Как составить цветовую гамму стихотворения

Цветовая гамма и литература

Великий живописец Природа одарила художников (живописцев, музыкантов, писателей, поэтов) богатейшей палитрой красок и их оттенков. Не все возможно передать обычными словами. Поэтому писатели, поэты прибегают к языку символов. Поэт Валерий Брюсов по этому поводу писал: «В истинно художественном создании за внешним конкретным содержанием должно скрываться иное, более глубокое. На место художественного образа, определенно выражающего одно явление, художественный символ, таящий в себе целый ряд значений».

Цвет в литературе

Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска) – белый шарф, голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк, полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина «Белая береза», «В багровом зареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным», «Выткался на озере алый свет зари» и т.д.

Цвет как символ

На этом остановимся подробнее. Начнем необычно. Отдав дань французскому поэту Артюру Рембо, «Шекспиру-дитя», как назвал его Виктор Гюго.

Виртуозное использование символики цвета предстает в стихотворении «Гласные», написанное 16-летним А. Рембо:

«А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый,

О – синий… Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я … А – черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный,

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У – цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О – первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

— Омега, синий луч и свет Ее Очей.

(перев. М. Кудинова)

Структура стихотворения, как видим, проста. В нем представлены гласные. С ними ассоциируются различные цвета. Они, в свою очередь, разворачиваются в целые живописные миниатюры, где цвет символизирует определенные картины, явления, даже космос, первородство мира.

Так, сопоставив звуки с палитрой, шестнадцатилетний поэт с удивительной художественной силой воплотил юношеское стремление объять мир и познать его во всей полноте, не страшась ни его безобразия, ни его красоты, ни глубины бездны, отделяющей от Бога и Ангелов.

Сам же А. Рембо в «Алхимии слова» («Одно лето в аду», гл. «Бред ІІ») писал: «Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я избрал такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств».

Цвет и литературный псевдоним

Многообразие, многоликость символики цвета подтверждают и литературные псевдонимы:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв) и Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг).

Начнем с последнего. Эссе Марины Цветаевой «Пленный дух», посвященное А. Белому, начинается так: « — Спаси, Господи, и помилуй папу, маму, няню, Алю, Андрюшу, Наташу, Марину и Андрея Белого…

— Ну, помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Чёрного помолись!

Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Чёрного, что она его в противовес, в противоцвет Андрею Белому – сама сочинила, по женскому деревенскому добросердечию смягчив полное имя на уменьшительное …» Саша Чёрный – сатирик, но он же и тонкий лирический детский поэт, милый, трогательный. Мог бы сказать о себе словами любимого поэта Г. Гейне:

«Геральдом моим будет юмор

С смеющейся слезкой в щите».

Почему такой псевдоним Саша Чёрный (имя сохранил)?

Может, потому что был настоящим брюнетом с блестящими чёрными непослушными волосами, чёрными печальными глазами? Как знать. Может, «чёрный» совпал со всем тем, (тёмным, пошлым, никчемным, подлым, обывательской самодовольной тупостью) что его сатире пришлось высмеивать? Здесь мы можем только, увы, предполагать. Но, несомненно, одно – «чёрный», кроме всего перечисленного выше, символизирует и неизреченную горечь, трагедию судьбы поэта, чей лирический голос вынужден смеяться и высмеивать, не щадя собственной души.

Намного сложнее с псевдонимом Андрея Белого. По собственному признанию Б.Н. Бугаёва, придумал псевдоним отец друга Михаил Сергеевич Соловьев, сын знаменитого автора «Истории России с древнейших времён» Сергея Соловьева. Идейным же учителем был старший брат Владимир Соловьев, поэт, религиозный философ.

В. Соловьев развивал учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего. И, возможно, псевдоним имеет теолого-символистический смысл: белый цвет – цвет «Богопознания».

Попытаемся и мы понять или приблизиться к пониманию. Обратимся к толковому Словарю русского языка Ожегова С.И. и Полному церковно-славянскому словарю протоирея Дьяченко Г.

Белый – цвет снега, молока: светлый, чистый, незамаранный, свободный, бледный, в первые годы советской власти – контрреволюционный.

Эпитет «белый» был взят неспроста. Он символизирует душевную чистоту, высоту помыслов, непорочность, святость, к чему стремился в жизни, творчестве, поиске истины Б.Н. Бугаёв.

А ещё, может, отражает главное – его сущность – поэтический дух воображения, дух, устремленный к Небу, Богу, к совершенству.

В подтверждение в стихотворении «Я» читаем:

«В себе, — собой объятый

(Как мглой небытия), —

В себе самим разъятый,

Светлею светом «Я»…»…………………….

«Я» — это Ты. Грядущий

Из дней во мне – ко мне –

В раскинутые кущи

Над «Ты Еси на не-бе-си».

Марина Цветаева, как всегда, глубоко чувствовавшая, любила в Борисе Николаевиче Бугаёве (Андрее Белом), в этом странном человеке, чудаке, гении Дух Поэта, представший в его земной оболочке. Одинокий дух Поэта, смятенный и мятущийся, обречённый чуждой ему земной жизни. Дух, не способный ни слиться с окружающим, ни вырваться из него. Таким именно предстает Андрей Белый в эссе М. Цветаевой «Пленный Дух», посвященное ему, поэту А. Белому.

Что же касается имени Андрей, то ближе всего оно ассоциируется, на наш взгляд, с Андреем Первозванным (призванным прежде других к апостольскому служению; само же слово «апостол» (с греч. посланник) первоначально — проповедник христианства, последователь какого-либо учения, идеи). Что органично подходит Андрею Белому, своеобразному «проповеднику» потустороннего, тайного в душе человека, религиозного мировоззрения, веры, «духовной жизни», потребности совершенствовать свою душу. Все было не просто, трагично, со множеством заблуждений и разочарований. Если кратко – «Андрей Белый» — проповедник духовной жизни, божественного начала в человеке, стремления к совершенству.

Таким образом, использование писателем символики, символики на всех уровнях, — это различные формы иносказательной выразительности. Встречается символика везде: в названиях, в сюжете, в композиции, в образной системе. Символика является неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать своё особое, отличное от других писателей, настроение в произведении. Я считаю, что такой приём помогает писателю передать свою мысль неравнодушному читателю.

Но ничто не может более доказать такое утверждение, как конкретный пример со страниц литературных произведений.

Литература:

1. Андрей Белый. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.

3. Рембо Артюр. В Зеленом Кабаре. – М.: Из-во Эксмо, 2005.

