Как составить диагностическую программу психология

        Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.

        Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);

— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации

 (4 занятия).

Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

        Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

— изучение личного дела;

— подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.


1.1. Сфера воспитания:

Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

От 7 лет до 15лет

От 7 лет до 15 лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 5 лет до 10лет

От 6 лет до 14 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 5 лет до10 лет

От 8 лет

Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи.

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

«Графический узор»

«Тест Пьерона-Рузера»  «Лабиринт»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»

«Домик»

2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

Тревожность

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет.

От 11 до 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 10лет

Тест «Лесенка» (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 5 лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3.2. Нарушения в поведении

Цель: выявление нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения

От 12 лет до 15 лет

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных анализа, психолог делает вывод  о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.

4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,

Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003

6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

9. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности  к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.

13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

14. Психолого — педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.

15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.

16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.

17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая  диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева,  Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.

19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального                         обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»

Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста

СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»

Социально-реабилитационное отделение

Возраст от 5 до 15 лет

Срок реализации 12 занятий

Составитель:

Берлянчик О.С.

Должность: психолог

Санкт-Петербург

2017

Особенности
организации индивидуально/групповой
диагностики с детьми с особыми
образовательными потребностями.
Программа обследования. Условия
проведения психологической диагностики.
Требования к ее проведению. Методы
исследования: стандартизированные и
малоформализованные. Преимущества их
и недостатки. Основные принципы
диагностики отклоняющегося развития.
Психодиагностическое заключение.

Основные вопросы
для наблюдения и анализа:

Специфика проведения
психологического диагностического
исследования. Выбор оптимальных методов
для исследования. Возможности отдельных
видов методов при изучении отдельных
конкретных проблем. Причинная диагностика.
Стмптоматическая диагностика. Заключение
по результатам психологического
диагностического обследования.

При составлении
программы обследования необходимо
учитывать следующие моменты:

  сформулировать
цель работы;

  определить
круг задач, которые конкретизируют цели
обследования;

  выбрать
стратегию и тактику проведения
обследования;

  отобрать
методики психодиагностической работы;

  определить
общее время, необходимое для реализации
обследования;

  разработать
программу обследования;

  реализовать
психодиагностическую программу
осбледования;

  подготовить
необходимые материалы и оборудование.

Изучение особенностей
детей с различными нарушениями развития
по следующим направлениям (на выбор):

1) особенности
познавательной деятельности воспитанников
с нарушениями развития

2) особенности
эмоционально-волевой сферы воспитанников
с нарушениями развития

3) особенности речи
воспитанников с нарушениями развития

4) особенности
личностной сферы воспитанников с
нарушениями развития

5) особенности
готовности к школе детей снарушениями
развития

Студенты сопоставляют
полученные в ходе проведения методик
результаты с имеющимися в научной
литературе данными о развитии тех или
иных психических функций и процессов
у детей (сопоставление проводится с той
же группой аномального развития, что
изучалась на практике). Необходимо
сделать выводы о том, насколько особенности
психических процессов обследованных
детей являются характерными или нет
для данного варианта дизонтогенеза.

Практическое
задание:

  • подбор диагностического
    инструментария

  • составление
    программы исследования исходя из
    выявленных ранее ведущих
    психолого-педагогических/социальных
    проблем

  • реализация ее

  • Проанализировать
    результаты исследованительской работы

  • Отрефлексировать
    проведенную психодиагностическую
    работу.

5. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода.

Практическое
задание:

  • Составить
    психолого-педагогические рекомендации
    по результатам психодиагностического
    обследования

  • Отразить в
    рекомендациях специфику индивидуального
    подхода по дальнейшему развитию
    психических процессов и функций.

5. Краткий план-график практики

План работы
студента-практиканта, заполненный по
следующей схеме для каждого дня практики.

Содержание работы

Длительность

1

Организационное
собрание. Ознакомление с программой.

