Как составить дидактическую игру для дошкольников

муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад № 315» городского округа Самара

_________________________________________________________________

Как
самостоятельно разработать  дидактическую игру

(Мастер-класс)

                              Воспитатель
— Жигова Е.В.

                                Январь
2018 г.

Как
самостоятельно разработать  дидактическую игру

(Мастер-класс)

Педагогу сложно найти дидактические игры,
которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям.

Мы часто сами разрабатываем свои авторские
дидактические игры.

Цель любой дидактической игры –
формировать и закреплять знания, умения и навыки детей.

Дидактическая игра должна иметь
дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Дидактические игры бывают разнообразные:

1.    На
усвоение части и целого (например: картинки «руль», «колесо», «кабина» —
собираются в единое целое «машину»).

2.    На
усвоение предмета(объекта) и его признаков (например: для картинки «платье
синего цвета» подбираются картинки отображающие цвет, материал, куклу).

3.    На
усвоение предмета(объекта) и его места (например: отдельные картинки «птица» и
«гнездо», «человек» и «дом»).

4.    На
усвоение предмета(объекта) и его назначения (например: для картинки «чемодан»
подойдут картинки «самолёт», «поезд»).

5.    На
выявление последовательности событий (картинки, расположенные в разном порядке
нужно разложить по принципу «что сначала, и что потом»).

6.    На
классификацию и обобщение (предлагаются картинки, из которых нужно составить
серию картинок. Например: на тему «Одежда», «Посуда»).

Дидактические игры мы разрабатываем по
определённому алгоритму.

Разберём мою авторскую дидактическую игру
по обучению детей дошкольного возраста ПДД «Добрая Дорога Детства».

1.    Разработку
игры начинаем с постановки цели.

 Цель игры: Формирование навыков
безопасного поведения детей на дорогах

2.    Были
поставлены следующие задачи:

·       Учить
детей различать дорожные знаки;

·       Уточнить
и закрепить знания детей о ПДД на улице, о различных видах транспорта;

·       Дополнить
представление об улице: дома бывают разными; машины движутся по проезжей части
дороги; движение машин может быть односторонним, двусторонним; проезжая часть
при двустороннем движении может разделяться линией;

·       Формировать
представление детей о том, что машины имеют разное предназначение. Познакомить
с машинами специального назначения;

·       Добиваться
от детей чёткого выполнения правил при переходе через проезжую часть;

·       Воспитывать
чувство ответственности, дисциплинированности.

3.    Формулирование
игровой задачи для детей.

 Игровые задачи зависят от уровня (возраста),
навыков и знаний детей.

Игровые задачи в данной игре могут быть
разные:

1.    Построить
перекрёсток, расставить знаки приоритета;

2.    Построить
улицу с домами и с дорогой двустороннего движения;

3.    Построить
дорогу от дома до детского сада;

4.    Построить
главную дорогу с примыкающими второстепенными дорогами.

Разберём один из вариантов игры «Добрая
Дорога Детства» — «Моя улица».

По условиям игры дети на игровом поле
расставляют участки дороги с разметкой от дома до детского сада, строят
перекрёстки, расставляют знаки дорожного движения, выстраивают дома и играют
соблюдая ПДД.

     4 .Формулирование результата игры.

1.    У
детей будут сформированы знания о безопасности поведения на проезжей части и
вблизи её.

2.    Дети
станут разбираться в дорожных знаках, в участках дорожного движения
(перекрёсток, тротуар, проезжая часть) и их назначении доступных возрасту
детей.

     5.Определение игровых действий детей,
обеспечивающих             решение обучающей задачи.

Игровые действия будут зависеть от игровой
задачи.

По игре «Моя улица» игровая задача —
построить участок дороги с разметкой от дома до детского сада, с перекрёстками.
Расставить  знаки дорожного движения, дома.

Необходимо взять участки дороги с
разметкой, перекрёстки, пешеходный переход, дорожные знаки и построить дорогу.
А также из геометрических фигур разных форм и цветов построить дома и детский
сад.

6 .Определение необходимого материала.

Для игровых действий детям предлагается:
игровое поле, участки дороги с разметкой, разные модели машин, знаки дорожного
движения, фигурки людей, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,
треугольник) разных цветов и размеров для построек домов, зданий.

7.    Формулирование
правил.

Правила будут отличаться, если дети:

·       Выполняют
задание воспитателя — работают одной группой.

Правильно построить
дорогу от дома до детского сада с перекрёстками, пешеходными переходами, с
дорогой двустороннего движения и с домами.

·       Либо
дети делятся на две группы (автомобилисты и пешеходы), то тогда дети будут
выполнять правила для пешеходов и автомобилистов.

Расставить на игровом
поле дома, участки дороги с разметкой, перекрёстки, знаки дорожного движения и
стать участниками дорожного движения в качестве пешеходов и водителей
автотранспорта.