4. Цветаева М. И Сочинения. В 2 т. Т.2 Проза. – Мн. : Нар. Асвета, 1988

учитель русского языка и литературы
                                     Степанова Александра Владимировна,
высшей квалификационной категории,
Отличник Образования Республики Саха (Якутия)
2 Кюлетская средняя общеобразовательная школа имени Н.А. Алексеева,
Вилюйский улус.
Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме.
        Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в
обучении современного школьника. Опыт показывает, если обучающийся научился читать в
период обучения к грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место. Понимая
значимость обучения к чтению, ищем разные приемы работы.
               Я не первый год работаю над проблемой освоения обучающимися стихотворных
произведений. В прошлом году выпустила брошюру под названием «Технология обучения
выразительному чтению стихотворных произведений у якутских детей», которая была
выставлена в выставке, посвященной к 100­летию Управления Образования.   Цель этой
работы было показать, что для развития речевой компетенции у обучающихся якутской
школы немаловажную роль играет процесс выразительного чтения. В данном методическом
пособии даются основные виды работы над формированием выразительного чтения, виды
гимнастики   для   губ   и   языка,   гимнастика   для   правильного   дыхания,   образцы   работ   с
текстами   стихотворных   произведений,   этапы   работы   и   советы   по   формированию
выразительного чтения у обучающихся.
        Еще один прием работы, которая называется «Анализ стихотворных произведений в
цветовой   гамме».   Данная   работа   помогает   обучающимся,   легко,   быстро,   осознанно
воспринимать,   делать   анализ   стихотворных   произведений,   строить   образы   лирических
героев с помощью окрашивания текста стихотворных произведений. Особую трудность при
анализе     составляет,   по   моим   наблюдениям,   стихотворные   произведения.   Большинство
обучающихся   с   нерусским   языком   обучения   трудно   воспринимают   стихи,   не   умеют
определять образ лирического героя, его настроение, чувства, по их мнению, если это стих,
то автор пишет о себе, о своих чувствах, радостях или несчастьях. Что такое «Анализ
стихотворных произведений в цветовой гамме»?     Это когда обучающиеся при помощи
цветов   стараются   передать   настроение,   чувство,   образ   лирического   героя,   улавливать
настроение автора. 
Какие плюсы я вижу в такой работе: 1. Это очень увлекательно, для них это уже ново, интересно. Поэтому сразу вызывает 
интерес к работе даже самых ленивых учеников.
1. Лучше   понимают   содержание   текста   на   неродном   языке,   потому   что   им
приходиться читать уже с интересом, чтобы определить,   как окрашивать ту или
иную строку.
2. Невольно начинают делать словарную работу, перевод слов на родной язык, учатся
работать с толковыми словарями.
3. Быстрее запоминают текст.
4. Самое главное дети  защищают свои работы, приводят примеры, спорят, тем самым
у них развивается грамотная устная речь, что очень важно для детей с языковым
барьером как наши.
Этап проведения анализа стихов в цветовой гамме.
1 этап:  Выбор стиха (выбор не всегда остается за обучающимися, если это учебный 
материал).
2 этап:  Чтение стиха про себя, работа с текстом.
3 этап:   Словарная работа (толкование стиха на родном  языке, расстановка ударений –
это тоже имеет огромное значение для работы с текстом, работа с толковыми словарями)
4 этап:  Выбор цветов,   окрашивание строк   стиха. Концентрация  внимания на тексте.
(3 и 4 этапы ведутся параллельно)
5 этап: Выразительное чтение стиха. Раскраску можно использовать вместо партитурных
знаков препинания при выразительном чтении.
6   этап   (самый   главный):     обучающимся   нужно   защитить   свою   работу   перед   классом.
Рассказать, почему они выбрали конкретно эти цвета, что они хотели этим показать, какое
настроение, чувство уловили, какой можно сделать вывод из этого. Спорят, доказывают,
приводят аргументы  – тем самым развивается грамотная устная русская речь. Например,
были случаи, когда дети спорили насчет красного цвета: одни думают – красный цвет
символизирует любовь, дружбу, значит ­ означает радость, счастье, а другие, наоборот,
считают, что красный цвет – это символ крови, ужаса, страха, смерти, чаще всего это
касается, если тексты стихов о войне. Но и с теми и с другими нельзя не согласиться. 
                  Приведу  пример анализа стиха  ученицы  11 класса Семеновой Нади,  ей было
предложено стихотворение  Анны  Ахматовой  «Мужество».  Девушка  взяла,  внимательно
прочитала весь текст и покрасила в ярко­красный цвет и объяснила это так: «Я покрасила
весь текст красным цветом, потому что, на мой взгляд, этот цвет точно определяет страх
людей за свою жизнь, образы мертвых солдат, все ужасы войны, которого испытал наш
народ во время Великой Отечественной Войны».
               Девятиклассникам было предложено сравнить образ Евгения Онегина в цветовой
гамме. Я здесь дала три отрывка: 
1) Первый отрывок – это где, главный герой  юный, свободный, модный, беззаботный,
ветреный молодой человек, не обделенный женским вниманием.
2) Второй отрывок – когда, главный герой тоскует в глухой деревне, даже сам не знает
чего   он   хочет,   опровергает   чистую   любовь   Татьяны   Лариной,   убивает   на   дуэли
друга. 3) Третий отрывок  – где герой уже виду видавший, но не совсем «нашедший себя»,
много думает о прошедшем, об ошибках молодости, поздно осознавший настоящую
любовь, но ничего вернуть и исправить нельзя.
А  сейчас рассмотрим работы детей. У большинства из них первый отрывок окрашен
в светлые тона, во втором отрывке – появляются более темные оттенки цветов, чем
в первом, а в третьем отрывке преобладают темные тона.  
              Таким образом, обучающиеся точно передали чувства, уловили перемену в душе
Евгения Онегина, используя  цветовую гамму.
      
2. Использование анализа стиха в цветовой гамме в психологическом
тестировании  «Мое настроение».
             Этот прием работы я использовала для определения психологического состояния,
уровни тревожности перед ОГЭ в девятом классе, т. к. являюсь классным руководителем
класса и пошла на маленькую хитрость, не оповестила обучающихся, с истинной целью
работы, чтобы не тревожить, не «спугнуть». Я им дала стих А.Т. Твардовского «Как после
мартовских метелей…». 
             Для психологического анализа я эти работы дала школьному­психологу и вот, что
получилось  из 7 обучающихся в классе:
у 4 учеников преобладает синий цвет – это означает спокойствие, устойчивость. 
У одного ученика розовый цвет, что означает восторженное состояние. 
Еще   одного   –  зеленый   цвет  –   чувство   спокойствия,   настойчивости,   иногда   даже
упрямства. 
И у последнего ученика – коричневый свет – означает активность, преобладание эмоций
интереса, любопытства.
      Таким образом, можно сделать вывод, что у девятиклассников спокойное, стабильное
психологическое состояние перед сдачей ОГЭ. 
      По результатам работы можно сделать вывод, что анализ текста в цветовой гамме очень
увлекательно   для   всех   категорий   обучающихся,   быстрее   помогает   освоить,   запомнить
текст на неродном языке и выучить наизусть. В ходе работы обучающиеся читают строки
несколько   раз,   пытаясь   осмыслить.   Рассуждают,   защищают   выбор   цветов,   тем   самым
развивается правильная литературная устная речь.

