Как составить детективное дело

пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать детектив:

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи

Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.

Главные элементы детектива

Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:

  • Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.

  • Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.

  • Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.

  • Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.

  • Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.

Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:

  • Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

    Пример: Агата Кристи «10 негритят»

  • Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

    Пример: Умберто Эко «Имя розы»

  • Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

    Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

  • Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

    Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

  • Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

    Пример: Станислав Лем «Расследование»

  • Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

    Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

  • Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

    Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

  • Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

    Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»

Персонажи и прочие жертвы

Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:

  • Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.

  • Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.

  • Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.

  • Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.

  • Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:

  • Чем он выделяется из толпы?
  • Как принимает решения, на что полагается?
  • Готов ли идти на риск?
  • Каковы его амбиции?
  • Как он общается с другими людьми?
  • Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?

Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:

  • Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).

  • Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.

  • Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.

Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.

  • Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.

Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.

Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.

Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трех главных компонентов:

  • Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.

  • Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.

  • Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.

Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:

  • Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
  • Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
  • Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
  • Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
  • Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.

Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:

  • «Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.

  • Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.

  • Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.

  • Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.

  • Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.

Была ли данная статья полезна для Вас?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода «мозговой атаки», планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.

  1. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 1

    1

    Поймите разницу между детективным жанром и триллером. Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.[1]

    • В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
    • Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
    • Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
  2. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 2

    2

    Прочтите примеры детективов. Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.[2]

    • Женщина в белом Уилки Коллинз. Детективный роман 19 века был написан в нескольких частях, поэтому история разворачивается очень размеренно. Многое из того, что стало стандартом в жанре детектива, было описано Коллинз в этом романе, поэтому данный роман будет захватывающим и поучительным знакомством с жанром.
    • Глубокий сон Реймонда Чендлера. Чендлер – один из наиболее выдающихся писателей этого жанра. Он создал увлекательные истории о расследованиях и мытарствах частного детектива Филипа Марлоу. Марлоу – жесткий и циничный, но честный частный детектив, который обнаруживает себя впутанным в историю с генералом, его дочерью и фотографом-шантажистом. Работа Чендлера известна отточенными диалогами, отличным темпом и приковывающим внимание героем Марлоу.[3]
    • Приключения Шерлока Холмса сэра Артура Конан Дойля. Один из наиболее известных детективов вместе со своим партнером-сыщиком Ватсоном, разгадывает серию детективных историй и преступлений в этом сборнике рассказов. Холмс и Ватсон привносят свои уникальные черты характера в рассказы повсеместно.[4]
    • «Нэнси Дрю» Кэролин Кин. История происходит в Соединенных Штатах. Нэнси Дрю – детектив. Ее близкие друзья Хелен Корнин, Бесс Марвин и Джордрж Фэйн появляются в некоторых детективных историях. Нэнси – дочка Карсон Дрю. Карсон Дрю – самый знаменитый юрист в Ривер Хайтс, где они живут.
    • Братья Харди Франклина У. Диксона. Эта книга похожа на «Нэнси Дрю». Это история о двух братьях – Фрэнке и Джо Харди, талантливых детективах. Они – сыновья известного детектива и иногда помогают ему в делах.
    • Убийство по соседству Сюзанны Берне. Действия этого недавнего детективного романа происходят в 1970-х в пригороде Вашингтона. Главное событие романа – это убийство молодого парня. Берне рассказывает историю загадочной смерти молодого парня в скучном и ни чем не примечательном пригороде, но создает историю, далекую от скуки и пресности.[5]
  3. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 3

    3

    Определите главного героя в представленных рассказах и романах. Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.

    • Например, в Глубоком сне рассказчик от первого лица раскрывает себя сам через описание своей одежды в самом начале повествования: “Я был одет в зеленовато-голубой костюм, темно-синюю рубашку, галстук, у меня также был платочек, черные туфли, черные шерстяные носки с изображением темно-синих часов на них. Я был одет аккуратно, чисто, гладко выбрит и рассудителен, и мне было все равно, кто был об этом осведомлен. Я был таким, каким должен был быть хорошо одетый частный детектив”.[6]
    • При помощи этих первых предложение Чендлер определяет повествователя, который описывает себя, свою одежду и сферу занятости (частный детектив).
  4. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 4

    4

    Определите место и обстановку истории-примера. Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.

    • Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
    • Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
  5. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 5

    5

    Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.

    • В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
  6. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 6

    6

    Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).

    • В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
  7. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 7

    7

    Продумайте раскрытие преступления. Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.

    • Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 8

    1

    Создайте детектива или сыщика. Вашим главным героем также может быть и частное лицо, обыкновенный гражданин или свидетель преступления, который оказывается впутанным в расследование преступления. Продумайте особенности вашего главного героя, включая:[7]
    [8]

    • Телосложение, цвет волос и глаз и другие физические характеристики. Например, вашим главным героем может быть невысокая женщина с темными волосами, зелеными глазами и в очках. Или вы можете воспользоваться чертами более типичного детективного персонажа: высокий, с зачесанными назад волосами мужчина, с легкой щетиной на лице.
    • Одежда. Одежда вашего героя не только поможет сделать его образ более детальным, но она также покажет, в какую эпоху происходит повествование. Например, если ваш герой одет в тяжелую амуницию и шлем с гребнем, то читатель поймет, что время действия вашей истории – Средневековье. Если ваш герой одет в толстовку с капюшоном, джинсы и носит рюкзак, это станет подсказкой читателю, что история происходит в современности.
    • Что делает вашего главного героя уникальным. Важно создать такого главного героя, который будет выделяться среди других в своем жанре, и который будет достаточно обаятельным, чтобы хотелось следить за ним и событиями на протяжении многих страниц повествования. Продумайте, что нравится, а что не нравится вашему герою. Возможно, ваша женщина-детектив застенчива и чувствует себя не в своей тарелке на вечеринках, а также тайно увлекается рептилиями. Или, возможно, ваш детектив – полный простак и не считает себя ни сильным, ни умным. Сфокусируйтесь на деталях, которые поспособствуют созданию уникального образа главного героя, и не бойтесь использовать особенности своей собственной жизни или свои личные пристрастия и вкусы.[9]
  2. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 9

    2

    Определите обстановку. Поместите все происходящее в то место, которое вы хорошо знаете, например, пусть события развиваются в вашем родном городе или школе. Или изучите место, с которым вы не очень знакомы, например, Калифорнию 70-х или Британию 40-х. Если вы используете место, которое сами не знаете, просмотрите особенности этого места, к примеру, загородные дома в Калифорнии 70-х или пансионы Британии 40-х.

