Дизайн-проектирование. 1 курс. Тема:
«Декоративный натюрморт»
Самое
худшее определение декоративного натюрморта, которое я когда-либо слышала: «Декоративный натюрморт — это плоскостное
изображение натюрморта, в котором нет объёма и нет
реалистичности». Получается, что декоративный натюрморт — это такой натюрморт,
в котором ни чего нет! А, на самом деле, декоративный натюрморт – это
консистенция всего самого интересного в натуре, это тщательный отбор для
достижения большей выразительности и эмоциональности. Ведь в переводе с
латинского слово «декор» значит «украшение» («украшаю»). Декоративное
искусство, следовательно, это то, что делает красивыми предметы, окружающие
человека. И, если мы, лишаем предметы объёма, то делаем это не просто так, а для
того, например, чтобы лучше выявить орнамент, или цвет, или ещё для каких-то
целей, повышающих выразительность натюрморта.
Создание декоративного натюрморта – это
процесс стилизации и обобщения формы предметов, с одновременным выявлением
наиболее характерных черт, а также активное наполнение изображения
декоративными элементами.
Стилизация
В декоративном
искусстве стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря
которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и
воспринимается своеобразным мотивом узор. При создании декоративного натюрморта
лучше начинать стилизацию с крупных отношений (форм, пятен), и постепенно
переходить к проработке более мелких деталей (линий, фактур и др.)
Этапы стилизации:
1 этап. Трансформация силуэтов
2 этап. Наполнение силуэтов
и фона декоративными деталями (сегментами)
3 этап. Цвет, текстуры, орнаменты
1 этап. Трансформация силуэтов
К
сожалению, бывает так, что этот первый этап упускают из вида. Как результат —
мы видим красивые декоративные работы, в которых форма предметов натюрморта
просто срисовывается с натуры и не приводится к единому стилю. Так тоже можно
работать. Однако если подумать над формообразованием и стилизацией формы,
декоративный натюрморт будет выглядеть намного гармоничнее и интереснее. Да и
автор станет выполнять такую работу намного более увлечённо, ведь, при
трансформации форм активно тренируется фантазия художника. Для творческих людей
это очень интересный и увлекательный процесс.
Итак,
что же такое трансформация в дизайнерской и декоративной композиции? Трансформация
— это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета.
Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется, т.е. предмет всё же
узнаётся (и, более того, подчёркивается). Что касается дизайнерской композиции,
то здесь предметы обретают черты геометрических фигур, их форма упрощается,
теряет ненужные подробности и приводится к силуэтам, производным от круга,
треугольника и прямоугольника (в зависимости от характера предмета).
Рассмотрим
трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного
чайника.
Первый вариант представляет собой
обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.
1
вариант 2
вариант 3 вариант
4 вариант
5 вариант 6 вариант
1 вариант представляет собой обычную
реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.
2 вариант демонстрирует то, как
выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая
линия — это, по-сути, линия контура, или конструктивная линия. В основе
формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и
различных производных от него форм.
В 3 варианте трансформация формы включает
в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.
4 вариант Тут сочетаются два мотива,
прямой линии и окружности но один из них доминирует.
5 вариант основан главным
образом на образующей линии. Горловина чайника здесь – продлена и преобразована
в «изогнутую воронку».
В основе 6 варианта
тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между
собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.
Эскиз
под номером семь ляжет в основу итогового варианта декоративного
натюрморта. Сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в дальнейшем он
будет доводиться до завершённого состояния.
Приведённые
выше шесть эскизов, специально выполнены в чёрно-белом виде и лишены
подробностей, потому что это первый этап работы над декоративным натюрмортом.
На этом этапе художником разрабатывается форма, поэтому ничего не должно
отвлекать от силуэта. На втором этапе создаётся декоративное решение силуэта.
То есть создаётся рисунок, которым будет «заполнен» силуэт предмета.
2 этап. Наполнение силуэтов и фона
декоративными деталями (сегментами)
В
представленных эскизах не используется светотеневая моделировка формы, предметы
решены плоскостно, одним силуэтом (хотя, свет и тень могут использоваться в
декоративном натюрморте, но условно и стилизованно).
Как
форма этих предметов, так и их декоративное содержание основаны на простых
геометрических фигурах: круге, прямоугольнике, треугольнике. Принцип создания
образа здесь во многом созвучен с принципами супрематизма. Эти элементы
заполняют внутреннее пространство силуэтов декоративного натюрморта, которые мы
трансформировали на первом этапе работы.
Варианты декоративного наполнения силуэта чайника
1 вариант
2 вариант 3 вариант
4 вариант 5
вариант 6 вариант
В первом варианте
силуэт чайника дополнительно разбивается на несколько частей, каждый из которых
имеет свой тон. Это всё те же фрагменты круга, здесь они становятся похожими на
лепестки или изогнутые полосы…
Второй вариант декоративного решения чайника
сочетает в себе сразу два мотива. Это мотив круга и треугольника. Но первый
преобладает. Силуэт разбивается на части не только по оси симметрии, но и по
образующей линии (т. е. линии, образующей контур предмета). Основание
заварочного чайника, горловина и рукоять декорируются полосами разного цвета. Все
детали сохраняют «верность» изначально взятым мотивам, комбинируя различные
варианты их применения. Это является залогом целостности работы.
Третий вариант выглядит сложнее. Но, он также
основывается на мотиве круга и треугольника. Силуэт заполняется закрученными
линиями.
Изгиб
воронкообразной горловины чайника в четвёртом эскизе создаёт ощущение движения.
