова Л.Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ/ Л.Л. Босова // Информатика и образование. — 2009. -№2. — С.32-46.
-
Брыкова О. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908
-
Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые образовательные ресурсы // Продленка. URL: http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html (дата обращения:).
-
Григорьев С. Г., В. В Гриншкун Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Энциклопедия знаний. URL: http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
-
Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования // Время Технологий. URL: http://aleksandr.hoy.blog.tut.by/2011/11/25/sovremennyie-informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-avtor-lyubov-vladimirovna-desyatova
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://www.school-collection.edu.ru/about/
-
Исупова Л.В. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс // Педагогическая планета. URL: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
-
Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
-
Трапезникова Т.В. Электронные учебные ресурсы и их применение / Т.В. Трапезникова // Директор школы. — 2008. — №4. — С.61-65.
-
Усенков Д.Ю. ЦОРы // Вопросы информатизации образования. URL: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214