Как составить цветовую гармонию

Содержание:

  • Что такое цветовые гармонии?

  • Монохромная гармония

  • Комплементарная гармония

  • Аналоговая гармония

  • Аналогово-комплементарная гармония

  • Гармония триады

  • Раздельно-комплементарная гармония

  • Гармония тетрады

  • Заключение

  • Сказать автору спасибо!

цветовые схемы цветовые гармонии монохромная комплементарная аналоговая триада тетрада

ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ?

Цветовыми схемами или гармониями называются сочетания оттенков, гармоничные для нашего восприятия. Теория цветовых гармоний лежит в основе всех цветовых решений в работах художников, модельеров и дизайнеров. Какие цветовые гармонии существуют? Чем они различаются, когда и какую из них стоит использовать? Ответы на все эти вопросы вы найдёте ниже.

Начну с того, что каждая цветовая схема основана на концепции цветового круга. Основные цвета (красный, синий и жёлтый) равноудалены друг от друга в трех точках этого круга. Между ними располагаются вторичные (смешанные) цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Для эффективной работы с цветовыми схемами следует начать с изучения цветового круга. Например, выполнить упражнение, в ходе которого, с использованием всего трёх основных цветов создаётся цветовой круг. Такое упражнение можно выполнить карандашами или красками. Оно поможет запомнить, как располагаются оттенки на цветовом круге, и понять закономерность получения различных оттенков.

цветовой круг красками и карандашами упражнение на цветовой круг

Затем будет необходимо определиться с основным цветом работы. Основной цвет — это оттенок, который должен обязательно присутствовать в работе. Обычно его выбирают когда его либо нельзя изменить (например, при рисовании портрета, оттенок кожи будет основным), либо потому, что именно этот оттенок хочется или необходимо обыграть для получения определённого эффекта. После выбора основного цвета можно переходить к выбору цветовой гармонии.

МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ

монохромная цветовая схема цветовая гармония

Такая схема строится на сочетании оттенков одного цвета, которые различаются тоном, светлотой и насыщенностью. Монохромную гармонию довольно часто можно встретить в изобразительном искусстве и дизайне одежды, а вот в интерьере, как правило, её не используют. Монохромные интерьеры плохо воспринимаются человеком и могут вызывать ощущение психологического дискомфорта. Зато рисунки, выполненные с применением подобной схемы, выглядят гармонично и интересно.

Примеры использования монохромной гармонии в изобразительном исскустве

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ

комплементарная гармония комплементарная цветовая схема

Комплементарную гармонию также называют контрастной, дополнительной или полярной. Она основывается на двух оттенках, максимально удалённых друг от друга на цветовом круге. Это одна из наиболее распространённых, понятных, и по сути, беспроигрышных гармоний. Работы, выполненные с применением комплементарной цветовой схемы, выглядят сочно и контрастно. Такую гармонию охотно используют для создания броских иллюстраций, постеров к фильмам. Популярна она и в мире моды. На её основе создают модные сочетания для уверенных в себе людей, которые хотят выделиться из толпы. Встречаются комплементарные решения и в дизайне интерьеров (обычно в тех помещениях, где нужно подчеркнуть формальность и энергичность — например, в гостинных). Примеры применения комплементарной гармонии найти несложно — они не перегружены цветом и при этом выглядят максимально выразительно и контрастно.

примеры применения комплементарной гармонии комплементарной цветовой схемы звёздная ночь ван гога

АНАЛОГОВАЯ ГАРМОНИЯ

аналоговая цветовая схема, аналоговая цветовая гармония

Аналоговая гармония состоит из оттенков смежных цветов, расположенных на цветовом круге по соседству друг с другом. Примеры использования аналоговой схемы на первый взгляд немного напоминают монохромные цветовые решения, но в аналоговой схеме задействуется более широкий спектр оттенков. Может показаться, что это довольно простая гармония, для подбора которой не требуется особых навыков. Определяется основной цвет, добавляются прилегающие к нему оттенки и всё — цветовая схема готова. Однако, не всё так просто, как кажется. Сложность схемы заключается в поиске оптимального баланса между выбранными оттенками. Если оттенки будут слишком схожи по тону, светлоте и насыщенности, работа получится монотонной и скучной. Зато правильный баланс оттенков аналоговой схемы поможет придать работам «особое настроение».