Чайник будто «танцует». Все элементы заварочного чайника являются производными
от тех же фигур круга и треугольника только применённых по-новому. Крупные
формы заполнены более мелкими фрагментами.
Пятый эскиз, подобно предыдущему, изображает
силуэт чайника поделённым на фрагменты. Но, несмотря на одинаковый принцип
декорирования, этот вариант рисует совсем другой образ. Это доказывает
насколько многообразными могут стать одни и те же решения, насколько бесконечен
простор для фантазии художника.
В шестом эскизе
Вы можете видеть чайник таким, каким он по-сути предстанет в итоговом варианте
декоративного натюрморта. Это симметричное расположение элементов внутри
силуэта. На следующем, третьем этапе данный вариант станет цветным и дополнится
текстурами и орнаментом. А сейчас, можно рассмотреть то, как создать фон в
натюрморте.
Как придумать фон декоративного натюрморта?
Декоративная
работа — это не реалистическая живопись, хотя может отталкиваться от натуры. Поэтому
если здесь появляется объём и пространство, то оно должно быть условно решенным.
То же самое применимо и к фону декоративного натюрморта. Здесь совсем не обязательно
изображать какие-либо предметы реального мира: стол, драпировки, окно.… Если мы,
всё же рисуем их, то только условно, трансформируя и приводя к общему стилю. Но
можно и без них. В декоративном натюрморте фон может состоять из абстрактных
фигур, форма которых основана на форме основных предметов. То
есть, если чайник круглый, то фигуры фона будут образованы от круга. Это
изогнутые линии, фрагменты овалов, окружностей и т. п.
Здесь
ещё важно учитывать пластику линий. То есть то ощущение, которое
вызывает геометрическая фигура. Например стремительность остроконечного
треугольника, элегантность закрученного завитка, спокойствие круга, чёткость
прямоугольника… Назовём такие характеры фигур мотивом в декоративной
работе.
Гармония в повторении
К гармонии
приводит слаженность (связь всех элементов), этому очень сильно способствует ритм.
В буквальном переводе ритм означает повтор, чередование.
Повторение мотива и является способом достижения пластической гармонии.
Представим, что во множестве круглых форм вдруг появляется одинокая прямая
линия. В таком случае она нарушит гармонию, так как больше нигде в натюрморте
прямые линии не встречаются. Чтобы гармонично сочетать эту прямую и круглые
фигуры нужно ввести поддерживающие её прямые элементы. В нашем натюрморте
круглые формы повторяются многократно, также и прямые повторяются несколько
раз.
Однако
в любой композиции должен быть композиционный центр, т. е. есть главное
и второстепенное. Подобным образом среди повторяющихся и переплетающихся
мотивов должен быть главный. Итак, повторение выбранных форм способствует
гармонии, а преобладание какого-либо мотива сохраняет стиль и подчёркивает
образ.
Следующий,
третий этап работы над декоративным натюрмортом – это введение в него цвета,
фактур, текстур и орнаментов.
3 этап. Цвет, текстуры, орнаменты
Итоговая
цветофактурная проработка натюрморта
Итак,
наш декоративный натюрморт практически готов. Мы организовали фон,
трансформировали силуэты предметов и придумали их декоративное решение. Сейчас
наступает тот момент, когда мы «включим» цвет и текстуры. На иллюстрации вы
можете видеть, как сильно преображается работа, хотя это по-прежнему один и тот
же натюрморт.
За
основу цветовой гаммы взяты контрастные сочетания цветов: фиолетово-красный и
жёлтый, а также серо-голубой и золотисто-жёлтый. Помимо этих цветов, конечно
же, в натюрморте есть и много других. Но вышеперечисленные цвета формируют
основу колорита. Внутреннее пространство силуэтов где-то равномерно открашено,
а где-то заполнено текстурами, имитирующими камень, зернистую поверхность и
т.п.
Кроме
эскиза целого натюрморта, у нас ещё есть варианты декоративного решения отдельных
силуэтов чайника.
Текстуры
и цвет в силуэте чайника
Такая презентация
последовательности ведения работы является упрощённой и схематичной. Это
упрощение сделано для более лёгкого усвоения принципов создания декоративного
натюрморта. На самом деле приёмов стилизации в декоративной композиции существует
гораздо больше. Для того чтобы понять эти принципы нужно изучать художественные
произведения основанные на трансформации форм и работы студентов предыдущих лет
по данной теме.
В качестве примера, хочется привести несколько произведений, в которых можно
проследить, как используются и обогащаются приведённые выше приёмы, а также
используются новые.
1
этап – трансформация силуэтов
Во
2-м варианте первого этапа, представлен чайник,
трансформация которого построена на основе использования т.н. «образующей
линии». Но здесь, же мы видим ещё и приём оверлеппинга – частичного
совпадения или наложения одной формы на другую. Причём в месте наложения форм
меняется их цвет или тональность. Вот как это может выглядеть в законченном
натюрморте. Такой приём обогащает композицию путём образования новых
плоскостей.
Оверлеппинг
в графической и цветной композициях
В
3 варианте первого этапа, трансформация формы включает в себя разрезание
и смещение двух половин относительно оси симметрии. Этот приём можно
применять более широко и разнообразно. Можно разрезать предмет не только по оси
симметрии, но и по краю предмета, сместив ось вправо или влево, можно разрезать
и смещать вдоль или поперёк, увеличивая или уменьшая сегменты. На основе использования
только одного этого приёма можно составить целую декоративную композицию, как
мы видим на ниже представленных рисунках. Такими приёмами пользовались Жорж
Брак и Пабло Пикассо в своих кубистических композициях
Разрезание и смещение в
натюрморте. Ж.Брак «Виолончель»; П.Пикассо
«Человек с трубкой»
Хуан Грис «Бутылки и
нож» Хуан Грис
«Кружка пива и игральные карты»
5 и 7 варианты используют для
нового формообразования продление «образующей линии», в данном случае это линии
горловины чайника, преобразованные в своеобразные воронки (изогнутую и
симметричную).
