Как составить диалог по русскому родному языку

Даже далекому от литературного поприща человеку не помешает знать, как составить диалог. Студентам, школьникам, изучающим курс русского языка, начинающим авторам данное умение просто необходимо. Другая ситуация: ваш ребенок просит помочь с домашним заданием. Предположим, ему поручено составить диалог «Книга в нашей жизни» или что-то подобное. Смысловая составляющая задания затруднений не вызывает. Но знаки пунктуации в репликах героев вызывают серьезные сомнения, да и сами реплики построились как-то не слишком последовательно.

как составить диалог

На такой случай следует знать, как составить диалог по русскому языку на заданную тему. В предлагаемой небольшой статье попробуем разобрать понятие диалога, основные принципы его построения и особенности пунктуации.

Что же это за форма?

Понятие диалога относится к процессу взаимной коммуникации. Реплики во время его перемежаются ответными фразами с постоянной сменой ролей слушающего и говорящего. Коммуникативная особенность диалога – единство в выражении, восприятии мыслей и реакции на них, отражаемое в его структуре. То есть состав диалога – взаимосвязанные реплики собеседников.

Без знания того, как составить диалог, начинающий автор обречен на провал. Ведь данная литературная форма – одна из наиболее часто встречающихся в художественных произведениях.

Когда диалог уместен

Всякий раз он происходит в конкретной ситуации, когда каждый из участников – попеременно слушающий либо говорящий. Каждая из реплик диалога может считаться речевым актом – действием, подразумевающим определенный результат.

Его основные черты обусловлены целенаправленностью, умеренностью и соблюдением определенных правил. Под целенаправленностью речевого воздействия понимаются скрытые либо явные цели любого из участников диалога. Речь может идти о сообщении, вопросе, совете, приказе, повелении либо извинении.

составить диалог по русскому языку

Для достижения собственных целей собеседниками поочередно реализуются те или иные намерения, цель которых – побудить другую сторону к конкретным действиям речевого характера. Выражается побуждающая информация либо прямо в виде глагола повелительного наклонения, либо косвенно вопросами типа: «Не могли бы Вы?» и т. д.

Как составить диалог. Общие правила

  1. Подача сообщений идет частями. Вначале слушающего подготавливают к восприятию информации, затем ее обосновывают, после чего непосредственно подают (в виде, например, совета либо просьбы). При этом обязательно соблюдение необходимых норм этикета.
  2. Тематика сообщения должна соответствовать основной цели разговора.
  3. Речь собеседников обязана быть недвусмысленной, понятной и последовательной.

В случае несоблюдения указанных правил происходит нарушение взаимопонимания. Примером может служить непонятная для другого речь одного из собеседников (с преобладанием неизвестной терминологии либо нечеткой артикуляцией).

Как начинается разговор

В начале диалога подразумевается приветствие и достаточно часто задается вопрос о возможности самого разговора: «Можно ли с Вами поговорить?», «Разрешите Вас отвлечь?» и т. п. Далее чаще всего идут вопросы о делах, здоровье и жизни в целом (чаще всего это относится к неофициальным беседам). Использовать данные правила следует, если, например, вам нужно составить диалог друзей. После этого обычно поступают сообщения о непосредственной цели разговора.

составить диалог по русскому

Далее тема подлежит развитию. Как составить диалог, который будет выглядеть логично и естественно? Структура его подразумевает подаваемую порциями информацию говорящего, перемежаемую репликами собеседника с выражением его реакции. В какой-то момент последний может перехватить в разговоре инициативу.

Конец разговора состоит из заключительных фраз обобщающего характера и, как правило, сопровождается так называемыми этикетными фразами, за которыми следует прощание.

В идеале каждая тема диалога должна получить развитие до того, как будет совершен переход к следующей. Если же кем-либо из собеседников тема не поддерживается, это признак отсутствия интереса к ней либо к попытке закончить диалог в целом.

О культуре речи

При выстраивании речевого поведения от обоих собеседников требуется понимание, определенное умение проникнуть в мысли и настроение другого, уловить его мотивы. Без всего этого успешная коммуникация невозможна. Техника ведения диалогов подразумевает различные модели общения с вариативностью средств для выражения идей, чувств и мыслей, а также овладение тактическими навыками общения.