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

Иркутский
региональный колледж педагогического образования

(ГБПОУ
ИО ИРКПО)

Кафедра
общекультурных дисциплин

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ

(учебный
проект
)

по
теме «Цветовая символика русских поэтов»

                                     по
дисциплине «Литература»        

                                                   
Выполнила:
Немцева Ксения Сергеевна

студентка
группы М-120/1

специальность
«Музыкальное образование»

Руководитель:
Бишаева Елена Робертовна

                                                                   2021

Оглавление

Пояснительная
записка

Проектная
часть.

Заключение.

Список
используемой литературы

Пояснительная
записк
а

Прекрасный
дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами
радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того,
склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.Слова со значением
цвета в русском языке входят в группу лексического поля «цвет». Слова цветообозначений
претерпевают постоянное развитие и изменение в языке.

Данная
группа слов может быть изучена с разных сторон: образование, структура и
использование слов, обозначающих цвет, в языке.

Результатом
развития «цветовых» слов явилось сосуществование в языке их прямых и переносных
значений, которые активно используют авторы в различных видах художественного
творчества.Цвет часто используется во всех жанрах литературы как яркое
изобразительное средство. В данной работе мы рассмотри цвет в стихах русских поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Блока,
Сергея Есенина, Ивана Бунина и других.

Актуальность
нашего исследования состоит в возможности определения цветовой картины мира в
стихах русских поэтов. Так как современные подростки испытывают затруднения при
анализе художественных произведений, мы надеемся, что несомненно, будет
способствовать успеху на экзамене.

Предмет
проектирования:
значение цветовой символики русских
поэтов в жизни людей.

Целью
нашего исследования явилось желание выявить состав и структуру поля «цвет» в
стихах русских поэтов , а так же установить область применения цветообозначений
в стихотворениях.

В
соответствии с целью определили следующие задачи:

Изучить
материал о том, что такое «цвет», какие бывают цвета, и как они образовываются;

Определить
состав и структуру лексического поля «цвет» в стихах русских поэтов;

Установить
особенности применения цветообозначений в стихах русских поэтов в природе.

Повышение интереса к
литературе, в частности к поэзии.

В
соответствии с вышеизложенными данными нами определен тип и характер
проекта:
учебный проект прикладного характера.

Объектом
исследования стали стихи русских поэтов о природе.

Предметом
исследования являются цветообозначения в данных
стихах.

Практическая
значимость проекта
заключается в возможности определения
цветовой картины мира в стихах русских поэтов. Так как современные подростки
испытывают затруднения при анализе художественных произведений, мы надеемся,
что данная работа поможет лучше понять смысл стихотворений, привить любовь к
русской литературе.

Методы
исследования

Теоретический (работа с научной литературой, материалами
электронных ресурсов);

Социологический (опросы учащихся);

Эмпирический (анализ и сравнения полученных результатов).

Для
достижения поставленной цели, проанализирована литература по проблеме, проведен
эксперимент среди учащихся школы и проанализированы полученные в ходе опроса
результаты .

Для
выявления единиц цветообозначений мы воспользовались методом сплошной выборки.

При
распределении цветообозначений в группы, использовали лексическое значение
слов, которое уточнялось с помощью словарей.

Для
определения особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов был
проведен анализ выделенных единиц и классификация их по тематическим группам.

Проектная часть.

         В творчестве
поэтов-символистов важную роль играла символика цвета, через которую
передавались эмоции, сокровенные мечты и мысли. Многие исследователи отмечали,
что для отдельных авторов, некоторых художественных направлений и целых эпох
характерно тяготение к определенным цветам и устойчивым цветовым сочетаниям.
При анализе стихотворений поэтов-символистов А. Белого, А. Блока и К. Бальмонта
мы обратили внимание на то, что чаще всего встречаются красный, белый, желтый,
золотой и лазурный цвета, затем зеленый, серебристый, черный и синий, а реже
всего встречается фиолетовый.  Также мое внимание привлекло сами названия
цветов и их оттенков. В основном, поэты использовали красивые и звучные
названия, например, не зеленый, а изумрудный, не голубой, а лазурный, не
желтый, а золотистый, не красный, а багровый или пунцовый и так далее. Еще
одной особенностью является чрезмерное употребление одного и того же слова,
обозначающего оттенок цвета. Например, в стихотворении Андрея Белого «Зима» это
ярко прослеживается:

В багровом западе дымок;

Багровый холод небосклона;

Багровый отблеск на реке…

Наверное,
вы бы удивились, если бы вас спросили: «какого цвета звук И». Еще большее
недоумение вызовет у любого человека стихотворение В. Шапиро:

Я
вижу яркий свет, когда кричат,

Я
слышу крик, свет яркий созерцая.

Все
звуки светятся и все цвета звучат.

И
ныне я их тайны раскрываю.

А – ярко красный;

О – ярко светло – белый или белый;

И – светло – синий;

Е – светлый желто – зеленый;

У – темный сине – зеленый;

Ы – тусклый темно – коричневый или черный.

«Что
это – странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко
организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в
восприятии всех носителей языка?» — заинтересовались мы.

Свойство
звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много написано о цветовом
слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в
искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть
факт о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в
цвете. А. Рембо написал даже сонет «гласные», в котором так раскрасил звуки: А
– черный; белый – Е; И – КРАСНЫЙ; у – ЗЕЛЕНЫЙ; О – синий.

Но
французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал
И- синим; У – ярко – жёлтым; А – красным. Немецкий лингвист А .Шлегель писал,
что для него И – небесно-голубой, А – красный. Если продолжать называть
индивидуальные суждения о цвете гласных Ю то каждый звук окажется раскрашенным
во все цвета радуги.

Слово
«цветопись» певучее, полное красок. Под этим определением понимают такой прием
изобразительности, при котором художественный образ создается посредством
колористики, т.е. науки о цвете, которая включает знания о природе цвета, об
основных характеристиках цвета, которая включает знания о природе цвета, об
основных  характеристиках цвета и цветовой гармонии.

Природа
играет и переливается всеми цветами радуги, образы живописны, словно нарисованы
акварелью. Для усиления выразительности образа поэты широко используют «цветовые»
эпитеты.

«цветовой»
эпитет – образное определение предмета с использованием прилагательного,
обозначающего цвет.

«цветопись»
— использование в поэтическом творчестве «цветовых» эпитетов. Цветопись –
передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи
писатель может передать чувства не напрямую, акак бы мелкими штрихами, наполняя
свое художественное произведение.

Так
существуют ли в таком случае вообще какие-либо определенное звукоцветовые
соответсвия? Не фантазии ли это?

На
эти вопросы давали разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь
«звук речи» — редкий сугубо индивидуальный феномен.

Современная
наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно
наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется.
Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы
явление наблюдаемо функционировало, или обнаруживались бы следы его действия.

