Как составить диагностическую контрольную работу по

Инфоурок


География

ПрезентацииСоздание Диагностической контрольной работы

Создание Диагностической контрольной работы



Скачать материал

Мефодьева Г.А.
 учитель географии 
ГБОУ гимназии № 177Диагностическая работа...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 43 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 874 человека из 81 региона

  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мефодьева Г.А.
 учитель географии 
ГБОУ гимназии № 177Диагностическая работа...

    1 слайд

    Мефодьева Г.А.
    учитель географии
    ГБОУ гимназии № 177
    Диагностическая работа
    (5-9 класс)

  • Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки п...

    2 слайд

    Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки планируемых результатов обучения учащихся при изучении предмета, отдельной темы, раздела.

  • В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного ст...

    3 слайд

    В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Алгоритм работы  по разработке диагностических контрольных работ.Определить м...

    4 слайд

    Алгоритм работы по разработке диагностических контрольных работ.
    Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.

  • Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а такж...

    5 слайд

    Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.

  • Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в цело...

    6 слайд

    Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом и по широте охвата содержания) – предметные или метапредметные задания.

  • Определить объем ДКР по времени выполнения.

    7 слайд

    Определить объем ДКР по времени выполнения.

  • Определить объем ДКР по числу заданий.

    8 слайд

    Определить объем ДКР по числу заданий.

  • Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные  для конкретно...

    9 слайд

    Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные для конкретного класса знания и УУД

  • Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задан...

    10 слайд

    Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах.

  • Провести работу, оценить ее.

    11 слайд

    Провести работу, оценить ее.

  • Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям. Определить напр...

    12 слайд

    Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям. Определить направления коррекции в процессе обучения.

  • 1 раздел: традиционные предметные задания репродуктивного характера 
2 раздел...

    13 слайд

    1 раздел: традиционные предметные задания репродуктивного характера
    2 раздел: задания продуктивного характера на оценку предметных или метапредметных умений
    3 раздел: задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера
    4 раздел: рефлексивная оценка своей работы (самооценка и ее показатели).

    Структура ДКР

  • Первым человеком, доказавшим правильность предположения Пифагора о шарообразн...

    14 слайд

    Первым человеком, доказавшим правильность предположения Пифагора о шарообразности Земли, был…(Аристотель)
    Ученый, давший название науке географии..(Эратосфен)
    Путешественник из Древней Греции, исследовавший север Европы, достигший Британии, первым установивший зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи…(Пифей)
    Назовите достижение М. Бехайма…(Создание первого глобуса)
    Этот путешественник исследовал Азию в течение 24 лет…(Марко Поло)
    Кто и когда открыл Америку? (12 октября 1492 года Христофор Колумб)
    Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие? (1519-1522 гг. Фернан Магеллан)
    Кто первым проложил морской путь в Индию? (Васко да Гама)
    Оценка: правильный ответ – 1 балл
    Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.
    Цель: задание направлено на знание темы «Географическое познание Земли» Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании учеником основных  определений и понятий данного раздела учебного курса.

    Примеры заданий 1 раздела:

  • Почему колодцы копают зимой? По какой причине этого нельзя делать в другое вр...

    15 слайд

    Почему колодцы копают зимой? По какой причине этого нельзя делать в другое время года?
    Правильный ответ: Весной, в период таяния снегов, можно серьезно ошибиться с глубиной колодца из-за высокого уровня грунтовых вод: колодец, выкопанный весной, может оказаться сухим зимой. Сезонные колебания уровня воды могут составлять 1-2 м. Поэтому лучше копать колодец зимой и осенью, когда водный горизонт имеет самый низкий уровень.
    Оценка:
    Полноценный правильный ответ — указана главная причина – низкий уровень грунтовых вод; указана причина поднятия уровня вод весной; указаны последствия проведения работ в весеннее время – 6 баллов.
    Неполный правильный ответ: отсутствует указание причины поднятия уровня вод весной – 4 баллов.
    Указание главной причины без какого-либо пояснения – 2 балла.
    Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.
    Цель: задание направлено на использование понятий и принципов в новых ситуациях.
    Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о невозможности применения принципов в новых ситуациях. Неполный правильный ответ свидетельствует о необходимости уделять больше внимания на уроках развитию давать полный (развернутый) ответ (развитие коммуникативных УУД) и т.д. Указание главной причины без пояснения говорит о необходимости развития причинно-следственных связей.

    Примеры заданий 2 раздела:

  • . Закончите фразу из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»: «Вода! Нельзя...

