Как составить денотатный граф по темам

denotatnyj_graf_primery

Статья рассказывает о технологическом приеме работы с информацией денотатный граф: примерах, особенностях, пользе от его применения.

Его особенность в том, что он построен на глаголах. Ребенок, при работе с приемом, будет уделять им много внимания. В результате его речь станет более выразительная, динамичная и содержательная. Ниже описаны еще несколько возможностей, которые он открывает.

Что такое денотатный граф?

Это способ графического представления информации. А также один из инструментов технологии критического мышления. Кроме того, с его помощью можно так отжать количество слов в тексте, что останется несколько тех, которые содержат главную мысль или ответ на вопрос.

Денотатный граф от лат. denoto — обозначаю

Основное действие этого приема – раскрыть понятие через его функции, главные признаки объекта. Они выражены действием + уточнение действия.

Денотатный граф похож на строчки синквейна, где в нескольких словах содержится большой объем информации. Эти слова являются характерными для данного понятия или темы. По тому какие они, видно объем и уровень понимания этой темы учеником.

К одному тексту можно составить несколько графов. Это зависит от количества вопросов, которые в нем затронуты.

skachat'_karty_proppa

Бесплатно

Когда используется

  1. Понятие
  • Для анализа нового понятия, его определения. Выделение тех действий, которые выполняет изучаемый предмет, помогает лучше его понять.
  • Для обобщения пройденного. Исследование некоторых понятий разворачивается на несколько лет. Например, уравнение, имя прилагательное, доброта. Немного в первом классе, немного в третьем. Постепенно оно обрастает дополнительными «веточками», признаками. Когда охвачены уже все элементы, то все определение можно собрать воедино в виде денотатного графа.
  1. Тема
  • В процессе изучения информации. Если взять параграф или художественное произведение и при чтении отмечать действия, которые касаются определенной проблемы, то получится готовый ответ. 
  • Для заключительного этапа . Денотатный граф по теме – это обобщение знаний. Сборка паззла.
  1. Составление инструкции — еще одно прикладное использование приема

Положительный и отрицательный денотатный граф

Для одной и той же темы или персонажа можно создать примеры положительного и отрицательного графа.

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Для положительного выписываем те действия, черты характера, которые ведут к позитивным изменениям, результатам.

Для отрицательного – то, что мешает,  препятствует достижению, отдаляет от позитивного.

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Такое упражнение показывает:
• как правильно делать, а как неправильно
• есть две стороны у одной медали
• человек сам выбирает как ему поступать
• последствия его поступков

Разные схемы интересно строить на уроках истории, литературы, обществознания. Они позволяют посмотреть на событие с разных полюсов. Задать вопрос: «А как можно было сделать иначе?»

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Чему учит прием

Выделять главное. Отсеивать второстепенное, оставлять то, что нужно для ответа, решения проблемы.  Для построения денотатного графа ученик ищет в источнике информации ключевые признаки предмета или действия персонажа. А это и есть главное.

Анализировать текст. Разложить материал по полочкам, разделить на «новый» и «старый». Если после обычного прочтения в голове остается несколько слов, то это уже хорошо. При работе же с денотатным графом сохраняются четкие, характерные для изучаемой темы, смыслы.

Структурировать текст. Находить связи, последовательно выстраивать их, чтобы раскрыть тему, главную идею. Каждое слово в строках должно иметь отношение к изучаемому объекту.

Передавать информацию другому – следующий шаг в коммуникации. Выделение главного, анализ, структурирование помогают вывести мысли в логичную, развернутую, понятную речь.

Денотатный граф как прием технологии критического мышления

В технологии развития критического мышления выделяют 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Денотатный граф применяют на стадиях осмысления и рефлексии.

Этап осмысления. Здесь идет активная работа над конкретным вопросом, понятием. «Одеваем очки», которые подсвечивают глаголы и подчеркиваем их. Они тянут за собой существительные. Затем выписываем то, что подчеркнули. Каждое выписанное слово должно иметь отношение к изучаемой теме.

В такой работе ученик видит, что он уже знал, а что стало новой для него информацией.

stadiya_osmysleniya

Этап рефлексии. На этой стадии денотатный граф показывает все свои сильные стороны:

  • Наглядное отображение знаний по теме.
  • Итог в виде связанных с общим понятием слов. Они раскрывают его смысл.
  • Выделение процессов, происходящих в изученной теме.
stadiya_refleksii

Если ученик может составить схему в таком формате, значит он хорошо знает материал.

А если есть пробелы в знаниях, то работа это обязательно покажет. Не будет важных «веточек» и связей.