Соответствие
звукобукв и цвета

Чтобы
установить ассоциативную связь между звусанием слова и тем, как воспринимает
его человек, мы воспользовались результатами экспериментов А.П.Журавлева,
согласно которым каждый звук может быть соотнесен с определенным цветом и
вызвать определенные эмоции. Наиболее яркими являются гласные. Именно они
определяют цвет слов. Лингвисты считают гласные А О Е И – основными, опорными
для речевого аппарата человека и главными в языках.Картинки по запросу "таблица звукобуква и ее цвет"

Восприятие
цвета звукобукв

прежде
чем приступить к работе, мы изучили литературу, необходимую для нашего
исследования. На основе рекомендаций, найденных в трудах ученых, мы решили
приступить сначала к практической работе (анкетирование учащихся школы).

Целью
его стало определение восприятия цвета и звукобукв. Сначала ребята пребывали в
недоумении и задали нам много вопросов, но затем фантазия начала работать, и
учащиеся с удовольствием придумывали, какой же цвет подобрать букве. В
эксперименте  участвовало  20 учащихся из 1 курсов. Перед ними стояла задача:
определить цвета, соответсвующие звукобуквам.

Следующим
нашим шагом стала работа над звуковым восприятием стихотворений. Для примера мы
взяли 8 стихотворений, которые изучаются у 1 курсах. Они посвящены разным
временам года, и, по нашему мнению, должны им

Количество употреблений

Общее количество

Жёлтый + золотой

19+13

54+18

104

Синий + голубой

20+17

34+23

94

Белый

21

24

45

Красный

17

22

39

Чёрный

12

16

28

Зелёный

18

9

27

Наблюдения
показали, что ребята воспринимают лирические произведения по-разному. Но есть
общее в цветовой гамме стихотворений, описывающих разные времена года. Мы
решили провести эксперимент и попросили учащихся 1 курсов изобразить на бумаге
сове восприятие разных стихотворений в цвете. В творческой работе участвовало
20 человек. Результаты исследования оказались очень интересны цветовая гамма
художественного изображения практически полностью совпала со звукобуквенной
цветописью.

Компьютерная
программа для определения цвета

После
окончания творческой работы мы решили узнать, есть ли специальная программа для
определения цветовой гаммы стихотворений. Мы выяснили, что такой программой
является Звукоцвет.ru

Мы
сравнили результаты нашего исследования с компьютерной программой. Он
практически индентичны. Таким образом, мы выяснили, что цветовое восприятие
действительно существует.

Сравнительный
анализ цветописи стихотворений

Наши
исследования показали, что «цветопись» стихотворений, созданная в компьютерной
программе, часто совпадала с восприятием эпитетов учащимися.

Название
стихотворения

Цвет
в программе

Наши
цветовые

М.Ю.Лермонтов

«осень»

Зеленый

Зеленый

А.А.Фет

Первый
ландыш»

Бирюзовый

Бирюзовый

Ф.И.Тютчев

«осенний
вечер»

Зеленый

Зеленый

А.Н.
Майков

«поле
зыблется цветами»

Зеленый

Зеленый

М.Ю.Лермонтов

«Когда
волнуется желтеющая нива»

Розовый

Темно-розовый

В.Я.Брюсов

«первый
снег»

Темно-бирюзовый

Бирюзовый

С.А.Есений

«топи
да болота»

Бирюзовый

Бирюзовый

Психологическое
тестирование

Известно,
что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический
эффект. Ранее мы рассмотрели наше восприятие цвета в стихотворениях. Давайте
теперь посмотрим тот же вопрос с психологической точки зрения на примере
знаменитого психологического теста М.Люшера, чтобы окончательно убедиться в
правильности выводов, сделанных нами. Он основам на предложении о том, что
выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на том, что выбор цвета
отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность,
настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Так,
по Люшеру, характеризуется психологическое состояние в зависимости от выбора
цвета.

Темно-
синий: покой, гармония, удовлетворенность

Темно-зеленый:
воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность

Оранжево-красный:
активность во всех направлениях

Лимонно-желтый:
новые горизонты, творчество, отзывчивость.

Светло-коричневый:
неуверенность

Черный:
пустота

Если
сравнить наши выводы с этим текстом, то выходит, что они оказались
действительными. Так с помощью текста Макса Люшера, мы окончательно убедились в
том, что выбор цвета в той или иной период жизни поэта зависит от его
психологического состояния.

Параллельно
нашей работе учащиеся 5 класса в 75 школе , выполняли (по желанию) задание –
рисовали иллюстрации к стихотворениям.

Таким
образом, в результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:

Большинство
испытуемых в целом и согласовано и достаточно единообразно устанавливают вполне
определенные связи между звуком и цветом.

Полученные
нами данные совпадают с данными научных экспериментов. Следовательно, звуковые
соответствия на самом деле существуют.

Существует
ассоциативная связь между звукобуквой, цветом и эмоциями человека.

В
сознании читателя возникают художественные образы, созданные поэтами, благодаря
информации, которую несут звуки и буквы.

Заключение

В
результате нашей работы мы решили главную задачу – доказали, что все звуки
светятся и все цвета звучат. Цветопись помогает лучше понять смысл
стихотворения, поучаствовать отношение поэта к родной земле, которую  он любит,
и помогает донести эту любовь до каждого, кто читает его стихотворение.

Результаты
работы:
по окончании исследовательской работы мы
выступили на уроках литературы перед учащимися, создали сборник работ
«цветопись»

Проектная
работа помогла нам приобщиться к чтению, научила наблюдать за красивым русским
словом. Анализ творчества различных поэтов показал, что каждый великий автор
является неповторимым и самобытным, и современная молодежь должна гордиться
своей национальной культурой.

Стихотворение
«родные просторы»

Всмотрись
в родной земли просторы,

Постой,
подумай, осмотрись!

Поле
родное, лес и горы –

Все
это наша с вами жизнь.

Имеет
каждый день на свете

Свой
нрав и прелесть бытия.

Я
представляю мир наш в цвете

И
думаю не только я.

Наш
мир раскрашен, уникален,

Нам
цвет поможет мир понять,

Стихи
родной земли поэтов

Читать,
узнать, любить, принять
.

Авторы:
Шевченко Дмитрий; Сивко Виталий.

Список
используемой литературы

1.     Аскольдов С.А.
Концепт и слово // Русская словесность. Антология. – М., 2015. – с. 14-28

2.     Бахилина Н.Б.
История цветообозначений в русском языке – М., 2017. – 287с.

3.     Бархударов, Л.С.
Язык и перевод / Л.С. Бархударов. – М., 2018.

4.     Белов А.И.
Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики // Этнопсихолингвистика /
Под ред. Ю.А. Сорокин. – М., 2016. – С.49-57.

5.     Белякова, С.М.
Цветовая картина мира И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева» и
цикла рассказов «Темные аллеи») / С.М. Белякова // И.А. Бунин: Диалог с миром.
– Воронеж: Полиграф, 2017 – С. 146–151.