Подобный принцип
создания новых композиций использовали, так называемые, лучисты. Лучизм
– это раннее авангардное течение в русском изобразительном искусстве.
Создателем его стал М.Ф. Ларионов, он считал, что основная задача художника –
выявить форму, которая получается в результате пересечения лучей, идущих
(продлённых) от разных предметов.
М.Ф. Ларионов «Бык»
Подобным приёмом пользовались и другие
авангардисты, мы видим нечто подобное в картине экспрессиониста Франца Марка
«Газели». Здесь художник, продлевая рога животных и ветви деревьев, создаёт
ритмическое заполнение фона линиями, родственными по пластике основному мотиву
картины.
Ф. Марк «Газели»
В натюрморте на начальной стадии
графической разработки это может выглядеть подобным образом. В дальнейшем,
натурный мотив, взятый за основу, может подвергаться большей стилизации.
Аналитическое изучение
натурного материала, с элементами первоначальных преобразований, основанных на
продлении в пространство формообразующих линий объекта
Своеобразные «энергетические линии» могут
расходиться от предметов не лучами, а например «волнами» напоминающими круги на
воде.
Студенческие работы выполненные с использованием радиально
расходящихся от предмета «волн»
В 4 варианте используется приём
деформации формы ручки чайника и превращения её в спираль. Понятно, что в
декоративном натюрморте можно использовать и более сложные деформации, всей
формы предмета, а не только какой-то одной детали.
Прием деформации в декоративном
натюрморте
Трансформация, может пойти
не только по пути выворачивания формы предмета, но и, например, в направлении
увеличения различных его частей, как в данном натюрморте, где непропорционально
«разрослись» носки ботинок.
Ещё один приём видится в
первом варианте преобразования чайника. Когда мы смотрим на предмет, то
понимаем, что смотрим на него как бы одновременно с двух ракурсов: тело чайника
с фронтального ракурса, а крышку и донышко — сверху. Такое многоракурсное
видение использовали кубисты, когда у них не только отдельные предметы,
виделись с разных сторон, но и плоскость стола или подносы, на которых стояли
предметы как бы разворачивались. Такой способ стилизации применяется не только
для того чтобы сделать изображение более интересным и разнообразным, этот приём
дает преимущество выбора наиболее выгодного ракурса для предмета. Блюдо,
например, лучше воспринимается в «развёрнутом» виде, при взгляде на него
сверху. А силуэт вазы лучше читается сбоку, чтобы понять какого объёма
горловина той же вазы, опять лучше посмотреть на неё сверху.
Н.Н. Купреянов. Натюрморт с
лампой. У
табурета, тени от лампы и тарелок дан ракурс сверху, у остальных предметов –
сбоку.
Жорж Брак.
Натюрморт. Студенческая работа, в которой предметы
и их детали развёрнуты к зрителю в разных ракурсах
Как уже было сказано выше,
можно выполнить композицию и без стилистических трансформаций, в таком случае главный
акцент может быть сделан на орнаментальные ритмы или выявление пластических
мотивов в натюрморте.
Выявление
орнаментально-пластических ритмов в натюрморте на этапе линейной разработки.
Причем орнамент не надо
понимать узко, только как узор. Орнаментальным началом обладают многие простые
вещи из повседневной жизни, такие как газеты, ветки деревьев, складки и
рисунки тканей, сухие травы, «рисунки» на срезе фруктов и овощей, чешуя рыбы,
оперенье птицы, древесные годовые кольца на спиле дерева, кирпичная кладка
стены и др.
Выявление орнаментальных
ритмов и пластических мотивов в натюрморте.
В
подтверждение слов о том, что объёмно-пространственные отношения могут не исключаться
из декоративного натюрморта, приведу несколько примеров того, как можно стилизовать
светотень, превратив её в своеобразные грани на форме предметов.
Деление предмета и
пространства на грани
Кроме
всего вышеперечисленного, нужно ещё решить следующие задачи:
1. Расположение предметов в формате. Предметы могут быть закомпонованы
в одну из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник…
Компоновка в круг Компоновка в
квадрат
2. Соотношение
предметов с пространством. Объекты натюрморта могут не только стоять на
столе, но и наклоняться в разные стороны или летать. Можно распределить
предметы по всей высоте формата равномерно, как это делается в «ковровой»
композиции, в таком случае они будут выглядеть, как орнамент на ковре.
В конце концов, в
декоративном натюрморте пространство может быть передано классическим способом
с делением на первый второй и третий планы.
«Летающие» предметы
Наклоняющиеся предметы «Ковровая» композиция
3.
Создание ощущения целостности произведения;
4.
Выделение композиционного центра;
5.
Решение натюрморта в симметрии или асимметрии;
6.
Уравновешивание композиции по массам, ритмам и тональным пятнам;
7.
Нахождение соотношения масштабов и пропорций;
9.
Создание гармоничной цветовой гаммы.
Итоговая
композиция
По
итогам композиционных поисков выбираются 1 лучшая работа, и разрабатывается 2
её варианта: графический и цветовой. Формат итоговых композиций 30 на 30
см.
