Диагностическая
работа
по ЛИТЕРАТУРЕ
Инструкция по
выполнению работы
Работа
состоит из 3-х
частей
и имеет следующую структуру:
— часть 1: 14
заданий с выбором ответа (1-14), требующих выбора одного из предложенных
ответов;
— часть 2: 6
заданий с кратким ответом (2.1-2.6), требующих написания слова или сочетания
слов. Задания выполняются на основе работы с отрывком из конкретного
произведения;
— часть 3: 1
задание с развернутым ответом (3.1), требующее написание ответа в объеме 5 – 10
предложений.
При выполнении
заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при
оценивании работы.
Баллы,
полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить
как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
1. Кто из
перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
А) А. И.
Солженицын, Б) Б. JI. Пастернак, В) И. А. Бунин, Г) М.А.Шолохов
2. Какой художественной деталью завершается
повесть А.И. Куприна «Олеся»?
А) письмо к возлюбленному, Б) букет полевых цветов, В) косынка
Олеси, Г) нитка красных бус
3. Первая жертва Раскольникова в
романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – Алёна Ивановна, вторая –
А) Катерина Ивановна, Б) Семён Мармеладов,
В) Свидригайлов, Г) Лизавета и младенец
4. Кто является
автором повести «Один день Ивана Денисовича»?
А) Солженицын, Б) Твардовский, В) Фадеев, Г)
Шолохов
5. Какое
произведение является лишним для «маленькой трилогии» А.П. Чехова
А) «Крыжовник»,
Б) «Ионыч», В) «О любви», Г) «Человек в футляре»?
6. В 1916 г.
А.А. Блок написал стихотворение «Демон». У кого из русских поэтов можно
встретить произведение с таким же названием?
А) М. Ю.
Лермонтов, Б) В. В. Маяковский, Г) Н. А. Некрасов
7. Какие художественные
средства выразительности использованы в строке С.Есенина: «Отговорила роща
золотая…»
А) гипербола и
метафора, Б) сравнение и градация, В) олицетворение, эпитет, инверсия,
Г) олицетворение и
инверсия
8. Главного героя
рассказа М. Шолохова «Судьба человека» зовут
А) Андрей Гуськов,
Б) Андрей Соколов, В) Андрей Петров, Г) Андрей Болконский
9. Кто является автором романа «Доктор Живаго»?
А) Солженицын, Б) Твардовский, В) Фадеев, Г)
Пастернак
10. Действие в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир» начинается в:
А) январе 1812 года, Б) мае 1807
года, В) апреле 1801 года, Г) июле 1805 года
11. Какой из рассказов И.А. Бунина
первоначально назывался «Смерть на Капри»?
А) «Тёмные аллеи», Б) «Господин из
Сан-Франциско», В) «Солнечный удар»
12. Кто является
автором произведения «Гобсек»?
А) Александр Пушкин, Б) Оноре де Бальзак,
В) Николай Гоголь, Г) Александр Дюма
13. Назовите
поэта, являющегося футуристом.
А) С. А.
Есенин, Б) А. А. Блок, В) В. В. Маяковский, Г) А. А. Ахматова
14. Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне»
сказал: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» А) Пепел, Б) Клещ, В) Лука, Г) Сатин
ЧАСТЬ 2
Прочитайте приведенный ниже
фрагмент текста и выполните задания 2.1 – 2.4.
Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания
слов.
— Дай же отряхнуться, папаша, — говорил
несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело
отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю.
— Ничего, ничего, — твердил, умильно улыбаясь, Николай
Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному
пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, — прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же
пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да
лошадей поскорее».
Николай
Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся
немного, словно робел. Аркадий остановил его.
— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с
моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так
любезен, что согласился погостить у нас.
Николай
Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном
балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его
обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
Душевно
рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; …надеюсь…
позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но
мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу
все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами
песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум.
— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не
соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.
Тонкие
губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял
фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных
выпуклостей просторного черепа.
— Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай
Петрович, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы
отдохнуть хотите?
— Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
— Сейчас, сейчас, — подхватил отец. – Эй, Петр,
слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр,
который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а
только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
И.С.Тургенев. «Отцы и
дети»
2.1. Какая форма общения между персонажами,
основанная на обмене репликами, использована И.С.Тургеневым в данном фрагменте.
Ответ: ___________________________________________________
2.2. Назовите фамилию Николая Петровича и Аркадия, которая
будет ассоциироваться в романе с идеями либерального дворянства.
Ответ: ___________________________________________________
2.3. Укажите название изобразительной подробности,
при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная
рука», «высокий лоб»).
Ответ: ____________________________________________________
2.4. Как называлась система взглядов «новых людей»,
носителем которых является в «Отцах и детях» Евгений Базаров, основанная на
отрицании принципов и традиций дворянской культуры?
Ответ: ____________________________________________________
Выполните задания 2.5-2.6
2.5. Портреты каких героев
романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» представлены ниже?
А. «…На вид ему было лет сорок пять…».
«…его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое
серебро…». У него красивые руки: «…свою красивую руку с длинными розовыми
ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика…».
«…На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове
красовалась маленькая феска…»
Ответ:
____________________________________________________
Б. Женщина «…высокого
роста… поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво
лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи
легкие ветки фуксий; спокойно и умно… глядели светлые глаза из-под немного
нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой
и мягкой силой веяло от ее лица».
Ответ: ____________________________________________________
В. «В маленькой и
невзрачной фигурке… не было ничего безобразного; но выражение … лица неприятно
действовало на зрителя… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время
неловко… все у нее выходило не просто, не естественно».
Ответ: ____________________________________________________
2.6. В усадьбе или имении какого
героя вы оказались?
А. «Усадьба… стояла
на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с
зеленою крышей… За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где
мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в
одном стиле с церковью…».
Ответ: ____________________________________________________
Б. «… на скате холма
открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой березовой
рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей».
Ответ: ____________________________________________________
В. «Попадались и
речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с
низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и
покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими
воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где
штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».
Ответ: ____________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10
предложений
3.1. Какова роль данного фрагмента в развитии конфликта
«отцов» и «детей» в романе?
