Как составить деловое описание 6 класс

Урок
развития речи в 6 классе

Лицевая Ю.Н,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская СОШ

Рыбинский район

Ярославская область

Тема: Описание деловое и художественное

Тип урока: изучение нового материала с
использованием приемов технологии критического мышления

Цели урока:

•        изучить виды описаний и их
языковые особенности;

•        научиться объяснять особенности
каждого из видов описаний;

•        использовать полученные знания на
практике;

•        способствовать выработке у
учащихся умения обобщать изученное;

•        активизировать сознательную
деятельность учащихся.

Ход
урока

Актуализация
знаний (5 мин.)

 Чтобы узнать о каком типе речи пойдёт
сегодня речь на уроке, вам нужно отгадать загадку.

Я тип речи замечательный

Умный, добрый и внимательный.

Расскажу вам о любом предмете.

О его форме, качестве и цвете. (описание)

 А что мы знаем об описании?

Запишем в таблице ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает
на вопрос какой?

Можно
сделать одну фотографию

Рассказывает
о признаках предмета

1.     Виды
описания.

2.    
Чем
отличаются друг от друга.

 Как вы думаете, мы с вами всё знаем об
описании? (Нет)

Перед  вами   текст.   Прочитайте. Определите  
тип  речи.

СПРАВКА

выдана  Ивановой
Тамаре Петровне, проживающему по адресу:  Ярославская  область, Рыбинский 
район, п. Каменники ул. Школьная д.2 кв. 43 , в том, что у нее  действительно
имеется подсобное хозяйство: петух и десять кур-несушек.

Петух:  длина – 66
см,  вес- 1250г.  Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне,
черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней
стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья
чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.

Основание —
похозяйственная книга  Каменниковского сельсовета №  75.

Справка выдана для
представления в отдел полиции «Волжский»

Глава 
Каменниковской сельской  администрации                                               
Ю.А. Чистяков

  Как вы определили,  что это описание?
(Говорится о признаках петуха). А почему описание дано в такой интересной
форме?

Значит, описание может быть дано в разных
видах.  Что же мы сегодня должны узнать на уроке?

(Какие бывают виды описания).  Заполним
вторую колонку в нашей таблице.

 Какая тема урока ?  Виды описания:

Открытие
нового знания (15 мин.)

Сейчас   вы поработаете  с текстом в паре
и заполните сравнительную таблицу.

Задание на  листах.

1.     Сравните
два текста по плану, результаты запишите в таблицу.

1.     О
чём текст?

2.     Цель
текста.

3.     Какими
словами и словосочетаниями  описан кабинет? Выпишите 3-4 слова примера.

4.     Где
может встретиться данный текст?

1.     Для
кабинета русского языка должна быть отведена классная  комната площадью 50 кв.
м.

2.     В
кабинете допускаются разные варианты планировки мебели: трёхрядная расстановка,
расположение  столов полукругом, расположение столов  буквой «П» ( в
зависимости от выбранной формы работы)

3.     В
конце кабинета должно быть предусмотрено 2 рабочих места для работы с
компьютером.

4.     Вдоль
задней стенки должны размещаться секционные шкафы для хранения учебного
оборудования.

5.     На
передней стене должна быть расположена классная доска, подвесной экран, часть
постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора подведена антенна.

Ванваныч
ходил в четвёртый класс. Школа размещалась в двухэтажном здании из тёмных брёвен.
Их класс был на первом этаже. Он был просторный, светлый.  На стенах висели
различные  иллюстрации к сказкам.  Всем ребятам было уютно в таком классе.
Посредине  класса до самого потолка вздымалась кирпичная печь, напоминающая
высокого богатыря. Парты размещались вокруг этой печи, а девятнадцатилетняя
учительница, Нина Афанасьевна, то и дело поднималась из-за своего стола и
обходила печь, чтобы никого не потерять из виду. Когда она выводила что-нибудь
на классной доске, многим приходилось выскакивать из-за печки, чтобы правильно
списать.  Ванваныча это нисколько не обременяло. Московская школа была слишком
аккуратная, чтобы походить на жизнь. А в этом сказке было столько притягательного,
что хотелось в ней купаться.

