Как составить диаграмму для 4 класса

Математика,4 класс

Урок №6. Диаграммы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?

— что такое диаграмма?

— как читать и строить столбчатую диаграмму?

Глоссарий по теме:

Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.

Диаграмма – графическое изображение информации.

Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.

Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14

2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113

3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Маша – 10 мин.

Оля – 12 мин.

Костя – 25 мин.

Илья – 7 мин.

Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:

Никита – 19 мин.

Для наглядности дети записали результаты в таблицу

Имя ученика

Время на дорогу в школу

Маша

10

Оля

12

Костя

25

Илья

7

Никита

19

Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.

Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.

На изображении выше мы видим столбчатую диаграмму, т к . данные времени, которые дети тратят на дорогу изображены в виде столбиков.

С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.

По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:

  1. У Кости дорога от дома до школы самая длинная.
  2. Самая короткая — у Ильи.
  3. На сколько один ученик тратит время на дорогу больше или меньше другого. Например: Никита дольше, чем Маша и т.д.

Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.

Диаграмму можно построить.

Для этого:

  1. Рисуется прямой угол.
  2. Определим, какие величины будем располагаться на вертикальной и горизонтальной стороне угла.
  3. На вертикальной стороне угла откладываются единичные отрезки, чаще всего одна клетка в тетради – один отрезок.
  4. На горизонтальной стороне угла точки, которые обозначают то, что и о ком идет представление в диаграмме.
  5. При помощи линейки прорисовываются столбики с нужным количеством единичных отрезков или клеток.

В диаграмме подписываются все данные.

Задания тренировочного модуля:

1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.

Варианты ответа:

Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Правильный ответ:

Книга стоит 100 руб.

Альбом стоит 50 руб.

2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?

Имя

Сбережения

Сара

22 зеда

Пётр

15 зедов

Полина

17 зедов

Кристина

10 зедов

Правильный ответ:

Вариант А.

Тема: Построение диаграмм.

Цель: организация деятельности обучающихся по
ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и
столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.

Задачи:

Образовательные:


Формировать у учащихся понятия по теме «Диаграммы»;
Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;

Учить
сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.


Воспитательные:

Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;

Формировать
ответственность;

Воспитывать
познавательную активность.


Развивающие:

Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений,
сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;

Способствовать
творческой деятельности учащихся;

Продолжать
развивать развитие навыков работы с информационными технологиями

Планируемые
результаты:

Личностные:

-учиться принимать
другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться
определять свою позицию;

-мотивация к
изучению предмета;

Коммуникативные:

-учиться четко,
правильно высказывать свое мнение, доказывать его, сотрудничать в паре, группе
для решения учебной задачи.

Регулятивные:

-учиться выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать
установленные правила в контроле способа решения;

Познавательные:

-учиться находить
информацию в тексте учебника;

-фиксировать ее в
диаграмме;

-проводить анализ
и синтез объектов;

Предметные:

-познакомиться со
способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм

Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор, экран, карточки для работы в парах и
группах, оценочные карточки.

Ход
урока

1.Орг. момент.

1) Настрой учащихся
на урок.

Все
расселись по местам, никому не тесно,

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем
мы считать. Писать и решать задачи,

Чтоб
сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Повторим
материал, закрепим умения,

Чтобы
каждый мог сказать: «Это всё умею я»

2) Проверка
готовности учащихся к уроку.

Я вам задам несколько загадок. Отгадайте
загадки и проверьте наличие этих предметов на ваших рабочих столах и покажите
их мне.Разминка(3слайд)

Кто
молча учит? (Учебник)

Кто
чертеж построит наш?

Ну,
конечно… (Карандаш)

Она
любит прямоту и сама прямая.

     
Сделать новую черту всем нам помогает.

     
Что-нибудь без нее начертить сумей-ка.

     
Угадайте-ка, друзья, это что?.. (Линейка)

Если
ей работу дашь –

Зря
трудился карандаш. (Ластик)

Чтобы
домашнее задание

Нам
сделать, не забыть,

Его
запишем мы в… (Дневник)

Наличие
необходимых на уроке предметов мы проверили.

