Как составить диаграмму к задаче 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок математики 
в 3 классе

    1 слайд

    Урок математики
    в 3 классе

  • ШарадаГде «О» - там учатся всегда, 
Где «А» - приборам я нужна.школашкала

    2 слайд

    Шарада
    Где «О» — там учатся всегда,
    Где «А» — приборам я нужна.
    школа
    шкала

  • ШарадаС «Д» давно я мерой стала,
С «Т» уж нет и выше балла.пятьпядь

    3 слайд

    Шарада
    С «Д» давно я мерой стала,
    С «Т» уж нет и выше балла.
    пять
    пядь

  • Начерти числовой луч 
с единичным отрезком 1 см№1- отметьте точки 3,5,8
№2- о...

    4 слайд

    Начерти числовой луч
    с единичным отрезком 1 см
    №1- отметьте точки 3,5,8
    №2- отметьте точки 2,4,7
    №3- отметьте точки 1,5,6
    №4- отметьте точки 3,6,9

    Выполни круговую проверку

  • ??????

  • ??????

  • Тема урокаДиаграмма и решение задач

    7 слайд

    Тема урока
    Диаграмма и решение задач

  • Цель урокаУметь решать задачи с помощью уравненийУметь решать задачи с помощь...

    8 слайд

    Цель урока
    Уметь решать задачи с помощью уравнений
    Уметь решать задачи с помощью диаграмм
    Уметь решать задачи с помощью схем

  • ?????

  • Выполните разностное и кратное сравнение40 – 10 = 3040 : 10 = 4

    10 слайд

    Выполните разностное и кратное сравнение
    40 – 10 = 30
    40 : 10 = 4

  • ??????

  • Выполните разностное и кратное сравнение80 – 20 = 6080 : 20 = 4

    12 слайд

    Выполните разностное и кратное сравнение
    80 – 20 = 60
    80 : 20 = 4

  • №392. с. 114На одной машине привезли 10 мешков свёклы, а на другой в 3 раза б...

    13 слайд

    №392. с. 114
    На одной машине привезли 10 мешков свёклы, а на другой в 3 раза больше. Сколько мешков привезли на второй машине?

  • Полосчатая диаграмма

    14 слайд

    Полосчатая диаграмма

  • Столбчатая диаграмма

    15 слайд

    Столбчатая диаграмма

  •  круговая диаграмма

    16 слайд

    круговая диаграмма

  •   кольцевая диаграмма

    17 слайд

    кольцевая диаграмма

  • Домашнее задание№394. с. 115, можно придумать свои данные

    18 слайд

    Домашнее задание
    №394. с. 115, можно придумать свои данные

  • №393. с. 114Изобразите высоту ёлочки с помощью диаграммы так, чтобы одна из н...

    19 слайд

    №393. с. 114
    Изобразите высоту ёлочки с помощью диаграммы так, чтобы одна из них была меньше другой в 2 раза

  • Столбчатая диаграмма

    20 слайд

    Столбчатая диаграмма

  • Полосчатая диаграмма

    21 слайд

    Полосчатая диаграмма

  • При построении диаграммы нужно начинать с изображения меньшей величины

    22 слайд

    При построении диаграммы нужно начинать с изображения меньшей величины

  • №395. с. 115По данной диаграмме составь задачу, реши её

    23 слайд

    №395. с. 115
    По данной диаграмме составь задачу, реши её

  • №396. с. 115Восстанови условие задачи на кратное сравнение

    24 слайд

    №396. с. 115
    Восстанови условие задачи на кратное сравнение

Изображение данных с помощью диаграмм

Одним из способов наглядного изображения данных, иллюстрирующих отношения между числами и величинами, является диаграмма. На этом уроке мы познакомимся с диаграммами и научимся строить диаграммы сравнения.

Рассмотрим задачу.

В одном куске ткани находится 5 метров, в другом – 15 метров. Во сколько раз в первом куске ткани меньше, чем во втором?