    • Если вы решите, что ваша история будет развиваться в том месте и в то время, с которыми вы не очень знакомы, проведите небольшое исследование и найдите информацию об этом месте и времени в местной библиотеке, в Интернете или при помощи интервью с экспертами по данным вопросам. Обращайте внимание на детали во время интервью и при поиске информации, чтобы правильно и четко обозначить все нюансы времени и места событий вашего повествования.
  3. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 10

    3

    Придумайте головоломку или загадку. Не во всех детективах обязательно должно быть убийство или другое тяжкое преступление. Но, чем больше преступление, тем больше ожидание от рассказа или романа. Высокие ожидания важны, так как они заставляют вашего читателя продолжать чтение. Возможные источники загадки могут быть следующими:[10]

    • У вашего главного героя или у его близкого друга что-то украли.
    • Человек, который был близок вашему главному герою, исчезает.
    • Главный герой получает записки с угрозами.
    • Главный герой становится свидетелем преступления.
    • Главного героя просят помочь раскрыть преступление.
    • Главный герой натыкается на загадку.
    • Вы также можете скомбинировать несколько вышеперечисленных сценариев, чтобы создать несколько линий повествования. Например, у вашего главного героя может быть украдена какая-то вещь, близкий ему человек исчезает, затем главный герой становится свидетелем преступления, которое потом его просят помочь раскрыть.
  4. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 11

    4

    Решите, как вы будете запутывать вашу головоломку. Прибавьте истории напряжения, делая трудным для вашего героя решение головоломки или загадки. Вы можете использовать такие преграды, как, например, другие люди, подозреваемые, ложные ориентиры и улики или еще одно преступление.[11]

    • Создайте список возможных подозреваемых, с которыми может столкнуться ваш герой на протяжении хода событий. Вы можете ввести нескольких подозреваемых, чтобы повести вашего герои и/или читателя в неправильном направлении для создания атмосферы тревожного ожидания и удивления.[12]
    • Напишите список улик. Фальшивки – это улики, которые сбивают с правильного пути. Ваш сюжет станет более захватывающим, если вы введете несколько фальшивых улик в свое повествование. Например, ваш главный герой может найти улику, которая указывает на одного подозреваемого, но позже выяснится, что эта улика связана с другим человеком. Или ваш герой может найти улику и не понять, что она является ключевой для разгадки всей тайны.[13]
  5. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 12

    5

    Используйте события с трудно предсказуемым исходом, чтобы сделать вашу историю захватывающей. События с трудно предсказуемым исходом – это моменты, обычно в конце эпизода, когда главный герой попадает в ситуацию-ловушку и находится в опасности. События с трудно предсказуемым исходом важны в детективах, так как они захватывают читателя и стимулируют повествование к продвижению вперед. Возможные события с трудно предсказуемым исходом:[14]

    • Главный герой в одиночку расследует возможную зацепку и наталкивается на преступника или убийцу.
    • Главный герой начинает сомневаться в своих способностях, ослабляет расследование, что позволяет убийце снова совершить преступление.
    • Никто не верит главному герою, и он начинает расследовать преступление в одиночку, из-за чего его похищают.
    • Главный герой ранен и находится в опасном месте.
    • Главный герой может потерять важную улику, если не сможет найти выход из определенного места или ситуации.
  6. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 13

    6

    Создайте развязку или концовку. Завершите историю развязкой головоломки. В конце большинства детективов у главного героя появляется положительный сдвиг в его исканиях. Возможные концовки:[15]

    • Главный герой спасает близкого или просто невинного человека, который оказался впутанным историю.
    • Главный герой спасается сам и меняется под влиянием своей смелости и находчивости.
    • Главный герой раскрывает деятельность плохого человека или организации.
    • Главный герой изобличает убийцу или преступника.
  7. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 14

    7

    Напишите план истории. Теперь, когда вы продумали все аспекты вашего повествования, сделайте четкий план сюжета. Важно спланировать то, как именно будет развиваться детектив, прежде чем вы сядете за написание самого детектива. Так вы сможете убедиться, что в рассказе нет недоработок. Ваш план должен совпадать с порядком событий в самом детективе. Он должен включать:[16]

    • Введение главного героя и обстановки.
    • Инцидент или преступление.
    • Призы к действию: главный герой ввязывается в расследование преступления.
    • Испытания: главный герой находит улики, сталкивается с потенциальными подозреваемыми, а также старается выжить в погоне за правдой. Близких людей могут похищать в качестве угрозы.
    • Запутывание: главному герою кажется, что он нашел ключевую улику, которая приведет его к подозреваемому, и верит, что он раскрыл преступление. Это неправдивое заключение, а также это отличный способ удивить читателя, когда выяснится, что главный герой ошибся.
    • Главная неудача: все кажется напрасным для главного героя. Он нашел не того подозреваемого или не ту улику, кому-то еще причинили вред или кто-то еще убит, а все единомышленники отказались от главного героя. Главная неудача усилит напряжение повествования и заставит читателя продолжать строить свои догадки.
    • Раскрытие: главный герой собирает всех, показывает улики, объясняет путаницы и изобличает того, кто является убийцей или виновным в преступлении.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 15

    1

    Воспользуйтесь органами чувств, чтобы описать обстановку. Одним из наилучших способов описать место или атмосферу произведения будет прибегнуть к помощи 5 органов чувств: зрению, слуху, запаху, тактильным ощущениям и вкусу. Описание сенсорных ощущений также может помочь создать предысторию вашего героя. Например, вместо того, чтобы прямо писать читателю о том, что ваш герой завтракал овсянкой, вы можете описать вкусовые ощущения от остатков овсянки на языке вашего героя. Или он может почувствовать запах овсянки, которая капнула на руку.[17]

