Как составить диафильм по рассказу

Статья

«Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ»

Автор: Коновалова Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ № 303

В современном мире существует такое понятие как «Кризис чтения» («критический предел пренебрежения чтением») – одна из тревожных общемировых (в том числе – общероссийских) тенденций.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации. А современные дети – это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картину». Чтение уходит на второй план. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Я хочу поделиться опытом работы с детьми 6-7 лет по формированию предпосылок читательской грамотности через использование технологии составления диафильма.

Перед тем, как выстраивать работу по формированию интереса к чтению, важно помнить, что процесс формирования читателя в дошкольном возрасте имеет 2 этапа:

  1. Пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.
  2. Активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает работать сам.

Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, способность творчески воспринимать литературу.

В своей деятельности я использую различные методы и формы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Технология составления диафильма способствует:

  • формированию умения слушать литературные произведения, выделять в них действующих лиц, видеть сюжетную линию, понимать взаимоотношения героев;
  • формированию умения рисовать иллюстрации по мотивам литературных произведений;
  • обогащению художественно-творческого опыта детей;
  • развитию интереса к чтению, к литературным произведениям;
  • развитию речи, памяти, воображения.

Преимущества технологии составления диафильма:

  • творческий подход к анализу и пересказу литературного текста;
  • индивидуализация образовательного процесса (детям предлагаются разные сюжеты литературных произведений; разные способы выполнения – рисование, аппликация, раскраски);
  • акцент на совместное творчество (дети + педагог, дети + родители,

дети + дети).

Диафильм – серия иллюстраций, отражающих смысл произведения, в общих чертах передающих его основное содержание.

На подготовительном этапе я познакомила детей с фильмоскопом и настоящими диафильмами.

                             

Затем мы посмотрели диафильм, который сделала родительница в программе PowerPoint.

Потом я принесла диафильм, сделанный своими руками. Показала, как можно без фильмоскопа использовать диафильмы, и мы решили сделать диафильм вместе.

Для начала я предложила детям выбрать сказку, затем в форме беседы мы с ребятами сделали анализ литературного произведения. С помощью схематических рисунков определили его смысловые части.

План, по которому проводился анализ:

  • «С чего все началось»;
  • «Почему все произошло?»;
  • «Как развивались события, что приключилось с героями»;
  • «Самый важный, главный момент, от которого зависит плохой или хороший будет конец произведения»;
  • «Чем все закончилось?»;

Следующий этап – распределение смысловых частей (кадров). Дети выбирают, какой эпизод будут изображать. Договариваются о стиле выполнения (Колобок желтый, гриб коричневый, и т.п.). Практическая деятельность детей сопровождается музыкой. Я стараюсь вовлечь всех детей в творческий процесс, помогаю им изображать задуманное, так как уровень развития творческих способностей у ребят разный.

Из выполненных рисунков при помощи клея мы составляем диафильм. При этом «дети» вспоминают последовательность сюжета, определяют его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении диафильма важно, чтобы в нем нашли место все детские рисунки. Далее детям предлагаю «озвучить» получившийся диафильм, то есть пересказать сказку по рисункам.

Я использую в своей работе такой прием, как «закончи сказку по-другому». Детям очень нравится быть в роли автора, они придумывают интересные истории. Например, Колобок повстречался с цветком – одуванчиком, с которым подружился, или, Колобок повстречал такого же Колобка, который стал ему другом.

Родители тоже включились в творческую деятельность по созданию диафильмов. Меня радует то, что инициатива шла от самих детей. Дома, после чтения, ребята с родителями старались анализировать прочитанное произведение, выделять смысловые части и изображать их.

                          

Когда ребята освоили принцип совместного составления диафильма со взрослым, я начала пробовать организовывать детей по подгруппам. Ребятам я предлагала составить диафильм по знакомой сказке или прочитанному рассказу.

Работа в подгруппах строилась по определенному плану:

  1. Выбор произведения.
  2. Анализ произведения совместно с педагогом.
  3. Разделение сюжета на кадры.
  4. Распределение обязанностей (кто какой эпизод изображает).
  5. Практическая деятельность. Детям можно предложить не только карандаши, но и фломастеры, восковые мелки, готовые изображения (например, раскраски). Все зависит от того, какие задачи вы решаете в данный момент.