2. Планирование действий на уроке.

Вспоминаем 
алгоритм наших действий.

3. Минутка чистописания

4. Актуализация знаний

1)
 Определи массу яблок

2)  Найдите координаты точек

3) Найди рост каждого героя

4)  Работа в тетрадях

Реши примеры, записывая только ответы

Проверка:
750, 190, 3, 2, 358, 1750, 312, 300, 799

5. Самоопределение темы и цели урока.

1) Введение в тему

Чтобы
узнать  тему нашего урока,  вам нужно разгадать несложную
шифровку.

Запишите данные числа в порядке
возрастания

2, 3,190, 300, 312,358, 750, 799, 1750 (
проверка)

750

190

3

2

358

1750

312

300

799

м

а

и

д

а

а

р

г

м

2) Самоопределение темы и цели
урока

Чтобы определить цели нашего урока,
используем приём « Инсерт». В чём суть приёма?  Какие маркировочные пометки
будете делать?

Приём
« Инсерт»

Диаграмма ( в переводе с
греческого
diagramma
изображение, рисунок, чертёж) –это графическое изображение информации

Диаграммы
используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно.

Диаграммы
часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных
данных.

С
помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.

Существует
множество видов диаграмм.  Самые распространённые : графики, столбчатые,
линейны, круговые.

Диаграммы
можно изобразить двумя способами: ручной  способ и с помощью компьютера

Используем приём « ЗУХ. Что мы знаем
по этой теме? Что умеем? Чему хотите научиться?

Физминутка(
под музыку)

Физминутка для снятия общего утомления и для глаз.

Ребята,
встаньте и  представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм.
Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и
сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и
заблестят. 3 раза. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками
и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы
выглядим прекрасно. Пора на бал.

 
Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – понятинесь из-зо
всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает
от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.

А
теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько
потянитесь, а затем влево и также потянитесь.

Вот
проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам,
а с ними  под руку идут их кавалеры — цилиндрические диаграммы. (Руки вверх,
потянулись – вдох, руки вниз – выдох)

И
вот бал начался.и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые
обороты туловищем.  Бал закончен. Садитесь на свои места.

6. Работа по теме

1) Вступительное слово

Часто
в газетах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с разными диаграммами и
графиками. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь
читать и строить их.

Тема
нашего урока «Построение диаграммы» актуальна для современных людей, живущих в
информационном, быстро меняющемся мире.
Где и
для чего в жизни можно использовать диаграммы?
В каких еще сферах
эффективно используются диаграммы? (банки, биржи, статистика, экономика,
география, биология, медицина и многие другие). Можно сделать вывод, что
диаграммы используются в любых сферах деятельности, где необходим сравнительный
анализ, что на сегодняшний день актуально в нашей жизни.


Определите тип диаграммы. ( показ слайдов)

Сегодня
мы научимся строить диаграммы с помощью линейки, а также в дальнейшем овладеем
современным способом построения диаграмм на компьютере.

2) Знакомство с алгоритмом построения
диаграммы . Работа в парах.   

Внимательно
рассмотрите таблицу. Что показывает данная таблица? Для вашего возраста есть
определенные рекомендации, которые нужно соблюдать.  На их основе, составлена
таблица из распорядка дня школьника.

 Можем
ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы? Для этого мы должны
определиться с алгоритмом построения диаграммы.

Деятельность в течение суток

час

 Сон                                             

10

Учебные занятия                    

5

Прогулка

2

Подготовка к урокам             

2

Чтение

1

Перед вами алгоритм построения диаграммы ,
но он не последователен. Ваша задача: составить последовательный план
построения диаграммы.

Алгоритм
построения диаграммы.

1.Нарисуем
прямой угол.

2.На
горизонтальной его стороне отметим на равном расстоянии друг от друга точки по
числу величин. 

3.На
вертикальной шкале число учащихся.

4.
Изобразим наши диаграммы.

Что
будет показывать горизонтальная шкала?  А вертикальная?  Какова цена шкалы?

(
Построение диаграммы в парах. Одна пара у доски, остальные на местах)

7.
 Практическая работа /в группах/.