Графическая композийция может быть больше насыщена деталями, орнаментами
и фактурами. Её можно исполнить не
только тушью и красками, но и при помощи наклеивания текстиля, бумаги; создания
рельефной поверхности; набрызга, отпечатывания, процарапывания и прочих техник.
Эти техники исполнения обогатят декоративный натюрморт, но не заменят сути —
композиции, стилизации форм, создания образа… Можно придумать эффектную
текстуру и исполнить в самой неожиданной технике. Но если в работе нет сути, то,
ни одни эффекты не помогут.
Примеры графических разработок
декоративного натюрморта
Итоговая
композиция в цвете
Композиция в цвете может
быть выполнена с сокращением количества мелких деталей, для того чтобы сделать
больший акцент на пятне, пластике линий, цвете и общей поэтичности композиции.
Обратите внимание, как
меняются местами экстерьер и интерьер в последней композиции (деревья и тени от
них оказываются внутри комнаты), это добавляет натюрморту той самой
поэтичности.
Составила: преподаватель «ОБПОУ ХЖК
им. А.А. Дейнеки», Пахомова С.А.
Использованная литература и
интернет ресурсы
1. Ермолаева, Основы
дизайнерского искусства // Учебное пособие. М.:
«Архитектура-С», 2009 г., 150 с.
2. Декоративный
натюрморт – этапы выполнения: http://zaholstom.ru/?page_id=5265 Л.П.
3. Использованы графические
работы студентов ОБПОУ ЖХК им. А.А, Дейнеки;
4. Графические работы ОХУ им.
Г.Г. Мясоедова;
5. Графическая работа автора: https://katemorozovaart.livejournal.com/3639.htm;
6. Материалы из открытых
источников.
Рисование декоративных натюрмортов помогает начинающим художникам научиться делать плавные линии, изображать формы предметов правильно, а также видеть, с какой стороны падает свет и где располагается тень. Новичкам важно попробовать изобразить несколько различных предметов в разных художественных стилях, чтобы понять, как рисовать натюрморт в цвете и черно-белой гамме.
Что потребуется для рисования натюрмортов
Декоративный натюрморт в разных стилях можно нарисовать, используя любые материалы. Для детей, желательно провести несколько занятий, где они будут изображать на рисунках предметы или фрукты, используя краски, тушь, ручки и простые карандаши.
Это нужно для того, чтобы ребёнок научился рисовать правильные формы, наносить штрихи в верном направлении, а также обозначать тени и блики.
Для рисования красками нужна плотная бумага, которая не будет деформироваться, скатываться при попадании влаги. В специализированных магазинах можно приобрести специальные листы для акварели.
Ещё потребуется набор кистей, различного размера и степени жесткости ворса. Для смешивания красок нужна палитра. В домашних условиях её можно заменить керамическим блюдцем или глянцевым картоном белого цвета.
Натюрморт можно срисовать с плоского изображения, но, чтобы обучить ребёнка воспринимать формы предметов и изображать их на бумаге правильно, нужна постановка композиции. Все предметы, которые будут нарисованы, должны иметь простые формы. Это могут быть шары, цилиндры, кубы, конусы. Для рисования фруктов желательно использовать крупные экземпляры.
Рисовать с натуры проще, когда лист бумаги не лежит на столе, а находится под наклоном. Чтобы разместить его таким образом, нужен мольберт. Это деревянная доска на подставке, к которой крепится лист бумаги с помощью канцелярских кнопок. Можно приобрести небольшой настольный мольберт. Он не займет много места, им будет удобно пользоваться.
Для рисования карандашами потребуется точилка. Грифель каждого карандаша всегда должен быть тонким, чтобы рисовать аккуратные линии и штрихи. Ещё нужен ластик, для удаления вспомогательных линий и лишних штрихов.
Пошаговая инструкция по рисованию простого натюрморта карандашом для детей
Декоративный натюрморт (в разных стилях можно рисовать простые натюрморты, используя только карандаши) можно нарисовать простыми карандашами.
Для работы нужны 3 инструмента, разные по степени твердости:
Твердость карандаша | Буквенное обозначение |
Твердый | Т или Н |
Твердо-мягкий | ТМ или НВ |
Мягкий | М или В |
В этом мастер-классе описывается рисунок, на котором изображена железная кружка и маленькое яблоко.
Набросок
Сначала нужно провести вспомогательные линии, чтобы было проще рисовать формы объектов, а потом нарисовать контуры кружки с ручкой и яблоко. Набросок создают при помощи твёрдого карандаша (Т или Н). Нажимать на инструмент слишком сильно не стоит, линии должны быть едва заметными, чтобы потом их можно было легко стереть.
Порядок действий:
- Провести тонкую горизонтальную линию, через нижнюю часть листа. Это будет визуальная граница поверхности, на которой располагаются объекты.
- В центре листа нарисовать небольшую вертикальную линию. Она будет обозначать середину кружки. Важно учесть, что когда человек смотрит на объект, стоящий на столе, линия поверхности находится чуть дальше, а не сразу под предметами.
- Теперь нужно обозначить диаметр кружки. Для этого следует провести горизонтальную линию, перпендикулярную главной оси кружки. Она должна располагаться сверху.
- Прорисовать цилиндрическую форму.
- Сверху подрисовать края кружки в виде овала, а снизу обозначить форму дна дугообразной линией. На других этапах рисования, эта черта поможет правильно нанести штриховку.
- Нарисовать яблоко. Оно должно располагаться чуть ближе к художнику, а значит оно будет нарисовано ниже дна кружки.