После того, как эпизоды для диафильма будут готовы, мы их склеиваем.

Получаются вот такие диафильмы, которые потом ребята презентуют друг другу.

      

В группе у нас есть детская фильмотека из созданных детьми диафильмов, которая постоянно пополняется.

                                                 

Диафильмы используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.

Диафильмы становятся элементом развивающей среды. Дети с удовольствием «показывают и озвучивают диафильмы» друг для друга.

Данная технология также способствует формированию осмысленного чтения. А именно семейного. Родители учатся сами работать с тестом (осмысливать прочитанное) и учат этому детей.

Кроме того, технология создания диафильма может использоваться и как реклама литературного произведения. Ребенок дома прочитал с родителями новую книгу и с помощью созданного диафильма рассказывает краткое содержание, чтобы заинтересовать других ребят.

На данный момент я наблюдаю, что у детей повысился интерес к литературным произведениям, они делятся друг с другом не только информацией о прочитанной дома книге, но и приносят их в группу. Повысился уровень овладения навыком пересказывания сюжетов повествовательных рассказов, дети могут выделить смысловые части произведения.

Таким образом, технология составления диафильма является эффективным средством формирования предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Создание диафильмов и анимационных фильмов
на уроках литературного чтения, родной литературы, внеурочной деятельности.

         Основным
умением, которым должен овладеть ученик начальной школы – это умение работать с
текстом.

В своей работе я использую множество
приемов работы с текстом, направленные на формирование читательской
грамотности. Но, для лучшего усвоения текста, его проработки, на уроках
необходимо использовать работу с рисунком. Рисунок — это средство мышления, реализация
представления учащихся.

Чем взрослее становятся дети, тем
больше становится их потенциал. Поэтому возникла идея по созданию диафильмов и
мультфильмов к произведениям программы.

Зачастую многие школьники не знают,
что такое диафильмы, что совершенно не удивительно во время развития
информационных технологий.

Что же такое диафильм —  это рассказ
в картинках, где в каждом кадре художник должен разместить фрагмент сюжета,
каждый фрагмент связан друг с другом и представляет собой последовательную
иллюстрацию

Работа над созданием диафильма – это
работа над совместным проектом.

В ходе работы над созданием диафильма
решаются следующие задачи:

1.    
Дети знакомятся с понятие «Диафильм»,
профессиями людей;

2.    
Дети учатся проявлять творческий
потенциал;

3.    
Формируется навык работы с литературным
произведением;

4.    
Развивается навык работы со сверстниками;

5.    
Формируется интерес к художественной
литературе.

Для
того, чтобы проект был реализован, необходимо соблюдать все этапы работы:


Сбор информации о терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор,
монтажер и другие. (Данный вид работы можно произвести единожды, а в дальнейшем
освежать в памяти учеников);


 Выбор произведения, деление текста на смысловые части – раскадровка;


 Присвоение каждому участнику проекта совей части произведения;


Рисование кадров диафильма. (На это этапе можно отсканировать все рисунки);


Компоновка рисунков в видео пленку, либо компоновка слайдов в программе
Power Point.
если рисунки были отсканированы.

— 
Работа над выразительным чтение текста (субтитры), либо ведется запись на
диктофон, которая будет накладываться на слайды в презентации.

Таким образом, соблюдая все этапы   работы
над диафильмов, получится диафильм в бумажном виде, для которого можно сделать
импровизированный диапроектор, либо получится более современный диафильм со
звуком в презентации
Power Point.

Неважно какой вид деятельности вы
выберите, главное, что данная работа объединяет детей, учит размышлять, учит
договариваться о деталях рисунка, учит ответственности за общее дело, учит
аккуратно оформлять свою работу, учит анализировать.

Следующий вид работы, который я
использую на уроках – это создание анимационных фильмов.

Безусловно, мультфильмы – одно из самых
эффективных средств для формирования личности ребенка. А если для создания
этого мультфильма приложил руку сам ребенок, то это вдвойне усиливает эффект.

Данный вид работы поможет учителю
разнообразить уроки литературного чтения, расширить кругозор детей, помочь им
глубже понять произведение.