Мы провели небольшое исследование среди
ребят нашего класса.
После
сбора информации каждая группа в таблицу внесла данные.   Сейчас выполним работу по
обработке данных и построению диаграмм разного вида.

Задание: Используя заготовки, ручным
способом, используя линейку, цветные карандаши необходимо построить диаграмму
исследования.  ( опираясь на алгоритм)

1 группа— обрабатывает
информацию в виде круговой диаграммы

2 группа – обрабатывает
информацию в виде линейной диаграммы

3
группа
в виде столбчатой диаграммы

1 группа- 
« Внеурочная деятельность 4 А класса» ( круговая диаграмма)

Нашей группе нужно было собрать информацию
на тему « Внеурочная деятельность нашего класса» .  Среди одноклассников мы
собрали сведения кто и какие кружки посещает. Данные мы внесли в таблицу. А
сейчас результаты  нашей работы представляем в виде диаграммы.

Название

Количество человек

Эрудит

21

ЮТ

19

Сюрприз

3

Футбол

3

Весёлая кисточка

11

Шахматы

2

Художественная школа

2

Дзюдо

1

Музыкальная школа

9

2 группа
Анализ контрольной работы»  ( линейная диаграмма)

Недавно мы писали контрольную работу по
теме « Задачи на движение». Нам Оксана Ивановна предложила сделать анализ
контрольной работы и по результатамсоставить диаграмму.Для начала мы заполнили
таблицу, используя данные результаты.  А потом мы построили диаграмму. Вот что
у нас получилось.Писали контрольную работу  21  человек. 8  учеников написали
контрольную работу на «5», 10   учеников «4»,  1  ученик — тройку и 2 ученика
двойку.

Название

Количество человек

«5»

8

«4»

10

«3»

1

«2»

2

3 группа-Найти интересную
информацию из любых областей. Составить по ней диаграмму и вопросы, на которые
можно ответить с помощью этой диаграммы.

 ( столбчатая диаграмма)

Продолжительность
жизни некоторых животных

Название

Продолжительность жизни

Шимпанзе

58

Крокодил

43

Собака

15

Слон

70

Вопросы:

Какова продолжительность
жизни шимпанзе?

— Среди данных животных, чья продолжительность жизни короче других?

— Кто среди данных животных живёт дольше всех?

Второй способ построения диаграммы /с помощью компьютера/:
заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электоронных таблиц
MicrosoftExcel

4
группа
— « Реки
Башкирии»

Название

протяженность

Агидель

1430км

Дёма

535км

Ик

571 км

Уй

462 км

8.
Тест « Диаграммы»

1.
Выбери правильный ответ.

Диаграмма
— это ….

 
А) картинка                      В) краткая запись

 
Б) чертёж или схема      Г) иллюстрация

2.Какие
бывают виды диаграмм?

А)
овальная, круговая, треугольная

Б)
цифровая, линейная, симметричная

В)
кривая, столбчатая, волнистая

Г)
линейная, круговая, столбчатая

3.
Определи вид диаграммы:

А) столбчатая

Б)
круговая

В)
линейная

Г)
конусная

4. Диаграммы можно изобразить способами:

А)
Ручной

Б)
С помощью компьютера

В)
ручной  и с помощью компьютера

5. Определи вид каждой диаграммы

1)__________________                              
2)_______________________ 

( Проверка
по экрану)

9. 
Домашнее задание

1) Найти интересную информацию из любых
областей (учебник истории, географии и т.д.). Составить по ней диаграмму и
вопросы, на которые можно ответить с помощью этой диаграммы.

2) Найдите в «Internete» информацию,
составьте таблицу по данной информации, постройте диаграмму любого вида и
проанализируйте ее. 

3)  Построить
диаграмму
с помощью компьютера на любую
интересующую тему

10. Рефлексия

Каким
был наш  урок? Дайте ему оценку, выберите подходящее определение.

 —
занимательный

 —
познавательный

 —
интересный

 —
необычный

 —
скучный


заставляющий работать

-бесполезный

По данным результатам составим диаграмму
успешности нашего урока.