Прежде чем решить задачу, сделаем к ней рисунок. Возьмем числовой луч. Отметим на нем числа 5 и 15. Изобразим куски ткани полосками:

Такой рисунок называется диаграммой.

Диаграмма – это схема, которая наглядно показывает соотношение между различными величинами. Сами величины изображаются в виде отрезков или геометрических фигур.

Рассмотрим диаграмму, которую мы построили к данной задаче. С ее помощью можно установить: сколько раз первая меньшая полоса укладывается во вторую большую, на сколько первая полоса меньше второй, во сколько раз первая полоса меньше второй, во сколько раз вторая полоса больше первой. Т. е. можно выполнить кратное и разностное сравнение величин. Требование задачи: во сколько раз первый кусок ткани меньше второго? Ответим на требование задачи с помощью диаграммы: первая полоса (первый кусок ткани) содержится во второй полосе (втором куске ткани) 3 раза, значит, первый кусок ткани в 3 раза меньше, чем первый. Запишем решение:

15 : 5 = 3

На любой диаграмме изображаются только данные, которые содержатся в условии задачи. Требование задачи в диаграмме не отражается. По диаграмме формулируют различные требования, на которые можно ответить с ее помощью.

Так как с помощью таких диаграмм можно наглядно сравнить величины, их называют диаграммами сравнения.

Поучимся строить диаграммы сравнения. Для этого рассмотрим следующие данные задачи: в одном ящике находится 10 кг яблок, в другом – 15 кг, в третьем – 20 кг.

Построим числовой луч. Чтобы уместились все числа на числовом луче, возьмем единичный отрезок, равный 1 клетке тетрадного листа. Удобнее начать построение полосок с наименьшей величины. В задаче три величины, значит, полосок будет 3. Самая короткая – 10 единичных отрезков, вторая – 15 единичных отрезков, самая длинная – 20 единичных отрезков.

По диаграмме определяем, что масса яблок во втором ящике на 5 кг больше, чем в первом, так как на 5 единичных отрезков вторая полоса длиннее. Аналогично масса яблок в третьем ящике на 5 кг больше, чем во втором ящике, и в 2 раза больше, чем в первом ящике, потому, как первая полоска укладывается в третьей 2 раза. Таким образом, с помощью диаграммы мы выполнили разностное и кратное сравнение величин.

Диаграммы могут быть разного вида. Диаграммы, которые использовались в задачах, называются линейчатыми, так как состоят из полосок. Для сравнения величин можно использовать столбчатые диаграммы, их еще называют гистограммами. В них числовой луч расположен вертикально. Для изображения величин используются столбики.

На диаграмме можно показать, что одна величина в несколько раз больше или меньше другой. Например, в мешке в 3 раза больше яблок, чем в корзине. Покажем вначале меньшую величину – массу яблок в корзине, обозначим её числом 1. Так как масса яблок в мешке в 3 раза больше, то в следующем большем столбике откладывается в 3 раза меньший столбик, что наглядно показывает, что масса яблок в мешке в 3 раза больше массы яблок в корзине.

Диаграммы бывают разных видов в зависимости от того, какую информацию необходимо с помощью них передать. Можно построить круговые диаграммы, линейные, графики и т.д.

Итак, для наглядного сравнения чисел и величин можно использовать диаграммы сравнения.

Задачи урока: познакомить учащихся с теми
возможностями, которые представляют диаграммы в
плане решения задач; сформировать навыки решения
задач с помощью диаграммы; продолжение
формирования навыка работы с учебником.

Оборудование: учебник математики 3 класс I
часть, автор: А.Л.Чекин, ТСР по математике 3 класс,
автор: О.А.Захарова, линейка, карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Приветствие гостей, проверка рабочих мест.

II. Актуализация знаний.

— Чему учились на предыдущем уроке?

— Что называется диаграммой? (Диаграмма — чертеж
или схема, которая наглядно показывает
соотношение между различными величинами. Сами
величины изображаются в виде отрезков или
геометрических фигур)

— Какие бывают диаграммы?