Для создания мультфильма необходимо
также соблюдать следующие этапы:

1.    
Изучение творчества писателя;

2.    
Анализ текста во время чтения (на данном
этапе идет полный анализ прочитанного);

3.    
Определение смысловых частей;

4.    
Деление класса на группы, распределение
обязанностей (художники, сценаристы, звукорежиссёры и другие);

5.    
Подготовка рабочих материалов для
иллюстрирования, подбор музыкального сопровождения, озвучивание);

6.    
Раскадровка (на данном этапе ведется фото
или видео съемка рисунков, на которых нарисованные герои могут двигаться, если
на каждом кадре ерой принимает разное положение);

7.    
Работа в видео редакторах, синхронизация
изображения и звука;

8.    
Первичный просмотр и доработка;

9.    
Презентация анимационного фильма.

На
одном из уроков мы изучали произведение С. Прокофьевой «Когда можно плакать?». Ребятам
очень понравилось произведение, и мы решили создать анимационный фильм,
результат которого вы можете посмотреть пройдя по ссылке.
https://youtu.be/KpBLdsPTFdk

Подобная работа необходима для
развития интереса детей к чтению. Она учит мыслить, анализировать,
фантазировать. В своей работе необходимо использовать данные приемы работы,
начиная с иллюстрирования отрывков из текста и заканчивая созданием целых фильмов.
Только мы, учителя, сможем помочь детям сформироваться правильное отношение к
себе и окружающим, взрастить в детях личность.

Макарова Марина  Юрьевна

Статья

«Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ»

Авторы:

Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 303;

Коновалова Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ д/с № 303

В современном мире существует такое понятие как «Кризис чтения» («критический предел пренебрежения чтением») – одна из тревожных общемировых (в том числе – общероссийских) тенденций.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации. А современные дети – это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картину». Чтение уходит на второй план. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

В статье мы поделимся опытом работы с детьми 6-7 лет по формированию предпосылок читательской грамотности через использование технологии составления диафильма.

Технология составления диафильма способствует:

формированию умения слушать литературные произведения, выделять в них действующих лиц, видеть сюжетную линию, понимать взаимоотношения героев;

формированию умения рисовать иллюстрации по мотивам литературных произведений;

обогащению художественно-творческого опыта детей;

развитию интереса к чтению, к литературным произведениям;

развитию речи, памяти, воображения.

Преимущества технологии составления диафильма:

творческий

подход к анализу и пересказу литературного текста;

индивидуализация образовательного процесса (детям предлагаются разные сюжеты литературных произведений; разные способы выполнения – рисование, аппликация, раскраски);

акцент на совместное творчество (дети + педагог, дети + родители,

дети + дети).

Перед тем, как выстраивать работу по формированию интереса к чтению, важно помнить, что процесс формирования читателя в дошкольном возрасте имеет 2 этапа:

Пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.

Активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает работать сам.

Диафильм – серия иллюстраций, отражающих смысл произведения, в общих чертах передающих его основное содержание.

На подготовительном этапе происходит знакомство детей с фильмоскопом и настоящими диафильмами.

Затем мы посмотрели диафильм, который сделала родительница в программе PowerPoint.

Потом рассмотрели диафильм, сделанный своими руками. Показала, как можно без фильмоскопа использовать диафильмы, и мы решили сделать диафильм вместе.

Для начала необходимо предложить детям выбрать сказку, затем в форме беседы мы с ребятами сделали анализ литературного произведения. С помощью схематических рисунков определили его смысловые части.

План, по которому проводился анализ:

«С чего все началось

?

»;

«Почему все произошло?»;

«Как развивались события, что приключилось с героями

?

»;

«Чем все закончилось?»

Следующий этап – распределение смысловых частей (кадров). Дети выбирают, какой эпизод будут изображать. Договариваются о стиле выполнения (Колобок желтый, гриб коричневый, и т.п.). Практическая деятельность детей сопровождается музыкой. Необходимо вовлечь всех детей в творческий процесс, помочь им изобразить задуманное, так как уровень развития творческих способностей у ребят разный.

Из выполненных рисунков при помощи клея мы составляем диафильм. При этом «дети» вспоминают последовательность сюжета, определяют его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении диафильма важно, чтобы в нем нашли место все детские рисунки. Далее детям предлагается «озвучить» получившийся диафильм, то есть пересказать сказку по рисункам.