Диагностическая
работа
по ЛИТЕРАТУРЕ
Инструкция по
выполнению работы
Работа
состоит из 3-х
частей
и имеет следующую структуру:
— часть 1: 14
заданий с выбором ответа (1-14), требующих выбора одного из предложенных
ответов;
— часть 2: 6
заданий с кратким ответом (2.1-2.6), требующих написания слова или сочетания
слов. Задания выполняются на основе работы с отрывком из конкретного
произведения;
— часть 3: 1
задание с развернутым ответом (3.1), требующее написание ответа в объеме 5 – 10
предложений.
При
выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не
учитываются при оценивании работы.
Баллы,
полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить
как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Вариант 2
ЧАСТЬ 1
1. Кому посвятил
Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?
А) Державину, Б) Пушкину,
Б) Чаадаеву
2. Почему расстаются герои повести А.И. Куприна «Олеся»?
А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы, Б) Олеся полюбила
другого человека, В) Олесю вынуждают покинуть родные места, Г) урядник обвинил
Олесю в воровстве
3. В исторических трудах нередко
Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто
противопоставлен Наполеону в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
А) Александр I, Б) А.
Болконский, В) Николай I, Г) Кутузов
4. Судьбу
какого героя прослеживает М.А. Шолохов от начала до конца в романе «Тихий Дон»?
А) Петра Мелехова, Б) Григория Мелехова, В) деда Гришаки, Г) Михаила
Кошевого
5. Какой
элемент композиции художественного произведения не является обязательным?
А) завязка, Б)
кульминация, В) эпилог, Г) развязка
6. Какое
произведение относится к «маленькой трилогии» А.П. Чехова?
А) «Крыжовник», Б)
«Ионыч», В) «Три сестры», Г) «Вишнёвый сад»
7. Время
действия романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»
А) Москва. 20 — 30
годы XX века, Б) Ершалаим. I век нашей эры, Г) охватывает сразу две эпохи
8. Какого
писателя XX в. называли «Буревестником революции»?
А) И.А. Бунина, Б)
В. В. Маяковского, В) С. А. Есенина, Г) М. Горького
9. Кому из
героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» принадлежит высказывание:
«Делай что хочешь,
лишь бы все шито да крыто было»?
А) Варваре, Б)
Кудряшу, В) Кабанихе, Г) Тихону
10. Укажите сказочный
предмет, помогавший семи странникам из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо?» в их поисках:
А) скатерть-самобранка, Б) меч-кладенец,
В) сапоги-скороходы, Г) волшебный клубок
11. Кому адресовано посвящение к
роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
А) Н. Г. Чернышевскому, Б) А. И.
Герцену, В) Н. А. Некрасову, Г) В. Г. Белинскому
12. Укажите,
героем какого произведения является Пьер Скрипкин (Присыпкин).
А) В. В.
Маяковский «Баня»», Б) С. А. Есенин «Анна Снегина»,
В) В. В.
Маяковский «Клоп», Г) А. А. Блок «Двенадцать
13. Какова
основная тема цикла рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»?
А) любовь, Б)
свобода, В) смысл жизни
14.Как звали молодого стряпчего,
которому удалось сдружиться с Гобсеком в повести О.Бальзака «Гобсек»?
А) Дервиль, Б) Азуле, В) Бенуа, Г)
Гальяно
ЧАСТЬ 2
Прочитайте приведенный ниже
фрагмент текста и выполните задания 2.1 – 2.4.
Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания
слов.
— Дай же отряхнуться, папаша, — говорил
несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело
отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю.
— Ничего, ничего, — твердил, умильно улыбаясь, Николай
Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному
пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, — прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же
пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да
лошадей поскорее».
Николай
Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся
немного, словно робел. Аркадий остановил его.
— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с
моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так
любезен, что согласился погостить у нас.
Николай
Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном
балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его
обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
Душевно
рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; …надеюсь…
позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но
мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу
все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами
песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум.
— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не
соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.
Тонкие
губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял
фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных
выпуклостей просторного черепа.
— Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай
Петрович, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы
отдохнуть хотите?
— Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
— Сейчас, сейчас, — подхватил отец. – Эй, Петр,
слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр,
который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а
только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
2.1. Укажите название поместья, куда едут герои и
где развернутся события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей».
Ответ: ___________________________________________________
2.2. Назовите средство создания образа героя,
строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими
бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало
самоуверенность и ум»).
Ответ: ___________________________________________________
2.3. В основе сюжета «Отцов и детей» лежит
противоречие взглядов и идейных позиций представителей разных поколений.
Укажите термин, которым в литературоведении называют такое противоречие.
Ответ: ____________________________________________________
2.4. Назовите средство художественной
изобразительности, позволяющее автору образно описать предмет или явление:
«…говорил сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий»;
«отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом».
Ответ: ____________________________________________________
Выполните задания 2.5-2.6
2.5. Портреты каких героев
романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» представлены ниже?
А. «…Он очень
походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного
шире…». «…высокого,
худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в
старый военный сюртук нараспашку…». «…старый штаб-лекарь предстал перед
молодыми людьми…».
Ответ: ____________________________________________________
Б. «… прихрамывал,
черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и
мягкие жидкие волосы…». Он живет в неофициальном браке с крестьянкой девушкой.
«…эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал <…> она теперь
живет у меня. Я ее поместил в доме…»
Ответ: ____________________________________________________
В. «… была
настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за
двести, в старомосковские времена…». «…на пороге показалась кругленькая,
низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке… Пухлые ее ручки
мгновенно обвились вокруг его шеи…». «Она была очень набожна и чувствительна,
верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны»
Ответ: ____________________________________________________
2.6. В усадьбе или доме какого
героя вы оказались?
А. «Когда …
размежевался со своими крестьянами, ему пришлось отвести под новую усадьбу
десятины четыре совершенно ровного и голого поля. Он построил дом, службы и
ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо
принимались, в пруде воды набралось очень мало. Одна только беседка из сиреней
и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали»
Ответ:
____________________________________________________
Б. «Это была
просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного
вкуса. Тяжелая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен,
обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный … выписал ее из Москвы
через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном
висел портрет обрюзглого белокурого мужчины – и, казалось, недружелюбно глядел
на гостей».