— С каким видом диаграмм мы с вами
познакомились? (Полосчатая диаграмма)

III. Постановка цели урока.

— Откройте учебник, найдите и прочитайте тему
нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться на
уроке? (Учиться решать задачи с помощью диаграмм)

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического материала.

— Прочитайте шепотом задачу № 392. Прочитайте
условие.

— Какая, из двух диаграмм, соответствует условию
данной задачи?

— Почему вы так считаете? (Потому что на этой
диаграмме сначала изображена меньшая величина —
10 мешков, а затем большая — в 3 раза больше, с
помощью полоски, длина которой находится в этом
же отношении с длиной первой полоски)

— Прочитайте требование задачи и найдите ответ
с помощью этой диаграммы?

— Проверим правильность ответа с помощью
арифметического решения этой задачи.

— Запишите в тетрадях решение задачи.
Прочитайте свою запись.

— Почему выбрали действие умножение? (В 3 раза
больше). Совпал ответ арифметического решения с
ответом, полученным при помощи диаграммы?

— Выполним № 393. Прочитайте первую часть
задания.

— Какую величину удобнее изобразить сначала:
меньшую или большую? Нужно обозначать единичный
отрезок?

— Прочитайте вторую часть задания и выполните
его. (У доски работает один ученик)

— Проверьте, правильно ли выполнено на доске?
Кто сделал также?

V. Включение нового содержания в систему ранее
усвоенных знаний.

— Потренируемся решать задачи с помощью
диаграммы.

— Прочитайте задание № 394.

— Что нам нужно сделать?

— Запишите в тетрадях «Задача 394».

— Прочитайте условие задачи, требование.
Сколько величин в данной задаче? Какие? (Возраст
сына и возраст отца)

— Сколько клеточек удобнее отступить вниз,
чтобы построить диаграмму к данной задаче?

— Постройте числовой луч. С какой величины
начнем построение? (С возраста сына)

— Выберите отрезок для изображения возраста
сына. Изобразите эту величину. Чтобы изобразить
возраст отца, сколько нужно отложить таких
единичных отрезков на луче? Изобразите возраст
отца.

— Прочитайте требование и ответьте с помощью
диаграммы. Проверьте ответ, записав
арифметическое решение. Прочитайте свое решение.
Совпал ответ решения с ответом диаграммы?

VI. Динамическая пауза.

— Игра на внимание. Рассчитаться на
«первый-четвертый», » первый-восьмой»,
«первый — тринадцатый». Задайте вопрос на
кратное сравнение по последнему расчету?

VII. Формирование умений и навыков в условиях
нового содержания совместно с ранее изученным
материалом.

— Прочитайте задание № 395.

— Рассмотрите диаграмму, о каких данных идет
речь? Составьте задачу, так, чтобы она
соответствовала этим данным.

— Запишите в тетрадях решение и ответ задачи.

—  № 396. Прочитайте задание. Какая должна быть
задача? (На кратное сравнение)

— Как будет звучать требование? (Во сколько раз
меньше, во сколько раз больше)

— Составьте задачу.

— Прочитайте нижнее задание. Ответьте на него.
Почему ты так решил?

VIII. Рефлексия деятельности.

— Чему удалось научиться на уроке?

— Что вызывает трудности?

Подписи к слайдам:

  • Урок математики
  • в 3 классе
  • Девиз урока
  • Математику, друзья,
  • Не любить никак нельзя.
  • Очень точная наука,
  • Очень строгая наука,
  • Интересная наука –
  • Это математика!
  • Олимпиада
  • Заврики
  • Основной тур 1-17 декабря
  • Шарада
  • Где «О» — там учатся всегда,
  • Где «А» — приборам я нужна.
  • школа
  • шкала
  • Шарада
  • С «Д» давно я мерой стала,
  • С «Т» уж нет и выше балла.
  • пять
  • пядь
  • Пожелания на уроке
  • Начерти числовой луч
  • с единичным отрезком 1 см
  • №1- отметьте точки 3,5,8
  • №2- отметьте точки 2,4,7
  • №3- отметьте точки 1,5,6
  • №4- отметьте точки 3,6,9
  • Выполни круговую проверку
  • ??????
  • ??????
  • Тема урока
  • Диаграмма и решение задач
  • Цель урока
  • Уметь решать задачи с помощью уравнений
  • Уметь решать задачи с помощью диаграмм
  • Уметь решать задачи с помощью схем
  • ?????
  • Выполните разностное и кратное сравнение
  • 40 – 10 = 30
  • 40 : 10 = 4
  • ??????
  • Выполните разностное и кратное сравнение
  • 80 – 20 = 60
  • 80 : 20 = 4
  • №392. с. 114
  • На одной машине привезли 10 мешков свёклы, а на другой в 3 раза больше. Сколько мешков привезли на второй машине?
  • Полосчатая диаграмма
  • Столбчатая диаграмма
  • круговая диаграмма
  • кольцевая диаграмма
  • Домашнее задание
  • №394. с. 115, можно придумать свои данные
  • Физминутка
  • №393. с. 114
  • Изобразите высоту ёлочки с помощью диаграммы так, чтобы одна из них была меньше другой в 2 раза
  • Столбчатая диаграмма
  • Полосчатая диаграмма
  • При построении диаграммы нужно начинать с изображения меньшей величины
  • №395. с. 115
  • По данной диаграмме составь задачу, реши её
  • №396. с. 115
  • Восстанови условие задачи на кратное сравнение
  • Самооценка
  • 4
  • 3
  • 5
  • Итог урока
  • — С каким новым способом решения задач познакомились?
  • -С какими видами диаграмм познакомились?

Место проведения: пгт. Берёзовка,  Берёзовский район, ул. Центральная, 27, корпус № 1, МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова

Дата проведения: 22.11.2016 г.    

Учитель: Евдокимова Ирина Петровна, первая квалификационная категория

Класс:  3 «Б»

Предмет: математика

Система обучения:  «Гармония», авторской программы Н.Б. Истоминой

Тема: Решение задач.   Выбор схематической модели. Знакомство с диаграммой. 

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями линейная и столбчатая диаграмма
  2. Учиться читать и записывать информацию с помощью диаграмм
  3. Развивать  логику мышления, формировать  умения работать с информацией, развивать интерес к предмету
  4. Воспитывать чувства товарищества

УУД

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после   предварительного обсуждения;
  • – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • работая по плану, сверять   свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • отделять новое от известного; выделять главное; составлять    план;

Личностные результаты:

  • придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
  • Оборудование: презентация для интерактивной доски, схемы диаграмм, иллюстрации.

Ход урока

№ пп

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

                                                22 ноября.

 Классная работа.

Заявка на оценку.

 Разминка для ума. (приложение)

Задание 1

Решить пример, соблюдая порядок действий

10 + 4 · 6 : 3 — 13 = 5

Самопроверка. Каждому ответу соответствует буква.

 — По какому признаку выбраны эти буквы?

 — Посмотрев на результаты примеров, что вы можете пожелать себе на этот урок?

Самооценка:

-У вас на парте лист самооценки. После выполнения задания оцените себя, постройте прямую линию в соответствии с оценкой (демонстрация на доске).

3

2

1

      № 1   № 2    № 3   № 4   № 5   № 6  

Индивидуальная работа по карточкам

(место в алфавите).

( оценку «5»

Самопроверка

Самооценка

2

Постановка проблемы

Задание №2:  

Задача.

Количество воды на нашей планете Земля  — ¾. Какую часть занимает суша?

-Перед нами условие задачи. Мы изобразили в виде схемы. Самооценка.

-А можно по-разному записывать информацию — условие  задачи?

— Объединитесь в пары и придумайте другие виды записи…Назовите…

-А хотите и вы научиться  по-разному записывать информацию— условие  задачи?

 1ученик чертит схему на доске, остальные в РТ.