В своей работе используем такой прием, как «закончи сказку по-другому». Детям очень нравится быть в роли автора, они придумывают интересные истории. Например, Колобок повстречался с цветком – одуванчиком, с которым подружился, или, Колобок повстречал такого же Колобка, который стал ему другом.

Родители тоже включились в творческую деятельность по созданию диафильмов. Радует то, что инициатива шла от самих детей. Дома, после чтения, ребята с родителями старались анализировать прочитанное произведение, выделять смысловые части и изображать их.

Когда ребята освоили принцип совместного составления диафильма со взрослым, мы стали пробовать организовывать детей по подгруппам. Ребятам предлагается составить диафильм по знакомой сказке или прочитанному рассказу.

Работа в подгруппах строится по определенному плану:

Выбор произведения.

Анализ произведения совместно с педагогом.

Разделение сюжета на кадры.

Распределение обязанностей (кто какой эпизод изображает).

Практическая деятельность. Детям можно

предложить не только карандаши, но и фломастеры, восковые мелки, готовые изображения (например, раскрас

ки

). Все зависит от того, какие задачи вы решаете в данный момент.

После того, как эпизоды для диафильма будут готовы, мы их склеиваем.

Получаются вот такие диафильмы, которые потом ребята презентуют друг другу.

В группе у нас есть детская фильмотека из созданных детьми диафильмов, которая постоянно пополняется.

Диафильмы используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.

Диафильмы становятся элементом развивающей среды. Дети с удовольствием «показывают и озвучивают диафильмы» друг для друга.

Данная технология также способствует формированию осмысленного чтения. А именно семейного. Родители учатся сами работать с тестом (осмысливать прочитанное) и учат этому детей.

Кроме того, технология создания диафильма может использоваться и как реклама литературного произведения. Ребенок дома прочитал с родителями новую книгу и с помощью созданного диафильма рассказывает краткое содержание, чтобы заинтересовать других ребят.

Таким образом, технология составления диафильма является эффективным средством формирования предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста.

МБОУ «Средняя школа №18»

города Иваново

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

в рамках школьного проекта «Читающая школа»

«Создаём диафильм к литературному произведению»

Учитель начальных классов:

Никитина Т.Б.

Тема проекта: «Создаём диафильм к литературному произведению»

Проблема: понятие «диафильм» не знакомо современным школьникам, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. Сегодня домашние кинотеатры, телевизоры, компьютерные игры уже давно стали любимцами наших детей. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще скачать мультфильм по мотивам знаменитых произведений или же смотреть его в Интернете, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми.

Цель: создание коллективного диафильма на основе литературного произведения.

Задачи:

— познакомить детей с понятием «диафильм», с профессиями людей, которые создают диафильмы;

— научить детей проявлять творческий потенциал и творческие способности, создавая «диафильмы» по сюжетам литературных произведений;

— формировать навыки работы с литературным произведением: деление на части, анализ художественного текста, выразительное чтение;

— развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.

Актуальность проекта: диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму.

Гипотеза: создание диафильмов способствует проявлению творческих способностей и интереса к литературному чтению у младших школьников.

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проектную деятельность. Постановка проблемы, определение цели, задач деятельности.

В рамках внеурочной деятельности я предложила ребятам познакомиться с русскими народными сказками необычным способом- просмотром диафильма. Оказалось, что среди учащихся 3 класса такие понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) знали далеко не все. Я принесла на занятие фильмоскоп и плёнки к нему. Некоторые учащиеся рассказали, что у них дома тоже есть такой специальный прибор. И сразу же всем захотелось узнать, что такое диафильм, фильмоскоп. Кто участвует в создании диафильма? А самое главное – ребята задались целью создать диафильм своими руками, так как в городе в это время проходил конкурс «Читающая школа» и мы участвовали в нём, поэтому рабочим материалом стало стихотворение Саши Чёрного «Рождественское».

  1. Организация деятельности: конкретный замысел, планирование. Разработка плана мини-проекта.

Для осуществления цели нашего проекта мы разбились на мини- группы и наметили план действий.

1). Сбор информации о терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр.

2). Деление текста на части и подбор иллюстраций. Набор текста на ПК.

3). Рисование кадров диафильма. Сканирование картинок. Создание фигуры ангела и множественная съёмка- имитация движения.

4). Компановка слайдов в программе  ФотоШОУ PRO (под руководством учителя).