6.     Бер У. Что
означают цвета. – Ростов–на–Дону, 2018. – 224с.

7.     Брагина А.А.
Лексика языка и культура страны. – М., 2016. – 174с.

8.     Брагина А.А.
Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний //
Лексикология и лексикография. – М., 2017. – С.73-105.

9.     Василевич А.П.
Цветообозначения как проблема терминологии и перевода // Василевич, А.П.
Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте (на материале
цветообозначения в языках разных систем) / А. П. Василевич. – М.: Наука, 2017.

10. Василевич А.П. Язык и
культура: сопоставительный анализ группы слов –цветообозначений //
Этнопсихолингвистика. – М., 2016.-С.58-63.

Семь вкусов спектра пробует язык.

Б. Ахмадуллина

Какого цвета звук А?

Как-то попался нам на глаза сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные». Привожу его в переводе А. Кублицкой-Пиоттух:

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.

О — синий: тайну их скажу я в свой черед,

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной —

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Что это — странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка?

Решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик — названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, — пишите наугад.

Экспериментатор не должен ничего объяснять и, конечно, ни в коем случае не приводить никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работают самостоятельно и безымянно.

Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали «красный», И для большинства «синий», О — «желтый» или «белый», Ы — «черный».

Стоит ли говорить, что вся наша группа немедленно переключилась на звуко-цветовые эксперименты. Мы проводили их во множестве, применяя разные методики, опрашивая все новых и новых информантов. Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.

Если учесть еще и результаты измерения значимости гласных по «световым» шкалам («светлый—темный» и «яркий—тусклый»), то для гласных звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так:

А — ярко-красный,

О — яркий светло-белый или белый,

И — светло-синий,

Е — светлый желто-зеленый,

У — темный сине-зеленый,

Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Цвета гласных получились, правда, совсем не такими, как у Рембо, но мы забыли пока про сонет — ведь нам открылось новое и невероятно интересное свойство гласных.

С согласными дело обстоит сложнее — много звуков, и работа очень усложняется. Пока можно только вполне определенно сказать, что Р четко воспринимается как «темно-красный».

Трудно сказать, от чего зависят эти «цветные» свойства звуков. Возможно, что А и Р ассоциируются с красным цветом потому, что входят в слово красный. Причем звук А в этом слове ударный, так же как И в слове синий, а О в слове желтый. Но почему тогда У — «сине-зеленый», а Ы — «коричневый»? Может быть потому, что У и Ы — самые «темные» из гласных, и для них выбираются цвета потемнее?

А возможно, и наоборот — слово красный стало обозначать цвет, потому что в нем был ударный «красный» А? Ведь когда-то это слово не имело никакого отношения к цвету, а означало «красивый». Тогда соответствующий цвет назывался «червонный», и в этом слове нет ни одного А. Слово синий тоже когда-то не обозначало «небесный цвет», его значением было — «блестящий». Не «синий» ли И придал этому слову цветовое значение?

Но тогда откуда взялись первоначально цвета звуков? Может, А потому «красный», что это самый громкий, самый сильный, а следовательно, и самый «яркий» звук? Он и ассоциируется с самым броским, самым ярким цветом.

Заметьте еще, что особенно четко, в чистые цвета окрашены только три звука — А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов — красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка?

Вопросы, вопросы… И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии.

Например, поэт пишет о синем небе. Поэтический талант, чувство языка помогают ему отобрать наиболее выразительные языковые средства, чтобы картина получилась яркой, зримой. Тут бы и заставить речь самим звучанием своим вызывать в глубинах сознания (или подсознания?) читателя синий цвет. Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много звуков соответствующего цвета, т.е. звуков И. Поэт, конечно, может не осознавать этих звуко-цветовых соответствий, но тонкое чутье художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление.

Как проверить эти предположения, мы уже знаем. Нужно подсчитать частотность звуков в интересующем нас стихотворении и посмотреть, каких гласных будет больше нормы, а каких меньше.

Первым анализировалось стихотворение Есенина из цикла «Персидские мотивы». Вот его начальные строки:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Три раза здесь назван синий цвет (считая «лазурь»). Значит, по нашей гипотезе в этом стихотворении должен доминировать «синий» И. Так и оказалось: И доминирует, превышая норму почти в два раза!

Интересно, что вторым по частотности, тоже несколько превышая норму, идет У («темный», «сине-зеленый», «печальный»). Канава его роль? Тот, кто любит поэзию, наверное, заметит, что синева в этом стихотворении Есенина не яркого, радостного тона, это скорее синяя дымка, а само это произведение, как и весь цикл «Персидские мотивы», овеяно светлой грустью. Приходится только поражаться поэтическому чутью художника, который в подборе звуков сумел установить пропорции, подчеркивающие и «цветовую», и общую эмоциональную окраску стиха. Действительно, подбери художник только И — звуки способствовали бы изображению яркого, праздничного синего цвета, нажим на У дал бы цвет штормового моря или грозовой тучи; и поэт, оставляя доминирующим светлый сине-голубой, приглушает его, заставляет звучать в светлом, но минорном тоне.

Может быть, эти странные соответствия звука и цвета не что иное, как случайное совпадение? Возьмем другое стихотворение Есенина:

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Здесь заметно увеличена по сравнению с нормой частотность У и несколько больше нормы А. И снова подбор гласных точно соответствует цветовой картине, нарисованной в этом стихотворении словами: темно-синее вечернее небо, подсвеченное угасающим красным — это и есть вечерняя заря. А общий эмоциональный тон?

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

И здесь все точно: «грустный» У и «радостный» А — «тоска веселая». Нет, это не случайность. Это рука мастера, это творение таланта!

«Цветные» стихи есть, конечно, не только у Есенина. Очень выразительно окрашена звуковая мелодия многих произведений Блока. Есть у него стихотворение, написанное под впечатлением от картины В. Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Картина выдержана художником в темных фиолетово-синих и багрово-красных тонах. В той же гамме написано стихотворение:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

И ту же цветовую картину создают доминирующие гласные: самый «темный» из них Ы (превышение нормальной частотности в 2 раза), «красный» А (в 1,5 раза) и «темный сине-зеленый» У (в 1,5 раза).

Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества — музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете единый смысл искусства!

Поэты нашего времени тоже широко используют цветовую выразительность звуков речи. Стихотворение А. Твардовского «Матери» начинается строчками:

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой…

Подсчет гласных показывает, что стихотворение ииструментовано по звуко-цветовому принципу: доминирует «светло-зеленый» Е, частотность которого превышает норму в 1,5 раза.

Исследование «стихоцвета» — область настолько новая и необычная, что реакции каждого, кто знакомится с результатами анализа звуко-цветовых соответствий в поэзии, почти всегда одинаковы:

— Этого не может быть, — говорят обычно. — А все ваши подсчеты — не более чем парадоксы статистики.