    • Продумайте, что ваш герой может увидеть в определенной обстановке. Например, если ваш герой живет в доме, похожем на ваш собственный, в небольшом городе, вы можете описать его спальню или дорогу в школу. Если вы помещаете события в специфическое историческое место, например, Калифорнию 70-х, вы можете начать описание героя с того, что он стоит на перекрестке и смотрит на уникальную архитектуру и проезжающие мимо машины.
    • Продумайте, что ваш герой может услышать в определенной обстановке. Ваш герой может слышать звуки поющих птиц и поливочной машины по дороге в школу. Или до вашего детектива могут доноситься звуки машин и разбивающихся о берег волн океана.
    • Опишите, какие запахи может услышать ваш герой в определенной обстановке. Ваш герой может проснуться от запаха кофе, который варится в кухне родителями. Или вашего героя могут неприятно впечатлить запахи города: гнилой мусор и запах немытого тела.
    • Опишите, что может почувствовать герой. Это может быть легкий бриз, резкая боль, внезапный удар или холодок по спине. Сфокусируйтесь на реакции тела вашего героя на конкретное ощущение.
    • Подумайте, что может быть почувствовано на вкус вашим героем. Во рту у вашего героя все еще может оставаться вкус овсянки, которую он ел на завтрак, или вкус напитка, который он пил предыдущим вечером.
  2. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 16

    2

    Начинайте сразу с сути. Пропустите длинные абзацы описания обстановки или главного героя, особенно на начальных страницах. Вам стоит зацепить читателя, начав сразу с действия, с того, куда двигается и что думает ваш герой.[18]

    • Используйте точные описания и четкие формулировки. Большинство читателей продолжают читать детектив, так как они потратили время на знакомство с главным героем и хотят увидеть его успех. Коротко, но конкретно описывайте главного героя и его видение мира.
    • Например, роман Чендлера Глубокий сонначинается с того, что читатель помещается в обстановку и узнает видение мира главным героем. “Было около 11 утра, середина октября, солнце не светило, а над верхними хребтами гор навис тяжелый дождь. Я был одет в свой зеленовато-голубой костюм, темно-синюю рубашку, галстук, и у меня был платочек, черные туфли, черные шерстяные носки с темно-синими часами на них. Я был аккуратно и чисто одет, гладко выбрит и спокоен, и мне было все равно, кто знал об этом. Я был именно таким, каким должен быть хорошо одетый частный детектив. Я шел с визитом к четырем миллионам долларов”.[19]
    • Как видно с этого начала, история начинается с действия с конкретным временем, датой и описанием обстановки. Оно также дает читателю физическое описание героя и его род занятий. Отрывок заканчивается мотивацией героя: четыре миллиона долларов. В три строчки Чендлер уместил многие существенные аспекты главного героя, обстановки и истории.
  3. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 17

    3

    Показывайте, а не рассказывайте. Если вы указываете читателю “это был первоклассный детектив”, читателю придется поверить вам на слово. Но если вы покажете читателю, что детектив был первоклассным при помощи описания его одежды и того, как он зашел в комнату, читатель сам увидит, насколько превосходен это герой. То эффект, который оказывает на читателей демонстрация конкретных деталей, гораздо больше, чем если вы просто напишете об этом напрямую.[20]

    • Подумайте, как бы вы реагировали на ситуацию, будь вы напуганы или рассержены. Пусть ваш герой реагирует так, будто он напуган или разозлен, но не раскрывайте напрямую читателю эмоции главного героя. Например, вместо того, чтобы писать “Стефани была зла”, вы могли бы написать: “Стефани поставила свой стакан с водой на стол так резко, что ее тарелка задрожала. Она бросила на него тяжелый взгляд и начала рвать тонкую белую салфетку на небольшие кусочки”.
    • Метод “показывать, а не рассказывать” также отлично работает при описании обстановки. Например, в Глубоком сне вместо того, чтобы напрямую заявить читателю, что Стернвуды были богатыми, Чендлер описывает роскошные детали их особняка: “В задней части зала была французская дверь, за которой скрывалась полоса изумрудной травы, ведущей к белому гаражу, перед которым худощавый молодой шофер в блестящих черных брюках протирал бордовый «паккард» с откидным верхом. За гаражом было несколько декоративных деревьев, аккуратно подстриженных как пудели. За ними виднелась большая оранжерея с куполообразной крышей. Дальше снова видны были какие-то деревья, а позади всего этого массивные бесформенные очертания предгорий.”.
  4. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 18

    4

    Удивляйте читателя, но не сбивайте его с толку. Создавая детектив, важно помнить, что развязка не должна быть слишком внезапной и простой. Всегда будьте честны и ставьте себе за цель удивлять читателя, а не сбивать его с толку. Улики, вводимые в историю, должны вести к раскрытию логично, несмотря на любые фальшивки и неправдивые ориентиры. Вашему читателю понравится концовка, если вы заставите его думать: “Это же так очевидно! Я должен был догадаться!”[21]

  5. Изображение с названием Write a Mystery Story Step 19

    5

    Просмотрите первую черновую копию. Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:[22]

    • Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
    • Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
    • Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
    • Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа «и здесь они проснулись», вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.

    Реклама

Что вам понадобится

  • Бумага и ручка и/или компьютер с текстовым редактором (к примеру, Word)
  • Детективные рассказы или романы
  • Идея для сюжета истории
  • Справочник

Об этой статье

Эту страницу просматривали 61 962 раза.

Была ли эта статья полезной?

Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.

Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.

Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» — страх, а в детективе – любопытство.

Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.

Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.

Как написать самый «каноничный» детектив

Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – Рональда Нокса.

Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.

Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.

Первый тезис:

Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);

Второй тезис:

Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);

Третий тезис:

Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;

Четвертый тезис:

Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;

Пятый тезис:

Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;

Шестой тезис:

Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);

Седьмой тезис:

Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);

Восьмой тезис:

Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;

Девятый тезис:

У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;

Десятый тезис:

Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.

Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива Майлза Брэдона.

Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.

11 типов детективов

  1. Классика по Ноксу.
    Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
  2. Каминный детектив.
    Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали Гофман и Эдгар По. Мрачноватое «Убийство на улице Морг» — хороший пример каминного детектива.
  3. Усложненный детектив
    Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
  4. Самоубийство
    Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» написано в этом жанровом ответвлении.
  5. Убийцы — все
    Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В «Убийстве в Восточном экспрессе» она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
  6. Фиктивная смерть
    Набоков в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
  7. Убил сыщик
    И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В «Мышеловке» королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
  8. Убил автор
    «Убийство Роджера Экройда» той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики (Достоевский, Чехов).
  9. Элемент мистики
    Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг «11/22/63» ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
  10. Убийца — Вы
    Кобо Абэ в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
  11. «Преступление и наказание»
    Знаменитый российский филолог Дмитрий Быков выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях («Подросток», «Бесы»), но Быков выделил в отдельную категорию роман «Преступление и наказание». Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» — это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.

Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.

Наши авторы тоже пишет в жанре: Детектив (другое), Детектив иронический, Детектив классический, Детектив полицейский, Детская фантастика, Детские детективы.

  • Дэнверс27.05.2023

    Первая глава Беатрис лежала на кровати, смотря в потолок. Она думала о том что ждёт её дальше. Отец получил хорошую работу в другом городе и теперь…

  • Хроники Готэма. II Принц

    Автор: Тим Оникс

    06.05.2023

    «Сумасшедшие люди и не догадываются, что они сумасшедшие — поэтому они и сумасшедшие», Алан Уэйк. «Тебя объявляют безумным, и все твои поступки – лишь часть…

  • Хроники Готэма. I Арлекин

    Автор: Тим Оникс

    06.05.2023

    Безумие, оно как гравитация – нужно только подтолкнуть. Темный Рыцарь, Джокер. Что, если наша жизнь уже давно предрешена? Что, если не мы выбираем свою судьбу,…

  • 14 глава

    Автор: Мэл Титанова

    05.05.2023

    Утром ребята проснулись довольно рано и решили вместе сходить в кино. Там, они, недолго думая, выбрали приключенческий фильм, зашли в зал и спокойно смотрели за…

  • три месяца в лесу

    Автор: Алёна Бланх

    07.04.2023

    «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества» (Ф. Адлер) Глава 1 Четвертое июня 8:45. Из вагона поезда вышел блондин…

Как написать детектив: особенности жанра и пошаговая инструкция для автора

Детективная история предполагает наличие таинственного преступления и героя, ведущего расследование. Но достаточно ли двух этих факторов для захватывающего детектива? Что еще надо знать писателю, чтобы «испечь» историю, от которой невозможно оторваться?

Изучаем все слои детективного пирога. Рассказываем, как сочинять произведения с захватывающим сюжетом. Обсуждаем правила создания детектива: идеи для сюжета, план написания, проработка героев.

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Детектив – это история, в которой расследуется преступление-головоломка, а в финале обязательно обнаруживается виновник. Первооткрывателем жанра считается Эдгар Аллан По с изданным в 1841 году рассказом «Убийство на улице Морг».

И хоть сейчас придумать интересный детектив становится все сложнее, но одно главное правило действует по сей день.

Как любая хорошая загадка, ключ к детективной истории – несокрушимая логика.

Как написать детектив: пошаговая подготовка

Прежде чем создавать документ с названием вашего романа, проведите разведку на местности. Начинать детективное произведение следует с предварительной подготовки.

  • Поговорите с собой

    Ответьте на вопрос, что именно привлекает вас в этой истории? Именно это, как правило, и цепляет читателя. Интерес автора к теме всегда виден между строк. Поэтому не бойтесь включить свою писательскую страсть на полную мощь.

  • Пошагово распишите план сюжета

    Детектив не прощает огрехов и нелогичности в сюжете, поэтому пропишите и заранее спланируйте все сюжетные линии. Продумайте, где именно они пересекаются. В противном случае появляется риск к середине романа заново перекраивать свою историю.

  • Проверяйте и перепроверяйте факты

    Убедитесь в реальности того, что задумано по сюжету. Отсутствие фундамента и фактчекинга снижает уровень текста и портит доверие читателя. Палец действительно можно пришить после того, как он полежит в холодильнике? А руку? А сколько палец может там храниться? А при какой температуре? Проверяйте факты снова и снова.

  • Консультируйтесь с реальными специалистами

    Если интернета и книг недостаточно, обращайтесь за советом к живым людям. Пусть это будет садовник или уборщица, а тем более криминалист или следователь полиции. Даже если большая часть информации не войдёт в книгу. Но это облегчит написание хорошей истории, углубит ваш роман.

  • Продумайте несколько вариантов преступления

    Представьте себя на месте антагониста. Он умен? Жесток? На что он способен? Как он планирует уйти от закона? Так и вы – качественно заметайте следы. Помните, первая мысль не всегда самая удачная.

    Пусть это будет игра! Напишите десять версий своего преступления. Они вам пригодятся, когда преступнику приспичит заметать следы.

  • Решите, с каким жанром будет соединён ваш детектив

    Чистых жанров не бывает и от того, с каким будет соединена ваша история, зависит многое, от развития сюжета до настроения.

Наиболее популярные поджанры детективной истории

True crime

За основу истории берется реальная преступная загадка. Решение которой вам и предстоит сочинить.

Вспомним первооткрывателя жанра Трумен Капоте и его «Хладнокровное убийство»

Исторический детектив

Преступление происходит в недавнем или далеком прошлом. Здесь вдвойне важно качественно работать с деталями и особенностями конкретной эпохи, особенно если персонажами выступают реальные исторические прототипы.

Детективы Бориса Акунина об Эрасте Фандорине

Авантюрный детектив

Если герой с первой страницы по чистой случайности оказывается втянут в бурное приключение, и все его попытки выпутаться порождают всё большие трудности.

История Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»

Мистический или фантастический

В истории могут присутствовать элементы мистики, или герои и вовсе живут на другой планете или в параллельной вселенной. Но разгадка всё равно должна выстраиваться правилами железной логики.

Серия детективов Надежды Поповой об инквизиторе Курте Гессе

Психологический детектив

Это направление стоит выбрать, если хотите сосредоточиться на преступнике и ходе его мыслей.

В шкуру волка прекрасно влез Майк Омер в книге «Внутри убийцы»

На курсе Band

«Острый сюжет»

вы сможете погрузиться в создание интригующей детективной истории. А наши редакторы подскажут вам, как усилить текст.

Основные составляющие хорошего детектива

Чтобы сочинить детектив, представьте, что это конструктор. Каждая деталь должна быть на своем месте и подходить к другим частям. Без чего не обойтись вашему детективу?

  • Преступление идеальное или не очень

    Продумайте заранее детали вашего преступления. Сначала постарайтесь сочинить максимально безупречное преступление, и уже позже создайте ахиллесову пяту.

    Для удобства сделайте отдельные карточки или таблицы с уликами и возможными вариантами их введения в сюжет.

  • Антагонист

    Фигура преступника в детективной истории остается в тени, лишь по его следам, как по крошкам, делаются выводы о том, какой же он на самом деле.

    Помните, что преступник неразрывно связан с собственным преступлением. Злодейство, которое совершил антагонист – это полное отражение его личности. Остерегайтесь в погоне за удивлением читателя разрушить связь преступника и преступления.

    Подумайте, что любит ваш преступник. Да, он злодей, но где-то в нем должен быть намек на человечность. Может быть он любит свою собачку? Или покупает молоко соседской бабушке?

    Если всю книгу преступления совершаются огромным мясницким топором, то преступником очевидно не может стать хрупкая блондинка из соседнего дома.

  • Сыщик или детектив – тот, кто ведет следствие

    Вспомните своего самого любимого детектива. Кто это? Шерлок Холмс, Корморан Страйк, Эраст Фандорин? Объединяет их именно то, что они люди до мозга костей. Помните, сыщик – это не просто робот, который отгадывает любые задачи по щелчку. Чем больше он будет человеком со своими страстями и чувствами, тем сильнее за ним захочется следить.

Как правильно создавать сыщика? Кто вам нужен?

Есть несколько типовых портретов сыщика в детективном сюжете. У каждого типа есть исходный набор важных следствию качеств. Какие важны для вашей истории?

Новичок или любитель – слегка наивен, может делать ошибки по незнанию, но искренне и страстно рвется к раскрытию преступления. Про таких говорят «как слон в посудной лавке».

Все тот же Эраст Фандорин в первой книге «Азазель» всего лишь коллежский регистратор в московской полиции, он еще юн и неопытен. Отсюда много ошибок, но огромное рвение. (Борис Акунин)

Работники органов правопорядка – как правило, уже имеют опыт в раскрытии преступлений. Сыщик — часть системы власти, а это значит, что вы должны знать всё об устройстве этой системы. В этом ваш герой несвободен, и крайне важно об этом не забывать.

Что еще почитать по этой теме:

Так старший инспектор Гамаш имеет целую команду для раскрытия преступлений. Но его опыт порождает множество зависти и подковёрных интриг среди коллег. (Луиза Пенни)

Адвокат – может бодаться с властью, может защитить невинно осужденного, но рискует довериться преступнику. Вынужден постоянно сверять внутренние часы: а того ли я защищаю? Он тот, за кого себя выдает?

Адвокат Морган Дейл постоянно сомневается, достоин ли клиент её защиты. Иногда ошибается, получив кулаком в лицо прямо в зале суда. (Мелинда Ли)

Частный детектив – свободен от начальства, своеволен, дерзок, ищет обходные пути решения.

Корморан Страйк в книгах Гэлбрейта ради дела частенько нарушает закон, несмотря на боли в ноге и протез. (Роберт Гэлбрейт)

Шпионы и разведчики – скрытные, многоликие, таинственные. Описывая такого персонажа, спрашивайте себя «А кто он такой на самом деле?».

Штирлиц даже себе не может признаться, что он шпион, иначе это выдаст его. (Юлиан Семенов)

Только вам решать, каким будет герой вашего романа. Главное, он должен интриговать вас самих. Ведь вы будете вместе не одну сотню часов.

Что еще важно учитывать, чтобы написать детективную историю

  • Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Анна Солари и Леон Аграновский, Корморан Страйк и Робин Эллакот. Градус драматизма и правдоподобия повышается, когда рядом с сыщиком есть верный помощник. Постарайтесь сразу решить и придумать, на какой ноте будут выстраиваться отношения сыщика с его напарником. Они друзья? Влюблены? Или до зубной боли ненавидят друг друга. Правильно соблюдайте баланс между сухой логикой и человеческими отношениями. Читатель любит загадки, но еще больше он любит страсти и перипетии взаимоотношений. У каждого должен быть свой собственный Ватсон.

  • Познакомьте читателя с ними сразу, в первых главах романа. Они как «дано» в условии задачи, никаких вбросов после оглашения всего списка возможных действующих лиц.

  • Четкое представление о том, в каком именно мире происходит история, не только увеличит интерес читателя, но и поможет глубже видеть возможные сюжетные ходы. Включите воображение. Особенное внимание уделите месту преступления. Пусть большая часть обстановки останется лишь в ваших черновиках. Но этот клей будет крепко держать историю.

  • Распишите для себя, от какого количества героев будет идти повествование? Что делает сейчас герой, которого нет в данной главе? Помните, если персонаж не появлялся в истории уже несколько глав, то он не стоял на паузе. Он продолжал жить, и вы, как демиург мира, точно должны знать, чем он поливал свои блинчики на завтрак.

  • Мозгодробительная интрига

    Детектив — это всегда гигантская головоломка. Дайте пищу разуму читателя. Напишите такую интригу, чтобы он мучился в ночи без сна от вопросов. Кто? Как? Почему? Здесь можно и списывать. Подсматривайте идеи у жизни. Покопайтесь чуть глубже в Википедии, может даже стоит почитать старые криминальные хроники.