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста.

  1. Осуществление деятельности.

1). Что такое диафильм? Кто трудился над созданием диафильмов?

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Диафильмы производились студиями «Диафильм», «Укркинохроника».

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или

фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется специальный экран, белая простыня, стена или же дверь. Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

2). После того, как мы познакомились со словами – терминами, мы приступили к работе. В мини- группах шла работа над делением текста на части, выбором цитат из рассказа, набором текста на ПК, продумыванием иллюстраций.

3). После того, как сценаристы поработали с текстом С.Чёрного «Рождественское», пришло время иллюстраторов. Учащиеся с большим интересом и старанием работали над рисованием кадров к диафильму. Были и трудности: необходимо было соблюдать единство в изображениях героев данного рассказа.

Когда же все рисунки- кадры были готовы, учащиеся совместно с учителем отсканировали данные работы и сохранили их в единой папке с файлами.

4). Компановка слайдов проходила под руководством учителя. Для этого учащимся была дана не только подробная инструкция действий, но и показан весь ход работы в программе ФотоШОУ PRO нагляднно.

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста.

  1. Презентация результатов. Планируемые результаты.

После того, как диафильм был готов, дети продемонстрировали его своим родителям и другим членам семьи.

Официальное представление данного проекта проходило на общешкольном мероприятии в рамках «Читающая школа».

Обновлено: 25.05.2023

• Познакомить детей с этапами создания диафильма.

• Формировать навыки связной речи.

Способствовать развитию диалогической речи и умения публичного выступления

• Формировать художественные навыки и умения.

• Воспитать интерес, внимание и последовательность в процесс создания диафильма.

Актуальность проекта :

Для успешной подготовки ребенка к школе включена задача по формированию связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату.

Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.

Проблему в развитии связной речи можно решить с помощью метода, который бы активизировал творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность, т. е через создание диафильмов.

В результате совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках данного проекта, у детей активизируются коммуникативные навыки, творческий и познавательный интерес.

Продукт проекта :

Диафильм и показ диафильма в группе.

1 этап проекта : подготовительный

2. Знакомство с диапроектором (рассматривание диапроектора)

3. Просмотр старых диафильмов на диапроекторе

2 этап основной:

1. Чтение сказок.

2. После прослушивания и обсуждения сказок, детям предлагается нарисовать понравившуюся сказку. (создание мини диафильмов состоящих из 5 рисунков)

3. Родители дома вместе с детьми тоже рисуют рисунки по сказкам

4. В дальнейшем нарисованные детьми и родителями, диафильмы стали элементом развивающей среды и использовались для упражнения детей в пересказе.

5. Из рисунков родителей создается презентация (диафильм)

3 этап — итоговый:

1. Показ диафильма перед детьми других групп или родителями.

Детские диафильмы — хорошее пособие для упражнения детей в творческом рассказывании.

Дети самостоятельно озвучивали диафильм друг с другом.

Озвучивание диафильмов стало традиционным компонентом в развитии речи детей и упражняло в диалогической речи и в публичном выступлении условиях развивающей среды.

Составление диафильмов предполагает включение творческой деятельности родителей.

Методическая разработка с презентацией проектно- исследовательской деятельности обучающихся в 4 классе «Диафильм своими руками». Внеурочная деятельность.

Вложение Размер
mkou.docx 17.7 КБ
proekt_diafilm.ppt 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

Учитель начальных классов:

Цель : создание коллективного диафильма на основе литературного произведения.

— формировать навыки работы с литературным произведением: деление на части, анализ художественного текста, выразительное чтение;

— развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.

Актуальность проекта: диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму.

Гипотеза: создание диафильмов способствует проявлению творческих способностей и интереса к литературному чтению у младших школьников.

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проектную деятельность. Постановка проблемы, определение цели, задач деятельности.

На обобщающем уроке литературного чтения я предложила ребятам познакомиться с рассказами В. Драгунского необычным способом- просмотром диафильма. Оказалось, что среди учащихся 4 класса такие понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) знали далеко не все. Но двое учащихся рассказали, что у них дома есть такой специальный прибор и плёнки к нему. И сразу же всем захотелось узнать, что такое диафильм, фильмоскоп. Кто участвует в создании диафильма? А самое главное – ребята задались целью создать диафильм своими руками.

