На протяжении многих веков человек тянется к познанию всего, что его окружает. Грамотный человек всегда вызывал уважение, на него равнялись, к нему прислушивались.
Изначально грамотностью называлось умение читать и писать на родном языке, однако со временем это понятие получило более широкое значение. Сейчас грамотным человеком можно назвать того, кто обладает знаниями в разных сферах жизни.
Мы расскажем про Международный день грамотности 2023, про его историю и традиции.
Когда отмечается Международный день грамотности в 2023 году
День грамотности отмечают 8 сентября во многих странах мира, в том числе в России. Этот праздник в 2023 году не является красным днем календаря, однако несет в себе глубокий смысл и важный для общества посыл — никогда не переставайте учиться.
История праздника
Международный день грамотности был утвержден в 1965 году после проведения иранской конференции, главной темой которой значился вопрос о ликвидации безграмотности. Мероприятие объединило представителей разных стран перед общей проблемой.
По окончании обсуждения было принято решение об учреждении праздника, целью которого станет сокращение количества неграмотных людей путем создания доступного образования даже в самых отдаленных уголках планеты.
Идея искоренения безграмотности оказалась близкой многим, поэтому годы с 2002 по 2012 были признаны десятилетием грамотности. Был утвержден план международных мероприятий, координатором которых стала ЮНЕСКО. Учреждены несколько премий, вручаемых за самые выдающиеся успехи в борьбе с неграмотностью.
К сожалению, в реалиях современного мира, далеко не каждый человек умеет хотя бы писать или читать. Где-то на получение начального образования одному ребенку приходится собирать средства всей семьей. В некоторых странах образование для женщин считается ненужным и неестественным. Нехватка школ, постоянные войны, жизненный уклад, запрещающий учиться определенным слоям населения, — все эти моменты являются основополагающими факторами в отсутствии образования или невозможности его получения. Именно для искоренения таких серьезных проблем необходимо помнить о важности получения знаний каждому, о необходимости быть грамотным и не переставать развиваться и обучаться.
Традиции праздника
День грамотности в России имеет интересную традицию. На протяжении уже нескольких лет каждый желающий, давно окончивший обучение, может освежить свои знания путем написания проверочных диктантов, либо пройти тестирование на проверку своих знаний по разным дисциплинам.
В городских библиотеках традиционно в этот день проводятся мастер-классы и конференции. Организовываются свободные чтения, конкурсы рисунков, эссе, стихов с вручением дипломов и памятных подарков.
Волонтеры посещают дома престарелых, детские больницы, организовывая обучающие курсы, чтение классиков вслух, небольшие постановки.
Волонтерское движение по ликвидации безграмотности
В настоящее время существует несколько волонтерских программ, действующих по всему свету. Это уникальная возможность не только посмотреть мир, но и помочь нуждающимся в получении знаний. Практически во всех подобных программах бесплатное питание и проживание.
- Помощь осиротевшим и брошенным детям в Боливии
Amanencer — католическая организация, однако вероисповедание волонтера не имеет значения. Договор заключается на срок от полугода. В обязанности входит обучение детей, уход за ними, психологическая и медицинская помощь. Требования к кандидатам — знание испанского языка и возраст более 21 года. - Обучение народности коренни в Тайланде
Если есть желание бесплатно оказаться в Тайланде, можно отправиться преподавать студентам социального центра английский, международное право, экологию. Трудовой день составит 4 часа. Трудиться придется пять дней в неделю, однако проживание организовано недалеко от пляжа, поэтому время отдыха можно провести с пользой. - Обучение детей в Перу
Фонд «Санта-Марта» организовывает обучение и помощь детям-беспризорникам в Перу. Их обучают языку, различным компьютерным и кулинарным курсам, искусству. Требование к кандидатам — знание испанского языка. Еще одно условие — перелет до Перу за свой счет, а проживание и питание обеспечивается принимающей стороной. - Обучение английскому языку детей в Гондурасе
Воспитанниками двуязычной школы «Кофрадия» являются дети из бедных семей. Им преподают волонтеры со всего мира. При этом опыт работы учителем не обязателен. Главное иметь желание, терпение и умение заинтересовать детей. Все занятия проходят на английском языке, знание которого является единственным необходимым условием для работы в данном центре.
Сценарий мероприятия на Международный день грамотности
Ведущий 1 — Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Ведущий 2 — Много народов существует на земле, у каждого своего языка, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Ведущий 1 — Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Ведущий 2 — Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Ведущий 1 — Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
(Ответы детей)
Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Ведущий 1 — Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Далее мероприятии, посвященном Дню грамотности школьники прочтут стихи:
– Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин.)
