Слайд 1
Как писать деловое письмо? Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3 им. Г.В. Зимина» Паршина Лилия Алексеевна
Слайд 2
Деловое письмо – это служебное послание в виде официального документа, в форме предложений, просьб, поручений т.д. в письменном виде.
Слайд 3
Административная Коммерческая Судебная Личная Сфера применения деловых писем:
Слайд 4
Информативные Письма — просьбы и предложения Письма — требования и претензии Письма — ответы Письма — обязательства и гарантии В зависимости от назначения, письма делятся на
Слайд 5
Письмо-сообщение — письмо, которым информируется о каких-либо событиях, фактах. Например: Сообщаем Вам, что по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» замечаний и предложений не имеем. Информативные письма
Слайд 6
Письмо-извещение — письмо, информирующее о публичных мероприятиях (совещаниях, семинарах, выставках, конференциях и т. п.); Например : 18 апреля 2010 г. в 11.30 по московскому времени Администрация Пермского края проводит совещание о проведении противопаводковых мероприятий. Совещание состоится в зале Администрации.
Слайд 7
Рекламное письмо — письмо, предлагающее товары или услуги для повышения спроса на них. Например : Наша компания предоставляет услуги по установке, настройке и обслуживанию серверов доступа в Интернет. Стоимость установки и конфигурации сервера составляет 10 500 руб. Срок гарантийного обслуживания — один год. Сервер доступа в Интернет, устанавливаемый специалистами компании РосТелеком , позволяет значительно сэкономить на расходах за доступ в Сеть. Получить подробную информацию и сделать заказ вы можете по телефону 8-499-127-34-88. Специалисты компании РосТелеком готовы ответить на любые ваши вопросы.
Слайд 8
Письмо-просьба — письмо, цель которого получение информации, необходимой организации-автору. Письмо-просьба всегда требует письма-ответа. Например : В связи с подготовкой рекламной кампании обуви «Весна — Лето 2011», запланированной на период с декабря 2010 г. по июнь 2011 г., просим Вас сообщить о возможности проведения вашей компанией исследования известности в Москве и 2-3 региональных центрах России, на ваш выбор, торговых марок обуви Monarch , Kaiser , Gabor . Письма-просьбы и предложения
Слайд 9
Письмо-предложение — письмо с предложением сотрудничества (в коммерческой деятельности — товаров, услуг) . Например : Предлагаем Вам мытье любых видов наружного остекления, фасадов зданий и витрин с применением новой экономичной технологии телескопических штанг. Стоимость мытья 1 кв. м поверхности — 15 руб. Работы выполняются на объектах, расположенных в Москве и ближнем Подмосковье. Работы проводятся на высоте до 25 м с использованием специального метода очистки на основе деминерализованной воды без применения химических моющих средств. Заявки выполняются в течение суток, возможна оплата по факту.
Слайд 10
Письмо-заказ — письмо, представляющее собой предложение покупателя заключить сделку с указанием ее конкретных условий. Письмо-заказ может быть ответом на коммерческое предложение. Например: Просим поставить нашей фирме электроусилители RASTOR-200 в количестве 2 шт. в течение мая — июня 2010 г. Оплата в полном объеме будет произведена после выставления вашей стороной счета в течение 3 дней с даты отгрузки товара.
Слайд 11
Письмо-требование — письмо, цель которого — заставить адресата выполнить взятые на себя обязательства. Например : Согласно договору подряда от 12.05.2009 № 89/43дп ваша фирма взяла на себя обязательства по ремонту здания по ул. Якиманка, 15, однако в настоящее время наблюдается значительное отставание от графика работ (приложение 3 к договору). Несмотря на неоднократные напоминания о необходимости соблюдения графика работ, до сих пор наблюдается серьезное отставание от установленных сроков. Требуем срочно принять меры по выполнению работ, определенных договором, в противном случае согласно пункту 8.1 договора вам будут предъявлены штрафные санкции. Письма-требования и претензии
Слайд 12
Письмо-согласие — письмо, являющееся положительным ответом на просьбу, запрос или предложение. Например : Сообщаем Вам, что готовы принять делегацию представителей вашего предприятия и ознакомить их работой САП «Нефтеперерабатывающий комплекс’. Наиболее приемлемое время для визита — период с 15 по 30 апреля этого года. Просим сообщить точное количество участников и их фамилии для бронирования мест в гостинице. Письма-ответы
Слайд 13
Письмо-отказ — письмо, в котором дается отрицательный ответ на письмо-просьбу или письмо-запрос. Например : В связи с тем, что более 200 номеров нашей гостиницы уже забронированы администрацией города для участников Международного информационного конгресса, который состоится 10-12 октября этого года, вынуждены отказать Вам в бронировании мест для вашей компании. Предлагаем обратиться в Парк-отель «Высокогорье».