    16 слайд

    . Закончите фразу из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: …». Поясните ответ.
    Правильный ответ: «Ты — сама жизнь». Жизнь зародилась в воде, большинству живых организмов необходима вода, вода – строительный материал человека.
    Оценка:
    Полноценный правильный ответ включает в себя дословное завершение высказывания и указание хотя бы одной причины, обосновывающей данное предположение – 4 балла.
    Неполный правильный ответ: отсутствуют причины, обосновывающие завершение фразы – 2 балла.
    Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.
    Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании данного литературного произведения, либо неумении завершать логическую цепочку. Неполный правильный ответ свидетельствует о неумении аргументировать правильный выбор.

    Примеры заданий 3-4 разделов:

  • Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (чере...

    17 слайд

    Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД)
    Как ты оцениваешь качество выполненных заданий в своей работе? Если считаешь, что справился с заданием отлично, нарисуй солнце.
    Если ты считаешь, что в твоей работе есть небольшие недочеты, но в целом работа выполнена хорошо, рисуй солнце, которое выглядывает из-за туч. Уточни задания, в которых присутствуют недочеты.
    Если ты считаешь, что в твоей работе только половина верно выполненных заданий, выбирай в качестве своего рисунка облако с дождем. Укажи невыполненные задания.
    А если в работе, по-твоему, неправильно практически все, твой рисунок – ураган.
    Расскажи в двух словах, почему ты принял такое решение?

    Рефлексия:

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 387 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.04.2019
  • 543
  • 1

«География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

«География. Землеведение», Климанова О.А. и др.

«География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

  • 13.04.2019
  • 539
  • 2

«География 5-6 классы (изд. «Просвещение»)», Лобжанидзе А.А.

«География. Россия. Природа и население», Алексеев А.И. и др.

  • 13.04.2019
  • 244
  • 0
  • 13.04.2019
  • 3973
  • 341

«География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Мефодьева Галина Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Мефодьева Галина Александровна

    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 988
    • Всего материалов:

      1

  • Материки и океаны
  • Где я?

Конечным результатом работы учителя является
уровень обученности учащихся. Обученность
рассматривается как владение учеником системой
заданных учебной программой знаний и умений,
приобретенных за определенный период обучения.
Обученность зависит от ряда объективных
факторов, каких как учебная программа,
технология обучения, мастерство учителя, и
субъективных: обучаемость учащихся, их мотивация
учения, работоспособность и состояние здоровья.

Обученность – это одна из характеристик уровня
образованности ученика, достигнутого в процессе
дифференцированного обучения. Показателями
обученности являются уровни усвоения знаний и
умений. Важно выбрать методику их измерения,
чтобы получить определенные данные.

Метод поуровневых диагностических контрольных
работ, предложенный В.Н.Максимовой [3], позволяет
оценить развитие умений и обученность учащихся,
обеспечивает диагностичность.

Диагностика же дает информацию, необходимую
для принятия решения по дальнейшей учебной
работе, предоставляет возможность
прогнозирования конечного результата.

С помощью диагностики выявляется уровень
знаний, которые усвоили школьники на каждом
этапе обучения, достижения и недостатки в
подготовке учащихся, эффективность выбранной
учителем методики обучения. Кроме того, от
способа проверки знаний зависит отношение
учащихся к учению, выполнению домашних и
классных работ, повышение познавательного
интереса, формирование ответственности,
осмысливание процесса обучения как способа
получения и передачи информации, понимание
причин успеха в учебной деятельности, адекватное
представление о поведении в процессе учебной
деятельности.

Диагностические контрольные работы (ДКР) дают
возможность проверить результат обученности,
навыки, творческие способности учащихся.
Осознанное включение в работу элементов
проблемного обучения повышает мотивацию
изучения математики.

ДКР состоят из 6 заданий.

Характеристика заданий:


  1. Задание на узнавание включает в себя наличие
    готового ответа.
  2. Задание на запоминание составляется в одном из
    вариантов:
  3. – пересказ информации в той же
    последовательности, в какой она изложена в
    учебнике.
    – достаточно полное знание признаков и свойств
    объектов, законов, определений, терминов, фактов,
    понятий, принципов.

  4. Задание на понимание включает в себя
    формулировку вопроса на основе изученных фактов,
    которая может быть основана на альтернативных
    точках зрения, заранее предложенных учащимся;
    она должна предусматривать логически доказанный
    ответ с учетом точки зрения учащихся;
  5. Задание на обобщение внутри темы включает в
    себя применение изученных фактов, законов,
    понятий в новой ситуации; логическую детализацию
    явлений, процессов, изучаемых в данной теме;
    обобщение и вывод по данной теме;
  6. Задание на обобщение между темами включает в
    себя материал, требующий выделения
    причинно-следственных связей в результате
    анализа и сравнения нескольких тем;
  7. Задание на межпредметное обобщение включает в
    себя материал, требующий межпредметного
    обобщения на основе ассоциативных связей,
    задание носит эвристический характер.[1]
  • 1,2 задания – качество запоминания, узнавание на
    80% изученного материала, (репродуктивная
    деятельность).
  • 3,4 – качество понимания и умения делать
    обобщения, на внутритемное обобщение  (алгоритмический,
    частично поисковый метод– анализ, сравнение,
    доказательство, вывод)
  • 5,6 – элементы эвристики.