- Подрисовать кружке ручку и края на верхней части.
На этом этапе вспомогательные линии стирать ненужно.
Детализация
Прорисовывать детали нужно тем же карандашом.
Порядок действий:
- Яблоку подрисовать хвостик. С левой стороны изобразить блик. Он должен походить на перевернутый треугольник, только его грани должны быть плавными, повторяющими округлую форму фрукта.
- Под яблоком обозначить область, куда оно будет отбрасывать тень.
- Кружку обвести по контуру.
- На передней части посуды провести 3 короткие вертикальные линии, параллельные друг другу. Эти черточки помогут правильно обозначить тени и блики.
Ластиком аккуратно стереть вспомогательные линии, которые были использованы для рисования формы кружки.
Обозначение теней и бликов
Для штриховки потребуется все 3 карандаша. Затупившиеся инструменты следует остро заточить.
Порядок действий:
- Твердым карандашом, без нажима, заштриховать яблоко не затрагивая блик.
- Растушевать штрихи.
- Закрасить внутреннюю и внешнюю часть кружки, нанося вертикальные линии. Штриховку нужно наносить по краям. 1 из вспомогательных полос. Полосу, оставшуюся в середине, нужно оставить белой.
- Твердо-мягким карандашом затемнить правую сторону кружки, без нажима. Заштриховать ручки, повторяя её форму.
- Растушевать все штрихи.
- Горизонтальными линиями, без нажима на карандаш, закрасить поверхность, на которой стоят предметы.
- Растушевать штрихи.
- Слегка надавливая на карандаш, затемнить внутреннюю часть кружки, а также её правую сторону и ручки. Заштриховать нижнюю и правую часть яблока. Снова растушевать все линии.
- Твердым карандашом закрасить фон рисунка. Растушевать линии.
- Мягким карандашом, без нажима, затемнить внутреннюю часть кружки с левой стороны.
- Заштриховать правую часть кружки и её ручку.
- Затемнить низ и правую сторону яблока, а также закрасить его хвостик.
- Обвести рисунок по контуру.
- Слегка надавливая на карандаш, обозначить тень под яблоком.
Если блики были случайно затронуты, то их нужно осветлить ластиком.
Рисунок в стиле графики
Декоративный натюрморт можно выполнить в стиле графики. Особенность этой техники рисования в том, что тени и свет показаны не переходом цветов, а направлениями штрихов, а также в виде различных пятен и точек. Для этого стиля характерен черно-белый цвет, но использовать цветные линии не запрещено.
В этом мастер-классе описывается натюрморт с изображением металлической посуды. Это будет стоящий кувшин с узким горлом и округлым основанием, лежащий кувшин с широким голом и стакан на блюдце. На фоне будет изображено смятое полотно и край деревянного стола.
Для работы можно использовать простой карандаш, чёрную гелиевую ручку, или черную гуашь, смешанную с художественной тушью в равных пропорциях. Можно использовать сразу несколько материалов, например, гуашь + тушь + гелиевая ручка.
Как рисовать:
- Выполнить набросок простым карандашом. Провести горизонтальную линию, обозначающую край стола.
- Для каждого предмета провести оси, обозначающие его высоту и ширину. Для самого большого кувшина нужно сделать больше пометок, обозначающих места сужения и расширения формы. По этим отметкам будет легче нарисовать плавные линии.
- Нарисовать очертания посуды.
- Прорисовать внутренние части и ручки.
- На фоне изобразить крупные складки ткани. Они должны располагаться по направлению от углов центру. К середине рисунка складки должны выглядеть тоньше.
- Все вспомогательные линии стереть ластиком.
- Обвести рисунок по контуру гелиевой ручкой, либо тушью, смешанной с гуашью, используя тонкую кисть. В 1 случае рисунок получится более аккуратным.
- Взять кисть среднего размера, набрать немного черной краски, закрасить все теневые участки на лежащем кувшине. Горлышко изнутри, нижнюю часть, небольшой участок сверху. Внутри горлышка нанести 2 небольших мазка по краю, чтобы имитировать тёмные отблеск.
- По аналогии, нужно закрасить все крупные теневые участки на самом большом кувшине. Это будет задняя часть его горлышка, нижняя часть дна, внутренняя часть ручки, правая сторона самой широкой части. Важно не закрашивать последний участок до правой границы. Между черным пятном и контуром рисунка должно остаться узкое свободное пространство.
- На округлой части кувшина, ближе к левой стороне, должен остаться 1 большой, круглый блик.
- У стакана следует закрасить внутреннюю часть с левой стороны. Спереди провести горизонтальную полоску. Обозначить тень на блюдце и покрасить его основание.
- Затемнить крупные складки ткани в тех местах, где они образуют тень.
- Когда краска высохнет, приступить к нанесению штрихов. Их можно наносить гелиевой ручкой, либо чёрной краской и тонкой кистью.
- Горизонтальными штрихами заполнить центральную часть лежащего кувшина, а также изобразить тень на складках ткани в том месте, где полотно лежит на горизонтальной поверхности.
- Нанести горизонтальные штрихи на края круглого блика, на самом большом кувшине.
- Затемнить края стакана, оставляя слева светлое пятно.
- Вертикальными штрихами заполнить ручку лежащего кувшина, а также горлышко стоящей посуды.
- Складки на ткань, которые заполняют тон, затемнить, нанося штрихи под разными углами.
Заполнить линиями, повторяющими форму раскрашиваемых элементов, другие части рисунка.