 Сравнительная 
таблица

Параметры

сравнения

Кабинет

Тема

Кабинет

Описать
кабинета

Цель

Описать
класс

Площадь
50 кв. м, планировка мебели, 2 рабочих места для работы с компьютером,
секционные шкафы для учебного оборудования, подвесной экран

Слова для описания

Здание
из тёмных брёвен, просторный светлый, печь, напоминающая высокого богатыря,
было уютно, сказка

В
официальных или деловых бумагах

Где можно встретить такой

текст?

В
произведениях худож. литературы

Какое из описаний
более сухое, чёткое, а какое более красочное, передающее эмоции)

Как  бы вы назвали
эти 2 типа описания?  (Вписываем в сравнительную таблицу названия)

Дописываем тему
урока.

Давайте проверим
наши предположения по учебнику с. 146-147.

Применение
нового знания на практике(15 мин.)

А теперь я предлагаю
вам  побывать в роли редакторов и использовать полученные знания для
составления двух видов описания.

Вставьте
в пропуски подходящие по смыслу слова.  Не забывайте о видах  описания.

1.      У
меня есть котёнок сиамской породы. Его зовут Кузя.  Ему нет ещё и двух месяцев.
Он очень_________________. Шерсть у него _________
________,_______________,_____________, ___________________ цвета с едва
заметными ____________________ полосочками. На грудке шёрстка  светлее, как
будто на нём _________________________ фартучек.

У
моего любимца большие и очень______________ _________ глаза.  В темноте глазки
светятся  как два ________________________.

Носик
у котёнка __________________________. Ушки _________________________ с
тёмно-коричневой каймой.

На
лапках у Кузи маленькие _________________________ перчаточки, из которых
высовываются крошечные очень____________________________ коготки. У Котёнка
_____________ хвостик.

Если
Кузя хочет спать, он капризничает, как ______________________.

2.Объявление

Пропал
котёнок____________________ породы.  Зовут______________.
Шерсть________________цвета с _____________ полосками. На грудке ___________
фартучек. На лапках______________________________ перчаточки. 
Хвост__________________________.

Нашедшего
просьба вернуть за вознаграждение. Обращаться по телефону: 23-25-75

Ребята
зачитывают получившиеся варианты текстов. Какой текст художественное описание,
а какой — деловое? Как вы определили?

Итог
урока. Рефлексия.  (7мин.)

 Давайте составим синквейн о
художественном виде описания.

Художественное
описание

Запоминающееся,
эмоциональное

Рисует,
рассказывает, оценивает

Создаёт
яркий образ предмета.

Красивая
картинка

Итак, обратимся к нашей таблице ЗХУ и
посмотрим, что мы хотели узнать на уроке. Всё ли мы узнали? Третью колонку вы
заполните дома.  Подчеркните тему урока  соответствующим цветом.

Домашнее задание.
Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ, составить синквейн о деловом описании

                        Урок развития речи в 6 классе

                          Официально-деловой стиль

Цели:

познакомить с понятием “деловой стиль”, с особенностями этого стиля; 

воспитывать внимательное отношение к слову;

— формирование внутригрупповой коммуникации;

— воспитание культуры здоровья.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.А.Львов, М.С.Соловейчик, Н.Н. Сергеева, Т.С.Тронина раздаточный материал (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки), презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: терминологический словарный самодиктант “Стили и типы речи” с последующей самопроверкой. Слайд № 2.

(Художественный, разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили, рассуждение, повествование, описание).

3. Повторение.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторим, что такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального). Слайд № 3.

— По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

— На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле. Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой стиль, какова сфера его употребления. Слайд № 4. Это официальная обстановка, деловые отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт, что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. Слайд № 5.

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт или право на что-либо.

— С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики. (Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр.85-86.

Слайд № 6. Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, законодательные документы

Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать рекомендации).

1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового материала.

2. Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3. Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция? Слайд № 7.

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Слайд № 8. Анализ текста. Чтение, определение стиля текста раздаточного материала с обоснованием ответа.

— Определите задачу автора.

— Отметьте языковые особенности.

— Сделайте вывод о стиле данного текста.

— Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по аналогии”.

Задание: составить для малышей памятку “Правила эвакуации из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала “Тревога” организованно выйдите из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Что нового о стилях мы узнали на уроке?

— Какой стиль мы называем деловым?

— Какова сфера его употребления?

— Каково назначение инструкций?

— Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы? Слайд № 9.

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Слайд № 10. Памятка пешеходу о ПДД “Как правильно переходить улицу”.