Согласно общим правилам, каждый поставленный вопрос требует своего ответа. На побудительную реплику ожидается ответ в виде слова либо действия. Повествование подразумевает ответную коммуникацию в виде встречной реплики либо сосредоточенного внимания.

составить диалог из 4 реплик

Под последним термином понимается такое отсутствие речи, когда слушающий при помощи невербальных знаков (жестов, междометий, выражения лица) дает понять, что речь услышана и понята.

Переходим к написанию

Чтобы составить диалог на письме, требуется знать основные правила его грамотного построения. Итак, рассмотрим основные правила, по которым можно составить диалог из 4 реплик и более. Как самый простой, так и достаточно запутанный со сложным сюжетом.

Используют его очень многие авторы в своих художественных произведениях. Отличается диалог от прямой речи отсутствием кавычек и новым абзацем для каждой реплики. Если же реплика подается в кавычках, то чаще всего подразумевается, что это мысль героя. Пишется все это по достаточно строгим правилам, о которых ниже.

Как составить диалог по русскому языку с соблюдением законов пунктуации

Составляя диалог, очень важно правильно использовать знаки препинания. Но вначале немного на тему терминологии:

Под репликой понимается фраза, произносимая персонажами вслух либо про себя.

Под словами автора – фраза, в которой содержится атрибутивный глагол (спросил, ответил, сказал и т. д.) либо словосочетание, призванное заменить его по смыслу.

составить диалог друзей

Порой без слов автора можно и обойтись – обычно, когда разговор состоит реплик всего двух человек (например, у вас задание – составить диалог с другом). В этом случае перед каждой репликой ставится тире, а после него пробел. В конце фразы точка, многоточие, восклицательный либо вопросительный знак.

Когда же каждая реплика сопровождается словами автора, ситуация чуть-чуть сложнее: точку следует заменить на запятую (остальные знаки остаются на своих местах), затем ставится пробел, тире и еще раз пробел. После чего приводятся слова автора (исключительно с маленькой буквы).

Варианты посложнее

Порой слова автора могут располагаться и перед репликой. Если в самом начале диалога они не выделяются отдельным абзацем, после них ставится двоеточие, а реплика начинается с новой строки. Точно так же с новой строки положено начинать следующую (ответную) реплику.

Составить диалог по русскому – не самая простая задача. Наиболее сложным можно назвать случай, когда слова автора помещаются внутри реплики. Данная грамматическая конструкция чаще всего сопровождается ошибками, особенно среди начинающих авторов. Связано это с большим числом вариантов, основных из них два: предложение разорвано словами автора либо эти самые слова помещается между соседними предложениями.

составить диалог на английском

И в том и в другом случае начало реплики точно такое же, как в примере с со словами автора после нее (тире, пробел, сама реплика, снова пробел, тире, еще раз пробел и авторские слова, написанные с маленькой буквы). Дальнейшая часть уже различна. Если слова автора задумано поместить внутрь одного целого предложения, после этих слов требуется поставить запятую и дальнейшая реплика продолжается с маленькой буквы после тире. Если же решено расположить слова автора между двух отдельных предложений, первое из них должно закончиться точкой. И после непременного тире очередная реплика пишется с большой буквы.

Другие случаи

Порой встречается вариант (достаточно редко), когда атрибутивных глаголов в словах автора два. Точно так же они могут располагаться до либо после реплики, причем все вместе представляет собой единую структуру, записанную отдельной строкой. В данном случае вторая часть прямой речи начинается с двоеточия и тире.

В произведениях литературы порой можно встретить конструкции еще сложнее, но углубляться в них мы сейчас не будем.

Усвоив основные правила построения, вы сможете аналогичным образом, например, составить диалог на английском языке или т. п.

Немного о содержании

Давайте перейдем от пунктуации непосредственно к содержанию диалогов. Совет опытных писателей – минимизировать как реплики, так и слова автора. Следует убрать все лишние описания и фразы, не несущие никакой полезной информации, а также лишние украшательства (относится это не только к диалогу). Разумеется, конечный выбор остается за автором. Важно, чтобы при этом ему не изменяло чувство меры.