Ответ: ____________________________________________________
В. «Весь его
домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них, куда он привел наших
приятелей, называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от
старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между
двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты,
какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной
рамке и диплом под стеклом…»
Ответ: ____________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10
предложений.
3.1. Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем
Петровичем, произнес свое имя на простонародный лад и как это связано с его
дальнейшей линией поведения в романе?
Система оценивания
диагностической работы по литературе
За каждый
правильный ответ на задания 1 – 14, 2.1 – 2.4 дается 1 балл, за правильный
ответ на задания 2.5 – 2.6 дается 3 балла. За задание 3.1 максимально
обучающийся получает 5 баллов в соответствии с нижеприведенными критериями:
развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.
Ответы к
заданиям 1-14
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 вариант |
В |
Г |
Г |
А |
Б |
А |
В |
Б |
Г |
Г |
Б |
Б |
В |
Г |
2 вариант |
Б |
В |
Г |
Б |
В |
А |
Г |
Б |
А |
А |
Г |
В |
А |
А |
Ответы к
заданиям 2.1-2.6
№ |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
2.5 |
2.6 |
1 вариант |
диалог |
Кирсановы |
деталь/художественная |
нигилизм |
А) П.П.Кирсанов Б) В) Кукшина |
А)Одинцовой Б)Базарова В)Кирсанова |
2 вариант |
Марьино |
портрет |
конфликт |
эпитет |
А) отец Б) Н.П.Кирсанов В)А.В.Базарова/ мать |
А)Кирсанова Б)Одинцовой В)Базарова |
Критерии |
Баллы |
1. |
|
а) |
3 |
б) |
2 |
в) |
1 |
г) |
0 |
2. |
|
а) отсутствуют |
2 |
б) допущено не |
1 |
в) допущены две |
0 |
Максимальный |
5 |
Полученные
баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы –
29.
Таблица
перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные |
0–14 |
15-20 |
21-26 |
27-29 |
МЕТОДИКА
Наталья Беляева
Как провести диагностическую работу по
литературе?
Вопрос о том, как
проконтролировать уровень литературного
развития, при всей его традиционности должен
быть поставлен в современной школе заново.
Долгое время контроль — как текущий, так и
итоговый — состоял из устного монологического
ответа (включая чтение наизусть) и сочинения по
литературе. В современной образовательной
ситуации идёт внедрение новых форм проверки
знаний и умений, прежде всего в рамках ЕГЭ, а
также обновление форм традиционных. Сегодня для
грамотной проверки качества литературного
образования учитель не только должен овладеть
технологией проведения текущих и итоговых
контрольных работ, но и, что особенно важно, чётко
осознавать критерии качества литературной
подготовки.
Я хотела бы поделиться с коллегами своим опытом
по проверке уровня литературной подготовки, и
прежде всего по проведению диагностических
работ, которые в режиме контрольного среза
выявляют “сиюминутный” уровень литературной
подготовки школьников. В этой статье описаны
подходы к таким работам, сами задания и критерии
оценки.
Сначала об общих подходах. В нормативных
документах и программах литературного
образования содержатся требования к подготовке
учащихся, которые в комплексе можно было бы
назвать “образом литературно развитого
выпускника”. Однако в школьной практике
возможны различные степени приближения к идеалу,
зависящие от того, какой уровень литературного
развития проектирует для себя сам ученик и каким
он может стать в зависимости от объективных
условий: способностей, прилежания,
материально-технической базы школы,
профессионализма учителя и т. п.
Чтобы наметить пути литературного развития
учеников, следует выявить объективный уровень их
подготовки и сравнить его с “идеальным”. Для
этого необходима диагностика, которая при
регулярном проведении помогает в корректировке
литературных знаний, умений и навыков. Прежде
всего необходимо выявить такие показатели
литературного развития учащихся, как
начитанность и литературный кругозор; умение
анализировать произведение с целью более
глубокого восприятия, понимания и интерпретации;
степень овладения устной и письменной речью.
Первый раз диагностическая работа проводится в
начале учебного года для выявление уровня знаний
и умений, приобретённых к концу предыдущего
учебного года. В начале второго полугодия можно
провести работу ещё раз. Работы для второго
полугодия содержат более трудные задания и
позволяют определить динамику литературного
развития ученика.
Задания на диагностических карточках можно
сгруппировать по три, что позволит выявить
уровень трёх основных показателей литературной
подготовки: начитанности и литературного
кругозора (тип А), умений анализа текста (тип Б) и
развития речи (тип В).
Приведём несколько примеров заданий для
диагностических работ (без разбивки на
классы). По их образцу учитель может составить
свои задания, опираясь на конкретную программу,
по которой он работает.
Первое полугодие
Тип А
- Назовите писателей, начиная с самых любимых, и
их книги, которые вы прочитали в этом году. - Перечислите любимые книги из вашей домашней
библиотеки, назовите их авторов, жанр, главных
героев. - Перечислите произведения русской литературы
XIX века, в которых поднимается проблема отцов и
детей. Назовите имена этих героев.
Тип Б
- ·Вспомните стихотворение о природе, которое вы
выучили наизусть. Выпишите из него слова, в
которых выражается авторское отношение к
изображаемой картине. - Вспомните одно из стихотворений А.С. Пушкина
о поэте и поэзии. Какими способами и в каких
образах автор пытается передать своё настроение
и мысли читателю? Приведите примеры. - Вспомните одно из стихотворений, изученных в
предыдущем классе. Какое настроение и как в нём
выражено?
Тип В
- Запишите ряд красочных определений, которые вы
могли бы употребить со словом “осень”. - Подумайте о вашем любимом животном. Запишите
эпитеты и сравнения, которые подошли бы для его
характеристики. - Что может привлекать современного читателя в
произведениях древнерусской литературы?
Второе полугодие
Тип А
- Назовите авторов перечисленных произведений,
их главных героев и жанр: «Приключения Тома
Сойера», «Снежная королева», «Васюткино озеро»,
«Дубровский», «Лев, учредивший совет», «Ночь
перед Рождеством», «Железная дорога», «Левша»,
«Лошадиная фамилия», «Три пальмы». - Книги на какие темы вы больше всего любите
читать? Назовите их авторов и жанры. - Приведите по три примера эпических, лирических
и драматических произведений. Назовите их
авторов и жанр.
