Как составить детский кроссворд по рассказу

Учим учащихся начальных классов

составлять кроссворды.

    Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.

    Решение кроссвордов — это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка — необходимая часть воспитания разносторонней личности.

Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:

1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение

и чувство радости — » Я могу!»

2. Это неплохо развивает эрудицию;

3. Тренирует внимательность;

4. Совершенствует аккуратность;

5. Оттачивает навыки составления вопросов;

6. Формирует умение давать определения понятиям.

    Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?

Из опыта работы.

       На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:

Кроссворд «Школьный»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.

2. Вы в него заходите каждое утро.

3. Решив задачу, вы пишите….

4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…

5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.

Ответы:

1

ш

к

о

л

ь

н

и

к

2

к

а

б

и

н

е

т

3

о

т

в

е

т

4

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

5

а

л

ф

а

в

и

т

Главное слово: ШКОЛА.

Кроссворд «Зимний»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…

2. Прилетает к нас зимой..

3. В году их двенадцать, а один…

4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.

Ответы:

1

М

О

Р

О

З

2

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

3

М

Е

С

Я

Ц

4

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Главное слово: ЗИМА.

Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.

Кроссворд «Весенний»

По горизонтали:

1. Растёт на земле, зелёная.

2. Они маленькие и их легко раздавить

3. Второй месяц весны

По вертикали:

1. Это вода, которая стекает с сосулек.

2. Время года, наступающее после зимы

3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.

4. Они растут на поляне.

5. Есть озеро и есть …

Ответы:

4

Ц

3

В

1

2

Я

Е

5

К

В

Г

1

Т

Р

А

В

А

2

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

П

С

Д

К

Е

Н

Ы

3

А

П

Р

Е

Л

Ь

Л

А

Ь

На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:

1. Разделиться на команды.

2. Выбрать тему для кроссворда.

3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).

4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)

5. Выбрать самое длинное слово.

6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.

7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».

8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.

9. Красочно оформить кроссворд.

Памятка для детей по составлению кроссворда.

» Учимся составлять кроссворды!»

1. Подберите 5 — 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: » Домашние животные», » Природа» и т.д.

2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:

Будка собаки — ответ КОНУРА (выбранное слово)

3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)

4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.

4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)

5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ

(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)

ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.

Важно! Слова — ответы должны быть существительными в единственном числе.

 Работы ребят.

f1647171852.JPG

Кроссворд » Профессии»

k1647171824.JPG

j1647171807.JPG

q1647171774.JPG

 Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе — предложите им составить их на сайте:

«Фабрика кроссвордов»

http://puzzlecup.com/crosswordru/

Ход мастер-класса:

— Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь на Вашу активную работу.

Меня зовут Неборачко Евгения Александровна, в МБОУ «Школа № 4»  я работаю  учителем начальных классов третий год.

— Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе с вами тему мастер-класса. (Просмотр ролика и обсуждение темы).

 Один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. 

Я предлагаю познакомить с одним из способов развития данного навыка.

Слайд 1.

Тема моего мастер-класса «Самостоятельное составление кроссворда по прочитанному тексту»

Кроссворд – это  игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Предлагаю Вам поиграть! Слайд 2

Что мы сейчас делали?

В современной школе особое место занимают такие формы уроков, которые обеспечивают активное участие каждого ученика. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.

Игра имеет огромное значение в жизни ребенка, она так же важна как и для взрослого значима деятельность, работа, служба. Игра только на первый взгляд кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Многими современными педагогами доказано, что играя можно учиться.

Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова французского писателя Мишель де Монтень

 Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Для формирования познавательного интереса предлагаю использовать технику составления кроссворда.

Кроссворд используется на разных этапах урока:

— изучение нового материала;

— контроль и проверка знаний;

— закрепление знаний;

— обобщение, повторение материала;

— работа с текстом.

Данный кроссворд относится к этапу работа с текстом.

Раздай текст и объясни задание

Инструкция

  1. Внимательно прочитайте материал по данной теме.
  2. Составьте словарь понятий
  3. Заполните сетку. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.
  4. Разделите на вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде.
  5. Используйте  вопросы Кто? Что? Как звать?

Предлагая учащимся учебные кроссворды учителю необходимо знать, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.

Кроссворд помогает:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

-ставить вопросы;

-выделять главное;

-увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

Проблема постановки вопроса это проблема мышления.

Качество поставленных вопросов свидетельствует о понимании учебного материала.

Итог мастер-класса.

-Рассмотренный приём работы на уроках позволяет вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».

Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

Предлагаю посмотреть видео, где представлены 3 онлайн сервиса для создания кроссворда.

           Благодарю Вас за участие. Надеюсь,  моё выступление   было    интересным.  В заключение  я попрошу вас ответить   на несколько вопросов.

Кроссворд для 2 класса

по произведениям К. Чуковского

Кроссворд по произведениям Чуковского

По горизонтали: 4.
Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон…» 5.
Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите,
дети, в Африку гулять…»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан.

По вертикали: 1.
Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3. «Доктор…».