При использовании такой гармонией, определяется доминирующий цвет, затем ещё один оттенок используется как поддерживающий, и третий — в качестве акцента. Акцентом в аналоговом решении может стать и любой ахроматический цвет (белый, чёрный или серый). В живописи аналоговую гармонию применяют чаще всего для передачи настроения, например ощущения «серого мрачного утра» или «золотой осени». Также её охотно используют модельеры для создания спокойных стильных коллекций, а ещё в дизайне помещений, в которых должны царить покой и уют (например, в спальнях). Примеры аналоговой гармонии обычно довольно легко угадываются среди других, так как работы, выполненные в такой гармонии выглядят так, будто мы смотрим на них через цветное стекло.

примеры применения аналоговой цветовой схемы в моде и интерьере

АНАЛОГОВО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ

аналогово-комлементарная гармония, аналогово-комплементарная цветовая схема

Аналогово-комплементарную гармонию порой относят к разновидностям аналоговой, а иногда выделяют, как отдельный вид. Отличается такая гармония от аналоговой добавлением в палитру комплементарного оттенка. Такой оттенок выступает в качестве акцента и может быть комплементарен любому оттенку из выбранной аналоговой палитры, но только одному из них.

Палитра аналогово-комплементарной гармонии довольно часто используется в искусстве и макияже. Однако, есть небольшой нюанс. Когда такая гармония используется в изобразительном искусстве, комплементарный акцент рекомендуется подбирать с температурой, противоположной основной палитре. То есть для палитры холодных аналоговых оттенков подбирается тёплый комплементарный акцент, и наоборот. Но в случае с макияжем или одеждой акцент подбирается, как правило, той же температуры, иначе он может выбиваться из общей картины и выглядеть чужеродно.

Если у вас есть сложности с определением температуры цвета, после прочтения статьи, посмотрите видео на моём YouTube-канале, где я подробно разбирала этот вопрос. На самом деле, там всё очень просто. Чуть позже на сайте появится и статья на эту тему.

примеры применения аналогово-комплементарной цветовой схемы

ГАРМОНИЯ ТРИАДЫ

цветовая триада, цветовая гармония триады примеры варианты

В основе классической цветовой триады лежат три цвета, равноудалённые друг от друга на цветовом круге. Такая схема популярна в изобразительном искусстве, так как она даёт сильный визуальный контраст, сохраняя при этом умеренность и баланс. Работы, выполненные в палитре классической цветовой триады, выглядят более спокойно и сбалансированно, чем работы, основанные на комплементарной палитре. В схеме триады один цвет выбирается в качестве основного, а два других используются как дополнительные. Причём, все оттенки должны быть равноудалены друг от друга на цветовом круге. Другими словами, в основе классической триады лежит равносторонний треугольник. Наиболее яркие и броские триады основаны на первичных, базовых, цветах (красном, жёлтом и синем), а более уравновешенные на вторичных (фиолетовом, оранжевом и зелёном).

Можно сказать, что возможности классической триады безграничны. Её палитра универсальна и может использоваться практически без ограничений. Изменяя тон, насыщенность или светлоту одного из трёх оттенков, вы можете каждый раз получать абсолютно новый результат. Для сохранения баланса в палитру триады не рекомендуется добавлять дополнительные акценты. Если вы всё же решите дополнить триаду, сделайте это лучше с помощью ахроматических оттенков. Иначе может получиться цветовой хаос. Примеров триады можно найти огромное множество, вот только некоторые из них. Триада, как и комплементарная схема, охотно используется для смелых дизайнов одежды и на афишах фильмов.

примеры использования цветовой триады в дизайне одежды и изобразительном искусстве


РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ

раздельно комплементарная цветовая схема, цветовая гармония

На первый взгляд раздельно-комплементарная схема похожа на триаду (иногда её даже называют контрастной триадой), но по своей сути и получаемому эффекту она всё же ближе к комплементарной. Её отличие от комплементарной гармонии заключается в том, что в пару к основному цвету берётся не дополнительный, а два соседних оттенка, прилегающих к нему на цветовом круге.