Тип Б
- Какой художественный приём использован
А.С. Пушкиным в композиции стихотворения
«Зимнее утро»? Приведите примеры, подтверждающие
ваше мнение. - Назовите основные образы стихотворений
М.Ю. Лермонтова, изученных в 8-м классе. Какие
художественные средства использованы для
создания этих образов? Приведите примеры. - Перечислите основные темы и мотивы лирики
М.Ю. Лермонтова. Назовите произведения поэта
на разные темы и образы-символы, которые в них
встречаются. Дайте к одному из стихотворений
краткий историко-культурный комментарий.
Тип В
- Какие слова и выражения вы бы использовали,
рассказывая о русской зиме? Составьте краткое
описание русской зимы, чтобы в нём чувствовалось
ваше отношение к изображённой картине. - Зачем нужно изучать в школе произведения об
историческом прошлом нашей Родины? - Почему комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» включена
в репертуар многих современных театров?
Прокомментирую
методические основания для предложенной
системы.
Первое задание на каждой карточке выявляет
начитанность учащихся, причём в течение года и от
класса к классу эти задания усложняются. Так,
если первое задание в 5-м классе позволяет
выявить связи содержания и названий прочитанных
книг с их авторами, то во втором полугодии
пятиклассники не просто должны назвать авторов
прочитанных книг, но и дать этим книгам оценку. По
этим оценкам учитель сможет определить
литературные интересы школьников, их
читательские предпочтения и, опираясь на это,
руководить их самостоятельным чтением.
Первое задание в 6-м классе рассчитано
на закрепление знаний об авторстве и героях
прочитанных книг, актуализацию их жанровых
особенностей. Шестиклассники должны быть
знакомы с такими литературными жанрами, как
русская народная сказка, летопись, литературная
сказка, басня, рассказ, стихотворение, сказ,
пьеса, баллада, роман, а во втором полугодии
понятие о жанрах станет расширяться и
углубляться: учащиеся должны будут научиться
замечать особенности, разновидности уже
знакомых жанров.
В 7-м классе элементарный уровень
знакомства с литературными произведениями
должен быть завершён. Его сменят более
углублённые представления о литературе, а
школьники как читатели должны будут научиться
самостоятельно общаться хотя бы со своей личной
библиотекой, определять свои читательские
предпочтения. С этим связаны задания о любимых
книгах из личной библиотеки, о литературных
склонностях. Одновременно проверяется
повторение уже знакомых понятий: автор,
произведение, герои, жанр.
В 8-м и начале 9-го класса в заданиях на
начитанность предлагается узнать автора по
характерному фрагменту портрета или пейзажа. Во
втором полугодии 8-го класса подводятся итоги
обучения восприятию родо-жанровой природы
произведений, а в 9-м классе учащиеся определяют
свою начитанность по пониманию специфики и
жанровых особенностей литературного
направления (сентиментализм, классицизм,
романтизм). Анализ результатов диагностических
работ поможет учителю определить уровень
литературного развития учащихся основной школы,
что даст возможность наметить индивидуальные
пути их развития в 10–11-м классах, когда выявление
начитанности учащихся будет связано с их
пониманием историко-литературного процесса,
родо-жанровой природы художественных
произведений и особенностей постижения проблем
русской классики XVIII–XX веков.
Чтобы учителю было легче провести анализ этой
части диагностических работ, он должен
руководствоваться критериями для определения
уровня начитанности и литературного кругозора.
5-й класс
1. Сколько писателей называет учащийся (не
менее 5)? Помнит ли их имена, отчества, фамилии?
2. Правильно ли соотносит авторов и названия
произведений?
3. Каких писателей называет своими любимыми?
Есть ли среди них русские классики?
4. Знает ли писателей, не входящих в школьную
программу?
6-й класс
1. Правильно ли учащийся называет авторов
перечисленных произведений?
2. Помнит ли их главных, второстепенных
героев? Верно ли называет их имена, фамилии, род
занятий?
3. Умеет ли определить жанр названного
произведения?
4. Насколько точно называет жанр и его
разновидности (народная сказка — литературная
сказка, повесть — фантастическая повесть,
рассказ — юмористический рассказ, стихотворение
— баллада и др.)?
7–9-й классы
1. Может ли учащийся узнать произведение по
фрагменту?
2. Правильно ли называет его автора, главных
героев, жанр?
3. Правильно ли называет композиционный
приём в приведённом отрывке (портрет, пейзаж)?
4. Умеет ли определить авторское отношение к
изображаемому и доказать свое мнение?
5. Может ли назвать произведения разных
литературных родов, определить их авторов и жанр
(II полугодие)?
6. Соответствуют ли произведения, названные
учащимися, определённым литературным
направлениям, правильно ли названы авторы и жанр
(II полугодие)?
10–11-й классы
1. Имеет ли ученик представление об
историко-литературном процессе? Правильно ли
называет произведения XVIII–XIX веков, Серебряного
века?
2. Умеет ли определить принадлежность
произведения определённому автору?
3. Может ли определить род, жанр, основную
проблематику названных произведений?
4. Вписывает ли названную проблематику в
литературный контекст (например, видит проблему
отцов и детей не только в одноимённом романе
И.С. Тургенева)?
5. Называет ли авторов и произведения, не
входящие в школьную программу?
Второе задание диагностической работы
выявляет уровень умения анализировать
литературный текст, но из-за небольшого времени,
которое даётся на выполнение работы, учащиеся,
естественно, ограничатся лишь несколькими
аспектами анализа.
В начале 5–6-го классов важно выявить,
понимают ли учащиеся, что авторское отношение к
изображаемому не всегда выражается прямо. Часто
автор “прячет” свои мысли и чувства в
определённой стилистике, применяя для этого
образные выражения. Для обнаружения этих
особенностей необходимы задания, связанные,
например, с определением функций художественных
средств.