Требования:

К №1 – не сложное на 3 мин., на узнавание,
включает готовый ответ.
К №2 – в одном варианте на 3 мин., пересказ
информации в том же варианте, что и в учебнике. (дать
определение, вставить пропущенное слово)
учитывается полное знание правила.
К №3 – на 7 мин., формулировка вопроса на знание,
логически доказанный ответ,  (+;-;:;.)
К №4 – на 7 мин., применение изученных фактов в
новой ситуации, содержит обобщение, вывод. (нахождение
компонентов)
К №5– на 12 мин., материал, требующий выделения
причинно-следственных связей(примеры в
несколько действий)
К №6– на 16 мин., асоциальные связи, задачи
практического применения

Работы печатаются на отдельных листах + лист
для черновика.

Оценка работ:

№1 —-1б. – без ошибок.
№2 —-2б. дифференцированно 2-1
№3 —-3б. дифференцированно 3-1
№4 —-4б. дифференцированно 4-1
№5 —-5б. дифференцированно 5-1
№6 —-6б. дифференцированно 6-1

Всего 21 б.

При оценке учитывается конкретное выполнение
задания

№ п/п

Ф.И. ученика

Количество баллов

КУ

Оценка

1 2 3 4 5 6    
1                  
2                  
Средний балл

у1

у2

у3

у4

у5

у6

   
               
Коэффициент усвоения

Ку1

Ку2

Ку3

Ку4

Ку5

Ку6

   
               

Оценивается каждый вопрос контрольной работы в
баллах. Коэффициенты усвоения по уровням
вычисляются следующим образом:

Кi = s/m, где s – средний балл учащегося за
работу, m – максимальный балл за данный вопрос
(“стоимость” задания не превышает его
порядковый номер).

Соответственно, обученность учащихся
определяется по среднему коэффициенту усвоения,
который вычисляется по формуле:

Ку = S/М, где S – средний балл за работу, М –
максимальный балл (он равен 21) за контрольную
работу.

Если Ку=0,7 или Ку>0,7, то процесс
обучения можно считать удовлетворительным (по В.
П. Беспалько[1]).

80-90% – 19-21 балл. – “5”
70-80% – 16-18 балл. – “4”
60-70% -13-15 балл. – “3”

п/п Уровни обученности Коэффициент Вопрос
1 Репродуктивный Min 0,8 1-2
2 Алгоритмический

(частично-поисковый)

Min 0,7 3-4
3 Системный (творческий) Min 0,6 5-6
4 Средний коэффициент 0,7 1-6

По В. Н. Максимовой оценивается уровень
познавательной деятельности учащихся [2].

Я работаю в специальной коррекционной школе
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. В школе обучаются дети с
задержкой психического развития. Основными
проблемами детей ЗПР являются низкий уровень
общего здоровья, дефекты развития,
педагогическая запущенность, кратковременная
память, нарушения сложных форм мышления, большие
пробелы в знаниях, отсутствие или низкий уровень
познавательных интересов, низкая мотивация,
нежелание учиться, отсутствие или низкий уровень
самоконтроля и контроля со стороны родителей.
Обучение ведется по программам для
общеобразовательных школ.

Для диагностики уровня обученности мною
разработаны ДКР по всем темам алгебры 7-9 классов,
в которых использованы материалы
экзаменационного сборника [4]. ДКР проводятся в
конце изучения темы. На следующем уроке
проводится анализ и коррекция знаний и умений,
что дает возможность детям осознанно исправить и
осознать ошибки, допущенные при выполнении
работы и подготовиться к контрольной работе,
проводимой на следующем уроке, а мне дает
возможность скорректировать методы обучения,
принять решения по дальнейшей учебной работе. На
каждого ученика составляется собственный
маршрутный лист, в который заносятся все
результаты учащегося, что дает возможность
отслеживать успехи и неуспехи, планировать
индивидуальную коррекционную работу. Эти работы
могут использовать учителя в классах с
недостаточной математической подготовкой.

Тексты диагностических контрольных работ
представлены в Приложении 1.

Список литературы.