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Потом по сценарию проведения Дня грамотности прозвучат цитаты классиков о родном языке:
– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».
– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
– А так ли важно быть грамотными? Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека.
– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.
– Хотя гаджеты и помогают исправлять ошибки, они не помогут вам подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль, и не исправят слово одного стиля на слово из другого.
– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Викторина «Будь грамотным – будь успешным!»
В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу не соответствует остальным:
-
портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел;
-
лес, волк, медведь, корова, заяц;
-
дорога, улица, шоссе, тротуар, пол;
-
кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый;
-
стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
– Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:
-
автомобиль, тормоз (ав-тор);
-
колос, рота, ваза (ко-ро-ва);
-
молоко, нерест, таракан (мо-не-та);
-
кора, лото, боксер (ко-ло-бок);
-
баран, рана, банщик (ба-ра-бан).
– Объясните, что означают фразеологические обороты:
-
кожа да кости (худой);
-
хоть кровь из носу (обязательно);
-
рукой подать (близко);
-
дырявая память (забывчивый);
-
на всех парусах (быстро);
-
перемывать косточки (обсуждать);
-
как рыба в воде (уверенно).
– Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:
-
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
-
Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
-
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
-
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
-
Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
-
На глазах у детворы крысу красят маляры.
Конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. …
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
Игра «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная … (картошка)
4. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки … (коса)
5. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка)
7. Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (труда).
«Загадки – шутки»
Имя существительное
Чем кончается день и ночь? (Ь)
Имя прилагательное
Что стоит посередине земли? (М)
Глагол
Чем кончается лето и начинается осень? (О)
конкурс «Дальше, дальше…»
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Конкурс.
1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в)
рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г)
кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б)
малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в)
кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в)
серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г)
антарктическая.
Задание.
Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.
Кот- коты
Плот- плоты
Беда- беды
Мука-
Крот- кроты
Грот- гроты
Дуга- дуги
Рука- руки
Еда-
Слива-сливы
Грива- гривы
Диво-
Итог: не всякое слово имеет множественное число.
А в завершение мероприятия на Международный день грамотности в школе дети прочтут стихи:
– Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. Крюков)
7
Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 5 — 11 классов
на тему:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
учитель русского языка и литературы
Казанова Александра Алексеевна
2021 год
Цель мероприятия: — Знакомство детей с праздником « Международный день грамотности»
Задачи:
— познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Ход мероприятия:
Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого — грамотно писать.
Ведущий 1
Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.
Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют«полуграмотными».
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим «Международный день грамотности в нашей школе».
Ведущий 1 — Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
(Ответы детей)
Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
— Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Сегоднявы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.
Учитель
Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан — поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.
1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ– 1 балл)
— Сколько букв в русском алфавите? (33)
— Сколько согласных букв? (21)
— Сколько гласных букв? (10)
— Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
— Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)
— Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)
— Первый звук в слове Яблоко? (й)
— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
— Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)
— Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
2 конкурс «Составьте слово»
Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:
автомобиль, тормоз (ав-тор);
колос, рота, ваза (ко-ро-ва);
молоко, нерест, таракан (мо-не-та);
кора, лото, боксер (ко-ло-бок);
баран, рана, банщик (ба-ра-бан).
3 конкурс «Кто больше?»
В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу:
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
4 конкурс «Доскажи словечко»
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная … (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я … (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? … (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки … (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц … (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной … (медведь)
5 конкурс «Фразеологизмы»
Объясните, что означают фразеологические обороты:
кожа да кости (худой);
хоть кровь из носу (обязательно);
рукой подать (близко);
дырявая память (забывчивый);
на всех парусах (быстро);
перемывать косточки (обсуждать);
6 конкурс «Отгадай ребусы»
7 конкурс «Исправь ошибку»
Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
На глазах у детворы крысу красят маляры.
8 конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. …
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
9Конкурс «Блиц – опрос»
1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.
Ведущий 1
Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.
Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!
Ведущий 1
Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)
“Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Спасибо за внимание!
Сценарий к Международному дню грамотности
для учащихся 4 классов
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 1
Нишан
Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Слайд 2
Амантур
Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.
Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.
Ангелина
День грамотности — лучший праздник,
Чтоб правил свод в сознанье обновить.
Коль в школе был ты двоичник—проказник,
Ты можешь скоп ошибок сотворить.
Нишан
Запомни, позвонИт, а не позвОнит,
Не «покладу», а просто «положу».
При этом что-либо «кладут», не «ложут».
Запомни это, я тебя прошу!