Слайд 14
Рекомендательное письмо — письмо, автор которого дает характеристику другому лицу с целью устройства на работу, обучение и др . Например : Савченко Инна Савельевна занимала в нашей издательской компании должность руководителя отдела маркетинга и распространения. Она зарекомендовала себя как инициативный сотрудник, обладающий организаторскими способностями. Через год после ее прихода в компанию тираж издания увеличился на 20%, была разработана и внедрена новая система распространения издания в регионах. Благодаря ее усилиям у издания появились новые партнеры и рекламодатели. Особо хочется отметить ее надежность, умение находить решения в сложных обстоятельствах, а также нацеленность на достижение результата. Письма-обязательства и гарантии
Слайд 15
Деловые письма Информативные: Письмо-сообщение Письмо-извещение Рекламное письмо Письмо-обязательство и гарантия: рекомендательное письмо Письмо-просьба и предложение : Письмо-просьба Письмо-предложение Письмо-заказ Письмо- ответ: Письмо-согласие Письмо-отказ Письмо-требование и претензия: Письмо-требование
Слайд 16
адресат (названии компании, учреждения, ФИО главы или директора) дата ссылка на дату документа-запроса, если письмо является ответом заголовок к тексту обращение текст возможно отметка о наличии приложения подпись фамилия и телефон исполнителя Правила оформления деловых писем
Слайд 18
Список используемых источников: http:// www.seun.ru www.sekretariat.ru www.edou.ru
Учимся писать деловое письмо
Разработка урока русского языка в 8 классе
учителя русского языка и литературы I категории
МБОУ СОШ №84 п. Сеятель
Колесниковой Анжелики Николаевны
Цели урока :
Задачи урока:
Учебные задачи:
- развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей;
- соблюдение стилевого единства письма;
- умение выделять смысловые части письма.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи;
- формировать уважительное отношение к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Развивающие задачи:
- развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
- Познакомить обучающихся с особенностями делового письма;
- Формировать и развивать умение писать письма;
- формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности;
- расширять словарный запас и работать над смысловым значением слов.
Официально-деловой стиль
Цель
Сфера применения (использования )
Информация
Особенности стиля
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Жанры
Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
Лексика
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, деловое письмо, инструкция, протокол, заявление
В соответствии с поста-
новлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
Словарная работа
- т е л е факс,
- факс-м о д е м,
- электро нн ая почта,
- п е йджер.
Классификации деловых писем
- — письмо-просьба;
- — письмо-запрос;
- — письмо-подтверждение;
- — гарантийное письмо;
- — рекламационное письмо;
- — письмо-напоминание и др.
Классификация деловых писем
Памятка по составлению делового письма
1. В правом верхнем углу – название организации – адресата, фамилия, имя, отчество руководителя (адресата)
2. Обращение к адресату
3. Изложение основного содержания: суть проблемы, система доказательств, предложения
4. Выражение признательности
5. Дата
6. Подпись
Структура текста делового письма
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
Пример делового письма
Проверяем себя
Благодарственное письмо
Благодарственные письма все активнее входят в практику делового общения. Благодарят за предложение, за своевременный ответ, за участие в мероприятии, за качественно выполненную работу.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему «Р.Р. Составление делового письма»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
- Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Составитель: Хавлина Надежда Сергеевна
Составление делового письма -
2 слайд
Виды деловых бумаг
-
3 слайд
Соедините определение и его название
Деловая бумага, в которой правдиво и убедительно объясняются причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка.
Документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь.
Документ, которым человек доверяет кому-то действовать вместо себя: получить деньги, посылку, какие-то ценности.
Деловая бумага, из которой мы узнаём что, где и когда происходит.