  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической
    технологии., – М., 1989.
  2. Максимова В. Н. Диагностика обученности.,
    Педдиагностика.,-2004.
  3. Диагностические контрольные работы по русскому
    языку, литературе, географии, истории, биологии,
    химии, экономике: Учебно-методическое пособие.
    /Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 2001.
  4. Сборник заданий для проведения письменного
    экзамена по алгебре за курс основной школы. 9
    класс/ Л. В. Кузнецова, Е. Ф. Бунимович, Б. П. Пигарев
    и др. – 7-е изд., -М.: Дрофа, 2002.

Разработка диагностических контрольных работ (ДКР). Инновационный продукт.

Общее описание инновационного продукта:

  • Диагностические контрольные работы (ДКР) представляют собой персонифицированную форму оценки знаний и умений учащихся, применяемую учителями-предметниками для оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе.
  • В методических рекомендациях по разработке диагностических контрольных работ (ДКР) подробно перечислены основные этапы деятельности учителя при разработке ДКР по своему предмету с целью оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе

Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта

Одно из направлений инновационной работы гимназии №177 в режиме ОЭП связано с разработкой инструментария оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС ООО нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения. Возникает вопрос о способах получения объективной и комплексной информации о достижениях учащихся в разных областях. Диагностический аппарат «знаниевого обучения» в российской системе образования разработан в полной мере (разные виды заданий ЕГЭ типа «А» с выбором варианта ответа и заданий типа «Б»), в меньшей степени на ступени основной школы представлена диагностика когнитивных умений разной степени сложности (это задания типа «С»), а в области  измерения метапредметных умений (особенно регулятивных и коммуникативных) контрольно-измерительные материалы еще только апробируются: проводятся диагностические метапредметные работы для 5 классов (входная диагностика), разработанные Институтом Стратегических исследований образования Российской Академии Образования (ИСИО РАО), Институтом Проблем Образовательной Политики «Эврика», СПб АППО.  Школы Петербурга, являющиеся экспериментальными площадками по отработке введения ФГОС разрабатывают и собственный диагностический инструментарий.  Все вышеперечисленные виды работ позволяют либо персонифицировано оценить сформированность знаний и умений в когнитивной сфере, либо непресонифицировано оценить уровень сформированности УУД метапредметного характера. Объединить эти два различных подхода – задача ДКР, разрабатываемых гимназией.  

Обоснование значимости инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования.

В современном образовательном процессе диагностику можно считать новым видом деятельности учителя и новой его функцией. Работа по созданию контрольно-измерительных материалов нового поколения направлена как на оценку предметных и метапредметных умений учащихся, так и на становление нового мировоззрения учителя, являясь мощным рычагом повышения квалификации в контексте введения ФГОС ООО.

Обоснование актуальности результатов  использования инновационного продукта для развития системы образования.

Результаты диагностики могут помочь изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ценностных ориентациях и т.д. На основе полученных данных учитель может подбирать наиболее эффективные методы и формы обучения предмету с учетом как потенциала школьников в начале обучения, так и динамики достижений каждого ученика, реализуя принцип дифференцированного подхода к обучению.

Обоснование готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования.

Комплект предметных диагностических контрольных работ соответствует содержанию учебных программ по предметам и современных УМК. Представленные методические рекомендации позволяют учителю корректировать отдельные задания, сохраняя общую структуру диагностической работы, или создавать авторскую работу, на основе предложенной структуры.

Глоссарий

Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки  учебных достижений учащихся в контексте ФГОС..

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Проще говоря, это умения, которые можно применить при решении задач или проблем не только в рамках  предметной области, но и в повседневных жизненных ситуациях.

Дидактические основы контрольно-измерительных материалов

нового поколения

Диагностические контрольные работы являются важным инструментом в создании системы контроля качества образования, они выступают в качестве  инновационной составляющей в Положении об оценке планируемых результатов обучения в гимназии в контексте ФГОС наравне с Положением о проектно-исследовательской деятельностью гимназии и Системой учета личностных достижений учащихся.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

При планировании работы по опережающему введению ФГОС ООО, было принято решение о создании нового диагностического инструментария в гимназии, создана рабочая группа педагогов.

В гимназии разработана единая форма для проведения предметных диагностических контрольных работ.

Раздел 1. Это традиционные задания на проверку знаний

Раздел 2. Задания более высокого когнитивного уровня от применения знаний в новых ситуациях до заданий продуктивного характера.

Раздел 3. Сложные задания, позволяющие выявить уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД, а по возможности, и коммуникативных УУД.

Раздел 4. Отдельно проверяет высокий уровень сформированности группы  регулятивных УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.

В качестве дидактической основы для разработки  1-2 части ДКР использована таксономия учебных целей, разработанная Б.Блумом в 1956 г. (См. Приложение)

  1. Предметные задания репродуктивного характера, направленные на проверку знаний. (по Таксономии Б. Блума уровни — знание, понимание, применение по образцу).
  2. Задания продуктивного характера оценку на предметных  или метапредметных умений (по Блуму: анализ, синтез, оценка; познавательные УУД, связанные с работой с информацией, широким спектром логических операций, проектно-исследовательскими умениями).

Задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера – в основе 3 и 4 части работы.

Задания 3-го раздела позволяют выявить формирование большей части регулятивных, части коммуникативных умений: действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия,  как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Задания 4 раздела — рефлексивная оценка своей работы (самооценка через регулятивные УУД).

Предполагается, что в работе должны присутствовать задания по всем разделам, но общая продолжительность работы не должна превышать времени одного урока.

При этом учитель-разработчик должен, по возможности, не только отобрать для работы задания разных типов, но и по возможности включать в работу те задания, которые обычно вызывают сложности у учащихся. Кроме того, необходимо подвести учителей-авторов ДКР к разработке заданий, основанных на содержании предмета, но нацеленных на диагностику метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.

В следующем разделе предлагается инструкция по разработке ДКР для педагогов.

Инструкция по разработке диагностических контрольных работ

Шаг 1. Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.

Комментарий:

Диагностика может проводиться в начале, середине или в конце учебного года. Может проводиться одна работа с заданиями из разных предметных областей или же могут проводиться ДКР по основным предметным областям (филология, общественные науки и т.п.)

Шаг 2. 

Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.

Шаг 3. 

Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом  и по широте охвата предметных областей) – предметные или метапредметные задания.

Комментарий:

В ДКР возможно сочетание предметных и метапредметных заданий, при этом условия заданий метапредметного уровня (на проверку сформированности УУД) могут отталкиваться от предметного содержания (по аналогии с заданиями части «C» ГИА и ЕГЭ).

А) Если предполагается создание работы с заданиями исключительно предметного характера, исходной основой для ее составления (определяем, что проверять) могут быть:

— требования к освоению учебного предмета, как содержания конкретного предмета, так и планируемым результатам его освоения, изложенным в ФГОС ООО и соответствующим образовательной программе, при этом необходимо учесть двухуровневую структуру УУД (базовый – «ученик научится» и повышенный «ученик получит возможность»);

— требования к результатам обучения по предмету в конкретном классе, определенные в рабочей программе УМК, используемого в процессе обучения, и в рабочей программе учителя по предмету;

— требования к уровню подготовки выпускников основной школы;

— требования к предметным умениям, которые проверяются по итогам обучения в основной школе, перечисленные в кодификаторе ГИА по предмету;

— типы заданий, предлагаемые в УМК, а также в блоках A,B,C в спецификации ГИА по предмету.

Б) Если предполагается создание работы с заданиями не только предметного, но и метапредметного характера, исходной основой для ее составления могут быть УУД, перечисленные в программе ОУ или аналогичные по смыслу разработки как отечественных, так и зарубежных дидактов и методистов (например, таксономия учебных целей проф.Б.Блума, при проверке познавательных УУД. Необходимо также принять во внимание учебное содержание разных предметов, изучаемых в данном классе/параллели для использования межпредметного потенциала содержания предметов, изучаемых в проверяемой параллели и прохождение программы на момент проведения работы.[1] 

Шаг 4. 

Определить объем ДКР по времени выполнения.

Комментарий: 

ЕГЭ и ГИА предполагают непрерывную работу в течение нескольких часов, так как являются большими по объему. Но это формы итогового контроля, направленные на оценку уровня подготовки выпускника за весь период обучения в школе. ДКР же – форма промежуточного контроля, по этому при составлении ДКР для конкретного класса имеет смысл ориентироваться на оценку доминантных (основных) для данного возраста и класса умений и единиц знаний: например, в 5 классе на уроках истории закладываются основы умения счета лет в истории, связанное с отрицательными числами (математика), по новым ФГОС ООО в 5 классе на уроках ученики знакомятся с географическими картами, на истории – с исторически картами и планами. Продолжается формирование умений работы с небольшими текстами и иллюстративным материалом, речевых умений – все это можно проверять в заданиях предметных и метапредметных ДКР[2].

Предполагается, что время выполнения ДКР должно быть в пределах одного урока, при этом в 5-6 классе это время должно быть меньше (желательно, не более 30 минут) с учетом организационных аспектов, а также психологических и физиологических особенностей данного возраста.

Эти сведения указываются в спецификации, прилагаемой к работе.

Шаг 6. 

Определить объем ДКР по числу заданий.

Комментарий:

Считается, что выполнение одного тестового задания репродуктивного характера (на воспроизведение знаний) в среднем у ученика базового уровня занимает от одной до нескольких минут (в зависимости от объема и сложности вопроса). Соответственно, мы исходим из того, то оптимальное число разноуровневых заданий для ДКР в основной школе составляет около 10. При этом в младших классах или классах  компенсирующего обучения число заданий может быть значительно меньше, а в старших, девятых, значительно больше.