  1. Организация деятельности: конкретный замысел, планирование. Разработка плана мини-проекта.

Для осуществления цели нашего проекта мы разбились на мини- группы и наметили план действий.

1). Сбор информации о словах- терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр.

2). Выбор произведения, деление текста на части и выбор основных цитат. Набор текста на ПК.

3). Рисование кадров диафильма. Сканирование картинок.

4). Копмановка слайдов в программе Power Point (под руководством учителя).

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

1). Что такое диафильм? Кто трудился над созданием диафилмов?

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или

фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь. Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

Когда же все рисунки- кадры были готовы, учащиеся совместно с у чителем отсканировали данные работы и сохранили их в единой папке с файлами.

4). Компановка слайдов происходила под чутким руководством учителя. Для этого учащимся была дана не только подробная инструкция действий, но и показан весь ход работы в программе Power Point нагляднно.

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

  1. Презентация результатов. Планируемые результаты .

Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.

Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.

Размеры диафильма

Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.

Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.

В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.

Немного о диафильме

Диафильм мышка и сыр

… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ученики 4 б класса

Климова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

1.1. Что такое диафильм. История создания…….…………………………….4

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы…………………………….5

ГЛАВА 2. Создание диафильма.

2.1. Разработка плана работы. ……………………..………………. 8

2.2. Создание диафильма, работа в компьютерных программах…………….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………….…12

Мы живем в удивительном мире. Нашу современную жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но однажды, на уроке литературного чтения, нам было предложено учителем составить фильм из наших рисунков. Мы узнали, что раньше, не так много лет назад, школьники получали чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. И это чудо называлось – диафильм. И пусть прошло уже столько лет, мы решили попробовать тоже пережить те непередаваемые ощущения. Вернуться, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.

Узнав о том, что диафильмы были особенно популярны в детских дошкольных и школьных учреждениях, некоторые из которых до сих пор заменяют чтение вслух показом диафильмов, мы обратили внимание на то, что диафильм — это дешёвая альтернатива узкоплёночных кинопроекторов, которая не требует специальных навыков в его создании. Так называемая разновидность слайд-шоу, сопровождаемая титрами. Это привлекло наше внимание и заставило задуматься о создании диафильма своими руками, с помощью современного компьютера, сканера.

Нам стало интересно, что такое диафильм? Кто трудился над их созданием? Что обозначают многие термины, применяемые в этапах работы над диафильмом?

Внимательно изучив разновидность созданных раньше диафильмов, мы обратили внимание на то, что в основном диафильмы монтировались с применением иллюстрированных картинок (рисунков) и вмонтированных текстов на слайдах, редко создавались озвученные (с закадровым голосом) диафильмы. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли создать диафильм с помощью имеющихся у нас в классе и дома цифровых устройств?

Посмотрели в сети интернет этапы создания диафильмов на современном ПК. Узнали о программах, с помощью которых монтируются диафильмы в настоящее время. И решили создать диафильм своими руками с помощью ПК и сканера.

Актуальность работы.

В настоящее время теряется интерес детей к чтению литературных произведений.

Современные гаджеты все больше и больше вытесняют книги и литературу из нашего

пространства. Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами детей и взрослых. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. А такие, давно забытые радости, как диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи детей, в обучении чтению и письму.

Объектом наших исследований стал диафильм.

Предметом исследования стало изучение этапов создания диафильмов.

Ц ель работы: создание диафильмов на основе литературного произведения, с помощью

современного ПК и сканера.

Изучить понятия и термины, программы, используемые в создании диафильмов.

Методы исследования. Анализ, сбор и изучение, описание.

Практическая значимость.

Диафильмы в начальных классах можно использовать как на уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы.

1.1. Что такое диафильм. История создания.

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

Христиан Гюйгенс , отец диапроектора .

В середине 1659 года физик Христиан Гюйгенс соорудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял их параболического отражателя, яркой лампы, конденсирующей линзы, стекла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Гюйгенс дал своему детищу имя Iaterna magica — «волшебный фонарь».

Просмотр диафильмов осуществлялся с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.

Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.

Самый ранний диафильм, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают: автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукорежиссер, оператор.

Сценарист пишет сценарий, в котором учитывается специфика жанра, делает разбивку текста по кадрам.