Список использованной литературы:

М.М.Разумовская. Русский язык. 6 класс — М.: «Дрофа», 2008.

  1. Представьте себе, что вы всем классом готовите сборник под названием «Сорок подвижных игр». Как вы думаете, годится ли для него приведённый далее текст с описанием игры? Какого он стиля? Найдите в нём наиболее яркие языковые приметы этого стиля.
    Здравствуй, Наташа! Пишу тебе из туристического лагеря. Знаешь, я здесь такой интересной игре научилась, просто прелесть! Сейчас я тебе расскажу. Значит, так. Сначала нужно начертить круг, не очень большой, но и не маленький (метра три диаметром). Становишься в круг и сгибаешь правую ногу. Да, чуть не забыла. Обязательно нужно обхватить правой рукой согнутую ногу, а другую руку убрать за спину. Теперь главное. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть своего противника из крута. Ты победишь и в том случае, если он не удержится и станет на обе ноги. Ну как, понятно? Не забывай, пиши. До свидания.
    Ира.
  2. На основе данного текста составьте деловое описание этой игры, которое подошло бы для сборника «Подвижные игры».

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §19. Характеристика делового стиля. Упражнение №197

Решение

  1. Данный текст не годится для сборника игр, потому что относится к разговорному стилю. В нем есть яркие эмоциональные фразы: интересная игра, просто прелесть, значит, так, чуть не забыла, ну как, понятно.
  2. ИГРА «ОСТАНЬСЯ В КРУГЕ»
    Начертить на земле круг диаметром три метра. В круг становятся два человека. Каждый сгибает правую ногу, обхватив её правой рукой. Левую руку убирают за спину. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть своего противника из круга. Победителем становится тот, кто заставляет своего
    противника встать на обе ноги или выйти за круг.

Парта — предмет школьной мебели, письменный стол, объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников.
Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребенка. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепежных элементов, поэтому не причинит повреждений ребенку.
Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребенку не сложно ею пользоваться, а взрослому — обслуживать. Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты
Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и
чтения.
Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата 28.12.2015
Формат doc
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 6 классе

Лицевая Ю.Н,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская СОШ

Рыбинский район

Ярославская область

Тема: Описание деловое и художественное

Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии критического мышления

Цели урока:

• изучить виды описаний и их языковые особенности;

• научиться объяснять особенности каждого из видов описаний;

• использовать полученные знания на практике;

• способствовать выработке у учащихся умения обобщать изученное;

• активизировать сознательную деятельность учащихся.

Ход урока

Актуализация знаний (5 мин.)

Чтобы узнать о каком типе речи пойдёт сегодня речь на уроке, вам нужно отгадать загадку.

Я тип речи замечательный

Умный, добрый и внимательный.

Расскажу вам о любом предмете.

О его форме, качестве и цвете. (описание)

А что мы знаем об описании?

Запишем в таблице ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопрос какой?

Можно сделать одну фотографию

Рассказывает о признаках предмета

  1. Виды описания.

  2. Чем отличаются друг от друга.

Как вы думаете, мы с вами всё знаем об описании? (Нет)

Перед вами текст. Прочитайте. Определите тип речи.

СПРАВКА

выдана Ивановой Тамаре Петровне, проживающему по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, п. Каменники ул. Школьная д.2 кв. 43 , в том, что у нее действительно имеется подсобное хозяйство: петух и десять кур-несушек.

Петух: длина — 66 см, вес- 1250г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.

Основание — похозяйственная книга Каменниковского сельсовета № 75.

Справка выдана для представления в отдел полиции «Волжский»

Глава Каменниковской сельской администрации Ю.А. Чистяков

Как вы определили, что это описание? (Говорится о признаках петуха). А почему описание дано в такой интересной форме?

Значит, описание может быть дано в разных видах. Что же мы сегодня должны узнать на уроке?

(Какие бывают виды описания). Заполним вторую колонку в нашей таблице.

Какая тема урока ? Виды описания:

Открытие нового знания (15 мин.)

Сейчас вы поработаете с текстом в паре и заполните сравнительную таблицу.

Задание на листах.

  1. Сравните два текста по плану, результаты запишите в таблицу.

  1. О чём текст?

  2. Цель текста.

  3. Какими словами и словосочетаниями описан кабинет? Выпишите 3-4 слова примера.