Как самостоятельно разработать дидактическую игру

дид картинки

Очень часто, работая по своей методической теме, педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали этой теме. Выход один – самой разработать нужные игры.
Прежде всего, хочу напомнить, что:
— цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки;
— игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Какие игры можно разработать?
Игры могут быть:
1. На усвоение части и целого. Например, картинки «лепесток», «бутон», «стебель» собираются в единое целое «цветок». Или «руль», «колесо», «кабина» в «машину».
2. На усвоение предмета (объекта) и его признаков. Например, для картинки «платье красного цвета» подбираются картинки, отображающие цвет, материал, куклу.
3. На усвоение предмета (объекта) и его места. Например, отдельные картинки «человек» и «дом», «птица» и «гнездо», «машина» и «гараж».
4. На усвоение предмета (объекта) и его назначения. Например, для картинки «чемодан» подойдут картинки «самолет», «поезд»; для картинки «сумка» — «расческа», «кошелек».
5. На выявление последовательности событий. Картинки, расположенные в разном порядке нужно упорядочить и разложить по принципу «что сначала, что потом». Это могут быть картинки по сюжетам из окружающей жизни или литературного произведения.
6. На классификацию и обобщение. Предлагаются картинки, из которых нужно составить серию картинок. Например, на тему «Одежда», «Посуда» и т.д.

Этапы разработки игры:
I этап:
Подобрать дидактический материал (картинки, игрушки или предметы). Необходимо учитывать возраст детей, а также определиться с количеством играющих (один ребенок, несколько человек или вся группа). Продумать, как можно усложнить игру (это важно для развития познавательных действий ребенка и развития его мышления).

II этап:
Познакомить воспитанников с содержанием и правилами игры. Обязательно описать игровые действия (как играть и что делать). Если дети маленькие, то вместе с ними поиграть. Если это старшие дошкольники, то достаточно совета или косвенных рекомендаций.

III этап:
Подвести итоги игры, проанализировать результаты. Важно отметить тех дошкольников, кто четко выполнял правила и выполнил задачу игры.

Разработав несколько игр, Вы можете смело написать в самоанализе и отчетах, что разработали серию игр по своей методической теме (теме по самообразованию).

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп). Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок. Признаки, по которым легко отличить ДИ:

  • её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
  • такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.

Дети изучают муляжи овощей и соотносят их с нужным цветом

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения. В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно. Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».

Обучающие игры имеют многовековую историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До нашего времени дошли такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Барыня» и другие. Предки закладывали в игры обучающий смысл и воспитательный характер, тем самым передавая жизненный опыт от поколения к поколению, готовя детей к ранней взрослой жизни. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию досуга.

Структура дидактической игры

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

  • Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
  • Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
  • Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Две девочки играют в дидактическую игру «Овощи»

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).

Две девочки играют с окрашенными камешками

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Август Фрёбель — известный немецкий педагог. Именно он ввёл в обиход выражение «дети — цветы жизни». Исходил из того, что воспитывать детей должны «добрые садовницы».

Игровой набор «Дары Фрёбеля»

Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Возраст Задачи Вариации
Младшая группа Научить узнавать и называть предметы. Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.
Средняя группа Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.
Старшая группа Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

  1. Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

    Картинки с изображениями животных

    Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

  2. Более сложный вариант той же игры может быть таким: звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.

    Тени изображений зверей

    На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

  3. Наиболее сложный вариант игры: дети должны угадать зверя по контуру.

    Контуры изображений зверей

    На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики. Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт. Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.

Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Ассортимент лото для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.

Примеры лото для старших дошкольников

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Дети и педагог играют в словесную игру с помощью мяча

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Направление развития ребёнка Название Задачи Описание
Речевое «Чудесный сундучок»
  • Формировать активный словарь;
  • развивать культуру речи.
Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом.
«Лото»
  • Развивать речевую культуру;
  • способность образования множественного числа.
У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено.
Познавательное «Матрёшки» Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом). Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать.
«Пирамидка» Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом). Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку.
Физическое «Узнаём цвет и действуем!»
  • Формировать опыт двигательной деятельности;
  • развивать готовность к осознанной физической активности.
Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется.
«Пустое место» (вариант народной игры) Формировать волевые качества и контроль за своим поведением. Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра.
Социально-коммуникативное «Что выбрал Петрушка?» Развивать у детей организованность, взаимовыручку. Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук.
«Молчанки» Формировать готовность к самоконтролю. После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры.
Художественно-эстетическое «Море»
  • Формировать готовность к восприятию музыки;
  • развивать предпосылки понимания произведений искусства.
Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями.
«Собери узор»
  • Формировать элементарные представления о видах искусства;
  • развивать способность восприятия фольклора.
Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов.

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Направление развития ребёнка Название Задачи Описание
Речевое «Горячий — холодный» Закрепить в активном словаре антонимы. Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы.
«Зверь и его детёныш»
  • Формировать активный словарь;
  • развивать интонационную и звуковую культуру речи.
Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного.
Познавательное «Угадай время года!» Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира. Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится.
«Хорошо — плохо»
  • Развить любознательность и познавательную мотивацию;
  • формировать представление о свойствах объектов окружающего мира.
Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению.
Физическое «Собираем урожай» Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику. Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши».
«Рыбак и рыбки» Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации. Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок.
Социально-коммуникативное «Давайте поздороваемся!»
  • Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • развивать навыки социального и эмоционального интеллекта.
Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их.
«Расскажи о себе»
  • Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта;
  • формировать навыки самопрезентации.
Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п.
Художественно-эстетическое «Закончи картинку» Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности. На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части.
«Распиши платок»
  • Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру;
  • развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности.
Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов.