  • Сопереживание пострадавшему

    Покажите читателю, как высоки были ставки и как много он потерял. Вам самому понятна боль жертвы?

  • Преступление должно быть логично связано с преступником. Для этого пропишите глубокую и интересную мотивацию преступнику.

  • Преступление задаёт сверхзадачу, идею (философский подтекст). О чем вы пишете детектив в глобальном смысле? О вере? О дружбе? Любви? Живут ли в мире ваших героев только подонки или же обычные люди.

Детективная клюква – как не надо делать!

  • Сыщик супермен. Читателю быстро наскучит всесильный и всемогущий главный герой. Помните, изъяны делают героя живым, настоящим, похожим на нас. И мы любим их (героев) именно за недостатки.

  • Появление чудесных улик без объяснений. В детективе нет места чуду. Логика, логика и еще раз логика.

  • Злодей слишком злодей. Он смеётся зловещим смехом и дьявольски вездесущ. Супергеройство и здесь не принесет ничего хорошего. Покажите читателю изъяны, слабости, может быть даже человечность?

  • Череда совпадений, которая двигает сюжет. У любых неожиданных улик или чудесных совпадений в финале должны быть очевидные причины. Избегайте deus ex machina.

  • Тыкать убийцей в нос или слишком заметать следы и усложнять. По сути своей, это две стороны одной медали, и от того, и от другого читатель заскучает и закроет книгу. Держите баланс.

Придумайте три варианта реалистичного преступления с предметами, указанными ниже.

Курица, спица, кусочек метеорита

Кто бы мог его расследовать? Каким было бы место преступления?

Написать хороший детектив не простая задача. Разделите её на мелкие кусочки и решайте по частям. А главное, ничего не бойтесь!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Что такое квесты в реальности, многие знают — они стали уже почти повсеместным явлением. Найти разгадку за один час, пользуясь подсказками, — развлечение для тех, кто уверен в своих умственных способностях и жаждет сильных ощущений. Но форма квеста как нельзя лучше подходит и для разрешения детективных загадок. Одной из первых такое решение воплотила Влада Юрьева — восемь ее романов составят серию «Детектив-квест». Влада — автор и переводчик, которая своим появлением в отечественной литературе разрушила сразу ряд стереотипов. Какие? Об этом и пойдет речь в интервью.

По устоявшемуся мнению, автор детективов — не просто писатель, но и человек, умудренный опытом и просто обязанный знать многое в самых разных сферах человеческой жизни. Иначе у него просто не получится правдоподобно описать происходящее. Откуда ваши глубокие знания в сфере психологии и в самых разных других областях, с которыми сталкиваются ваши герои по ходу развития действия?

Убеленный сединами автор детективов, который на исходе жизни торжественно берется за книгу, — это популярный стереотип. Нетрудно догадаться, откуда он пришел. Когда мы читаем биографии классиков жанра, с фотографии на нас чаще всего смотрит немолодой человек. Агата Кристи, которую чуть ли не каждый второй представляет бойкой старушкой. Солидный сэр Артур Конан Дойл. Их книги любят до сих пор — и сравнивают, сознательно или подсознательно, других авторов с ними. Но немногие помнят (или знают), что Конан Дойлу в момент, когда вышла первая повесть о Холмсе, не было и тридцати. Агата Кристи начала публиковаться в тридцать. «Убийство на улице Морг», сегодня считающееся первым детективным рассказом, увидело свет, когда Эдгару По было тридцать два года.

Поэтому во главу угла я бы поставила знание человеческой природы, а не личный опыт или возраст. Детектив — это всегда история о людях. Есть жанры, в которых правят бал обстоятельства, мир, события, мистика. Но детектив построен на понимании того, что, как и почему делает человек. Так что каждая книга требует огромного объема знаний. Как правило, когда сюжет в общих чертах готов, и я точно знаю, что мне нужно, я начинаю сбор материала.

Мне повезло со временем: XXI век дает преимущества, о которых раньше приходилось только мечтать. Я говорю не только о справках из Википедии — этого для достоверности не хватит. Современные технологии дают инструменты, к которым мы так привыкли, что перестали их ценить.

В Интернете можно найти сотни энциклопедий, использовать виртуальные карты и онлайн-камеры. Всего пара кликов — и ты видишь, что происходит на другой стороне планеты. Можно часами просматривать архивы, где собраны отчеты о преступлениях прошлого столетия: не только громких и скандальных, а всех, вплоть до кражи конфеты из магазина в Оклахоме. Раньше существовал единый ресурс, где были собраны такие документы. Сейчас он, к сожалению, удален, но его менее удобных «близнецов» в сети хватает. Ошибка многих авторов в том, что они мусолят одни и те же преступления по сотне раз, используют одни и те же схемы. Изучая архивные дела, можно узнать многое о криминальном мышлении, уликах, нетривиальных способах расследования и воле случая. Еще один ценнейший источник информации — документальные фильмы. Американские, канадские, австралийские — они отличаются от того, что видит русскоязычный зритель, и позволяют лучше понять картину преступления, в деталях узнать ту сферу жизни, которую ты собираешься описывать. Например, когда мне понадобилось построить сюжет вокруг психиатрической лечебницы, я нашла серию британских фильмов, которые включали анонимные интервью с пациентами. Это те знания, которые нельзя придумать: психически здоровый человек не сможет мыслить как сумасшедший, даже если очень захочет. Но можно потратить время, чтобы изучить тему, сделать шаг за рамки дилетантского «я художник, я так вижу».

И конечно, за всем этим торжеством технологий не стоит забывать о реальном общении. Я рада, что в свое время выбрала профессию, которая позволила мне познакомиться с очень разными людьми. Жизнь на каждом шагу убеждает, что простых людей не бывает. Нужно научиться наблюдать, не ограничивать себя стереотипами, и тогда вдохновение для работы можно найти чуть ли не в первом встречном.