1 день

2

Составление
индивидуального плана работы.

1 день

3

Работа в
учреждениях:

— ознакомление
со спецификой работы специального
учреждения

— ознакомление
с функциональными обязанностями
специального психолога

— анализ документации
учреждения

1
день

4

Выявление ведущих
психолого-педагогических и социальных
проблем воспитанников учреждения.

3 дня

5

Овладение приемами
индивидуальной/групповой диагностики
с детьми/подростками данного учреждения
согласно принципам диагностики
отклонений.

4 дня

6

Составление
психолого-педагогических рекомендаций
по развитию различных психических
процессов и функций и обеспечению
индивидуального подхода.

1 день

7

Анализ проведенной
практической деятельности, обобщение
итогов практики

1 дня

8

Составление
отчета по практике

2 дня

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 6 г. Саратова»

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО «__»________ 20___г. «__»________ 20___г.

от «__»________ 20___г. зам. директора по УВР директор школы

руководитель МО

(Г.М. Криммер) (Н.С. Никифорова) (И. Н. Бузаев)

Диагностическая программа педагога-психолога

ГБОУ СО «Школа АОП № 6 г.Саратова»

Автор-составитель:

Зенкова Ю.А.

2018/2019 учебный год

Пояснительная записка

Проблема обучения, воспитания и развития детей с особенностями развития в последнее время становится наиболее актуальной. Главной задачей является создание для каждого ребенка оптимальных условий для обучения, всестороннего развития и коррекции существующих дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей обучающихся, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого обучающегося.

Состав каждого класса разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом-психологом школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого обучающегося.

Всестороннее обследование обучающегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Новизна программы заключается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении каждого участника образовательного процесса, в отслеживании динамики психологического развития.

Методологической основой для составления программы являются основные положения отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф.  Зейгарник).

Основные цели и задачи программы

Цель: психолого-педагогическое изучение обучающегося с множественными нарушениями в развитии, выявление индивидуально-психологических особенностей, для оценки актуального состояния, представление прогноза дальнейшего развития, разработка рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Задачи программы:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи.

Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Результаты, полученные в ходе диагностических мероприятий, используются для составления социально-психологического портрета ребенка, выявления уровня актуального развития, определение форм психологической коррекции и личностного развития, консультирования педагогов и родителей.

Подпрограмма I. Младший школьный возраст ( 7 – 10 лет)

Сфера изучения

Методика

Блок I. Изучение развития высших психических функций

Сенсорное и психомоторное развитие

Обследование уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Развитие речи

Выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций

методика Эббингауза

Внимание

Диагностика  объема и  концентрации внимания

методика «Корректурная проба»

Переключение внимания

методика «Красно-черная таблица»,

Исследования скорости внимания

таблицы Шульте

Определение устойчивости внимания

модификация метода Пьерона-Рузера

Память

Изучение памяти

«Долговременная память»

Исследование логической и механической памяти

методика «Запомни пару»,

Изучение кратковременной памяти

методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память»

Диагностика слухоречевой  памяти

методика «Запомни 10 слов».

Мышление

Диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления

методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»

Блок II. Личностные и коммуникативные особенности

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы

методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и  опросник  «Оценка школьной мотивации»

Исследование типологических особенностей личности

методика «Лесенка»

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Тест цветовых отношений

Диагностика сформированности учебной деятельности

Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств

Диагностика учебной мотивации

Изучение мотивации обучения младших школьников ( Н.Лусканова)

Личностные особенности

«Дом-дерево- человек»

«Несуществующее животное»

«Рисунок семьи»

Диагностика тревожности, агрессивности

Графическая методика «Кактус», “Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлипсса

Подпрограмма II. Средний школьный возраст ( 11 – 15 лет)

Сфера изучения

Методика

Блок I. Изучение межличностного взаимодействия

Микроклимат в семье

Опросник социализации для подростков «Моя семья»