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Направление развития ребёнка Название Задачи Описание
Речевое «Сломанный телефон» Развивать слуховое внимание, речевые навыки. Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло.
«Третий/четвёртый лишний» Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки. Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши.
Познавательное «Что сажают в огороде?» Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку. Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот.
«Комнатные растения» Формировать представления о планете Земля, её природе. Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений.
Физическое «Поймай мышку!» Развивать ловкость, внимательность, координацию. Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают.
«Салочки-обнималочки!» Развивать ловкость, внимательность, координацию. Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями.
Социально-коммуникативное «Паутинка дружбы» Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию. Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В центре образуется «паутинка», которой связаны все участники.
«Почтальон» Формировать готовность работать в команде. Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый.
Художественно-эстетическое «Что это такое?» Развивать способность к ассоциативному мышлению. Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим.
«Облачко» Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира. Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут.

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Две девочки и мальчик соотносят таблички с цифрами с требуемым количеством предметов

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Структурный элемент конспекта Описание/содержание
Заголовок В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС.
Задачи Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение.
Игровой материал Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время.
Игровые правила Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры.
Предварительная работа При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру.
Ход игры В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её.
Методические рекомендации При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру.

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

Автор Гордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва
Название занятия Узнай, что изменилось
Задачи
  • Воспитательная: воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.
  • Образовательная: продолжать формировать у детей пространственные представления.
  • Развивающая: развивать логическое мышление и наблюдательность.
Материалы
  • Кукольный персонаж Фиксик,
  • ширма,
  • 3 игрушки.
Ход игры Дети сидят полукругом напротив ширмы.
В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.
В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам!
Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.
Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света?
Дети: Посередине стола.
Фиксик: А машинка?
Дети: Справа от неё.
Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик?
Дети: Он лежит слева от Светы.
Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки?
Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <…>
Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?
Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы!
Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <…>
Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.
Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?
Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки.
Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.
Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади.
Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.
В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей.
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281

Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе

Подробнее о музыкально-дидактических играх в младших группах можно узнать из нашей статьи — Методика проведения музыкально-дидактических игр в младших группах детского сада.

Видео: дидактическая игра по математике в средней группе

Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию

Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:

  • целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
  • соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
  • скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.

Дидактический материал в виде рыбок из картона с изображениями геометрических фигур на них

Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников

Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.

Таблица: образец протокола оценки дидактической игры

Возрастная группа
Количество детей
Название игры
Воспитатель
Дата
Вопросы к анализу Анализ деятельности
Время начала игры
Дидактические задачи
Количество играющих детей
Кто инициатор игры
Игровой материал
Понимание и принятие детьми дидактических задач
Выполнение правил детьми
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть)
  • Доброжелательность,
  • отзывчивость,
  • чуткость,
  • взаимопомощь,
  • умение договариваться,
  • сопереживание,
  • справедливость.
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть)
  • Конфликт и его разрешение,
  • агрессивность,
  • споры,
  • желание быть всегда первым,
  • грубость в обращении.
Роль воспитателя
  • Играет вместе с детьми,
  • наблюдает за играми,
  • распределяет роли,
  • помогает советами,
  • задаёт вопросы,
  • корректирует деятельность детей.
Окончание игры, подведение итогов
Длительность игры
Примечания, предложения
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины. Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными. При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.

ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители. Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр. Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.

Если праздник в детском саду проводится приглашёнными аниматорами, целесообразно заранее обсудить сценарий и, в случае необходимости, внести коррективы.

Группа детей выполняет упражнение с мячами

Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме

Примеры сценариев

Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:

  • Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
  • Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
  • Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
  • Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.

Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.

  • Автор: Лариса Акатьева
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(14 голосов, среднее: 3.7 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Что это такое? Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для воспитателей в детских садах и учителей начальных классов. До определенного возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форме. Благодаря ей они получают новые знания и развивают свои умственные способности.

Какие бывают? Дидактические игры бывают разными. Согласно общей классификации, их делят на словесные, настольно-печатные и игры с предметами. Также существует разделение по группам: для младшей, средней и старшей группы. Однако все они преследуют одну цель – чему-то научить и построены по одной и той же схеме: задача, действие и результат.

Оглавление:

  1. Что такое дидактические игры
  2. Структура дидактических игр
  3. Виды дидактических игр
  4. Этапы проведения дидактических игра
  5. Картотека дидактических игр

Что такое дидактические игры

Дидактическая, или обучающая, игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.

В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:

  • одного из методов обучения;
  • самостоятельной деятельности воспитанников.

В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.

В каждом конкретном случае воспитателем выбирается игра, соответствующая актуальным образовательным целям. Во внеучебное время детям предлагаются варианты для самостоятельной игровой деятельности, в ходе которой также решаются определенные дидактические задачи.

Дидактические игры

Руководящая роль в обоих случаях отводится педагогу, но степень его участия отличается. Используя дидактические игры с целью обучения, он знакомит воспитанников с правилами, следит, чтобы каждый ребенок принимал участие, подводит итог. При самостоятельной игре детей он больше наблюдает, выступая в качестве одного из участников или арбитра.

Структура дидактических игр

Обучающая игра состоит из нескольких компонентов:

Задача

В зависимости от дидактической цели перед воспитанниками ставится задача, для решения которой им необходимо проявить интеллектуальное напряжение, совершить умственную работу. При выполнении игровой задачи активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.

Выделяют несколько типов задач, с которыми ребенок должен справиться в процессе дидактической игры:

  • Сравнение предметов по степени проявления того или иного признака (больше – меньше, светлее – темнее, выше – ниже и т. д.).
  • Классификация предметов, реальных или на картинках, по цвету, размеру, материалу и другим основаниям.
  • Определение предмета по описанию. Педагог или один из детей называет признаки, по которым остальные должны отгадать вещь или явление.
  • Тренировка внимания и памяти. Воспитатель предлагает запомнить набор предметов, их расположение, затем просит отвернуться, убирает какую-то вещь или меняет их местами, после чего предлагает детям найти отличия.