Примеры применения

Пример №1 Изучение понятия 

Знание понятий – это база предмета. Любого. Химия, физика, русский язык. Все остальное – это примеры. Демонстрация предмета в жизни.

Один из эффективных способов понять и запомнить определения – денотатный граф. Он наглядный, собирает все элементы определения в 1 кадр. Прием показывает все ключевые функции объекта.

Например, как может выглядеть определение магнитной стрелки компаса в таком формате, Окружающий мир 2 кл.

graf_strelka_kompasa

Пример карты определения глагола. Все главные функции обозначены глаголами и уточняющим его именем существительным или словосочетанием.

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Пример №2 Сокращение текста

Ученикам приходится изучать большие объемы текстов, поэтому для запоминания можно использовать те инструменты, которые сокращают количество слов без потери смысла и взаимосвязей.

Любой конспект преследует такую цель, но денотатный граф акцентирует внимание на основных признаках объекта, действующего лица. На том, для чего он создан.

На примере сказки Колобок видно, что он не простак. От многих ушел. Но и для него нашелся соперник похитрее и съел его. Отсюда вывод: сиди дома – целее будешь. Сказка детская, поэтому вывод полезный.

denotatnyj_graf_personazh

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Получите рецепт шоколадной карамели

Пример №3 Изучение темы

Работа по теме может длиться один урок, а может несколько. В любом случае есть этап завершения, стадия рефлексии. Когда нужно в краткой форме подвести итоги – характерные для темы понятия, связи, события. Это может сделать тот ученик, который тему освоил.

Вот как можно подвести итоги, обобщения по теме «Внешняя политика Петра I» по истории 7 кл.

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Пример № 4 Глубокое освоение литературного произведения

Анализ персонажа, его поступков в заданных условиях, его связей с другими, позволяет понять художественное произведение. То, что хотел сказать автор. 

Денотатный граф наглядно изображает последовательность действий героя, это помогает найти смыслы и сделать выводы для себя.

Даже в такой простой, короткой сказке «Храбрый утенок» есть чему поучиться. Через действия главного персонажа ребенок понимает, что значит:

  • сказал – сделал
  • активная позиция
  • быть храбрым

Потому что история пересказана через глаголы, через действия. Делай также и ты будешь храбрым.

graf_personazh

Пример № 5 Положительный и отрицательный денотатный граф

Одна тема, разные точки зрения. Полезное упражнение для развития широты взгляда. Пример на тему «Роль человека в жизни природы».

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Пример № 6 Составление инструкции

С помощью денотатного графа удобно составлять порядок действий для желаемого результата. Для примера взяли художественное произведение, в котором мальчика попросили поухаживать за комнатными растениями, пока хозяева в отъезде. По приезду они заметили, что цветы стали в лучшем состоянии, чем были. Что же делал мальчик? Его рассказ занимает 3 страницы.

Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Бесплатно

Мы составили план из нескольких действий, которую можно использовать как инструкцию для достижения такого же результата – здоровые комнатные цветы.

instrukciya


Выводы:

  1. Граф строят на чередовании глаголов и существительных, которые выражают главные признаки темы, понятия, персонажа.
  2. Прием учит выделять глаголы, что формирует динамичную, выразительную речь у ребенка.
  3. Это инструмент для сокращения текста. Он оставляет основные идеи, а второстепенное отсеивает. За счет ключевых слов.
  4. С его помощью ребенок видит новые связи между словами.
  5. Если прочитать «ветки» в обратном порядке снизу вверх до ключевого понятия и смысл не потеряется, то связи выстроены правильно.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Посмотрите примеры денотатного графа в статье. Составьте по любому тексту свою схему. Это интересное занятие.


Денотатный граф: примеры применения для работы с текстом

Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?

Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.

Денотатный граф — герменевтический прием

Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:

  • развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
  • разложить материал «по полочкам», осознать его;
  • усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.

Пример 1

Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.

Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.

К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.

Пример 2

На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.

Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Отзывы

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Развитие
читательской грамотности и критического мышления школьников.  Особенности
работы с текстом с использованием приема «Денотатный граф».

Функциональная грамотность – это
способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных
задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская
грамотность —
способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
В современном обществе умение
работать с информацией (читать,
прежде всего) становится
обязательным условием успешности.

Важнейшими приемами организации активной
самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках, являются
графические способы представления изучаемой информации. Графика помогает
наглядно и понятно представить изучаемую проблему целиком и ее структуру.

Один из весьма эффективных графических
приемов технологии развития критического мышления и читательской грамотности
является «денотатный граф».