Микроклимат в классе, школе

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто

Методика “Социометрия”

Блок II. Эмоционально-личностные характеристики

Тип темперамента

«Тест – опросник на определение типа темперамента» Г. Айзенка

Агрессивность

Опросник на выявление уровня агрессивности (Л.Г. Почебут)

Тревожность

Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук)

Отклоняющееся поведение

Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук)

Риск суицидального поведения

«Опросник суицидального риска»

(Т.Н. Разуваева)

Блок III. Профессиональное самоопределение

Определение профессиональных предпочтений

«Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова

Общие сведения о программе

Программа состоит из тестов и тестовых заданий с правилами, предполагающих следующие формы работы: индивидуальное тестирование, анкетирование, опрос.

Педагог-психолог поэтапно осуществляет диагностические процедуры.

Программа включает в себя две подпрограммы психологического обследования:

I. Подпрограмма обследования обучающихся младшего школьного возраста (7 – 10 лет);

II. Подпрограмма обследования обучающихся среднего школьного возраста (11 – 15 лет).

Список литературы

Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008 — № 2 – С. 9 -19

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.

Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 416 с.

Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.

Программа  диагностирования

личности и группы (коллектива)

Пояснительная записка

Личностно ориентированная модель образования (а именно
эта модель присуща нашему «Центру») имеет целью всестороннее развитие личности обучающегося,
то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального,
эмоционально-волевого, ценностно-мотивированного компонента личности.

Для того чтобы планомерное воздействие (обучение и
воспитание) было эффективным необходимо знать основные характерологические
особенности личности, индивидуальные особенности каждого обучающегося. Кроме
того, успех педагогических усилий во многом зависит от установившихся
межличностных отношений в группе.

А это значит, что необходимо постоянно отслеживать
динамику развития не только отдельных обучающихся, но и группы в целом.

Цель программы: получение целостного представления о различных
сторонах личности обучающихся и группы.

Задачи:

— изучение личностных особенностей обучающихся;

— оценка сформированности конкретных качеств на
определенном возрастном этапе развития;

— определение изменений в ценностных ориентациях,
интересах и развитии обучающихся;

— изучение психологической атмосферы и динамики
развития группы.

Программа состоит из 4 блоков:

1.    
Изучение личности
подростка:

— индивидуальные особенности личности;

— уровень самооценки;

— сформированность нравственной направленности.

2. Адаптационный потенциал:

— уровень тревожности;

— уровень агрессивности;

— склонности к различным девиациям.

3. Изучение группы:

— характер взаимодействия обучающихся группы;

— уровень сплоченности группы.

4. Изучение взаимоотношений в семье.

Главные преимущества данной программы:

·       
направленность на
выявление особенностей развития обучающихся;

·       
исследование в течение
всего периода обучения;

·       
выявление потенциальных
возможностей развития обучающегося;

·       
учет возрастных
особенностей;

·       
охват исследованием всех
обучающихся данного подразделения;

·       
систематичность и
комплексность.

Краткая психологическая характеристика

 детей младшего подросткового возраста

Младшим подростковым возрастом принято считать период
развития детей от 10 до 13 лет. В этом возрасте начинает происходить бурное
психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.

Мощные сдвиги, происходящие во всех областях
жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к
взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и
кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений,
стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой
социальной позиции. Вместе с тем это возраст потери детского мироощущения,
когда появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.

Краткая психологическая характеристика

детей старшего подросткового возраста

В данной возрастной группе (13-15 лет) у детей
происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление
жизненного плана, установки на сознательное построение своей жизни, постоянное
врастание в различные сферы общественной жизни.

Л.С. Выготский выделил несколько основных групп
наиболее ярких интересов, которые он назвал доминантами:

— интерес к собственной личности (эгоцентрическая
доминанта)

— тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым
напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против
воспитательного авторитета, протесте и другим негативным проявлениям (доминанта
усилия)

— стремление к неизвестному, рискованному, к
приключениям, героизму (доминанта романтики)

Система социальных отношений подростка:

— вновь возникают трудности во взаимоотношениях с
взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы,
т.к. главное теперь происходит вне школы;

— детские компании (поиск друга, поиск того, кто может
тебя понять).