Амантур
Сегодня грамотность — залог успеха,
Коль ты такой серьёзный человек,
Поверь, и вовсе будет не до смеха,
Напишешь если вместо «снега» — «снек».
Ангелина
Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Нишан
Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Учитель.
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?
А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:
Слайд 3
1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)
2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)
3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)
Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»
Нишан
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
Слайд 4
Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Имя существительное (1 команда)
Газ – глаз;
Имя прилагательное (2 команда)
Порт (место стоянки кораблей) – спорт;
Глагол (3 команда)
Банк – банка.
Нишан
Грамотным быть –
Хорошо,
А неграмотным –
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Слайд 5
Имя существительное (1 команда)
Шестьдесят минут -…(час).
Имя прилагательное (2 команда)
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)
Глагол (3 команда)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки»
Слайд 6
Имя существительное (1 команда)
Чем кончается день и ночь?(Ь)
Имя прилагательное (2 команда)
Что стоит посередине земли?(М)
Глагол (3 команда)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Слайд 7
Имя существительное
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Имя прилагательное
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Глагол
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый конкурс «Кто кого»
Слайд 8
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Слайд 9
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
мир
марка
магма
рак
рама
Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно
Слайд 10
У рыб нет зубов
у рыб есть зубы
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубов
Седьмой конкурс «Дальше, дальше…»
Слайд 11
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Слайд 12-13
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Буквы.)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Книга.)
Во вторник, 8 сентября 2022 года во многих странах мира, в том числе в нашей, отмечается Международный день распространения грамотности. Этот праздник был учрежден в 1966 году ЮНЕСКО.
Программа мероприятий включает встречи с писателями, журналистами и издателями, конференции, круглые столы, лекции в библиотеках и учебных учреждениях, выступления творческих коллективов. Предлагаем вам один из возможных вариантов школьного мероприятия, приуроченного к этому празднику.
Сценарий мероприятия на Международный день грамотности в школе
Праздник можно начать с выступления ведущих:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем Международный день грамотности. К сожалению, проблема ее распространения остается не решенной во многих странах. Около 860 миллионов взрослых людей во всем мире не умеют читать и писать.
– Долгие годы население нашей страны в основном оставалось неграмотным: в конце XIX века это были 80% россиян. В первые годы советской власти был принят декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому документу, все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
– Декрет предусматривал создание «школ для переростков», школ при детских домах, колониях и других учреждениях. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». В результате уже в конце 1930-х годов около 90% россиян в возрасте от 16 до 50 лет овладели грамотой.
– Казалось бы, эта проблема в нашей стране была раз и навсегда решена. Однако с 1990-х годов в России началось снижение грамотности населения. Об этом свидетельствуют различные исследования.
– По результатам одного из них, проведенного Международным институтом чтения, учащиеся нашей страны заняли только 32-е место из учащихся 40 стран. В последнее время в наших газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, в обычной речи – режущее ухо косноязычие.
Далее мероприятии, посвященном Дню грамотности школьники прочтут стихи:
– Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин.)
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Потом по сценарию проведения Дня грамотности в школе прозвучат цитаты классиков о родном языке:
– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».
– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
После этого по снова возьмут слово ведущие:
– А так ли важно быть грамотными? Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека.
– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.
– Хотя гаджеты и помогают исправлять ошибки, они не помогут вам подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль, и не исправят слово одного стиля на слово из другого.
– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
Затем ведущие приведут смешные ошибки из сочинений, которые ребятам предложат исправить.
Сценарий школьного мероприятия на День грамотности может включать другие задания по русскому языку, например, как следующие.
– В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу не соответствует остальным:
- портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел;
- лес, волк, медведь, корова, заяц;
- дорога, улица, шоссе, тротуар, пол;
- кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый;
- стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
– Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:
- автомобиль, тормоз (ав-тор);
- колос, рота, ваза (ко-ро-ва);
- молоко, нерест, таракан (мо-не-та);
- кора, лото, боксер (ко-ло-бок);
- баран, рана, банщик (ба-ра-бан).
– Объясните, что означают фразеологические обороты:
- кожа да кости (худой);
- хоть кровь из носу (обязательно);
- рукой подать (близко);
- дырявая память (забывчивый);
- на всех парусах (быстро);
- перемывать косточки (обсуждать);
- как рыба в воде (уверенно).
– Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:
- На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
- Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
- Жучка будку не доела: неохота, надоело.
- Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
- Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
- На глазах у детворы крысу красят маляры.
А в завершение мероприятия на Международный день грамотности в школе дети прочтут стихи:
– Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. Крюков)