Как составить диктант по русскому языку для 5 класса

Итоговый контрольный диктант                            по русскому языку
для 5 класса

  Учитель русского языка и литературы  
МБОУ «СОШ № 2 г. Юрги»
Беляева Елена Анатольевна
Методические рекомендации по проведению контрольного диктанта в 5 классе в конце учебного года составлены на основе принципов критериального оценивания

 (5
класс, май)

Инструкция к выполнению
контрольного диктанта.

Дорогие ребята!

Сегодня Вам предстоит
написать итоговый контрольный диктант. Все орфограммы и пунктограммы, которые
встретятся в тексте, вам известны. Поэтому необходимо сосредоточится и быть
внимательными. После написания текста вам нужно будет выполнить грамматическое
задание: фонетический, морфологический морфемный и синтаксический разборы. На
протяжении всего учебного года мы много тренировались в их выполнении. Ваша
задача – вспомнить все, что мы изучали и постараться применить свои знания на
практике. На выполнение всей работы даётся 45 минут. Выполнять грамматические
задания можно в любом порядке. Необходимо указать номер задания и перейти к его
выполнению.

Начать советую с того
задания, которое вызывает у Вас меньше всего затруднения, затем переходите к
другим.

Желаем Успеха!

В самолете во время грозы

Самолёт набирает
высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто
проваливается в воздушные ямы. Но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над
тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат.
Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только
мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная
чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюёт
носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что
только на предельной скорости можно проскочить через грозу. 

Это продолжается минут
пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

(В. Железников «Мальчик
с красками», 120 сл.)

Грамматическое задание.  

I вариант

II вариант

1. Фонетический разбор

Ветра

Земле

                                             
2. Морфемный разбор

Шёлковые , видеть, лётчик

Волшебная, несётся, самолёт

3. Морфологический разбор  

Гудят

(По) 
дорожке                                

                                         
4. Синтаксический разбор 
 

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно понёсся к земле.

Рядом появляется земля, и самолет катится по твердой бетонной
дорожке.

Эталон выполнения 
оценочного материала

Грамматическое
задание

1
вариант

№1
 Ветра  [в’э`тра]

       
в  [в’] – согл., глух., мяг.

       
э  [э`] – гл., уд.

       
т  [т] – согл., глух., твёрд.

       
р  [р] – согл., глух., твёрд., сонор.

 а
[а] – гл., безуд.

       
5 б., 5 зв.

№2   
Шёлковые , видеть, лётчик 

№3      
Гудят (что делают?)– глаг.

            I.
Н.ф.– гудеть;

           II.
Пост.: несоверш.в., I спр. ; непост.: мн.ч., наст. вр., 3-е л.

     
     III. Моторы (что делают?)
гудят
(сказуемое)

№4
      Вдруг самолёт клюёт носом и стремительно несётся
к земле. (простое, повеств., невоскл.,     

            
распростр., осложнено однор. сказуемыми).

2
вариант

№1  
Земле [з’имл’э`]

        
з [з’] – согл., зв., мягк.

        
е [и] – гл., безуд.

        
м [м] – согл., зв., твёрд., сонор.

        
л [л’] – согл., зв., мягк., сонор.

      
  е [э`] – гл., уд.

      
  5 б., 5 зв.

№2    
Волшебная, несётся, самолёт

№3    (По)
дорожке (по чему?) – сущ.

          I.
Н.ф. – дорожка;

         II.
Пост: нариц., неодуш.,1-е скл., ж.р.; непост: ед.ч., дат.п. .

      
  III. Катится (где?) по дорожке (обстоятельство)

№4    
Рядом появляется земля, и самолет катится по твердой бетонной дорожке. (сложное,

          
повеств., невоскл., распростр.).