Приём «
Незаконченные предложения»

Алгоритм
 построения  компьютерной диаграммы

exel1. Откройте лист    «диаграммы»  на рабочем столе 

2.Внесите
данные из таблицы в таблицу документа

3.
Выделите текст

4.
Подведите указатель мышки к «Мастеру диаграмм»       

и
щелкните левой кнопкой мышки.

5. 
Появится окно

6.
Выберите тип диаграммы и нажмите кнопку «Готово»

Задачи урока:

  1. тренировать умение читать и строить столбчатые и линейные диаграммы ;
  2. тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
  3. создать условия для проявления творческой активности, самовыражения;
  4. формировать навыки работы в группе.

Форма работы: групповое исследование.

Ход урока

1. Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

2. Постановка цели

– Как называются данные чертежи? (примеры линейных и столбчатых диаграмм).

– А что такое диаграмма?

– Какое название имеет каждая из этих диаграмм?

– Чем отличается линейная от столбчатой диаграммы?

– Что вам позволяют диаграммы? (…)

– Что вы делали с диаграммами? (Мы строили их, читали, отвечали на вопросы по диаграммам.)

– Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Какую цель перед собой поставим?

– А, кроме того, какую ещё задачу поставите перед собой? (Проверим свои знания.)

– Вы молодцы!

– Если столкнётесь с затруднениями, что будете делать? (Будем стараться преодолевать их вместе.)

– Надеюсь, что сегодняшняя работа будет успешной, и вы сможете справиться со всеми затруднениями, если они у вас возникнут!

– Сегодня на уроке математике повторим материал по теме «Столбчатые и линейные диаграммы. Таблицы» и поговорим о здоровье, как его сохранить, что для этого нужно делать.

– Какой алгоритм на уроке нам будет нужен? (Повторение алгоритма построения диаграмм)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

 – Сейчас вам предстоит решить задачи «Блиц – турнира». В составлении задач мне помогли «Вредные советы» Григория Остера. Решение запишите выражениями и вычислите их значения.

1) Голодный Вася съедает за 540 секунд 3 батона. Сколько минут он тратит на один батон?

(Проверка проводится после каждой задачи: согласны – свистят, дудят (упражнение для лёгких и мышц груди); не согласны – поднимают руку)

– Докажите правильность решения задачи (после каждой задачи).

– Правильно ли питается Вася?

2) Вовочка купил за 3 рубля жвачку и продал её своей соседке Наташе за 4 рубля. Наташа продала эту жвачку своей подружке Люсе за 4 рубля 50 копеек. На сколько рублей увеличилась стоимость жвачки?

– Когда рекомендуют врачи жевать жвачку и для чего?

3) Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут думал о мороженом. 10 минут искал в ящике ластик, чтобы стереть с учебника картинку, на рисование которой затратил 40 минут. Остальное время выполнял письменные работы. Сколько времени он потратил на выполнение письменных работ?

– Рационально ли использовал время Саша?

4) После того, как Саша Чернов, убирая свою комнату, вымел из неё 12 кг мусора. За веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из комнаты?

– Почему скопилось у Саши столько мусора и к чему это может привести?

5) Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров, и пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь? Результат переведите в дм, см и мм. (Слайд 5)

– Почему захотелось передумать?

– Какие слова получились у ребят.

– Сделаем выводы: чтобы быть здоровым…

– На оценочных листах оцените свою работу на этом этапе урока. (оценочные листы в виде диаграммы)

– Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)

Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт детям листы с самостоятельной работой .

– В этой работе есть обязательная часть – это №№ 1 и 2, и дополнительная часть – №№ 3, 4 и 5*. Десять минут вам отводится, чтобы выполнить задания основной части. Если вы закончите работу до моего сигнала, можете приступать к дополнительному заданию и его вы сможете продолжить выполнять после самопроверки.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

– Закончили работу, проведите черту после обязательного задания и сейчас вы проверите по образцу только выполнение обязательной части.

– Проверьте по образцу.

Учащиеся проводят самопроверку по образцу.

– Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)

– С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, правильно ли определены эталоны, которые должны использоваться, и если есть ошибки, то по эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)

– Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)

– Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)

4. Локализация индивидуальных затруднений

– Как выполняли первое задание?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом задании?

– Как выполняли второе задание?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку во втором шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?

Учитель на доске составляет диаграмму допущенных ошибок.

– У кого все задания решены правильно, что это означает? (У нас нет затруднений.)

– Посмотрите на диаграмму, которая у нас получилась. Что вы можете сказать по данным этой диаграммы? Какие выводы можем сделать?

– Зафиксируйте в оценочных листах свои результаты.

5. Физминутка

6. Коррекция выявленных затруднений

Витя в понедельник, обнаружив на кухне запасы шоколада, съел 6 шоколадок, во вторник решил сходить в гости к другу Саше и угостился у него – 4 шоколадками. Ему понравилось ходить в гости, и в среду у Лены съел ещё 5. В четверг у тёти Кати – 10, а в пятницу ему не удалось ни к кому попасть в гости, в субботу у Иры – 5 шоколадок, а в воскресенье на дне рождении у друга Кости – 8.

– Давайте заполним таблицу.

– Что показывает данная таблица? (Данная таблица показывает количество шоколада, съеденных за неделю Витей.)

– Можем ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы?(Да)

– Какой алгоритм нам будет нужен? (алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм)

– А чем отличается линейная диаграмма от столбчатой? (если данные изображать столбиками– столбчатая диаграмма, а если отрезками– линейная)

– Каждый себе определите, какую диаграмму вы будете строить.

– Какой первый шаг алгоритма построения диаграммы? (Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин)

– Какая шкала нам будет удобна? (2 ед)

– Второй шаг. (Начертить прямой угол .Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, и на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин.)

– Что будет показывать горизонтальная шкала? (дни недели)

– Вертикальная шкала? (количество шоколадок, съеденных Витей)

– Третий шаг. (От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбики), высота которых равна значению соответствующих величин.)

Во время проговаривания алгоритма построения диаграмма, дети строят диаграммы в тетради.

Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу по образцу на доске. В оценочных листах отметьте работу своего соседа.

– Ответьте на вопросы по вашим диаграммам.

Вопросы классу:

  1. В какой день Витя побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего шоколадок съел Витя за неделю?
  4. На сколько больше шоколадок съел Витя в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество шоколада?
  6. Можно ли есть столько сладкого? Почему?

7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

На уроке окружающего мира вы были социологами. Кто это? (люди, которые собирают данные по какому-либо вопросу)

– По какому вопросу вы собирали данные? (здоровый образ жизни класса)

– Что значит вести здоровый образ жизни? (правильное питание, активный образ жизни, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, личная гигиена)

– А на уроке математики вы будете аналитиками. Как вы думаете, чем занимаются эти люди? (анализируют данные)

– Вы создадите группу аналитиков и проанализируете данные по здоровому образу жизни нашего класса с помощью диаграммы.

– Все данные вы занесли в таблицы, сможем ли мы по этим таблицам составит диаграммы?(Да)

– Разделитесь на группы. У каждой группы лист с таблицей, которую вы составили. Договоритесь какой вид диаграммы будете строить.

– Постройте диаграмму по данным этой таблицы и сделайте вывод по результатам построения диаграммы.

– Но сначала вспомните правила работы в группе. (На доске)

– Обратите внимания на ошибки допущенные ребятами вашей группы и более подробно остановитесь на этом этапе алгоритма. Если испытываете затруднения, поднимайте руку.

Работа в группах по построению диаграмм (на выбор) уровня здорового образа жизни класса.

Какие выводы вы можете сделать по результатам составленных диаграмм?

Выступления детей.

Организатор группы в ваших оценочных листах оценит работу каждого из вас.

– А что теперь мы должны сделать, чтобы сделать вывод о здоровом образе жизни детей нашего класса? (составить общую диаграмму)

– За компьютером ……. составит диаграмму, а вы составите диаграмму качества нашего урока.

– Выведите свою среднюю оценку за урок и на листе изобразите в виде линейной диаграммы.