Ответы. По
горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

 

Кроссворд «Дядя Степа» (по произведениям С. Михалкова)

Кроссворд по произведениям Михалкова

1.
Полное имя дяди Степы.

2.
Предмет, на который водружал ноги дядя Степа.

3.
Что было неисправно, когда дядя Степа преградил путь паровозу?

4.
Дядю Степу пропускали бесплатно на стадион, потому что думали, что он…

5.
Прозвище дяди Степы-моряка.

6.
Тип корабля, на котором служил дядя Степа.

7.
Фамилия мальчика, которого спас дядя Степа.

8.
Кто вылетел из открытого окна чердака, когда во время пожара его открыл дядя
Степа?

В
выделенных клетках прочтите фамилию дяди Степы.

Ответы: 1. Степан.
2. Табурет. 3. Семафор. 4. Чемпион. 5. Маяк. 6. Линкор. 7. Бородин. 8. Воробей.

В
выделенных клетках получилось слово «Степанов» — фамилия дяди Степы.

Кроссворд с
ответами по стихам Маршака

 

http://kladraz.ru/images/ris16.jpg

1.
Кто сдавал багаж: диван, чемодан, саквояж?..

2.
О ком из жителей зоосада эти стихи:

Рвать
цветы легко и просто

Детям
маленького роста,

Но
тому, кто так высок,

Нелегко
сорвать цветок.

3.
Кто вместо урока попал на каток?

4.
Глупый маленький зверек, которому не нравилась мамина колыбельная песня.

5.
Кто жил на улице Бассейной?

6.
Отгадайте загадку.

Под
Новый год пришел он в дом

Таким
румяным толстяком.

Но
с каждым днем терял он вес

И
наконец совсем исчез.

Ответы: 1. Дама. 2.
Жираф. 3. Лодыри. 4. Мышонок. 5. Рассеянный. 6. Календарь.

Кроссворд по
произведениям В. Драгунского

 

Кроссворд «Денискины рассказы» (по произведениям В. Драгунского)

Кроссворд по произведениям Драгунского

По горизонтали: 3. Из чего варили бульон Дениска и
папа? 5. На какое насекомое Денис обменял самосвал? 6. Как зовут подружку
Дениски и Мишки? 7. Что вылил Дениска за окно на шляпу прохожего?

По вертикали:
1. Имя лучшего друга Дениса. 2. Где мальчики первых классов открыли стрельбу?
4. Как в рассказе «Удивительный день» мальчики назвали ракету? 5. Что за
костюм, в котором много марли, а в центре торчит какая-нибудь девочка? 8. Не
«сыски», не «хыхки», не «фыфки», а как правильно?

Ответы. По
горизонтали: 3. Курица. 5. Светлячок. 6. Аленка. 7. Каша.

По
вертикали: 1. Мишка. 2. Кинотеатр. 4. Восток. 5. Снежинка. 8. Шишка.

Литературные
произведения


Вставь пропущенное слово в название сказки или
стихотворения.


Версия для печати
http://www.murzilka.org/data/files/Image/krossvord-lit.jpg

По горизонтали:
1. Русская народная сказка «Царевна — …».
2. Стихотворение К. Чуковского «Краденое…».
3. Сказка П. Ершова «Конек — …».
4. Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий …».
5. Сказочная повесть А. Толстого «Золотой …».
6. Стихотворение К. Чуковского «Федорино …».
7. Сказка Ш. Перро «Спящая …».
8. Русская народная сказка «Курочка …».В выделенных клетках: сказка
Х.-К. Андерсена «Снежная …».

Кроссворд
для 3 класса:
Герои любимых книг.

Кроссворд для 4 класса с ответами


По горизонтали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)
3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)
5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце.
(Кощей.)
6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.)
7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)
8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра.
(Карабас.)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.)
12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)

По вертикали:
2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к
одной тайне. (Тортила.)

Я составлю вопросы по произведению, а вы уже из слов сами составите кроссворд. Но ниже приведу готовый кроссворд. Почему вам лучше составить самим сам кроссворд, да потому, что учителя проверяют иногда именно по рисунку кроссворда, скачен он или нет.

Итак, для кроссоврда можно взять следующие вопросы.

1) Сколько лет было главному герою, когда умерла его мать? (шесть).

2) Какое лучшее архитектурное украшение в городе, со слов автора, укрошает город? (тюрьма).

3) Какое слово пропущено в предложении?

(Валек).

4) Чем заканчивались попытки отца, когда он начинал воспитывать главного героя? 9неудачей).

5) Как звали сестру главного героя? (Соня).

6) Какая птица вылетела, когда главный герой с товарищами залезли в часовню? (сова).

7) Чем угостил Вася своих новых знакомых? (яблоками).

8) Как звали сестру Валика? (Маруся).

9) Что принес Вася для Маруси и за что потом его ругал отец? (куклу).

10) Что слуичилось с Марусей в конце произведения? (умерла).

Вот еще примеры кроссвордов по данному произведению.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в объявлении на авито
  • Как найти формат png
  • Как найти ценных сотрудников
  • Референс лист как правильно составить
  • Как найти белок в пробирке