объявление;
объяснительная;
автобиография;
доверенность. -
4 слайд
Опрос
Что называется «доверенностью»?
Где вам может понадобиться доверенность?
Дайте определение деловой бумаги «Объяснительная записка».
В каких случаях она может вам пригодиться? Почему очень важно уметь писать объяснительные?
Что называется «автобиографией»?
Когда вы будете её писать?
Что можно узнать из объявления?
Может ли в жизни пригодиться такое умение? -
5 слайд
План написания объявления
Название деловой бумаги.
Дата, время и место проведения.
Дополнительные сведения.
Ответственный за проведение мероприятия. -
6 слайд
Работа в классе. Задание: написать объявление, используя план, данные предложения и словосочетания (написать в классной работе и прислать).
Отъезд в 8 часов 30 минут. Участникам экскурсии иметь запас еды. Объявление. Ответственный Поветкин Илья.
15 октября; проводится сбор отъезжающих на экскурсию за город; в 8 часов; в актовом зале. -
7 слайд
Автобиография
Я, Иванов Сергей Петрович, родился 3 июня 1985 года в Москве солнечным деньком. Мой отец, Иванов Пётр Алексеевич, очень ответственный человек, работает водителем автобуса. Мать, Иванова Ирина Петровна, очень душевная женщина, работает медицинской сестрой в детской больнице.
В 1992 году я поступил в школу № 45, с удовольствием там учился и закончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра. Учил меня профессии Смирнов Т.Ф.
Мой адрес : г. Амурск, ул. Центральная, д.7, кв. 65. второй подъезд, пятый этаж.10.09.2014 г. С. Иванов.
-
8 слайд
Автобиография
Я, Иванов Сергей Петрович, родился 3 июня 1985 года в Москве солнечным деньком. Мой отец, Иванов Пётр Алексеевич, очень ответственный человек, работает водителем автобуса. Мать, Иванова Ирина Петровна, очень душевная женщина, работает медицинской сестрой в детской больнице.
В 1992 году я поступил в школу № 45, с удовольствием там учился и закончил окончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра. Учил меня профессии Смирнов Т.Ф.
Мой адрес : г. Амурск, ул. Центральная, д.7, кв. 65. второй подъезд, пятый этаж.10.09.2014 г. С. Иванов.
-
-
10 слайд
Элементы заявления
Наименование должностного лица, к которому обращаются с просьбой. (в Д.п., этот элемент пишется с середины строки).
ФИО заявителя в Р.п., должность, иногда указывается адрес заявителя.
Наименование документа (пишется посередине строки с маленькой буквы и ставится точка – предложение закончилось).
Изложение просьбы (пишется с новой строки).
Подпись (справа), число (слева). -
11 слайд
Задание: составить заявление о приёме в ПУ-12. (написать в классной работе и прислать)
ФИО директора ПУ-12, специальности для учащихся нашей школы: Директору ПУ -12 Муратовой В.В.
специальность: штукатур – маляр – плиточник;
плотник – столяр – стекольщик.
Текст просьбы: Прошу принять меня в училище на обучение по специальности… -
-
13 слайд
Д/з: 1. Написать заявление директору школы,
просьба – на усмотрение учащихся.
2. Написать автобиографию.P.S: работу сфотографировать и прислать мне на почту khavlinans@yandex.ru (вместе с классной работой).
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 266 073 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Скачать материал
-
07.04.2020
1065
-
PPTX
819.2 кбайт -
148
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Хавлина Надежда Сергеевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 17
- Всего просмотров: 53549
-
Всего материалов:
60
Урок в 8 классе
Составление делового письма
Тип урока: развитие речи
Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений составлять деловое письмо, использовать обращение, учитывая адресата и цель делового письма, соблюдать официально – деловой стиль.
Планируемые результаты
— предметные: учащиеся имеют представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, роли родного языка в жизни человека и общества; владеют всеми видами речевой деятельности (понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки текста; способны грамотно излагать мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста – логичность, последовательность, связность, соответствия теме; выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о русском языке;
— метапредметные: познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на тему; способны грамотно излагать мысли; используют родной язык как средство получения знаний по другим предметам; регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий; коммуникативные – осуществляют коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;
— личностные: стремятся к речевому самоусовершенствованию, понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей, имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; проявляют способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, ИКТ – технологии.