Шаг 7. 

Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные  для конкретного класса знания и УУД (см. Шаг 3А).

Комментарий: 

Имеет смысл располагать задания по принципу «от простого к сложному», так как в младших классах ученикам значительно проще выполнять их последовательно, сложное же задание может поставить ребенка в затруднительную ситуацию, в которой он будет находиться до самого конца работы (задача учителя в данном случае вовремя это увидеть и помочь ученику перейти к другому заданию). Быстрое выполнение первых простых заданий может повысить мотивацию.

Интересным вариантом является предоставление ученику предварительной возможности выбора уровня сложности ДКР (в данном случае должно быть подготовлено две или даже три работы разного уровня). При этом заранее можно проводить мини-анкетирование учеников на самооценку уровня подготовки по предмету или разным предметным областям.

На наш взгляд, работа должна завершаться заданием на самооценку выполнения работы.

Шаг 8. 

Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах

(См. Приложения – ДКР, составленные педагогами гимназии №177)

Комментарий: 

Если задание сложное и/или предполагает выполнение нескольких действий, имеет смысл вводить многобалльную оценку по данному заданию. Следует учесть, что при проверке таких заданий необходимо определить, какие элементы задания выполнены верно, где содержатся ошибка, а также насколько эти ошибки значительны при  выполнении данного задания в целом. Проверяется работа только учителем. По итогам проверки порой бывает необходимо скорректировать критерии.

При этом ученики могут быть заранее осведомлены о цене задания. Это должно быть отражено в спецификации и/или интерпретации.

Шаг 9. 

Провести работу, оценить ее.

Комментарий: 

За метапредметные ДКР, как правило, не выставляется плохих отметок, так как данная форма оценки пока является экспериментальной), определить направления коррекции в дальнейшем обучении и формировании умений, предполагая заранее, какие знания и умения требуют продолжения контроля, а какие на определенном этапе можно считать уже сформированными.

Шаг 10. 

Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям.

Приложение 1. Категории и типы обобщенных учебных целей[3] 

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. Знание

Ученик

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Знает употребляемые термины,

Знает конкретные факты,

Знает методы и процедуры,

Знает основные понятия, знает правила и принципы.

2. Понимание

Ученик

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Понимает правила, факты и принципы,

Интерпретирует словесный материал,

Интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

Преобразует словесный материал в математические выражения,

Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Ученик

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ

Ученик

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Выделяет скрытые (неявные) предположения,

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений,

Проводит различия между фактами и следствиями,

Оценивает значимость данных.

5. Синтез

Ученик

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может служить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Пишет небольшое творческое сочинение,

Предлагает план проведения эксперимента,

Использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка

Ученик

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

Оценивает соответствие вывода имеющимся данным,

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.


[1] Отдельные задания метапредметного уровня можно найти в рабочих тетрадях на печатной основе, некоторых учебниках нового поколения (с ярлыком ФГОС), а также в части «С» ЕГЭ и ГИА.

[2] см. Шаг 3А.

[3] См. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.  М., 1998.

Диагностика обученности

Содержание

Понятие
обученности
Диагностические контрольные
работы
Обработка
результатов проведения ДКР

I
ступень обучения (базовый уровень)

МАТЕМАТИКА
3 класс, 1 полугодие

РУССКИЙ
ЯЗЫК 3 класс, декабрь

II
ступень обучения (базовый уровень)
ФИЗИКА
9 класс, апрель
ГЕОГРАФИЯ
9 класс
АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК 9 класс, январь

III
ступень обучения (базовый уровень)
ИНФОРМАТИКА
тема «Информационные технологии»
11 класс, апрель
БИОЛОГИЯ
по учебнику Д.К.Беляева (повышенный
уровень) 11 класс, апрель

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК 11 класс, апрель

Анализ
системно-комплексного диагностического
исследования в Приморском районе
Ожидаемые результаты

Организация исследованияРезультаты
исследования

Понятие обученности

Обученность
рассматривается как владение учеником
системой заданных учебной программой
знаний и умений, приобретенных за
определенный период обучения. Обученность
– это и результат предшествующего
обучения, и условие успешности последующего
обучения.

Обученность
зависит от ряда объективных (уровень
учебных программ, технология обучения,
мастерство учителя) и субъективных
(обучаемость учащихся, их мотивация
учения, работоспособность и состояние
здоровья) факторов.