По создаваемому эффекту и настроению раздельно-комплементарная схема довольно близка к комплементарной. Но из-за отсутствия в её палитре оттенка, контрастного основному, с её помощью получаются выразительные и в то же время более спокойные и уравновешенные работы. Считается, что такая гармония является наиболее универсальной и её сложнее всего испортить. Применять раздельно-комплементарную гармонию можно практически в любой области.

примеры применения раздельно-комплементарной цветовой схемы, цветовой гармонии

ГАРМОНИЯ ТЕТРАДЫ

гармония тетрады, цветовая схема тетрада

Цветовая палитра тетрады основывается на четырёх оттенках. Схемой расположения для них на цветовом круге могут стать квадрат, прямоугольник или трапеция. У гармонии, основанной на квадрате, относительно немного вариаций. В виду равноудалённости оттенков друг от друга, в квадратной гармонии отсутствуют аналоговые цвета и такую гармонию довольно сложно сбалансировать. Решением может стать использование одного цвета в качестве основного, а остальных в качестве дополнительных. Квадратная тетрада больше подойдёт достаточно опытным авторам, которые с лёгкостью оперируют более простыми гармониями. Чаще всего квадратную тетраду можно встретить в искусстве. В макияже она не используется из-за избыточности цвета, в одежде также применяется достаточно редко, ну а в дизайне интерьера, прямо скажем, на любителя.

В отличие от квадратной, прямоугольная тетрада имеет куда большее количество вариаций и применений. Её легче сбалансировать из-за присутствия в ней близких друг к другу на цветовом круге оттенков. При использовании прямоугольной тетрады, рекомендуется определить пару доминирующих и пару дополняющих цветов, иначе такая схема может выглядеть разбалансированно и избыточно.

Схема трапеции — это что-то среднее между гармониями квадрата и прямоугольника. Два оттенка в цветовой трапеции аналоговые и расположены близко друг к другу, а два других, напротив, довольно сильно удалены на цветовом круге от первой пары и друг от друга.

примеры использования цветовой тетрады, цветовая схема тетрада в искусстве и живописи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышеупомянутые виды цветовых гармоний не просто существуют и находят своё применение в изобразительном искусстве, дизайне одежды и интерьера, но и, по сути, являются фундаментом для принятия большинства творческих решений. Кроме того, грамотное и осмысленное использование оттенков является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Полезно не только изучать различные цветовые гармонии, но и анализировать их использование опытными мастерами.

уроки рисования цветными карандашами и пастелью

Совет: если вы — начинающий художник или дизайнер, не пытайтесь сразу же покорять тетрады. Начните с более простых гармоний и цветовых сочетаний. Так вы быстрее разберётесь с применением различных гармоний и ваши работы станут более выразительными уже в процессе обучения. Но даже если вы совсем далеки от мира моды и искусства, разобраться с цветовыми гармониями будет полезно. С их помощью вы сможете подобрать для себя более подходящий гардероб, подобрать интересный макияж и сделать свой дом более уютным и комфортным.

Автор статьи: Юлия Омельченко

Специально для сайта artcolor.online

Курсы рисования и поддержка на Boosty

ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!

Посетите бесплатный урок рисования цветными карандашами!

#статьи

  • 17 янв 2022

  • 11

Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания

Рассказываем о комплементарных цветах, триадах, тетрадах и о том, как их использовать в дизайне.

Изображение: vlada_maestro / Shutterstock

Дарья Тамилина

Пишет о дизайне в Skillbox Media, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса, известный своим вкладом в изучение колористики в начале XX века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой цветовой круг.

Круг Иттена — схема из 12 цветов. Сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.

Изображение: Skillbox Media

Разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.

Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.

Изображение: Skillbox Media

Вторичные цвета — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Например, сочетание жёлтого и красного даёт оранжевый цвет, а синего и красного — фиолетовый.

Изображение: Skillbox Media

Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый — жёлто-оранжевый.

В результате во внешнем круге есть 12 цветов: три первичных, три вторичных и шесть третичных.

Изображение: Skillbox Media

Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Рассмотрим шесть самых популярных из них.

1. Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.

Изображение: Skillbox Media

2. Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.

Изображение: Skillbox Media

3. Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.

Изображение: Skillbox Media

4. Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

Изображение: Skillbox Media

5. Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.