Действие

Для решения игровой задачи участникам необходимо выполнить какое-то действие. Педагог при этом следит, чтобы каждый участник проявлял активность, поощряет сплоченность воспитанников, нацеленность на общий результат.

В дидактической игре к действию выдвигается два требования:

  • оно должно быть направлено на достижение цели;
  • дети не должны потерять к нему интерес в процессе выполнения.

Еще одно важное условие: участники грамотно организованной дидактической игры не должны подозревать, что она направлена на их обучение.

Правило

Действия выполняются в соответствии с озвученными ребенку рамками. Перед началом игровой деятельности до детей доносятся правила, регламентирующие границы его возможностей при решении задачи: что нельзя делать, что можно и как именно. Сложность выдвигаемых ограничений зависит от возраста воспитанников. Чтобы правила соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.

Дидактические игры

Результат

Логичным завершением дидактической игры является достижение ее цели.

Оценка результатов происходит со стороны педагога и со стороны ребенка. Если смотреть на итоги глазами детей, определяется, сколько удовольствия от игры они получили, какие навыки и знания приобрели, какие качества (внимание, память, скорость реакции) прокачали.

Важно, чтобы воспитанники поверили в свои силы и захотели снова испытать радость, связанную с этим увлекательным занятием. Поощрение детей, проявивших себя лучше остальных, послужит стимулом для более активного участия сверстников в следующей игре.

С точки зрения педагога хорошим результатом использования обучающей игры является достижение поставленных целей. Он оценивает, насколько полно дети овладели знаниями и навыками, которые были предметом занятия.

Виды дидактических игр

Основаниями для классификации обучающих игровых занятий могут выступать содержание, тип деятельности, правила, взаимоотношения между участниками, функция педагога.

Дидактические игры для дошкольников делятся на три вида:

  1. Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.
  2. Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. На базе такого дидактического материала проводятся занятия на развитие внимательности, тренировку памяти, отрабатываются навыки систематизации предметов по различным признакам: по цвету, размеру, назначению, материалу, форме.
  3. Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.

Этапы проведения дидактических игр

Деятельность педагога от начала до завершения обучающего игрового занятия включает следующие шаги.

Виды дидактических игр

  • Подготовка к игре.

К этому этапу относится определение игры, соответствующей актуальным воспитательно-образовательным задачам, возрасту и уровню подготовки воспитанников, времени проведения (учебное или внеучебное) и т. д.

В процессе подготовки воспитатель подбирает дидактический материал (игрушки, карточки с изображениями, различные предметы).

Правила и действия объясняются с учетом возраста детей:

  • Младшим дошкольникам наглядно разъясняют ход игры от начала до конца в процессе взаимодействия педагогом.
  • Для воспитанников среднего возраста называются одно или два базовых правила, остальные моменты уточняются в ходе пробной игры.
  • Старшим дошкольникам достаточно объяснить правила на словах и вносить необходимые коррективы в процессе.

Этапы проведения дидактических игр

  • Реализация дидактической игры.

Чем тщательнее педагог подготовился к игре, тем меньше трудностей возникает при ее проведении. Главное – действия всех участников должны выполняться в соответствии с озвученными правилами.

Топ-11 методик воспитания детей дошкольного возраста

В процессе обучающей игры воспитатель следит за действиями подопечных, мотивирует их на активное участие, дает пояснения, поощряет успехи, отвечает на вопросы, дает советы.

  • Организуя дидактическую игру для младшего возраста, педагог берет на себя роль ведущего и демонстрирует, какие действия должны выполняться детьми в соответствии с правилами.
  • Для воспитанников среднего возраста взрослый объясняет правила в ходе проведения, но не вмешивается в принятие решений.
  • До старших дошкольников правила доводятся до начала игры, их содержание разбирается совместно с воспитанниками.

Картотека дидактических игр

    • Подведение итогов.

На этом этапе педагог называет детей, проявивших себя лучше других, а также поощряет всех участников и мотивирует их быть активнее. Для себя воспитатель отмечает возникшие проблемы и намечает пути исправления допущенных ошибок.

Картотека дидактических игр

Функционирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пункт 2.6 этого документа предписывает ДОУ разносторонне развивать воспитанников по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Это требование должно учитываться педагогом при разработке календарно-тематического плана НОД, в том числе в нем должны предусматриваться дидактические игры.

В младшей группе можно использовать такие варианты обучающих занятий в игровой форме:

Направление развития ребенка Название Задачи Описание

Речевое

«Волшебный сундучок»

Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи.

Воспитатель показывает детям предмет, достав его из коробки. Воспитанники называют его или узнают, что это такое, от педагога.

«Лото»

Развитие речевой культуры; отработка навыка образования формы множественного числа.

Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов, у воспитателя аналогичные карточки, но с одним предметом. Когда он показывает свою картинку, ребенок, у которого парная карточка, называет предметы во множественном числе.

Познавательное

«Матрешки»

Формирование представления о предметах, их форме и составе.

Воспитанники совершают действия с разборными игрушками, показывают и называют отдельные части.

«Пирамидки»

Формирование представления о предметах с точки зрения их формы, цвета, размера.