Организационная структура урока
-
Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
— Сейчас очень остро стоит вопрос оценки деловых качеств человека, которая находится в прямой зависимости от умения подготавливать разного рода документы и материалы. Впрочем, так было всегда. Узнайте литературного героя, автора и его произведение.
Читается отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель» (со слов «Один директор, будучи добрый человек…» до слов «С тех пор оставили его навсегда переписывать.»
— Скажите, какого навыка ему не хватало? Именно поэтому мы сегодня будем учиться составлять деловое письмо.
-
Актуализация опорных знаний.
— Акакий Акакиевич занимался деловыми письмами. К какому жанру относится письмо? (эпистолярному)
— Какие обязательные элементы должно содержать письмо? (Обращение к адресату, адресант – как называются такие слова; словарная работа со справочниками: Толковый словарь и словарь паронимов).
— Вспомните, в каких произведениях русской литературы герои писали письма? Какие это были письма?
— Должно ли деловое письмо отличаться от дружеского?
Учитель зачитывает письмо старшего Гринева к генералу («Я подал ему письмо от батюшки» до слов «Что такое «дершать в ешовых рукавицах»?)
— Можно ли это письмо назвать чисто деловым? Чего ему не хватает, чтобы стать действительно деловым? К какому стилю оно должно относиться?
Проверка предварительного домашнего задания.
Дома вы вспоминали признаки официально – делового стиля. Каковы они?
Сфера употребления: государственные, правовые, дипломатические отношения, служебная, производственная, деловая сферы.
Основные черты: логичность, точность, краткость, неэмоциональность, стандартизированность, нейтральный тон и неличный характер изложения (замена местоимений «я», «он» на «мы», «вы»; страдательные конструкции: вместо «выполним» — «нами будет выполнено», «Вами предложено» и т.д.).
— Что означает термин «стандартизированность», или «клишированность»? (использование готовых штампов, трафаретов, словесных формул, в частой повторяемости одних и тех же слов).
— Что составляет лексику официально – делового стиля? (слова – наименования лиц по действию, состоянию: гражданин, ответчик, вкладчик; собирательные существительные: выборы, граждане; слова — названия документов: закон, объяснение, поручение, доверенность; сложносокращенные слова: Минфин, технадзор; канцеляризмы: поручитель, нижеподписавшиеся, вышеизложенное).
— Что из перечисленного мной можно отнести к деловому общению?
Заявление, автобиография, характеристика, протокол, эпиграмма, доверенность, романтическое послание, объяснительная записка, приветствие, поздравление, апелляция).
Работа со словарем.
Словарная и стилистическая работа
— Мы упомянули о том, что деловая переписка должна быть выполнена в определенном стиле, для нее характерны определенные клише.
На интерактивной доске
А) В предложенных парах укажите те слова и словосочетания, использование которых характерно для деловых бумаг (стилистические нормы)
Помочь (оказать помощь)
Реконструировать (осуществить реконструкцию)
Проконтролировать (обеспечить контроль)
Содействовать (оказать содействие)
Ошибиться (совершить ошибку)
— Деловые письма делятся на подвиды: письмо-просьба, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-приглашение.
Послушайте известное вам письмо генерала к капитану Миронову, коменданту Белогорской крепости (письмо на доске). К какому виду делового письма его можно отнести?
Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.
По секрету.
Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».
— Есть ли в письме генерала нарушение норм деловой переписки?
(по секрету, эмоционально – оценочные слова)
— Какие слова соответствуют цели деловой переписки?
— Какие слова вы написали бы сейчас по – другому? (Вы – с заглавной буквы)
— Какие слова мы бы сейчас не употребили? Почему? (устаревшие – архаизмы)
Б) — В деловых бумагах важно не только придерживаться официально – делового стиля, но и соблюдать грамматические нормы.
Употребите в правильной падежной форме подходящие по смыслу существительные при следующих глаголах:
Отчитаться…
Сделать отчет…
Различать…
Отличать…
Препятствовать…
Опираться…
Базироваться…
Основываться…
Оплатить…
Заплатить…
В) – Безграмотно написанная деловая бумага не вызовет доверия у делового партнера, поэтому орфографические и грамматические нормы обязательны для соблюдения.