Изображение: Skillbox Media

6. Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.

Изображение: Skillbox Media

В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать шире.

Допустим, вам нужен комплементарный цвет к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что он находится между зелёным и голубым. Значит, на круге нужный вам цвет будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет комплементарно бирюзовому.

Изображение: Skillbox Media

Выбор конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого — это работа дизайнера.

Также стоит помнить о насыщенности и яркости. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным — розовым. Или очень тёмным — бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.

Подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя схемы круга Иттена.

Удобный инструмент есть и у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.

Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. А со временем вы научитесь подбирать гармоничные цвета и вовсе без схемы.

В цветовой теории есть много интересного и кроме цветового круга: как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как, например, связаны форма и цвет. Читайте об этом в нашем обзоре книги Иттена «Искусство цвета».

Также советуем изучить то, как Иттен учил студентов работать с формой объектов. Он не преподавал им механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Об этом Иттен написал в своей книге «Искусство формы», на которую у нас тоже есть обзор!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше

А что Вы знаете о гармонии? А о гармонии цвета? Многие ориентируются в подборе цветов на свою интуицию, а некоторых она даже не подводит. Так и со мной было, пока я не поняла, что чего-то не доделываю, в чем-то мои работы все же уступают другим. Для себя я выделила несколько пунктов, но пожалуй основным было пресловутое СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ.

У меня нет ни дизайнерского, ни художественного образования, поэтому ниже привожу только то, чему смогла научиться сама и чему продолжаю учиться до сих пор.

Итак, существуют три основных цвета

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 1

Красный, синий, желтые, все остальные цвета, производные от этих трех. Которые получаются путем смешивания

жёлтый + красный = оранжевый

жёлтый + синий = зелёный

красный + синий = фиолетовый.

В свою очередь

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый

красный + оранжевый = красно-оранжевый

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый

синий + фиолетовый = сине-фиолетовый

синий + зелёный = сине-зелёный

жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный

Таким образом, мы получаем, цветовой круг из 12-ти цветов, вот оно наше оружие!!!

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 2

А теперь главное научиться эти цвета гармонично сочетать. Существуют определенные способы комбинации цветов цветового круга. Приведу самые распространенные

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 3Дополнительные — Эти цвета друг напротив друга на цветовом круге.

Аналогичные — Эти цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются и создают спокойный и комфортный дизайнГармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 4

Классическая триада — используются цвета, которые равномерно распределены по всему цветовому кругу.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 5

Контрастная триада — хоть и контрастная, но для новичков считается оптимальной, ее сложно испортить.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 6

Гармония четырех цветов — такой вариант лучше будет работать, если главным, доминирующим будет лишь один из цветов.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 7

Помимо этого цвета различают по тону – градация от светлого к темному.

Оттенки одного цвета, лежащие в одном спектре круга, называют монохромными

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 8

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 9

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 10

Из собственного опыта, я заметила, что создать изделие из светлых пастельных тонов получается гораздо проще, потому что они производят единое впечатление, нежности и невесомости.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 11

Если вы матерый дизайнер, старайтесь что бы в вашем изделии было не больше трех цветов. Зачастую этого достаточно, чтобы изделие не казалось скучным, вызывало интерес. При этом это не должно быть равное количество этих цветов, существует такое правильное процентное соотношение

60 +30 +10

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 12

60% охватывает большее пространство и является основной темой дизайна.

30% для создания контраста и визуального интереса

10% некоторый акцент, который может придать изюминку, придать законченный элегантный вид.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 13

Конечно, в одной публикации уместить абсолютно всю информацию не возможно, поэтому вот еще несколько книг на заданную тему:

Савахата Леса Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций.

Чидзиива Х. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций.

Гилл Марта Гармония цвета Пастельные тона., Гармония цвета. Естественные цвета.

Тина Саттон Гармония цвета — Полное руководство по созданию цветовых комбинаций

Книг данной тематики конечно бесконечное множество, которые из них лучше знают профессионалы, но в этих для себя я нашла много полезного.

Себе книгу я купила не так давно, до этого пользовалась их электронными версиями (спасибо интернету) и виртуальными генераторами цвета, ими я правда пользуюсь до сих пор. Очень удобно.