Дидактическая игра для раннего возраста. На столе раскладывается несколько пирамидок в разобранном виде. Взрослый дает ребенку одно колечко и просит найти такое же по цвету и размеру.

Физическое

«Узнал цвет – действуй!»

Формирование опыта двигательной деятельности; развитие готовности к осознанным физическим действиям.

У каждого ребенка есть предмет определенного цвета, у воспитателя – всех цветов. Он показывает одну вещь, а дети, у которых предмет такого же цвета, должны выполнить какое-то физическое действие (присесть, подпрыгнуть, помахать руками и т. д.). Остальные воспитанники в этот момент сохраняют неподвижность.

«Пустое место»

Формирование волевых качеств и умения контролировать свое поведение.

Участники этой дидактической игры в младшей группе становятся в круг. Водящий ходит снаружи круга и выбирает себе соперника с помощью считалки. Оба начинают бегать за кругом в противоположных направлениях. Цель – занять пустое место в кругу участников. Проигравший становится следующим водящим.

Социально-коммуникативное

«Что выбрал Петрушка?»

Развитие слуховой памяти, взаимодействия с партнерами.

Педагог демонстрирует, как звучат разные инструменты, затем удаляется за ширму, где повторяет эти действия. Дети все вместе должны определить, какой инструмент издает звук.

«Молчанка»

Формирование умения контролировать себя.

Воспитатель дает команду, после которой дети не должны говорить, двигаться и смеяться. Тот, кто не удержался, отдает фант, который в конце игры надо выкупить каким-либо действием.

Художественно-эстетическое

«Море звуков»

Формирование готовности к правильному восприятию музыки; создание условий для понимания произведений искусства в будущем.

Музыкально-дидактическая игра, в ходе которой педагог включает музыкальные отрывки, прослушав которые, воспитанники делятся своими ощущениями.

«Собери узор»

Формирование базовых представлений о видах искусства; знакомство с понятием «народное творчество».

Воспитатель предлагает собрать из фрагментов картинку, изображающую один из народных промыслов.

Дидактические игры в средней группе направлены на отработку уже приобретенных навыков:

Направление развития ребенка Название Задачи Описание

Речевое

«Горячий – холодный»

Закрепление понятия антонимов.

Воспитатель кидает мяч ребенку и одновременно называет прилагательное. Воспитанник кидает в ответ, произнося слово с противоположным значением.

«Звери и зверята»

Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи.

С броском мяча педагог называет животное, ребенок должен ответить словом, обозначающим его детеныша.

Познавательное

«Угадай время года»

Формирование представления об устройстве окружающего мира.

Детям предлагается угадать время года по стихотворению или прозаическому отрывку.

«Хорошо – плохо»

Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений об окружающем мире.

Воспитатель предлагает каждому ребенку высказать свое мнение по поводу природных явлений (жара, снегопад, ливень, град).

Физическое

«Урожай поспел»

Формирование двигательной активности, развитие моторики и координации.

Педагог предлагает воспитанникам представить себя садоводами. Роль фруктов играют мячики. Дети должны по очереди кидать их в корзинки разными руками, например, «яблоки» – правой, а «груши» – левой.

«Рыбак и рыбки»

Развитие двигательной координации.

«Рыбаки» должны «поймать» как можно больше детей-«рыбок», обхватывая их руками.

Социально-коммуникативное

«Учимся здороваться»

Формирование навыков выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; создание предпосылок для развития социального и эмоционального интеллекта.

Педагог обсуждает с воспитанниками различные варианты приветствий, существующие в обществе, и предлагает придумать новые.

«Расскажи о себе»

Развитие навыков социального и эмоционального интеллекта; формирование навыка самопрезентации.

Воспитатель просит детей рассказать о себе: назвать имя, любимых героев мультфильмов, любимое время года и т. д.

Художественно-эстетическое

«Начинающий художник»

Развитие фантазии и воображения при помощи изобразительной деятельности.

Воспитанникам предлагаются карточки, на которых изображены половины предметов. Дети должны закончить рисунок.

«Платок для мамы»

Формирование эстетических навыков, умения видеть красоту в окружающем мире; развитие готовности к самостоятельному творчеству.

На квадрате цветной бумаги ребенок создает узор из предложенных декоративных элементов.

Дидактические игры в старшей группе проводятся с целью закрепления приобретенных умений:

Направление развития ребенка Название Задачи Описание

Речевое

«Сломанный телефон»

Развитие слухового внимания и памяти, совершенствование речевых навыков.

Воспитатель шепчет на ухо рядом сидящему ребенку слово, которое он передает своему соседу, а тот дальше. Последний из детей произносит слово, которое дошло до него. При несовпадении выясняется, на каком этапе произошло искажение.

«Это лишнее»

Закрепление умения слухового восприятия информации, развитие речевых навыков.

Дидактическая игра для развития логического мышления. Педагог перечисляет предметы, относящиеся к одному множеству, а затем вставляет один, не имеющий общих признаков с другими. Дети хлопают в ладоши, когда замечают ошибку.

Познавательное

«Что растет в огороде?»

Формирование умения классифицировать объекты окружающего мира по определенному качеству.

Воспитатель произносит различные слова, но дети должны реагировать только на названия огородных культур.

«Что растет в саду?»

Расширение кругозора

Ребенок передает мяч соседу, одновременно произнося название фрукта.

Физическое

«Поймай мышку!»