Конечно, не всегда упоминание какого-либо цвета в стихотворении ведет к повышению частоты соответствующего гласного. Так и должно быть — ведь не обязательно в любом «цветном» произведении поэт должен использовать именно эффект «звукоцвета». Но совершенно невероятно, чтобы соответствия, «вычисленные» для всех приведенных здесь стихотворений, были бы лишь результатом удачного совпадения цифр.

Однажды студенты принесли на занятие для анализа стихотворение А. Тарковского «Перед листопадом»:

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном.

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

Выпало лето холодной иголкой

Из онемелой руки тишины

И запропало в потемках за полкой,

За штукатуркой мышиной стены.

Если считаться начнем, я не вправе

Даже на этот пожар за окном.

Верно, еще рассыпается гравий

Под осторожным ее каблуком.

Там, в заоконном тревожном покое,

Вне моего бытия и жилья,

В желтом, и синем, и красном — на что ей

Память моя? Что ей память моя?

Предполагалось, что в этом печальном стихотворении об осени в природе и в душе человека звуки должны гореть осенними красками. Полученные же результаты звуко-цветового анализа весьма поразительны.

В звуковой ткани стихотворения доминирует прежде всего О, затем Ы и дальше А. Да ведь это и есть желто-коричнево-красная осенняя гамма цветов! Однако в какой-то мере это было предсказуемо. Именно такого результата мы и ожидали. Не так ли?

Но что это за строка в последней строфе: «В желтом, и синем, и красном…»? Неужели поэт подсказывает нам цвета картин, изображенных в первых трех строфах? Посмотрим внимательно. Действительно, в первой строфе прямо назван желтый цвет. Вторая строфа «темная» (в потемках за полкой), «серая» (мышиная стена), может быть, со стальным синеватым отблеском «холодной иголки». В третьей строфе пожар за окном, значит, красный. Точнее, красно-желтый пожар листвы за окном. Но если это так, то не сопровождаются ли эти цветные картины соответствующим звуко-цветовым аккомпанементом гласных? Правда, это было бы уж слишком. Не стремился же, в самом деле, Тарковский изготовить наглядное пособие по изучению звуко-цветовых соответствий в стихе. И все-таки, без особой надежды на успех, я предложил студентам «просчитать» первые три строфы.

Считаем первую. Да, «желтый» О на первом месте. Норма превышена в 2 раза! Пока все подтверждается.

Считаем вторую строфу. Еще одно подтверждение. Доминирует «темный» Ы и «синий» И. Больше ни в одной строфе стихотворения частотности этих букв не превышают нормы. А здесь Ы — в 3 с лишним, а И — почти в два раза. Правда, О тоже больше нормы, но не нужно забывать, что этот звук создает основной цветовой фон для всего стихотворения. И его частотность превышает норму во всех строфах.

Ну что ж, решающее слово за третьей строфой. Кто-то из студентов посчитал первым и крикнул: «Красный!» Мы сидели потрясенные. Все точно: «В желтом, и синем, и красном…». Как поразительно выполнена звуковая ткань этого стихотворения! Как глубоко содержательна игра звуков и красок в нем! Как точно его звуковая форма соответствует содержанию!

А как же все-таки быть с сонетом Рембо? Почему он «окрасил» звуки так странно? Этот вопрос сидел как заноза, покоя не давал. Конечно, заниматься выяснением звуко-цветовых соответствий во французском языке было для нас слишком сложной задачей, но ведь перевод-то русский. Навязал ли Рембо переводчице свои цвета гласных? Это нетрудно проверить.

Будем рассуждать так. Цвета гласных в сонете названы дважды — один раз прямо, а второй раз косвенно — в «расшифровках» цветовой содержательности каждого звука. Если на подсознание переводчицы оказали давление прямые названия цветов гласных, то в строчках-расшифровках она должна нагнетать именно те гласные, которые расшифровывает.

Например, в строчках

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот…

должен доминировать по частотности звук А. Тогда мы поверим, что для переводчицы А — черный.

Считаем. И что же? Доминирует вовсе не А. Резко доминирует Ы, превышая нормальную частотность почти в 2,5 раза! Невероятно! Сознательно переводчица пишет: А — черный, а подсознательно — нагнетает в строчках действительно «черный» Ы.

Значит, А должен быть и у нее «нормального» — красного — цвета? Проверим «красную» расшифровку:

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

Пожалуй, и считать нечего. Здесь почти нет И, зато строчки явно перенасыщены А: чего стоит хотя бы сочащаяся рана. Но все же посчитаем. Так и есть — доминирует, конечно, А. Его частотность превышает норму в 2,3 раза, тогда как И гораздо меньше нормы. Все правильно: А — «красный».

Что же касается И, то его частотность, как и «положено», выше всего именно в «синей» расшифровке:

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной —

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Поразительно прочно закреплены у нас в подсознании звуко-цветовые соответствия! Переводчицу не сбили «неправильные» подсказки оригинала, она организовала звучание «цветных» строк в точном соответствии с действительной «окраской» звуков.

Кстати сказать, по наблюдениям французских психологов, А и для французов «красный». Так что Рембо в сонете или продемонстрировал свои сугубо индивидуальные ассоциации, или просто соригинальничал. Говорят, что поэт сам смеялся над теми, кто всерьез принимал эти стихи.

Но мы решили не поддаваться на его розыгрыш, и студент из нашей группы В. Шапиро в пику Рембо написал на тему его сонета собственную вариацию с «правильными» цветовыми расшифровками гласных!

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат,

И ныне я их тайны раскрываю.

А — красная рубаха палача,

А — ахает толпа, на казнь взирая.

Ы — черный бык, мычащий по ночам.

О — осень: крона клена золотая.

Е — это свежесть молодого лета,

Зеленый переплет Есенина и Фета.

И — птичий свист над синею рекой.

У — это грустный свет зелено-синих

Очей ее, глубоких, как пучина.

У — это гулкий цвет волны морской.

Немного научной фантастики

Результаты звуко-цветового анализа стихотворений машина печатает в виде набора признаков. Например:

«Отговорила роща золотая…» — желтый, коричневый, минорный.

«Воздух прозрачный и синий…» — синий, сине-зеленый, темный, минорный, нежный, тихий.

Но такие характеристики машина может выдавать не только для всего стихотворения, но и для любой его части — для каждой строфы, например, или даже для каждой строки. Значит, можно получить не только статичную «цветную фотографию», но и динамическую картину игры цвета, заданной гласными стиха!

Наша машинная программа позволяет получить цвет только «теоретически», а нельзя ли устроить так, чтобы вместо печатания названий цветов машина каким-то образом их реализовывала? Зажигала бы цветные лампы, например. Ну, а если есть цветомузыкальные установки, где музыкальным звукам соответствуют определенные цвета, то почему бы не сделать обратный переход? Гласные стиха рождают игру цвета, а теперь пусть эта игра рождает игру музыкальных звуков!

Такое устройство можно было бы назвать цветомузыкальным интерпретатором стиха.