(Один ребенок за компьютером составляет диаграмму, остальные заносят свои данные в общий оценочный лист)

8. Рефлексия деятельности на уроке

Какие цели мы ставили перед собой на урок?

– Посмотрите на данные наших диаграмм. Как вы думаете, цели достигнуты?

9. Домашнее задание

Домашнее задание вы можете себе выбрать сами.

  1. Составить столбчатую диаграмму здорового образа жизни вашей семьи.
  2. В учебнике стр.43 № 1(г)

Приложение.

Цель

создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»

Задачи

образовательная:

• познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу;

• закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и де­ления;

• учить использовать приобретённые знания в практической деятельности

развивающая:

• развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;

• способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления

воспитательная:

• создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы

Планируемые результаты

Предметные: научатся:

•читать диаграммы;

• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

• делать выводы

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• высказывать и обосновывать своё мнение;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• проявлять активность во взаимодействии;

• адекватно оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• определять мотивацию учебной деятельности;

• формировать адекватную самооценку

Формируемые УУД

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение

Авторская презентация

Стихотворение про диаграмму Светланы Сосновской

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

Оборудование

Проектор, карточки с диаграммами

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационно- мотивационный

Цель:

эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала

Включение детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.

— Ребята, на сегодняшнем уроке математики я предлагаю вам:

Думать — коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И открытия вас ждут обязательно!

— А какие открытия можно совершить на уроке математики?

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализация опорных знаний

Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

— Вам предстоит совершить первое открытие. Разгадайте слово. (Слайд 2)

126 : 7 = (А)

360 : 10 = (Г)

103 • 7 = (М)

29 • 5 = (Д)

84 : 3 = (Р)

482 : 2 = (И)

145

241

18

36

28

18

721

721

18

Д

И

А

Г

Р

А

М

М

А

 

Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы и составляют слово ДИАГРАММА.

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: фиксация новой учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию для подведения к формулированию темы и цели урока.

— Кто знает значение слова ДИАГРАММА?

— Какая тема нашего урока?

— Что бы вы хотели узнать о диаграммах?

— Предложите, зачем это надо знать? Каким способом можно получить новые знания?

Определяют границы знания и незнания, формулируют тему.

Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации.

IV. Открытие нового знания

Цель: знакомство с новыми понятиями

Организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

— А что же такое диаграмма? (Слайд 3)

— Может кто-то знает какие-нибудь виды диаграмм?

(Ввести понятия «столбчатая», «круговая», «линейная» диаграмма)

Диаграммы нам нужны,

Диаграммы так важны.

Строй их правильно и

Будешь ты умнее.

И читать ты их учись,

В каждой ведь заложен смысл.

Результат ты сможешь изучить быстрее.

— Почему диаграммы важны?

— Мы будем работать со столбчатыми диаграммами.

С. 16

— Что можем узнать по данной диаграмме?

с.16 № 81

Попробуем данные диаграммы перевести в таблицу.

Приводят примеры, основанные на жизненном опыте.

Высказывают и обосновывают свое мнение.

Анализируют и делают вывод о том, чьи данные представлены, что можно узнать массу животных, определить, пользуясь масштабом, у кого масса больше.

Осваивают новый способ. Учатся заносить в таблицу данные диаграммы.

V. Релаксация

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить,

Всем улыбки подарить.

Дети выполняют соответствующие движения.

VI.Первичное закрепление

Цель: закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

— Сейчас вы будете работать в группах, совершать для себя небольшие открытия.

(Для каждой группы задание на карточке)

Приложение.

1 группа:

Узнай длину рыб и внеси данные в таблицу (Подписать под каждым столбиком название рыбы).

Длина карпа больше длины линя, но меньше длины леща. Длина щуки больше длины леща, но меньше длины судака.

(Ответ: линь – 20 см, карп – 25 см, лещ – 32 см, щука – 35 см, судак – 42 см).

2 группа:

Используя данные диаграммы, ответить на вопросы.

3 группа:

Собрать из частей диаграмму и рассказать о результатах, приведенных в диаграмме.