Поэлементный 
анализ  выполнения грамматического задания

№ задания

Какие элементы знаний и умений выявляются

Стоимость каждого элемента

Общая стоимость задания

№1      

Фонетический разбор (транскрипция, характеристика каждого звука,
подсчёт количества букв и звуков)

1 балл

 7 баллов

№2 

Морфемный разбор (за каждое правильно разобранное слово 2 балла)

2 балла

6 баллов

№3          

Морфологический разбор (вопрос и определение части речи, верно
перечисленные постоянные признаки, верно перечисленные непостоянные признаки,
верно определённая синтаксическая роль)

1 балл

4 балла

№4         

Синтаксический разбор (подчеркивание грамматической основы,
подчеркивание второстепенных членов, характеристика предложения, указание
частей речи, построение схемы предложения)

1 балл

5 баллов

 Итого:

22 балла

№ задания

Общая стоимость задания

1

 7 баллов

2

6 баллов

3

4 балла

4

5 баллов

Итого:

22 балла

— менее 50% (1-10 баллов) —
тревожный уровень – отметка «2»

— 50%-65% (11-14 баллов) — базовый уровень –
отметка «3»

— 66%-84% (15-18 баллов) -повышенный уровень –
отметка «4»

— 85%- 100% (19-22 балла) — высокий
уровень – отметка «5»

Критерии оценивания
учебных достижений

При оценке диктанта исправляются, но не
учитываются
орфографические и пунктуационные ошибки:

·        
В переносе слов;

·        
На правила, которые не включены в школьную программу;

·        
На еще не изученные правила;

·        
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;

·        
В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не
учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова,
например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо
земля).

При оценке диктантов
важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые,
то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:

·        
В исключениях из правил;

·        
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

·        
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;

·        
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными
и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

·        
В написании ы и и после приставок;

·        
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной
как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

·        
В собственных именах нерусского происхождения;

·        
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

·        
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать
также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило,
если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии,
в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить,
резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если
в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за
одну ошибку.

При наличии в
контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на
верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии
3-х и более исправлений.

Диктант оценивается
одной отметкой.

Оценка
«5»
 выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в
ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка
«4»
 выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и
двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок
или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4»
может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть
однотипные.

Оценка
«3»
 выставляется за диктант, в котором допущены 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за
диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может
быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,
если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка
«2»
 выставляется за диктант, в котором допущено до 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве
ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой
вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант,
следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет
выставлять данную оценку.

Таким пределом
является 

для
оценки «4»- 2 орфографические ошибки,

для
оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических
ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

При оценке выполнения
дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка
«5»
 ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка
«4»
 ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка
«3»
 ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.

Оценка
«2
» ставится за работу, в которой не
выполнено более половины заданий.

Оценка
«1»
 ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных
заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


Категория «Русский язык»

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России — контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 5 класса: 90 — 100 слов.

  • Входной
  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговый диктант
  • Повторение
  • Синтаксис и пунктуация
  • Фонетика
  • Лексика
  • Морфемика
  • Морфология
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол


Категория «Диктанты»

Входной диктант «В лесу»

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. Объём слов: 89


Категория «Диктанты»

Входной диктант «Гроза»

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. Объём слов: 86


Категория «Диктанты»

Входной диктант «На опушке леса»

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. Объём слов: 88


Категория «Диктанты»

Входной диктант «Наступление весны»

С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты. Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда. Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь. Объём слов: 102


Категория «Диктанты»

Входной диктант «Небесная книга»

Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия. Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море. По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы. И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Объём слов: 87


Категория «Диктанты»

Диктант «Белки»

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опенки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи. Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах – это шустрая белка. Объём слов: 86


Категория «Диктанты»

Диктант «Белки»

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. Объём слов: 120


Категория «Диктанты»

Диктант «В грозу»

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром. И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось. Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. Объём слов: 85


Категория «Диктанты»

Диктант «В зимнем лесу»

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86


Категория «Диктанты»

Диктант «Весенний снегопад»

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. Объём слов: 100


Категория «Диктанты»

Диктант «Вечер»

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?» Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. Объём слов: 94


Категория «Диктанты»

Диктант «Вечер»

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут. Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились. Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт. Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани. Объём слов: 89


Категория «Диктанты»