Простой рисунок акриловыми красками
Декоративный натюрморт (в разных стилях рисования можно совмещать краски с акриловыми карандашами), нарисованный акриловыми красками, получится ярким и красивым. В этом мастер-классе описан рисунок, на котором изображен арбуз и 1 арбузная долька.
Какие краски нужны для работы:
- зелёная;
- желтая;
- черная;
- красная;
- белая;
- коричневая;
- голубая.
Порядок действий:
- Простым карандашом начертить горизонтальную линию, обозначающую границу поверхности, на которой лежит арбуз.
- Нарисовать большой арбуз вытянутой формы.
- Подрисовать к его верхушке закрученный мебель и листок.
- Рядом изобразить дольку арбуза.
- Прорисовать границу корочки и мякоти в виде дугообразной линии.
- Внутри дольки изобразить несколько крупных косточек каплевидной формы.
- На горизонтальной поверхности обозначить область, куда падает тень от арбуза.
- Закрасить арбуз, его стебель и корочку дольки зелёным цветом. Важно наносить мазки, повторяя форму предметов.
- Когда краска высохнет, мелкими мазками покрасить мякоть арбузной дольки в красный цвет.
- Используя сухую кисть с жестким ворсом, желтой краской нарисовать 3 широкие полосы на большом арбузе.
- Пока краска не высохла, в центр каждой полоски нужно добавить по 3-4 длинных мазка, используя зелёный цвет.
- Смешать зелёную краску с каплей черного. Полученным оттенком затемнить нижнюю часть арбуза, а также низ дольки. Обозначить тень на арбузном листе.
- Красный цвет смешать с белым в пропорции 3:1. Высветлить верхушку арбузной дольки, нанося краску тычковыми движениями.
- Коричневым цветом закрасить поверхность, на которой лежит арбуз, не затрагивая область, где будет показана тень. Мазки должны быть короткими и горизонтальными.
- Голубым цветом закрасить фон. Мазки можно наносить в хаотичном порядке.
- Черной краской нарисовать косточки, внутри арбузной дольки.
- Коричневый цвет смешать с 2 каплями черного. Обозначить тень под арбузом, нанося горизонтальные штрихи.
Белой краской добавить блик на левую сторону круглого арбуза.
Натюрморт гуашью
Гуашь – плотная краска. Поэтому её легче наносить кистями с жёстким ворсом. В этой инструкции описан рисунок, на котором изображён глиняный горшок, яблоко и груша.
Какие цвета краски потребуется для работы:
- синяя;
- черная;
- коричневая;
- желтая;
- красная;
- оранжевая;
- зелёная.
Как рисовать:
- Простым карандашом провести горизонтальную линию, обозначающую границу поверхности, на которой расположены предметы.
- В центре рисунка наметить вертикальной линией середину глиняного горшка.
- 3 горизонтальными линиями отметить ширину его дна, середину, и величину горлышка.
- Нарисовать горшок.
- Слева от него изобразить яблоко, а справа, лежащую на боку грушу.
- Стереть все вспомогательные линии.
- Мокрую кисть смочить в синей краске, растушевать пигмент на фоне, а также под объектами.
- Снова набрать синий цвет и сделать несколько мазков, закрасив нижние края всех объектов.
- Жёлтой краской закрасить верхнюю часть груши, правую часть яблока и середину стенки горшка.
- Коричневый цвет смешать с желтым в равных пропорциях. Закрасить горшок, оставляя нетронутым желтый блик в середине.
- Красным цветом закрасить левую часть яблока.
- Оранжевой краской сделать на желтой части яблока 2-3 мазка, ближе к краю.
- Зелёным цветом закрасить верхушку груши, а также её нижнюю часть. Не смывая краску, слегка смочив кисть водой, сделать 3-4 мазка на желтой части груши.
- Коричневым цветом обозначить тени на горшке, а также затемнить его внутреннюю часть с левой стороны. Нарисовать яблоку хвостик.
- Оранжевой краской сделать несколько мазков на стенке горшка, с той стороны, где расположено яблоко.
- Зелёную краску смешать с каплей синего цвета. Полученным оттенком затемнить нижнюю часть груши и нарисовать её хвостик.
Черную краску разбавить водой, нанести несколько мазков под объектами, имитируя тень.
Рисунок акварельными карандашами
Грифель акварельных карандашей гораздо мягче, чем у обыкновенных. Благодаря такой особенности, эти карандаши легко растушевываются. Переходы цветов получаются плавными. В этом мастер-классе описан рисунок, на котором изображены яблоко и груша.
Какие цвета карандашей нужны для работы:
- серый;
- зелёный;
- оранжевый;
- красный;
- желтый;
- цвет охры;
- коричневый;
- черный;
- белый.
Как рисовать:
- Простым карандашом провести горизонтальную линию по центру листа.
- Изобразить яблоко, а слева от него грушу.
- Подрисовать фруктам хвостики и крупные блики. На яблоке блик будет располагаться чуть выше, чем на груше.
- Обозначить область, куда будет падать тень от фруктов.
- Стереть все дополнительные линии.
- Серым карандашом, нанося горизонтальные штрихи, закрасить поверхность, на которой лежат фрукты. Область, обозначающую расположение тени, закрашивать ненужно.
- Правый угол фона закрасить тем же карандашом, нанося диагональные штрихи.
- Левый угол фона заштриховать зелёным цветом.
- Растушевать все штрихи.
- Яблоко закрасить оранжевым цветом, без нажима на карандаш. Штрихи следует наносить по кругу. Блики должны остаться белыми.
- Желтым карандашом, без нажима, закрасить грушу, не затрагивая блики.