составить диалог книга в нашей жизни

Слишком длинные непрерывные диалоги крайне не приветствуются. Это неоправданно затягивает повествование. Ведь подразумевается, что герои ведут разговор в реальном времени, а сюжет произведения в целом обязан развиваться намного быстрее. В случае необходимости продолжительного диалога он должен быть разбавлен описанием эмоций действующих лиц и каких-либо сопутствующих действий.

Фразы, не несущие полезной для развития сюжета информации, способны засорить любой диалог. По звучанию он должен быть максимально естественным. Крайне не рекомендуется использование сложных предложений либо тех выражений, которые в разговорной речи никогда не встречаются (разумеется, если замысел автора не предполагает обратного).

Как проверить самого себя

Проконтролировать естественность составленных реплик проще всего путем чтения диалога вслух. Все лишние длинные куски вместе с вычурными словами неизбежно будут резать слух. В то же время глазами проконтролировать наличие их гораздо сложнее. Данное правило точно так же относится к любому тексту, не только к диалогу.

Еще одной распространенной ошибкой является излишек атрибутивных слов или однообразие их употребления. Следует по возможности убрать максимум авторских комментариев типа: он сказал, она ответила и т. п. Однозначно следует делать это в случаях, когда и так понятно, кому из героев принадлежит реплика.

Атрибутивные глаголы не должны повторяться, их одинаковость режет слух. Порой можно заменить их на фразы, описывающие действия героев с последующей репликой. Русский язык располагает огромным количеством синонимов глагола сказал, окрашенных в самые разные эмоциональные оттенки.

Не следует смешивать атрибуцию с основным текстом. При отсутствии атрибутивного (либо заменяющего его) слова диалог превращается в обычный текст и оформляется отдельно от реплики.

Придерживаясь изложенных нами правил, вы легко сможете составить любой диалог.

Обновлено: 25.05.2023

• В разговоре может участвовать разное
количество собеседников. Диалог состоится,
если каждому из участников интересна тема .
• Важно учитывать, кто твой собеседник —
малыш, ровесник, взрослый. От этого зависит,
какие слова ты будешь использовать в
диалоге.

• Диалог — разговор между двумя или
несколькими собеседниками, обмен
репликами.
• Реплика — высказывание собеседника,
принимающего участие в диалоге.

• Мы ведем диалоги в школе, дома, в
транспорте, в магазинах, аптеке.
• Подумайте, как нужно общаться при
ведении диалога?

8. Как вести диалог?

1. Обращаться доброжелательно друг к
другу;
2. Внимательно слушать собеседника,
стараться не перебивать;
3. Смотреть в глаза тому с кем ты ведешь
диалог;
4. Если ты что-то спросил, то нужно сказать
спасибо.

Рассмотри рисунки. Какие вежливые слова подходят к тому, что на
них изображено? Обрати внимание, что к одному рисунку может
быть несколько подписей.
Запиши выбранные слова.
Пожалуйста
До свидания
Молодец
Извините
Спасибо
Здравствуйте
Будьте любезны
Спасибо за работу
Прошу меня извинить
Благодарю за внимание
Простите, пожалуйста
Попробуй ещё раз
У тебя всё получится

которые вы заметили в другом диалоге.
РАЗГОВОР С МАМОЙ
1. — Извините, пожалуйста, тётя Галя, но мне очень надо
поговорить с мамой.
— Да, конечно, Катюша, пожалуйста.
— Мамочка, Вера предлагает пойти с ней завтра в кино, можно?
— Да, можно, но только утром. К обеду к нам приедут бабушка с
дедушкой.
2. — Мама, скажи скорей, я могу завтра пойти в кино с
подружкой?
— Катюша, а ты разве не видишь, что я разговариваю?
— Ой, здрасьте, тёть Галь, я вас не заметила. Мам, так можно?
— Завтра мы с тобой идём к стоматологу.
— Ну, мамаааа!

Человеку очень важно общаться с другими
людьми. Надо уметь разговаривать и со
сверстниками, и со старшими . Не нужно стесняться
отвечать у доски, произносить добрые пожелания
близким. Если необходимо поспорить, то не
ссориться; говорить так, чтобы тебя внимательно
слушали; уметь вовремя завершать обсуждение .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог, формиро­вать умение оформлять диалог.

Организационный момент

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Волки рыщут, пищу ищут.

Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред­ложении.

Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пиши с буквой У.)

Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запи­шите три слова. Подчеркните орфограмму.

Самоопределение к деятельности

Сравните два вида речи.

— Ты чего такой хмурый?

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в пер­вом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

Упр. 6 (с. 10-11).

Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.) Кто отвечает? (Муха-горюха.)

В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.

Из каких частей они состоят и что обозначают?

Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог?

К кому обращен монолог? (К птичке.)

Спишите первое предложение с проговариванием.

Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук­ву О.)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж­нении.

VII Рефлексия

Упр. И) (с. 13).

По какому рисунку можно составить монолог По какому рисунку можно составить диалог?

VIII Подведение итогов урока

Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если гово­рят два или больше действующих лиц — это диалог. В письмен­ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна учителям начальных классов при проведении урока родного языка во 2 классе по теме «Учимся вести диалог». Предлагаемые задания заставят ребят задуматься над тем, как правильно вести беседу, какие слова уместны при диалоге в различных обстоятельствах.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учимся вести диалог Подготовила Канатьева Елена Владимировна учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева г. Кузнецк-12 2019 г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС

Учимся вести диалог

Канатьева Елена Владимировна

учитель начальных классов

ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева


УЧИМСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ

УЧИМСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ

Диалог — разговор между двумя или несколькими собеседниками, обмен репликами. Реплика — высказывание собеседника, принимающего участие в диалоге.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Диалог. Культура диалога»

I . Организационный момент .Мотивация на урок.

III . Постановка учебной проблемы

V . Создание ситуации противоречия.

VI . Планирование совместной деятельности.

1.Работа со словарями.

2.Проблемное задание с поисковой функцией.

3. Проблемное задание с объяснительной функцией.

4. Проблемное задание с опознавательной функцией.

5. Проблемное задание с диагностической функцией.

IX . Формирование умений и навыков

XI . Домашнее задание.

XII . Подведение итогов.

В наш век развивающихся информационных технологий, компьютеризации, мобильной связи общение между людьми становится все более интенсивным и чрезмерно лаконичным. Иногда диалоги сопровождаются неоправданной негативной, экспрессивной лексикой, сленгом. Такое общение несет в себе отрицательный заряд, агрессию.

Я считаю, что сейчас, как никогда важно воспитывать в детях потребность в позитивном общении. Учить детей культуре диалога, умению общаться доброжелательно, вежливо. Проявлять внимание к собеседнику и уважать его мнение.

Учитывая, что большинство в классе составляют мальчики: подвижные, общительные и эмоциональные тема культуры диалога особенно актуальна.

Используя метод творческого исследования на уроке я ставлю целью создать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников. Метод способствует эмоционально положительному отношению процессу познания, позволяет решить ряд развивающих задач: выявление индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в ситуации выбора, анализировать, делать выводы.

Использование на уроке современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, созданию эмоционально-положительной, творческой атмосферы.

Исследовательская деятельность на уроке превалирует над репродуктивной, заключается в развитии у учащихся умения структурировать, анализировать собранный материал, определять главное, решать поисковые задачи.

Посредством разноуровневых заданий на уроке реализуется дифференцированный подход. Урок отвечает принципам культуросообразности, индивидуально-личностного подхода. Способствует проявлению в детях таких свойств как: активность, ответственность, самоконтроль, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважать мнение окружающих, собеседников.

Урок русского языка во 2 классе

учителя начальных классов Никитиной Н.В.

МБОУСОШ №8 пос. им. М. Горького.

Тема урока: Диалог. Обращение. Культура диалога.

— создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;

— способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации

— воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);

— анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;

— овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, вырабатывать гипотезы, работать со справочной литературой, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся);

— Развивающие: выявлять индивидуальные особенности учащихся, развивать коммуникативные навыки, умение работать в ситуации выбора, способствовать развитию творческих способностей, воображения.

— Образовательные: актуализировать и расширить знания о диалоге как основном средстве общения. Культура диалога.

— Воспитательные: воспитывать потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность, великодушие.

Тип урока : творческо-исследовательский.

использование ИКТ, офисной программы P о wer Point , таблицы – диаграммы

дифференцированные задания, образцы текстов, листы с домашним заданием (каждому учащемуся)

I .Организационный момент и мотивация на урок.