Диктант «Галерея»

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113


Категория «Диктанты»

Диктант «Ежи»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108


Категория «Диктанты»

Диктант «Жаркий день»

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет. Путешественник прокладывает путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога. Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил своё гибкое тело? Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо. Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Летают и кружатся разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчёлы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений. Кажется, так бы я и лежал весь день, вглядывался в густые сочные заросли. Объём слов: 116

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Контроль знаний — проверочные, итоговые диктанты и контрольные работы по русскому языку для 5 класса — диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Оценивание работы


диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – допущено 1–2 ошибки.
  • «3» – допущено 3–5 ошибок.
  • «2» – допущено более 5 ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение правил орфографии при написании слов;
  2. пропуск и искажение букв в словах;
  3. замену слов;
  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  5. неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  2. единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
  3. единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;
  2. две пунктуационные ошибки;
  3. повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;
  2. недописанное слово;
  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Диктанты 5 класс «Школа России» ФГОС

Объём диктантов для 5 классов:
90-100 слов.

Темы диктантов:

  1. «Повторение»
  2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
  3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
  4. «Морфемика. Орфография»
  5. «Имя существительное»
  6. «Имя прилагательное»
  7. «Глагол»
  8. «Повторение изученного за 5 класс»

Проверочный диктант «Ранняя весна»

Ранняя весна пришла в нашу местность. Зажурчали говорливые ручьи. На открытых лесных полянках весеннее солнце съело последний снег. А на дне оврагов ещё можно увидеть белые пятна. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Как прекрасны эти первые цветы русских лесов! От цветов идёт дивный запах. Подснежники похожи на радостную улыбку весны. На деревьях распускаются почки. Скоро весь лес оденется листвою. В зелени деревьев запоют птицы. Уже прилетели грачи и вьют гнёзда. Здравствуй, весна! 83 слова / с грамматическим заданием

Проверочный диктант «Осень в лесу»

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю. Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт. Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба. Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно. 115 слов

Проверочный диктант «Волшебница-зима»

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима. Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку. Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах. Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит? Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы. 118 слов

Проверочный диктант «Весна»

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной. Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот. Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна! (119 слов)

Проверочный диктант «Полярная сова»

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту. Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом. Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов. «Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца. (118 слов)

Контрольный диктант «Охраняйте леса!»

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы.Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. 98 слов

Контрольный диктант «Закат»

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! 101 слово / По Д. Зуеву

Контрольный диктант «В березовом лесу»

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи. В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою. Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился. Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. 108 слов

Контрольный диктант «Приход весны»

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег. На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки. С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. 98 слов / По И. Соколову-Микитову

Контрольный диктант «В лесу»

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен. Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать. Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. 91 слово

Контрольный диктант «Восход солнца»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке. Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. 100 слов / По И. Соколову-Микитову

Контрольный диктант «В горах Памира»

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу. По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней. Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. 102 слова

Контрольный диктант «Весна»

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки. Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки. Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса. Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. 101 слово / По И. Соколову-Микитову

Контрольный диктант «Конец лета»

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. 92 слова / По Г. Скребицкому

1

Методика проведения диктантов по русскому языку в разных классах

Диктант – вид упражнения, когда учащийся записывает слова, предложения или тексты, которые воспринимаются на слух. Методика проведения диктантов в начальных классах и в старших имеет несколько существенных различий. Также стоит иметь в виду, что есть несколько типов диктантов, для каждого из которых разработаны отдельные методические рекомендации.

Содержание:

  • Виды диктантов
  • Начальная школа
  • 5-7 классы
  • 8-9 классы
  • 10-11 классы

Виды диктантов

Все диктанты условно можно разделить на две большие группы:

  • Обучающие
  • Контрольные

К первой группе относятся выборочные, словарные, распределительные, творческие, свободные, предупредительные, восстановленные, графические, диктанты по аналогии и т.д. Эти же виды диктантов можно использовать и в качестве контрольных. Но чаще всего для контроля выбирают полный диктант (без изменения текста) и диктанты с грамматическим заданием.