Ведущую роль играет общение со сверстниками в
контексте собственной деятельности подростка.

Это наиболее сложный переходный возраст от детства к
взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование
человека – «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка
заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов
поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Краткая психологическая характеристика

детей юношеского возраста

Юношеский возраст  (с 14-15 до 17 лет) – этап
формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия
ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы,
любви, интимной близости могут быть первостепенными.

В этот период основное значение приобретает
ценностно-ориентированная активность. Она связывается со стремлением к
автономии, праву быть самим собой.

В это период начинают строить жизненные планы и
сознательно задумываться над выбором профессии. Это выбор диктуется не только
ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой
человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь,
но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации
общественного развития.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.

Новообразование: формируется способность строить
жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Примерный план диагностического обследования

Возраст

Направления диагностирования

Названия диагностических методик, цель

Младший подросток

(10 – 13 лет)

Изучение личности обучающего:

— особенности личности

— самооценка

— способности

— индивидуально-типо-логические особенности

— тип акцентуации харак-тера

— опросник Кеттелла. Цель: определение личностных особенностей;

— опросник Айзенка. Цель: определение индивидуально-типологических
особенностей;

Адаптационный потенциал:

— уровень тревожности

— уровень агрессивности

— склонности к различ-ным девиациям

— тест Филипса. Цель: диагностика уровня тревожности;

— опросник Басса-Дарки. Цель: диагностика уровня агрессии;

Изучение группы:

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— опросник САН. Цель: оценка самочувствия, активности  и настроения.

— оценка отношений подростка с группой. Цель: определение типа
восприятия индивидуумом группы.

Изучение взаимоотно-шений в семье

— «Рисунок семьи». Цель: выявление представления ребенка о семье и о
своем положении в ней.

Старший подросток (13-15 лет)

Изучение личности обучающего:

— особенности личности

— самооценка

— способности

— индивидуально-типо-логические особенности

— тип акцентуации харак-тера

— методика КОС. Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей;

— методика диагностики социально-психологической адаптации К.
Роджерса и Р. Даймонда;

— тест Филипса. Цель: диагностика уровня тревожности;

Адаптационный потенциал:

— уровень тревожности

— уровень агрессивности

— склонности к различ-ным девиациям

— опросник ДАП-П. цель: выявление склонности к различным формам
девиантного поведения;

— методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
(М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

Изучение группы:

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— «Определение психологического климата в группе». Цель: изучение
взаимоотношений в группе.

Изучение взаимоотно-шений в семье

исследование поведения родителей и отношения
подростков к ним с методикой «АДОР»

Юношеский (15 – 17 лет)

Изучение личности обучающего:

— особенности личности

— самооценка

— способности

— индивидуально-типо-логические особенности

— тип акцентуации харак-тера

— методика КОС. Цель: изучение коммуникативных и организаторских
склонностей;

— методика диагностики социально-психологической адаптации К.
Роджерса и Р. Даймонда;

Адаптационный потенциал:

— уровень тревожности

— уровень агрессивности

— склонности к различ-ным девиациям

— опросник ДАП-П. цель: выявление склонности к различным формам
девиантного поведения;

— методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
(М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

— тест Спилберга-Ханина. Цель: выявление уровня тревожности;

Изучение группы:

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— социометрия. Цель: определение социометрического статуса в группе;

Изучение взаимоотно-шений в семье

— исследование поведения родителей и отношения подростков к ним с
методикой «АДОР»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чашку по фото
  • Как найти источник передачи киберпанк
  • Как найти ребенка в море
  • Как найти службу кластеров
  • Комп бьет током как исправить