Обученность
— это одна из характеристик уровня
образованности ученика, достигнутого
в процессе дифференцированного обучения.
Показателями обученности, как это
принято в современной педагогике
(Б.Блум, Н.Я.Конфидератов, В.П.Симонов,
В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, Т.И.Дормидонова
и др.), являются уровни усвоения знаний
и умений, которые варьируются у разных
авторов. Важно выбрать определенный
подход к классификации уровней и методику
их измерения, чтобы получить сопоставимые
данные и статистически достоверные
показатели, которые могут характеризовать
региональный (районный, школьный)
стандарт образования по определенным
предметам и программам. Под стандартом
мы понимаем, в данном случае, необходимый
и достаточный уровень усвоения, его
количественное и качественное описание.

Диагностические контрольные работы

Метод
поуровневых контрольных работ,
предложенный В.Н.Максимовой, позволяет
оценить развитие интеллектуальных
умений и обученность учащихся, обеспечивает
необходимую диагностичность, точность
и воспроизводимость.

Диагностические
поуровневые контрольные работы могут
быть проведены по любому учебному
предмету и в любых классах школы, района,
города. Диагностическая контрольная
работа (ДКР) проводится в течение одного
урока, составляется в двух вариантах и
содержит 6 вопросов:

Характер
вопроса

Уровень
познавательной деятельности

  1. на узнавание

  2. на запоминание

Репродуктивный

 на
понимание

 на обобщение
внутри темы

Частично-поисковый

 на
межтемное обобщение

 на межпредметное
обобщение

Системный

Задания
системного уровня познавательной
деятельности должны требовать от
школьников проявления гибкости,
нешаблонности мышления, использовать
уже известные опорные знания в новой
учебной ситуации.

Соседние файлы в предмете Педагогика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Контрольная работа — показатель знаний студента. Преподаватели регулярно устраивают студентам проверку усвоенного материала.

Для учащегося это прекрасная возможность показать уровень понимания пройденного. Но не стоит забывать, что все виды студенческих работ требуют определённого оформления, о тонкостях которого уже много сказано в нашем телеграм-канале. И контрольная не исключение.

Хотите получить готовую контрольную работу с учётом всех требований к оформлению быстро и выгодно? Подписывайтесь на наш ресурс и пользуйтесь скидками и акциями компании.

Контрольная работа как вид проверки знаний

Контрольная работа — это один из видов проверки знаний студента, который показывает, на каком уровне он владеет материалом по научной дисциплине, а также может объяснять и использовать полученные знания.

Самостоятельная контрольная работа помогает преподавателю проверить студента перед экзаменом. Но её основное преимущество в том, что письменная контрольная работа более объективна, нежели устная проверка знаний.

Чтобы контрольная не вызывала нареканий у проверяющего, к ней необходимо не только грамотно подготовиться, но и правильно оформить работу. А чтобы это сделать, придется соблюсти ряд предписаний и правил.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Порядок оформления контрольной работы

Перед тем как начать оформлять контрольную работу, изучите порядок действий, который поможет ничего не упустить:

  • напишите подробный план;
  • составьте содержание и постраничный указатель к каждому разделу;
  • не забудьте о вступлении, которое отражает тему;
  • сформулируйте цели и задачи всей работы (объём 1-2 страницы);
  • приступайте к написанию отдельных глав и параграфов (общий объём не более 10-12 страниц);
  • напишите заключение или выводы, которые следуют из поставленных целей и задач (объём 1-2 страницы).

Завершением контрольной работы будет список вспомогательной литературы. В него входят все источники информации, к которым обращался студент во время выполнения контрольной работы.

Оформление контрольной по образцу

Контрольная работа состоит из нескольких частей:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • основная часть работы, разбитая на разделы;
  • главы;
  • параграфы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложение.

Контрольная работа: примеры оформления

Начнем с титульного листа. На нём указываются:

  • название учебного заведения;
  • тема работы;
  • ФИО студента и проверяющего;
  • год и место выполнения.

Можно скачать образец титульного листа для контрольной работы. Ну а если совсем не хочется что-то переделывать, можно скачать шаблон для заполнения и не заморачиваться с оформлением.

Контрольная работа: примеры оформленияСодержание

Когда выполняете контрольную работу, строго придерживайтесь составленного плана. В этом случае содержание будет полностью соответствовать заявленному.

А как оформить содержание в контрольной работе? Всю работу разбивайте на главы, каждую начинайте с нового листа. А названия заголовков и подзаголовков станут костяком вашего содержания. Помимо глав в нём следует указать номера страниц в соответствии с текстом работы.

Скачать пример оформления содержания контрольной работы.

содержание пример

Введение

Введение – наиболее важная часть контрольной работы. Часто преподаватели, дабы не тратить время на прочтение работы целиком, вникают лишь во введение и заключение.