Для контрольных диктантов обычно выбирают связный отрывок текста из художественного произведения, а в старших классах можно выбрать текст из научной статьи или СМИ.

Как проводить диктант в начальной школе

Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!

Порядок работы:

  1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.
  2. Чтение всего текста учителем.
  3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).
  4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.
  5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз – для понимания смысла предложения, второй раз – под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.
  6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.

Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.

Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается «подсказывание»: например, нельзя читать «коГО-то или мОлОко». Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.

Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.

Как проводить диктант в 5-7 классах

При проведении контрольных диктантов в средних и старших классах, схема проведения урока остается той же. Что приведена выше. Меняются лишь количество слов и сложность текста.

В средних классах контрольные диктанты можно усложнить более обширными грамматическими заданиями. В этот же период обучения следует вводить свободные диктанты, диктанты по картине, творческие. Это даст возможность разнообразить виды контроля.

Один из хороших и нестандартных вариантов написания контрольного диктанта – релейный. Суть его в том, что учащиеся уже задолго до контрольной работы предупреждаются, что диктант будет взят из того материала, который они будут проходить в течение определенного периода времени. Практика показывает, что ученики после такого предупреждения гораздо внимательнее относятся к выолнению упражнений, как в классе, так и дома. Еще бы! Диктант-то будет взят из учебника.

Однако стоит заранее предупредить и о том, что релейный диктант будет оцениваться гораздо строже, чем обычный, так как текст уже знакомый.

Как проводить диктант в 8-9 классах

Начиная с 8 класса, учителя стараются начать подготовку к ГИА. А так как на экзамене нужно будет писать изложение, то и для диктантов все чаще выбирают тот вид, которые предполагает пересказ текста своими словами. Это может быть диктант по картине, письмо по памяти, диктант с элементами изложения.

К этому времени объем изученных орфограмм возрастает настолько, что требуется тщательно выбирать тексты, чтобы акцентировать внимание на новых правилах, но, в то же время, последовательно повторять и все пройденные темы.

Чтобы повысить интерес к обучению и хотя бы немного снять стрессовую нагрузку на учеников, которая их охватывает уже при произнесении лишь слова «Диктант», можно раз в четверти проводить подготовленный диктант – соревнование. Суть его в следующем:

Учитель заранее дает список трудных слов, которые нужно изучить, список правил, которые будут задействованы в диктанте, слова, значения которых нужно уточнить в словарях. Далее начинается подготовка учащихся. Они могут сами составлять словарные диктанты, диктовать друг другу, работая в парах или группах, сами проверять, выявлять ошибки, растолковывать правила. Практика показывает, что после такой подготовки результаты контрольного диктанта заметно улучшаются, а материал лучше усваивается.

Как проводить диктант в 10-11 классах

К этому периоду учащиеся уже должны владеть техникой написания всех видов диктантов, что дает для учителя возможность варьировать задания, комбинировать виды диктантов. В старших классах уже нет смысла в проведении привычного диктанта по схеме: диктовка-написание. Так как выпускников готовят к выпускным экзаменам (где, кстати, требуется написание сочинения), то и все диктанты в 10-11 классах лучше выбирать такие, которые предполагают работу с текстом.

Неплохой вариант – свободные или творческие диктанты. Они позволят не только определить уровень владения орфографическими и пунктуационными навыками, но и умение ученика свободно излагать текст своими словами.

Еще один вариант – диктанты с языковым анализом. Он проводится как обычный. А вот затем следует аналитическая работа с текстом. Т.е. после диктанта учитель предлагает ряд вопросов, касающиеся языка изложения, выразительных языковых средств, образов, стиля речи. Получается, что после диктант учащимся нужно написать часть контрольной работы в своем изложении. Это позволит проверить, насколько свободно учащиеся могут излагать свои мысли, насколько они владеют терминологией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найдем индекс номер
  • Как найти объем в 1см3
  • Как найти наталью во ржеве
  • Как можно найти ускорение свободного падения формула
  • Как найти выпускника маи