P.S Спасибо за внимание. Надеюсь эта статья поможет тем, кто делает первые шаги в изучении гармонии цвета.

Идеи

Что такое цветовой круг Иоханнеса Иттена и как пользоваться палитрой цветов

Цветовой круг Иттена — это инструмент для подбора цветовых сочетаний. Схема помогает дизайнерам и художникам составить палитру, в которой оттенки гармонируют друг с другом.

Создатель схемы — Иоханнес Иттен, швейцарский художник, преподаватель и дизайнер. Он написал книгу «Искусство цвета», в которой сформулировал теорию сочетания оттенков и описал принципы работы с цветовым кругом.

Где применяют цветовой круг Иоханнеса Иттена:

В дизайне интерьеров. Определить основные цвета отделки помещения, выбрать удачные цветовые акценты и оттенки для декора.

В дизайне одежды. Подобрать основные и дополнительные оттенки тканей, выбрать цвета декоративных элементов.

В UX и веб-дизайне. Составить палитру для сайта и мобильного приложения, найти удачные сочетания корпоративных цветов и веб-элементов: меню, кнопок, попап-форм и других.

В маркетинге. Выбрать корпоративные цвета бренда, найти удачную цветовую палитру для упаковки товара и рекламной продукции.

pic

Так выглядит цветовой круг Иттена

Зачем учиться сочетать цвета

Цвет — один из главных каналов, по которому человек получает информацию и формирует впечатление об увиденном. От 62% до 90% мнений основаны на восприятии цветов. Иоханнес Иттен считал: когда цвет и впечатление от него не совпадают, остаётся ощущение диссонанса, нереальности и мимолётности.

В своей книге «Искусство цвета» Иттен описал теорию гармоничного сочетания цветов. Дизайнер утверждал, что органы чувств обрабатывают информацию через сравнение, поэтому мы оцениваем увиденное при помощи контрастов. Например, рядом с маленьким предметом нужно поставить большой, чтобы точно понимать размер первого. С цветами так же. Восприятие цельной картинки не зависит от одного цвета, важен контекст — в окружении каких оттенков находится главный цвет композиции и какое впечатление они производят в комплексе.

Как устроен круг Иттена

Схема состоит из трёх частей.

Первичные цвета — жёлтый, синий, красный — находятся в центральной части круга. Иоханнес Иттен считал эти цвета основными: при смешивании можно получить любые оттенки, которые различает человеческий глаз.

pic

Вторичные цвета — зелёный, фиолетовый, оранжевый — расположены вокруг центра. Они получаются, если смешать первичные цвета:

  • синий + жёлтый = зелёный;
  • жёлтый + красный = оранжевый;
  • синий + красный = фиолетовый.

pic

Третичные цвета расположены на внешней части схемы. Получаются, если смешать первичный и вторичный цвета, которые находятся рядом. Например:

  • первичный красный + вторичный фиолетовый = малиновый;
  • первичный жёлтый + вторичный зелёный = салатовый.

pic

Всего на внешнем круге находятся 12 цветов: 3 первичных, 3 вторичных и 6 третичных. Этот круг берут за основу дизайнеры и художники в своей работе.

Как использовать круг Иттена

Комбинации на круге Иттена помогают подобрать оптимальные сочетания цветов. Есть много вариантов использования схемы. Из них можно выделить несколько самых популярных.

Комплементарное сочетание

Как получается. Из двух противоположных друг другу цветов на внешнем круге.

Как используют. Если нужны два основных цвета и чёткие акценты: один из цветов делают основным, а второй — дополнительным.

pic

Контрастная триада

Как получается. Из цветов по углам треугольника. В отличие от комплементарного варианта, здесь вместо одного цвета на противоположной стороне выбирают соседние с ним цвета.

Как используют. Если нужно приглушить контраст дополнительных цветов или расширить палитру. Один цвет выбирают как основной, а два других на противоположной стороне круга — как дополнительные.

pic

Классическая триада

Как получается. Из цветов, находящихся в углах равностороннего треугольника.

Как используют. Если нужно подобрать больше оттенков для основной палитры цветов.

pic

Аналоговая триада

Как получается. Из трёх цветов, которые расположены рядом на внешнем круге.