Вставьте пропущенные буквы (орфографические и грамматические нормы)
По прибыт… на совещание, по предъявлени… документа, по истечени… срока, по возвращени… из командировки, по приезд… в город, (в)продолжен… периода, (в) течени… года, (в)следстви… задержки, (в)виду обстоятельств.
4) Подготовка к написанию делового письма.
Задание для 1 группы.
— Ни одно письмо не обходится без обращений. Вспомните, как они оформляются на письме и приведите примеры деловых обращений.
Задание для 2 группы
Подберите к предложенным архаичным словам и оборотам эквиваленты современного делового языка.
При сем направляем, означенный, вышепоименованный, сего года, уведомлять, на предмет рассмотрения, незамедлительно.
Задание для 3 группы
Закончите фразы делового письма.
— Сообщаем, что…
— Просим оказать содействие…
— Доводим до Вашего сведения…
— Приглашаем принять участие…
5) Составление делового письма.
На доске трафарет делового письма-благодарности.
Директору
Кашинского краеведческого музея
Иванову В.Ф.
Уважаемый Василий Федорович!
Благодарим Вас за присланную информацию для «Справочника муниципальных архивов» и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Директор информационного центра «Содружество» М. Ю. Соколов.
Используя его, выполните следующую работу.
Задание для 1 группы
Отредактируйте деловое письмо, изменив в нем несвойственные официально – деловому стилю обороты и исправив ошибки.
Директору МОУ СОШ №13
Симонову М.И.
Дорогой Михаил Игоревич!
Мы с большой радостью приглашаем вас на замечательное торжество посвященное такому грандиозному событию, как наш выпускной вечер. Надеемся, что вы с воодушевлением воспримите это приглашение.
Выпускники 2016 года.
Задание для 2 группы
Напишите письмо учителю, содержащее приглашение на торжественный вечер в школе.
Задание для 3 группы
Напишите письмо, в котором вы просите местный краеведческий музей оказать содействие в сборе материала для создания выставки по истории гимназии.
Справочные материалы, необходимые для выполнения работ высвечиваются на доске (образец письма, обороты)
6) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Испытывали ли вы затруднения при выполнении работы? Как вы думаете, почему?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание (дифференцированное): напишите деловое письмо, которое 1) приглашает выпускников на вечер празднования 45 –летия гимназии; 2) содержит просьбу о содействии в подготовке празднования 45 – летия гимназии; 3) доводит до сведения, что вечер празднования переносится с сентября на ноябрь.
Технологии: проблемное обучение, ИКТ – технологии.
Образовательные ресурсы: толковый словарь С. И. Ожегова
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые способы деятельности, результаты |
1.Организационный момент |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, эмоциональный и психологический настрой на урок. |
Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования, настраиваются на урок. |
Владеют навыками саморегуляции, самоорганизации, организации рабочего места. |
2.Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. |
Что такое письмо? Часто ли вы пишете письма? Какие бывают письма? Чем отличается деловое письмо от дружеского? Узнайте литературного героя, автора и его произведение. Читает отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель» (со слов «Один директор, будучи добрый человек…» до слов «С тех пор оставили его навсегда переписывать». — Скажите, какого навыка ему не хватало? Именно поэтому мы сегодня будем учиться составлять деловое письмо. |
Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Осознают затруднение. |
Формулируют ответы на поставленные вопросы. Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного сообщения, способны грамотно излагать мысли в устной форме; регулятивные- определяют цели деятельности; личностные- понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей, проявляют способности к самооценке. |
3.Работа с толковым словарем. Активизация опорных знаний. |
Организует словарную работу со словом «эпистолярный». Дополняет ответы учеников. |
Выясняют значение слова «эпистолярный» по толковому словарю. |
Познавательные — владеют навыками работы со справочной литературой, регулятивные определяют последовательность действий, коммуникативные – взаимодействуют в процессе речевого общения, совместного выполнения задачи. |
4.Подготовка к написанию делового письма. Освоение новых знаний. |