В 7–8-м классах задания для выявления
умений анализа направлены на определение
настроения, ключевых образов и способов их
воплощения. Во втором полугодии можно проверить,
насколько развились эти качества у учащихся, а в
9–11-м классах определить, умеет ли школьник
замечать средства и способы создания ключевых
образов в лирическом стихотворении, видеть их
функциональное назначение, что он помнит
наизусть, верно ли характеризует мысли и чувства
лирического “я”, замечает ли образы-символы,
связанные с художественной условностью. Для
определения уровня литературного развития важно
и то, умеет ли школьник определить основные темы
и мотивы лирики поэта, видит ли периодизацию в
его творчестве.
Предлагаемые задания в основном посвящены
работе с лирическими текстами (из-за ограничений
по времени). Можно не называть в задании
определённое стихотворение, а дать учащимся
возможность проанализировать текст, который уже
есть в их памяти.
Критерии для выявления
уровня умений анализа литературного
произведения
5–6-й классы
1. Умеют ли учащиеся анализировать выученные
наизусть программные стихотворения?
2. Умеют ли находить в стихотворениях слова, в
которых выражается авторское отношение к
изображаемому?
3. Могут ли определить элементарные функции
композиции и изобразительно-выразительных
средств в лирическом тексте или только их
называют?
4. Умеют ли приводить примеры, подтверждающие
своё мнение?
7–9-й классы
1. Знают ли учащиеся авторов изученных в
школе лирических текстов, умеют ли определять
настроение произведений?
2. Могут ли проанализировать стихотворение,
не входящее в школьную программу?
3. Способны ли назвать главные средства
создания поэтических образов и определить их
функции?
4. Могут ли найти в стихотворениях ключевые
образы, связанные с пониманием прочитанного?
5. Умеют ли определять основные образы в
творчестве одного поэта и определять их
назначение?
6. Могут ли выявить авторскую позицию,
комментировать мысли и чувства лирического “я”?
10–11-й классы
1. Умеют ли учащиеся дать краткий аспектный
анализ стихотворения на определённую тему
(выученного наизусть), определить способы и
средства создания ключевых образов и
прокомментировать их?
2. Могут ли проанализировать непрограммное
стихотворение?
3. Способны ли к глубокому пониманию функций
композиции и изобразительно-выразительных
средств лирического текста?
4. Видят ли функциональное назначение
фонетических, лексических и синтаксических
особенностей стихотворения?
5. Замечают ли пространственно-временную
организацию текста и её функции?
6. Умеют ли разграничивать понятия автор и
лирический герой?
7. Умеют ли приводить примеры, которые
соответствуют названным средствам и функциям?
8. Могут ли дать к стихотворению краткий
историко-культурный или биографический
комментарий (кому посвящено, по какому поводу и в
какой период творчества написано, с какими
явлениями истории и культуры связаны образы
стихотворения, какой смысл имеет эпиграф,
датировка, скрытая цитата и т.п.)?
Третье задание диагностической работы
предназначено для определения уровня развития
речи учащихся. Из-за того, что работа проводится в
достаточно короткий промежуток времени, ответ на
вопрос третьего задания должен быть предельно
конкретным, но ёмким, литературно грамотным и
аргументированным.
В первом полугодии 5-го класса не
предполагается заданий на составление связного
текста. Нужно выявить, чувствует ли учащийся
художественное слово, умеет ли находить
“свежие” слова или довольствуется
литературными штампами, помнит ли важные образы,
которыми автор характеризует своих героев. Это
связано с тем, что учащиеся могли за лето
“потерять” ряд навыков письменной
монологической речи и для их восстановления
необходимо некоторое время.
Во втором полугодии 5-го и 6–7-м классах от
учащихся уже требуется создать небольшой
связный текст в жанре описания или рассуждения.
Задание для второго полугодия 7-го класса
является пропедевтическим, так как во многих
программах по литературе для 8-го класса ведущим
аспектом преподавания станет проблема
«Литература и история». Задания для выявления
уровня развития речи в 8–9-м классах
связаны с диагностикой способностей школьников
к современному прочтению древнерусской
литературы, определению связей литературы с
другими искусствами, общечеловеческим смыслом
драматических произведений. В 10–11-м классах
третье задание связано с пониманием важнейших
литературоведческих и нравственных понятий:
вечные проблемы, общечеловеческие ценности,
романтическое и социально-философское
произведение и т.п.
Важнейшими показателями развития речи
учащихся станут:
— в 5–6-м классах — живость описаний,
отсутствие литературных штампов;
— в 7–9-м классах — доказательность и
аргументированность суждений,
последовательность, ясность и точность
изложения;
— в 10–11-м классах к вышеназванным
критериям добавятся эмоциональность стиля,
стилевое единство, уместность приведённых
примеров, отсутствие речевых недочётов, умение
сочетать в ответах литературоведческую и
историко-культурную информацию.
Критерии для выявления
уровня развития речи учащихся
5–6-й классы
1. Богат ли у учащихся лексический запас
(владеют ли они употреблением синонимов,
разнообразны ли речевые конструкции созданного
текста)?
2. Могут ли учащиеся составить краткий текст
в жанре описания?
3. Владеют ли понятиями эпитет,
олицетворение, сравнение и умеют ли применять их
в собственных высказываниях?
4. Умеют ли отличать образные выражения от
литературных штампов?
5. Могут ли создавать текст, свободный от
речевых недочётов и грамматических ошибок?
7–9-й классы
1. Умеют ли учащиеся отвечать точно на
поставленный вопрос?
2. Способны ли аргументировать свои мысли,
создавать текст в жанре рассуждения?
3. Последовательно ли излагают свой ответ?
4. Отличается ли их ответ на поставленный
вопрос ясностью и точностью выражения мыслей?
5. Отсутствуют ли в их письменном
высказывании речевые недочёты и грамматические
ошибки?
10–11-й классы
1. Понимают ли учащиеся содержание и
эстетическое наполнение ведущих понятий
историко-литературного курса: вечные проблемы,
общечеловеческие ценности, романтическое,
социально-философское произведение? (Круг
комментируемых понятий может быть расширен и
изменён учителем.)
2. Активно ли владеют литературоведческим
понятийным аппаратом в объёме средней школы?
3. Могут ли создать собственное письменное
рассуждение, отличающееся стилевым единством?