Развитие ловкости, внимательность, тренировка координации.

Воспитанники разбиваются на две команды – мышек и мышеловки. Образовавшие круг-мышеловку дети берутся за руки и поднимают их вверх. «Мышки» бегаю туда-сюда, пока не прозвучит команда «хлоп!». Руки опускаются, мышеловка закрывается. Пойманные «мышки» тоже становятся в круг. Игра продолжается, пока не попадется последняя «мышка».

«Салочки-обнималочки!»

Развитие ловкости и внимательности.

Водящий гоняется за остальными участниками игры, пойманного обнимает, и тот становится водящим.

Социально-коммуникативное

«Клубок дружбы»

Формирование готовности к общению с окружающими, воспитание дружелюбного отношения к людям.

Воспитатель берет толстую нить, наматывает на палец, одновременно называя одно из качеств того, кому передаст нить. Ребенок, получив ее, говорит что-то хорошее о товарище, наматывая нитку на клубочек, и передает ему. В конце получается целый клубок, хранящий добрые слова обо всех участниках игры.

«Почтальон»

Формирование навыка командной работы.

Водящий говорит, кому он хочет отправить «письмо». Каждый из детей передает послание по кругу, пожимая руку соседу.

Художественно-эстетическое

«На что похоже?»

Развитие ассоциативного мышления.

Педагог предлагает найти общее между демонстрируемым предметом и чем-то еще.

«Это облако как…»

Развитие воображения, приучение к образному восприятию окружающего мира.

Дидактическая игра для лета и ранней осени. Дети рассказывают, что им напоминают проплывающие облака.

Дидактические игры в детском саду – эффективный инструмент для решения многих педагогических задач. Они помогают разносторонне развивать воспитанников, непринужденно доносить до них информацию об устройстве окружающего мира, о правилах общения. Игровая форма делает обучение ненавязчивым, ребенок с удовольствием принимает участие в таких занятиях, получая необходимые ему знания и навыки.

Дидактические игры для детей своими руками — замечательная наглядная форма разностороннего развития. Особенно значимо и полезно создание игрового материала педагогом совместно с воспитанниками. Такое занятие повышает интерес дошкольников к игровой форме образовательного процесса. Представленные дидактические игры пригодятся воспитателям в детских садах, учителям в начальной школе, а также родителям, которые заботятся о развитии ребенка.

Дидактические игры своими руками в младшей группе

В младшей возрастной группе большое внимание уделяется совершенствованию моторики пальцев, тактильного, зрительного и пространственного восприятия. Игры должны способствовать сенсорному развитию, навыку логического мышления.

Угощение для колобка

Детская игра совершенствует мелкую моторику.

Для занятия требуются небольшие цилиндрические емкости из пластика. На их крышки необходимо приклеить изображение колобка, проделать отверстие в центре его открытого рта. Отверстие должно быть округлым и достаточным для пропуска фасолины.

Педагог просит воспитанника покормить сказочного персонажа. Ребенок берет по одной фасолине, вкладывает в рот колобку.

Веселые смайлы

Геометрическое полотно

Для игры требуется прямоугольное полотно из фанеры. В него на одинаковом расстоянии друг от друга нужно вбить канцелярские гвозди. Также нужны тонкие резинки разных цветов.

Игра заключается в том, что дети натягивают резинки на гвоздики, формируя разные геометрические фигуры, составляя схематичные изображения. Занятие отлично развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, творческие представления, умение различать цвета. У дошкольников закрепляется представление о линейных геометрических формах.

Сапожки для котенка

Для игры нужно вырезать изображение мультяшного котенка, стоящего на задних лапах. Также необходимо нарисовать и вырезать несколько пар сапог разного цвета.

Ребята подбирают пары предметов по цвету, у них совершенствуется цветовое восприятие. У дошкольников закрепляются эталонные сенсорные представления.

Картинки мультяшных котят, стоящих на задних лапах

Сапожки

Бабочка

Игра учит различению основных цветов, цветовому соотношению объектов.

Для занятия нужно нарисовать либо вырезать из цветной бумаги бабочку, у которой каждый из 4-х крыльев имеет свой цвет: красный, желтый, синий, зеленый. Также нужны 4 крышечки от пластиковых бутылок соответствующего цвета.

Игровая задача — разложить крышечки по крыльям в соответствии с цветами.

Бабочка с разными крыльями

Распредели прищепки

Для игры нужны бельевые прищепки разных цветов. Также необходимо распечатать и вырезать изображения объектов с отсутствующими частями, которые будут заменены прищепками. Например, солнышко без лучиков, морковка без ботвы, тучка без дождика.

Дети должны подобрать к каждому объекту подходящие по цвету прищепки. Так, на солнышко они должны нацепить желтые прищепки, которые станут лучами. На морковку — зеленые. На тучку — синие. Игра развивает цветовое восприятие, моторику и мышечную силу рук.

Шаблоны для игры с прищепками

Покорми свинку

Для дидактической игры необходимо сшить из фетра свинку с отверстием вместо пятачка. Внутрь игрушки нужно вставить пластиковую бутылку так, чтобы ее горлышко оказалось на уровне отверстия. Также для занятия требуются разные сыпучие материалы: фасоль, горох, крупа, семечки.