-Подумайте какие из этих слов вы употребите вежливо здороваясь со взрослыми? Со сверстниками?

II .Постановка учебной проблемы.

Кого сегодня поприветствовали вы, дети? Всегда ли вы ведете себя с окружающими вежливо, приветливо, уважительно?

-Не сразу и не всем открывается тайна слова. Хотите постичь секреты родной речи, научиться говорить с окружающими доброжелательно, приветливо, чтобы не обидеть собеседника, а напротив попытаться улучшить его настроение? /проблема/

— Сегодня будем распознавать читать и записывать текст, в котором происходит разговор 2-ух лиц.

— Что будем изучать?

— Будем вести разговор так , чтобы не обидеть собеседника.

— Чему будем учиться?

Где и с кем вы чаще вступаете в диалог?

-С близкими людьми дома.

-Со сверстниками в школе в гостях.

-Со взрослыми в культурных учреждениях, на улице, в транспорте.

IV .Создание ситуации противоречия.

-Умеете ли вы вести диалог вежливо, доброжелательно, приветливо? А хотите научиться?

V .Планирование совместной деятельности.

Отличать диалог как вид текста.

2. Учиться вести диалог вежливо доброжелательно.

3. Выражать добрые чувства в разговоре с близкими людьми.

1.Будем изучать устную и письменную речь.

Обратимся к синтаксису и пунктуации. Поработаем со словарями

2.В этом нам помогут этические нормы общения.

3.Будем развивать эмоциональную сферу, воспитывать нравственные качества

VI . Выдвижение гипотезы.

VII .Актуализация знаний.

Привет , привет ливо, привет ливый, привет ствовать.

-Придумайте предложения с этими словами.

-Определите вид текста.

Приветливо- благожелательно, ласково, радушно .

— Это текст – рассуждение.

— Какие еще виды текстов вам известны?

/ Текст- описание, текст- повествование/

-Прочтите . Определите вид текста.

/ Дети читают текст. Вид текста неизвестен./

… Человечек, поравнявшись с подоконником, сказал:

— Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

-Да, да,пожалуйста,- поспешно ответил Малыш и добавил: — Ачто, трудно вот так летать?

— Мне – ни капельки,- важно произнес Карлсон , потому что я лучший в мире летун!

-Как тебя зовут?- спросил Карлсон.

— Малыш, хотя по настоящему зовут Сванте Свантесон.

-А меня, Как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. Привет, Карлсон! – сказал Малыш.

/ Дети исследуют текст. Отвечают на вопросы./

Сколько говорящих в тексте?

Какой знак стоит перед словами говорящих?

С какой буквы начинается каждое высказывание?

Диалог это разговор двух лиц. В диалоге говорящие обмениваются высказываниями/репликами/

Обращение это слово, или группа слов к которому обращается говорящий.В устной речи обращения выделяются паузами. На письме эти паузы обозначаются запятыми.

VIII .Формирование умений и навыков

Диалог как вид текста.

— Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.

— Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.

— Почему же ты сейчас живой?

— Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… —

(Н. Носов «Фантазёры.)

Учащиеся в группах решают ряд познавательных задач:

— Какой из текстов монолог, а какой диалог?

— Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?

— Составьте памятку, как записать диалог.

Диалог состоит из реплик,

На письме реплики разных лиц даются с новой строки.

Перед каждой репликой ставится тире.

I – ая группа. Списать диалог. Восстановить и дописать недостающую реплику.

II .-ая группа. В диалоге перепутаны реплики. Восстанови их порядок. Запиши, пользуясь памяткой.

-Конечно, хочу! А как это делается?

-В страну Дураков!

-Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?

-Проще простого. Пойдём с нами.

III . – я группа. О чем диалог? Спишите, вставьте недостающие знаки препинания.

-Я Совенок _Моя мама Сова_ Я ничего не вижу_

Отведите меня к маме _

— К акая же у тебя мама_

-Моя мама самая красивая в мире_

(На экране высвечиваются правильные ответы. Самоконтроль)

-Какими словами необходимо дополнить предложения?

Утром я пришёл в школу и сказал всем _____. Помог однокласснице снять пальто и услышал от неё ______. Мой друг поблагодарил бабушку за вкусный завтрак словом ______. Я случайно толкнул соседа по парте и попросил прощения словами ________ _________. Обращаясь к кому – либо с просьбой мы говорим _______ ________. Прощаясь, произносим _________.