Книги серии «Детектив-квест»

Что побудило вас стать переводчиком, и как сейчас сочетаются для вас эта работа и литературное творчество?

Для меня это было осознанное решение: я знала, что эта работа мне интересна и что я с ней справлюсь. В старших классах, когда начинают всерьез задумываться о будущем, меня рекомендовали для участия в международном образовательном проекте. Школьникам, у которых «заподозрили» лингвистические способности, позволяли поработать переводчиками для иностранцев, ни слова не знающих по-русски. До сих пор помню то странное сочетание ужаса от свалившейся на меня ответственности и четкого понимания, что я на своем месте.

Стоит отметить, что тогда я уже пробовала писать. Конечно, редкий подросток не тянет руку к перу. Но мне и в голову не приходило, что это может стать профессией. Поэтому Литинститут не рассматривался как вариант, я поступила на международные отношения и ничуть об этом не жалею. Именно дипломатическое образование очень многое дало мне и моим книгам.

Во-первых, такое образование — это серьезные знания. Будущие переводчики и дипломаты изучали все: традиции разных стран, мировые религии, историю, литературу, этикет, психологию. Из нас делали не живые машины для перевода с одного языка на другой, а людей, которые, поддерживая беседу с иностранцем, не устроят при этом международный скандал. Умение тонко чувствовать и понимать собеседника было таким же тестом на профпригодность, как знание языков.

Во-вторых, переводчиков учат быть гибкими и держать удар. На младших курсах некоторые преподаватели намеренно устраивали нам чуть ли не травлю, намекая, что в работе будет только хуже. Одни новички уходили, другие оставались. Я считала эту «шокотерапию» несправедливой до того момента, когда мне уже во время работы однажды без объяснений дали в руки микрофон и, подтолкнув в спину, отправили переводить для целого стадиона.

В-третьих, эта профессия развивает память, что в эпоху цифровых технологий немаловажно. Во время работы над книгой я помню все собранные материалы наизусть. Это помогает не путаться и представлять мир, который я описываю.

Когда я начала работать, обнаружился еще один «бонус» профессии: возможность хорошо узнать разных людей. Кто, кроме переводчика, получает в собеседники стольких людей разных профессий? Пожалуй, только журналист. Но перед журналистом люди обычно стараются показать себя в лучшем свете, а переводчик становится «невидимкой» сразу же после знакомства. Собеседники, как правило, сосредоточены друг на друге. О переводчике, стоящем рядом, они просто забывают и ведут себя естественно, а сам переводчик при этом получает лучшее место в «зрительном зале» многих событий.

Сейчас я работаю по свободному графику. Именно это позволяет и не отказываться от переводов, и писать книги.

Ваши персонажи вне зависимости от их характеров и взглядов на жизнь обладают той или иной долей юмора. А вам чувство юмора помогало преодолевать сложные жизненные ситуации? Могли бы вы привести пример?

Чувство юмора есть у любого человека, разница лишь в том, что кажется ему смешным. Поэтому и у моих персонажей оно есть — это делает их «живыми».

Чувство юмора — это бесценный механизм выживания, не меньше. Это не просто шутки, анекдоты и умение в подходящий момент заговорить забавным голосом. Это некий внутренний ресурс, который подпитывает само желание жить. Я давно придерживаюсь этой теории, а она подтверждается снова и снова.

В издательстве «Эксмо» выходит серия сборников реальных историй из жизни писателей. У историй, которые я рассказываю там, объективно есть грустные, а иногда даже страшные стороны. Но рассказы все равно получаются смешными, потому что я верю: если все закончилось хорошо, не нужно хранить в душе недобрую память. Пускай останутся только забавные моменты, именно такой реальностью я хочу делиться с миром.

Нет какой-то особенной ситуации, в которой шутка-прибаутка спасла бы мне жизнь. Но у меня, как и у многих других, были сложные моменты, когда казалось, что все вокруг разлетается вдребезги. Хотелось сдаться, поднять белый флаг и не делать больше ничего. Совсем. Но каждый раз приходилось напоминать себе: «Итак, мы с тобой на дне, и здесь по-прежнему нет ничего интересного. Давай-ка поднимемся на этаж выше и посмотрим, что жизнь обустроила там».

Книги серии «Детектив-квест»

Вы хорошо знаете англоязычную литературу и английские детективные сериалы. В чем, на ваш взгляд, основное отличие западного детектива — и в литературе, и в кино — от русскоязычных книг и сериалов этого жанра? Играет ли в этом какую-то роль отношение публики к детективу как к «несерьезному» жанру?

Отличий очень много, но если выделять одно, да еще и общее для телевидения и литературы, я бы назвала открытость экспериментам. В англоязычных странах бал правят рейтинги. Но шанс предстать перед зрителями и критиками и получить те самые рейтинги дают чуть ли не каждому. У нас же долгие годы с телевидения в книги и обратно кочевала стайка проверенных и одобренных сюжетов и шаблонных персонажей. Хорошие до радужного сияния следователи или, наоборот, продажные менты. Насквозь гнилые бандиты или не понятые миром Робин Гуды. Шаг влево, шаг вправо — уже опасно, вдруг зритель с читателем не поймут? Поэтому на нашем телевидении сложно представить такие сериалы, как «Фарго», «Во все тяжкие» и даже «Настоящий детектив».

Нужно учитывать и очень важную культурную особенность. В Америке зритель ТВ и тот, кто скачивает сериал в интернете, — это чаще всего один и тот же человек, и скачивает он все за деньги. Альтернатива в виде иностранных фильмов и литературы там существует, но в иных пропорциях. Они любят и ценят свой отечественный продукт. Нами же владеет стереотип «наши ничего не напишут/не придумают/не снимут». Так что во многом развитие тормозят неспособность зрителя и читателя поверить своим, страх обжечься, получить очередную жалкую подделку того, что они уже где-то видели или читали. И тем не менее даже при таком сопротивлении рынок меняется. Медленно, со скрипом, эта избушка на курьих ножках поворачивается куда нужно. Появляются сериалы с хорошим бюджетом (а не те, где для муляжа трупа используют скелет из школьного кабинета биологии). Выходят на рынок новые авторы. Создаются оригинальные обложки для книг, способные выдерживать конкуренцию на международном уровне, и это тоже очень важно.