Дети берут материал пальчиками, вбрасывают в горлышко бутылки, представляя, что кормят свинку. Игра развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Дидактические игры в средней группе своими руками

На занятиях с дошкольниками средней возрастной группы следует уделять внимание формированию навыка классификации и распределения, тактильному, зрительному и слуховому восприятию, улучшению памяти, концентрации внимания, навыку анализа и логического мышления. Дети должны расширять кругозор, получать новые знания об окружающем мире, развивать речевые навыки, расширять индивидуальный словарь.

Рыбаки

Для игры нужно вырезать из картона рыбок. К каждой рыбке следует прикрепить какую-либо зацепку, чтобы ее можно было подцепить игрушечной удочкой. Например, крючок или липучку. На рыбок нужно наклеить изображения разных объектов животного и растительного мира.

Воспитанник вылавливает удочкой рыбку. Педагог просит сказать, что изображено на картинке. Какой это объект в реальности: большой или маленький. Какого он цвета. Если это растение, то ребенок должен сказать, культурное ли оно, где произрастает. Если это животное, то нужно сказать, домашнее оно или дикое. Можно поиграть в игру «Четвертый лишний». Педагог раскладывает четыре рыбки, а игрок указывает на лишний объект, отличающийся от остальных каким-либо признаком.

Рыбки

Определи на ощупь

Для игры, способствующей тактильному развитию, необходимо взять крупные пластиковые крышки. На внутреннюю поверхность этих крышек нужно наклеить разные по фактуре материалы: мех, шерстяную ткань, хлопчатобумажную ткань, наждачное полотно и прочее.

Играть можно разными способами:

  1. Положить крышки в непрозрачный мешок. Ребенок должен на ощупь определить, что за материал приклеен к крышечке, которую он взял.
  2. Игрок должен вытащить из мешка крышечку с заданным педагогом материалом.
  3. Можно обойтись без мешка. Пусть ребенок найдет крышки с одинаковым материалом.

Шумные конфеты

Игра учит дифференциации неголосовых звуков, развивает слуховую память, концентрацию внимания. Такая игра становится эффективным средством познания окружающего мира, его звуковой составляющей, очень полезна для развития речи. Ведь чем лучше дошкольник слышит и воспринимает на слух, тем быстрее у него будет формироваться смысловое восприятие речи. А значит, общение станет значимым фактором получения информации.

Для игры нужны желтые пластиковые ячейки от «Киндер-сюрпризов». Их необходимо заполнить сыпучими материалами разной фракции и текстуры. Затем ячейки нужно обернуть фантиками, чтобы получились конфеты. Наполнители могут быть съедобными и несъедобными: фасоль, песок, бисер, болты, крупа и прочее. Главное, чтобы при встряхивании конфеты издавали разные звуки.

Педагог раскладывает конфеты перед игроками. Первый игрок берет конфету, трясет, внимательно вслушивается в звук. Потом берет вторую конфету, тоже слушает звук. Если звучание оказывается разным, ребенок откладывает конфеты, а право хода переходит другому игроку. Если звучание одинаковое, первый игрок забирает обе конфеты, делает следующий ход. Игра длится, пока дети не разберут все конфеты.

Киндер-сюрприз

Кто что ест?

Игра расширяет представления о домашних и диких животных.

Для игры нужны спичечные коробки. На их внутреннюю поверхность нужно приклеить изображения разной пищи. А на крышечки коробков необходимо наклеить изображения животных.

Ребята должны подобрать крышечки к коробкам, ориентируясь на то, чем питаются животные.

Дидактическая игра Кто что ест

Пальчики

Дидактическая игра предназначена для развития моторики пальцев и зрительного восприятия у дошкольников.

Для игры требуются резинки для волос разного цвета. Также необходимо распечатать карточки, изображающие кисти рук с нацепленными на пальцы в разном порядке резиночками.

Игровая задача — нацепить резинки на пальчики так, как изображено на карточке.

Пальчиковая гимнастика с резиночками для волос

Карточки с резинками на пальцах

Чей хвост?

Для игры необходимо изготовить разделенный на сектора круг. В каждом секторе должно быть изображение знакомого дошкольникам животного. В виде отдельных карточек нужно сделать изображения хвостиков этих животных. Карточки следует прикрепить к прищепкам.

Задача игроков — определить, какому животному принадлежит тот или иной хвост, прицепить прищепки с картинками к соответствующим секторам.

Игра Чей хвост для детей

Крестики-нолики

Игровые правила не отличаются от стандартных. Только этот вариант игры предназначен для совершенствования мелкой моторики. Для него нужно изготовить игровое поле из квадратной деревянной или фанерной панели. В центре каждой ячейки поля необходимо зафиксировать горлышко от пластиковой бутылки. Отдельно нужно подготовить пластиковые крышечки соответствующего размера. На них нужно наклеить изображения крестиков и ноликов. В процессе игры ребята прикручивают крышечки к горлышкам.

Крестики-нолики

Мажор и минор

В средней возрастной группе музыкально-дидактические игры должны учить дошкольников различению тональности и характера музыкальных произведений. Данная игра учит различать понятия «мажор» и «минор».

Для игры нужно изготовить карточки, изображающие печальный и веселый смайлики. Также необходимы записи музыкальных композиций разной тональности.

Дети внимательно слушают включаемую педагогом музыку, поднимают смайлик в соответствии с характером мелодии.