Художник под руководством художественного редактора рисует изображение каждого кадра, когда они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Некоторые умельцы умудрялись сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.

Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основных способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка.

В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки. Диафильм — цельное экранное произведение, созданное по специально написанному сценарию.

Расстановка, последовательность кадров в определённом порядке в соответствии со сценарием определяется монтажом. Межкадровый монтаж — характерная отличительная черта диафильма. Обычно в каждом диафильме присутствуют изображение и покадровый текст (субтитр).

Изображение и субтитр не отделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.

Для того чтобы просмотреть диафильм, пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.

Так что же такое диафильм? Формально – это несколько десятков картинок с подписями, расположенных в определенном порядке, отпечатанных на кинопленке, которая свернута в рулон и уложена в алюминиевую или пластмассовую банку. Но по сути – это особый вид искусства, который способствует развитию воображения, помогает в обучении чтению. Художественные диафильмы основаны на лучших произведениях мировой литературы (не только детской) и созданы выдающимися художниками-иллюстраторами. Обучающие и развивающие материалы пользовались огромной популярностью в детских садах и школах. Да и просто по-человечески – это повод собраться всей семьей, посмотреть и почитать детям или вместе с ними.

1.3. Теоретический вывод.

С помощью изученной литературы, мы выяснили, что диафильмы чрезвычайно разнообразны:

— художественные и документальные,

— развлекательные и обучающие,

— рисованные и кукольные.

У диафильма свой выразительный язык, это изображение и слово.

Диафильмы можно создавать, с помощью современного ПК и сканера, не имея специальных навыков.

В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.

Диафильм = картинки + текст.

Иллюстрации могут быть выполнены либо на компьютере (графические редакторы Paint, Photoshop, либо непосредственно в PowerPoint), либо сняты с помощью цифрового аппарата (постановочное фото)*. К иллюстрациям подберите небольшие текст и напечатайте на соответствующих слайдах. (Озвучивать голосом не надо!)

Пожалуйста, не используйте в своих диафильмах чужие фотографии и отсканированные из книг иллюстрации. На страницах сайта мы размещаем только работы, выполненные участниками сайта «Начальная школа».

Общие требования к оформлению диафильма:

Последний слайд:
Аня, Таня, Ваня — художники
Петя, Саша, Маша — работа с текстом
Коля — создание презентации
Мария Петровна — корректор

* Внимание! В случае, если вы решите делать фотоиллюстрации, родители должны дать разрешение на публикацию фотографий детей в Интернете, о чем на последнем кадре вашего диафильма должна быть сделана соответствующая запись: Фото детей публикуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей ребенка) на размещение фотографий в Интернете.

«Собрать» диафильм можно двумя способами:

1. Используя программу PowerPoint.

Шаг 1.

Вариант А: создайте презентацию, загрузите ее:

Вариант Б: создайте презентацию сразу в Гугл-документах. В в этом случае вы можете быть уверены, что зрители увидят вашу работу точно так, как вы ее задумали. (Инструкция)

Шаг 2. Опубликуйте презентацию, скопируйте ее код.

Шаг 3. Встройте код презентации на страницу сайта.
Для этого в редакторе страницы в правом углу найдите кнопку «Источник», вот она.
Кликните на ней.

В появившемся окне вставьте код презентации, нажмите на кнопку «Источник». Вы снова увидите редактор страницы.

Добавьте необходимый текст и нажмите кнопку «предпросмотр», чтобы увидеть, как будет выглядеть ваша страничка. Если все в порядке — нажмите на кнопку «сохранить».

2. Используя программы для создания слайд-шоу.

Диафильм должен быть доступен для просмотра непосредственно на странице сайта. Большая просьба не размещать на страницах сайта ссылки на файлохранилища. Ссылки будут удаляться.

Читайте также:

      

  • Гто 11 лет мальчик по школьным нормативы
  •   

  • Чуковский о чехове краткое содержание
  •   

  • Преподавание английского языка в начальной школе колледж
  •   

  • В начале славных дел краткое содержание
  •   

  • За деревом было солнце краткое содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электронная формула с точками как составить
  • Как найти деревню в майнкрафте смотреть
  • Как найти аналог резистора
  • Как найти на картинке кошку
  • Котел газовый baxi ошибка е03 что делать как исправить