Разумеется, даже в научной фантастике нельзя предположить, что машина, анализируя гласные стиха, нарисует сюжетную картину или исполнит самостоятельное музыкальное произведение. Она может создать лишь сопровождение, лишь фон для стихотворения. Таких основных элементов художественного произведения, как линия для живописи и мелодия для музыки, это сопровождение будет лишено. Значит, порожденный каким-то стихотворением цветовой и особенно музыкальный фон сам по себе, отдельно от этого стихотворения, пожалуй, не будет иметь никакого смысла. Да этого и не нужно. Наша цель — выявить, усилить все художественные возможности поэтического произведения, а не заглушать его самостоятельными произведениями других жанров.

Интерпретатор может быть устроен по-разному. Можно подавать цветные пятна на экран прожекторами. Очень красиво выглядела бы игра света на экране, собранном из прозрачных колонн. Видимо, можно было бы приспособить для этой цели и лазерную установку.

А может быть, и не стоит стремиться к тому, чтобы цветомузыкальным сопровождением управляла непосредственно электронная машина. Такое сопровождение может оказаться слишком машинным, бездушным. Пожалуй, более интересный цветомузыкальный фон для стихотворения можно создать, если машинные результаты анализа использовать лишь как подсказку, как канву для творческой работы человека. Машинные характеристики звуков, строк и строф можно записать в виде нот, и тогда получится партитура сопровождения, по которой аккомпаниатор может творчески формировать звуко-цветовой фон с помощью какого-либо цветомузыкального инструмента.

Чтобы лучше представить себе, как текст конкретного стихотворения мог бы управлять цветомузыкальным устройством или интерпретироваться аккомпаниатором, давайте подробно проследим за процессом преобразования звукового рисунка в цветовой и музыкальный по тексту очень выразительного в этом отношении стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…».

На ЭВМ «просчитывается» текст стихотворения и по частотам гласных машина находит доминирующие во всем тексте звуки, а по характеру расположения ударений задает общий музыкальный ритм. Характеристики доминирующих гласных определяют основную гамму и эмоциональный тон всего стихотворения. По характеристикам «мажорный—минорный» и «светлый—темный» задается общий музыкальный и световой тон, как бы регистр, в котором будет исполняться вся интерпретация. Характеристики «громкий—тихий» и «яркий—тусклый» определяют силу звука и интенсивность цвета.

Если доминирует не один, а несколько гласных, то первый (с частотностью, превышающей норму в наибольшей степени) задает цветовой тон верхней части экрана, второй — нижней. Интенсивность цвета каждого из этих гласных пропорциональна величине отклонения его частотности от нормы.

В стихотворении доминируют гласные О и Ы. Ими и задан общий регистр интерпретации. Это минорный регистр, потому что первый доминирующий — «минорный» Ы. Но не трагически минорный, а скорее светло-печальный, потому что второй доминирующий — «мажорный» О. Те же гласные задают и основной цветовой фон — желтый сверху, темнеющий до коричневого внизу.

Характер включения общего цветового фона зависит от места первого ударения (ударные заранее отмечаются в тексте). Ударное начало — резкое включение, далеко отстоящее от начала ударение — свет разгорается медленно, музыка нарастает постепенно. От-го-во-ри-ла… Ударение далеко от начала, только на четвертом слоге, поэтому цветовой фон будет зажигаться медленно.

На общем фоне развивается дальнейшая игра красок и музыкальных звуков.

Каждый ударный гласный «высвечивается» обязательно. Ударные определяют и характер музыкальных аккордов. Из безударных влияют на интерпретацию не все, а лишь те, которые относятся к доминирующим во всем произведении, в строфе или в строке. Так, все Ы и О будут «высвечиваться» независимо от того, ударные они или нет.

Гаснут цвета звуков не сразу, поэтому, если звук повторяется подряд, каждый новый импульс наслаивается на не успевший погаснуть старый, и цвет разгорается с каждым разом все сильнее, крепнут и аккорды этого звука. Поэтому три безударных гласных О в начале строки

Отговорила роща золотая…

медленно зажигают желтый цвет на общем желто-коричневом фоне. Затем кратко сверкает «голубой» ударный И, и на фоне негромких, печальных аккордов звучит высокая, чистая нота.

Все ярче разгорается желтый цвет, все громче звучат печальные ноты, и в конце строки на экране вспыхивают оранжевые пятна — А на желтом фоне.

Но уже в следующей строке

Березовым, веселым языком…

желто-оранжевый свет мрачнеет: на экран наплывают темно-коричневые пятна Ы. Музыка становится тревожнее и глуше.

…И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

И журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Осенние краски продолжают играть за экране, но постепенно они заволакиваются темно-синими тучами — это скапливаются звуки У в словах голубым, прудам, стою. Затем три ударных И подряд — один среди равнины — создают яркий голубой просвет, громко звучат светлые аккорды, но тут же снова сгущаются темные У в словах журавлей, дум, о юности, причем У становятся ударными и картина все больше мрачнеет, в музыке глухими раскатами звучат басы.

Строфа заканчивается вспышкой на темном фоне ударного «красного» А (не жаль), и не успевает он погаснуть, как красные молнии врываются на экран:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

В этом месте стихотворения собрано самое большое количество ударных А подряд. Их пять, считая конец предыдущей строфы. Сверкание «красных» А, поддержанное звукоподражанием (растраченных напрасно звучит как раскаты грома), разыгрывается на мрачном фоне, созданном нагнетанием У в словах души, сиреневую, в саду. В музыке звучат громкие, резкие ноты (нарастание ударных А) на фоне низких, рокочущих аккордов. Более резким становится и ритм, потому что ударения, которые в первой строфе были расставлены редко и удалены от начала строк, теперь располагаются компактнее и сдвигаются к началу.

Здесь, в кульминационных строках стихотворения, звуковая форма наиболее полно соответствует содержанию. Не жаль…, Не жаль…, Не жаль…, — пытается убедить себя поэт. Но никто, да и он сам этому не верит — человек встречает свою осень не так, как природа свою. Если лучшие годы жизни прожиты напрасно — можно ли об этом не жалеть? Трагические противоречия бушуют в душе поэта, грозой врываясь в звуки стиха.

Но постепенно цвет и звук становятся спокойнее, светлее, только иногда еще вспыхивают отблески красного в ударных А, на фоне «темных» Ы и У:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

С последними строками на экране зажигается первоначальная гамма желто-красных цветов, но теперь они глуше, темнее, а музыка печальнее.

Ударный И и два Ы в словах милым языком создают в самом конце стихотворения темно-синее пятно, на котором кратко вспыхивает желтым последний ударный О, как одинокий осенний лист, высветленный солнечным лучом на фоне хмурого неба.

Так вот в чем один из секретов колдовского очарования этого стихотворения! Его звуки — партитура волшебной игры красок, игры, точно следующей за развитием образного и экспрессивного содержания произведения.

Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1981, с.47-66, 119-135.

Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме

Степанова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы
Республика Саха Якутия Вилюйский улус с.Кюлекянь

Повысить интерес обучающихся к стихотворным произведениям. Умение правильно и легко определять не только тему и основную мысль, но и почувствовать настроение лирического героя. Путем окрашивания строк и строф стихотворных произведений обучающийся воспринимает стихи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Степанова Александра Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

Отличник Образования Республики Саха (Якутия)

2 Кюлетская средняя общеобразовательная школа имени Н.А. Алексеева,

Вилюйский улус.

Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме.

Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника. Опыт показывает, если обучающийся научился читать в период обучения к грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место. Понимая значимость обучения к чтению, ищем разные приемы работы.

Я не первый год работаю над проблемой освоения обучающимися стихотворных произведений. В прошлом году выпустила брошюру под названием «Технология обучения выразительному чтению стихотворных произведений у якутских детей», которая была выставлена в выставке, посвященной к 100-летию Управления Образования. Цель этой работы было показать, что для развития речевой компетенции у обучающихся якутской школы немаловажную роль играет процесс выразительного чтения. В данном методическом пособии даются основные виды работы над формированием выразительного чтения, виды гимнастики для губ и языка, гимнастика для правильного дыхания, образцы работ с текстами стихотворных произведений, этапы работы и советы по формированию выразительного чтения у обучающихся.

Еще один прием работы, которая называется «Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме». Данная работа помогает обучающимся, легко, быстро, осознанно воспринимать, делать анализ стихотворных произведений, строить образы лирических героев с помощью окрашивания текста стихотворных произведений. Особую трудность при анализе составляет, по моим наблюдениям, стихотворные произведения. Большинство обучающихся с нерусским языком обучения трудно воспринимают стихи, не умеют определять образ лирического героя, его настроение, чувства, по их мнению, если это стих, то автор пишет о себе, о своих чувствах, радостях или несчастьях. Что такое «Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме»? Это когда обучающиеся при помощи цветов стараются передать настроение, чувство, образ лирического героя, улавливать настроение автора.

Какие плюсы я вижу в такой работе:

Это очень увлекательно, для них это уже ново, интересно. Поэтому сразу вызывает интерес к работе даже самых ленивых учеников.

Лучше понимают содержание текста на неродном языке, потому что им приходиться читать уже с интересом, чтобы определить, как окрашивать ту или иную строку.

Невольно начинают делать словарную работу, перевод слов на родной язык, учатся работать с толковыми словарями.

Быстрее запоминают текст.

Самое главное дети защищают свои работы, приводят примеры, спорят, тем самым у них развивается грамотная устная речь, что очень важно для детей с языковым барьером как наши.

Этап проведения анализа стихов в цветовой гамме.

1 этап: Выбор стиха (выбор не всегда остается за обучающимися, если это учебный материал).

2 этап: Чтение стиха про себя, работа с текстом.

3 этап: Словарная работа (толкование стиха на родном языке, расстановка ударений – это тоже имеет огромное значение для работы с текстом, работа с толковыми словарями)

4 этап: Выбор цветов, окрашивание строк стиха. Концентрация внимания на тексте. (3 и 4 этапы ведутся параллельно)

5 этап: Выразительное чтение стиха. Раскраску можно использовать вместо партитурных знаков препинания при выразительном чтении.

6 этап (самый главный): обучающимся нужно защитить свою работу перед классом. Рассказать, почему они выбрали конкретно эти цвета, что они хотели этим показать, какое настроение, чувство уловили, какой можно сделать вывод из этого. Спорят, доказывают, приводят аргументы – тем самым развивается грамотная устная русская речь. Например, были случаи, когда дети спорили насчет красного цвета: одни думают – красный цвет символизирует любовь, дружбу, значит — означает радость, счастье, а другие, наоборот, считают, что красный цвет – это символ крови, ужаса, страха, смерти, чаще всего это касается, если тексты стихов о войне. Но и с теми и с другими нельзя не согласиться.

Приведу пример анализа стиха ученицы 11 класса Семеновой Нади, ей было предложено стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Девушка взяла, внимательно прочитала весь текст и покрасила в ярко-красный цвет и объяснила это так: «Я покрасила весь текст красным цветом, потому что, на мой взгляд, этот цвет точно определяет страх людей за свою жизнь, образы мертвых солдат, все ужасы войны, которого испытал наш народ во время Великой Отечественной Войны».

Девятиклассникам было предложено сравнить образ Евгения Онегина в цветовой гамме. Я здесь дала три отрывка:

Первый отрывок – это где, главный герой юный, свободный, модный, беззаботный, ветреный молодой человек, не обделенный женским вниманием.

Второй отрывок – когда, главный герой тоскует в глухой деревне, даже сам не знает чего он хочет, опровергает чистую любовь Татьяны Лариной, убивает на дуэли друга.

Третий отрывок – где герой уже виду видавший, но не совсем «нашедший себя», много думает о прошедшем, об ошибках молодости, поздно осознавший настоящую любовь, но ничего вернуть и исправить нельзя.

А сейчас рассмотрим работы детей. У большинства из них первый отрывок окрашен в светлые тона, во втором отрывке – появляются более темные оттенки цветов, чем в первом, а в третьем отрывке преобладают темные тона.

Таким образом, обучающиеся точно передали чувства, уловили перемену в душе Евгения Онегина, используя цветовую гамму.

Использование анализа стиха в цветовой гамме в психологическом тестировании «Мое настроение».

Этот прием работы я использовала для определения психологического состояния, уровни тревожности перед ОГЭ в девятом классе, т. к. являюсь классным руководителем класса и пошла на маленькую хитрость, не оповестила обучающихся, с истинной целью работы, чтобы не тревожить, не «спугнуть». Я им дала стих А.Т. Твардовского «Как после мартовских метелей…».

Для психологического анализа я эти работы дала школьному-психологу и вот, что получилось из 7 обучающихся в классе:

у 4 учеников преобладает синий цвет – это означает спокойствие, устойчивость.

У одного ученика розовый цвет, что означает восторженное состояние.

Еще одного – зеленый цвет – чувство спокойствия, настойчивости, иногда даже упрямства.

И у последнего ученика – коричневый свет – означает активность, преобладание эмоций интереса, любопытства.

Таким образом, можно сделать вывод, что у девятиклассников спокойное, стабильное психологическое состояние перед сдачей ОГЭ.

По результатам работы можно сделать вывод, что анализ текста в цветовой гамме очень увлекательно для всех категорий обучающихся, быстрее помогает освоить, запомнить текст на неродном языке и выучить наизусть. В ходе работы обучающиеся читают строки несколько раз, пытаясь осмыслить. Рассуждают, защищают выбор цветов, тем самым развивается правильная литературная устная речь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти рисовать дом
  • Как составить график в питоне
  • Как найти на телефоне недавно удаленные фото
  • Как исправить холодец если он перемерз
  • Как найти глубину куба