Печальный и веселый смайлики

Дидактические игры своими руками в старшей группе

В старшей возрастной группе детского сада дидактические игры должны быть направлены на расширение кругозора, познание разных аспектов окружающего мира. Продолжается совершенствование памяти, логического мышления, умения анализировать, строить догадки и умозаключения, делать обоснованные выводы. Дошкольники этого возраста должны получать первые предметные знания по математике и фонетике.

Путь хлеба

Игра формирует представление о том, как на нашем столе появляется хлеб, прививает уважительное отношение к труду хлебороба.

Для занятия нужны карточки, изображающие этапы производства хлеба от посева зерен до выпекания в печи. Дети должны разложить картинки в правильном порядке.

Этапы производства хлеба от посева зерен до выпекания в печи

Дорожные знаки

Эта дидактическая игра по ПДД закрепляет знания об основных дорожных знаках.

Для занятия нужно вырезать из цветной бумаги раздельные элементы дорожных знаков. Игровая задача — собрать их в единое целое.

Дорожные знаки

Эмоции

Для игры нужны карточки, изображающие раздельно верхние и нижние части человеческого лица с разным эмоциональным состоянием. Задача игроков — найти заданную педагогом эмоцию, соединить соответствующую верхнюю и нижнюю карточки.

Верхние и нижние части человеческого лица с разным эмоциональным состоянием

Геометрическое рисование

Игра закрепляет знания о геометрических формах, развивает творческое мышление.

Для занятия нужно вырезать из цветной бумаги разные геометрические фигуры. Также необходимы карточки, изображающие объекты, что составлены из этих фигур. Карточки будут образцами, по которым ребята должны сложить геометрическое изображение объекта.

Схемы из геометрических фигур для дошкольников

Убираем в комнате

Для игры нужно изготовить из картонной коробки игрушечный шкаф с полками. Также нужны изображения разных бытовых вещей и предметов гардероба.

Педагог раскладывает картинки перед воспитанниками, просит навести порядок, разложить вещи. На каждую полку нужно положить одинаковые по назначению предметы. Это могут быть игрушки, одежда, медикаменты, канцелярские принадлежности, посуда и прочее.

Одежда и головные уборы

Найди лишнее

Для игры необходимо изготовить большие карточки, изображающие знакомые дошкольникам блюда. Для каждой карточки нужно сделать маленькие картинки продуктов, из которых это блюдо готовят. Дополнительно нужно распечатать картинки продуктов, не относящихся ни к одному блюду. К каждой карточке нужно скрепкой прицепить набор картинок, среди которых должна быть хоть одна лишняя. Задача игрока — определить этот лишний продукт.

Найди лишнее для детей

Какой продукт лишний на картинке?

Дидактические игры в подготовительной группе своими руками

В подготовительной группе детсада занятия направлены на подготовку к будущему обучению в школе. Поэтому дидактические игры для дошкольников должны прививать начальные знания по школьным предметам.

Посчитай

Игра формирует базовые математические знания, учит счету.

Для занятия следует изготовить коробку с двумя отверстиями вверху и поддоном внизу. Нужны карточки, изображающие определенное количество овощей или фруктов, знак «плюс» и прибавляемое количество плодов. Также нужны реальные овощи и фрукты, такие же, как на карточках. Если приобрести такое количество продуктов невозможно, то можно вылепить их из пластилина.

Педагог дает воспитаннику карточку, на которой изображены, например, 5 груш + 2 яблока. Ребенок берет соответствующее количество груш, опускает в первое отверстие в коробке. Яблоки бросает в другое отверстие. Затем считает, сколько фруктов упало в поддон.

Посчитай фрукты на картинке

Фонематический циферблат

Игра формирует представление о звуках в словах.

Для игры необходимо сделать большой циферблат с 2-мя стрелками, а также распечатать предметные карточки. Педагог раскладывает картинки на циферблате, затем дает воспитаннику задания:

  1. Проговорить названия нарисованных объектов.
  2. Выявить два слова, схожих по звучанию. Подвести к ним стрелки.
  3. Обнаружить два слова, не сходных по звучанию. Подвести к ним стрелки.
  4. Найти два коротких по звучанию слова.
  5. Выявить два длинных по звучанию слова.
  6. Обнаружить два слова, начинающихся на одинаковый звук.

Фонематический циферблат

Предметные карточки

Сезоны года

Эта дидактическая игра по экологии формирует представление о признаках времен года и природных явлениях, развивает зрительное восприятие, воспитывает уважительное отношение к природе.

Для занятия нужны карточки, изображающие дерево в разные сезоны. Также следует изготовить маленькие картинки снежинок, яблок, цветочков и желтых кленовых листиков. Ребята должны распределить картинки по изображениям деревьев в соответствии с временем года. Во второй части занятия рекомендуется предложить воспитанникам составить короткий рассказ об определенном сезоне года.

Природные явления для детей

Определи слово по слогам

Игра учит разделять слова по слогам.

Для работы требуется игровое поле, разделенное на 3 строки. В первой строке нужно изобразить отрезок, обозначающий один слог, во второй — два отрезка, то есть два слога, в третьей — три отрезка. Также нужно изготовить карточки, изображающие разные пищевые продукты, овощи, фрукты с написанными названиями.

Ребенок берет карточку, произносит название изображенного объекта, подсчитывает слоги. Затем кладет картинку на соответствующую строку.

Определи слово по слогам

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скорость удаления в противоположных направлениях
  • Как составить факсимиле
  • Как найти ютуб канал по названию канала
  • Как найти плоский угол трехгранного угла
  • Как найти место под строительство гаража