4. Уместно ли приводят примеры из прочитанных
произведений?
5. Могут ли излагать свои мысли ясно, точно и
эмоционально?
6. Умеют ли использовать в своих рассуждениях
историко-культурную информацию?
7. Способны ли создать собственный
письменный текст без речевых недочётов и
грамматических ошибок?
8. Чувствуется ли в ответах учащихся их
литературоведческая подготовка и
социально-нравственная зрелость?
В качестве дополнительных заданий при
диагностике уровня учащихся в старших классах
можно предлагать задания, определяющие уровень
эмоционально-художественных качеств личности
школьника. Их можно использовать и для обучения
школьников в профильных гуманитарных классах.
Вот несколько примеров таких заданий.
- Придумайте образные выражения таким понятиям,
как любовь, долг, совесть, мужество, время,
молодость, надежда и др., например, время —
песочные часы, молодость — зелёная веточка.
Объясните своё решение. Придумайте несколько
живописных или скульптурных изображений,
раскрывающих в образной форме эти отвлечённые
понятия. - Проследите за изменениями, появлявшимися в
процессе работы М.Ю. Лермонтова над строфой из
стихотворения «Кинжал», и попытайтесь объяснить
их смысл.
Первый вариант
Наезднику в горах служил он много лет
Орудьем гибельного мщенья,
И слышал он один его полночный бред
И сердца гордого биенье.
Второй вариант
Наезднику в горах служил он много лет,
Как брату старшему и другу,
Не по одной груди провёл кровавый след
И не одну порвал кольчугу
Окончательный вариант
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
- Зачем в образе Ермолая Лопахина в пьесе
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов соединяет черты
“хищного зверя” и “тонкой, нежной души”? Как в
этом проявляется авторская позиция? - С какой целью роман М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» начинается и заканчивается в
крепости? Какие стороны образа главного героя и
окружающей его действительности подчёркивает
этот композиционный приём? - Проследите связь между обликом героя,
принадлежащей ему деталью-вещью и идейным
замыслом писателя: халат Обломова, “лорда
Байрона портрет и столбик с куклою чугунной”
Евгения Онегина, Евангелие Сони Мармеладовой.
Продолжите ряд аналогичными примерами. - Сравните стихотворение В.А. Жуковского
«Море» и «Как хорошо ты, о море ночное…»
Ф.И. Тютчева. Охарактеризуйте принципы
построения этих стихотворений. Как проявляется в
них мироощущение каждого поэта?
В пушкиноведении сосуществуют две точки зрения
на жанровую природу «Капитанской дочки»
А.С. Пушкина: исторический роман и семейная
хроника. Приведите несколько доказательств в
защиту той или иной точки зрения.
В заключение подчеркну, что задания на
диагностику нужно использовать выборочно в
зависимости от того, какие грани литературного
развития необходимо выявлять и
совершенствовать.
Несомненно, что именно диагностика может
помочь в отборе школьников в профильные классы
на старшей ступени обучения.
Формы диагностики результатов учебной работы
обучающихся на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№5
им. П. Д. Киселёва г. Каменки Гиясова Н.А.
Диагностика определяет и констатирует уровень обучения школьников русскому языку и литературе и определяет мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.
Главная задача диагностики уровня обученности – своевременное выявление конкретных пробелов в знаниях учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений и читательских навыков и определения системы мер по коррекции образовательного процесса.
Эффективность диагностической работы по русскому языку и литературе во многом зависит от четкости целевых установок контроля, от отбора заданий и их разнообразия, от разнообразного сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера, от внутрипредметной системности и своевременной и целенаправленной работы по ликвидации выявленных пробелов и их причин.
Какие формы контроля подразумевает диагностика?
1. Предваряющий (входной) контроль – служит выявлению уровня знаний и развития учащихся; исполняется перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.
2. Текущий контроль – проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков.
3. Периодический (этапный, рубежный) – целесообразен после изучения крупной темы или раздела.
4. Итоговый – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа изучения.
Каждый вид контроля подразумевает определенные формы диагностики.
Прежде всего, в своей работе я пользуюсь алгоритмом деятельности по организации диагностики уровня обученности учащихся.
Одним из эффективных средств диагностики обученности является тест.
Тест – это контрольно-тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которая характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результатов и позволяет выявить уровень языковой или речевой компетентности тестируемых. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и лёгкость её оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся.
В своей педагогической практике к тестовой форме проверки знаний обращаюсь на уроках русского языка и литературы и выстроила следующую структуру работы для учащихся.
1.Диагностирующие тесты, выявляющие уровень знаний по теме, разделу.
2. Подготовка к выполнению тестовых заданий:
— изучение (повторение) орфограммы или пунктограммы;
— многократное проговаривание и решение данной орфографической задачи через системы заданий;
— составление сводных таблиц, опорных конспектов;
— применение алгоритма;
— тренировочные обучающие тесты, выполняемые коллективно с обязательным комментированием;
— тренировочные обучающие тесты с последующей самопроверкой по ключу;
— выявление проблемных вопросов и коррекционный тест (т.е. тест, построенный на типичных ошибках учащихся).
3. Контрольный тест.
4.Анализ контрольной тестовой работы.
5. Самостоятельная работа учащихся по устранению пробелов.
Тесты могут быть как обучающими, так и контрольными.
Считаю, что при изучении определенной темы и тест должен быть обучающим. Здесь необходимо выявлять пробелы в знаниях учащихся и работать над их ликвидацией. Например, обучающий тест «Умение работать с текстом». Заполняю «Лист наблюдения за ходом выполнения школьниками диагностических заданий». Затем заполняю «Лист для статистической обработки результатов диагностики учебного умения работать с текстом». Потом составляю диаграмму «Уровень сформированности учебного умения работать с текстом».
После анализа тестовой работы и работы над ошибками провожу повторный тест с другим текстом.
Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-, 7-, 9- классах. Декабрьская диагностика отражает уровень усвоения образовательных стандартов:
— в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;
— в 7-м классе – на этапе завершения курса орфографии;
— в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.
Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.
Систематическое рубежное тестирование дает возможность узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.
Диагностика уровня обученности учащихся по литературе, прежде всего, сориентирована на определение и оценку уровня знаний, умений и навыков школьников.