Спишите, поставьте недостающие знаки препинания .

будь т е любезны

-Какое слово у нас получилось?

-Действительно, все эти вежливые слова несут доброту.

Как произносят эти добрые слова?

-Вежливо, с улыбкой.

-В общении с близкими выражаем сердечность, искренность, душевность.

Работа со словарями: а)выяснить этимологию слов;

б)объяснить лексическое значение;

г) подобрать антонимы;

Диалог может выражать приветствие, просьбу, благодарность. Как важен диалог в семье. Определите какой это диалог?

-Здравствуй, мамочка! Рад тебя видеть!

Какая ты красивая!

-Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?

— Папа,ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…

— Бабуля, спасибо за обед. Все очень вкусно. Ты замечательно готовишь.

-Я рада это слышать. На здоровье!

1-ая группа . Спишите, подчеркните обращения.

2-ая группа . Дополните диалог, запишите реплики.

3-я группа . Составьте диалог со словами благодарности.

Сценическая пауза. Кубанский фольклор .

— От, у вас собаки зли, семь штук напало – еле пэрэгавкала!

— Фома, у тебя в хати типло?

— Типло! На печи в кужухе согриться можно!

В современном мире дети и взрослые часто общаются посредством телефонной связи. Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подружку.

Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

— Здравствуйте, позовите пожалуйста Веру .

— Здравствуйте, позовите Веру.

Ты звонишь и оказывается, что номер набран неправильно.

— Вы ошиблись номером.

— Здесь таких нет.

— Вы, к сожалению, набрали не тот номер.

— Глядеть надо, когда набираете.

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Как выразить просьбу вежливо?

— Извините, можно войти?

Коля обидел Веру. Взял книгу не спросив разрешения. Вера плачет. Как попросить прощение?

— Вера! Извини меня, пожалуйста!

Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверсниками и людьми старше вас по возрасту.

Творческие проекты в группах.

Поработаем над творческими проектами.

3 группа – Сочинение воображаемых диалогов.

IX . Домашнее задание.

Продолжение работы над проектом. Каждой группе даются листы с домашним заданием. (Приложение)

— Над чем работали?

— Что нового узнали?

— В чем были затруднения?

— Что помогло решить поставленные задачи?

— Кто самостоятельно сможет решить поставленные задачи?

— Кому необходима помощь?

— Где могут пригодиться полученные знания?

XI . Подведение итогов.

Дети, сегодня мы с вами познавали секреты общения, учились вести диалог вежливо, доброжелательно, искренне. Цените слово, любите родную речь, уважайте собеседника.

— Будьте здоровы! Всего хорошего! До свидания!

Кужух – верхняя зимняя одежда из овчины.

Хата, курень – жилище казака.

Диалог состоит из реплик,

На письме реплики разных лиц даются с новой строки.

Перед каждой репликой ставится тире.

Читайте также:

      

  • Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе
  •   

  • Сочетательный закон умножения конспект урока 3 класс планета знаний
  •   

  • Конспект урока по баскетболу 7 класс ловля и передача мяча на месте и в движении
  •   

  • Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему кукла в национальном костюме
  •   

  • План конспект открытого урока по технологии 7 класс

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация по русскому родному языку «Учимся вести диалог» (2 класс)

  • Скачать материал


    • 30.05.2020


      21633
    • PPTX
      4.9 мбайт
    • 3323
      скачивания
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Чукаева Елена Васильевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Чукаева Елена Васильевна

    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 140983
    • Всего материалов:

      27

Диалог с использованием вежливых слов:

Привет

, Кирилл.

Здравствуй

, Игорь.
— Подскажи,

пожалуйста

, что нам задавали по русскому языку.
— На завтра нам нужно написать сочинение на тему «Родина».

Спасибо

!
— Как ты себя чувствуешь? Уже скоро вернешься в школу?

Благодарю

, все прекрасно, иду на поправку.
— Рад за тебя!

Извини, пожалуйста,

меня зовут ужинать.

Приятного аппетита! До завтра!

Пока

!

Все вежливые слова подчеркнуты.