В тексте выделяется ключевое слово или словосочетание (как
правило имя существительное). Подбираются из текста глаголы, связывающие
ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам
подбираются характеристики (выраженные прилагательными или другими частями
речи). Образуется сочетание: ключевое слово – глагол – другая часть речи,
характеризующая основные признаки ключевого понятия (граф дробится и
разветвляется по мере работы с текстом).

Данный прием помогает учащимся структурировать тексты,
включая умение выделять главное и второстепенное, это метод поддерживает
принцип герменевтического исследования текста.

Применение данного опыта на практике позволяет научить
учащихся:

— структурировать тексты, включая умение выделять
главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;

— в процессе коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действий.

— позволяет учащимся более вдумчиво работать с
текстом, определять ценностные ориентиры, стимулировать эмоционально-волевую
сферу и получать социально-значимый опыт.

Правила составления
денотатного графа:

1 этап — выделение
ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный
граф.

2 этап – подбор
глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.
Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие
цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

глаголы, обозначающие
процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие
предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с
помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать
существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через
выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Денотатный граф
составляется сверху вниз
. Вначале нужно подобрать
глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Этот методический прием можно
использовать на любом уроке, с любым материалом.

На уроках русского языка использование этого метода дает хорошие результаты при отработке
многих правил и терминов. Так, например, в третьем классе работа с «графом» помогает
исключить путаницу между понятиями как «части речи». Причем на уроке может
использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал.
Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки,
восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический
материал.

Составление денотатного графа
на уроке русского языка по теме «Имя существительное» мы выполняли коллективно.
Заполнили те сведения, которые нам были известны. После знакомства с падежами,
дети дополнили граф.

При изучении других частей
речи ребята уже самостоятельно, в парах или микрогруппах работали.

На уроках литературы применение денотатного графа также дает
хорошие результаты.  Под графом, составленным по тексту художественного
произведения, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из
проблем текста; характеристику литературного героя; языковые средства;
авторскую позицию и др.  Вычленение из текста существенных признаков ключевого
понятия помогает учащимся структурировать тексты, выделять главное и
второстепенное, более вдумчиво работать с текстом.

Примеры включения денотатного графа в работу над анализом произведения:

М. Зощенко «Великие путешественники». Главным ключевым словом выбрано слово
«ребята», далее в ходе коллективной работы подбирали глаголы, обозначающие
главные действия детей. После подбирали характеристики.

В произведении Н. Носова «Федина задача» в качестве ключевого понятия
выбран главный герой.

На уроке окружающего мира по теме «Экономика и экология» составляли
денотатный граф «Человек». В результате пришли к выводу о том, что
с одной
стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие может
привести в глобальным экологическим катастрофам.

Для работы в классе денотатный
граф можно использовать  на этапе проверки домашнего задания, на
обобщающих уроках, в групповой работе, в качестве творческого домашнего
задания. При закреплении изученного материала можно предложить учащимся готовый
денотатный граф с пропущенными словами.

Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках в
начальной школы является эффективным. Этот метод
необходим
ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Он способствует формированию
необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.

Денотатный граф —  это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Денотатный граф- это один из графических приемов технологии критического мышления.Данный мастер-класс раскрывает понятие денотатного графа, правила его построения, а также содержит инструкции для  его создании на онлайн-сервисе cacoo.com.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Цель приёма:  Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Цель приёма:

Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Денотатный граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Правила составления денотатного графа: 1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. 2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов: глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия. 3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Правила составления денотатного графа:

1 этап — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Приведем примеры

Приведем примеры

Илья Муромец Сражается Почитает Защищает Землю Русскую Народ православный Родимых родителей С врагами Русский богатырь

Илья Муромец

Сражается

Почитает

Защищает

Землю Русскую

Народ православный

Родимых родителей

С врагами

Русский богатырь

Денотатный граф к уроку русского языка по теме «Словоизменение глаголов» Глагол обозначает отвечает является изменяется действие предмета сказуемым по временам на вопросы «что делать?», «что сделать?» будущее время прошедшее время настоящее время изменяется изменяется изменяется по лицам и числам по лицам и числам по родам и числам называется спряжение ЧАСТЬ РЕЧИ

Денотатный граф к уроку русского языка по теме «Словоизменение глаголов»

Глагол

обозначает

отвечает

является

изменяется

действие предмета

сказуемым

по временам

на вопросы «что делать?»,

«что сделать?»

будущее время

прошедшее время

настоящее время

изменяется

изменяется

изменяется

по лицам и числам

по лицам и числам

по родам и числам

называется

спряжение

ЧАСТЬ РЕЧИ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ускорение зная силу тяжести
  • Как найти корабль края в эндер мире
  • Как составит метаграмму
  • Как найти цену куртки
  • Как найти чем заняться в бизнесе