Формы диагностики уровня обученности по литературе могут быть следующие:
5 класс – мониторинг навыков и техники чтения; письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.
6 класс — письменный пересказ узловых сцен и эпизодов изученных произведений, составление цитатного (подробного) плана.
7 класс – изложение на основе литературно-художественных текстов; характеристика главного героя произведения.
8 класс — сочинение по данному началу; сравнительная характеристика героев, отзыв о прочитанном произведении.
9 класс – анализ данного текста, изложение с творческим заданием.
10 класс – сочинение по изученному произведению, анализ данного текста.
11 класс – анализ стихотворного текста.
Работая по данной теме, определенный практический материал наработан: тестовые задания по курсу «Русский язык» 5-11 классы; создан банк тестовых заданий, использованных на центральном тестировании за последние 5 лет; итоговые тестовые задания по литературе 5-11 классы.
Спецификация контрольно – измерительных материалов для проведения в 2018/2019 учебном году промежуточной аттестации по литературе в 5 классе
Назначение КИМ:
Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса.
Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержденный Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г. с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644, от 31 декабря 2015 года №1577.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования БОУ «Чекрушанская СОШ».
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Структура КИМ
Содержание промежуточной аттестации охватывает учебный материал, изученный в течение года.
Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит из 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трех предложенных, либо нахождение указанных соответствий. Вторая часть содержит 1 вопрос, который требует развернутого ответа.
Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
Ответы на задания в части 2 работы записываются обучающимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 |
1 |
24 |
24 |
66% |
2 |
1 |
13 |
34% |
ИТОГО |
100% |
Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Вид деятельности |
№ заданий |
Знание изученных теоретико-литературных понятий |
1,2, 4,5 |
Умение находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни |
3,7 |
Знание содержания изученных литературных произведений |
6,8-19,24 |
Знание основных фактов жизни и творческого пути писателей и поэтов |
20-23 |
Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
Часть 2 |
Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса литературы
№ |
Название раздела |
Число заданий |
Максимальный балл |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
4 |
4 |
2 |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
6 |
6 |
3 |
Из русской литературы второй половины XIX в |
5 |
5 |
4 |
Из русской литературы XX в. |
7 |
6 |
5 |
Из зарубежной литературы |
3 |
3 |
ИТОГО |
25 |
37 |
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 |
Базовый |
21 |
21 |
57% |
Повышенный |
4 |
16 |
43% |
ИТОГО |
25 |
37 |
100% |
Продолжительность выполнения контрольной работы
Время выполнения работы – 45 минут.
Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания выполнения заданий и работы в целом
Отметка по пятибалльной системе |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0-14 |
19-27 |
28-33 |
34-37 |
Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой части работы, — 24 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 37 баллов.
План варианта КИМ для проведения диагностической работы
Уровень сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный
№ |
Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору |
Коды требований к уровню подготовки по кодификатору |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания в минутах |
1 |
1.3 |
1.4 |
Б |
1 |
1 |
2 |
1.3 |
1.4 |
Б |
1 |
1 |
3 |
1.1 |
1.4 |
П |
1 |
2-3 |
4 |
1.6 |
1.4 |
П |
1 |
1-2 |
5 |
1.4 |
1.1 |
Б |
1 |
1 |
6 |
3.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
7 |
2.2, 2.3, 2.4, 3.3, |
1.3 |
П |
1 |
2-3 |
8 |
3.2, 3.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
9 |
3.6, 4.3, 4.4 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
10 |
3.6, 4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
11 |
4.6, 3.4, 4.7 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
12 |
2.4, 4.3,4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
13 |
2.3, 3.2, 4.8 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
14 |
4.2, 5.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
15 |
2.4, 3.5,4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
16 |
3.4, 4.7, 5.2 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
17 |
2.1, 3.4, 5.1 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
18 |
2.3, 5.1 |
2.2 |
Б |
1 |
1 |
19 |
4.3, 2.4, 5.2 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
20 |
2.2, 2.3 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
21 |
2.2, 3.4 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
22 |
5.2,5.3, 5.4 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
23 |
5.5 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
24 |
5.2 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
25 |
4.2 |
3.1 |
П |
13 |
10-15 |
Кодификатор элементов содержаний и требований к уровню подготовки обучающихся 5 класса для проведения в 2018/2019 учебном году промежуточной аттестации по литературе
Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе выполнения работы
Код КЭС |
Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 |
Художественная литература как искусство слова |
1.2 |
Художественный образ |
1.3 |
Фольклор. Жанры фольклора |
1.4 |
Литературные роды и жанры |
1.5 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия; экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.6 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение |
2. |
Из русской литературы первой половины XIX века |
2.1 |
И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» |
2.2 |
В.А. Жуковский «Спящая царевна» |
2.3 |
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» ( «У Лукоморья дуб зеленый …», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…» |
2.4 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
2.5 |
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» |
3. |
Из русской литературы второй половины XIX века |
3.1 |
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» |
3.2 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» |
3.3 |
И.С. Тургенев «Муму» |
3.4 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос» (отрывок) |
3.5 |
А.П. Чехов «Хирургия» |
3.6 |
А. Погорельский «Черная Курица, или подземные жители» |
4. |
Из русской литературы XX века |
4.1 |
И.А. Бунин «Косцы» |
4.2 |
В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
4.2 |
С.А. Есенин. Лирика |
4.3 |
П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» |
4.4 |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» |
4.5 |
В.М. Гаршин «Attalea princes» |
4.6 |
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» |
4.7 |
В.П. Астафьев «Васюткино озеро» |
4.8 |
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» |
4.9 |
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» |
4.10 |
А.П. Платонов «Никита» |
4.11 |
Н.М. Рубцов «Родная деревня» |
5. |
Из зарубежной литературы |
5.1 |
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» |
5.2 |
Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
5.3 |
Х.К. Андерсен «Снежная Королева» |
5.4 |
Ж.Санд «О чем говорят цветы» |
5.5 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы
Код требований |
Умения, проверяемые заданиями |
1 |
знать/понимать: |
1.1 |
образную природу словесного искусства; |
1.2 |
содержание изученных литературных произведений; |
1.3 |
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов |
1.4 |
изученные теоретико-литературные понятия; |
2 |
уметь: |
2.1 |
находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни; |
3 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1 |
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
Вариант I
Часть 1
Фольклор – это …
а) устное народное творчество; б) сказки, придуманные народом;
в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) басня; б) загадка; в) прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит средством общения между людьми;
в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен
6. Татьяна в произведении И.С. Тургенева «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она ценила его доброту, в знак благодарности
7. По датам жизни определите писателя
1. 1769 – 1844 А) А.С. Пушкин
2. 1814 – 1841 Б) Н.В. Гоголь
3. 1799 – 1937 В) И.С. Тургенев
4. 1809 – 1852 Г) М.Ю. Лермонтов
5. 1818 – 1910 Д) И.А. Крылов
6. 1828 – 1910 Е) Л.Н. Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
« Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я Маршак « Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Черная Курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
А) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; б) А. Погорельский «Черная Курица, ил Подземный жители»; в)К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветлтвой».