(Круговая диаграмма разрезана на части. Данные о посещаемости младшими школьниками танцевального кружка).

— Какой вывод можно сделать по вашим заданиям?

Каждая группа осуществлять выбор действия при решении поставленной задачи. Дети учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве. Группа выполняет свое задание, выбирает того, кто будет выступать и представлять результат классу.

(Слайды 4, 5, 6).

Подводят итог и оценивают работу друг друга.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация самостоятельного выполнения задания

— В самостоятельной работе вам предстоит внести данные предложенной диаграммы в таблицу.

С. 17 № 82

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют, взаимопроверку в парах, пошагово сравнивая с эталоном.

(Слайд 7)

VIII. Домашнее задание

Комментирование задания.

1. с. 14 № 39 в рабочей тетради

2. Составить свою диаграмму. (Творческое задание).

Выбирают задание по желанию и по своим возможностям.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценка результатов деятельности.

— Какие открытия вы совершили на уроке?

— Как материал сегодняшнего урока может пригодиться вам в жизни?

Давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке. (Предлагается прикрепить квадратик на доске к соответствующему смайлику. Получается столбчатая диаграмма).

Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку.

Прогнозируют дальнейшие учебные действия.

Оценивают практическое использование полученных знаний.

Узнай длину рыб и внеси данные в таблицу (подпиши под каждым столбиком название рыбы).

Длина карпа больше длины линя, но меньше длины леща. Длина щуки больше длины леща, но меньше длины судака.

Соберите из разрезных частей диаграмму и расскажите о посещении танцевального кружка младшими школьниками.

Тема учебного занятия:  ДИАГРАММЫ

Цель: познакомить со столбчатой диаграммой, формировать умение читать  диаграммы переводить их в таблицы.

Формируемые УУД:

•        предметные: развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме; развивать умение строить диаграммы на основе имеющейся информации; учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни;

•        метапредметные : способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать умение представлять информацию в виде моделей;

  • личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать диаграммы, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать выводы.

Ход учебного занятия

  1. Орг. начало.

Чтение стихотворения.

Улыбнёмся друг другу. Тихо садитесь.

  1. Актуализация знаний.

Математический диктант

(Если вы согласны с высказыванием ставите «+», если нет «-«)

  1. Если 90 разделить на 3, получится 30(+)
  2. Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+)
  3. Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-)
  4. 520 больше чем 120 на 400(+)
  5. Частное чисел 420 и 2 равно 220(-)
  6. Разность чисел 500 и 230 равна 270(+)
  7. Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-)

Взаимопроверка.

  1. Самоопределение к деятельности.

Интересна и важна

Математика – страна,

Потому что всем, кто хочет

Дарит знания она.

— Дети, скажите, а математика просто дарит нам знания?(нет, мы их всегда сами открываем)

— Какие же знания мы откроем сегодня на уроке?

Для этого сначала найдём значения выражений.

946-46+82=982(А)

26∙3-18=60(Г)

4+96:2=52(А)

80:16∙9=45(И)

260+70=330

482-60=422(М)

560:7∙4=320(А)

8∙8-6∙7=22(Д)

210:7:6+69=74(Р)

— На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений?(на двухзначные и трёхзначные)

— Назовите самое большое среди них  трёхзначное число.(982)

— что вы можете рассказать об этом числе?(вчера, 25 сентября исполнилось 982 года г. Курску)

— Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.

(идёт работа на интерактивной доске)

— Кто сможет назвать тему нашего урока?(Диаграммы)

— Какая задача стоит перед нами на уроке?(узнать, что это такое, учиться их читать и строить)

4. Работа по теме урока.

— А может кто из вас знает, что такое диаграмма?

— Откройте учебники на стр.16 и найдите ответ на вопрос: Что такое диаграмма? Прочитаем вслух.

— КАКИЕ бывают диаграммы? (линейные, круговые, столбчатые)

Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их строить и читать.

Давайте посмотрим, как же построить столбчатую диаграмму.(ДИСК)

Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных. Стр.16

— Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?