- Растушевать все линии.
- Коричневым цветом закрасить хвостики фруктов.
- Красным карандашом аккуратно заштриховать нижнюю часть яблока и выделить румянец на его правой части. Растушевать линии.
- Карандашом цвета охры выделить тени на нижней части груши, а также обозначить пятна с правой стороны.
- Черным карандашом выделить тень под фруктами.
Белым карандашом заштриховать блики. Растереть штрихи так, чтобы белый цвет немного перекрыл другие оттенки в приделах блика.
Черно-белый рисунок тушью
Декоративный натюрморт (в разных стилях рисования тушь смешивают с гуашью, чтобы краска плотнее ложилась на бумагу) можно нарисовать черно-белым, используя только художественную тушь. В этом мастер-классе описан рисунок, на котором изображён кувшин, тарелка с картофелем, связка лука и 1 гриб.
Как рисовать:
- Простым карандашом провести горизонтальную линию.
- Изобразить все предметы в таком порядке: тарелка с картофелем слева, кувшин в середине, над ним связка лука, справа лежит гриб.
- На фоне добавить крупные складки ткани.
- На этом рисунке нет полутеней. Тёмные места полностью закрашены черным. Чтобы не потерять границы предметов, рисунок нужно обвести по контуру, используя тушь и чёрную кисть.
- Свет будет падать на объекты с левой стороны. Значит, правая часть рисунка будет тёмной.
- Закрасить складки ткани, в тех местах, где они образуют тень.
- Далее следует затемнить правую часть кувшина, его крышку с правой стороны. Выступающие линии нужно оставить белыми. Они делают очертания предметов чётче. На белом фоне эти линии нужно продолжить, дорисовывая черным цветом.
- Закрасить половину шляпки гриба и нижнюю часть его ножки.
- Затемнить по половине каждой луковицы.
- Обозначить тень на картофеле и на тарелке.
Важно рисовать границы света и теней плавными и полукруглыми. Прямые линии испортят рисунок и лишат его визуального объёма.
Примеры изображений для срисовки, советы новичкам
Советы для начинающих художников:
- Набросок для рисунка тушью должен быть едва заметным. Нельзя давить на карандаш, иначе вмятины от графита будут сильно заметны даже после раскрашивания.
- Перед нанесением финальных штрихов, в стиле графики, нужно продумать их расположение. Неправильно нанесённые линии исказят картину.
- Карандашные штрихи нужно растушевывать вдоль, а не поперёк.
- Следует помнить о том, что гуашь светлеет после высыхания. Поэтому перед нанесением какого-либо оттенка на рисунок, его нужно протестировать на ненужном кусочке бумаги. Нанести несколько мазков и высушить их, затем сравнить, совпадает ли результат с ожиданием.
Рисовать декоративные натюрморты можно черно-белыми или в цвете, используя разные стили и инструменты. Главное, научиться правильно рисовать формы объектов, а также верно определять стороны света и теней. Для срисовки можно использовать изображения, представленные в статье.
Автор: Фролова Екатерина
Видео о рисовании
Декоративный натюрморт в разных стилях:
Вид занятия: Рисование по воображению, фантазии.
Девиз: Это оригинально, стильно и красиво!
Цели урока:
- Учебные: Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта. Научить приёмам декоративного решения натюрморта.
- Развивающие: Развивать абстрактное мышление, фантазию, авторскую активность и самостоятельную творческую деятельность.
- Воспитательные: Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта. Художественно-эстетическое воспитание.
Задачи урока:
- выполнить творческую работу – эскиз декоративного натюрморта на основе зарисовок и их стилизации;
- передать необычность, красочность, самобытность декоративного натюрморта через создание декоративной композиции;
- Выполнить декоративный натюрморт в материале, гармоничный по цвету, в определенном колорите.
Оборудование для педагога:
- иллюстрации из альбомов, книг;
- наглядные пособия в виде поэтапного ведения работы «декоративный натюрморт»;
- работы из методического фонда, творческие работы преподавателя, учебные работы учащихся прошлых лет.
Оборудование для обучающихся:
- лист бумаги формат А3;
- карандаши;
- гуашь;
План урока.
- Организационная часть.
- Объяснение задач урока.
- Практическая работа.
- Просмотр работ учащихся, подведение итогов.
- Уборка кабинета.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а также правильность посадки учеников. Сообщить цели и задачи нового задания.
2. Объяснение задач урока.
Основные сведения о декоративном натюрморте:
Из уроков истории искусства мы с вами знаем, что натюрморт – один из наиболее широко известных жанров изобразительного искусства. Работы фламандских голландских художников XVI–XVII вв. открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран.
Декоративный натюрморт – не менее известный жанр создавался в конце 19 – начале 20 веков. Этот жанр подразумевает повышенное внимание к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Он наиболее показателен и многообразен в плане изучения предметов декоративной композиции. В нем работали большие мастера (А.Матисс, П.Пикассо, И.Машков, Н.Гончаров, А.Куприн и т.д.) Несмотря на то, что многие художники этой эпохи писали в разной манере, все их произведения можно в одинаковой степени считать декоративными. Взять хотя бы произведения известного художника-экспрессиониста Матисса, в которых автор сделал главное ударение на фактуру и цвет. Декоративность его великолепных натюрмортов не вызывает никакого сомнения. Повышенное внимание к цвету и его акцентирование характерно и для произведений Фалька, Кончаловского, Грабаря, Антиповой. Декоративный натюрморт, полностью соответствуют термину в изображениях простых геометрических форм на картинах яркого представителя кубизма Пабло Пикассо.