  4. Где может встретиться данный текст?

  1. Для кабинета русского языка должна быть отведена классная комната площадью 50 кв. м.

  2. В кабинете допускаются разные варианты планировки мебели: трёхрядная расстановка, расположение столов полукругом, расположение столов буквой «П» ( в зависимости от выбранной формы работы)

  3. В конце кабинета должно быть предусмотрено 2 рабочих места для работы с компьютером.

  4. Вдоль задней стенки должны размещаться секционные шкафы для хранения учебного оборудования.

  5. На передней стене должна быть расположена классная доска, подвесной экран, часть постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора подведена антенна.

Ванваныч ходил в четвёртый класс. Школа размещалась в двухэтажном здании из тёмных брёвен. Их класс был на первом этаже. Он был просторный, светлый. На стенах висели различные иллюстрации к сказкам. Всем ребятам было уютно в таком классе. Посредине класса до самого потолка вздымалась кирпичная печь, напоминающая высокого богатыря. Парты размещались вокруг этой печи, а девятнадцатилетняя учительница, Нина Афанасьевна, то и дело поднималась из-за своего стола и обходила печь, чтобы никого не потерять из виду. Когда она выводила что-нибудь на классной доске, многим приходилось выскакивать из-за печки, чтобы правильно списать. Ванваныча это нисколько не обременяло. Московская школа была слишком аккуратная, чтобы походить на жизнь. А в этом сказке было столько притягательного, что хотелось в ней купаться.

Сравнительная таблица

Параметры

сравнения

Кабинет

Тема

Кабинет

Описать кабинета

Цель

Описать класс

Площадь 50 кв. м, планировка мебели, 2 рабочих места для работы с компьютером, секционные шкафы для учебного оборудования, подвесной экран

Слова для описания

Здание из тёмных брёвен, просторный светлый, печь, напоминающая высокого богатыря, было уютно, сказка

В официальных или деловых бумагах

Где можно встретить такой

текст?

В произведениях худож. литературы

Какое из описаний более сухое, чёткое, а какое более красочное, передающее эмоции)

Как бы вы назвали эти 2 типа описания? (Вписываем в сравнительную таблицу названия)

Дописываем тему урока.

Давайте проверим наши предположения по учебнику с. 146-147.

Применение нового знания на практике(15 мин.)

А теперь я предлагаю вам побывать в роли редакторов и использовать полученные знания для составления двух видов описания.

Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова. Не забывайте о видах описания.

  1. У меня есть котёнок сиамской породы. Его зовут Кузя. Ему нет ещё и двух месяцев. Он очень_________________. Шерсть у него _________ ________,_______________,_____________, ___________________ цвета с едва заметными ____________________ полосочками. На грудке шёрстка светлее, как будто на нём _________________________ фартучек.

У моего любимца большие и очень______________ _________ глаза. В темноте глазки светятся как два ________________________.

Носик у котёнка __________________________. Ушки _________________________ с тёмно-коричневой каймой.

На лапках у Кузи маленькие _________________________ перчаточки, из которых высовываются крошечные очень____________________________ коготки. У Котёнка _____________ хвостик.

Если Кузя хочет спать, он капризничает, как ______________________.

2.Объявление

Пропал котёнок____________________ породы. Зовут______________. Шерсть________________цвета с _____________ полосками. На грудке ___________ фартучек. На лапках______________________________ перчаточки. Хвост__________________________.

Нашедшего просьба вернуть за вознаграждение. Обращаться по телефону: 23-25-75

Ребята зачитывают получившиеся варианты текстов. Какой текст художественное описание, а какой — деловое? Как вы определили?

Итог урока. Рефлексия. (7мин.)

Давайте составим синквейн о художественном виде описания.

Художественное описание

Запоминающееся, эмоциональное

Рисует, рассказывает, оценивает

Создаёт яркий образ предмета.

Красивая картинка

Итак, обратимся к нашей таблице ЗХУ и посмотрим, что мы хотели узнать на уроке. Всё ли мы узнали? Третью колонку вы заполните дома. Подчеркните тему урока соответствующим цветом.

Домашнее задание. Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ, составить синквейн о деловом описании

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Торчит крестец как исправить
  • Кривой карбюратор как исправить
  • Как составить прогноз роста доходов
  • Как найти нахождение посылки
  • Как найти площадь четырехугольника через вершины