На чтение 3 мин. Опубликовано 03.06.2020 Обновлено 03.06.2020

Коммуникация между людьми происходит в виде диалога. Это наиболее распространённая форма общения, основная функция которой состоит в обмене информацией или мнениями о каком-либо событии или явлении. Каждый ученик должен познакомиться с разновидностями и отличительными особенностями диалога. Правила русского языка для 2 класса описывают специфические признаки этой формы речи.

Содержание

  1. Признаки диалога
  2. Правила написания
  3. Составление сцен речевого общения

Признаки диалога

Отличительной чертой этого вида общения является наличие двух или нескольких собеседников, которые по очереди обмениваются взаимосвязанными репликами.

Высказывания участников разговора могут быть в форме утверждений, вопросов и ответов на них, разнообразных возражений и восклицаний.

Диалог правила (русский язык 2 класс)

Чаще всего в беседе употребляются неполные предложения, так как часть информации уже известна из предыдущих реплик или внеречевой ситуации.

Диалог может быть устным, письменным и внутренним. Письменная форма представляет собой обмен репликами в литературных произведениях или театральных сценариях, а также общение в социальных сетях и мессенджерах.

Существует также форма внутреннего диалога. Например, когда человек разговаривает сам с собой или произносит фразы про себя.

Правила написания

На письме высказывания собеседников могут идти одно за другим без уточнений автора или сопровождаться небольшими пояснениями о том, кто из героев это произнёс, с какими эмоциями. Диалог является разновидностью прямой речи, но его оформление имеет ряд особенностей:

Написать диалог

  • Новая фраза персонажа пишется с заглавной буквы на другой строке. Перед ней нужно поставить тире.
  • Если пояснение автора находится перед репликой, то после него необходимо ставить двоеточие, а фраза начинается с новой строки.
  • Слова автора после высказывания отделяются тире и пишутся со строчной буквы. После реплики нужно поставить запятую. Также можно использовать вопросительный или восклицательный знак, многоточие.
  • В том случае если комментарий находится внутри одной реплики, после первой половины высказывания нужно поставить запятую и тире. Последующие слова автора пишутся с маленькой буквы и тоже отделяются запятой и тире. Вторая часть реплики продолжается со строчной буквы.
  • Слова автора между двумя предложениями высказывания заканчиваются точкой и тире, а следующая реплика пишется с заглавной буквы.
  • Если необходимо отобразить мысли героя, реплику нужно оформить кавычками. В этом случае тире перед фразой ставить не нужно. Если в такой форме необходимо написать диалог, то весь разговор следует записать в одном абзаце.

В драматических произведениях перед фразами участников беседы ставится имя действующего лица.

Составление сцен речевого общения

Программа школы требует от ребёнка не только знания правил правописания речевых высказываний, но и умения составить маленький монолог или беседу. Существует несколько рекомендаций, как правильно составить диалог по русскому языку:

Диалог двух людей

  • Слишком долгая беседа замедляет развитие сюжета. Большой по объёму информации разговор следует разбавлять описаниями ситуации, действий и эмоций персонажей. Часть высказываний можно заменить общим описанием того, о чём говорят персонажи.
  • При составлении разговора нельзя использовать громоздкие речевые конструкции, затрудняющие чтение. В разговорной речи не употребляются слишком длинные структурированные предложения. Люди не готовят высказывания заранее, поэтому некоторая сбивчивость в речи естественна для человека.
  • Не следует перенасыщать диалог двух людей авторскими комментариями. Однообразные атрибутивные глаголы — «сказал он», «произнесла она» — можно заменить фразами, которые отражают действия героя во время общения.
  • Необходимо отличать атрибутивный текст от основного, который оформляется отдельной строкой.
  • Также необходимо учитывать соответствие особенности речи персонажа и обстановке, в которой он находится.

Сложно найти какое-либо произведение в литературе без диалога 2 людей. Сюжет всегда строится во взаимодействии персонажей друг с другом. Эта форма речи напрямую передаёт чувства и переживания героев.

Соблюдение основных правил и рекомендаций при написании диалога сделает его интересным, гармоничным и лёгким для восприятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задача как найти уравнение окружности
  • Как найти договорные матчи в даркнете
  • Фоллаут 4 легендарные оружия как найти
  • Как составить предложения в форме утверждения
  • Как найти расчетный индекс