Как используют. Если нужно создать спокойную палитру без резких переходов и ярких акцентов. Дизайн, оформленный в аналоговых цветах, отличается сдержанностью и лаконичностью.

pic

Тетрада

Как получается. Из равноудалённых друг от друга цветов по углам квадрата.

Как используют. Для красочных визуалов, которые требуют использования четырёх цветов.

pic

Прямоугольное сочетание

Как получается. Из цветов по углам прямоугольника: два цвета, которые находятся через сектор, с одной стороны круга — и два противоположных.

Как используют. Как и тетрада, подходит для подбора многоцветных изображений, но этот вариант — менее контрастный, с более плавными переходами.

pic

Буква Х

Как получается. Из цветов по углам буквы Х: два соседних цвета на одной стороне круга и два соседних — на противоположной.

Как используют. Сочетаются более близкие друг другу оттенки, чем в прямоугольном варианте, поэтому композиция получается неброской и выглядит сдержанно.

pic

Как подбирать оттенки, которых нет на круге Иттена

12 основных цветов, в зависимости от светлоты и насыщенности, образуют тысячи оттенков. Составить правильную палитру из оттенков — работа дизайнера. При этом он ориентируется на задачу композиции: какое впечатление должно производить изображение, должно ли оно быть ярким или, наоборот, сдержанным, лаконичным или эпатажным.

Для подбора оттенков можно также использовать цветовой круг Иттена, добавив к основным цветам более и менее насыщенные оттенки. При этом определяют главный цвет композиции и подбирают к нему подходящую палитру из менее насыщенных оттенков.

pic

Например, комплементарное сочетание помогает подобрать к яркому красному в качестве вспомогательного цвета нежно-голубой. А насыщенные жёлтый и зелёный можно смягчить пастельными оттенками лилового и сиреневого.

pic

Классическая тетрада показывает яркую палитру из насыщенных розового и фиолетового, дополненных бледно-жёлтым и цветом морской волны. В варианте справа подобрана спокойная палитра из нежных пастельных оттенков

Цветовой круг Иоханнеса Иттена применяют как новички, так и опытные дизайнеры. С инструментом можно работать вручную или воспользоваться графическими редакторами и специальными программами. Они построены на концепции цветового круга Иттена и помогают составить гармоничную палитру в режиме онлайн.

Лучшие инструменты для автоматического подбора цветов предлагают:

Adobe Color. Позволяет подбирать и сохранять палитру в облачном хранилище, чтобы использовать её в других инструментах Adobe. Есть расширенные возможности: можно настроить яркость и параметры цветового режима, определять контрастность шрифта, фона и элементов сайта.

Paletton. Англоязычная программа для подбора оттенков из основных комбинаций цветов. Позволяет настраивать параметры насыщенности, яркости и контраста, создавать собственные цветовые схемы, просматривать варианты дизайна страниц и экспортировать цветовую гамму для сайта в формате кода.

Canva. Помогает подбирать монохроматические, аналогичные и комплементарные комбинации цветов.

getColor. Сервис с интуитивно понятным интерфейсом и современным дизайном. Помогает быстро находить оптимальную палитру, настраивать тон, насыщенность и яркость цветов.

ColorScheme. По функционалу схож с Paletton, но есть русскоязычное меню.

ЭКСКЛЮЗИВЫ ⚡️
Читайте только в блоге
Unisender

Поделиться

СВЕЖИЕ СТАТЬИ

Другие материалы из этой рубрики

документ

документ

Не пропускайте новые статьи

Подписывайтесь на соцсети

Делимся новостями и свежими статьями, рассказываем о новинках сервиса

«Честно» — авторская рассылка от редакции Unisender

Искренние письма о работе и жизни. Свежие статьи из блога. Эксклюзивные кейсы
и интервью с экспертами диджитала.

unisender

Занимаясь живописью, мы всегда работаем с визуальной напряженностью и равновесием. И там, где цветовые контрасты приводят к возбуждению и взрыву эмоций, именно цветовые аккорды, если они возникают, оказывают гармонизирующее воздействие. Аккорд (что по-французски означает согласие, примирение), по законам теории цвета, — это соотношение цветов, занимающих определенное положение в двенадцатичастном цветовом круге. Различают следующие их варианты:

  • монохромные гармонии;
  • аналоговые гармонии;
  • гармонии двух тонов или комплементарные гармонии;
  • триады (гармонии трех тонов);
  • тетрады (гармонии четырех тонов).