4/4 – ¾ =1/4

-Да.

(рисунок, схема и т.д.)

3

Постановка цели и задач на урок

— Кто знает, как называется вот такая схема?

— Итак, какова же цель сегодняшнего урока? ( Чему мы должны научиться на уроке?)

— Значит, мы сегодня должны учиться  читать…(подсказывайте) диаграммы . А для этого мы познакомимся с  видами диаграмм, потренируемся в  их составлении.

(диаграмма)

Цель урока – учиться по-разному записывать информацию.

4

Знакомство с новым видом записи  информации — диаграммой

— Ребята, диаграмма – это  схема. Она может быть  в виде линий, столбиков, круга и т.д.

    

C:UsersЕвдокимовDesktop1 и56f1f606d5bca.jpgC:UsersЕвдокимовDesktop1 иhello_html_6b903a30.jpg

— Итак со сколькими видами диаграмм мы познакомились?

— Учебник….

-Она отличается размерами столбиков.

— Она отличается цветом.

( по цвету и размерам)

5

Актуализация знаний

Задание № 3

 — Вы будете работать индивидуально, а вот проверять в парах.

Какое основное  правило работы в парах вы знаете?

— Определите по диаграмме и запишите:

1) Самое быстрое животное…

2) Самое медленное животное….

3) Кто быстрее слона?

4) Кто медленнее акулы?

5) Какую скорость развивает слон?

6)У кого скорость в пределах 18 км/ч?

— Проверяем: по 1 баллу за правильный ответ.

C:UsersЕвдокимовDesktop1 иhello_html_m1ede8306.jpg

— Надо работать дружно.

Ребята работают в парах.

6

 Построение столбчатой диаграммы. Устный счет.

Задание №  4

По диаграмме определить продолжительность жизни данных животных…

Записать:

Ш. — … лет

С. — … лет

Слон — …

К. -…

Взаимопроверка (по 1 баллу за каждый верный ответ)

 C:UsersЕвдокимовDesktop1 иimg5.jpg

— В виде столбик с ответами

7

Решение обратной задачи: перевод информации из диаграммы в текст. Первичное закрепление.

Задание № 5

— Вы будете работать в группах. Какое основное  правило работы в группах вы знаете?

Провести исследование. Изучить данные в таблице. Построить столбчатую диаграмму. (ширина столбика 1 клеточка)     

Выявленные заболевания

Количество

учащихся

нарушение осанки

10

нарушение зрения

3

Практически  здоровы

7

Спектакль

Количество зрителей

«Золушка»

50

«Буратино»

20

Колобок»

35

«На горке»

10

Состояние облачности в ноябре 2015 г.

Количество

дней

Пасмурно

10

переменная облачность

15

ясно

5

Планеты солнечной системы

Количество спутников

« Марс»

2

«Нептун»

8

«Юпитер»

16

Животный мир

Продолжительность жизни

ласточка

                9 лет

летучая мышь

5 лет

белка

7 лет

Композитор

Количество опер

С. С. Прокофьев

11

П.И. Чайковский

10

М.И. Глинка

2

-Анализ результатов. Самооценка.

Дети работают в группах.

Анализ.

Самооценка.

Задание № 6.

Индивидуальный труд (карточка по уровню…)

8

Рефлексия

— Обратите внимание на свой лист самооценки. На что он похож?  (диаграмма).

   Такой вид диаграммы называется линейный.

— А ещё какие виды диаграмм вы знаете?

—  Подходит к концу урок. Достигли ли мы с вами поставленной  цели?

— Почему вы так считаете? Какие задачи мы выполнили?

— Поможет ли вам эта тема в жизни? Как? Где?

— Сколько баллов получилось? Запишите на полях.  Оцените свою работу на уроке.

У кого:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти airpods если нет айфона
  • Как найти стороны треугольника по заданным вершинам
  • Как я ловил человечков составьте характеристику мальчика заполнив таблицу
  • Как найти хорошего психолога в подольске
  • Как найти легким способом парня