Письма имели классификацию и подразделялись на пригласительные, рекомендательные, извинительные, поздравительные, просительные, благодарственные. Вот образцы подобных писем. На основе упражнений напоминает о том, что обращения употребляются в разных стилях речи, заостряет внимание на оформлении обращения в деловом письме. Дает задание выполнить упражнение на доске. |
Слушают. Самостоятельно знакомятся с образцами. Обмениваются мнениями. Записывают начало делового письма, отмечают особенности официально – делового стиля. Записывают начальные фрагменты из деловой переписки. |
Умеют внимательно слушать. Высказывают и аргументируют свою точку зрения и обсуждают проблему. Коммуникативные — владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками самостоятельной работы. Регулятивные – осуществляют контроль. |
5.Составление делового письма. |
Предлагает трафарет делового письма. По образцу составить деловое письмо: 1 вариант- обращение к официальному лицу; 2 вариант – деловое предложение о сотрудничестве. |
Составляют текст делового письма. Зачитывают работы. |
Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль. |
6. Дискуссия «Нужны ли письма в наше время?» |
Организует и проводит дискуссию. |
Участвуют в обсуждении вопросов. |
Коммуникативные — высказывают и аргументируют мнение. Владеют способами конструктивного взаимодействия. |
7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. |
Задает вопросы: чем занимались на уроке? какие затруднения испытывали? как оцениваете свою работу на уроке? |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы. |
Формулируют ответы на вопросы. Регулятивные -осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск их решения. |
Использованная литература:
Словари
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1991.
2. Словарь иностранных слов.- М.: Русский язык, 2004
3. Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 2004
Слайд 1Составление
делового письма
8 класс
Слайд 2Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов
сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! Зачем я здесь…
В каждом сердце возникает, и томит, и увлекает образ твой, весна!
Мой первый друг, мой друг бесценный, и я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.
Проверка домашнего задания
Упражнение 352
Слайд 3 Твоё письмо, дорогой Александр, преисполнило меня радости, да благословит
тебя небо, мой добрый друг, да будут услышаны молитвы, которые я воссылаю к нему, моля о твоём счастье…
Глубокоуважаемый Юрий Иванович!
Обращаемся к Вам с предложением о совместном проекте организации Всероссийского школьного конкурса на лучшее сочинение.
Слайд 4
План написания
Приветствие и обращение
Изложение того, о чем хочешь написать, и вопросы о том, что хочешь узнать
Заключение
Подпись
Дата
Составление делового письма
Слайд 5 Во вступлении необходимо кратко определить суть письма. Можно начать традиционно: «Довожу
до Вашего сведения…», «Прошу Вас…», «В настоящее время…» и т.д. – это если письмо пишется от первого лица. Если обращение исходит от юридического лица, то повествование идёт от третьего лица (Например, «Наше предприятие предлагает…»). Причем как во вступлении, так и в следующем тексте письма следует местоимение Вы и все его формы (Вас, Вам, Вашего) писать с большой буквы – это проявление уважения к Адресату и признак Вашего воспитания.
1. Вступление
Слайд 6 Согласно правилам написания основная часть образца делового письма логически последовательно должна
раскрывать содержание просьбы или обращения, делая её понятной для Адресата. Все предыдущие абзацы должны логически перетекать в последующие. Приводятся конкретные факты, цифры и т.д. Не стоит также забывать, что «краткость – сестра Таланта». 9. В Заключении письма подводятся обобщения, итоги написанного. Нередко в заключении пишется просьба или предложение. Например: «Учитывая изложенное выше, Прошу Вас…».
2. Основная часть
Слайд 7 Задание: употребите в правильной падежной форме подходящие по смыслу существительные при
следующих глаголах:
Отчитаться, сделать отчёт, различать, отличать, препятствовать, опираться, базироваться, основываться, оплатить, заплатить.
Лексическая работа
Слайд 8 Задание: вставьте пропущенные буквы.
По прибыти.. на совещание, по предъявлени.. документа, по
истечени.. срока, по возвращени.. из командировки, по приезд.. в город, (в)продолжени.. периода, (в)течени.. года, (в)следстви.. задержки.
Орфографическая работа
Слайд 9 Задание: закончите фразы делового письма.
Сообщаем, что…
Просим оказать содействие …
Доводим до
Вашего сведения…
Приглашаем принять участие…
Творческая работа