Причем двигатель этих перемен — не издательства и телепродюсеры. Они могут предложить новый продукт на свой страх и риск. Но именно вы, читатели и телезрители, определяете, что останется и есть ли вообще место для новинок. Голосование ЗА идет очень просто: читатель покупает бумажную книгу, а не скачивает пиратскую версию. Телезритель смотрит сериал по телевизору, а не на пиратском ресурсе. Именно такие читатели и зрители определяют будущее индустрии развлечений.

Что же до поливания грязью детектива как жанра, оно идет в основном от тех, кто судит по принципу «я читал книгу Х — что за бред эти ваши детективы». Однако детектив в чистом виде — это не схема «убийца-дворецкий» в разных вариациях. Если вернуться к истоку жанра, нельзя не заметить, что первые детективные истории во главу угла ставили аналитические способности главного героя. Эдгар По, о котором я уже говорила, еще не знал, что становится прародителем жанра. Он писал рассказы, в которых интеллекту уделялось столько же внимания, сколько другие авторы уделяли эмоциям.

Человеческий ум — это такая же бесконечная загадка, как душа. Поэтому детектив (настоящий детектив, а не все, что приписывают этому жанру) — это головоломка. Преступления может и не быть, но есть ряд обстоятельств, которые нужно собрать в единую мозаику. Детектив, в котором без каких-либо улик или вопреки им вдруг появляется «бог из машины», уверенно можно назвать плохим.

Так что сердце жанра — это головоломка. Может ли такой жанр быть «несерьезным»? Вряд ли. В эпоху, когда нас окружают простейшие развлечения, любая игра, заставляющая думать, уже заслуживает внимания. Работа ума, факты, дедукция — это основа. А дальше каждый автор сам выбирает, какой дом строить на этом фундаменте. Кто-то предпочитает исторические декорации, кто-то — рецепты и анекдоты, кто-то — фантастические элементы. Результат может нравиться или не нравиться, но по нему ни в коем случае нельзя судить обо всем жанре.

Вы как автор всегда знаете, что будут делать в той или иной ситуации ваши герои? Или у вас обычно получаются характеры, способные на том или ином повороте сюжета выкинуть коленце, которое вы и не предвидели?

У каждого автора свой способ работы с персонажами. Для меня это не игрушки, не марионетки, которыми я буду развлекать читателя. Когда я придумываю историю, для меня важно не столько создать, сколько представить персонажа, познакомиться с ним, думать о нем как о настоящем человеке, а не картонной кукле. Персонаж — это отражение человека, он создан сотней маленьких деталей. Пол, возраст, внешность, образование, жизненный опыт, религия, любимые сериалы, семья, болезни, вера или неверие в гороскопы и так далее — именно это должно определять поступки персонажа, а не то, что писатель сел за работу без настроения. У слов и поступков героя есть своя логика: почему он сделал так, почему не мог иначе. Интеллигентная пожилая учительница не будет вести себя как шестнадцатилетний гопник, в каких бы жизненных обстоятельствах она ни оказалась. Поэтому я позволяю себе сесть за новую книгу, только когда я хорошо знаю ее героев.

Есть мнение, что авторы детективов склонны прогнозировать наиболее пессимистическое развитие событий, видеть везде скрытые тайны, секреты, темные стороны человеческой природы. Насколько верно такое мнение, как вам кажется? Что вы могли бы рассказать о себе в связи с этим — о ваших увлечениях, отношениях с друзьями, любимом времяпрепровождении?

Я лично знакома со многими авторами детективов, поэтому могу уверенно сказать: мы очень разные. Кто-то постоянно ищет всюду подвохи и тайные смыслы, но таких мало. Для большинства существует четкая грань между работой и остальной жизнью. Можно увидеть какую-нибудь интересную новость и записать ее на будущее, но всюду искать «загадки, интриги, расследования» осознанно — очень похоже на паранойю, согласитесь.

В моем случае работа просачивается в реальную жизнь, когда я придумываю сюжет, но еще не пишу его. Скучно? Самое время продумать сложную сцену или закончить работу над персонажем. Поэтому меня абсолютно не раздражают долгие поездки или очереди, я люблю ходить пешком — для меня это лучшие условия, чтобы продумать интригу. Можно пустить тело на «автопилоте», отгородиться от мира музыкой в плеере и думать, представлять, подбирать варианты. Мне повезло: мое рабочее место всегда со мной.

Но это не значит, что я круглые сутки или думаю о книгах, или пишу их. Мы не зря сегодня затронули тему стереотипного представления об авторе: солидный, угрюмый, опытный. От этого стереотипа я настолько далека, что мне доводилось сталкиваться с удивлением, иногда высказанным без малейшего смущения напрямую. Как же так, столь юная особа, да такая улыбчивая, да такая добродушная — и о таких серьезных вещах пишет. Не сочетается. Не может из этого ничего хорошего выйти.

Я не спорю и не пытаюсь соответствовать образу «автора сурового и загадочного». Я много шучу в общении (и в социальных сетях), потому что убеждена, что смех спасет мир. Я стараюсь как можно чаще заводить новые знакомства, потому что верю: «маленьких людей» не бывает. Бывают люди, которые просто пока не поняли, насколько они уникальны. Я считаю, что животные — это ключ к душе человека, и люблю проводить время с ними. И я верю, что секрет хороших книг кроется в эмпатии и открытости миру. Я с бесконечным уважением отношусь к авторам, которые добились успеха до меня и работают сегодня. Но при этом я не вижу смысла повторять то, что уже было сделано, и сделано очень хорошо. Я создаю то, что близко, понятно и интересно мне — и, я верю, многим умным, образованным читателям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти офис от собственника
  • Как найти резюме с нескольких с
  • Как найти старую страницу в гугле
  • Как правильно составить расписку в получении аванса
  • Как найти номер интернет телефона мегафон