Представители кубизма (П.Пикассо, Ж.Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам. Не вызывает сомнения и декоративность работ Петрова-Водкина, который посредством натюрморта стремился передать зрителю сложные образы.
Характерная особенность, которой отличается декоративный натюрморт — это допустимость условного отображения реальных предметов, он не требует безоговорочного выполнения некоторых постановочных задач, таких, к примеру, как отображение материальности, пространства, формы. Весьма ограниченные требования предъявляются и к плановости изображения.
Из первоочередных задач произведений этого жанра следует отметить цветовую композицию, которая построена на монохромии, контрасте, нюансе. Ее главная цель — создание задуманного колорита. Декоративный натюрморт гуашью, акварелью или маслом — это акцент на красоту линии и контура изображенного предмета. Создание подобных произведений — это удивительный процесс стилизации формы предметов, их тона и цвета. Под стилизацией здесь подразумевается объединение предметов при помощи условных приемов. К ним относятся упрощение или усложнение форм и деталей, цвета, иногда наблюдается полный отказ от передачи объема изображаемых предметов. Но упрощение формы не означает сведение ее к примитивности, упущенные незначительные детали помогают подчеркнуть наиболее значимые качества изображаемого. Для усложнения формы обычно используются элементы декоративного орнамента. Автор имеет возможность стилизовать предмет на свое усмотрение, иногда используется прием значительного отхода от натуры. Более того, объемные формы — фрукты, цветы, вазы, кувшины — могут сохранять свои плавные реальные линии или же доходить до геометрических начертаний, тяготеющих к абстрактным изображениям.
Известные мастера живописи XIX–XX вв. широко использовали в своем творчестве декоративную стилизацию натюрморта. В современном изобразительном искусстве жанр стилизованного натюрморта характеризуется исключительно большим разнообразием стилей и художественных направлений. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов с различными предметами, составляющими определенную группу, применяются общие методы и приемы декоративной стилизации.
Специфичным требованием, для стилизованных натюрмортов (так же, как и для реалистических натюрмортов) является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Жанр декоративный натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации.
На сегодняшнем уроке мы будем с вами рисовать свой натюрморт – натюрморт по своему воображению, в этом нам помогут зарисовки разных натюрмортов, навыки стилизации, и знания цветоведения.
3. Практическая часть.
Прежде чем приступить к рисунку эскиза декоративного натюрморта, я предлагаю найти более выразительные зарисовки натюрмортов и определится с выбором их декоративного решения, выполнить несколько вариантов коротких упражнений стилизации натюрморта (форэскизов) Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Пространство мнимо, условно. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно «двигать» предметы в поисках наиболее удачной композиции.
Главное – организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были равномерно заполнены. Изучаем характерную форму предмета – чем он отличается от других. В построении каждого предмета необходимо увидеть силуэт. Эти основные характерные черты выделяем. Пытайтесь преобразовывать (стилизовать) предметы реальной действительности самостоятельно, так, как позволяет вам фантазия и воображение. Поощряются несколько вариантов декоративного решения форэскизов. Лучший отбирается для дальнейшей работы.
Этапы работы над декоративним натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаемся общих правил поэтапного ведения практической работы:
1-й этап.
Отобранный форэскиз переводим в эскиз, увеличив размер.
Работая над эскизом, вы осваиваете ряд приемов, использование которых, усиливает впечатление декоративности композиции натюрморта:
- Оверлеппинг (предметы перекрывают друг друга, просвечивают);
- Деление плоскости на части;
- Насыщение орнаментом;
- Дробление изображения;
- Введение постоянного модуля и фиксация его цветом.
Создавая декоративность в рисунке, изучаем:
- приемы плоскостного характера изображения;
- изменение размера;
- моделировку формы;
- совмещение проекций;
- обратную перспективу.
Выделяют доминанту: несколько предметов или один предмет по разным признакам:
- форме;
- размеру;
- местоположению.
Далее продолжаем работу непосредственно над стилизацией эскиза.
2-й этап.
Переводится эскиз на больший формат, детально прорабатываются предметы натюрморта и их силуэт.
Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией. Основным на этом этапе является законченность, когда не хочется ничего убавить, ни прибавить и не возникает желания «подвинуть» тот или иной предмет, когда все максимально гармонирует друг с другом.
3-й этап.
Цвет в декоративном натюрморте.
В процессе работы над колористическим решением натюрморта, подбираем цветовую палитру.
Определяемся с главенствующим цветовым акцентом в натюрморте, выбирая один – два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. Например: используя синий и фиолетовый цвет, в контраст им берём противоположные цвета желтый и оранжевый, для насыщенности добавляем черный, для светлости белый. При работе в теплой или холодной гамме используем темные и светлые цвета (тоновая растяжка), важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом. На этом этапе используем знания и упражнения по цветоведению.
Декоративный натюрморт должен иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить ваш авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Основной задачей цвета в композиции натюрморта является передача эмоциональных состояний и настроений.
Подобранные вами цветовые сочетания в натюрморте должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в вашей душе.
В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуманным).
4-й этап.
Завершающий этап — украшение натюрморта, с учетом особенности декоративного узора, орнамента, фактуры, что в конечном итоге способствует более яркому, выразительному выполнению натюрморта, далее используем контур, который эффектно подчеркивает силуэт предметов.
Просмотр работ учащихся.
В конце урока организовать просмотр работ (проводится краткий анализ).
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим
критериям:
- Творческая работа над натюрмортом.
- Композиция в листе.
- Колористическое решение натюрморта.
Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места. Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.