Долгое время проводилось интенсивное изучение воздействия различных цветовых сочетаний. Сегодня большая часть из того, что нам известно об этом предмете, восходит к исследованиям Йоханнеса Иттена, эксцентричного профессора из веймарского Баухауза 1920-х годов. Но и здесь действует девиз: ощущение важнее догмы. Потому что при работе с компьютером можно легко определить цвет каждого пикселя в мониторе и рассчитать не только его дополнительный цвет, но и всевозможные гармонии. В то время как, занимаясь живописью, в первую очередь мы должны полагаться на свою интуицию и опыт.

1. Монохромная гармония

Если ваши живописные таланты пока не на высоте, попробуйте поначалу не бежать впереди паровоза, а решать свои творческие задачи более простыми средствами. Это означает, например, работу с небольшим количеством цветов, то есть в менее «пестрой» манере. Возможно даже, что усеченная палитра подхлестнет вашу изобретательность. Вдобавок вы будете ясно видеть, как взаимодействуют ваши цвета. И тут нам придется очень кстати первая из гармоний — монохромная. Она получается, когда вы берете один цвет и сочетаете его с его же более темными или светлыми оттенками. Таким образом, нарисованное вами будет существовать в одноцветном мире. Но вы можете быть уверены, что не совершите никаких грубых ошибок с цветом!

Монохромная гармония: виды цветовых гармоний

2. Аналоговая гармония

В случае с аналоговой гармонией вы продвигаетесь на шаг дальше и сочетаете уже несколько цветов, являющихся ближайшими соседями по цветовому кругу. Насыщенность таких цветов может быть ослаблена, другие могут выглядеть сочнее. Если вы используете этот тип цветовой гармонии, стоит обратить внимание на пропорции цветовых пятен определенного цвета (см. количественный контраст).

Аналоговая гармония: виды цветовых гармоний

3. Гармония комплементарных цветов

Чтобы использовать следующий принцип, не нужно быть специалистом по цветовым гармониям. Это довольно просто: возьмите цвета из противоположных секторов цветового круга. Эта гармония, так же как и аналоговая, оказывает успокаивающее воздействие, дополнительные цвета притягивают друг друга, оказывая вдохновляющее и в то же время гармонизирующее воздействие. Такой тип цветовой гармонии называется гармонией диады или гармонией комплементарных цветов — она особенно эффектна, например, при расстановке акцентов. И опять же важно изобретательно подходить к соотношению цветовых пятен, чтобы создать более напряженную атмосферу и сыграть на двух противостоящих цветах.

Гармония комплементарных цветов: виды цветовых гармоний

4. Гармония триады

Следующая возможность создать цветовую гармонию — это выбрать три цвета, расположенные на равном расстоянии друг от друга на цветовом круге. Если их соединить линиями, получится равносторонний треугольник. Когда применяется такой принцип, это называется гармонией триады. Например, такую триаду образуют густые сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый цвета, но также их вариации, оттененные черным или белым цветом. В модифицированном варианте триада имеет не три равные стороны, а две: таким образом, получается равнобедренный треугольник с острыми углами.

Гармония триады: виды цветовых гармоний

5. Гармония тетрады

Гармония тетрады, или гармония четырех тонов, как понятно из ее названия, — это принцип сочетания цветов, которые при соединении их линиями в цветовом круге образуют квадрат, прямоугольник или, что случается гораздо реже, трапецию. Это звучит довольно заумно, но на практике не так сложно. Тетрады похожи на расширенные комплементарные гармонии, где вместо одного цвета берутся по два с левой и правой части цветового круга. Подчас тетрады выглядят неспокойно, поэтому обращайте внимание на количественные контрасты.

Гармония тетрады: виды цветовых гармоний

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти подбор параметра в excel
  • Как посетителям найти мой сайт
  • Как найти множество значений предикатов
  • Как исправить кодировку в виндовс 10
  • Как составить белковое питание