— Как вы это узнали? ( чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше)

— Чему равна масса утки?(3 кг)

— Как узнали?

— Как это показано на диаграмме?

— чему равна масса щенка?(8 кг)

_ Как узнали? Как это показано на диаграмме?

— Чему равна масса зайца? (4кг)

№81

Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей?(во 2)

— В каком классе меньше всего детей?(в 4)

-Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах?( их поровну, т. к. высота столбиков одинаковая)

— Назовите масштаб рисунка.(1кл-4 человека)

— Как узнать сколько детей учатся в 1 классе?(24)

— Сколько человек во 2 классе?(28) Как узнали?

-Сколько в 3 и 4? По аналогии.

_ Сделайте вывод, что же можно узнать по диаграмме? ( количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом)

Работа на интерактивной доске

— Чему равен масштаб на данной диаграмме?(2 кг)

— Расставьте овощи по массе над соответствующими столбцами.

4 кг-КАПУСТЫ

8кг—МОРКОВИ

12кг-ТЫКВЫ

10кг-КАРТОФЕЛЯ

6 кг-СВЁКЛЫ

-Продолжаем работать по учебнику № 82

— Рассмотрим диаграмму.

— Кто догадался, как можно определить МАСШТАБ данной диаграммы?( по последнему столбику)

— Начертите таблицу в тетради и попробуйте её заполнить. Работать можно в паре.(1-15, 2-18, 3-21, 4-12)

Работа в группах

В течение недели вы проводили социологический опрос и некоторые из вас были в роли СОЦИОЛОГА. Как вы думаете, кто такой социолог и чем он занимается?

СОЦИОЛОГ – составляет программы, по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и (по заказу) может дать рекомендации.

— Сейчас будем работать в группах. У каждой группы было своё задание для проведения опроса. Сейчас каждая группа должна представить данные исследования на диаграмме. Вспомним, чтобы составить диаграмму, надо сначала задать что? ( Масштаб)

— Работаем.

1. Любимое время года.

2. Любимые школьные предметы.

3.Любимые напитки.

4. Любимые игры.

— Попробуем прочитать получившиеся диаграммы. Оценим работу групп.

— Молодцы, великолепно справились с заданием. А попробуйте прочесть круговую диаграмму.

-Что вы можете сказать о телепрограммах, которые смотрят зрители?

— А кто знает, где ещё можно встретить диаграммы? Люди каких профессий работают с диаграммами, умеют их читать?(врачи, метеорологи, астрономы, географы)

Самостоятельная работа

У Игоря три альбома с фотографиями, у которых обложки зелёного, красного и синего цвета. Он сосчитал количество фотографий в каждом альбоме и записал данные в таблицу.

зелёный

35

красный

20

синий

30

Затем он начал изображать данные, записанные в таблице на следующей диаграмме:

Закончи построение диаграммы.

-Попробуем составить по данной таблице задачу и решить её.

35+20=30=85(ф)

— Мы на протяжении всего урока учились читать, строить столбчатые диаграммы. На какую геометрическую фигуру похож каждый столбик такого вида диаграммы.(прямоугольник)

— Что такое прямоугольник? (Прямоугольник — это четырёхугольник, у которого все углы прямые и параллельные стороны равны.)

— Начертите прямоугольник, у которого длина 10 см, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь и периметр.

Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ

Я сегодня на уроке научился…

Я на уроке узнал…

Мне было трудно…

Мне удалось…

-Что можно увидеть на небе ночью?(звёзды)

— Как вы думаете, с точки зрения математики, из чего состоит звезда?(из звеньев, которые соединены и образуют замкнутую ломаную)

-Сейчас вы оцените свою работу на уроке, используя звёзды.

Верхняя линия- у меня на уроке всё получилось

Средняя – испытывал иногда затруднения

Нижняя – не было настроения. Работа не удалась.

Задание на дом

  1. Учебник стр. 17, №83.
  2. Задание по группам. Составить диаграмму любимых занятий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти географические координаты лондон
  • Как найти приложение через командную строку
  • Как можно найти ужа
  • Высота ромба как найти зная сторону
  • Innocent witches флитвик как найти