С помощью введения можно увидеть общую картину, узнать, какие задачи автор ставит перед собой и каким путем решения он пойдет. Объём этой части работы не должен превышать 1-2 страниц.

Можно скачать пример оформления вводной части контрольной и не париться над этой задачей.

Кстати! Если всё же нет времени на самостоятельное написание контрольной, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Основная часть и заключение

Основная часть работы должна иметь объём не менее 10 и не более 12 страниц. Шрифт 14 пт Times New Roman или Arial. Полужирный используется для обозначения заголовков или подзаголовков. Весь остальной текст — обычным начертанием. Интервал между строк либо одинарный, либо полуторный.

Заключение — это логический вывод по итогу проделанной работы. Он является своеобразным следствием целей и задач, поставленных во введении. Оформлять его принято на отдельном листе, объём обычно составляет 1-2 страницы печатного текста.

Оформление списка литературы

Важная часть контрольной работы — оформление списка вспомогательной литературы. На этот момент нужно обратить особое внимание, поскольку ошибки в оформлении данной части наиболее распространены. Помните, что любая цитата, использованная в тексте, должна непременно сопровождаться ссылкой на источник.

как оформить список литературы

Дополнительный материал

При необходимости дополняйте контрольную работу любым важным материалом. Обычно это таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Чтобы правильно оформить их, не нужно изобретать велосипед: каждая схема или график имеет числовое значение, которое состоит из двух цифр. Первая цифра указывает на свой порядковый номер, а вторая — на номер раздела или главы.

таблица

Например, схема 1.3 обозначает, что эта первая схема из третьей главы.

Приложение

Контрольная работа может иметь приложение. В качестве приложения выступают:

  • анкеты;
  • документы;
  • образцы договоров и т.д.

Все материалы приложения печатаются на отдельных листах. Они не учитываются в общем объёме контрольной работы и в оформлении указываются в последнюю очередь.

приложения в контрольной

Приложения не входят в общий объём работы. В них могут быть различного рода опросы, картинки, контракты, проекты документов и другие дополнительные материалы, которые помогают реализовать задумку автора контрольной работы.

Оформление контрольной по ГОСТу: шрифт, интервал, отступы

Требования к оформлению контрольных работ для студентов очных отделений и заочников неспроста заслуживают особого внимания, ведь любая работа должна быть выполнена по ГОСТу. Основные нормы следующие: контрольную печатают на бумаге белого цвета формата А4. Шрифт 14 пт Times New Roman или Arial, интервал между строками 1 или 1,5. Отступ абзаца по всей работе соблюдается одинаковый. Для этого можно использовать клавишу Tab.

Оформление контрольной по ГОСТу: шрифт, интервал, отступы

Важно соблюдать пропорции при оформлении контрольной работы на каждой странице. Для этого выбирают правильные празмеры полей:

  • с левой стороны — 30 мм;
  • с правой — 20 мм;
  • верхнее поле — 15-20 мм;
  • нижнее поле — 20-25 мм.

В правилах оформления контрольной работы чётко указан минимальный и максимальный объём: 15 и 20 страниц соответственно (без учёта приложений). Все страницы должны быть пронумерованы. Титульная страница считается первой, но номер на ней не ставится. На странице содержания проставляется цифра 2 и далее по порядку. В соответствии с правилами оформления контрольной работы номер страницы рекомендуется указывать сверху по центру.

Важные правила в оформлении контрольной работы

Все виды студенческих работ требуют определённых знаний и умения применить их на практике. Многое зависит и от внешнего вида работы. Вот почему оформление домашней контрольной работы для студентов очных отделений и заочников так же важно, как и грамотное решение самих заданий. Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • контрольная работа разбивают на разделы (главы) и подразделы (параграфы). Каждый новый раздел начинают с новой страницы;
  • для нумерации страниц используют арабские цифры;
  • параграфы, разделы, главы, подразделы также нумеруют арабскими цифрами;
  • заголовки для параграфов и глав располагают по центру;
  • уравнения и формулы размещают сразу после их упоминания в тексте;
  • пояснения могут быть оформлены сносками снизу страницы;
  • список литературы оформляют в алфавитном порядке.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Мы надеемся, что данная статья поможет вам разобраться во всех тонкостях оформления контрольной работы, должным образом подготовить её к сдаче на проверку и получить высокий балл.

Но если у вас появились трудности с выполнением или оформлением, вовсе не обязательно страдать в одиночку. Ведь рядом есть сервис студенческой помощи, специалисты которого всегда помогут в трудную минуту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти работу формула
  • Как найти абсолютную инструментальную погрешность эдс
  • Как найти квартиру не потратив денег
  • Как найти сос формула
  • Как найти пароли в cookie