А) К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В) Н.А. Некрасов «На Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Одним словом, артуть – девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;
в) А. Погорельский «Черная Курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдет от крепости, татары убьют, или уведут в горы».
А) М.Ю. Лермонтов «Бородино» б) Саша Черный «Кавказский пленник»
В) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
А) Г.К. Андерсен « Снежная Королева» б) В.Г. Короленко « В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с касторовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» б) Н.А. Некрасов « Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов « Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот выговорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является:
а) Пушкин А.С. б) Жуковский В.А. в) Некрасов Н.А.
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы?»
а) Г.К. Андерсен « б) Д. Дефо в) Ж. Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединенных штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря; б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
Часть 2.
Как менялся характер Васи в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»во время дружбы с Валеком и Марусей? Дайте развернутый ответ. (4-5 предложений)
Вариант II
Часть 1
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка б) роман в) пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация
3. Соотнесите понятие и определение
а) пословица 1) устное народное творчество, народная мудрость;
б) фольклор 2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;
в) сказка 3) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
г) поэзия 4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:
Завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.
5.В стихотворении «Зима недаром злится» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
А) метафорой б) сравнением в) эпитетом
6. Соотнесите автора и название произведения:
1) И.А. Бунин А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2) С.А. Есенин Б) «Косцы»
3) Н.В. Гоголь В) «У Лукоморья дуб зеленый…»
4) А.С. Пушкин Г) «Заколдованное место»
5) М.Ю. Лермонтов Д) «Бородино»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него …»
А) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
В) И.С. Тургенев «Муму»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
А) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
В) В.М. Гаршин «Attalea princes»
9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
А) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в) «Царевна – лягушка»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга … Тайга … Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
А) К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
18. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.
а) М.В. Ломоносов
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский
19. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении «Вересковый мед»?
а) Англия
б) Шотландия
в) Дания
20. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав
б) Елисей
в) Алексей
21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
22. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
23. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
Часть 2.
В чём заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? Дайте развернутый ответ. (4-5 предложений)
Диагностический материал
1 класс II полугодие.
-
Понимание прослушанного текста обучающимися.
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Низкий уровень понимания прослушанного-правильно выполнил 1-2 задание.
Средний уровень — правильно выполнил 3-5 задания.
Высокий уровень — правильно выполнил все задания.
Класс |
Низкий уровень понимания прослушанного Правильно выполнил 1-2 задание. % |
Средний уровень понимания прослушанного Правильно выполнил 3-5 задания. % |
Высокий уровень понимания прослушанного Правильно выполнил все задания % |
Экспериментальный |
|||
Контрольный |
Ф.И._________________________кл__________
Задания для понимания.
-
Назови жанр произведения. Выбери правильный ответ.
-
с казка
-
з агадка
-
рассказ
-
Кто потерял рукавичку?
-
б абка
-
д ед
-
М ашенька
-
Засели в «рукавичку» героев
М ышка,_________, зайчик,_______,волчок, кабан,________.
-
Сколько зверей уместилось в рукавичку?
-
Соедини стрелками
мышка |
батюшка |
|
лягушка |
поскребушка |
|
лисичка |
клыкан |
|
волчок |
попрыгушка |
|
кабан |
побегайчик |
|
медведюшка |
сестричка |
|
зайчик |
серый бочок |
-
Выбери пословицу к сказке.
При солнышке тепло, при матери добро.
В тесноте, да не в обиде.
Труд кормит, а лень портит.
-
Понимание прочитанного текста обучающимися.
Диагностика II полугодие.
Ёж проснулся
Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали веселые ручьи. Под корнями старой березы была нора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Он выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лег на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его.
Вопросы для понимания текста.
1.Где жил ёж?
2. Что разбудило зверька?
3. Что почувствовал ежик?
Класс |
Низкий уровень понимания Правильно ответил на 1 вопрос % |
Средний уровень понимания Правильно ответил на 2 вопроса |
Высокий уровень понимания Правильно ответил на все вопросы % |
Экспериментальный |
|||
Контрольный |
-
Знание книг и умение их самостоятельно выбирать.
Анкета для детей
1. Как часто родители читают тебе вслух?
-
Каждый день
-
Раз в неделю
-
Раз в месяц
-
Никогда
2. Обсуждаешь ли ты с родителями содержание прочитанной книги?
-
Да
-
Нет
3. Есть ли у тебя своя домашняя библиотека.
-
Да
-
Нет
4. Назови книгу, которую ты читал последний раз?
5. Любишь ли ты читать?
-
Да
-
Нет
6. Что ты больше любишь?
-
Читать сам
-
Слушать чтение взрослых
7. Какие книги ты любишь?
-
Сказки
-
Рассказы
-
Другое
Экспериментальный класс,% |
Контрольный класс, % |
||
|
Как часто родители читают тебе вслух?
|
||
|
Обсуждаешь ли ты с родителями содержание прочитанной книги?
|
||
|
Есть ли у тебя своя домашняя библиотека.
|
||
|
Назови книгу, которую ты читал последний раз?
|
||
|
Любишь ли ты читать?
|
||
|
Что ты больше любишь?
|
||
|
Какие книги ты любишь?
|
IV.Сформированность духовной потребности в книге и чтении.
(по наблюдениям учителя)